Скачать 163.73 Kb.
|
УДК 373.1.013 Макеева Дарья Вадимовна студент гр. АС-Б-08 Научный руководитель: Ярощук Ирина Викторовна доц., к.т.н. Московский государственный горный университет МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЙТИНГОВ УЧАЩИХСЯ СТОЛИЧНОГО ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛУВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС MONITORING OF EDUCATION STUDENT RATINGS OF METROPOLITAN CENTER FOR EDUCATION SUPPORT IN AN INTRODUCTION FGOS Центр Образования города Москвы является экспериментальной площадкой для внедрения новейших технологий в области образования. Большинство нововведений Департамента образования проходят испытания именно в учебной среде Центра Образования. Одним из таких примеров является внедрение и тестирование в 2008 г. федерального государственного образовательного стандарта. Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Принципиальное отличие нового стандарта заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных компетенций. Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. После окончания изучения конкретного предмета преподаватель просчитывает рейтинг учащегося, включая в него и баллы, начисленные за усвоение той или иной компетенции [1] . ФГОС допускает две классификации ключевых компетенций в рамках предметных областей. Право выбора той или иной классификации ключевых компетенций остается за Дирекцией Центра Образования. Новый стандарт образования предусматривает переход к новым формам независимой государственной итоговой аттестации выпускников (ЕГЭ и ГИА) и требует создания принципиально новой системы управления качеством образования [3]. Таким образом, актуальной задачей перед Центром Образования стала необходимость вести рейтинговую систему качества образования каждого учащегося, и своевременно предоставлять результаты рейтингового шкалирования родителям и Департаменту. Данная система рейтингов должна была включить в себя сумму баллов, полученных учащимся за период обучения тому или иному предмету, и баллы за усвоение общеобразовательных компетенций. С 01.07.2011 г., в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, Центры Образования осуществляют свою работу в рамках нового Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения и, в настоящее время ФГОС является действующим стандартом обучения во всех государственных общеобразовательных учреждениях Москвы. А рейтинговая система образования учащихся - ведущей системой оценки знаний и контроля над успеваемостью. В данный момент времени, связующим звеном между Центром Образования и Департаментом, Центром Образования и родителями является система электронного школьного журнала, задачей которого является отображение данных с бумажного журнала без отображения рейтинговой системы. Модернизация российской системы образования выдвинула ряд актуальных проблем, одной из которых является получение объективной и достоверной оценки качества знаний школьников. Для наглядного примера ниже приведена обязательная схема взаимодействия участников информационной среды после внедрения в образовательный процесс ФГОС и проведения мониторинга образовательных рейтингов учащихся (рис. 1). Рис. 1. Взаимодействия участников информационной среды после внедрения в образовательный процесс ФГОС и проведения мониторинга образовательных рейтингов учащихся. Целью работы является разработка автоматизированной системы мониторинга образовательных рейтингов, строящегося на наблюдении за индивидуальной успеваемостью и качеством обучения учащихся Центра Образования по предметам учебного плана, общеобразовательным компетенциям и сопоставления успеваемости и качества обучения с желаемым результатом. Разработка такой системы повысит достоверность данных, составляющих информационные потоки, и сведет к минимуму возможность ошибки, тем самым уменьшив трудоемкость учета информации и ведения реестра [1]. Введение системы мониторинга общеобразовательных рейтингов учащихся обеспечит:
Основной смысл проведения мониторинга общеобразовательных рейтингов учащихся в контексте рейтинговой системы обучения и оценки знаний в том, что мониторинг является итоговым звеном при объективном оценивании уровня достижений учащихся, он является результатом качественного сотрудничества учителя и школьника в пределах школьной программы по предмету. Мониторинг не требует каких-либо существенных изменений в процессе обучения. Он всего лишь является итогом преобразований в социуме, в науке, в образовании. Заинтересованность учащихся в повышении рейтинга должна поддерживается системой стимулов и поощрений [7]. На данный момент в практике образовательной деятельности Центра образования такой системы не существует. Поэтому, целью данной работы является ни только разработка автоматизированной системы мониторинга образовательных рейтингов, строящегося на наблюдении за индивидуальной успеваемостью и качеством обучения учащихся, но и разработка системы стимулов, рекомендаций и поощрений учащихся, в зависимости от их места в таблице общеобразовательных рейтингов. На данный момент общий рейтинг учащегося Центра Образования рассчитывается по следующей формуле:
В ходе мониторинга общеобразовательных рейтингов учащихся был рассмотрен ряд методов расчета рейтинга и выявлен наиболее приемлемый для данного учебного заведения. Такая модель мониторинга общеобразовательного рейтинга учащегося схожа с устоявшейся моделью расчета рейтинга студентов в Московском государственном институте международных отношений (университете) МИД России, но модифицирована под образовательную деятельность Центра Образования в условиях введения ФГОС [2]. В число параметров оценки социальных характеристик входят:
Вводится следующее распределение оценочных баллов при рейтинговой системе:
В данной рейтинговой системе учитывается трудоемкость и сложность изучения дисциплины, вводятся коэффициенты ритмичности сдачи контрольных заданий, расчет рейтинга учащегося достаточно прост:
Все оценки выставляются в диапазоне общепринятой пятибалльной шкалы. Параллельно вычисляется рейтинг учащегося по формуле: Rnew = Rold + K ( Si – m Sf ), (7) где Rnew - новое (вычисляемое) значение рейтинга; Rold - предыдущее (старое) значение рейтинга; K - весовой коэффициент значимости компетенций; Si - количество испытаний в четверти; m - оценка, полученная на очередном i-ом испыиании; Sf - ожидаемая оценка, вычисляемая компьютерной системой. Окончательная оценка знаний учащихся включает в себя учет посещаемости занятий, выполнения учащимся графика самостоятельных и контрольных работ и результат усвоение общеобразовательных компетенций в процентах сдается в учебный отдел педагогами для расчета на ЭВМ интегральной оценки по предмету и рейтинга учащегося. Для этого проценты оператором ЭВМ переводятся в оценки от 0 до 5 с шагом 0,1 по специальной шкале СИ:
В конце полугодия СИ переводится в традиционную отметку по табл. 1. Таблица 1. Соотношение между СИ и пятибалльной шкалой.
СИ позволяет учащемуся и родителям прогнозировать будущую оценку; стимулирует учащегося в получении высоких промежуточных результатов. На рис. 2 представлена сводная диаграмма успеваемости класса за два полугодия в форме рейтингового шкалирования. Расчет итогового рейтинга в рамках мониторинга общеобразовательных рейтингов учащихся осуществляется раз в неделю. Изменение рейтинга учащегося при выполнении “обязательной” программы осуществляется в соответствии с формулой общего вида
При выполнении “обязательной” программы обучения для существенного улучшения рейтинга учащийся должен отлично работать в течении нескольких четвертей [4]. Иная динамика изменения рейтинга учащегося возможна при выполнении им творческих заданий -“произвольной” программы обучения в соответствии с формулой:
Полученные результаты мониторинга образовательных рейтингов учащихся накапливаются в базе данных, что позволяет анализировать и обобщать их на разных уровнях, исследовать динамику показателей, выявлять ведущие факторы, определяющее состояние учащихся. В ходе разработок данной подсистемы мониторинга общеобразовательных рейтингов учащихся был рассмотрен журнал успеваемости 11 класса за два полугодия, предоставленный Дирекцией одного из столичных Центров Образования. Рис. 2. Сводная диаграмма успеваемости класса за два полугодия в форме рейтингового шкалирования. На основе разработки мониторинга общеобразовательных рейтингов, предлагается ввести систему стимулов и поощрений учащихся (табл. 1). На этапе разработки подсистемы мониторинга образовательных рейтингов учащихся создается сводная диаграмма успеваемости класса за два полугодия (рис. 2) , по средствам которой выявляется среднее значение рейтинга по классу (в форме баллов) и устанавливается система стимулов и поощрений учащихся (табл. 2). Данная система стимулов была разработана в ходе тестирования подсистемы мониторинга образовательных рейтингов и предложена Дирекции Центра Образования как начальная. Педагоги Центра Образования имеют полное право редактировать и совершенствовать данную систему стимулов в соответствии с уровнем и качеством образования учащихся. Таблица 2. Система стимулов и поощрений учащихся.
Как видно из рис. 1, бумажные журналы полностью уступили свое место электронным, а подсистема мониторинга рейтинга учащихся стала связующим звеном между родителями и учебным заведением. На данном этапе такая система устраивает всех участников образовательного процесса, но в качестве дальнейшей плановой работы предполагается ввести весовые категории для оценки компетенций по тому или иному предмету и иную систему выставления баллово-рейтинговых оценок знаний. В результате работы по созданию подсистемы мониторинга образовательных рейтингов учащихся была разработана подсистема, которая автоматизирует процесс информирования администрации Центра Образования, учащихся и родителей учащихся об их успеваемости и качестве подготовки в сфере среднего образования. Внедрение данной системы позволило:
В ходе работы был создан программный продукт, который реализует следующие функции:
Разработка такой системы повысила достоверность данных, составляющих информационные потоки, и свила к минимуму возможность ошибки, тем самым уменьшив трудоемкость учета информации и ведения реестра. Практическая значимость данной подсистемы заключается в том, что систематизированные качественные характеристики и показатели образовательного мониторинга позволяют определить фактический уровень успешности обучения и развития учащихся: реализация идей, направленных на общее развитие учеников, единство целей воспитательной и учебной работы весьма эффективны для стимуляции самопознания, самовоспитания, саморазвития каждого учащегося[6]. Литература
Аннотация Новый стандарт образовательного процесса ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В рамках этого проекта, учебным заведениям стало необходимым вести рейтинговую систему качества образования каждого учащегося, и своевременно предоставлять результаты рейтингового шкалирования родителям и Департаменту. Данная система рейтингов должна была включить в себя сумму баллов, полученных учащимся за период обучения тому или иному предмету, и баллы за усвоение общеобразовательных компетенций. В связи с этим принято решение о создании обособленной, не входящей в другую подсистему, систему мониторинга образовательных рейтингов учащихся. The new standard of educational process of FGOS represents set of requirements, obligatory at realization of the main educational program of the main general education by the educational institutions having the state accreditation. Within this project, to educational institutions began necessary to conduct the rating quality system of education of each pupil, and in due time to provide results of a rating to parents and Department. This system of ratings should include a score, received by the pupil during training to this or that subject, and points for assimilation of general educational competences. In this regard the decision on creation isolated, not entering into other subsystem, system of monitoring of educational ratings of pupils is made. Ключевые слова мониторинг общеобразовательных рейтингов учащихся, система образования, ФГОС, образовательные рейтинги, компетенции monitoring of general educational ratings of pupils, education system, FGOS, educational ratings, competences |
Макеева Дарья Вадимовна студент гр. Ас-б-08 Научный Гончаренко Сергей Николаевич проф., д т. н Любой Центр Образования города Москвы является экспериментальной площадкой для внедрения новейших технологий в области образования... | Информационные технологии в графической подготовке студентов. Интернет:... Состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития... | ||
Сценарий урока онз по русскому языку в 3 классе по системе Л. В.... Автор: Тимофеева Ирина Викторовна, учитель начальных классов моу «Гимназия №5» г. Оренбурга | Н72 Авторы: докт ист ист наук, проф. А. М. Родригес; докт ист наук,... Новейшая история зарубежных стран. XX век. Пособие для учащихся 10-11 кл общеобразовательных учреждений / Под ред. А. М. Родригеса:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы: педагог-психолог Шишкина Юлия Викторовна, инструктор по физической культуре Абрамова Юлия Вадимовна | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Программу разработал: профессор кафедры вм, д ф м н., доцент Дарья Викторовна Лыткина | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена: Агаповой С. А., к ф н., доц., Бабак Т. П., к ф н., доц., Коршуновой А. В., к ф н., доц., Штейнгарт... | Реферат по теме «Мое дерево лиственница» Автор: Фомина Дарья Викторовна, ученица 4 «А» класса муниципального образовательного учреждения «Кюсюрская средняя общеобразовательная... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Математический анализ», для направления... Программу разработал: профессор кафедры вм, д ф м н., доцент Дарья Викторовна Лыткина | Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего... Багреева Е. Г., к ю н доц. Зульфугарзаде, к ю н. Щербаков В. А., к филолог н доц. Фаткина Н. Л., доц. Черданцев В. В | ||
Программа подготовки переводчика в сфере профессиональной коммуникации ... | Под общей редакцией С. А. Ляшко Е. В. Сухорукова — доц., канд пед наук; С. И. Шумарин — доц., канд филол наук; В. В. Назаров — доц., канд ист наук; А. И. Золотухин... | ||
Терешина Дарья Викторовна Баймагамбетов Султан Биржанович Герой Советского Союза И для тебя, и для меня он сделал всё, что мог: Себя в бою не пожалел, а Родину сберёг | Лозовой Сергей Александрович аспирант Вапничная Виктория Викторовна доц., к т. н Влияние температурного фактора в просадочных грунтах на возникновение аварийных явлений | ||
Учитель Круглова Ирина Викторовна Класс: 5 Тема урок Цель урока: познакомить учащихся с окончаниями имен существительных в единственном числе во 2 склонении | Конспект урока одна и две буквы н в наречиях на -о и Е. Фио безкоровайная Ирина Викторовна Р. р обучать конструировать предложения с одинаково звучащими причастиями и наречиями |