Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 18 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 18 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
страница1/13
Дата публикации11.08.2015
Размер0.73 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф.18 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050602 «Изобразительное искусство» со специализацией «Живопись и живописная композиция»


Утверждено на заседании кафедры
БЖД и ОМЗ
Факультета ФК и БЖД

(протокол № 1от 01.09.2008 г.)

Зав.кафедрой БЖД и ОМЗ Мещерова И.А.

Раздел 1. Программа учебной дисциплины.

1.1.Авторы программы:

Михейкина И.Н., ст. преподаватель кафедры БЖД и ОМЗ;

Рябых Л.Н., ст. преподаватель кафедры БЖД и ОМЗ;

Пухов А.К., – к.м.н., доцент кафедры БЖД и ОМЗ;

Кобелев В.А., - к.м.н., доцент кафедры БЖД и ОМЗ.

1.2.Рецензенты:

Коссобудская Д.С., врач высшей категории Мурманского областного консультативно-диагностического центра;

Щербина Ф.А., к.м.н., доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний МГПУ.
1.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа учебной дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 г. и требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки выпускников.

Цели:

Учебная дисциплина «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» обязательная для изучения общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика здорового образа жизни, вопросы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях, начальных медицинских знаний в области микробиологии и эпидемиологии, принципов проведения лекарственной терапии. Цель изучения дисциплины – получить необходимый объем знаний, навыков и представлений в области основ здорового образа жизни, сформировать у педагогов мотивации к здоровому образу жизни, создать личностно-ценностное отношение к собственному здоровью и необходимость привития навыков здорового образа жизни у учащихся, овладеть навыками оказания первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, острых заболеваниях, травмах. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья студентов и в будущем их воспитанников.

Задачи курса:

  • Дать понятие о навыках здорового образа жизни.

  • Познакомить с современными представлениями и здоровье и болезни.

  • Сформировать представление об основных проблемах здоровья детей разных возрастных групп.

  • Изучить теоретические основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии.

  • Дать основы проведения профилактических мероприятий среди учащихся.

  • Раскрыть проблемы саморазрушающего поведения и его профилактики.

  • Изучить правила оказания первой медицинской помощи.

  • Раскрыть проблему детского травматизма. Дать представление о мерах его профилактики.



По окончании изучения курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» студенты должны
иметь представление:


  • о факторах, определяющих здоровый образ жизни;

  • о принципах и методах формирования здорового образа жизни учащихся;

  • о факторах риска в формировании здоровья человека и общества;

  • о профилактике и коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью;

  • о роли учителя в профилактике инфекционных заболеваний;

  • о принципах ведения совместной деятельности школы и семьи в формировании здоровья учащихся;

  • о неотложных состояниях, причинах и факторах, их вызывающих;


знать:


  • мотивации здоровья и здорового образа жизни;

  • педагогические средства формирования здорового образа жизни учащихся;

  • основные признаки нарушения здоровья ребенка;

  • признаки неотложных состояний;

  • принципы проведения профилактических мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний в детских коллективах;


должны уметь:


  • вести индивидуальную и коллективную работу по формированию здорового образа жизни;

  • создать оптимальные условия учебного процесса, способствующие сохранению здоровья;

  • использовать и активизировать резервные возможности человека;

  • оказывать первую помощь при травмах, ранах, кровотечениях;

  • проводить простейшие реанимационные мероприятия.


владеть:


  • методикой формирования у учащихся мотивации к здоровому образу жизни;

  • методикой формирования у учащихся навыков здорового образа жизни;

  • навыками по организации профилактических и карантинных мероприятий при угрозе или возникновении инфекционных заболеваний.


Программой предусмотрено изучение дисциплины на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной внеаудиторной работы студентов. В лекциях раскрываются теоретические и законодательные основы всех направлений дисциплины. На практических занятиях систематизируются и закрепляются теоретические знания, отрабатывается новый, самостоятельно изученный материал путем организации дискуссии, решения ситуационных задач. Внеаудиторная работа студентов предусматривает самостоятельное изучение отдельных вопросов изучаемого курса дисциплины, подготовку рефератных сообщений, анализ ситуаций и информации, получаемой из повседневной жизнедеятельности во взаимосвязи с учебными вопросами изучаемого материала. Промежуточный контроль знаний осуществляется путем проведения контрольных работ. Итоговый контроль знаний по изученному курсу дисциплины осуществляется путем проведения зачета или экзамена.
1.4. Извлечение из ГОС ВПО

Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп. Основные признаки нарушения здоровья ребенка. Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний. Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии эффективности. Характеристика детского травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них.

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Принципы и методы формирования здорового образа жизни учащихся. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Профилактика вредных привычек. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Роль учителя в формировании здоровья учащихся и профилактике заболеваний. Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс


Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоемкость

Всего

аудит.

ЛК

ПР/

СМ

Сам.

раб.

6.

050602 «Изобразительное искусство» со специализацией «Живопись и живописная композиция»

1

2


72

6

4

2

66

зачет




    1. Содержание дисциплины.

      1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего аудит.

ЛК

ПР

Самост. работа

1

Здоровье и факторы, его определяющие. Основные признаки нарушения здоровья ребенка. Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп.




0,5




9

2

Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний.




0,5




9

3

Здоровый образ жизни. Принципы и методы формирования здорового образа жизни.




0,5

0,5

9

4

Вредные привычки. Понятие о саморазрушающем поведении и его профилактика.




0,5

0,5

9

5

Детский травматизм, его профилактика.




0,5

0,5

9

6

Неотложные состояния. Реанимационные мероприятия.




0,5

0,5

10

7

Первая медицинская помощь при несчастных случаях и травмах.




1




11




Итого

6

4

2

66




      1. Содержание разделов дисциплины.

Здоровье и факторы, его определяющие. Основные признаки нарушения здоровья ребенка. Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп.

Понятие о здоровье. Здоровье общественное, групповое и индивидуальное. Обусловленность здоровья населения. Факторы, детерминирующие здоровье. Первичные и вторичные факторы риска здоровья. Понятие об этиологии. Определение болезни. Понятие о донозологическом состоянии.

Физиологические критерии здоровья учащихся. Группы здоровья. Проблемы здоровья учащихся в современном обществе. Влияние организации учебного процесса на здоровье учащихся. Взаимосвязь заболеваемости с экологическими проблемами региона проживания.
Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний.

Понятие о микробиологии. Краткая характеристика возбудителей инфекционных заболеваний. Понятие об эпидемиологии. Эпидемический процесс. Три составляющих эпидемического процесса: источник заболевания, механизмы передачи инфекционных заболеваний, восприимчивое население. Инфекционный процесс. Основные направления борьбы с инфекционными заболеваниями. Роль учителя в профилактике инфекционных заболеваний.

Понятие об иммунитете. Виды иммунитета. Характеристика реакции антиген – антитело. Механизм формирования иммунного ответа на внедрение чужеродного агента.

Здоровый образ жизни. Принципы и методы формирования здорового образа жизни.

Понятие об образе жизни как главном факторе обусловленности здоровья. Структура образа жизни. Непосредственное влияние образа жизни на здоровье. Два направления формирования здорового образа жизни: создание и развитие факторов здоровья и преодоление факторов риска. Структура факторов здоровья и возможности их реализации в различные возрастные периоды. Формирование мотивации к здоровому образу жизни. Роль учителя в формировании здоровья учащихся. Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся.
Вредные привычки. Понятие о саморазрушающем поведении и его профилактика.

Вредные привычки, их профилактика. Определение понятий «наркомания», «токсикомания», «алкоголизм». Правовые основы борьбы с распространением наркотиков. Физиологические особенности подросткового возраста. Психологические особенности подросткового возраста. Определение понятия «саморазрушающее поведение». Группы риска по саморазрушающему поведению. Признаки, которые должны насторожить родителей и педагогов. Основные направления профилактики саморазрушающего поведения.
Детский травматизм, его профилактика.

Характеристика детского травматизма. Особенности травм у детей в различные возрастные периоды. Профилактика детского травматизма. Принципы формирования у учащихся правил безопасного поведение дома, в школе и на улице. Организация совместной деятельности школы, родителей, общественных организаций, службы дорожного движения в профилактике детского травматизма.

Неотложные состояния. Реанимационные мероприятия.

Понятие о неотложных состояниях. Причины неотложных состояний. Понятие о терминальных состояниях. Стадии терминальных состояний. Сущность физиологических процессов, происходящих в организме при терминальных состояниях. Признаки жизни и смерти. Классификация реанимационных мероприятий. Правила проведения реанимационных мероприятий при терминальных состояниях.
Первая медицинская помощь при несчастных случаях и травмах.

Определение понятия «первая медицинская помощь». Принципы оказания первой доврачебной медицинской помощи. Последовательность мероприятий при оказании первой медицинской помощи. Средства оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при травмах. Острая сосудистая недостаточность – обморок, шок. Первая медицинская помощь при этих состояниях.


      1. Темы для самостоятельного изучения.

№п/п

Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол-во час.

Форма самост. работы

Форма контроля СР

1.


Здоровье и факторы, его определяющие. Основные признаки нарушения здоровья ребенка. Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп.

Физиологические пробы определения здоровья. Влияние климатических условий Крайнего Севера на здоровье учащихся. Меры воздействия на факторы риска здоровью в общеобразовательных учреждениях. Понятие о профилактике неинфекционных заболеваний.

Виды профилактики. Профилактика первичная, вторичная и третичная.

Роль учителя в профилактике патологии школьников.

Стресс и дистресс. Влияние стресса на детский организм, его роль в возникновении отклонений в состоянии здоровья.

9

Изучение литературы, написание рефератов

Защита рефератов, выполнение тестовых заданий

2.


Понятие о микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний.

Обсервация и карантин при инфекционных заболеваниях.

Действия учителя при введении карантинных мероприятий в общеобразовательном учреждении.

Виды дезинфекции, дезинсекции и дератизации в современных условиях.

Роль учителя в профилактике инфекционных заболеваний в детском коллективе.

Заболевания, передающиеся половым путем. Классификация, этиология, клиника.

Группы риска возникновения ВИЧ-инфекции.

История открытия вируса иммунодефицита человека.

Особо опасные инфекции. История возникновения эпидемий особо опасных инфекций. Классификация, клиника, профилактика.

9

Изучение литературы, написание рефератов

Защита рефератов, выполнение тестовых заданий

3.

Здоровый образ жизни. Принципы и методы формирования здорового образа жизни.

Влияние наследственных факторов на физическое и психическое развитие ребенка.

Роль семьи в формировании образа жизни детей.

Влияние социальной активности, культурного и образовательного уровня на формирование образа жизни.

Значение физической культуры в формировании здорового образа жизни. Функциональные резервы организма. Раздельное питание: правда и вымысел.

9

Изучение литературы, написание рефератов

Защита рефератов, выполнение тестовых заданий

4.



Вредные привычки. Понятие о саморазрушающем поведении и его профилактика.

Действие никотина на растущий организм.

Признаки развития алкоголизма.

Роль рекламы в возникновении вредных привычек у подростков.

Роль родителей, воспитателей и учителей в профилактике вредных привычек.

Группы риска по саморазрушающему поведению.

Роль школы и семьи в профилактике наркомании и токсикомании.


9

Изучение литературы, написание рефератов

Защита рефератов, выполнение тестовых заданий

5.

Детский травматизм, его профилактика.

Профилактика дорожного травматизма.

9

Изучение литературы, написание рефератов

Защита рефератов, выполнение тестовых заданий

6.


Неотложные состояния. Реанимационные мероприятия.

История развития реаниматологии.

Правила транспортировки пострадавших из очага массового поражения.

Правила проведения неотложных мероприятий при возникновении солнечного и теплового удара у детей.

Реанимационные мероприятия при утоплении.

Реанимационные мероприятия при инфаркте миокарда.

10

Изучение литературы, написание рефератов

Защита рефератов, выполнение тестовых заданий

7.


Первая медицинская помощь при несчастных случаях и травмах.

Классификация травм.

Первая медицинская помощь при проникающих ранениях брюшной полости.

Первая медицинская помощь при переломе основания черепа.

Первая медицинская помощь при переломе позвоночника. Правила транспортировки.

Химические ожоги.

Пищевые отравления.

Основные антисептические вещества, применяемые для обработки ран.


11

Изучение литературы, написание рефератов

Защита рефератов, выполнение тестовых заданий




Итого




66







1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Тема 1 (4 часа)
Практическое занятие № 1

Здоровье учащихся. Показатели здоровья.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 18 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» iconРабочая учебная программа дисциплины (рупд). 5 Учебно-методическое...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями гос впо по данному направлению (№ государственной регистрации...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 18 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» iconОсновы медицинских знаний и здорового образа жизни учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 18 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» iconОсновы медицинских знаний и здорового образа жизни учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 18 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 16 «Основы медицинских...
Педагогика и методика начального образования со специализацией обучение информатике в начальной школе
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 18 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 06 Основы медицинских...
Для специальности 050101. 65 Химия с дополнительной специальностью 050102. 65 Биология
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 18 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» iconОсновы медицинских знаний и здорового образа жизни
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 18 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» icon
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 18 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» iconДыхание по фролову
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 18 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» iconЭкзаменационные вопросы
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 18 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» iconСборник статей выступающих на конференции
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 18 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» iconПрограмма по биологии общие указания
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 18 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» iconПрограмма вступительного экзамена по биологии
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 18 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» iconОоо «геофон» введение в понятие биополя
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 18 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» iconСтандарт основного общего образования по биологии
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 18 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы медицинских знаний...
Составитель: Шардина Любовь Андреевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 18 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» iconУниверсальные защитные устройства от электромагнитных излучений д...
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск