Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология»





Скачать 214.38 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология»
Дата публикации06.05.2015
Размер214.38 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения

Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра дерматовенерологии с курсом косметологии и ПО


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Дерматовенерология»

для специальности 060105 Стоматология (очная форма обучения)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 3
ТЕМА: «Красный плоский лишай. Патогенез. Проявления на

коже и слизистых. Клинические разновидности. Псориаз. Дифференциальная диагностика».

Утверждены на кафедральном заседании
протокол № от « »
Заведующий кафедрой:

д.м.н., профессор ____________________________ Прохоренков В.И.

Составитель:

к.м.н., ассистент _____________________________ Мисенко Д.Н.

Красноярск

2014

1. Тема занятия: Красный плоский лишай. Патогенез. Проявления на коже и слизистых. Клинические разновидности. Псориаз. Дифференциальная диагностика.

2. Значение изучения темы: знания по теме занятия помогут научить правильно диагностировать красный плоский лишай и псориаз, что приведет к правильной постановке диагноза и лечения пациентов, и в конечном итоге к снижению заболеваемости, что соответствует решениям правительства в свете требований Национального проекта по здравоохранению.

3. Цели занятия:

- способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК 1);

- способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК 8);

- способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК 1);

- способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК 3);

- способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК 4);

- способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК 5);

- способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп (ПК 6);

- способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК 12);

- способность и готовность к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента, включая данные состояния полости рта (ПК 19);

- способность и готовность к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК 20);

- способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (РК 21);

- способность и готовность анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилактической деятельности, провести диагностику физиологической беременности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы (ПК 25);

- способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК 50);
4. План изучения темы.
4.1. Исходный контроль знаний. После курации больных студенты собираются на кафедре и пишут тесты по изучаемой теме.

1. Форма красного плоского лишая на слизистой полости рта:

а) атипичная

б) эрозивно – язвенная

в) буллезная

г) верно б и в

д) верно все выше перечисленное
2. В развитии красного плоского лишая на слизистой полости

рта не имеет значения:

а) дентальная патология

б) прием седативных препаратов

в) кандидозный стоматит

г) патология слюнных желез

д) заболевания желудочно – кишечного тракта
3. Красный плоский лишай на слизистой полости рта необходимо дифференцировать с:

а) сифилитическими папулами

б) розовым лишаем Жибера

в) лейшманиозом

г) строфулюсом

д) склеродермией
4. Появление красного на слизистой полости рта не зависит от:

а) генетической предрасположенности

б) наличия хронических заболеваний

в) эндокринной патологии

г) дентальной патологии

д) сосудистой патологии
5. Синдром Гриншпана – это:

а) сочетание эрозивно – язвенной формы красного плоского

лишая с сахарным диабетом и гипертонией

б) сочетание эрозивно – язвенной формы красного плоского

лишая с атрофической формой

в) сочетание типичной формы КПЛ с сахарным диабетом

г) сочетание буллезной формы КПЛ с патологией печени

д) осложненная форма красного плоского лишая
6. Патогистология красного плоского лишая:

а) фибриноидная дегенерация

б) акантолиз

в) паракератоз

г) гипергранулез

д) микроабсцессы Мунро
7. При красном плоском лишае поражается:

а) волосистая часть головы

б) кожа лица

в) кожа подошв, ладоней

г) слизистая полость рта

д) система крови
8. Морфологическими элементами при красном плоском лишае не являются

а) бугорки

б) папулы

в) пузыри

г) эрозии и язвы на слизистых

д) бляшки
9. Для папул при красном плоском лишае характерно:

а) симптомом «проваливания зонда»

б) сетка Уикхема

в) симптомом « стеаринового пятна»

г) форма медальона

д) симптом « терминальной пленки»
10. Симптом красного плоского лишая:

а) Поспелова

б) Бенье – Мещерского

в) «яблочного желе»

г) Кебнера

д) Ядассона


  1. Высыпания на слизистой оболочке рта при псориазе

а) возникают у 1 – 2 % больных

б) локализуются на губах, щеках, языке

в) редко сопровождаются жжением

г) необходимо отличать от лейкоплакии и красного плоского лишая

д) верно все выше перечисленное
12. При псориазе не поражаются

а) кожные покровы

б) суставы

в) мозговые оболочки

г) волосистая часть головы

д) ногти
13. К высыпаниям при псориазе не относятся:

а) папулы

б) бугорки

в) бляшки

г) пустулы

д) бородавчатые разрастания
14. Папулы при псориазе не бывают:

а) милиарными

б) лентикулярными

в) серпигенирующими

г) нумулярные

д) бляшечными
15. Стадия псориаза:

а) персистирующая

б) стационарная

в) бугорковая

г) инфильтративная

д) смешанная
16. Для папул при псориазе характерно:

а) сетка Уикхема

б) симптом «стеаринового пятна»

в) наличие воротничка Биетта

г) симптом «проваливания зонда»

д) симптом Робинсона - Фурнье
17. Клинические проявления псориаза:

а) бляшки

б) волдыри

в) бугорки

г) узлы

д) язвы
18. Для псориатических папул не характерно

а) розово – красный цвет

б) тенденция к слиянию

в) пластинчатое шелушение

г) изъязвления

д) периферический рост
19. Излюбленной локализацией псориаза не является

а) сгибательная поверхность конечностей

б) разгибательная поверхность конечностей

в) ногти

г) волосистая часть головы

д) область локтевых и коленных суставов
20. Псориатическая эритродермия не сопровождается

а) покраснением кожи

б) инфильтрацией кожи

в) шелушением

г) изъязвлением

д) нарушением общего состояния
4.2. Самостоятельная работа (курация больных, 45 минут).

Данное занятие следует проводить в стационаре мужского и женского отделения кожно-венерологического диспансера.

При проведении занятия в стационаре студенты получают тематических больных (одного больного на 1-2 студентов) для самостоятельной работы. Студенты собирают анамнез, уточняют наличие подобных заболеваний у родственников. Устанавливают давность заболевания, сезонность обострения. При сборе анамнеза студенты выясняют наличие острых или хронических очагов фокальной инфекции, играющих возможную триггерную роль в развитии красного плоского лишая и осложняющих течение псориаза.

Студенты фиксируют внимание на первичных и вторичных морфологических элементах сыпи, распространенности и особенностях кожных проявлений; описывают локальный статус по курируемым больным в практических тетрадях.
4.3. Самостоятельная работа по теме (разбор больных, заслушивание рефератов).

После детального ознакомления с больными, студенты под руководством ассистента разбирают все клинические случаи. При разборе клинического случая псориаза, преподаватель подчеркивает, что это заболевание мультифакториальной этиологии с многообразной патологией, с возможным вовлечением в процесс опорно-двигательного аппарата, ведущим к инвалидности. Преподаватель акцентирует внимание на диагностических тестах, положительных в прогрессирующую стадию псориаза - изоморфной реакции кожи ( симптом Кебнера) и положительной псориатической триаде. Студенты проводят дифференциальную диагностику псориаза с сифилисом и красным плоским лишаем,

При разборе клинических случаев красного плоского лишая преподаватель останавливается на вопросах этиологии, клинических разновидностях этого заболевания, особенно в полости рта (типичная, эрозивно-язвенная). Ассистент обращает внимание студентов на положительные диагностические симптомы, характерные для красного плоского лишая (сетка Уикхема и симптом Кебнера). Студенты проводят дифференциальную диагностику красного плоского лишая с псориазом и папулезным сифилидом.

Вопросы лечения разбираются применительно к каждому больному в зависимости от стадии и формы заболевания. Студенты выписывают рецепты под контролем ассистента, обсуждают вопросы курортного лечения и диспансерного наблюдения за больными псориазом и красным плоским лишаем.
4.4. Итоговый контроль знаний.

После разбора изучаемой темы студентам предлагаются для решения ситуационные задачи.

Задача 1
На прием к врачу обратился больной 20лет, студент университета, с жалобами на высыпания на коже предплечий и внутренней поверхности бедер, нестерпимый зуд кожи.

ИЗ АНАМНЕЗА: считает себя больным около 1,5недели. Внезапно появились высыпания красного цвета на коже предплечий и бедер, сопровождающиеся интенсивным зудом. Свое заболевание связывает с нервным перенапряжением во время сессии. Из перенесенных заболеваний отмечает хронический тонзиллит. Чтобы уменьшить зуд принимал супрастин по 1-ой таблетке 3раза в день.

ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС: На коже сгибательной поверхности предплечий, кистей и внутренней поверхности бедер имеются полигональные папулы, плоские, с блестящей поверхностью, малиново-красного цвета с центральным западением. Отдельные папулы сливаются с образованием небольших бляшек, на фоне которых заметны переплетающиеся полоски. На слизистой полости рта по линии смыкания зубов белесоватые папулезные элементы. Лимфоузлы не увеличены.

ВОПРОСЫ:

  1. Ваш предположительный диагноз, его обоснование;

  2. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать дерматоз у данного больного?

  3. Методы лечения и профилактики.



Задача 2
В КВД на консультацию врачом-стоматологом направлена больная 62лет, пенсионерка, с жалобами на высыпания в полости рта и на половых органах, сопровождающиеся зудом. Небольшая болезненность при приеме горячей и грубой пищи.

ИЗ АНАМНЕЗА: считает себя больной в течение 3месяцев, когда стала пользоваться новыми зубными протезами (при протезировании больная отказалась заменить старые коронки из нержавеющей стали на новые). Появились высыпания в полости рта, лечилась самостоятельно – полоскания с фурациллином и настоем ромашки, затем появились высыпания на половых органах, сопровождающиеся зудом. Из перенесенных заболеваний отмечает хронический холецистопанкреатит.

ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС: На слизистой оболочке щек имеются серовато-опаловые точечные папулы с тенденцией к группировке в виде кружков. На поверхности языка плоские, белесовато-опаловые бляшки до 0,7см в диаметре, с четкими границами. На красной кайме губ фиолетового цвета бляшки, слегка шелушащиеся, имеющие на поверхности серовато-белую сетку. На коже половых органов полигональной формы папулы синюшно-красного цвета с восковидным блеском. В центре некоторых папул определяется небольшое пупкообразное вдавление. Лимфоузлы не увеличены.

ВОПРОСЫ:

  1. Ваш предположительный диагноз;

  2. Какие дополнительные исследования необходимо провести для установления окончательного диагноза?

  3. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать дерматоз у данной больной?

  4. Методы лечения и профилактики.

  5. Наметьте пути реабилитационных мероприятий.



Задача 3

На прием к врачу обратилась больная 56 лет, бухгалтер, с жалобами на сильный зуд, усиливающийся ночью, высыпания на туловище, конечностях и в полости рта.

ИЗ АНАМНЕЗА: считает себя больной около 2месяцев, когда появились высыпания на коже туловища, конечностей, в полости рта, в полости рта, сопровождающиеся зудом. Свое заболевание связывает с нервным перенапряжением на работе. Отмечает, что около полугода беспокоят сухость во рту, жажда, немотивированное увеличение массы тела. Сопутствующие заболевания - хронический гастрит, гипертония 2степени.

ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС: На коже живота, сгибательной поверхности плеч, предплечий, кистей располагаются розово-красного цвета с ливидным оттенком папулы полигональных очертаний с восковидным блеском. В центре некоторых из них имеется пупкообразное вдавление. При смазывании отдельных папул вазелиновым маслом отмечается их поперечная исчерченность. На слизистой полости рта имеются единичные эрозии неправильных очертаний, покрытых фиброзным налетом, после удаления которого легко возникает кровотечение. Вокруг эрозий располагаются серовато-белого цвета мелкие папулы, которые сливаясь напоминают лист папоротника.

ВОПРОСЫ:

  1. Ваш предположительный диагноз;

  2. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать дерматоз у данного больного?

  3. Врачей каких специальностей Вы привлекли бы к решению вопросов диагностики, лечения и профилактики?

  4. Ваш план лечения данной больной?

  5. Рекомендации больной после клинического выздоровления.



Задача 4
На прием к врачу обратился больной 44 года, преподаватель колледжа, с жалобами на высыпания на разгибательных поверхностях конечностей и туловища, изменения ногтевых пластинок, незначительный зуд.

ИЗ АНАМНЕЗА: болен около 4лет, когда впервые осенью на разгибательной поверхности локтевых суставов появились высыпания красного цвета, покрытые чешуйками, затем подобные высыпания появились на коже туловища и нижних конечностях. Причину заболевания связывает с нервным перенапряжением не работе. Дважды лечился в стационаре. Обострения заболевания отмечает в зимнее время года, летом отмечает улучшение. У деда и дяди по материнской линии отмечает подобное заболевание. Сопутствующее заболевание – хронический тонзиллит.

ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС: Процесс носит распространенный характер, локализуется на коже туловища, разгибательной поверхности верхних и нижних конечностей, представлен множественными милиарными и лентикулярными папулами. На коже живота и спины папулы слились в крупные бляшки. Цвет элементов розово-красный, их поверхность покрыта серебристо-белыми чешуйками, по периферии ободок ярко-красного цвета. Наблюдается появление новых папул и их периферический рост. При поскабливании высыпаний появляется гладкая, блестящая поверхность, затем точечное кровотечение. Ногтевые пластинки утолщены, имеется симптом «наперстка».

ВОПРОСЫ:

  1. Ваш предположительный диагноз;

  2. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать дерматоз у данного больного?

  3. Методы лечения и профилактики.

  4. Рекомендации больному после клинического выздоровления.



Задача 5
На прием к врачу дерматологу из стоматологической поликлиники направлен больной 46лет, служащий, с жалобами на высыпания в полости рта, на коже волосистой части головы, туловища, конечностей.

ИЗ АНАМНЕЗА: считает себя больным в течение месяца. Первые высыпания появились на волосистой части головы, затем на разгибательной поверхности конечностей, туловище и в полости рта. нижних конечностях. Начало заболевания ни с чем не связывает. Отец и старшая сестра страдают подобным заболеванием. Сопутствующее заболевание – хронический холецистит.

ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС: В полости рта на слизистой губ и щек папулезные высыпания округлой формы, слегка возвышающиеся над окружающей слизистой с четкими границами, серовато-белого цвета с розовым ободком вокруг. На коже волосистой части головы, туловища и разгибательной поверхности конечностей мономорфные папулезные высыпания ярко-красного цвета, округлой формы размерами от 0,3 до 2,5см в диаметре, с серебристым шелушением в центре и ярко-красным ободком по периферии. Симптом Аусшпица положительный. Патогистологически – паракератоз, акантоз, папилломатоз.

ВОПРОСЫ:

  1. Ваш предположительный диагноз;

  2. Какие исследования необходимо провести для установления окончательного диагноза?

  3. Обоснуйте поставленный вами диагноз;

  4. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать дерматоз у данного больного?

  5. Методы лечения и профилактики.

  6. Наметьте пути реабилитационных мероприятий.


Задача 6
На прием обратился мужчина 39лет, с жалобами на высыпания в полости рта, по всему кожному покрову, незначительный зуд.

ИЗ АНАМНЕЗА: впервые высыпания появились 3года назад в летнее время, располагаясь на коже туловища и разгибательной поверхности конечностей. Лечился в стационаре КВД. В течение последнего года обострений не было. Начало заболевания связывает с тяжелым нервным потрясением. Настоящее обострение началось с высыпания на разгибательной поверхности конечностей, затем появились высыпания на туловище, ладонях и подошвах, слизистой оболочке рта. Занимался самолечением – принимал ванны с морской солью и смазывал кожу фурациллином. Из сопутствующих заболеваний – хронический холецистопанкреатит, сахарный диабет.

ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС: Процесс носит распространенный характер, локализуется на коже туловища, разгибательной поверхности верхних и нижних конечностей. Представлен папулами, сливающимися в крупные бляшки. Высыпания розового цвета, поверхность их полностью покрыта серебристо-белыми чешуйками. В центре бляшек имеются очаги просветления. На коже ладоней и подошв на эритематозном фоне пустулезные элементы, расположенные симметрично. В полости рта на спинке и латеральных поверхностях языка сливающиеся между собой очаги кольцевидной формы с белыми, немного возвышающимися краями. В центре очагов слизистая оболочка истончена, сосочки языка атрофированы. В полости рта имеются кариозные зубы.

ВОПРОСЫ:

  1. Ваш предположительный диагноз;

  2. Какие дополнительные исследования необходимо провести для установления окончательного диагноза?

  3. Ваш окончательный диагноз?

  4. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать дерматоз у данного больного?

  5. Методы лечения и профилактики.

  6. Рекомендации больному после клинического выздоровления.




  1. Основные понятия и положения темы:


Красный плоский лишай.

Одним из самых частых проявлений на слизистой полости рта и на коже является красный плоский лишай. Характеризуется высыпанием мелких, округлых, лентикулярных ороговевших папул. На коже папулы имеют розоватый или красный цвет с синеватым оттенком, на слизистой полости рта вследствие ороговения эпителия и постоянного смачивания слюной они приобретают беловато-серый цвет. Папулы могут сливаться в бляшки. На поверхности папул образуется своеобразный сетчатый рисунок (сетка Уикхема), обусловленный неравномерным утолщением зернистого слоя эпидермиса. В центральной части некоторых узелков имеется небольшое пупковидное вдавление (это типичная форма). У отдельных больных высыпание сопровождается пигментацией ( пигментная форма), появлением пузырей (пузырная форма), атрофией кожи (атрофический или склератрофический КПЛ).

Типичными местами локализации КПЛ является сгибатели предплечий, передней поверхности голеней, пояснично-кресцовая область, половые органы.

В полости рта принято различать следующие клинические разновидности КПЛ.

1.Типичная форма (простая).

2.Эксудативно-гипермическая.

3.Эрозивно-язвенная.

4.Буллезная.

5.Гиперкератотическая.

6,Атипичная.

Приблизительно в этой последовательности они встречаются и по частоте (от 45% типичной формы до 4% атипичной в популяции больных КПЛ).

Типичная форма встречается чаще других (45%). Папулы располагаются отдельно или в виде узоров на неизмененной слизистой оболочке. Размеры папул мелкие, до 2мм, цвет серовато-белый; могут сливаться между собой с образованием рисунка в виде дуг, линий, сетки и т. д. На языке папулы крупнее, размер 0,5-1см и может напоминать лейкоплакию.

На красной кайме губ слившиеся папулы сливаются в виде сплошной шелушащейся полосы. Заболевание часто протекает бессимптомно, больные могут жаловаться на чувство жжения, усиливающееся под влияние горящей и острой пищи, может быть ощущение стянутости.

Эксудативно-гиперемическая форма встречается реже (25%). Папулы располагаются на гиперемированной и отечной слизистой оболочке. Клинически заболевание проявляется более выраженным жжением, болями при воздействии различных раздражителей.

Эрозивно-язвенная форма.

Является самой тяжелой и трудно поддающейся лечению формой. Характеризуется образованием эрозий, реже неглубоких язв, вокруг которых резко выражена воспалительная реакция. Возникновению эрозий и язв способствует травма слизистой оболочки полости рта. Больные жалуются на резкую болезненность, усиливающуюся под влиянием раздражителей.

Здесь уместно сказать о довольно часто встречающемся у больных КПЛ синдроме Гриншпана. Это сочетание эрозивно-язвенных формы КПЛ с сахарным диабетом и гипертонией. В данном случае течение КПЛ зависит от СД и ГБ, и улучшение обычно наступает при нормализации артериального давления и сахара в крови.

Буллезная форма встречается редко. Характеризуется появлением во рту пузырей, размером 0,5-1см, покрышка пузырей плотная. Через несколько часов, реже до 2 суток пузыри вскрываются с образованием быстро подживающих эрозий. Вокруг эрозий располагаются типичные папулы КПЛ.

Гиперкератотическая форма - характеризуется появлением слившихся папул и бляшек различной формы и очертаний, покрытых массивными, сплошными очагами ороговения.

Атипичная форма - трудна для распознавания, протекает на фоне воспаления и отека, на поверхности которых видны слабо выраженное помутнение эпителия в виде белесоватого налета или нежной сеточки. Жалобы больных - на жжение и болезненность.

К сожалению, все описанные формы КПЛ как на коже, так на слизистых, характеризуется упорным хронически рецидивирующим течением. Описаны случаи перерождения КПЛ в рак при длительном существовании эрозий и язв.

Дифференциальная диагностика КПЛ в типичном случае затруднений не вызывает. При эрозивно-язвенных формах КПЛ дифференцируют с лейкоплакией, красной волчанкой, папулезным сифилисом, хронической травмой. Весьма важна здесь диагностика с вульгарной пузырчаткой. В этом случае помогают цитологические исследования мазков-отпечатков, что помогает параллельно исключить рак и кандидоз.

Патогистологически в эпидермисе выявляется неравномерные акантоз, гранулез, умеренный гиперкератоз.

Лечение. Так как этиология КПЛ не установлена, а патогенез изучен не достаточно, то на сегодняшний день абсолютно эффективных методов лечения КПЛ не существует. Имеет значение наличие хронических соматических заболеваний, в первую очередь ЖКТ; СД; ГБ; большое значение имеет психоэмоциональный статус больного.

В стоматологии большое значение придается санации полости рта и протезированию.

Эффективных методов медикаментозного лечения нет. В различные годы с одинаковым успехом использовались антибиотики (тетрациклин), антигистаминные препараты (димедрол, тавегил, кларитин), гормональные препараты (преднизолон, гидрокортизон), витамины. Местно применяют гормональные мази, ультрафонофорез с гормональными препаратами; при гипертрофических формах - криодеструкция или диатермокоагуляция. Эрозивно-язвенное поражение в полости рта, проводили обкалывание очагов гидрокортизоном, преднизолоном, обрабатывают анилиновыми красителями.

Такие больные должны находиться на диспансерном учете, у стоматолога.
ПСОРИАЗ

Первичный морфологический элемент - папула (резко ограниченная, розово-красного цвета, покрытая серебристо-белыми пластинчатыми чешуйками). При поскабливании определяется симптом псориатической триады (стеариновое пятно, псориатическая пленка, точечное кровотечение). Папулы склонны к увеличению и слиянию в бляшки. Поражается кожа, особенно на разгибательных поверхностях конечностей. Часто поражается волосистая часть головы, поражаются ногти (симптом наперстка). Слизистая оболочка полости рта поражается редко и зависит от формы заболевания. При обычном псориазе наиболее часто высыпания локализуются на слизистой щек, губах, языке. Представлены папулами белесоватой или серовато­-белой окраски с розовым ободком вокруг. Высыпания могут быть покрыты беловато-серым налетом, который легко удалить шпателем. После удаления налета обнажается ярко-красная поверхность с явлениями точечного или паренхиматозного кровотечения. Появляются высыпания во рту во время обострения кожного процесса.

При пустулезном псориазе слизистая оболочка вовлекается в процесс значительно чаще (преимущественно язык по типу географического глоссита).

В развитии заболевания различают три стадии:

1. Прогрессирующая - появление на коже свежих папул и увеличение в размерах уже существующих элементов.

2. Стационарная - высыпание новых папул прекращается, имеющиеся элементы не увеличиваются.

З. Регрессивная - уплощение и уменьшение в размерах (вплоть до полного исчезновения имеющихся элементов). Заболевание носит сезонный характер. Обострения могут быть в осенне-зимний (зимняя форма) или осенне­-летний (летняя форма) период, если обострения случаются и зимой и летом (смешанная форма). Студенты знакомятся с тяжелыми формами псориаза - пустулезным псориазом, псориатической эритродермией, артропатическим псориазом. Диагноз псориаза слизистой оболочки рта всегда вызывает сомнение и всякий раз нуждается в гистоморфологическом подтверждении. Дифференциальная диагностика проводится с КПЛ, папулами при вторичном сифилисе, лейкоплакией, мягкой лейкоплакией.

Вопросы лечения разбираются применительно к каждому конкретному больному в зависимости от стадии, формы, сезона заболевания (с учетом всех современных методик).
6. Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности.

В аудитории № 2 студенты разбирают на таблицах эндогенные и экзогенные факторы развития псориаза и красного плоского лишая, патогенетические аспекты, изучают классификацию. В аудитории № 3 студенты работают с ноутбуком, на котором демонстрируются фотографии больных (архив кафедры), страдающих псориазом и красным плоским лишаем. В аудитории №4 студенты при помощи телемедицинских технологий изучают гистологические препараты кожи больных с различными формами псориаза и красного плоского лишая.
7.Список по УИРС, УИР курсантов, предлагаемый кафедрой.

Подготовить реферат по теме: «Особенности течения КПЛ и псориаза на слизистой полости рта».


8. Карта обеспечения учебно-методической литературой




п/п

Наименование

Издательство

Год

выпуска

Обязательная

1.

Скрипкин, Ю.К., Кубанова А.А., Акимов В.Г. Кожные и венерические болезни: учебник для медицинских ВУЗов

М.: ГЭОТАР-Медиа.

2012

Дополнительная













1.

Прохоренков, В.И. Наружная терапия в лечении дерматологических больных: учебное пособие / В.И. Прохоренков

Красноярск: ЛИТЕРА-принт

2009

2.

Клиническая дерматовенерология: в 2-х томах: руководство / ред. Ю.К.Скрипкин

М: ГЭОТАР-Медиа

2009

3.

Самцов, А.В. Дерматовенерология: учебник / А.В. Самцов

СПб.: Спецлит

2008

4.

Уайт, Г. Атлас по дерматологии / Г. Уайт

М.: ГЭОТАР-Медиа

2009

Электронные ресурсы

1.

БД MedArt







2.

ЭБС Консультант студента







3.

ЭБС КрасГМУ







4.

БД Ebsco







5.

Дерматовенерология. Стандарты практических умений: (для самостоятельной работы студентов 4 курса, обучающихся по специальности 060105 – Стоматология)/ сост. В.И.Прохоренков, Т.А.Яковлева, Р.Т. Казанбаев и др.

Красноярск, КрасГМУ

2012

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические...
Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке умк дисциплины/модуля/спецкурса
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации и контрольные работы по дисциплине Немецкий...
Методические рекомендации предназначены для студентов заочной формы обучения, изучающих немецкий язык
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические указания для обучающихся для специальности дерматовенерология...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по специальности: 080501 Менеджмент (по отраслям) (повышенный...
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические указания для обучающихся №9 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации для практических занятий по дисциплине
Методические рекомендации предназначены для студентов очной, заочной форм обучения экономических специальностей, бакалавров, аспирантов...
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические указания по дисциплине «Английский язык»
Учебно-методические указания предназначены для студентов 1-2 курсов, обучающихся заочно по всем направлениям. В методических указаниях...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск