Скачать 0.51 Mb.
|
Рабочая программа составлена на основании: 1.Государственного образовательного стандарта по специальности: 060103 – Педиатрия. 2. Программы по дисциплине «Детские хирургические болезни с ортопедией, реанимацией и анестезиологией и общим уходом за больными» для специальности: 060103 - Педиатрия. МО РФ, Москва, 2002. 3. Учебного плана СГМУ на 2014 – 2015 учебный год по специальности: 060103 - Педиатрия 4. Квалификационной характеристики выпускника вуза по специальности: 060103 - Педиатрия 5. Типовых ситуационных задач для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060103 – «Педиатрия» Введение Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации (приказ Госкомвуза РФ от 05.03.94 г. № 180). Квалификация выпускника - Врач. Объектом профессиональной деятельности выпускников является пациент. Врач - выпускник по специальности «060103 Педиатрия» имеет право выполнять лечебно-профилактическую деятельность. Он имеет право занимать врачебные должности, не связанные с непосредственным ведением больных: научно-исследовательская и лабораторная деятельность по теоретическим и фундаментальным направлениям медицины. Выпускники по специальности «060103 - Педиатрия» могут быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе. 1.1. Цель преподавания детской хирургии на педиатрическом факультете заключается в обеспечении обучающихся необходимой информацией по вопросам семиотики, клиники, диагностики, дифференциальной диагностики, тактики лечения и оказания неотложной помощи при пороках развития, хирургических заболеваниях, травматических повреждениях, опухолях, критических состояниях у детей различных возрастных групп. 1.2. Задачи изучения детской хирургии на педиатрическом факультете заключаются в выработке у обучающихся умения: - обследовать детей с разнообразной хирургической патологией; - диагностировать у детей пороки развития, хирургические заболевания, травматические повреждения, опухоли, критические состояния; - оказывать неотложную помощь при них; - решать вопросы о тактике дальнейшего лечения и наблюдения; - решать вопросы профилактики возникновения хирургической патологии и ее осложнений у детей. 1.3. Для изучения детской хирургии студенты должны были усвоить: Из курса нормальной анатомии – строение человеческого тела и возрастные его особенности, возможные причины и механизмы образования пороков развития у детей. Из курса гистологии, цитологии и эмбриологии – механизмы формирования пороков развития на различных этапах эмбриогенеза. Из курса биологии и генетики – принципы наследования врожденных пороков развития и генетически обусловленных заболеваний биологию эхинококкоза, аскаридоза, энтеробиоза, лямблиоза. Из курса микробиологии, вирусологии и иммунологии – характеристики основных возбудителей гнойной инфекции; возрастные особенности иммунитета, обуславливающие предрасположенность к гнойно-септическим заболеваниям детей раннего возраста. Из курса фармакологии – характеристики лекарственных препаратов, используемых в лечении хирургических заболеваний. На кафедре патофизиологии – патогенез воспаления, патогенез нарушения водно-электролитного, кислотно-щелочного равновесия и других нарушений гомеостаза. Из курса патологической анатомии – патоморфологическую картину основных хирургических заболеваний (аппендицита, перитонита, кишечной непроходимости и т.д.). Из курса оперативной хирургии и топографической анатомии - особенности топографо-анатомических взаимоотношений органов у детей различных возрастов; принципы оперативных вмешательств, применяемых в детской хирургии. Из курса лучевой диагностики и терапии – особенности рентгенологической картины скелета, легких, сердца у детей различного возраста; основы радиоизотопной, ультразвуковой диагностики, организацию и принципы лучевого лечения злокачественных опухолей у детей. Из курса общей, факультетской и госпитальной хирургии, травматологии и ортопедии – полностью всю программу. Из курса анестезиологии и реаниматологии – всю программу. Из курса акушерства и гинекологии – механизм родовых травм, причины и патогенез патологии периода новорожденности, связанной с патологией родов; гинекологические заболевания у девочек, требующие дифференциальной диагностики с хирургическими заболеваниями или экстренного хирургического вмешательства. Из курса педиатрии - анатомо-физиологические особенности детей в различные возрастные периоды, методы обследования детей разного возраста, клинику и диагностику заболеваний у детей, требующих дифференциальной диагностики с хирургической патологией, а также всех заболеваний, которые могут сопутствовать ей. 2. Требования к уровню усвоения дисциплины Студенты должны знать: 1. Этиопатогенез хирургических заболеваний, пороков развития, травматических повреждений и критических состояний у детей различных возрастных групп. 2. Клиническую картину перечисленных патологических состояний и ее особенности в зависимости от возраста детей. 3. Диагностику (клиническую, лабораторную, инструментальную) и дифференциальную диагностику. 4. Хирургическую тактику врача-педиатра, рациональные сроки лечения. 5. Методику и технику кормления здоровых и больных детей раннего возраста 6. Методику обследования пациентов с определенной патологией 7 Особенности оказания неотложной помощи и интенсивной терапии при хирургических заболеваниях и критических состояниях у детей различных возрастных групп. 8. Диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию при изучаемых заболеваниях. Студенты должны уметь: 1. Собрать анамнез жизни и заболевания ребенка. 2. Провести физикальное обследование детей различных возрастных групп. 3. Уметь осуществлять психологический и речевой контакт со здоровыми и больными детьми. 4. Составить план клинического обследования. 5. Интерпретировать данные клинического, лабораторного, инструментального методов обследования. 6. Поставить предварительный диагноз и определить тактику лечения. 7. Определять палатный режим, лечебный стол, оптимальный режим дозирования, кратность и длительность введения лекарственного средства при изучаемой патологии. 8. Оказать неотложную помощь при хирургических заболеваниях и критических состояниях у детей различных возрастных групп. 9. Оказать реанимационное пособие на догоспитальном и госпитальном этапах. 10.Планировать индивидуально диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию больным детям; 11. Самостоятельно работать с информацией (учебной, научной, нормативной справочной литературой и другими источниками); Студенты должны владеть (в соответствии с задачами дисциплины в области формирования практических навыков): 1. профессиональным алгоритмом решения практических задач диагностики, дифференциальной диагностики, лечения и профилактики острых и хронических заболеваний у детей различных возрастно-половых групп; 2. медицинской этикой и деонтологией; 3. навыками правильного построения своих взаимоотношений с родителями больного ребенка; 4. методикой расспроса (жалобы, история болезни, история жизни); 5. методикой клинического исследования (осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация легких, сердца); 6. навыками оценки результатов инструментальных методов исследования; 7. навыками оценки результатов клинико-лабораторного, микробиологического исследования мокроты, периферической крови, желудочного содержимого, желчи, мочи, кала; 8. проводить подготовку и оценивать результаты рентгенологического исследования органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, почек и мочевыводящих путей; 9. оценивать результаты биохимического исследования периферической крови, мочи, желчи; 10. владеть принципами и приемами неотложной помощи и интенсивной терапии при различных заболеваниях у детей. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Семестры и вид отчетности по дисциплине
5. Содержание дисциплины 5.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы
5.2. Содержание разделов дисциплины. 1. Общий уход за детьми с хирургическими заболеваниями 1.1. Структура современной детской хирургической клиники. Уход за детьми в хирургическом стационаре. Деонтология. Обязанности младшего и среднего медицинского персонала. 1.2.Санитарно-эпидемиологическая обработка помещений в хирургическом стационаре (палаты, коридоры, санузлы, перевязочные, операционные). 1.3. Оборудование и инструментарий перевязочной, манипуляционной, операционной. Обязанности младшего и среднего медицинского персонала этих подразделений. 1.4. Десмургия. Техника наложения различных видов повязок у детей различных возрастных групп. 1.5. Стерилизация инструментария, шовного и перевязочного материала. 1.6. Способы введения медицинских веществ. Техника подкожных и внутримышечных инъекций. 1.7.Переливание крови и жидкостей. Обязанности младшего и среднего медицинского персонала. Документация. 1.8. Прием детей в хирургический стационар. Обязанности младшего и среднего медицинского персонала. 1.9. Общий уход за больными в детском хирургическом отделении общего профиля. Техника основных медицинских манипуляций. 1.10. Подготовка больных к экстренным и плановым операциям. 1.11. Особенности ухода за детьми после хирургических вмешательств. Техника медицинских манипуляций. 1.12 Уход за больными в реанимационном отделении. Обязанности младшего и среднего медицинского персонала. 1.13 Оказание неотложной помощи детям. Основные приемы реанимации у детей разных возрастных групп. 1.14 Ведение медицинской документации в детской хирургической клинике. 2 Абдоминальная и гнойная хирургия. 2.1. Острый аппендицит, периаппендикулярный инфильтрат, пери- тонит, криптогенный перитонит.
2.2. Кишечная непроходимость. Инвагинация. - Кишечная непроходимость. Этиопатогенез приобретенной механической и динамической кишечной непроходимости, Классификация. спаечная кишечная непроходимость. Обтурационная и странгуляционная кишечная непроходимость. Клиника, диагностика, рентгенодиагностика, тактика врача-педиатра, лечение. Роль лапароскопии в диагностике и лечении кишечной непроходимости. — Инвагинация. Этиопатогенез, классификация, клиника, диагностика, рентгенодиагностика, тактика врача-педиатра, лечение. Синдром "острого живота и кишечной непроходимости" у новорожденных. Этиология, патогенез, классификация, клиника, диагности- ка, дифференциальная диагностика, тактика врача-педиатра и принципы лечения у новорожденных с врожденной и приобретенной кишечной непроходимостью и перитонитом. Оценка степени тяжести, степени дегидратации, выбор программы инфузионной терапии. Алгоритм действия на различных этапах оказания неотложной помощи (родильный дом, условия транспортировки, специализированный стационар). - Синдром "рвоты молоком" у детей грудного возраста. Этиопатогенез, классификация, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, тактика врача-педиатра и алгоритм действия на различных этапах лечения у детей с врожденным пилоростенозом, желудочно-пищеводным рефлюксом, псевдопилоростенозом, пилороспазмом.
2.7. Острый и хронический остеомиелит, артрит.
2.8. Гнойная хирургическая инфекция мягких тканей.
Гнойная хирургическая инфекция костей и мягких тканей у новорожденных. Этиопатогенез, классификация, клиника, диагностика, роль лабораторной диагностики, дифференциальная диагностика, тактика врача-педиатра, лечение, профилактика осложнений, диспансерное наблюдение. Алгоритм обследования новорожденных с острым гематогенным остеомиелитом, артритом, парезом, а также флегмоной, рожистым воспалением, адипонекрозом, 3. Плановая хирургия.
- Крипторхизм, ложный крипторхизм, монорхизм, анорхизм, эктопия яичка. Этиопатогенез, классификация, клиника, диагностика (УЗИ, лапароскопия). Сроки хирургического лечения, показания. Тактика врача-педиатра, лечение.
3.4. Синдром "отечной мошонки" (перекрут яичка, некроз гидатиды, травма яичка, орхоэпидидимит, аллергический отек). Этиопзтогенез, классификация, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика тактика, тактика врача-педиатра, лечение. 4. Торакальная хирургия. 4.1.Заболевания и пороки развития пищевода (атрезия, грыжа пищеводного отверстия диафрагмы, желудочно-пищеводный рефлюкс). Этиопатогенез, классификация, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, тактика врача-педиатра, принципы лечения и реабилитации. Алгоритм обследования и лечения.
4.4. Синдром острой дыхательной недостаточности, вызванный по роками развития и хирургическими заболеваниями верхних дыхательных путей (атрезия хоан, гемлимфангиома, тератома, базальная мозговая грыжа, синдром Пьера-Робина) и патологией грудной полости (диафрагмаль- ная грыжа, спонтанный пневмоторакс, врожденная долевая эмфизема, напряженная киста легкого, ателектаз легкого) у новорожденных. Этиопатогенез, классификация, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, тактика врача-педиатра, принципы лечения. Алгоритм обследования и лечения. 4.5. Ожоги и рубцовые сужения пищевода. Этиопатогенез, классификация, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, тактика врача-педиатра по оказанию неотложной помощи на догоспитальном и госпитальном этапах, принципы лечения и реабилитации. 5. Поликлиника 5.1. Поликлиника. Консультативно-диагностический прием. Проведение клинического обследования детей с гнойными заболеваниями мягких тканей Интерпретация данных лабораторного обследования. Проведение перевязок
5.5. Лабораторная и инструментальная диагностика в детской онкологии, роль биопсии. Диспансерное наблюдение.
|
Рабочая учебная программа по дисциплине Синдром жестокого обращения... Рабочая программа составлена заведующим кафедрой детской хирургии ПетрГУ, профессором И. Н. Григовичем | Программа по дисциплине Общий уход за больными для специальности... Государственного образовательного стандарта по специальности: 060103 – педиатрия | ||
Вопросы к переводному экзамену по детской хирургии для студентов История развития детской хирургии. Организация хирургической помощи детям. Перспективы развития хирургии детского возраста | Рабочая учебная программа по дисциплине Малоинвазивные методы в детской хирургии Цель преподавания дисциплины по выбору студента «Малоинвазивные методы диагностики и лечения в детской хирургии» на педиатрическом... | ||
Учебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура Требования государственного образовательного стандарта (гос) по специальности «педиатрия» 060103 | Практического занятия Критерии бально-рейтинговой системы оценки на кафедре госпитальной хирургии с курсом детской хирургии | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 080401 Товароведение... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммерческая деятельность» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | «Биоэтика» Учебно-методический комплекс по дисциплине биоэтика составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Технический перевод для специальности Учебно-методический комплекс (умк) совокупность материалов, регламентирующих содержание учебной и методической работы по организации... | Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология» Л. В. Переладова. Гидроэкология подземных вод: учебно-методический комплекс для студентов эколого-географического факультета, обучающихся... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Гидрология» Л. В. Переладова. Речной сток и гидрологические расчеты: Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... | Учебно-методический комплекс по Юриспруденции ... | ||
Учебно-методический комплекс для специальности Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании методического совета факультета филиала агу в г. Знаменске | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Биоэкология» | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 «Юриспруденция» Для направления Учебно-методический комплекс «Муниципальное право России» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения эстрадному пению» составлен в соответствии |