Учебно-методическое пособие для организации практических занятий Н. Новгород: вгипу, 2010. 92с





НазваниеУчебно-методическое пособие для организации практических занятий Н. Новгород: вгипу, 2010. 92с
страница1/6
Дата публикации03.09.2013
Размер1.13 Mb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Право > Самостоятельная работа
  1   2   3   4   5   6
А.А. Шкунова


ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Н. Новгород

2010

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

А.А. Шкунова

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
(Учебно-методическое пособие для организации практических занятий)

Н. Новгород

2010
ББК 65.290 -2

Ш- 66
Шкунова А.А. – Основы менеджмента //.Учебно-методическое пособие для организации практических занятий - Н.Новгород: ВГИПУ, 2010. - 92с.
Рецензенты:

Ганин Д.В – кандидат экономических наук, декан экономического факультета Нижегородского государственного инженерно-экономического института

Курылева О.И. – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Страхование, финансы и кредит» Волжского государственного инженерно-педагогического университета


Учебно-методическое пособие представляет методическую поддержку дисциплины «Основы менеджмента» и имеет практическую направленность. В настоящем пособии рассматриваются вопросы управления трудовыми ресурсами, а также современные проблемы менеджмента – отечественный и зарубежный опыт.

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по дисциплине «Основы менеджмента» предназначено для студентов и преподавателей по направлению 080500.62“Менеджмент”, квалификация – бакалавр менеджмента.

© Шкунова А.А., 2010
© ВГИПУ, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………4

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ……………………………….6

1.1.Эссе по разделу «Общая теория управления»……………………………..12

1.2.Упражнение « Выбор точки зрения»…………………………………….....15

1.3.Тест по теме «Введение»…………………………………………………..16

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА……..17

2.1.Самостоятельная работа на тему «Портрет организации»………………..23

2.2.Тест по теме «Цели в организации»……………………………………….24

2.3.Упражнение «Дерево целей» в организации………………………………24

2.4.Упражнение «Внешняя среда в организации»…………………………….25

2.5. Разбор практических ситуаций по теме «Внешняя среда»……………..27
РАЗДЕЛ 3. УПРАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВОМ………………………………..28

3.1 Упражнение по теме «Власть и личное влияние»………………………...41

3.2. Упражнение «Различия и тактика должностной власти» ………………..44

3.3. Тест по теме « Власть и влияние» …………………………………………45

3.4. Упражнение «Анкета лидера»……………………………………………..46

3.5. Упражнение «Руководство и участие в принятии решений»……………46

3.6. Тест по теме «Конфликт»…………………………………………………..48

3.7 Упражнение «Конфликт на НМЖК»……………………………………….50
РАЗДЕЛ 4. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ………………………………………51

4.1. Цель - миссия- стратегия. Презентация организации …………………....57

4.2. Упражнение «Содержание работ руководителя, основные функции менеджера»………………………………………………………………………59

4.3.Упражнение по теме «Стратегическое планирование»…………………...62

4.4.Упражнение по теме «Мотивация»………………………………………...63

4.5 Тест по теме «Мотивация»………………………………………………….65

4.6.Тест по теме «Стимулирование»…………………………………………...68

4.7. Итоговый тест по дисциплине……………………………………………..70

РАЗДЕЛ 5. ИСТОРИОГРАФИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ……………74

РАЗДЕЛ6. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………………………77

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ……………………...86


ГЛОССАРИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ МЕНЕДЖМЕНТ………………………...88

ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ…………………………………………...92
ВВЕДЕНИЕ
Каждый управленец в той или иной степени причастен к решению управленческих проблем различной важности. От того, насколько успешно приняты управленческие решения, зависит развитие всей организации. Управленческие технологии - это прежде всего методы и способы выработки, принятия и реализации управленческих решений, в которых сконцентрирован опыт многих поколений управленцев в различных ситуациях.

Содержание данного учебно-методического пособия (тесты, конкретные ситуации, упражнения) поможет сформировать у студентов способность к самостоятельному анализу происходящих событий, способность к ситуативному решению проблемы в быстроменяющейся производственной обстановке.

Цель учебно-методического пособия – практическое применение полученных теоретических знаний по следующим разделам: основы общей теории управления; основные категории менеджмента; управление коллективом, функции управления. Каждый их перечисленных разделов может включать несколько тем.

Особенности структуры учебно-методического пособия:

  • все предлагаемые базовые ситуации, тесты, имеют целевую направленность на конкретную предполагаемую проблему или событие с учетом специфики работы российских предприятий;

  • все формы практических занятий применяются в соответствии с разработанной программой по менеджменту и помогают разобраться в определенной теме;

  • понимание и закрепление содержания дисциплины осуществляется на практических занятиях через выполнение промежуточных тестов по изученной теме;

  • формы работы со студентами могут быть как коллективными, так и индивидуальными.

Если студент не присутствовал на практических занятиях, где выполнялись групповые задания, то он выполняет эти задания письменно в индивидуальном порядке.

Использование тестов в учебном процессе позволяет определить нравственные и профессиональные качества каждого студента, степень расхождения этих качеств с качествами идеального руководителя.

Использование функциональных ситуаций требует критического осмысления определенного события, составления эссе с аргументами положительных и отрицательных сторон события.

Использование упражнений предполагает, прежде всего, коллективную работу, результатами которой является выработка творческого группового способа решения. В помощь студентам для быстрого осмысления проблемы разработаны алгоритмы разбора каждой ситуации.

В результате изучения дисциплины « Основы менеджмента» специалист должен уметь:

    • использовать системный подход к управлению организациями;

    • творчески применять в решении практических задач свой опыт;

Данное учебно-методическое пособие поможет студентам осознать свои личные качества и систематически развивать их, научиться управлять своим поведением в организации и внешней среде.

Вопросы для самоконтроля позволяют самостоятельно определить уровень знаний по теме, подготовиться к итоговому контролю.

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по дисциплине «Основы менеджмента» предназначено для студентов и преподавателей по направлению 521500 “Менеджмент”, степень (квалификация) – бакалавр менеджмента.


РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Краткое содержание раздела. Социальное управление включает управление материальными объектами, процессами и людьми. Управление производством является частью социального управления.

Предметом науки управления являются общественные отношения, которые складываются в процессе управления производством.

Смысл управления состоит в том, что оно ориентировано на обес­печение объективных и субъективных условий в такой пропорции и таком сочетании, что позволяет достигать поставленные цели. Ум­ный руководитель не увлекается командованием людей, а его заботит ус­пешное решение проблемы оптимизации условий, необходимых для тру­довой деятельности, для реального решения поставленных перед ними задач.

Задачи менеджмента

1. Выбор ассортимента и объемов производства товаров в соответствии со спросом на них.

2. Приобретение необходимой оснастки производства.

3. Подбор квалифицированных менеджеров и исполнителей.

4. Создание эффективной системы стимулирования работников.

5. Постоянный поиск и освоение рынков сбыта и осуществление эффективного сбыта товаров.

Принципы менеджмента

Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, который предполагает умелое использование единоначалия и коллегиальности в управлении, а также широкое привлечение трудящихся к управлению производством.

Принцип научности управления производством предполагает все более полное познание и использование в практике управления объективно действующих экономических законов.

Принцип системного подхода к управлению в отличие от других подходов (функционального, аспектного) располагает инструментом взаимной увязки и согласования отдельных групп задач и их решений.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый человек в организации наделяется конкретными правами, несет ответственность за выполнение своих обязанностей.

Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоуровневой системы управления, в которой осуществляется контроль за деятельностью всех звеньев системы на основе обратной связи.

Принцип частной свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции в рамках действующего законодательства, но по- своему

желанию. Свобода хозяйственной деятельности представляется как свобода выбора сферы деятельности, профессии, партнеров.

Эволюция управленческой мысли

1.Школа научного управления (1885—1920). Школа научного управления сложилась на основе трудов Ф. Тей­лора, X. Эмерсона, Г. Гантта, Л. Гильберта, Ф. Гилберта, Г. Фор­да, А. Файоля, Дж. Муни, М. Вебера и др.

Главное внимание исследователей и практиков управления этой школы уделялось вопросам эффективности труда на основе анали­за содержания работы и ее элементов (на уровне ниже управлен­ческого). В частности, представители этих школ полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Впервые представители этой школы предложили стимулирование с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства.

2.Классическая школа в управлении (1920—1930). Классическая или административная, школа в управлении возникла на основе идей школы научного управления. Становление школы связывают с именами А. Файоля, Дж. Муни, Л. Урвика, Р. Дейвиса, М. Вебера, Ч. Бернарда.

Внимание этой группы исследователей привлекли общие функции и принципы управления, функции менеджеров, определение общих характеристик и закономерностей организаций.

3.Школы «человеческих отношений» и «поведенческих наук» (1930—1960).Школа «человеческих отношений» обязана трудам таких исследователей, как Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Э. Мэйо, Ч. Бернард, Ф. Ротлисбергер, Г. Саймон, А. Райе, Р. Черчмен, Е. Арноф и др.

Основное внимание ученых было уделено следующим проблемам:

• социальная ответственность руководства перед работником;

• индивидуальная психология;

• консультации с работниками;

• совершенствование труда в самой системе управления;

• стимулирование у работников инициативы в достижении целей

организации;

• обеспечение единства целей и усилий членов коллектива.

Главный научный вывод школы заключается в том, что повышение эффективности организации обеспечивается повышением Эффективности человеческих ресурсов. По А. Маслоу, мотивами человеческих поступков являются в основном не экономические стимулы, а потребности людей.

4.Школа «социальных систем».Школа «социальных систем» сложилась на базе концепции структурнофункционального анализа, а также общей теории систем. (Т. Парсонс, Р. Мертон, Л. Берталанфи, А. Рапопорт). Основные представители школы: Ч. Бернард, Ф. Селзник, Г. Саймон, Д. Марч, А. Этциони, М. Хейра, индустриальный социолог Э. Триест.

Главная идея школы - представление о социальной организации как комплексной организационной системе с ее составляющими (индивид, формальная и неформальная структуры, внешнее окружение, технические средства труда). Работник рассматривается как социально-ориентированный индивид, потребности которого влияют на среду в организации, которая в свою очередь влияет на работника.

5.«Новая школа» управления (50—60-е 88.).Среди создателей и последователей «новой школы» управления (ее называют также «количественной» и «управленческой» школой) следует назвать таких известных исследователей менеджмента, как Л. Берталанфи, Д. Форестер, Р. Люс, А. Гольдбергер, М. Месарович, Л. Клейн, В. Леонтьев и др. Появление «новой школы» является следствием применения ЭВМ и математических методов в управлении. Ее концепция управления опирается на экономико-математический аппарат, теорию систем, достижения кибернетики и вычислительной техники, с помощью которых осуществляется интеграция математического анализа и субъективных решений менеджера. Характерной особенностью «новой школы» управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.

6.Современные научные подходы к менеджменту (60—90-е 88.). Системный подход - метод, рассматривающий связи и целостность сложных открытых систем. В рамках этого подхода организация рассматривается как открытая социальная система, которая приспосабливается к своей многообразной внешней и внутренней среде, а главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее.

В социальных системах взаимосвязь элементов характеризуется наличием общих целей или одинаковых интересов. Это является решающим фактором совместной деятельности людей. Будучи элементами организации (социальной системы), люди попадают в зависимость от результатов работы друг друга. Целостность системы определяется постоянством отношений и связей между людьми. Представителем системы выступает орган управления или руководитель, который определяет общие цели и задачи каждого элемента системы (подразделения, работника). Роль руководителя в системе вызвана необходимостью разделения труда. Управляющий орган или руководитель должны стремиться к тому, чтобы цели организации как можно в большей степени отражали потребности и интересы людей - ее работников.

Ситуационный подход сводится к тому, что в каждом конкретном случае (производственной ситуации) следует применять свои конкретные методы управления. Поскольку на организацию оказывают влияние множество различных внешних и внутренних факторов (разных по составу и интенсивности), то наиболее эффективным способом управления в конкретной ситуации будет тот, который обеспечит оптимальный результат работы всей организации.

Центральным фактором ситуационного подхода является сама ситуация, т. е. комплекс обстоятельств, влияние которых на организацию в данный момент самое сильное. Ситуационный подход эффективно увязывает конкретные приемы управления и научные воззрения исторически предшествующих школ с конкретной ситуацией для достижения цели организации. Часто ситуационный анализ проводят методами экспертных оценок и «мозгового штурма».

Управление по целям (результатам), по П. Дракеру, основывается на следующих принципах: система управления должна обеспечивать достижение всех целей и задач организации; каждый руководитель - сверху донизу - должен иметь четкие цели в рамках своих обязанностей; цели и задачи всех менеджеров согласуются, в идеальном случае формируется иерархия целей, конкретизируемых на каждом последующем уровне при движении сверху вниз.

Теория управления «7-S» (Т. Питере, Э. Атос и др.) формируется на базе 7 взаимосвязанных составляющих: стратегии управления, структуры штатов, процессов организации, стиля руководства, квалификации персонала, разделенных ценностей. Задача менеджмента - гармонизация всех семи составляющих.

Теория Z. базируется на японском опыте управления. Формула успеха организации (У. Оучи) такова: долгосрочный наем кадров, групповое принятие управленческих решений, персональная ответственность, оценка кадров и их продвижение, формализация контроля исполнения решений, всесторонняя забота о людях.

Методы менеджмента

Менеджмент в каждой из его функций и процедур предусматрива­ет использование разнообразных специфических приемов и методов, обеспечивающих обоснование и принятие рациональных управлен­ческих решений. Совокупность этих методов и приемов, специфичных для различных функций управления, составляет методологию и методи­ческий аппарат менеджмента.

Методы менеджмента - это система правил и процедур выполнения Различных задач управления с целью выработки рациональных управлен­ческих решений. Они, как правило, появляются в результате теорети­ческих исследований и становятся достоянием широкой практики после масштабных экспериментальных апробаций. Методы менедж­мента вносят определенную упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение систем управления на пред­приятии. Менеджмент использует как общие методы, применяемые во всех сферах деятельности (производстве, торговле, образовании, культуре и пр.), так и специальные, отражающие специфику опреде­ленной (например, инновационной) сферы. Фундаментальной осно­вой современного менеджмента является использование научного подхода, системная ориентация и моделирование процессов.

Наиболее полное и последовательное выражение научный подход получает в системной ориентации. Системная ориентация менедж­мента предусматривает рассмотрение предприятия как сложной от­крытой системы, состоящей из взаимосвязанных элементов и активно взаимодействующей с окружающей средой. Системная ориентация позволяет структурировать управленческие задачи и упорядочить методы их решения на предприятии в рамках целостной системы менеджмента. Именно системная ориентация позволила в рамках на­учной школы менеджмента успешно развивать концепцию практи­ческого моделирования процессов.

Моделирование в последние десятилетия стало основной концепцией построения эффективных систем менеджмента на предприяти­ях. Любая частная или комплексная задача управления имеет сегодня ряд модельных вариантов ее решения. Модели позволяют упростить сложные хозяйственные процессы, выделить в них наиболее значимые компоненты и связи, провести экспериментальную проработку управленческих ситуаций и осуществлять прогнозные расчеты в ус­ловиях высокой неопределенности и большой глубины упреждения.

В современном менеджменте используются три базовых типа моде­лей: физические, аналоговые и математические. Примером широко применяемых в практике физических моделей могут служить про­странственные планировки предприятий, их цехов и служб, исполь­зуемые для размещения оборудования, материалов и рабочих мест сотрудников. Аналоговые модели иллюстрируют поведение или струк­туру моделируемого объекта, например в виде графика, гистограм­мы или структурной схемы. Наибольшие возможности для оптимиза­ции управленческих решений связаны с применением математичес­ких моделей. В литературе чаще всего описываются модели теории игр, теории очередей, управления запасами, линейного программи­рования, имитационные и экономического анализа.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1.1.Эссе по разделу «Общая теория управления»
Эссе от французского "essai", англ. "essay", "essay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Общий объем написания эссе составляет 4-5стр. Формат страницы – А4, поля: верхнее – 1,5 см, нижнее – 2,0 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. Шрифт - Times New Roman, размер шрифта 14, интервал 1,5. Формат текста: Word for Windows (файлы, расширенные doc). Выравнивание по ширине.

Тему исследования студент выбирает самостоятельно, но в пределах изученного раздела (название раздела указано выше).

Критерии оценки по эссе:


Критерий

Требования к студенту

Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала.

- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы.

2 балла

Анализ и оценка информации

- грамотно применяет категории анализа;
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);
- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;
- дает личную оценку проблеме;

4 балла

Построение суждений

- ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.
- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.

3 балла

Оформление работы

- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;
- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;
- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;
- соответствие формальным требованиям.

1 балл


Структура эссе

  1. Титульный лист

  2. Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», « Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?»

  3. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.
    Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию, анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:
    Причина - следствие, общее - особенное, форма - содержание, часть - целое, Постоянство - изменчивость.
    4. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение.

1.2. Упражнение « Выбор точки зрения»

Студенту предлагается прочитать вопрос выбрать и обосновать точку зрения, которую он считает верной.

Ситуация №1. Какую точку зрения вы считаете правильной? Сущес­твует ли такая самостоятельная наука, как менеджмент?

  • Теория менеджмента не имеет своих объективных законов, так как все знания об управлении включаются в состав «управленческих аспектов разных наук» или в состав «конкретных наук об управлении».

  • Теорию менеджмента невозможно было бы создать только за счет синтеза знаний других наук, так как в управлении есть нечто, чего нет и не может быть у составляющих это знание наук.

Ситуация № 2. Вашему вниманию предлагаются два наиболее распространенных взгляда на менеджмент: Какую позицию вы считаете правильной?

  • Менеджмент, как и любая наука, может быть меха­нически заучен (как таблица умножения) и применен на практике в любой ситуации.

  • Менеджмент—это сложное социально-экономи­ческое и технически-информационное явление, т.к. ситуа­ции не стандартны. Важна не сама теория менеджмента, а искусство ее применения на практике.

Ситуация № 3. Вам предлагается рассмотреть две на­иболее распространенные точки зрения на вклад различных научных школ в теорию менеджмента: Какую точку зрения вы считаете правильной?

  • Все действующие научные школы образуют монис­тическую, единую, общепринятую и законченную модель теории менеджмента.

  • Создать такую модель невозможно, но нужно учи­тывать и использовать рациональное содержание позиций всех существующих школ.

Ситуация 4. Вашему вниманию предлагается диалог двух инженер­но-технических работников: Какой точке зрения вы отдаете предпочтение? От вас зависит выбор руководителя, есть два варианта; назначить на вакантное место знающего специалиста без управленчес­ких навыков (инженерный подход) или профессионального менеджера, не обладающего в полной мере специальными знаниями (управленческий подход)?

  • Я считаю, что управление - это сфера деятельности, в которой может работать «узкий специалист» любой технической отрасли.

  • Нет, управление - это профессиональная сфера деятельности, в которой должен и может успешно работать только специалист в области управления, т.е. менеджер.

1.3.Тест по теме «Введение»

(Неверное утверждение необходимо зачеркнуть)
Вариант 1.

  1. Академия наук не относится к непосредственному деловому, окружению организации.

  2. В отношении организации управление играет координирующую роль.

  3. Проектирование работы начинается с построения структуры организации.

  4. Работа в организации не приводит к потере личной зависимости в обмен на достижение цели.

  5. Конкуренция относится к области общего окружения организации.

  6. Управление финансами заключается в учете и анализе финансовой информации о работе организации.

  7. Управление персоналом направлено на изменение организационной культуры.

  8. Организуясь, люди преследуют свои личные цели.

  9. Менеджмент обязательно включает изучение взаимодействия человека и ор­ганизации.

  10. Организовать управление означает управлять организацией.

  11. К методам менеджмента относятся: административные, системные, социально-психологические методы.

  12. Принцип сочетания централизации и децентрализации предполагает умелое использование единоначалия и коллегиальности в управлении.

  13. Регулятором производства в плановой экономике является рынок.

  14. Принципом управления в плановой экономике является централизация.

  15. Организация - это кооперация людей, работающих вместе длительное время.

  16. Менеджер - человек новатор, ставящий себе цели, превращающий цели в реальное воплощение.

  17. Система - некоторая совокупность элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

  18. Выживание любой организации зависит в первую очередь от способности организации приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

  19. К внешней среде относят такие факторы как технология, задачи, люди, структура организации.

  20. Профсоюзы, культура, мораль, политические факторы все это зависимость организации от внутренних характеристик.

  21. Системный подход к управлению рассматривает управление как инструмент решения проблем ситуационными методами.

  22. Целью классической школы управления разработка системы мотиваций, как основного элемента эффективности предприятия.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие для организации практических занятий Н. Новгород: вгипу, 2010. 92с iconУчебно-методическое пособие для практических занятий Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов
Учебно-методическое пособие для организации практических занятий Н. Новгород: вгипу, 2010. 92с iconУчебно-методическое пособие для практических занятий Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов
Учебно-методическое пособие для организации практических занятий Н. Новгород: вгипу, 2010. 92с iconУчебно-методическое пособие для практических занятий Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов
Учебно-методическое пособие для организации практических занятий Н. Новгород: вгипу, 2010. 92с iconУчебно-методическое пособие для практических занятий Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов
Учебно-методическое пособие для организации практических занятий Н. Новгород: вгипу, 2010. 92с iconУчебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза
Краткий курс лекций по философии: Учебно-методическое пособие / А. С. Балакшин, А. А. Владимиров. – Н. Новгород: Изд-во фгоу впо...
Учебно-методическое пособие для организации практических занятий Н. Новгород: вгипу, 2010. 92с iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. А. В. Каратаев, М. М....
Учебно-методическое пособие для организации практических занятий Н. Новгород: вгипу, 2010. 92с iconУчебно-методическое пособие основы стратиграфии часть II. Задания...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов геологического факультета Казанского государственного университета, изучающих...
Учебно-методическое пособие для организации практических занятий Н. Новгород: вгипу, 2010. 92с iconМетодические указания для проведения практических занятий для студентов...
Маркетинг. Методическое пособие для практических занятий. Сост. М. Б. Кузьмичева. / Российск заочн ин-т текстил и легк пр-ти. М
Учебно-методическое пособие для организации практических занятий Н. Новгород: вгипу, 2010. 92с iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения для проведения теоретических и практических занятий...
Учебно-методическое пособие для организации практических занятий Н. Новгород: вгипу, 2010. 92с iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы и практических...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Учебно-методическое пособие для организации практических занятий Н. Новгород: вгипу, 2010. 92с iconУчебно-практическое пособие для слушателей фзо нижний Новгород 2008...
Данное учебно-практическое пособие поможет разобраться с различными возможностями программ, необходимых пользователям компьютеров...
Учебно-методическое пособие для организации практических занятий Н. Новгород: вгипу, 2010. 92с iconРабочая программа Учебно-методическое пособие включает тематический...
Учебно-методическое пособие включает тематический план дисциплины, её содержание, темы теоретических, практических занятий и защиты...
Учебно-методическое пособие для организации практических занятий Н. Новгород: вгипу, 2010. 92с iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Этика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е. В. Жижко, Н. В. Мыльникова. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. 25 с
Учебно-методическое пособие для организации практических занятий Н. Новгород: вгипу, 2010. 92с iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Семейное право: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н. В. Высоцкая. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 17 с
Учебно-методическое пособие для организации практических занятий Н. Новгород: вгипу, 2010. 92с iconУчебно-методическое пособие "Автоматизированные информационные системы...
Ясенев В. Н. Автоматизированные информационные системы в экономике: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород, 2007
Учебно-методическое пособие для организации практических занятий Н. Новгород: вгипу, 2010. 92с iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Введение в профессию «Социальная работа»: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. М. Хохлова, А. Н. Гончарова. Красноярск:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск