Скачать 0.73 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.18 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050602 «Изобразительное искусство» со специализацией «Живопись и живописная композиция» Утверждено на заседании кафедры БЖД и ОМЗФакультета ФК и БЖД(протокол № 1от 01.09.2008 г.) Зав.кафедрой БЖД и ОМЗ Мещерова И.А. Раздел 1. Программа учебной дисциплины. 1.1.Авторы программы: Михейкина И.Н., ст. преподаватель кафедры БЖД и ОМЗ; Рябых Л.Н., ст. преподаватель кафедры БЖД и ОМЗ; Пухов А.К., – к.м.н., доцент кафедры БЖД и ОМЗ; Кобелев В.А., - к.м.н., доцент кафедры БЖД и ОМЗ. 1.2.Рецензенты: Коссобудская Д.С., врач высшей категории Мурманского областного консультативно-диагностического центра; Щербина Ф.А., к.м.н., доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний МГПУ. 1.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебной дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 г. и требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки выпускников. Цели: Учебная дисциплина «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» обязательная для изучения общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика здорового образа жизни, вопросы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях, начальных медицинских знаний в области микробиологии и эпидемиологии, принципов проведения лекарственной терапии. Цель изучения дисциплины – получить необходимый объем знаний, навыков и представлений в области основ здорового образа жизни, сформировать у педагогов мотивации к здоровому образу жизни, создать личностно-ценностное отношение к собственному здоровью и необходимость привития навыков здорового образа жизни у учащихся, овладеть навыками оказания первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, острых заболеваниях, травмах. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья студентов и в будущем их воспитанников. Задачи курса:
По окончании изучения курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» студенты должны иметь представление:
знать:
должны уметь:
владеть:
Программой предусмотрено изучение дисциплины на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной внеаудиторной работы студентов. В лекциях раскрываются теоретические и законодательные основы всех направлений дисциплины. На практических занятиях систематизируются и закрепляются теоретические знания, отрабатывается новый, самостоятельно изученный материал путем организации дискуссии, решения ситуационных задач. Внеаудиторная работа студентов предусматривает самостоятельное изучение отдельных вопросов изучаемого курса дисциплины, подготовку рефератных сообщений, анализ ситуаций и информации, получаемой из повседневной жизнедеятельности во взаимосвязи с учебными вопросами изучаемого материала. Промежуточный контроль знаний осуществляется путем проведения контрольных работ. Итоговый контроль знаний по изученному курсу дисциплины осуществляется путем проведения зачета или экзамена. 1.4. Извлечение из ГОС ВПО Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп. Основные признаки нарушения здоровья ребенка. Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний. Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии эффективности. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Принципы и методы формирования здорового образа жизни учащихся. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Профилактика вредных привычек. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Роль учителя в формировании здоровья учащихся и профилактике заболеваний. Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся. 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Здоровье и факторы, его определяющие. Основные признаки нарушения здоровья ребенка. Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп. Понятие о здоровье. Здоровье общественное, групповое и индивидуальное. Обусловленность здоровья населения. Факторы, детерминирующие здоровье. Первичные и вторичные факторы риска здоровья. Понятие об этиологии. Определение болезни. Понятие о донозологическом состоянии. Физиологические критерии здоровья учащихся. Группы здоровья. Проблемы здоровья учащихся в современном обществе. Влияние организации учебного процесса на здоровье учащихся. Взаимосвязь заболеваемости с экологическими проблемами региона проживания. Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний. Понятие о микробиологии. Краткая характеристика возбудителей инфекционных заболеваний. Понятие об эпидемиологии. Эпидемический процесс. Три составляющих эпидемического процесса: источник заболевания, механизмы передачи инфекционных заболеваний, восприимчивое население. Инфекционный процесс. Основные направления борьбы с инфекционными заболеваниями. Роль учителя в профилактике инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете. Виды иммунитета. Характеристика реакции антиген – антитело. Механизм формирования иммунного ответа на внедрение чужеродного агента. Здоровый образ жизни. Принципы и методы формирования здорового образа жизни. Понятие об образе жизни как главном факторе обусловленности здоровья. Структура образа жизни. Непосредственное влияние образа жизни на здоровье. Два направления формирования здорового образа жизни: создание и развитие факторов здоровья и преодоление факторов риска. Структура факторов здоровья и возможности их реализации в различные возрастные периоды. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Роль учителя в формировании здоровья учащихся. Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся. Вредные привычки. Понятие о саморазрушающем поведении и его профилактика. Вредные привычки, их профилактика. Определение понятий «наркомания», «токсикомания», «алкоголизм». Правовые основы борьбы с распространением наркотиков. Физиологические особенности подросткового возраста. Психологические особенности подросткового возраста. Определение понятия «саморазрушающее поведение». Группы риска по саморазрушающему поведению. Признаки, которые должны насторожить родителей и педагогов. Основные направления профилактики саморазрушающего поведения. Детский травматизм, его профилактика. Характеристика детского травматизма. Особенности травм у детей в различные возрастные периоды. Профилактика детского травматизма. Принципы формирования у учащихся правил безопасного поведение дома, в школе и на улице. Организация совместной деятельности школы, родителей, общественных организаций, службы дорожного движения в профилактике детского травматизма. Неотложные состояния. Реанимационные мероприятия. Понятие о неотложных состояниях. Причины неотложных состояний. Понятие о терминальных состояниях. Стадии терминальных состояний. Сущность физиологических процессов, происходящих в организме при терминальных состояниях. Признаки жизни и смерти. Классификация реанимационных мероприятий. Правила проведения реанимационных мероприятий при терминальных состояниях. Первая медицинская помощь при несчастных случаях и травмах. Определение понятия «первая медицинская помощь». Принципы оказания первой доврачебной медицинской помощи. Последовательность мероприятий при оказании первой медицинской помощи. Средства оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при травмах. Острая сосудистая недостаточность – обморок, шок. Первая медицинская помощь при этих состояниях.
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу. Тема 1 (4 часа) Практическое занятие № 1 Здоровье учащихся. Показатели здоровья. |
Рабочая учебная программа дисциплины (рупд). 5 Учебно-методическое... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями гос впо по данному направлению (№ государственной регистрации... | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» | ||
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 16 «Основы медицинских... Педагогика и методика начального образования со специализацией обучение информатике в начальной школе | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 06 Основы медицинских... Для специальности 050101. 65 Химия с дополнительной специальностью 050102. 65 Биология | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» | ||
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | Дыхание по фролову Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | ||
Экзаменационные вопросы Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | Сборник статей выступающих на конференции Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | ||
Программа по биологии общие указания Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | Программа вступительного экзамена по биологии Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | ||
Ооо «геофон» введение в понятие биополя Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | Стандарт основного общего образования по биологии Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний... Составитель: Шардина Любовь Андреевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу | Универсальные защитные устройства от электромагнитных излучений д... Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... |