Скачать 400.3 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра Гуманитарных дисциплин и юридической психологии ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Методические указания к самостоятельной работе студентов по изучению дисциплины Для студентов всех форм обучения и всех специальностей Кизляр 2009 Допущено Советом филиала СПбГИЭУ в качестве методических указаний Составитель: Ст. преподаватель Петрова В.С. Рецензент: доктор. истор. наук, доцент Н.Н. Гарунова Подготовлено на кафедре Гуманитарных дисциплин и юридической психологии Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета, представленного составителем Подписано в печать_________________ Формат 60ч84 1/16 Печ. Л. Тираж___экз Заказ_______ © СПбГИЭУ, филиал г.Кизляр, 2009 СОДЕРЖАНИЕ 1. Предмет и задачи учебной дисциплины………………………4 2. Место дисциплины в системе подготовки специалистов…....5 3. Связь учебной дисциплины с другими науками……………...5 4. Значение самостоятельной работы студентов………………...5 5. . Общие рекомендации по организации самостоятельной работы студентов……………………………………………...6 6. Правила конспектирования источников и литературы……...6 7. Содержание дисциплины и методические указания по изучению дисциплины………………………………………..7 1. Предмет и задачи учебной дисциплины. Методические указания по курсу «Юридическая психология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской Федерации «об образовании». Это вызвано необходимостью дальнейшего совершенствования методического обеспечения преподавания курса юридической психологии при подготовке специалистов в системе высшего юридического образования За последние годы в нашей стране юридическая психология получила значительное развитие. Это развитие стимулировалось необходимостью научной разработки психологических аспектов правового регулирования, создания профессиограмм юридических профессий, а также совершенствования работы органов и должностных лиц, ведущих борьбу с преступностью, выяснения условий и причин преступности. Все это требует включения психологических знаний в образование современного юриста. Преподавание юридической психологии студентам-юристам в значительной степени затрудняется отсутствием научно-методической литературы. Предлагаемая работа является попыткой разработать и систематизировать курс юридической психологии, который может быть использован студентами, а также юристами в качестве учебного пособия по юридической психологии. Данное пособие написано в соответствии с программой преподавания психологии в юридических вузах и на юридических факультетах и является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования, содержит обязательный минимум по изучению содержания курса и требований к уровню подготовки выпускников. 2. Место дисциплины в системе подготовки специалистов. Студент, освоивший дисциплину «Юридическая психология», должен обнаружить:
3. Связь учебной дисциплины с другими науками. При освоении курса студенты пользуются знаниями, полученными при изучении курсов «Биология», «Анатомия и физиология человека», изучаемых средней школе. 4. Значение самостоятельной работы студентов. Гуманизация образования привела к возрастанию роли самостоятельной работы студентов в обеспечении ее приоритета над другими методами обучения при изучении гуманитарных дисциплин. Самостоятельная работа – это направленная учебная и научно- исследовательская деятельность студентов, которая служит основой для углубления и закрепления знаний студентов по дисциплине. 5. Общие рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Начать изучение дисциплины «Юридическая психология», следует с восстановления в памяти остаточных школьных знаний. Студентам необходимо прослушать вводные лекции преподавателя по курсу «Юридическая психология», в которой отводится время для знакомства студентов с учебной, методической и научной литературой по дисциплине. Необходимо студенту научиться пользоваться в библиотеке тематическим каталогом. Для самостоятельной работы по изучению курса рекомендуются: а) учебники и учебные пособия; б) монографическая литература; в) теоретические материалы и журнальные статьи; г) словари и справочники. Самостоятельная работа студентов регулируется преподавателем. Среди форм самостоятельной работы студентов применяются: подготовка к семинарам, подготовка рефератов, докладов, конспектирование источников и т.д. 6. Правила конспектирования источников и литературы. Процесс работы над источником подразделяется на два основных этапа: 1. Знакомство с произведением. 2. Составление конспекта. На первом этапе необходимо: 1. Прочитав текст, уяснить его содержание. 2. Выявить основные положения и выводы. 3. Выделить основные мысли автора, проследить за их развитием в труде. На втором этапе необходимо:
7. Содержание дисциплины и методические указания по изучению дисциплины. Тема I. Предмет и система юридической психологии. Студент должен усвоить, что юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены специфической человеческой деятельностью в сфере правового регулирования. Предметом юридической психологии являются психические закономерности деятельности и личности человека в области правовых отношений. Студент должен знать, что психические закономерности в деятельности, связанной с нарушением правовых норм, изучаются в основном в особенной части юридической психологии, так называемой судебной психологии, которая органически входит в нее, как одна из наиболее в настоящее время разработанных ее областей. Вопросы для самостоятельной работы:
Темы рефератов
Литература Костицкий М.В. Введение в юридическую психологию: методологические и теоретические проблемы. Киев, 1990. Пауков В.С., Живодеров Н.Н. Судебная медицина и судебная психиатрия. Москва, 2000. УК РФ, часть общая Тема II. История развития юридической психологии. Юридическая психология – одна из сравнительно молодых отраслей психологии. Первые попытки систематического решения некоторых задач юриспруденции методами психологической науки относятся к 18 веку. В развитии юридической психологии можно выделить три этапа: 1. Ранняя история юридической психологии – 18 в. и первая половина 19 в. 2. Оформление юридической психологии как науки – конец 19 в. и начало 20 в.. 3. История отечественной юридической психологии. Вопросы для самостоятельной работы:
Темы рефератов
Литература Васильев В.Л. Юридическая психология, М., 1991 Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. М., 1984. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону. 1996 Ярошевский М.Г. История психологии, Москва, 1996. Якунин В.А. История психологии, Санкт-Петербург, 2001 Тема III. Методы юридической психологии. При изучении данной темы важно усвоить, что юридической психологии как каждой науке присущи свой предмет и соответствующие ему методы научного исследования. К ним предъявляются следующие общие требования. Методы юридической психологии можно разделить на две группы: по целям исследования и по способам исследования. По целям исследования эти методы подразделяются на следующие три разновидности. Методы научного исследования. Их целью являются исследования психических закономерностей в сфере человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разработка научных рекомендаций для практических работников, занимающихся борьбой с преступностью. Методы психологического воздействия на личность, осуществляемые должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Безусловно диапазон применения этих методов ограничен рамками уголовно-процессуального законодательства. Методы судебно-психологической экспертизы. Их целью является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Вопросы для самостоятельной работы:
Темы рефератов
Литература Асмолов Г.А. Психология личности, М., 1990. Филонов Л.Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого. М., 1983 Тема IV. Психологическая подготовка к юридической деятельности. Система психических процессов. Студент должен уяснить, что в юридической деятельности, где ведущим является коммуникативный процесс (восприятие и оценка личности, установление и развитие психологических контактов, получение необходимой информации, оказание воздействия), получение информации и ее запоминание являются той основой, на которой строятся все практические действия юриста. Студент должен понять, что наблюдательность как качество личности развивается в условиях деятельности. Для превращения умения в стойкое качество нужна целенаправленная, планомерная и систематическая тренировка. Она осуществляется в повседневной жизни юриста, а также с помощью специальных упражнений. Студент должен знать, что речь в деятельности юриста выступает как носитель информации и как средство воздействия. Воздействие при помощи речи бывает разных типов: воздействие человека на человека, человека на группу лиц, человека на аудиторию (массовая коммуникация) и др. Речевая деятельность юриста – это главным образом воздействие человека на человека. Студент должен четко уяснить себе, что деятельность юриста нередко протекает в условиях высокого нервного напряжения. Поэтому работнику юридического труда необходимо управлять своими эмоциями в целях сохранения работоспособности в любых условиях. Вопросы для самостоятельной работы:
Темы рефератов
Литература Асмолов Г.А. Психология личности. М., 1990. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. |
Методические указания к самостоятельной работе студентов по изучению... Методические указания по курсу «Политология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской... | Методические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине «Финансы и кредит» Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» и«Финансы и кредит» очной... | ||
Кафедра философии учебно-методический комплекс по курсу «этика» для... Программа и учебно-методические материалы подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом впо | Пояснительная записка рабочая программа по информатике и информационным... Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования | ||
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании» Законом РФ «Об образовании», Государственным образовательным стандартом по специальности 030501. 65 «Юриспруденция», на основании... | Программа повышения квалификации разработана в соответствии с Федеральным... Енеджмент в образовании: управление образовательным учреждением в условиях изменений системы образования российской федерации | ||
Решение Ученого совета фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» Настоящие Правила подготовлены в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании... | Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 13 января 1996 года №12-фз. Государственным... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по курсу «Технология» составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 13 января 1996 года №12-фз. Государственным... | Методические указания по курсу "история экономики" для студентов... Дисциплина преподается в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Методические указания составлены... | ||
Методические рекомендации для выполнения курсовой работы по дисциплине... Данные методические указания подготовлены для выполнения курсовой работы студентами заочного отделения по дисциплине «Налоги и налогообложение»... | Уста в муниципального казенного общеобразовательного учреждения Вечерней... «Учреждение», создано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным... | ||
Программа учебной дисциплины «Профессиональная психология личности» «Профессиональная психология личности» вузовского компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным... | Законом «О некоммерческих организациях», Законом Российской Федерации... Учреждение создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях»,... | ||
Методические указания по изучению дисциплины Целью учебной дисциплины... ... | Трудовое право методические указания к изучению дисциплины и выполнению... В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 030501. 65 для... |