Скачать 196.39 Kb.
|
Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет государственного и муниципального управленияПрограмма дисциплины «Служебная этика и конфликт интересов» для направления 080500.68 - Менеджмент, подготовки магистра Автор Конов А. В. (alex-konov@yandex.ru) Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры «Государственное и муниципальное управление государственной и муниципальной службы Председатель УМС Розов М.А. Зав.кафедрой Барабашев А.Г. ______________________________ _______________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»___________________200 г. Утверждена УС ФГиМУ _________________________________ Ученый секретарь Симонова Л.М. _________________________________ « ____» ___________________200 г. Москва, 2008Аннотация Данный учебный курс предназначен для студентов 2-го курса магистратуры ФГиМУ ГУ-ВШЭ, обучающихся по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление». Программа рассчитана на 30 часов лекций и 12 часов семинарских занятий. В ходе освоения курса студенты должны получить знания как об основах теории административной этики, так и о практике этического регулирования в системе государственного управления различных стран. Студенты, освоившие учебную дисциплину должны уметь выявлять типичные ситуации конфликта интересов и иные этически спорные ситуации. Итогом изучения данной дисциплины является реферат, в котором студенты должны продемонстрировать способность работать с нормативными правовыми актами и литературой на русском и иностранных языках. Данная программа, содержит 7 разделов: 1) Организационно-методический раздел; 2) Тематический план учебного курса; 3) Формы контроля знаний студентов; 4) Базовый учебник; 5) Содержание программы и учебно-методическое обеспечение дисциплины; 6) Вопросы для проверки качества освоения дисциплины; 7) Примерные темы эссе. СодержаниеI.Организационно-методический раздел 4 II.Тематический план учебного курса «Служебная этика и конфликт интересов». 5 III.Формы контроля знаний студентов 6 IV.Базовый учебник 8 V.Содержание программы и учебно-методическое обеспечение дисциплины 9 VI.Вопросы для оценки качества освоения дисциплины 19 VII. Примерные темы рефератов. 21 I.Организационно-методический разделМетодическая новизна учебного курса и направления дальнейшего развития. Данная программа разработана в рамках учебно-методического комплекса «Этическая инфраструктура государственной службы», при ее создании использовалась программа учебного курса «Служебная этика и конфликт интересов», прочитанного автором в 2005-2006 учебном году для студентов 2-го курса магистратуры ФГиМУ ГУ-ВШЭ в объеме 54 часов. В новой программе увеличено число тем учебного курса, практически полностью переработан список основной и дополнительной литературы, внесены коррективы в систему контроля знаний студентов, изменены экзаменационные вопросы и примерные темы эссе. В настоящее время в России и в зарубежных странах читаются различные курсы по административной этике. Однако автору неизвестен учебный курс, аналогичный предлагаемому по объему и содержанию. Подготовленный список основной и дополнительной литературы по курсу в настоящее время не имеет аналогов в нашей стране. Уникальность курсу придает также активная вовлеченность автора в разработку аналитических материалов в ходе реализации Федеральной программы «Реформирование государственной службы (2003-2005)» и доступ к соответствующим НИОКР. Одна из особенностей предлагаемого учебного курса заключается в том, что практически вся литература по курсу, как основная, так и дополнительная, является англоязычной. Тема административной этики лишь недавно начала разрабатываться российскими исследователями, и на настоящий момент большая часть русскоязычных аналитических материалов по данной теме содержится не в научных журналах и монографиях, а в отчетах, подготовленных по заказу государственных органов. В связи с этим от студентов, изучающих учебный курс, требуется владение английским языком в объеме достаточном для чтения научных статей по государственному управлению и для понимания содержания нормативных правовых актов зарубежных стран. II.Тематический план учебного курса «Служебная этика и конфликт интересов».
III.Формы контроля знаний студентовФормы контроля: - текущий контроль – устные вопросы на семинарах для проверки усвоения материала; - промежуточный контроль – реферат; - итоговый контроль – экзамен. Итоговая оценка является суммой четырех элементов, каждый из которых имеет определенный вес:
Посещаемость При посещении всех занятий оценка равна 10, при пропуске одного без уважительной причины – 9, двух занятий – 8, трех занятий – 7, четырех занятий – 6, пяти занятий – 5, шести занятий – 4. При пропуске 7 занятий и более без уважительной причины оценка равна 0. Реферат Тему реферата студенты выбирают из предоставляемого им примерного списка или самостоятельно. О выбранной теме необходимо сообщить преподавателю и тем самым «закрепить» тему за собой. Студент не может выбирать тему, которая уже «записана» за другим студентом. Тема реферата должна быть выбрана не позднее, чем за 20 календарных дней до установленного срока сдачи реферата; после этого оставшиеся темы распределяются по решению преподавателя среди тех, кто не сделал выбора.
Экзамен Экзамен, а также пересдачи экзамена, проводятся по билетам, состоящим из двух вопросов. Экзамен проводится устно. Экзамен оценивается по десятибалльной шкале. В случае неявки на экзамен без уважительной причины за экзамен выставляется оценка «0». Оценки «1», «2», «3» являются неудовлетворительными. Если студент пересдает экзамен по причине получения неудовлетворительной оценки или неявки на экзамен без уважительной причины, из оценки, полученной на пересдаче, вычитаются 2 балла. Если экзамен был пропущен по уважительной причине, баллы из оценки за пересдачу не вычитаются. IV.Базовый учебникВ настоящее время как в России, так и за рубежом отсутствуют учебники, полностью покрывающие содержание данной программы. До этого времени предполагается использовать в качестве базового учебного пособия комплект из статьи и 2 книг:
Кроме того, по каждой теме программы будет подобран пакет нормативных актов (законов, этических кодексов, руководств по исполнению этических кодексов, форм деклараций интересов и т.д.), а также набор ссылок на Интернет-ресурсы, в первую очередь, на сайты координирующих органов в сфере административной этики. V.Содержание программы и учебно-методическое обеспечение дисциплиныТема 1: Два основных подхода к проведению этических реформ. Доклад ОЭСР «Этика государственной службы»: подход, основанный на порядочности (integrity-based approach), и подход, основанный на соблюдении правил (compliance-based approach). Меры этического регулирования, характерные для каждого из подходов. Философские допущения, лежащие в основе каждого из подходов. Преимущества и недостатки каждого подхода. Невозможность жесткого разделения двух подходов: не дихотомия, а континуум. Исторические основания двух подходов: дискуссия Фридриха – Файнера об административной ответственности. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 2: Конфликт интересов: понятие, виды. Урегулирование конфликта интересов: декларирование интересов. Конфликт интересов как основной объект этического регулирования. Понятия реального, потенциального и мнимого конфликта интересов. Конфликт нтересов и коррупция. Регулирование конфликта интересов: процедура декларирования интересов. Декларирование интересов и мониторинг имущественного положения государственных служащих: общее и особенное. Декларации интересов: декларируемые сведения; круг лиц, подающих декларации; органы, ответственные за сбор деклараций; форма декларирования; степень публичности деклараций. Возможные негативные последствия внедрения процедур декларирования интересов. Меры по устранению конфликта интересов. Основная литература:
Дополнительная литература
Тема 3: Критические сферы этического регулирования. Получение подарков. Возможные негативные последствия получения государственными служащими подарков от граждан и организаций: возникновение реального или мнимого конфликта интересов, эффект «скользкой дорожки», оказание предпочтения отдельным гражданам и организациям и т.д. Аргументы в пользу разрешения определенных видов подарков. Основные подходы к регулированию получения подарков государственными служащими: запрет на вымогательство подарков, запрет на получение подарков, установление видов и максимальной стоимости разрешенных подарков. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 4: Критические сферы этического регулирования. Работа по совместительству и политическая деятельность государственных служащих. Возможные негативные последствия работы государственных служащих по совместительству: конфликт интересов и конфликт приверженности. Неэффективность абсолютного запрета работы государственных служащих по совместительству. Основные подходы к регулированию работы государственных служащих по совместительству: запрет определенных видов деятельности, установление ограничений на виды и размер дополнительного дохода, установление ограничений на продолжительность работы по совместительству, получение разрешений на работу по совместительству.
Тема 5: Критические сферы этического регулирования. Трудоустройство после увольнения со службы. Основные типы конфликта интересов, связанные с трудоустройством граждан после увольнения с государственной службы: «эффект шлепанцев», разглашение служебной информации, незаконное лоббирование и т.д. Основные подходы к регулированию трудоустройства граждан после увольнения с государственной службы: запрет на «смену сторон», установление «периода ожидания», получение разрешений на трудоустройство после увольнения с государственной службы. Проблема применения мер ответственности за нарушение гражданами норм о трудоустройстве после увольнения с государственной службы. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 6: Проблема «служебных разоблачений». Понятие «служебное разоблачение». Развитие законодательства о служебных разоблачениях и законодательства о защите лиц, совершающих служебные разоблачения, в зарубежных странах. «Критические точки» процедуры служебных разоблачений, различные подходы при разработке процедуры служебных разоблачений. Проблема раскрытия государственными служащими в СМИ информации о незаконном или неэтичном поведении других должностных лиц. Культурные особенности отдельных стран как препятствие на пути распространения законодательства о служебных разоблачениях. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 7: Нормативное закрепление стандартов поведения должностных лиц: этические кодексы и кодексы поведения. Этические кодексы как специфический вид нормативных документов: сочетание норм права и этики. Цели этических кодексов. Содержание этических кодексов, основные сферы регулирования. Классификации этических кодексов по степени детализации, юридической силе, сфере применения. Подходы к разработке этических кодексов. Организационная культура и иные факторы успеха/неудачи этического кодекса. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 8: Координирующие органы в сфере административной этики. Подходы к созданию координирующих органов в сфере административной этики. Основные функции координирующих органов в сфере административной этики. Виды координирующих органов в зарубежных странах. Классификация ОЭСР: менеджеры, советники, цепные псы. Иные виды координирующих органов: следователи, трибуналы, доверенные лица. Основная литература
Дополнительная литература
Тема 9: Оценка эффективности этического регулирования. Проблемы количественной оценки уровня «этичности» в государственных органах. Влияние реформ в сфере административной этики на эффективность государственного управления, уровень доверия граждан к органам власти, карьеру политических деятелей и государственных служащих. Непредвиденные последствия анти-коррупционных, в том числе «этических», реформ. Попытки создания процедур оценки эффективности этического регулирования: объективные показатели, субъективные показатели, контрольные листы. Основная литература:
Дополнительная литература
Тема 10: Служебная этика и регулирование конфликта интересов в России. Осознание важности этического регулирования государственной службы в России (Концепция Административной реформы 1998 года). Концепция реформирования системы государственной службы РФ 2001 года. Указ Президента «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Нормы о регулировании конфликта интересов и иные процедур этического регулирования, закрепленные в ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Проект ФЗ «Кодекс служебного поведения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления». Процедуры этического регулирования в законодательстве субъектов РФ. Этическое регулирование в правоохранительных и таможенных органах России. Иные инициативы в сфере этического регулирования. Основная литература:
Данная тема будет рассматриваться преимущественно на основании принятых нормативных актов, а также проектов нормативных актов и аналитических материалов, подготовленных в ходе реализации Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)». VI.Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
VII. Примерные темы рефератов.
Автор программы: |
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет государственного и муниципального управления Кафедра теории и практики государственного управления | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет государственного и муниципального управления Кафедра Управления наукой и инновациями | ||
Программа промежуточной аттестации дисциплины делопроизводство в... Выявить имеют ли студенты целостное представление об организации документирования управленческой деятельность в органах государственного... | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет государственного и муниципального управления Кафедра управления государственными и муниципальными заказами | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет государственного и муниципального управления Кафедра управления развитием территорий и регионалистики | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет государственного и муниципального управления Кафедра управления государственными и муниципальными заказами | ||
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Программа учебного курса «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» | Программа дисциплины «Взаимодействие государства и бизнеса: формы и технологии» Автор программы: Сергей Сергеевич Бойко (), доцент кафедры теории и практики государственного управления факультета государственного... | ||
Рабочая программа по дисциплине б основы государственного и муниципального управления Кафедра Конституционного строительства и государственного и муниципального управления | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет государственного и муниципального управления Кафедра государственной и муниципальной службы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет государственного и муниципального управления Кафедра финансового менеджмента в государственном секторе | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет Государственного и муниципального управления Кафедра Теории организаций | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет государственного и муниципального управления Кафедра теории организаций | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет Государственного и муниципального управления Кафедра Местного самоуправления | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет государственного и муниципального управления Кафедра теории организации | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Факультет Государственного и Муниципального Управления Кафедра Местного Самоуправления |