Скачать 0.71 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Экономический факультет Кафедра экономической теории и мировой экономики МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по курсу "ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ" для студентов экономического факультета всех форм обучения Составители: проф., д.э.н. Хаустов Ю.И. доц., к.э.н. Ключищева В.Г. ВОРОНЕЖ - 2000 Дисциплина преподается в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Методические указания составлены на основании рекомендованного стандарта. Составители: проф., д.э.н. Хаустов Ю.И. доц., к.э.н. Ключищева В.Г. Методические указания обсуждены на заседании кафедры "Экономической теории и мировой экономики". Протокол № _____ от "____" _______________2002г. Зав. кафедрой профессор, д.э.н. Ю.И.Хаустов Методические указания рассмотрены научно-методическим советом экономического факультета Воронежского госуниверситета. Протокол № _____ от "____" _______________ 2002г. Председатель НМС доцент, к.э.н. Н.Г. Сапожникова. Утверждено научно-методическим советом экономического факультета. СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка-обоснование к изучению курса «История экономики» Данные методические указания являются дополнительным материалом к учебному пособию «История экономики». Его использование позволит закрепить полученные знания по данной дисциплине, расширить информационную базу изучения, научиться применять теоретические знания в практических целях. Методические указания по курсу «История экономики», имеют структуру, которая соответствует учебному пособию по дисциплине «История экономики». Цель и задачи дисциплины Дисциплина «История экономики» является обязательной в блоке гуманитарных курсов, и входит в программу подготовки специалистов всех форм обучения. Курс рассчитан на слушателей, изучивших социально-экономические дисциплины, являющиеся для него базовыми. Цель изучения дисциплины – обеспечить овладение студентами знаниями об исторических основах экономического реформирования зарубежной и российской экономических систем. Студенты должны усвоить основные закономерности развития экономики основных цивилизаций, исторический опыт важнейших экономических реформ, особенности экономической политики ведущих стран в соответствующие исторические эпохи, главные вехи хозяйственной эволюции, хронологический материал. Формирование знания и навыков студентов осуществляется в ходе лекционных и семинарских занятий, выполнение индивидуальных заданий, самостоятельной работы, написания рефератов, выступлений с докладами, ответов на тесты. Задачи изучения дисциплины определяются требованиями к подготовке кадров, установленными в квалификационной характеристике специалистов по всем специальностям, требованиями к знаниям и умениям, которыми они должны обладать. Основная задача состоит в умении использовать приобретенные теоретические знания в конкретной практической деятельности. Формы контроля знаний студентов:
Требования к знаниям и умениям Студент должен знать:
Студент должен уметь:
В методических указаниях представлены: пояснительная записка, рабочая программа, планы семинарских занятий, методические указания, учебные задания для практической работы и проверки полученных знаний по основным темам курса, глоссарий, список основной литературы. Учебные задания собраны по основным темам курса, в соответствии с рабочей программой и планами семинарских занятий. Каждое задание включает:
Целью данной учебно-методической разработки является оказание студентам помощи в предметном осноении курса «История экономики», в системной ориентации в экономических процессах, содержании и основных результатах как зарубежного, так и опечественного опыта проведения экономических реформ для подготовки управленческих кадров, способных проводить эффективную реформаторскую политику. В настоящие учебно-методические указания вошли материалы, предлагаемые авторами на практических занятиях в студенческих группах, которые позволяют выработать навыки анализа полученных при изучении курса результатов. 2. Программа курса «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ» Рабочая программа по курсу «История экономики» составлена с учетом сложившегося на кафедре опыта преподавания этого курса, ранее действующих программ по нему, анализа научных исследований и опыта преподавания этого курса в отечественных и зарубежных учебных заведениях. В ней раскрывается содержание курса в целом и отдельных его тем с отражением новых положений, приводится тематический план занятий и рекомендуемая литература. Автором программы являются профессор, д.э.н. Хаустов Ю.И. и доцент, кафедры к.э.н. Ключищева В.Г. Программа утверждена на заседании кафедры экономической теории и мировой экономики ВГУ ________2002 г. и рекомендована к печати научно-методическим советом факультета ________2002 г. ВВЕДЕНИЕ Изучение истории экономики в современных условиях перехода к рыночной экономике является особенно актуальным, так как без знаний последствий экономических реформ, проводимых в развитых странах, на различных этапах исторического развития, обобщения и изучения их опыта, осуществление эффективного научно-обоснованного реформирования экономики России практически невозможно. Целью изучения дисциплины является овладение студентами знаниями реформирования зарубежной и российской экономике в историческом аспекте. Курс истории экономики является обязательной дисциплиной для студентов всех специальностей. Он предусматривает последовательное изучение эволюции хозяйственной жизни на всех этапах экономического развития отдельных отраслей и стран. В процессе изучения этого курса у студентов формируется система знаний о предмете истории экономики, о проблемах ее периодизации, об основных чертах развития стран на различных исторических этапах, об особенностях и общих закономерностях в развитии отдельных отраслей и стран в эпоху феодализма, капитализма свободной конкуренции и на современном этапе, об особенностях реформирования экономики России. При изучении курса у студентов вырабатываются навыки самостоятельной работы. Изучение курса «История экономки» базируется на освоении студентами таких учебных дисциплин, как основы экономической теории, истории Росси и др. В свою очередь он служит основой экономических учений, экономики переходного периода, финансов и др. В связи с этим изучение истории экономики имеет большое значение в овладении каждым студентом своей специальностью, его профессиональном формировании и требует добросовестного и творческого отношения. Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИКИ Предмет, метод и задачи курса истории экономики. Функции истории экономики. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений и их роль в развитии цивилизации. Способ производства. Общественно-экономическая формация. Источники и историография экономической истории. Периодизация истории экономики. Место истории экономики в системе экономических наук. Тема 2.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО, РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО И ФЕОДАЛЬНОГО СПОСОБОВ ПРОИЗВОДСТВА Основные черты и периодизация первобытного хозяйства. Предпосылки возникновения социального и имущественного неравенства. Разложение первобытнообщинного строя. Особенности экономического развития древневосточных обществ. Особенности земледелия. Экономические функции государства. Патриархальное рабство. Основные этапы развития Древней Греции и Древнего Рима. Экономика античных государств. Общее и особенное в развитии древнегреческих городов – государств и Древнего Рима. Античное рабовладение и его особенности. Кризис рабовладельческого строя. Основные направления колонизации, процессы феодализации. Общее и особенное в развитии западноевропейских стран в эпоху феодализма. Экономическое развитие Франкского государства. Сельское хозяйство Западной Европы в XI-XV веках. Хозяйственный рост городских республик Северной Италии в XI-XV веках. Городская экономика. Уровень общественного разделения труда. Цеховой строй. Развитие товарно-денежных отношений и зарождение капиталистического производства. Тема 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ Великие географические открытия и их влияние на экономическое развитие Европы. «Революция цен» и ее значение. Первоначальное накопление капитала как исходная точка становления капитализма. Особенности становления капиталистического способа производства в Голландии. Первоначальное накопление капитала в Англии. Промышленный переворот и его социально-экономические последствия. Развитие капиталистического сельского хозяйства, индустриализация Англии и ее первенство в мировом капиталистическом хозяйстве в домонополистический период. Отличительные черты генезиса капитализма во Франции. Французское мануфактурное строительство. Особенности развития капиталистических отношений в Германии. Предпосылки и основные этапы промышленной революции в Германии. Изменение структуры производства. «Прусский» путь развития капитализма в сельском хозяйстве в Германии. Таможенный союз. Становление экономики индустриального типа в США. Социальные и экономические предпосылки и последствия войны северо-американских колоний за независимость. Промышленный переворот в США. Фермерский путь развития капитализма севера США. Плантационное рабство на юге США. Экономические результаты гражданской войны 1861-1865г. Становление капитализма свободной конкуренции в Японии. Проблемы общего и особенного в экономическом развитии в эпоху капитализма свободной конкуренции. Тема 4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ Прогресс науки, техники и технологии производства в последней трети ХIХ – начале ХХ века. Монополизация экономики. Концентрация и централизация производства и капитала. Образование финансового капитала и финансовой олигархии. Вывоз капиталов. Экономический и территориальный раздел мира. Особенности развития на рубеже ХIХ – ХХ веков США, Германии, Англии, Франции, Японии, России. Развитие монополистического капитализма в США. Экономический подъем конца XIX - начала XX века и его причины. Особенности экономической экспансии США. Развитие сельского хозяйства. Причины ускорения индивидуализации Германии, формирование крупной промышленности. Особенности формирования хозяйственной системы. Причины промышленного отставания Англии, колониальная экспансия и ее роль. Особенности структуры народного хозяйства Франции. Аграрные противоречия. Причины отставания французской промышленности. Тема 5. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РАЗВИТЫХ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН МЕЖДУ ПЕРОВОЙ И ВТОРОЙ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ (1918 - 1939 гг.) Экономические итоги первой мировой войны. Причины укрепления позиций США. Версальский мирный договор. Возрождение экономики Германии. Планы Дауэса Ч. и О.Юнга. «Великая депрессия» 1929 – 1933 гг. и обострение социальных противоречий. Реформы администрации Ф.Д. Рузвельта («Новый курс»), их результаты и значение. Экономическая политика фашистской Германии. План экономии английского банкира Дж.Мэя. Экономическая политика французского правительства Народного фронта. Тема 6. ЭКОНОМИКА СТРАН С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМОЙ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Экономические итоги второй мировой войны. План Маршалла и его вклад в возрождение послевоенного хозяйства стран Западной Европы. Экономическая программа Л.Эрхарда в ФРГ. Германское «Экономическое чудо» и выдвижение ФРГ на ведущие позиции в Европе в конце 50-х годов – 60-е годы. Развитие экономики Франции после второй мировой войны. Послевоенная национализация. Основные направления экономической политики Франции в 50 – 60-е годы. Индикативное планирование во Франции. Политика голлизма. Пересмотр приоритетов экономического развития Франции. Особенности развития британской экономики в послевоенный период. Тема 7. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР Экономика СССР в годы НЭПа (1921 – 1929 гг.). Сущность НЭПа. Социальная эволюция советской деревни. Восстановление и перестройка промышленности. Основные общественно-экономические уклады; использование государственного капитализма, его основные формы. Развитие системы планирования. Денежная реформа 1922 – 1924 гг. Денежная реформа 1947 года и дальнейшие изменения в денежной системе. Отмена карточек. Экономические реформы 30-х годов. Реорганизация управления промышленностью. Кредитная реформа. Налоговая реформа. Экономические реформы 50-60-х годов и их результаты. Поиски путей совершенствования управления промышленностью и строительством. Совершенствование хозяйственного механизма. Меры по подъему сельского хозяйства. Хозяйственная реформа 1965 г. поиски путей совершенствования хозяйственного механизма. Тема 8. СТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ Состояние экономики в конце 1991 года. Российский вариант перехода к рыночной модели хозяйствования по второй половине 1991 – 1995 годах. Проведение массовой приватизации и ее результаты. Экономические преобразования в сфере аграрных отношений с 1991 по 1999 годы. Динамика жизненного уровня населения России за годы реформ. Календарно-тематический план занятий по формам обучения
3. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ» Тема 1. Введение в историю экономики. 1.Предмет,метод и функции истории экономики. 2.Проблемы периодизации истории экономики. Темы рефератов:
Тема 2. Основные черты развития первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального способов производства. 1.Первобытнообщинная система хозяйства. 2.Азиатская экономика. Особенности экономического развития древневосточных обществ.
Темы рефератов:
Тема 3. Основные этапы развития капитализма свободной конкуренции.
Темы рефератов:
Тема 4. Экономическое развитие на рубеже Х1Х-ХХ вв.
Темы рефератов:
Тема 5. Экономическое положение развитых капиталистических стран между первой и второй мировыми войнами (1919-1939гг.).
Темы рефератов:
Тема 6. Страны с развитой рыночной экономикой после второй мировой войны.
Темы рефератов:
Тема 7. Экономическое развитие СССР.
Темы рефератов:
Тема 8. Становление рыночных отношений в России.
Темы рефератов:
Данное методическое пособие является приложением для самостоятельной практической работы студентов, изучающих курс "История экономики". В качестве базовых учебников следует ориентироваться на следующие издания: История мировой экономики: Учебник для вузов/Под ред. Г.Б. Полякова, А.Н. Марковой. - М.:ЮНИТИ, 1999; Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций/Н.И. Полетаева, В.И.Голубович, Л.Ф.Пашкевич и др.; Под общ. ред. В.И.Голубовича.-Мн.: НФК "Экоперспектива", 1996; Тимошина Т.М. Экономическая история России: учебное пособие/Под ред. проф. М.Н. Чепурина. Изд. 2-е стереотипное.-М.: Информационно-издательский Дом "Филинъ", Юридический Дом "Юстицинформ", 1998. В методических указаниях представлены: рабочая программа, планы семинарских занятий, тематика рефератов, учебные задания для практической работы и проверки полученных знаний по основным темам курса. Учебные задания собраны по темам курса, в соответствии с рабочей программой и планами семинарских занятий. Каждое задание включает два раздела. Первый раздел "Основные термины и понятия" позволяет проверить правильное понимание и знание основных терминов, которые используются в курсе "История экономики". Второй раздел составляют тесты, при выполнении которых требуются теоретические знания для ответов на конкретные вопросы. Тестирование предполагает оценку правомерности предполагаемых утверждений. Целью данной учебно-методической разработки является оказание студентам помощи в предметном освоении курса "История экономики"; в системной ориентации в экономических процессах, содержании и основных результатах как зарубежного, так и отечественного опыта проведения экономических реформ для подготовки управленческих кадров, способных проводить эффективную реформаторскую политику. В настоящий сборник вошли материалы, предлагаемые авторами на практических занятиях в студенческих группах. 4. УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ПРОВЕРКИ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ КУРСА Учебные задания начинаются с раздела ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, главная цель которого – дать возможность студентам проверить свое понимание и знание основных терминов и принципов, которыми оперирует история экономики. Второй раздел составляют ТЕСТЫ. При их выполнении требуются теоретические знания для ответов не конкретные вопросы. Тестирование предполагает оценку правомерности предлагаемых учреждений. Все учебные задания сгруппированы по темам курса "История экономики". ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИКИ |
Методические указания к самостоятельной работе студентов по изучению... Методические указания по курсу «Политология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской... | Методические указания по изучению части 1 «Деньги» студентами дневной... ... | ||
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы... Г. А. Ахмина; начальник учебно-методического управления М. В. Савушкин; начальник учебной части Н. А. Уткина; декан экономического... | М. Ю. Махотаева методические указания к выполнению исследований по... Методические указания предназначены для проведения исследований отдельных сегментов рынка недвижимости по курсу «Экономика и управление... | ||
Кафедра «Финансы и банковское дело» методические указания по выполнению... Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения, получающих специальность 080105. 65 Финансы и кредит | Методические указания для студентов заочной формы обучения Учетно-экономического... Методические указания предназначены для оказания помощи студентам финансового факультета в подготовке к экзамену | ||
Программа по дисциплине «История экономики» для студентов экономического факультета Программа по дисциплине «История экономики» для студентов экономического факультета по специальности 060500 «Бухгалтерский учет,... | Методические указания к выполнению лабораторной работы №11 для студентов... Технологические процессы машиностроительного производства. Технология конструкционных материалов. Обработка заготовок на фрезерных... | ||
Методические указания по самостоятельной и индивидуальной работе... Имитационное моделирование экономических процессов: методические указания по самостоятельной и индивидуальной работе студентов всех... | Волгоградский государственный технический университет Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения. Методические указания содержат обширный... | ||
Печальный рекорд Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а так же преподавателей руководителей... | Методические указания к расчетно-графической работе №1 по курсу «Основы... Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения при выполнении ими расчетно-графической работы по конструированию... | ||
Основные законы систем Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а так же преподавателей руководителей... | Тема : Файловая система Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а так же преподавателей руководителей... | ||
Методические указания к выполнению курсовой работы (проекта) для... Конкретный набор мероприятий определяют в процессе проектирования путем технико-экономического сравнения вариантов проектных решений... | Трудовое право методические указания к изучению дисциплины и выполнению... В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 030501. 65 для... |