Скачать 457.46 Kb.
|
Кафедра педиатрии Учебно-методический комплекс по дисциплинепедиатрия Основная образовательная программа060105 Медико-профилактическое дело(квалификация «специалист»)Утверждено на заседании кафедры: Протокол №____ «___» ___________ 20__ г. Зав. кафедрой _________ Авторы-составители: Малявская Светлана Ивановна, д.м.н., проф., зав. кафедрой педиатрии Копалин Акиндин Клавдиевич, к.м.н., доц. кафедры педиатрии Лебедев Андрей Викторович, к.м.н., докторант кафедры педиатрии
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой педиатрии Декан факультета д.м.н., проф. С.Л. Малявская медицинской профилактики к.м.н, доц. О.А. Анциферова ________________________ __________________________ «___»_______________2013 г. «___»_______________2013 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине – педиатрия По направлению подготовки - 060105 Медико-профилактическое дело (квалификация «специалист») Курс – 4, 5 Вид промежуточной аттестации - зачет Кафедра педиатрии Трудоемкость дисциплины 135 (час.)/ 3,75 (зач.ед.) Архангельск, 2013 1. Цель и задачи освоения дисциплины Цель – развитие профессиональных компетенций при подготовке специалиста путем формирования теоретических и практических навыков диагностики и профилактики основных заболеваний детского возраста и осуществления контроля за гармоничным развитием ребенка, которые могут быть использованы при организации всей работы по охране и укреплению здоровья детей разных возрастов. Изучение профилактической и клинической педиатрии способствует решению типовых задач деятельности выпускников медико – профилактического факультета. Задачи:
2.Место дисциплины в структуре ООП Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 060105 Медико-профилактическое дело (квалификация «специалист»). Педиатрия относится к профессиональным дисциплинам и ориентирует на лечебно – профилактическую работу. Детские болезни – область клинической медицины, изучающая патологию детского возраста, а также диагностику, профилактику и лечение детских болезней с учетом возрастных особенностей организма ребенка. Основное внимание уделяется изучению профилактической педиатрии, социальным факторам, влияющим на здоровье детей, экологии семьи и общества в целом. Определяется роль врача в создании условий для гармоничного развития детей, организации здорового образа жизни и осуществлении системы профилактических и противоэпидемических мероприятий, в том числе в наблюдении за санитарным режимом детских лечебных и профилактических учреждений. В соответствии со специальностью 060105 Медико-профилактическое дело (квалификация «специалист») в результате вузовского обучения выпускник должен быть подготовлен к профессиональной деятельности в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы, обеспечивающей достижение совокупности конечных целей обучения конкретными видами деятельности и умениями. 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен ЗНАТЬ (в соответствии с задачами дисциплины в области теории): - Достижения отечественной и зарубежной педиатрии; - Вопросы медицинской деонтологии; - Структуру показателей младенческой смертности и возможности ее снижения: - Анатомо-физиологические особенности ребенка, закономерности роста и развития ребенка на внутриутробном и внеутробном этапах, периоды детского возраста, их функциональные и морфологические характеристики, возрастные нормы, роль наследственных, а также эндо- и экзогенных факторов в формировании здоровья или болезни детей, особенно обменных процессов и иммунологической защиты в детском возрасте, основы медико-генетического консультирования, преимущества естественного вскармливания, принципы смешанного и искусственного вскармливания, особенности питания детей старше года. - Вопросы ухода и вскармливания, методику и технику кормления здоровых и больных детей раннего возраста; - Организацию работы детской больницы и поликлиники; - Вопросы иммунопрофилактики; - Основные нормативные показатели физиологических функций у детей в норме и при патологических процессах; - Этиологию, эпидемиологию, патоморфологию, классификацию, симптомы и синдромы основных заболеваний детского возраста; - Методику обследования пациентов с определенной патологией; - Принципы формулировки клинического диагноза при изучаемой патологии; - Основы лечения и профилактики - Основные принципы клинической и инструментальной диагностики, показания и противопоказания к использованию лабораторных, инструментальных и других методов исследования; - Алгоритм проведения лечения, принципы назначения режима, диетотерапии при изучаемых заболеваниях; - Показания и противопоказания к применению основных групп лекарственных препаратов, разрешенных в педиатрии; - Принципы организации детских лечебно-профилактических учреждений и санаторно-противоэпидемического режима в них и в родильных домах. - Принципы медико-профилактической работы в школах, школах-интернатах и детских дошкольных учреждениях. УМЕТЬ: - Собрать анамнез жизни и заболевания ребенка у матери и больных детей старшего возраста. - Выделить предрасполагающие факторы, фоновые заболевания, влияющие на развитие данного заболевания. - Собрать генеалогический анамнез, определить наследственную предрасположенность. - Провести оценку нервно-психического и физического развития детей. - Провести осмотр и физикальное обследование детей различных возрастных групп ( пальпацию, перкуссию, аускультацию). - На основании выявленных клинико-анамнестических данных диагностировать болезнь. - Правильно интерпретировать дополнительные лабораторные данные и показатели функциональных методов исследования, - Оценивать результаты рентгенологического исследования органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, почек и мочевыводящих путей; - Оценивать результаты функциональных проб, применяемых для исследования сердечно-сосудистой системы; - Оценить данные клинических анализов мочи, крови, основные биохимические и иммунологические показатели крови в возрастном аспекте; - Знать методику привития детям гигиенических и эстетических навыков, имеющих отношение к приему пищи; - Формулировать клинический диагноз в соответствии с современными классификациями изучаемых заболевания; - Провести беседу с (будущими) матерями по вопросам профилактики заболевания. - Дать рекомендации по организации ухода за детьми, рациональному вскармливанию и режиму. - Соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, решать комплекс задач, связанных с взаимоотношениями врача и больного; - Уметь осуществлять психологический и речевой контакт со здоровыми и больными детьми; - Определять палатный режим, лечебный стол, оптимальный режим дозирования, кратность и длительность введения лекарственного средства при изучаемой патологии; - Планировать индивидуально диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию больным детям; - Назначать профилактические мероприятия (индивидуальные профилактические маршруты); - Давать рекомендации по вскармливанию и питанию здорового ребенка, профилактике заболеваний, режиму дня, определять противоэпидемические мероприятия (в том числе - прививки). - Проводить первичную, вторичную и третичную профилактику заболеваний населения (здоровых, больных, членов их семьи и коллективов); пропагандировать здоровый образ и стиль жизни. - Самостоятельно работать с информацией (учебной, научной, нормативной справочной литературой и другими источниками); - Проводить диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию при изучаемых заболеваниях. ВЛАДЕТЬ (в соответствии с задачами дисциплины в области формирования практических навыков): - профессиональным алгоритмом решения практических задач диагностики, и профилактики острых и хронических заболеваний у детей различных возрастно-половых групп; - медицинской этикой и деонтологией; - навыками правильного построения своих взаимоотношений с родителями больного ребенка; - методикой расспроса (жалобы, история болезни, история жизни); - методикой клинического исследования (осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация легких, сердца); - навыками оценки результатов инструментальных методов исследования; - навыками оценки результатов клинико-лабораторного, микробиологического исследования мокроты, периферической крови, желудочного содержимого, желчи, мочи, кала; - алгоритмом проведения профилактической работы с детьми различных возрастных групп, навыками выделения групп здоровья и риска, диспансерного наблюдения за здоровыми и больными детьми. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет 3,75 зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины: 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Интерактивные формы проведения занятий
7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
8. Формы контроля 8.1. Формы текущего контроля - устные: собеседование, опрос - письменные: проверка тестов, контрольных работ, конспектов, решение задач 8.2. Формы промежуточной аттестации (зачета) Этапы проведения зачета: 1 этап – тестирование по дициплине; 2 этап – проверка практических навыков; 3 этап – собеседование. 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 9.1. Основная литература 1. Баранов А. А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях [Текст] : руководство для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. - М. : ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2008. - 424,[7] с. - ISBN 978-5-9704-0716-5 : 450 р. 2. Обреимова Н. И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. И. Обреимова, А. С. Петрухин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2007. - 383, [1] с. 3. Шабалов Н. П. Детские болезни : учеб. для студентов вузов: в 2 т./ Н. П. Шабалов Т. 1. -2008. -928 с.: ил. Т. 2. -2008. -916, [12] с.: ил. 9.2. Дополнительная литература
9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы 1. Российское образование // http//www.edu.ru (Сайт представляет собой систему Интернет-порталов сферы образования, включая федеральные образовательные порталы по уровням образования и предметным областям, специализированные порталы. Законодательство. Глоссарий). 2. Медицина http//www.medicina.ru (Сайт представляет собой систему Интернет-порталов сферы медицины, включая федеральные порталы по разделам медицины, специализированные порталы. Законодательство. Глоссарий). 2. Авторские лекции по педиатрии. Педиатрический факультет РГМУ / под ред. проф. В.Д. Демина, проф. С.О. Ключникова. – 2005. 3. Сборник материалов Научно-практической Конференции педиатров России с международным участием «Фармакотерапия и диетология в педиатрии / Союз педиатров России. – 2011 г. 4. Система «Консультант студента». 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины 10.1. Оборудованные аудитории: - аудитории оборудованы компьютерами с мультимедийными проекторами, настенными экранами, настенными мониторами-панелями, негатоскопами. 10.2. Аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения:
Алфавит Веторон Q10 = Кудесан Фрисо. Смеси. Биовестин Синупрет Тонзилгон Нурофен, ибупрофен Мальтофер Алекс плюс Кандид (клотримазол) Проспан Макропен Вобензим Нестле Кальций Д3 Називин Небулайзерная терапия Ликопид Элькар Магне-В6 Биопарокс Эреспал Лив.52 Неоинтестопан Юниэнзим Биорекс Цыгапан Доктор МОМ Презентация системы «Консультант студента» Презентация системы «Консультант врача»
1. Авторские лекции по педиатрии. Педиатрический факультет РГМУ / под ред. проф. В.Д. Демина, проф. С.О. Ключникова. – 2005. 2. Сборник материалов Научно-практической Конференции педиатров России с международным участием «Фармакотерапия и диетология в педиатрии / Союз педиатров России. – 2011 г. 3. Система «Консультант студента».
10.3. Обучающие компьютерные программы, используемые на практических занятиях:
10.4. Наглядные пособия: – Студенческое портфолио; – Аннотации к лекарственным препаратам; – Таблицы; – Тематические стенды; – Банк фотографий симптомов, заболеваний; – Учебные истории болезни; – Рентгенограммы больных с различными заболеваниями легких, почек, кисти рук (костный возраст), краниограммы; – Образцы анализов (кровь, моча); – Электрокардиограммы; – Тестовые контроли по темам занятий; – Учебные фильмы – Гемограммы, миелограммы, тромбоцитограммы, коагулограммы; – Схемы использования ингаляционных средств доставки лекарственных препаратов, постурального дренажа; – Пикфлоуметры, спейсеры, ингаляторы; – Образцы смесей для детского питания и блюд прикорма и докорма – Слайды.
11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине Анкета-отзыв на дисциплину «педиатрия» (анонимная) Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «педиатрия». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии. 1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________ ________________________________________________________________ 2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий____________________________________________________ ________________________________________________________________ 3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий_____________________________________________________ _________________________________________________________________ 4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарий______________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ СПАСИБО! Автор (ы):
Рецензент (ы):
|
Рабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая... Педиатрия, утверждённым Учёным советом университета от 26 июня 2013 г протокол №11 | И ее актуальность Педиатрия, утвержденным Министерством образования Российской Федерации от 2000г и с рабочей программой дисциплины «Судебная медицина»... | ||
Рабочая программа по физике, математике цикла математический, естественнонаучный... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо 060101, с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки... | Рабочая программа по дисциплине педиатрия для специальности 060201... Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности педиатрия, утвержденным приказом Министерства образования... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине Синдром жестокого обращения... Рабочая программа составлена заведующим кафедрой детской хирургии ПетрГУ, профессором И. Н. Григовичем | Методические рекомендации по преподаванию специальности педиатрия.... Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «педиатрия»... | ||
Методические рекомендации по преподаванию специальности педиатрия.... Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «педиатрия»... | Методические рекомендации по преподаванию специальности педиатрия.... Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «педиатрия»... | ||
Программа по дисциплине Общий уход за больными для специальности... Государственного образовательного стандарта по специальности: 060103 – педиатрия | Самостоятельная работа 120 часов формы контроля: экзамен в 12 семестре... Фгос впо по специальности «Педиатрия», Утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 ноября 2010 года №1122 | ||
Рабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедр патологической анатомии от «26» августа 2013г. Протокол №22 | Рабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103 «Примерная программа по дисциплине общая физиотерапия для специальности педиатрия» (Москва, 2003), утвержденной Руководителем Департамента... | ||
Рабочая программа по дисциплине: пропедевтика внутренних болезней,... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060103. 65 Педиатрия,... | Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060103.... Рабочая учебная программа составлена на основании типовой учебной программы по фармакологии для специальности педиатрия, Федерального... | ||
Учебное пособие предназначено для студентов 5 курса педиатрического... Пособие предназначено для преподавателей при прохождении производственной практики студентами 5 курса педиатрического факультета... | Примерная программа дисциплины общественное здоровье и здравоохранение... Составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальностям высшего профессионального медицинского и... |