Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология»





Скачать 177.27 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология»
Дата публикации06.05.2015
Размер177.27 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения

Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра дерматовенерологии с курсом косметологии и ПО


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Дерматовенерология»

для специальности 060105 – Стоматология (очная форма обучения)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 10
ТЕМА: «Вторичный сифилис. Клинические проявления. Дифференциальная диагностика».

Утверждены на кафедральном заседании
протокол № от « »
Заведующий кафедрой:

д.м.н., профессор ____________________________ Прохоренков В.И.

Составитель:

к.м.н., ассистент _____________________________ Мисенко Д.Н.

Красноярск

2014

1. Тема занятия: Вторичный сифилис. Клинические проявления. Дифференциальная диагностика».

2. Значение изучения темы: знания по теме занятия помогут научить правильно диагностировать сифилис, что приведет к правильной постановке диагноза и лечению пациентов, и в конечном итоге к снижению заболеваемости, что соответствует решениям правительства в свете требований Национального проекта по здравоохранению.

3. Цели занятия:

- способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК 1);

- способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК 8);

- способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК 1);

- способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК 3);

- способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК 4);

- способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК 5);

- способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп (ПК 6);

- способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК 12);

- способность и готовность к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента, включая данные состояния полости рта (ПК 19);

- способность и готовность к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК 20);

- способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (РК 21);

- способность и готовность анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилактической деятельности, провести диагностику физиологической беременности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы (ПК 25);

- способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК 50);
4. План изучения темы.
4.1. Исходный контроль знаний.

После курации больных студенты собираются на кафедре и пишут тесты по изучаемой теме.
001. Общая характеристика вторичных сифилидов:

1) это шанкр

2) это папулы

3) это лихенификация

4) это волдырь

5) это индуративный отек
002. дифференциальная диагностика пятнистого сифилида (розеолы) проводится

1) псориаз

2) красный плоский лишай

3) болезнь Боровского

4) пузырьковый лишай

5) розовый лишай Жибера
003. дифференциальная диагностика папулезного сифилида не проводится:

1) отрубевидным лишаем

2) псориазом

3) красным плоским лишаем

4) остроконечными кондиломами

5) вегетирующей пузырчаткой
004. Для вторичного периода сифилиса характерно:

1) бугорки Карабелли

2) болезненность высыпаний

3) ассиметричность процесса

4) рубцы Робинсона-Фурнье

5) сифилитическая лейкодерма
005. разновидности сифилитического облысения

1) мелкоочаговое, диффузное, смешанное

2) мелкоочаговое, язвенно-некротическое, трихофитоидное

3) смешанное, язвенно-некротическое

4) только диффузное

5) трихофитоидное, язвенно-некротическое
006. Сифилитическая ангина бывает:

1) эритематозная

2) лакунарная

3) очаговая

4) разлитая

5) фолликулярная
007. Особенность современного течения вторичного периода сифилиса:

1) чаще на волосистой части головы

2) преобладание атипичных шанкров

3) болезненность

4) сифилитическая пузырчатка

5) остатки твердого шанкра
008. для вторичного сифилиса Не характерно:

1) папулезным сифилидом

2) пустулезным сифилидом

3) сифилитическая алопеция

4) пятнистым сифилидом

5) бугорковый сифилид, гуммозный сифилид
009. Пятнистый сифилид необходимо дифференцировать с:

1) с герпесом

2) с почесухой

3) красным плоским лишаем

4) пятнами при кори, краснухе

5) чешуйчатым лишаем
010. Дифференциальная диагностика папулезного сифилида:

1) псориаз

2) туберкулезная волчанка

3) крапивница

4) витилиго

5) герпес
011. сифилитическую алопецию Не дифференцируют

1) гнездная плешивость

2) микроспория в/ч головы

3) себорейное облысение

4) поверхностная трихофития в/ч головы

5) витилиго
012. пустулезным сифилидом Не является:

1) сифилитический фурункул

2) угревидный сифилид

3) оспеновидный сифилид

4) сифилитическое импетиго

5) сифилитическая эктима
013. Высыпания на слизистой оболочке полости рта во

вторичном периоде представлены:

1) атрофическим рубцом

2) рубцами Робинсона-Фурнье

3) розеолой

4) широкими кондиломами

5) папулами
014. Для сифилитической эритематозной ангины не характерно:

1) локализуется на мягком небе, небных дужках, миндалинах

2) имеет резкие границы

3) имеет застойно-красный цвет

4) сопровождается болезненностью

5) сопровождается повышением температуры
015. Папулезный сифилид на слизистой полости рта:

1) болезненный

2) ярко-красного цвета

3) имеет блюдцеобразную форму

4) часто эрозируется, может изъязвляться

5) полигональной формы
016. Сифилитические папулы на слизистой оболочке полости рта не дифференцируют с:

1) красным плоским лишаем

2) красной волчанкой

3) лейкоплакией, кандидозом

4) лейкозом

5) многоморфной экссудативной эритемой
017. Разновидности сифилитического облысения:

1) мелкоочаговое

2) язвенно-некротическое

3) трихофитоидное

4) папулезное

5) верно 2,3
018. Разновидности сифилитической ангины:

1) эритематозная, очаговая

2) эритематозная, разлитая

3) эритематозная, папулезная

4) разлитая, очаговая

5) очаговая, фолликулярная
019. Пятнистый сифилид дифференцируют с

1) пруриго

2) импетиго

3) розовым лишаем

4) красным плоским лишаем

5) чешуйчатым лишаем
020. Дифференциальная диагностика папулезного сифилида в

полости рта:

1) псориаз

2) красный плоский лишай

3) афтозный стоматит

4) верно 1,2,3

5) верно 1,3
4.2. Самостоятельная работа (курация больных, 45 минут).

Данное занятие следует проводить в венерическом отделении стационара кожно-венерологического диспансера. Студенты получают тематических больных (1 больной на 1-2 студентов) для самостоятельной работы. При сборе анамнеза у больного сифилисом студенты выясняют, что его беспокоит в настоящее время, когда и куда обращался за медицинской помощью, какие производились исследования, лечился ли анонимно. При сборе анамнеза и эпиданамнеза у больного, страдающего сифилисом, студенты соблюдают врачебную этику и деонтологию. При сборе анамнеза помимо общих данных студенты выясняют у больного, сколько времени прошло после последнего полового сношения, когда появились высыпания на половых органах. Студенты выясняют половые контакты больного, есть ли высыпания на коже и половых органах у партнеров. Студенты уточняют у больного сифилисом, принимал ли он антибиотики по поводу сопутствующих заболеваний, так как при этом изменяется длительность инкубационного периода сифилиса.

Затем студенты проводят осмотр кожного покрова тела и половых органов больного сифилисом.

При осмотре больного со вторичным сифилисом студенты подробно собирают анамнез, детализируют эпиданамнез, выясняя источник заражения, половые контакты (с указанием в истории болезни сроков половых связей), так как вторичный период сифилиса начинается через 2,5-3 месяца, реже 4 месяца после заражения. Студенты выясняют у больного, когда появились высыпания на коже тела и половых органов. Расспрашивают больного, не было ли у него лихорадки, недомогания, общей слабости, болей в костях, что может сопровождать вторичный свежий сифилис. Студенты уточняют у больного вторичным сифилисом, принимал ли он антибиотики по поводу сопутствующих заболеваний, так как при этом изменяется течение сифилиса.

При беседе с больным вторичным сифилисом, студенты обращают внимание на осиплость голоса (специфический ларингит).

Затем студенты проводят осмотр кожных покровов больного вторичным сифилисом. При осмотре больного студенты обращают внимание на наличие остатка твердого шанкра или рубчика на его месте, что помогает в диагностике вторичного свежего и вторичного рецидивного сифилиса. Студенты так же обращают внимание на полиаденит и специфическую реакцию Герксгеймера, характерные для вторичного свежего сифилиса.

При осмотре розеолезной сыпи студенты акцентируют внимание на величине, цвете и обильности высыпаний: яркая мелкая обильная розеола характерна для вторичного свежего сифилиса, а бледная крупная группирующаяся розеола – для вторичного рецидивного сифилиса.

При изучении папулезных элементов сыпи больного, студенты обращают внимание на локализацию (ладони, подошвы, туловище, половые органы, слизистая полости рта), характерный ветчинный цвет папул, четкие границы, шелушение по периферии («воротничок Биетта»). Студенты проверяют симптом Ядассона, надавливая тупым зондом на папулу, что вызывает резкую болезненность у больного вторичным сифилисом. При осмотре половых органов больного вторичным сифилисом, студенты обращают внимание на формирование в этой области эрозивных папул и широких кондилом. Студенты обязательно осматривают полость рта больного, где может быть розеолезная или папулезная ангина.

При изучении пустулезного сифилида, студенты отмечают, что наиболее часто он встречается у больных вторичным рецидивным сифилисом. Разбирают все формы пустулезного сифилида и проводят его дифференциальную диагностику.

При осмотре больного вторичным рецидивным сифилисом, студенты обязательно обращают внимание на симптом Пинкуса, а так же осматривают волосистую часть головы, не забывая про возможное развитие алопеции (мелкоочаговой или диффузной).

Осматривая больного вторичным рецидивным сифилисом, студенты не забывают про лейкодерму, характерную для этого периода.

Данные анамнеза и локальный статус по больному студенты записывают в практические тетради.
4.3. Самостоятельная работа по теме (разбор больных, заслушивание рефератов).

После детального ознакомления с больными, студенты под руководством ассистента разбирают все клинические случаи.

При разборе больного, страдающего вторичным свежим сифилисом, студенты обращают внимание на наличие остатка твердого шанкра, что помогает в дифференциальной диагностике вторичного свежего и вторичного рецидивного сифилиса. Студенты так же обращают внимание на полиаденит и специфическую реакцию Герксгеймера, характерные для вторичного свежего сифилиса. При разборе больного вторичным свежим сифилисом, студенты отмечают наличие яркой мелкой обильной розеолы (бледная крупная группирующаяся розеола характерна для вторичного рецидивного сифилиса). Студенты дифференцируют розеолезную сыпь с высыпаниями при кори, краснухе, брюшном и сыпном тифе.

При разборе папулезных элементов сыпи больного, студенты отмечают характерный ветчинный цвет папул, четкие границы, шелушение по периферии («воротничок Биетта»), положительный симптом Ядассона. Студенты проводят дифференциальную диагностику лентикулярного папулезного сифилида с красным плоским лишаем и псориазом. Дифференцируют широкие кондиломы с геморроидальными узлами и остроконечными кондиломами.

При разборе пустулезного сифилида студенты отмечают, что наиболее часто он встречается у больных вторичным рецидивным сифилисом. Студенты дифференцируют угревидный сифилид с вульгарными угрями, оспеновидный сифилид с ветряной оспой, эктиматозный сифилид с вульгарной эктимой, импетигинозный сифилид с вульгарным импетиго, рупиоидный сифилид с псориатическими бляшками.

Студенты так же отмечают развитие при вторичном рецидивном сифилисе алопеции (мелкоочаговой или диффузной) и лейкодермы. Проводят дифференциальную диагностику сифилитической лейкодермы с разноцветным лишаем, витилиго.

Студенты дифференцируют сифилитическую папулезную и розеолезную ангину с ангиной другой инфекционной этиологии.

В заключении студенты обращают внимание на лечебно - профилактические мероприятия, проводимые дерматовенерологами: лечение больного сифилисом, выявление источника заражения и половых контактов больного, заполнение истории болезни.
4.4. Итоговый контроль знаний.

После разбора изучаемой темы студентам предлагаются для решения ситуационные задачи.

ЗАДАЧА № 1
На прием к врачу-дерматологу из участковой поликлиники направлена больная 25 лет, работник общепита, с жалобами на высыпания красного цвета на коже туловища.

ИЗ АНАМНЕЗА: два дня назад обратилась в участковую поликлинику с жалобами на осиплость голоса. При осмотре врач обнаружил покраснение горла и назначил полоскание раствором фурацилина и таблетки ампициллина внутрь. После первых приемов ампициллина поднялась температура до 38С, беспокоил головная боль и сильная слабость, на коже туловища появилась обильна и яркая сыпь. Больная вновь обратилась к врачу, ей отменили ампицилин, назначили таблетки супрастина по 1 х 3 в день и рекомендовали обратиться к дерматологу.

ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС: На коже туловища многочисленные розеолезные высыпания, округлых очертаний, с резкими границами, розово-красного цвета, не склонные к слиянию, не шелушатся, при диаскопии исчезают. При осмотре полости рта – процесс носит двусторонний характер: дужка, миндалины, мягкое небо застойно-красного цвета, отечны, границы поражения четкие. Доступные пальпации лимфоузлы увеличены, безболезненные, плотно-эластической консистенции, не спаяны с окружающими тканями.

ВОПРОСЫ:

  1. Ваш диагноз и его обоснование;

  2. Какие дополнительные исследования необходимо провести для установления окончательного диагноза?

  3. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать процесс у данной больной?

  4. Наметьте план лечебно- профилактических мероприятий;

  5. Рекомендации больной после клинического выздоровления.



ЗАДАЧА № 2
На прием к врачу обратился больной, плотник, с жалобами на высыпания в области ладоней, подошв и заднего прохода.

ИЗ АНАМНЕЗА: считает себя больным около недели, когда впервые появились высыпания на ладонях, подошвах и в области заднего прохода. Больной связывает причину заболевания с повышенной потливостью. Самостоятельно не лечился. Не женат, ведет беспорядочную половую жизнь. Злоупотребляет алкоголем.

ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС: На коже ладоней и подошв имеются множественные папулы, не возвышающиеся над общим уровнем кожи, застойно-красного цвета, покрытые скоплениями роговых чешуек. При пальпации определяется выраженная плотность папул. Некоторые из папул сливаются, образуя различной величины бляшки с четкими границами, на поверхности которых имеются плотные роговые массы. Вокруг заднего прохода гипертрофические, эрозивные, мокнущие папулы.

ВОПРОСЫ:

  1. Ваш диагноз и его обоснование;

  2. Какие дополнительные исследования необходимо провести для установления окончательного диагноза и назначения полноценной этиологической и патогенетической терапии?

  3. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать процесс у данного больного?

  4. Наметьте план лечебно- профилактических мероприятий;

  5. Рекомендации больному после клинического выздоровления.



ЗАДАЧА № 3
На прием к врачу обратилась больная 20 лет, секретарь-машинистка, с жалобами на выпадение волос на голове и бровях, высыпания на коже туловища и в полости рта, осиплость голоса.

ИЗ АНАМНЕЗА: впервые обратила внимание на выпадение волос 10 дней назад. Волосы выпадают очагами. Раньше волосы выпадали, но не сильно и только после покраски. Кроме этого на коже туловища имеется сыпь, по поводу которой обращалась к терапевту по месту жительства, врач поставил диагноз «токсикодермия неясного генеза», назначил диазолин по 1 х 3 в день. Через неделю количество высыпаний не уменьшилось. Появилась осиплость голоса, и врач рекомендовал ей обратиться к дерматологу.

ЛОКАЛЬНЫЙ СТАТУС: На коже волосистой части головы в области затылка и висков имеются многочисленные мелкие очаги поредения и выпадения волос, округлых очертаний, без воспалительных явлений и шелушения в них. На коже туловища немногочисленные лентикулярные и нумулярные папулы, имеющие по периферии шелушащийся ободок. При осмотре полости рта видны папулы – плотные, округлой формы, безболезненные, резко ограниченные от нормальной слизистой оболочки, серовато-белого цвета с узким гиперемированным венчиком по периферии. Папулы почти не выступают над окружающей слизистой оболочкой.

ВОПРОСЫ:

  1. Ваш диагноз и его обоснование;

  2. Какие дополнительные исследования необходимо провести для установления окончательного диагноза и назначения полноценной этиологической и патогенетической терапии?

  3. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать процесс у данной больной?

  4. Ваша тактика и план лечения данной больной;

  5. Рекомендации больной после клинического выздоровления.



5.Основные понятия и положения темы:
ВТОРИЧНЫЙ ПЕРИОД СИФИЛИСА

начинается через 2,5-3 мес. после заражения и характеризуется появлением на коже и слизистых оболочках высыпаний в виде пятен (розеола), папул, пустул, сифилитической лейкодермой и сифилитического облысения.
Пятнистый сифилид (розеола) является наиболее частым и ранним проявлением вторичного сифилиса. Морфологически это сосудистое воспалительное пятно величиной с ноготь мизинца. В типичных случаях розеола не сливается, не шелушится, при надавливании предметным стеклом исчезает. Типичная локализация розеолы - боковые поверхности туловища и живот. Исчезает бесследно.

Дифференцируют розеолу с токсикодермией, отрубевидным лишаем, розовым лишаем, с высыпаниями при брюшном и сыпном тифе, укусами лобковых вшей, мраморностью кожи и др.

Папулезный сифилид встречается реже розеолы и имеет следующие клинические разновидности:

1. Ладонно-подошвенные

2. Эрозивно-язвенные

3. Широкие кондиломы

4. Псориазиформные

5. Себорейные

6. Папулезные сифилиды полости рта

Дифференциальную диагностику папулезных сифилидов полости рта проводят с КПЛ, лейкоплакией, пузырными дерматозами, герпесом и др.
(70) Дифференциальную диагностику папулезного сифилида проводят с псориазом, себореей, ложно-сифилитическими папулами, геморроем, остроконечными кондиломами, КПЛ, вегетирующей пузырчаткой.
Пустулезный сифилид относится к сравнительно редким сифилидам и является показателем злокачественного течения сифилиса на фоне иммуносупрессии у больного. Элементы при пустулезном сифилиде склонны к изъязвлениям с последующим образованием рубца. Клинически различают:

1. Сифилитическую эктиму

2. Сифилитическую рупию

3. Угревидный сифилид

4. Оспенновидный сифилид

5. Импетигинозный сифилид
Дифференциальный диагноз пустулезного сифилида проводят с угревой сыпью, эктимой, натуральной и ветряной оспой, вульгарным и стрептококковым импетиго, папулонекротическим туберкулезом.

Сифилитическое облысение (алопеция) чаще встречается при вторичном рецидивном сифилисе. Различают диффузную и мелкоочаговую алопецию. Часто алопеция сочетается с выпадением ресниц и бровей (симптом Пинкуса). Дифференцируют с гнездной плешивостью, дерматофитиями волосистой части головы, себорейным облысением, дискоидной красной волчанкой.

Сифилитическая лейкодерма нередко сочетается с сифилитической алопецией и является результатом нейротрофических нарушений при сифилисе. Различают лейкодерму пятнистую, кружевную и мраморную. Исчезает лейкодерма через 6-8 мес., иногда через 1,5-2 года, даже при полноценном лечении. Дифференцируют сифилитическую лейкодерму с витилиго и вторичной лейкодермой после разноцветного лишая, псориаза, парапсориаза и др.

Кроме кожных поражений при вторичном сифилисе, часто встречается сифилитическая ангина и сифилитическое рауседо (осиплость голоса при поражении голосовых связок).

Особенности современного течения вторичного сифилиса

  • Клиника современного течения сифилиса не соответствует классической клинике

  • Наступает по срокам раньше (3-4 мес.)

  • Участились случаи диагностики псориазиформных и ладонно-подошвенных и пустулезных сифилидов, лейкодермы, алопеции, везикулезных сифилидов

  • Розеола стала локализоваться в нетипичных местах – ладонях и подошвах

  • Чаще стала встречаться эритематозно-папулезная ангина

  • Реже встречаются широкие кондиломы

  • Нередко оказываются отрицательными классические серологические реакции

  • Отсутствует или слабо выражен полиаденит



7. Список по УИРС, УИР курсантов, предлагаемый кафедрой.

Подготовить реферат по теме: «Особенности современного течения и клинических проявлений вторичного сифилиса», «Ошибки в диагностике вторичного сифилиса».

8. Карта обеспечения учебно-методической литературой




п/п

Наименование

Издательство

Год

выпуска

Обязательная

1.

Скрипкин, Ю.К., Кубанова А.А., Акимов В.Г. Кожные и венерические болезни: учебник для медицинских ВУЗов

М.: ГЭОТАР-Медиа.

2012

Дополнительная

1.

Клиническая дерматовенерология: в 2-х томах: руководство / ред. Ю.К.Скрипкин

М: ГЭОТАР-Медиа

2009

2.

Самцов, А.В. Дерматовенерология: учебник / А.В. Самцов

СПб.: Спецлит

2008

3.

Уайт, Г. Атлас по дерматологии / Г. Уайт

М.: ГЭОТАР-Медиа

2009

Электронные ресурсы

1.

БД MedArt







2.

ЭБС Консультант студента







3.

ЭБС КрасГМУ







4.

БД Ebsco







5.

Дерматовенерология. Стандарты практических умений: (для самостоятельной работы студентов 4 курса, обучающихся по специальности 060105 – Стоматология)/ сост. В.И.Прохоренков, Т.А.Яковлева, Р.Т. Казанбаев и др.

Красноярск, КрасГМУ

2012

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Дерматовенерология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические...
Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке умк дисциплины/модуля/спецкурса
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации и контрольные работы по дисциплине Немецкий...
Методические рекомендации предназначены для студентов заочной формы обучения, изучающих немецкий язык
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические указания для обучающихся для специальности дерматовенерология...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для студентов 2 курса, обучающихся по специальности: 080501 Менеджмент (по отраслям) (повышенный...
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические указания для обучающихся №9 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические рекомендации для практических занятий по дисциплине
Методические рекомендации предназначены для студентов очной, заочной форм обучения экономических специальностей, бакалавров, аспирантов...
Методические рекомендации для обучающихся по дисциплине «Дерматовенерология» iconМетодические указания по дисциплине «Английский язык»
Учебно-методические указания предназначены для студентов 1-2 курсов, обучающихся заочно по всем направлениям. В методических указаниях...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск