Скачать 0.49 Mb.
|
Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У СЛУШАТЕЛЕЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ Учебно-методическое пособие Минск 2009
Предисловие Подготовка специалистов, способных к исследовательской деятельности, является одним из условий эффективного функционирования национальной системы образования и обеспечения ее дальнейшего развития. В настоящее время значительная часть педагогических работников приобретает новую педагогическую квалификацию в системе переподготовки кадров, что обусловливает внимание к возможностям ее использования для создания условий овладения педагогами исследовательскими умениями. О необходимости этого свидетельствуют и результаты исследований, указывающие на недостаточное владение педагогами, в т. ч. слушателями переподготовки педагогических специальностей, исследовательскими умениями [17; 40–41]. Актуальность задачи формирования у слушателей переподготовки исследовательских умений в настоящее время усиливается развитием в учреждениях образования Республики Беларусь экспериментальной и инновационной деятельности, направленной на постоянное обновление и повышение эффективности национальной системы образования. В пособии раскрываются научно-теоретические и методические основы формирования исследовательских умений у слушателей переподготовки педагогических кадров. Содержание пособия ориентировано на учебную программу спецкурса «Формирование исследовательских умений у слушателей переподготовки педагогических кадров» (прил. 1), который разработан для слушателей целевых курсов повышения квалификации преподавателей учреждений образования (их подразделений), обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров. Пособие содержит задания для самостоятельной работы, выполнение которых будет содействовать усилению теоретической и практической подготовки преподавателей по рассматриваемым в пособии вопросам. Материалы пособия отражают результаты теоретических исследований и опыт работы его авторов по формированию исследовательских умений у слушателей Института повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка». 1. Научно-теоретические основы формирования исследовательских умений у слушателей переподготовки педагогических кадров Эффективность инновационных процессов в образовании, как и в экономике, непосредственно зависит от владения специалистами исследовательскими умениями. Под исследовательскими понимаются умения выполнять интеллектуальные и эмпирические действия для получения нового знания [33, с. 16–17]. Круг исследовательских умений педагога может быть определен исходя из современных научных представлений о методологии педагогики, раскрытых в работах Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова [4], О.С. Гребенюка, М.И. Рожкова [7], В.И. Загвязинского, Р. Атаханова [10–11], В.В. Краевского, Е.В. Бережновой [15], Н.В. Кузьминой [20] и др., а также критериев, характеризующих поисковую деятельность индивида, представленных в исследованиях А.И. Савенкова [32], П.В. Середенко [33] и др. В систему исследовательских умений, формируемых у слушателей переподготовки педагогических кадров и определяющих исследовательскую компетентность педагога, включаются следующие умения:
Концептуальные основания формирования исследовательских умений у слушателей переподготовки педагогических кадров разработаны в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» [14]. Концепция учитывает, что исследовательская деятельность педагогов разных специальностей имеет определенные отличия. Поэтому интересы и потребности слушателей в области овладения исследовательскими умениями не будут идентичны. Например, они не могут не отличаться у преподавателей средних специальных и высших учебных заведений (слушателей, обучающихся по специальности «Педагогическая деятельность специалистов») и педагогов дошкольных учреждений. Не может быть одинаковым и уровень исходной подготовки слушателей к научно-исследовательской работе. Кроме того, у слушателей могут быть индивидуальные профессиональные запросы, определяемые конкретной занимаемой должностью или производственной ситуацией. В то же время учебный процесс переподготовки слушателей всех специальностей имеет общие нормативно-правовые и организационные основы, которым подчиняется организация их научно-исследовательской деятельности. Поэтому формирование у слушателей переподготовки педагогических кадров исследовательских умений базируется на принципе диалектической взаимосвязи общего, особенного и единичного. Его реализация предполагает: – соблюдение общих требований к организации и содержанию переподготовки педагогических кадров, определенных нормативными правовыми документами; – учет особенностей исследовательской деятельности педагогов каждой из специальностей, по которым организована переподготовка педагогических кадров; – учет особенностей содержания конкретных должностных обязанностей работника учреждений образования (например, педагога-психолога дошкольного учреждения образования или школы, учреждения образования общего типа или специального учреждения образования) [14, с. 6]. Концепцией предусмотрена также реализация в процессе формирования исследовательских умений у слушателей переподготовки педагогических кадров следующих хорошо известных общенаучных подходов:
Реализация деятельностного и личностно ориентированного подходов направлена на удовлетворение индивидуальных запросов слушателей в условиях активизации исследовательской деятельности. Системный подход позволяет создать целостное представление об изучаемом явлении и управлении его развитием. Формирование исследовательских умений у слушателей переподготовки педагогических кадров рассматривается с позиций данного подхода как составляющая целостного педагогического процесса переподготовки специалистов образования, реализующая социальный заказ общества на педагога-исследователя посредством предназначенных для этого методов, форм и средств обучения. С учетом возрастного состава слушателей переподготовки педагогических кадров формирование у них исследовательских умений опирается на теорию образования взрослых, представленную в работах М.Т. Громковой [8], Ю.Н. Кулюткина [16]. Учитывается, что взрослые обучающиеся имеют характерные черты:
Процесс формирования у слушателей переподготовки педагогических кадров исследовательских умений необходимо осуществлять с учетом современной социально-экономической ситуации, на что ориентированы теоретические основы совершенствования педагогического процесса в системе последипломного образования, разработанные А.И. Жуком, Н.Н. Кошель [9], А.Ю. Панасюком [23]. Формирование у них исследовательских умений является составной частью педагогического процесса переподготовки педагогических кадров и поэтому построено на нормативно заданных общих принципах непрерывного профессионального обучения руководящих работников и специалистов: – системности; – преемственности; – научности; – обязательности; – перспективности; – ориентации на развитие руководящего работника и специалиста как личности; – индивидуализации и дифференциации учебного процесса; – сочетания организованного обучения с самообразованием [35, с. 14]. Специфическими принципами формирования исследовательских умений у слушателей переподготовки педагогических кадров являются: – мотивирование слушателей к осуществлению исследовательской педагогической деятельности; – исследовательский подход в обучении; – практико-ориентированная направленность учебного процесса переподготовки [14, с. 7]. Задания для самостоятельной работы 1. Изучите учебное пособие «Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов» [9]. 2. Выделите охарактеризованные в нем тенденции развития образования и повышения квалификации педагогических кадров. 3. Оцените развитие этих тенденций на данный момент. 4. Определите сущность субъектно-деятельностного подхода при моделировании учебного процесса. 2. Методические основы формирования исследовательских умений у слушателей переподготовки педагогических кадров Слушатели переподготовки педагогических кадров, равно как студенты педагогических и других специальностей, включаются в учебно-исследовательскую и в научно-исследовательскую работу. Учебно-исследовательская работа предполагает выполнение исследовательских заданий, связанных с изучением определенных дисциплин. Учебное исследование – вид самостоятельной аналитической работы по систематизированному изучению какого-то вопроса или актуальной проблемы, заключающийся в постановке проблемы, выдвижении и проверке гипотез, проведении или моделировании эксперимента. Оно проводится под руководством преподавателя и выполняется как задание, порученное одному слушателю или группе слушателей [38]. Научное исследование – вид познавательной деятельности, направленный на получение новых знаний о природе, обществе, человеке. Научно-исследовательские задания предполагают: поиск научно-педагогической проблемы, разработка которой актуальна для теории и практики педагогического процесса; работу с различными источниками информации по проблеме; исследование педагогической реальности в контексте проблемы; формулировку научного аппарата исследования и поэтапное его осуществление; анализ и обобщение полученных результатов, формулировку выводов и рекомендаций. Такая работа обычно проводится слушателями при выполнении курсовых и дипломных работ. По своему характеру оба типа исследований (учебные и собственно научные) носят научно-познавательный характер, однако отличаются способами организации, отношением слушателей, массовостью. Значимость учебных и научных работ определяется глубиной проведенного исследования, весомостью теоретических материалов и практических выводов [26, с. 173–174]. Включаясь в исследования обоих типов, слушатели совершенствуют имеющиеся у них исследовательские умения и приобретают новые. Целью формирования исследовательских умений у слушателей переподготовки педагогических кадров является развитие исследовательского потенциала личности педагога – исследовательских способностей и исследовательского поведения, готовности к самостоятельному эффективному решению исследовательских задач профессиональной деятельности [2; 14]. В соответствии с названной выше целью в процессе формирования исследовательских умений у слушателей переподготовки педагогических кадров решаются следующие задачи:
Исследовательские умения у слушателей переподготовки педагогических кадров формируются в процессе выполнения ими исследовательских заданий, которые разрабатываются кафедрами в соответствии с учебными планами и программами. Разновидности исследовательской работы слушателей представлены на рис. 1. Рис. 1. Разновидности исследовательской работы слушателей На лекциях могут использоваться: составление опорно-логических схем, таблиц, рисунков; проведение сравнительного анализа; подготовка собственных резюме, выводов; анализ и обобщение собственного опыта и другие виды заданий. На практических и семинарских занятиях это, как правило: задания на обоснование, моделирование, на поиск аргументов, опровергающих антитезис; задания на выявление и обоснование причинно-следственных связей, на анализ педагогических ситуаций и решение педагогических задач; на рефлексию способов учебно-познавательной деятельности и ситуаций взаимодействия; задания на отработку исследовательских умений; защита реферата, презентация проекта и т. д. [37, с. 178]. Разработка исследовательских заданий и контроль за их выполнением непосредственно регулируются «Инструкцией об аттестации слушателей учреждений (их подразделений), обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров» [35], а также внутренними документами, утвержденными Советом учреждения образования (подразделения учреждения образования), обеспечивающем повышение квалификации и переподготовку кадров. Одним из таких документов является «Положение о курсовой работе» (прил. 2). Общими для всех слушателей переподготовки педагогических кадров формами организации учебной работы, реализующей задачи формирования исследовательских умений, являются:
Слушателями могут также выполняться:
Содержание исследовательских заданий, которые предлагаются слушателям в рамках указанных выше общих форм учебной работы (кроме заданий в рамках экспериментальных или инновационных проектов и заданий по темам научно-исследовательских работ кафедр), определяется учебно-методическими комплексами. К выполнению курсовых работ и исследовательских заданий по производственной практике слушатели должны быть подготовлены в рамках аудиторных занятий, заданий для самостоятельной внеаудиторной работы и контрольных работ. Выполнение образовательных проектов и их защита могут быть организованы в рамках подготовки и проведения сдачи Государственного экзамена слушателями отдельных специальностей. Защиту образовательного проекта предлагается проводить как составную часть Государственного экзамена [6 , c. 28–30]. Выполнение и защита слушателями образовательных проектов в рамках текущего учебного процесса может планироваться преподавателями с учетом возможностей конкретных учебных предметов. Тематика проектов отражается в учебно-методической документации. Участие слушателей в работе научных проблемных групп является добровольным. Создание научных проблемных групп осуществляется при условии выполнения требований к их наполняемости, организации работы и контроля за ее выполнением [6 , c. 30–31]. Дипломные работы по педагогическим специальностям выполняют слушатели, которые имеют для этого необходимый задел (созданный, обычно, при выполнении курсовой работы), если иное не предусмотрено действующими учебными планами. Слушатели, которые работают в учреждениях образования, реализующих экспериментальные (инновационные) проекты под руководством преподавателей кафедры, могут выполнять задания, соответствующие их обязанностям участников проекта, с предоставлением соответствующей отчетной документации. Результаты их участие в экспериментальных (инновационных) проектах могут отражаться в курсовых или дипломных работах. Слушателям, у которых выявлен высокий уровень владения исследовательскими умениями, может быть предложено участие в научно-исследовательской работе кафедр в рамках выполнения финансируемых тем НИР, разработки учебных и учебно-методических пособий, другой методической продукции. Учреждение образования (его подразделение), обеспечивающее повышение квалификации и переподготовку кадров, организует подготовку и проведение научных (научно-методических, научно-практических) конференций и семинаров. В число участников могут включаться слушатели, имеющие результаты научной работы, соответствующие тематике конференции (семинара). Руководство научно-исследовательской работой слушателей может быть организовано также в виде консультаций по вопросам подготовки полученных ими результатов исследования для опубликования в виде тезисов (материалов) конференций, научных статей. Изучение организации и эффективности работы по формированию исследовательских умений у слушателей переподготовки педагогических кадров является составной частью мониторинговых мероприятий в учреждении образования (подразделении учреждения образования), обеспечивающем повышение квалификации и переподготовку кадров. Основными критериями эффективности работы по формированию исследовательских умений у слушателей переподготовки педагогических кадров являются:
Технология формирования исследовательских умений у слушателей переподготовки педагогических кадров реализуется в 5 этапов. Цель первого этапа – выявить осознанность слушателями необходимости дальнейшего развития своих исследовательских умений и уровень владения этими умениями. Для реализации этой цели применяются «Карточка самодиагностики исследовательских умений» (прил. 3) и специально разработанные диагностические задания (прил. 5–6), предлагаемые по разработанной авторами данного учебно-методического пособия методике (прил. 4). Этап проводится в течение первой недели первой сессии. Содержание предлагаемых слушателям диагностических заданий уточняется преподавателем с учетом специальности переподготовки. Для этого могут быть использованы материалы ранее выполненных курсовых и дипломных работ. Цель второго этапа – уточнить план и содержание педагогической работы, направленной на формирование у слушателей исследовательских умений (в частности, содержание и методику проведения занятий по курсу «Методология научного исследования», консультирования по темам курсовых работ). Данная цель достигается посредством анализа диагностических сведений и конкретных условий организации педагогического процесса (продолжительности обучения, формы организации обучения, объема учебной работы и др.). Учитываются также состав слушателей (наличие среди них работающих по специальности, студентов) и их профессиональные запросы. Этап проводится в течение первых 10 дней первой сессии. Цель третьего (пропедевтического) этапа – развитие у слушателей методологической культуры. Для этого используются занятия по дисциплине «Методология научного исследования». Если в учебный план специальности переподготовки данная дисциплина не включена, организуется самостоятельное изучение слушателями ее ключевых вопросов с использованием учебной программы, адаптированной для самостоятельной работы. Преподавание дисциплины осуществляется с учетом затруднений слушателей, которые выявились у них при выполнении диагностических заданий. Учитывается также специальность слушателей и тематика предлагаемых им курсовых работ. Цель четвертого этапа – совершенствование у слушателей имеющихся и приобретение ими новых исследовательских умений. Средствами достижения данной цели являются выполнение исследовательских заданий в системе аудиторных занятий и при подготовке к ним, самостоятельных работ, контрольных работ, образовательных проектов, курсовых и дипломных работ, производственной (педагогической, психологической) практики, а также исследовательская деятельность в рамках научных проблемных групп и по темам научно-исследовательских работ кафедр. В задания для самостоятельной работы по методическим дисциплинам в межсессионный период включается проведение педагогических наблюдений по программам, согласованным с преподавателями, и анализ этих наблюдений. Задания дифференцируются по степени сложности и учитывают профессиональные интересы слушателей. Вариативность и разноуровневость обучения на данном этапе обеспечиваются также включением части слушателей в работу научных проблемных групп, выполнением дипломных работ, заданий в рамках экспериментальных и инновационных проектов, по темам научно-исследовательских работ кафедр. Работа по формированию у слушателей исследовательских умений осуществляется на основе научных подходов и принципов (см. раздел «Научно-теоретические основы формирования исследовательских умений у слушателей переподготовки педагогических кадров») с учетом опыта, накопленного в данном направлении в системе высшего педагогического образования, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров [1–2; 12; 24–30; 36; 39–41]. Цель пятого этапа – определить результативность педагогического процесса формирования у слушателей умений профессионального самообразования. Для реализации данной цели используется тот же диагностический инструментарий, что и на первом этапе. Представленная технология прошла апробацию в учебном процессе Института повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», была представлена на научно-методических конференциях [2; 6; 29; 41]. Задания. 1. По аналогии с диагностическими заданиями для слушателей специальностей «Олигофренопедагогика» (прил. 5) и «Менеджмент учреждений дошкольного, общего среднего образования, внешкольного воспитания и обучения» (прил. 6) разработайте задания для слушателей других специальностей. 2. Проведите диагностику сформированности исследовательских умений у слушателей переподготовки педагогических кадров, с которыми Вы работаете. 3. На основе полученных диагностических данных уточните план и содержание педагогической работы, направленной на формирование у слушателей исследовательских умений. Литература
Приложения Приложение 1 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «Формирование исследовательских умений у слушателей переподготовки педагогических кадров» ВВЕДЕНИЕ Спецкурс «Формирование исследовательских умений у слушателей переподготовки педагогических кадров» предлагается преподавателям учреждений образования (их подразделений), обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров, которые проходят целевые курсы повышения квалификации. Цель спецкурса – повысить компетентность преподавателей в вопросах теории и методики формирования исследовательских умений у слушателей, которые проходят переподготовку по педагогическим специальностям. В результате освоения курса слушатели овладевают:
Программа спецкурса ориентирована на изучение слушателями вопросов, подготовка по которым может быть непосредственно реализована слушателями в рамках их профессиональной деятельности. Программа спецкурса рассчитана на 8 часов лекционных занятий. Рекомендуется использовать разные виды лекций (классическую, проблемную, лекцию-дискуссию) по усмотрению преподавателя. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
О проведении текущего контроля знаний и итоговой аттестации слушателей... Контроль и учёт знаний, умений и навыков слушателей при обучении является необходимым компонентом учебного процесса | Учебно-методический комплекс для слушателей заочного обучения методические... Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей фзо краснодарского университета мвд россии. Целью данного пособия является... | ||
Программа учебной дисциплины для слушателей программы краткосрочного... Программа предназначена для слушателей, которые только начинают изучение итальянского языка (уровень 1), а также для слушателей которые... | Программа учебной дисциплины для слушателей программы краткосрочного... Программа предназначена для слушателей, которые только начинают изучение немецкого языка (уровень 1), а также для слушателей владеющих... | ||
Выпускная работа слушателей должна состоять из двух разделов Целью данного положения является стандартизация требований к выпускным работам, что позволит повысить качество обучения слушателей... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью этой дисциплины является формирование у слушателей профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых им для работы в качестве... | ||
Учебно-методическое пособие по немецкому языку Для слушателей фзо второго года обучения Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей фзо краснодарского юридического института мвд россии второго года обучения.... | Учебно-методическое пособие по немецкому языку Для слушателей фзо второго года обучения Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей фзо краснодарского юридического института мвд россии второго года обучения.... | ||
Правила приема слушателей в Забайкальский краевой институт повышения... ... | Рабочая программа дисциплины пенитенциарная психология специальность: 030301. 65 «Психология» Самообразование предполагает углубленное изучение соответствующих тем, самостоятельный поиск и овладение необходимой информацией.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель занятия – развитие умений художественного конструирования посредством создания открытки «Цветы для любимого учителя» в технике... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Робототехника» разработаны для слушателей заочной дистанционной школы «Малая техническая академия» и направлены на формирование... | ||
Методические рекомендации по изучению спецкурса «Методика расследования... Цель дисциплины наделение курсантов и слушателей криминалистическими теоретическими знаниями, научными и практическими рекомендациями;... | Методические указания по изучению дисциплины для курсантов, слушателей... Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей фкультета заочного обучения | ||
Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб пособие для Л65 студентов... Рекомендовано Комитетом по высшей школе Министерства науки России в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений... | Рабочая программа для слушателей, обучающихся по квалификации (степени) «специалист» Российской Федерации: Рабочая программа. Для слушателей, обучающихся по квалификации (степени) «специалист». Направление – «Судебная... |