Методические указания по курсу «Юридическая психология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской Федерации «об образовании».





Скачать 400.3 Kb.
НазваниеМетодические указания по курсу «Юридическая психология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской Федерации «об образовании».
страница1/4
Дата публикации29.06.2015
Размер400.3 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра Гуманитарных дисциплин и юридической психологии


ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Методические указания к самостоятельной работе студентов по изучению дисциплины
Для студентов всех форм обучения и всех специальностей

Кизляр

2009

Допущено Советом филиала СПбГИЭУ

в качестве методических указаний
Составитель:

Ст. преподаватель Петрова В.С.


Рецензент:

доктор. истор. наук, доцент Н.Н. Гарунова


Подготовлено на кафедре

Гуманитарных дисциплин и юридической психологии

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета, представленного составителем


Подписано в печать_________________

Формат 60ч84 1/16 Печ. Л. Тираж___экз Заказ_______


© СПбГИЭУ, филиал г.Кизляр, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет и задачи учебной дисциплины………………………4

2. Место дисциплины в системе подготовки специалистов…....5

3. Связь учебной дисциплины с другими науками……………...5

4. Значение самостоятельной работы студентов………………...5

5. . Общие рекомендации по организации самостоятельной работы студентов……………………………………………...6

6. Правила конспектирования источников и литературы……...6

7. Содержание дисциплины и методические указания по изучению дисциплины………………………………………..7

1. Предмет и задачи учебной дисциплины.
Методические указания по курсу «Юридическая психология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской Федерации «об образовании». Это вызвано необходимостью дальнейшего совершенствования методического обеспечения преподавания курса юридической психологии при подготовке специалистов в системе высшего юридического образования

За последние годы в нашей стране юридическая психология получила значительное развитие. Это развитие стимулировалось необходимостью научной разработки психологических аспектов правового регулирования, создания профессиограмм юридических профессий, а также совершенствования работы органов и должностных лиц, ведущих борьбу с преступностью, выяснения условий и причин преступности. Все это требует включения психологических знаний в образование современного юриста.

Преподавание юридической психологии студентам-юристам в значительной степени затрудняется отсутствием научно-методической литературы. Предлагаемая работа является попыткой разработать и систематизировать курс юридической психологии, который может быть использован студентами, а также юристами в качестве учебного пособия по юридической психологии.

Данное пособие написано в соответствии с программой преподавания психологии в юридических вузах и на юридических факультетах и является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования, содержит обязательный минимум по изучению содержания курса и требований к уровню подготовки выпускников.

2. Место дисциплины в системе подготовки специалистов.
Студент, освоивший дисциплину «Юридическая психология», должен обнаружить:

  1. Понимание предмета психологии и её роли в деятельности юриста.

  2. Знание основных этапов развития психологии, представления о важнейших школах и учениях выдающихся психологов.

  3. Знакомство с основными проявлениями психики, их функциями и свойствами.

  4. Общее представление об остальных отраслях психологии (психотерапии, психокоррекции, психодиагностики, психопрофилактики, психологии труда и управления, возрастной психологии и психологии личности и др.).

  5. Умения применять полученные знания при решении профессиональных задач.



3. Связь учебной дисциплины с другими науками.
При освоении курса студенты пользуются знаниями, полученными при изучении курсов «Биология», «Анатомия и физиология человека», изучаемых средней школе.

4. Значение самостоятельной работы студентов.
Гуманизация образования привела к возрастанию роли самостоятельной работы студентов в обеспечении ее приоритета над другими методами обучения при изучении гуманитарных дисциплин.

Самостоятельная работа – это направленная учебная и научно- исследовательская деятельность студентов, которая служит основой для углубления и закрепления знаний студентов по дисциплине.

5. Общие рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
Начать изучение дисциплины «Юридическая психология», следует с восстановления в памяти остаточных школьных знаний.

Студентам необходимо прослушать вводные лекции преподавателя по курсу «Юридическая психология», в которой отводится время для знакомства студентов с учебной, методической и научной литературой по дисциплине.

Необходимо студенту научиться пользоваться в библиотеке тематическим каталогом.

Для самостоятельной работы по изучению курса рекомендуются:

а) учебники и учебные пособия;

б) монографическая литература;

в) теоретические материалы и журнальные статьи;

г) словари и справочники.

Самостоятельная работа студентов регулируется преподавателем.

Среди форм самостоятельной работы студентов применяются: подготовка к семинарам, подготовка рефератов, докладов, конспектирование источников и т.д.
6. Правила конспектирования источников и литературы.
Процесс работы над источником подразделяется на два основных этапа:

1. Знакомство с произведением.

2. Составление конспекта.
На первом этапе необходимо:

1. Прочитав текст, уяснить его содержание.

2. Выявить основные положения и выводы.

3. Выделить основные мысли автора, проследить за их развитием в труде.
На втором этапе необходимо:

  1. Кратко, своими словами изложить основное содержание текста.

  2. Наиболее важные положения и выводы следует цитировать строго по источнику.

  3. В конспекте необходимо привести наиболее яркие мысли автора статьи.

  4. Собственные мысли, возникающие при изучении первоисточника, можно выносить на поля конспекта.



7. Содержание дисциплины и методические указания по изучению дисциплины.
Тема I. Предмет и система юридической психологии.

Студент должен усвоить, что юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены специфической человеческой деятельностью в сфере правового регулирования.

Предметом юридической психологии являются психические закономерности деятельности и личности человека в области правовых отношений.

Студент должен знать, что психические закономерности в деятельности, связанной с нарушением правовых норм, изучаются в основном в особенной части юридической психологии, так называемой судебной психологии, которая органически входит в нее, как одна из наиболее в настоящее время разработанных ее областей.


Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Что изучает юридическая психология?

  2. Система и содержание юридической психологии

  3. Появление слова «психология».

  4. С чем связывают возникновения психологии как науки?

  5. Почему бихевиоризм отказался от явлений сознания в качестве предмета науки?

  6. Каковы отношения между житейской и научной психологией?

  7. Перечислите основные проявления психики.

  8. В чем состоят основные функции психики?

  9. Можно ли вписать психологию в классификацию наук как естественнонаучных и гуманитарных?

  10. По каким критериям выделяются отрасли психологии и направления практической психологической работы?

  11. Что изучает социальная психология?

  12. Какие отрасли психологии вы знаете?

  13. Что является предметом изучения юридической психологии?

  14. Назовите цели и задачи юридической психологии.


Темы рефератов

  1. Оптимизация правоохранительной деятельности.

  2. Отрасли психологии.

  3. НЛП в юридической деятельности.

  4. Психология правосознания человека в условиях глобальных изменений общества.


Литература

Костицкий М.В. Введение в юридическую психологию: методологические и теоретические проблемы. Киев, 1990.

Пауков В.С., Живодеров Н.Н. Судебная медицина и судебная психиатрия. Москва, 2000.

УК РФ, часть общая

Тема II. История развития юридической психологии.

Юридическая психология – одна из сравнительно молодых отраслей психологии. Первые попытки систематического решения некоторых задач юриспруденции методами психологической науки относятся к 18 веку.

В развитии юридической психологии можно выделить три этапа:

1. Ранняя история юридической психологии – 18 в. и первая половина 19 в.

2. Оформление юридической психологии как науки – конец 19 в. и начало 20 в..

3. История отечественной юридической психологии.
Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Расскажите о первом этапе развития психологии. Материалистический и идеалистический взгляд на природу души. Зачем вводилось понятие души?

  2. Почему душа перестала быть предметом психологии?

  3. Как развивалась психология в 17 веке? Каков был основной метод изучения психики?

  4. В чем состоит критерий отличия психических процессов по Декарту? Почему Декарт предложил явления сознания на роль предмета психологии?

  5. Расскажите о ранней истории развития юридической психологии в 18 – 19 в.

  6. Как развивалась юридическая психология в 19 веке?

  7. Каков вклад И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, С.С.Корсакова, В.П.Сербского и А.Ф.Кони в развитие юридической психологии?

  8. Опишите основные положения биологизаторских теорий криминологии.

  9. В чем сущность социологизаторских теорий криминологии?

  10. Основные направления развития психологии в двадцатом веке.

  11. Каково место психологии в системе наук?

Темы рефератов

  1. История развития юридической психологии.


Литература

Васильев В.Л. Юридическая психология, М., 1991

Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. М., 1984.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону. 1996

Ярошевский М.Г. История психологии, Москва, 1996.

Якунин В.А. История психологии, Санкт-Петербург, 2001
Тема III. Методы юридической психологии.
При изучении данной темы важно усвоить, что юридической психологии как каждой науке присущи свой предмет и соответствующие ему методы научного исследования. К ним предъявляются следующие общие требования.

Методы юридической психологии можно разделить на две группы: по целям исследования и по способам исследования.

По целям исследования эти методы подразделяются на следующие три разновидности.

Методы научного исследования.

Их целью являются исследования психических закономерностей в сфере человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разработка научных рекомендаций для практических работников, занимающихся борьбой с преступностью.

Методы психологического воздействия на личность, осуществляемые должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Безусловно диапазон применения этих методов ограничен рамками уголовно-процессуального законодательства.

Методы судебно-психологической экспертизы.

Их целью является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов.
Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Что является общим методологическим принципом психологии?

  2. Какие требования предъявляются к методам научного исследования?

  3. Какие методы юридической психологии подразделяются по целям исследования?

  4. Дайте характеристику методов по способам исследования?

  5. Опишите основные принципы психологии.

  6. Субъективные и объективные методы исследования психических явлений и поведения человека.

  7. Наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности как методы психологии.

  8. Естественный и лабораторный эксперимент. Диагностические тесты.

  9. Метод корреляции, тестирование, опрос.

  10. Общая характеристика психического отражения. Особенности психического отражения и его необходимость.

  11. Какие задачи живого существа плохо решаются без психического отражения?


Темы рефератов

  1. Методы психологического воздействия на личность в юридической практике.

  2. Диагностика нарушений психического здоровья у работников опасных профессий

  3. Диагностика когнитивного и эмоционального компонентов склонности к риску в ходе профессиональной деятельности

  4. Диагностика причин затрудненной адаптации молодых сотрудников к профессиональной деятельности и взаимоотношениям в группе


Литература

Асмолов Г.А. Психология личности, М., 1990.

Филонов Л.Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого. М., 1983


Тема IV. Психологическая подготовка к юридической деятельности. Система психических процессов.

Студент должен уяснить, что в юридической деятельности, где ведущим является коммуникативный процесс (восприятие и оценка личности, установление и развитие психологических контактов, получение необходимой информации, оказание воздействия), получение информации и ее запоминание являются той основой, на которой строятся все практические действия юриста.

Студент должен понять, что наблюдательность как качество личности развивается в условиях деятельности. Для превращения умения в стойкое качество нужна целенаправленная, планомерная и систематическая тренировка. Она осуществляется в повседневной жизни юриста, а также с помощью специальных упражнений.

Студент должен знать, что речь в деятельности юриста выступает как носитель информации и как средство воздействия. Воздействие при помощи речи бывает разных типов: воздействие человека на человека, человека на группу лиц, человека на аудиторию (массовая коммуникация) и др. Речевая деятельность юриста – это главным образом воздействие человека на человека.

Студент должен четко уяснить себе, что деятельность юриста нередко протекает в условиях высокого нервного напряжения. Поэтому работнику юридического труда необходимо управлять своими эмоциями в целях сохранения работоспособности в любых условиях.
Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Система психических процессов, функции психики

  2. Какие существуют виды памяти?

  3. Понятие и виды памяти и внимания

  4. Мышление, интуиция, интеллект, воображение

  5. Ощущение – это физический знак воздействия, символ его, знание о воздействии, сенсорное переживание качества воздействия или язык, на котором живое существо описывает для себя мир?

  6. Пороги чувствительности. Проявление в ощущениях характеристик анализаторов и требований ориентировки в мире.

  7. Необходимость константности образа предметов и причины границ константности.

  8. Какова роль врожденных процессов и обучения в формировании образа?

  9. Чем объяснить, что слепорожденные, прозревшие после удачно сделанной операции, вначале не различают ни формы, ни величины, ни удаленности предметов? Какие особенности присущи человеческому восприятию?

  10. Что является физиологической основой ощущений и восприятий?

  11. Как можно восстановить эмоциональное равновесие, выйти из фрустрации и стресса?

  12. В чем состоит сущность памяти?

  13. Что называют мышлением?

  14. Какие виды мышления выделяет современная психология?

  15. Какие виды речи вы знаете?

  16. Что такое воля? Как проявляется воля в деятельности юриста?

  17. Основные формы волевой недостаточности.

  18. В чем сущность эмоций и чувств человека? Что такое аффект?

  19. По какому принципу произведено деление эмоций на положительные и отрицательные?

  20. В чем сущность эмоционального стресса?


Темы рефератов

  1. Роль мышления в процессе восприятия

  2. Человек как объект восприятия

  3. Экспериментальное изучение особенностей восприятия при искажающих факторах («искажающие очки», «деформированные комнаты»).

  4. Психологические изменения у человека в условиях сенсорной депривации

  5. Психологические рекомендации по управлению виманием

  6. Техника «быстрого чтения»

  7. Особенности эмоциональной памяти человека.

  8. Премежуточная память и механизм сна.

  9. Закономерности припоминания.

  10. Способы управления и тренировки памяти.

  11. Забывание и борьба с ним.

  12. Нарушения памяти.

  13. Кибернетика и моделирование памяти.

  14. Формирование логического мышления, логических операций.

  15. Способы активации мышления.

  16. Воображение и творчество.

  17. Диагностика риска суицидного поведения при проведении проф. отбора.

  18. Профессиональное выгорание и его влияние на стиль деятельности юриста.


Литература

Асмолов Г.А. Психология личности. М., 1990.

Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по курсу «Юридическая психология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской Федерации «об образовании». iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов по изучению...
Методические указания по курсу «Политология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской...
Методические указания по курсу «Юридическая психология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской Федерации «об образовании». iconМетодические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине «Финансы и кредит»
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» и«Финансы и кредит» очной...
Методические указания по курсу «Юридическая психология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской Федерации «об образовании». iconКафедра философии учебно-методический комплекс по курсу «этика» для...
Программа и учебно-методические материалы подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом впо
Методические указания по курсу «Юридическая психология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской Федерации «об образовании». iconПояснительная записка рабочая программа по информатике и информационным...
Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования
Методические указания по курсу «Юридическая психология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской Федерации «об образовании». iconУчебно-методический комплекс разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании»
Законом РФ «Об образовании», Государственным образовательным стандартом по специальности 030501. 65 «Юриспруденция», на основании...
Методические указания по курсу «Юридическая психология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской Федерации «об образовании». iconПрограмма повышения квалификации разработана в соответствии с Федеральным...
Енеджмент в образовании: управление образовательным учреждением в условиях изменений системы образования российской федерации
Методические указания по курсу «Юридическая психология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской Федерации «об образовании». iconРешение Ученого совета фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова»
Настоящие Правила подготовлены в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании...
Методические указания по курсу «Юридическая психология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской Федерации «об образовании». iconРабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 13 января 1996 года №12-фз. Государственным...
Методические указания по курсу «Юридическая психология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской Федерации «об образовании». iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по курсу «Технология» составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 13 января 1996 года №12-фз. Государственным...
Методические указания по курсу «Юридическая психология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской Федерации «об образовании». iconМетодические указания по курсу "история экономики" для студентов...
Дисциплина преподается в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Методические указания составлены...
Методические указания по курсу «Юридическая психология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской Федерации «об образовании». iconМетодические рекомендации для выполнения курсовой работы по дисциплине...
Данные методические указания подготовлены для выполнения курсовой работы студентами заочного отделения по дисциплине «Налоги и налогообложение»...
Методические указания по курсу «Юридическая психология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской Федерации «об образовании». iconУста в муниципального казенного общеобразовательного учреждения Вечерней...
«Учреждение», создано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным...
Методические указания по курсу «Юридическая психология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской Федерации «об образовании». iconПрограмма учебной дисциплины «Профессиональная психология личности»
«Профессиональная психология личности» вузовского компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным...
Методические указания по курсу «Юридическая психология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской Федерации «об образовании». iconЗаконом «О некоммерческих организациях», Законом Российской Федерации...
Учреждение создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях»,...
Методические указания по курсу «Юридическая психология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской Федерации «об образовании». iconМетодические указания по изучению дисциплины Целью учебной дисциплины...
...
Методические указания по курсу «Юридическая психология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской Федерации «об образовании». iconТрудовое право методические указания к изучению дисциплины и выполнению...
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 030501. 65 для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск