Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по направлению





Скачать 492.7 Kb.
НазваниеМетодические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по направлению
страница1/4
Дата публикации11.04.2015
Размер492.7 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
  1   2   3   4



НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РОССИИ

Методические указания

к практическим занятиям для студентов,

обучающихся по направлению

181100 «Государственное и муниципальное управление»

Составители:

Л. В. Касаева, Н. В. Кавинская, Д. Э. Пилиева,

И. В. Скяева, Ж. А. Дзахова, Г. Б. Мециева


Владикавказ 2013

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

РОССИИ

Методические указания

к практическим занятиям для студентов,

обучающихся по направлению

181100 «Государственное и муниципальное управление»

Составители:

Л. В. Касаева, Н. В. Кавинская, Д. Э. Пилиева,

И. В. Скяева, Ж. А. Дзахова, Г. Б. Мециева

Допущено редакционно-издательским советом

Северо-Кавказского горно-металлургического
института (государственного технологического

университета).

Протокол № 24 от 02.07.2013 г.
Владикавказ 2013

УДК 323.1

ББК 66.5

К 28

Рецензент:

Кандидат юридических наук СКГМИ (ГТУ) Галачиева М. М.

К 28 Национальные отношения России: Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по направлению 181100 «Государственное и муниципальное управление» / Сост.: Л. В. Касаева, Н. В. Кавинская, Д. Э. Пилиева, И. В. Скяева, Ж. А. Дзахова, Г. Б. Мециева; Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). – Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Изд-во «Терек», 2013. 42 с.

УДК 323.1

ББК 66.5

Редактор: Иванченко Н. К.

Компьютерная верстка: Кравчук Т. А.


 Составление. Северо-Кавказский горно-металлургический
институт (государственный технологический университет), 2013

 Касаева Л. В., Кавинская Н. В., Пилиева Д. Э., Скяева И. В., Дзахова Ж. А., Мециева Г. Б., составление, 2013
Подписано в печать 18.10.2013. Формат бумаги 60х84 1/16. Бумага офсетная.

Гарнитура «Таймс». Печать на ризографе. Усл. п.л. 2,44. Тираж экз. Заказ № ____.

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный

технологический университет). Изд-во «Терек».

Отпечатано в отделе оперативной полиграфии СКГМИ (ГТУ).

362021. Владикавказ, ул. Николаева, 44.
Содержание
Введение 4

1. Цели и задачи комплекса 5

2. Учебно-тематический план комплекса «Национальные

отношения России» 7

3. Программа комплекса «Национальные отношения России» 9

4. Вопросы к экзамену 35

5. Список литературы 36

6. Глоссарий 38

ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях в развитии исторической науки все четче появляется относительно самостоятельное направление – изучение национальных аспектов в политической истории многонациональных государств. Это и понятно, поскольку национальные отношения были и продолжают оставаться составной частью социально-политической, экономической и духовной жизни общества. Нация – определенная историческая общность людей – не остается пассивной на переломах исторического процесса, какими бы трудными они ни были. Более того, она постоянно испытывает на себе конкретное (положительное или отрицательное – это уже другой вопрос) воздействие политических и государственных структур.

Именно поэтому в современных исторических условиях должны формироваться идеи нового интернационализма, утверждающего консолидацию множественных, нередко противоречивых интересов, идеалов и целей различных народов во имя общего блага и выживания перед лицом глобальных опасностей. Здесь особую значимость приобретает исторический опыт интернационального воспитания и сплочения масс, не противоречащий общечеловеческим ценностям, ибо он направлен на защиту, прежде всего угнетаемой части общества. Этот опыт учит всех честных людей без различия их идеологий знать истинную правду о развитии национальных отношений в прошлом, чтобы не делать трагических ошибок в настоящем и будущем.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОМПЛЕКСА
Содержание данного комплекса исходит из требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования применительно второго высшего образования.

Комплекс «Национальные отношения России» является составной частью теоретических основ специализации «Национальные и федеративные отношения».

Цель комплексаобеспечить подготовку студента в области теории и истории наций и национальных отношений, дать знания, соответствующие современному уровню развития этнополитологической науки и государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Министерства образования и науки РФ по специальности «Национальные и федеративные отношения».

Задачи комплекса:

  • дать студентам общетеоретические знания, касающиеся анализа этнополитологических процессов, приобщить их к пониманию теории национальных отношений;

  • научить студентов анализировать происходящие этнические (национальных) процессы и тенденции в контексте конкретных социально-экономических и политических реалий в многонациональном российском государстве, реализуя при этом познавательно-прогностические функции и адаптивные возможности;

  • научить оценивать национальные отношения в Российской Федерации на современном этапе, их тенденции;

  • помочь обучающимся с позиций теории и практики развития уяснить сущность национальной политики Российской Федерации, определить эффективные механизмы ее реализации.

Изучающие данный курс студенты должны:

  • понимать значение национального вопроса в Российской Федерации, применять знания при подготовке и принятии политических решений, формировании общественного мнения;

  • знать понятийно-категориальный аппарат, методологию, структуру курса, понимать его место в системе общественных наук;

  • различать мировоззренческие, теоретико-методологические и прикладные компоненты этнополитического знания, уметь использовать их в будущей профессиональной деятельности;

  • выявлять роль этнического фактора во взаимоотношениях гражданского общества и государства, в многообразии национальных интересов, путях и средствах их реализации в общественно-политической жизни России;

  • уметь выделять институциональные и неинституциональные аспекты политики;

  • знать основные разновидности теории и особенности функционирования современных этнополитических систем и режимов;

  • иметь научное представление о сущности власти и ее функциях в полиэтническом обществе.



2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОМПЛЕКСА

«НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ»

п/п

Название темы

Вид

занятий

Кол-во часов

Преподаватель (и)

1

2

3

4

5

1

Национальные и федеративные отношения. Предмет изучения, структура и логика учебного курса

лекция

2

Доц. Касаева Л. В.

2

Нация как объект научного анализа и политики

лекция

2

Доц. Касаева Л. В.

3

Теоретические концепции о развитии наций и национальных отношений: отечественный и зарубежный аспекты

лекция

2

Доц. Касаева Л. В.

4

Категории и понятия в теории наций и национальных отношений, применение их в политической практике

лекция-консультация

2

Доц. Касаева Л. В.

5

Сущность понятия «нация». Значение его для анализа межнациональных отношений

дискуссия

2

Доц. Касаева Л. В.

6

Тенденции развития наций и национальных отношений

лекция

2

Доц. Касаева Л. В.

7

Глобализация: проблемы, противоречия, влияние на развитие многонациональной России

лекция

2

Доц. Касаева Л. В.

8

Национализм: его проявления в идеологии и политике

лекция

2

Доц. Касаева Л. В.

9

Проблемы самоопределения народов: общепризнанные международные нормы и российская модель

дискуссия

2

Доц. Касаева Л. В.

10

Русская нация в системе межнациональных отношений

лекция

2

Доц. Касаева Л. В.

11

Становление и развитие многонационального Российского государства: опыт историко-политологического осмысления

лекция

2

Доц. Касаева Л. В.

Окончание табл.

1

2

3

4

5

12

Особенности управления территориями и народами в Российской империи

семинар

2

Доц. Касаева Л. В.

13

Сущность национального вопроса в СССР

лекция

2

Доц. Касаева Л. В.

14

Уроки «решения» национального вопроса в СССР, влияние их на межнациональные отношения в демократической России

дискуссия

4

Доц. Касаева Л. В.

15

Консультация к экзамену

консультация

2

Доц. Касаева Л. В.

16

Теория и история наций и национальных отношений

экзамен

4

Доц. Касаева Л. В.

Всего

34 часа


3. ПРОГРАММА КОМПЛЕКСА

«НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ»
Тема 1. Национальные и федеративные отношения.

Предмет изучения, структура и логика учебного курса

(лекция)
План

  1. Место теории наций и национальных отношений в этнополитической науке.

  2. Междисциплинарность и комлексность науки.

  3. Национальные отношения и федерализм.

  4. Анализ структуры и логики учебного курса.


Краткое содержание
Теория наций и национальных отношений и ее роль в определении этнонационального развития народов в полиэтническом государстве. Нации и национальные отношения в системе общественных отношений – социально-экономических, политических, духовных и внешнеполитических.

Национальные отношения и федерализм. Проблемы национальной идентичности.

Влияние объективных и субъективных факторов на развитие наций и национальных отношений. Влияние национальных отношений на форму и структуру государства, на территориальное и экстерриториальное самоопределение народов устройство, на роль этнического фактора в формировании властных отношений. Преодоление идеологической и методологической ограниченности в изучении наций и национальных отношений. Необходимость изучения теории и истории наций; национальных отношений с точки зрения их влияния на социально-политические процессы, формирование гражданского общества.
Ключевые слова:

  • история наций и национальных отношений

  • междисциплинарность предметной сферы

  • национальная идентичность

  • национальные отношения

  • нация

  • структура предметной сферы

  • федеративные отношения

  • федерация


Контрольные вопросы и задания


  1. Роль знания о теории и истории наций в многонациональном государстве.

  2. Национальные отношения, реализация их в формах государственного устройства.

  3. Характер национальных отношений в России в историческом измерении.


Список литературы


  1. Абдулатипов Р. Г. Этнополитология: Учебное пособие. – М., 2004.

  2. Вопросы межнациональных и федеративных отношений. Материалы к учебному курсу. Вып. 1–9. – М., 1995–2007.

  3. Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. – М., 1995.

  4. Изучение национальных отношений в зарубежных странах (Советская историография). – М., Наука, 1985. – 268 с.

  5. Конституция Российской Федерации 1993 года. – М., 2009.

  6. Кулиниченко М. И. Национальные отношения в СССР и тенденции его развития. – М., 1972.

  7. Кулиниченко М. И. Нация и социальный прогресс. – М., 1983.

  8. Кулиниченко М. И. Марксистко-ленинское учение по национальному вопросу и современность. – М., Знание, 1972.

  9. Михайлов В. А. Национальная политика России как фактор государственного строительства. – М., 1995.

  10. Национальная политика России: история и современность. – М., 1997.

  11. Основы национальных и федеративных отношений: Учебное пособие. – М., 2001.


Тема 2. Нация как объект научного анализа и политики

(лекция)
План

  1. Сущность понятий «нация» и «национальные отношения».

  2. Нация и национальная политика в многонациональном государстве.

  3. Нация и национализм.


Краткое содержание
Сущность понятия «нация». Развитие науки о нации. Концепции «нации» в общественно-политической литературе. Нация и идеологическая сущность. Демократические основы понятий «нация» и «национальные отношения», реализация их в национальной политике. Гражданская и политическая сущность «нации» как государства. Нация и национализм. Природа национализма в демократическом обществе. Формы его проявления.
Ключевые слова

  • идеологическая сущность нации

  • концепции «нации»

  • многонациональное государство

  • национализм

  • национальная политика


Контрольные вопросы и задания


  1. Концептуальные подходы к понятию «нация».

  2. Взаимосвязь понятия «нация» и характер национальной политики.

  3. Демократическая сущность понятия «нация-государство».


Список литературы


  1. Абдулатипов Р. Г. Сущность понятия «нация-этнос»: ответ сторонникам безнациональности. – М., 1999.

  2. Абдулатипов Р. Г. Российская нация. – М., 2005.

  3. Жарников А. Е. Дискуссия о понятии «нация» в советской и современной российской науке // Вопросы национальных и федеративных отношений. – М., 2004.

  4. Изучение национальных отношений в зарубежных странах (Советская историография). – М., Наука, 1985 – 268 с.

  5. Кулиниченко М. И. Национальные отношения в СССР и тенденции его развития. – М., 1972.

  6. Кулиниченко М. И. Нация и социальный прогресс. – М., 1983.

  7. Кулиниченко М. И. Марксистко-ленинское учение по национальному вопросу и современность / М. И. Кулиниченко. – М.: Знание, 1972

  8. Козлов В. И. Этнос-нация-национализм. – М., 1999.

  9. Тишков В. А. Реквием по этносу. – М., 2004.

  10. Этнос, нация, общество. Этнологический словарь. – М., 1996.



Тема 3. Теоретические концепции о развитии наций

и национальных отношений: отечественный и зарубежный аспекты

(лекция)
План

  1. Основные направления теоретической концепции развития наций и национальных отношений в современной России.

  2. Теоретические и политические концепции развития наций и национальных отношений в СССР.

  3. Зарубежные концепции национальных отношений: интеграционные теории («плавильного котла»), психолого-культурологические теории, концепция «мультикультурализма».

  4. Возможность реализации концепции «мультикультурализма» в условиях Российской Федерации.


Краткое содержание
Демократическая основа теоретических концепций анализа развития наций и национальных отношений. Теории о развитии национальных меньшинств, их прав на национальную, этническую, культурную, религиозную идентичность, в том числе на личную идентичность.

Актуальна позиция, согласно которой такие понятия, как «этничность» и «нация» являются различными по своей природе, но пересекающимися явлениями. Первое имеет преимущественно социально-культурную природу, а нации и национализм – социально-политическую.

Проблемы преемственности в национальной политике России, отражение в современных теоретических концепциях. Патриотизм, формы и методы единения народов России в едином государстве.

Социально-политическая сущность «советского народа» как новой исторической общности советских людей и «многонационального российского народа» – российской нации.

Концепция «плавильного котла» как формы интеграции народов США и психолого-культурологические теории, концепция «мультикультурализма». Возможность использования их в условиях России.

Совершенствование национальных отношений в России предполагает адаптацию их к общегражданским задачам развития российского общества. Такой подход может быть реализован в рамках проекта этнополитической интеграции. Из обзора современных политических практик и по результатам научных исследований (В.А. Тишков) вытекает перспективность для современного мира, в том числе и для России, концепции культурной свободы (свободы выбора), которая рассматривает культурное многообразие как многообразие форм человеческой идентификации. Важнейшей задачей политики интеграции должно стать воспитание этнической толерантности россиян. Этнополитическая интеграция предполагает также как создание новых специализированных институтов, организующих и координирующих указанный процесс, так и совершенствование деятельности существующих.
Ключевые слова

  • идентичность

  • интеграция

  • концепция

  • многонациональный российский народ

  • мультикультурализм

  • национальные меньшинства

  • национальные отношения

  • нация

  • патриотизм, советский народ

  • преемственность

  • российская нация

  • теории


Контрольные вопросы и задания
1. Демократическая сущность современных теоретических концепций развития наций и национальных отношений, их анализ.

  1. Сущность теоретических концепций развития наций и национальных отношений в СССР.

  2. Концепция «плавильного котла», ее содержание.

  3. Концепция «мультикультурализма», возможности ее использования в России.

  4. Теория и практика многокультурности.


Список литературы


  1. Абдулатипов Р. Г. Российская нация, этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях. – М., 2005.

  2. Губогло М. Н. Идентификация идентичности. Этносоциологические очерки. – М., 2003.

  3. Геллнер Э. Нации и национализм. – М., 1991.

  4. Дашдамиров А. Ф. Национальная идея и этничность. – М., 2001.

  5. Дробижева Л. М., Аклаев А. Р., КоротееваВ. В., Солдатова Г. У. Демократия и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. – М., 1996.

  6. Изучение национальных отношений в зарубежных странах (Советская историография). – М.: Наука, 1985 – 268 с.

  7. Калинина К. В. Национальные меньшинства в Российской Федерации. – М., 2007.

  8. Кулиниченко М. И. Национальные отношения в СССР и тенденции его развития. – М., 1972.

  9. Кулиниченко М. И. Нация и социальный прогресс. – М., 1983.

  10. Кулиниченко М. И. Марксистко-ленинское учение по национальному вопросу и современность / М.И. Кулиниченко. – М.: Знание, 1972.

  11. Михаилов В. А. Национальная политика как фактор государственного строительства. – М., 1995.

  12. Мультикультурализм в трансформирующихся обществах / Под ред. B. C. Малахова и В. А. Тишкова. – М., 2002.

  13. Национализм в мировой истории / Под ред. В. А. Тишкова, В. А. Шнирельмана. – М., 2007.

  14. Смит Э. Национализм и модернизм. Критический обзор современных теорий наций и национализма. – М., 2004.

  15. Тишков В. А. Этнология и политика. – М., 2001.

Тема 4. Категории и понятия в теории наций и национальных

отношений, применение их в политической практике

(лекция-консультация)
План

  1. Понятийно-категориальный аппарат в теории наций, его трансформация.

  2. Современная политико-правовая лексика, ее анализ.

  3. Международные политико-правовые нормы в области национальных отношений.

  4. Проблемы адекватного применения политико-правовой лексики в управленческой практике.


Краткое содержание
Понятийно-категориальный аппарат в теории наций и национальных отношений как важнейший инструмент познания, его эволюция.

Современные трактовки понятий «нация», «народ», «этнос», «согражданство», «этническая группа», «субэтнос», национальная (этническая) самоидентификация, «национальные отношения», «самоопределение наций», «национализм», «экстремизм», «национальное развитие» и др.

Традиционное понимание нации как социально-экономической, культурно-исторической общности и дискуссии о понятии «нации» как о «согражданстве». Издержки механического перенесения на российскую действительность этнополитических стандартов западной науки. Понятийные конструкции Концепции государственной национальной политики Российской Федерации и в законодательства в сфере о национальных отношениях, проблемы адекватного применения их в социальной практике.

Концепция государственной национальной политики (1996) о всестороннем учете интересов народов России, о национальном развитии в политической, социально-экономической и духовной сферах.

Понятие «национальное развитие» как всестороннее развитие народа (нации) – экономическое, социальное, культурное – является одним из основных принципов международного права (Декларация ООН, 1986); составная часть прав человека и основных свобод. Право на развитие – универсальное право участвовать в экономической, социальной, политической и культурной системе (Декларация ООН, 1993) о новом подходе к понятию «развитие».

Понятия в международно-правовых документах, проблемы их реализации в национальной политике Российской Федерации.

Анализ терминологических противоречий в научно-исследовательских работах и в текущих политических документах.
Ключевые слова

  • коренные народы народ

  • национальное развитие национальные меньшинства национальные отношения нация

  • самоопределение наций

  • этническая самоидентификация этнос


Контрольные вопросы и задания


  1. Соотношение понятий «нация» и «этнос».

  2. Формы самоопределения наций.

  1. Понятие «национальные меньшинства» в международных документах и в российской политико-правовой практике.

  2. Анализ терминологических противоречий в теории и правовых документах Российской Федерации.


Список литературы


  1. Абдулатипов Р. Г. Сущность нации-этноса: ответ сторонникам безнациональности. – М., 1999.

  2. Абдулатипов Р. Г. Этнополитология. – СПб., 2004.

  3. Абдулатипов Р. Г. Российская нация. Этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях. – М., 2005.

  4. Дашдамаров А. Ф. Национальная идея и этничность. – Баку, 2001.

  5. Жарников А. Е. Дискуссия о понятии «нация» в советской и современной российской науке // Вопросы национальных и федеративных отношений. Вып. VI. – М., 2004.

  6. Изучение национальных отношений в зарубежных странах (Советская историография). – М.: Наука, 1985 – 268 с.

  7. Конституция Российской Федерации 1993 года. – М., 2009.

  8. Концепция государственной национальной политики РФ, утверждена Указом Президента РФ 15 июня 1996 г. // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 6162–6172.

  9. Козлов В. И. Этнос – нация – национализм. – М., 1999.

  10. Кулиниченко М. И. Национальные отношения в СССР и тенденции его развития. – М., 1972.

  11. Кулиниченко М. И. Нация и социальный прогресс. – М., 1983.

  12. Кулиниченко М. И. Марксистко-ленинское учение по национальному вопросу и современность / М.И. Кулиниченко. – М.: Знание, 1972.

  13. Национализм и формирование нации: теории, модели, концепции. М., 1994.

  14. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств и пояснительный доклад // Собрание законодательства РФ. – 1999. -№ 11.-Ст. 2275–2284.

  15. Релятивистская теория наций: новый подход к исследованию этнополитической динамики России. – М., 1998.

  16. Основы национальных и федеративных отношений: Учебное пособие. – М., 2000.

  17. Тишков В. А. Забыть о нации // Вопросы философии. 1998.



Тема 5. Сущность понятия «нация». Значение его для анализа межнациональных отношений

(дискуссия)
План

  1. Понятия «нация», «этнос», «национальное государство», «многонациональное государство» в теории, политике и практике российского государства.

  2. Понятие «нация» и дискуссия вокруг него.

  3. Гражданская и политическая сущность наций.

  4. Российская нация как согражданство, проблемы ее формирования.


Краткое содержание
Понятие «нация». Этническая сущность нации. Политическая сущность нации. Национальное государство. Дискуссии вокруг проблемы формирования нации. Формационный подход к формированию наций и его критика. Цивилизационный подход к определению нации. Нация как согражданство. Российская нация, ее сущность, как гражданское многонациональное сообщество, объединенное в единое государственное образование – Российскую Федерацию.
Ключевые слова

  • государство

  • межнациональные отношения

  • многонациональное государство нация


Контрольные вопросы и задания
1. Отечественная и зарубежная интерпретация понятия «нация».

2. Этнос, его природная сущность, ее трансформации в процессе межэтнического взаимодействия.

3. Понятия «народ», многонациональный народ России.

4. Российская нация, ее этническая структура и политическая сущность.
Список литературы


  1. Абдулатипов Р. Г. Сущность нации-этноса: ответ сторонникам безнациональности. – М., 1999.

  2. Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. – М., 2000.

  3. Изучение национальных отношений в зарубежных странах (Советская историография). – М., Наука, 1985. – 268 с.

  4. Калинина К. В. Демократия и самоопределение народов // Парламентская демократия и федерализм в России и Германии. Москва – Мюнхен – Вюрцбург, 1999.

  5. Конституция Российской Федерации 1993 года. – М., 2009.

  6. Концепция государственной национальной политики РФ, утверждена Указом Президента РФ 15 июня 1996 г. // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 6162–6172.

  7. Кулиниченко М. И. Национальные отношения в СССР и тенденции его развития. – М., 1972.

  8. Кулиниченко М. И. Нация и социальный прогресс. – М., 1983.

  9. Кулиниченко М. И. Марксистко-ленинское учение по национальному вопросу и современность / М. И. Кулиниченко. – М.: Знание, 1972.

  10. Основы национальных и федеративных отношений. – М., 2001.

  11. Релятивистская теория наций: Новый подход к исследованию этнополитической динамики России. – М., 1998.

  12. Тигиков В. А. Реквием по этносу. – М., 2004.



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по направлению iconМетодические указания и планы к семинарским и практическим занятиям...
Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»...
Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по направлению iconМетодические указания к практическим занятиям Для студентов, обучающихся...
Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» экономического факультета...
Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по направлению iconМетодические указания к практическим занятиям рпк «Политехник»
Русский язык и культура речи: Методические указания к практическим занятиям / Сост. Т. В. Латкина; Волгоград гос техн ун-т. – Волгоград,...
Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по направлению iconМетодические указания к семинарским занятиям Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по направлению iconМетодические указания к семинарским занятиям Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200 «Физика»
Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по направлению iconМетодические указания к семинарским занятиям
...
Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по направлению iconМетодические указания по семинарским занятиям Красноярск 2011 Авторы: Самойлова А. А
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по направлению iconМетодические указания к семестровым и практическим занятиям рпк «Политехник»
Правоохранительные органы рф: Методические указания к семестровым и практическим занятиям / Сост. – И. И. Евтушенко; Волгоград гос...
Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по направлению iconМетодические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной...
Методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов направления 030900. 62 Юриспруденция...
Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по направлению iconМетодические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам)...
Методические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам) и самостоятельной работе
Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по направлению iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «бухгалтерский учет»
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Бухгалтерский учет» / Сост.: Н. А. Адамов, Г. А. Амучиева; гуу. – М.,...
Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по направлению iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов медицинского...
Методические указания к лабораторным занятиям по гистологии предназначены для самостоятельной работы студентов I курса медицинского...
Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по направлению iconМетодические указания к семинарским занятиям Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по направлению iconКурс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к...
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по направлению iconМетодические рекомендации по практическим занятиям для студентов...
Направляющие системы электросвязи: методические рекомендации по практическим занятиям для студентов специальностей 210400. 62, 210406....
Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по направлению iconКонтроль качества пищевых продуктов. Органолептическая оценка, как...
Настоящие методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Введению в специальность» предназначены для студентов, обучающихся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск