Скачать 313.96 Kb.
|
На правах рукописи Исх. № ______________ от «__» __________20__ г. КЛИМОВ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ ЗАКОННОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДОМАШНЕГО АРЕСТА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ РОССИИ Специальность 12.00.09 – уголовный процесс, криминалистика; оперативно-розыскная деятельность АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук Москва – 2011 Диссертация выполнена на кафедре уголовного процесса ФГКОУ ВПО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Защита состоится «15» февраля 2012 г. в 14:00 часов на заседании диссертационного совета Д 203.019.03 при ФГКОУ ВПО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (117437, г. Москва, ул. Академика Волгина, дом 12, зал диссертационного совета).С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГКОУ ВПО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации». Автореферат размещен на официальном сайте Московского университета МВД России: http://mosu-mvd.com, а также на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации: referat_vak@mon.gov.ru. Автореферат разослан «___» _____________ 2012 г. Ученый секретарь диссертационного совета кандидат юридических наук, доцент А.А. Шишков ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы диссертационного исследования. Конституция Российской Федерации1 провозгласила права и свободы человека высшей ценностью. Реализуя данное положение, государство проводит преобразования в различных отраслях права, в том числе уголовно-процессуальном законодательстве, в частности касающемся уголовно-процессуального принуждения. Необходимо отметить, что с принятием Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации2 законодателем был введен в качестве меры пресечения домашний арест (ст. 107 УПК РФ). Однако появление этой меры пресечения не было подкреплено нормативно, отчего законность и обоснованность избрания указанной меры пресечения на практике породила немало вопросов, противоречий и проблем, связанных с ее применением в уголовном судопроизводстве России. Прежде всего, в законе остается неурегулированным механизм применения домашнего ареста (процессуальный порядок, способы и средства реализации). Не определены органы и должностные лица, осуществляющие надзор за соблюдением подозреваемыми и обвиняемыми ограничений и запретов, сопровождающих домашний арест. Кроме того, в ст. 107 УПК РФ нет никаких ссылок на исчисление предельного срока домашнего ареста, а отсутствие рамок по времени ограничений и запретов указанной меры пресечения отрицательно сказывается на соблюдении прав обвиняемого или подозреваемого. Необходимо учитывать, что судебная процедура в российском судопроизводстве достаточно долгая, и в ожидании решения своей судьбы обвиняемые могут проводить долгие месяцы. Актуальность обозначенной темы диссертационного исследования обусловлена тем обстоятельством, что в последние годы на высоком уровне ведутся активные дискуссии о необходимости совершенствования института домашнего ареста с целью повышения эффективности применения этой меры в системе мер пресечения. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отмечает, что законодательство в сфере исполнения наказаний, а также уголовно-процессуальное законодательство должно быть эффективным и современным.1 Заключение под стражу должно применяться только в самых крайних случаях. Но правоохранительная система игнорирует другие, предусмотренные законодательством меры пресечения в виде залога, поручительства, подписки о невыезде или домашнего ареста. Зачастую суды выносят решение о заключении подозреваемого под стражу, не оценивая, действительно ли он будет опасен для окружающих вне тюремных стен. Обвиняемые (подозреваемые) должны иметь право обжаловать отказ применения к ним альтернативных форм наказания.2 Совершенствуя законодательство, регламентирующее домашний арест, необходимо четко определить: кто должен вести учет таких арестованных, контролировать их поведение, устанавливать в месте домашнего ареста комплекс индивидуального электронного наблюдения, фиксировать на теле арестованного соответствующее оборудование индивидуального электронного наблюдения. В частности, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст РФ) предлагает создать специальный орган, который всем этим будет заниматься.3 8 декабря 2011 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 07 декабря 2011 года №420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он предусматривает более четкое законодательное разграничение домашнего ареста и других мер пресечения. Указанные изменения, в части домашнего ареста вступают в силу с 01 января 2012 года. В своей практической деятельности лица, осуществляющие расследование преступлений, зачастую не в должной мере обосновывают избрание той или иной меры пресечения, вследствие чего нарушаются права подозреваемых и обвиняемых. Следователь, как правило, выбирает лишь между двумя мерами пресечения - подпиской о невыезде и надлежащем поведении и заключением под стражу, рассматривая личность подозреваемого или обвиняемого сквозь призму этих, наиболее применяемых, мер пресечения. Согласно опросу, проведенному среди следователей и дознавателей, 91% респондентов никогда не обращались в суд с ходатайством об избрании в отношении обвиняемых меры пресечения в виде домашнего ареста по причине недостаточной законодательной регламентации применения указанной меры пресечения, а также отсутствия эффективного механизма её исполнения. Указанные обстоятельства определили выбор темы диссертации и обуславливают актуальность исследования проблем законности и обоснованности применения домашнего ареста в уголовном судопроизводстве. Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы избрания и применения домашнего ареста как меры пресечения привлекают внимание ряда процессуалистов. Им были посвящены научные работы таких ученых, как: Ф.Н. Багаутдинов, К.Т. Балтабаев, Б.Т. Безлепкин, В.П. Божьев, Л.В. Брусницын, Н.В. Буланова, Б.Б. Булатов, А.Д. Буряков, В.М. Быков, Н.Т. Ведерников, С.И. Викторский, И.М. Гуткин, П.М. Давыдов, М.В. Духовский, З.Д. Еникеев, З.З. Зинатуллин, Н.И. Капинус, И.И. Карпец, А. Кистяковский, Ф.М. Кудин, Ю.Д. Лифшиц, П.А. Лупинская, П.И. Люблинский, Н.Ш. Мингалин, В.А. Михайлов, И.Л. Петрухин, А.П. Рыжаков, М.С. Строгович, И. Тарасов, Н.В. Ткачев, И.Л. Трунов, Л.К. Трунова, И.Я. Фойницкий, О.И. Цоколова, М.А. Чельцов и других авторов. Отдельные аспекты, связанные с проблемами применения домашнего ареста, исследованы в диссертациях Ю.Г. Овчинникова (2006 г.), Е.В. Салтыкова (2007 г.) и В.А. Светочева (2009 г.). Несмотря на всю важность и высокую значимость проведенных исследований, многие вопросы теории и практики избрания и применения домашнего ареста в уголовном судопроизводстве России остаются неурегулированными. Более того, актуальные проблемы законности и обоснованности избрания меры пресечения в виде домашнего ареста самостоятельному комплексному исследованию не подвергались. Вместе с тем, указанные проблемы с учетом изменений, внесенных в уголовно-процессуальное законодательство России в 2008-2011 годах, в настоящее время имеют важное теоретическое и практическое значение и требуют всестороннего анализа. Объект исследования составляет система общественных отношений участников уголовного судопроизводства, формирующаяся в процессе избрания и применения меры пресечения в виде домашнего ареста. Предметом исследования являются нормы, международного, конституционного, уголовного и уголовно-процессуального закона, регламентирующие основания, условия, порядок избрания домашнего ареста в уголовном процессе и обеспечивающие законность и обоснованность применения названной меры пресечения, практика избрания и применения домашнего ареста, а также уже имеющиеся научные воззрения по данной проблематике. Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию института домашнего ареста и формулировке мер предупреждения нарушений законности при применении меры пресечения в виде домашнего ареста. Для достижения указанных целей предстоит решить следующие задачи:
Методологическую основу исследования составили материалистический метод познания сущности объективной действительности, фундаментальные положения общей теории права, конституционного, уголовно-процессуального, уголовного и других отраслей права. В работе использовались исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, статистический, конкретно-социологический методы исследования, обобщение следственной практики, анкетирование сотрудников правоохранительных органов. Теоретическую основу диссертационного исследования составили научные источники по теории права, а также взгляды на проблему о применении мер пресечения, в том числе и домашнего ареста, содержащиеся в работах таких авторов, как: Ф.Н. Багаутдинов, К.Т. Балтабаев, Б.Т. Безлепкин, В.П. Божьев, Б.Б. Булатов, В.М. Быков, Н.Т. Ведерников, П.М. Давыдов, М.В. Духовский, З.Д. Еникеев, З.З. Зинатуллин, Н.И. Капинус, И.И. Карпец, А. Кистяковский, Ф.М. Кудин, Ю.Д. Лифшиц, П.А. Лупинская, П.И. Люблинский, Н.Ш. Мингалин, В.А. Михайлов, Ю.Г. Овчинников, И.Л. Петрухин, Ю.Б. Плоткина, А.П. Рыжаков, Е.В. Салтыков, В.А. Светочев, М.С. Строгович, Н.В. Ткачева, И.Л. Трунов, Л.К. Трунова, И.Я. Фойницкий, О.В. Химичева, О.И. Цоколова, М.А. Чельцов и других. Нормативно-правовую базу исследования составили положения Конституции Российской Федерации; международно-правовые акты; Федеральные конституционные законы и Федеральные законы; Постановления Конституционного Суда Российской Федерации; постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации1; нормативные акты Президента России, приказы, указания, инструкции и другие ведомственные нормативные акты, а также Устав уголовного судопроизводства 1864г., Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922г., Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923г., Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960г. Эмпирическую базу исследования составили результаты проведенного автором исследования в 2007-2010 гг. в Астраханской, Белгородской, Брянской, Волгоградской, Владимирской, Московской, Нижегородской, Тамбовской, Тюменской, Свердловской, Читинской, Челябинской, областей, Республик Башкортостан, Северная Осетия-Алания, Татарстан, Еврейской АО, Краснодарского и Ставропольского Краев и др.: - анкетирования 247 практических работников ОВД (143 следователя и 104 дознавателей), 18 следователей Следственного комитета Российской Федерации, 10 следователей Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков; - изучения 118 уголовных дел, находящихся в производстве следователей и дознавателей органов внутренних дел; - изучения 129 архивных постановлений судов об избрании и об отказе в избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, постановлений о продлении срока домашнего ареста, их обжаловании. Эмпирической базой также послужили статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2007-2010 гг.; материалы опубликованной судебной и следственной практики и статистических отчетов за 2007-2010 гг. Использован семилетний (2001-2008 гг.) опыт работы соискателя в качестве следователя, старшего следователя по особо важным делам, начальника следственного отдела. Научная новизна проведенного исследования определяется тем, что диссертант провел оригинальное комплексное исследование теоретических и практических проблем законности и обоснованности применения меры пресечения в виде домашнего ареста. Основные положения, отвечающие критерию научной новизны, могут быть сведены к следующему: сформулировано авторское определение термина «домашний арест», сущностью которого является расширение перечня запретов домашнего ареста; раскрыты понятия законности, обоснованности домашнего ареста в уголовном судопроизводстве; проанализированы виды процессуального контроля и надзора за законностью и обоснованностью применения домашнего ареста на основании чего сделан вывод о том, что суд является ведущим органом, обеспечивающим законность и обоснованность применения домашнего ареста в уголовном судопроизводстве; исследована история развития законодательства, регламентирующего применение домашнего ареста. Выявление особенностей надзора за исполнением ограничений и запретов домашнего ареста позволили обосновать позицию о необходимости более четкой законодательной регламентации рассмотренных надзорных полномочий и внести ряд предложений по изменению и дополнению норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, в рамках диссертационного исследования выявлены недостатки и пробелы правового регулирования вопросов, связанных с исчислением сроков домашнего ареста, и обжалования решения об избрании в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения в виде домашнего ареста, которые непосредственно влияют на законность и обоснованность её применения; выделены этапы процесса избрания домашнего ареста, обнаружены проблемы, возникающие при применении исследуемой меры пресечения, предложены пути их устранения. В диссертации разработан комплекс научно обоснованных выводов, предложений и рекомендаций по совершенствованию нормативно-правового регулирования и практики применения домашнего ареста. Научная новизна диссертационного исследования нашла отражение в основных положениях, выносимых на защиту:
- возложение на лицо, находящееся под домашним арестом, наряду с ограничениями и запретами, конкретных обязанностей; - законодательная регламентация предельных сроков домашнего ареста; - определение критериев субъекта, в отношении которого может быть применена мера пресечения в виде домашнего ареста; - использование технических средств для эффективного контроля за обвиняемыми и подозреваемыми в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста; - ответственность за нарушение ограничения, запретов и обязанностей, установленных судом лицу, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.
Судебный контроль за законностью и обоснованностью домашнего ареста – это основанная на нормах УПК РФ деятельность федеральных судей в стадии предварительного расследования по проверке законности и обоснованности применения меры пресечения в виде домашнего ареста в ходе рассмотрения и разрешения соответствующих ходатайств органов расследования об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, продления её срока, а также жалоб граждан на действия (бездействия) и решения органов предварительного следствия и дознания по поводу применения указанной меры пресечения.
- в ч. 7 ст. 107 УПК РФ внести изменения и изложить её в следующей редакции: « 7. Суд с учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого и фактических обстоятельств при избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения может наложить на него следующие ограничения и запреты:
- дополнить ст. 107 УПК РФ частью 15, которую изложить следующей редакции: «15. Постановление судьи об избрании или об отказе в избрании в качестве меры пресечения домашнего ареста может быть обжаловано в апелляционном порядке с учетом особенностей, предусмотренных статьей 389.3 настоящего Кодекса, в течение 3 суток со дня его вынесения. Суд апелляционной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через 3 суток со дня их поступления. Решение суда апелляционной инстанции об отмене постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения домашнего ареста подлежит немедленному исполнению. Решение суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке по правилам, установленным главой 47.1 настоящего Кодекса»; - в ч. 2 ст. 107 УПК РФ внести изменения и изложить её в следующей редакции: «2. Домашний арест избирается на срок до двух месяцев. Срок домашнего ареста исчисляется с момента вынесения судом решения об избрании данной меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого до направления прокурором уголовного дела в суд. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен по решению суда. Продление срока домашнего ареста, и его пределы, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьей 109 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей. В срок домашнего ареста также засчитывается время: 1) на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого; 2) нахождения под стражей; 3) принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда; 4) в течение которого лицо содержалось под стражей или домашним арестом на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации в соответствии со статьей 460 настоящего Кодекса». - дополнить ст. 186 УПК РФ частью 1.1. следующего содержания: «1.1 контроль и запись переговоров допускаются при избрании в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения в виде домашнего ареста при производстве по уголовным делам обо всех преступлениях - на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса, с целью обеспечения контроля за исполнением запретов и ограничений домашнего ареста»; - часть 5 ст. 186 УПК РФ изложить в следующей редакции: «5. Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев, а в случае, предусмотренном частью 1.1. настоящей статьи, в течение времени применения меры пресечения в виде домашнего ареста. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу»; - дополнить ст. 185 УПК РФ частью 1.1. следующего содержания: «1.1. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи производятся с целью обеспечения контроля за исполнением запретов домашнего ареста, избранного в качестве меры пресечения в отношении обвиняемого (подозреваемого)». - дополнить ст. 186.1 УПК РФ частью 1.1. следующего содержания: «1.1. Получение следователем информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами может осуществляться с целью обеспечения контроля за исполнением запретов и ограничений домашнего ареста. Получение следователем указанной информации допускается на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса». - часть 4 ст. 186.1 УПК РФ изложить в следующей редакции: «4. Получение следователем информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами может быть установлено на срок до шести месяцев, либо в течение времени применения меры пресечения в виде домашнего ареста. Соответствующая осуществляющая услуги связи организация в течение всего срока производства данного следственного действия обязана предоставлять следователю указанную информацию по мере ее поступления, но не реже одного раза в неделю». |
Упрощенный порядок судебного разбирательства в уголовном судопроизводстве... Работа выполнена в Федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования Министерства... | Программа дисциплины «Судебная экспертиза» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» Судебные экспертизы в уголовном, административном, гражданском и арбитражном судопроизводстве | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Проблемы обеспечение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Законность Местонахождение юридической клиники: 600005, Российская Федерация, Владимирская область, город Владимир, улица Студенческая, дом... | ||
Вариант Часть А Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно экспертной... | Тесты с одним ответом Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно экспертной... | ||
Введение Слово «экология» Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно экспертной... | Т. Н. Петроченко 2012 г «Согласовано» Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно экспертной... | ||
Перечень вопросов по дисциплине «Биология» Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно экспертной... | Билеты по биологии 9 класс Билет №1 Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно экспертной... | ||
Выдающиеся биологи и их вклад в развитие науки Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно экспертной... | Стандарт основного общего образования по биологии Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно экспертной... | ||
Образовательный стандарт основного общего образования по биологии Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно экспертной... | Урок (6 класс) «Основы экологии. Экологические факторы» Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно экспертной... | ||
Договор об антарктике (Вашингтон, 1 декабря 1959 года) Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно экспертной... | Билеты по биологии за курс основной общей школы Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно экспертной... |