Скачать 237.45 Kb.
|
Формы квалификационных испытаний при аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности В соответствии с п.2.5 Положения о формах и процедурах проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Башкортостан, утвержденного приказом Министерства образования Республики Башкортостан от 16.02.2011 года №196, квалификационное испытание с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится по выбору аттестуемого педагога в одной из следующих форм: - подготовка конспекта урока (занятия); - решение педагогических ситуаций; - тестирование. ТЕСТИРОВАНИЕ Тестирование будет проходить в Пунктах проведения квалификационных испытаний (пунктах проведения экспертизы), организованных в муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан, и утвержденных приказом Министерства образования Республики Башкортостан от 03.05.2011 г. №640 «О проведении аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Башкортостан в 2011 году». Педагогические работники государственных образовательных учреждений проходят тестирование в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан. По содержанию квалификационный тест для аттестуемого включает вопросы по следующим разделам: - педагогика (проверка знаний по педагогике, включая современные образовательные технологии) – 10 вопросов; - психология (проверка знаний по психологии) – 10 вопросов; - содержание и методика преподавания предметной области – 20 вопросов. В общей сложности тест содержит 40 вопросов. На работу с тестом аттестуемому педагогу отводится 2,5 часа. Результаты отражаются в компьютерной распечатке. Она анализируется и используется при подготовки экспертного заключения. При аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности правильных ответов должно быть не менее 50%. КОНСПЕКТ УРОКА (ЗАНЯТИЯ) Задача педагога: в ходе написания конспекта урока (занятия) продемонстрировать владение материалом по предмету и уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать педагогические задачи при реализации учебной программы. Общие требования к написанию конспекта:
Тема задается в процессе испытания.
Методические рекомендации В ходе написания письменной работы педагогу предлагается раскрыть структуру и предметное содержание урока, сформулировать цели и задачи урока и его отдельных этапов, продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебной деятельности, организации учебной деятельности учащихся, проиллюстрировав это примерами учета индивидуальных особенностей учащихся и конкретных характеристик класса, в котором будет проводиться урок. Основные этапы урока и их содержание представлены в предлагаемой схеме написания конспекта урока Схема конспекта урока Аттестуемый педагог (ФИО) ---------------------------------------------------------- Место работы------------------------------------------------------------------------------- Предмет------------------------------------Класс (группа)------------------------ Тема урока (занятия)-----------------------------------------------------------------------
Оценка письменной работы экспертом Оценка письменной работы экспертом производится в соответствии с критериями, представленными в следующей таблице. Критерии оценки письменной работы педагога
Примечание: уровень владения учебным материалом оценивается в соответствии с критериями, представленными в рамках компетентности в области информационной основы педагогической деятельности. Эксперт выносит суждение (предварительное решение) об уровне развития каждой из компетенций в рамках каждого из этапов урока. В ходе качественной оценки эксперт анализирует представленный педагогом конспект, рассматривая по очереди каждый из этапов урока. В рамках анализа каждого из этапов урока эксперт выносит суждение об удовлетворительном либо неудовлетворительном уровне развития тех или иных базовых педагогических компетентностей. Соответствующие суждения он заносит в таблицу, обозначая их знаком « + » в случае положительной оценки или знаком « − » в случае отрицательной. Эксперт выносит суждения только о тех компетенциях, которые возможно оценить в той или иной части урока. Не каждый из этапов урока позволяет оценить все компетентности, поэтому некоторые из ячеек таблицы могут оставаться незаполненными. Схема оценки письменной работы педагога
Обработка результатов По итогам оценки суммируются все положительные оценки отдельно по каждой из базовых педагогических компетенций и по каждому их этапов урока. Полученная сумма делится на общее количество оценок по соответствующей компетентности или по этапу урока. Если итоговый балл ≥ 0,5, можно судить об удовлетворительном уровне развития соответствующего показателя. Если этот балл < 0,5, уровень развития соответствующего показателя является неудовлетворительным. Основными являются оценки, отражающие уровень развития базовых педагогических компетенций. На их основе подсчитывается итоговый балл, представляющий собой среднее значение по оценкам базовых педагогических компетенций. Он рассчитывается по следующей формуле: ПС = ∑ БПК 5 Где: ПС – показатель соответствия занимаемой должности БПК – оценки по базовым педагогическим компетенциям. Итоговый показатель может варьироваться в пределах от 0 до 1 балла. Он интерпретируется следующим образом: От 0,5 до 1 балла – соответствие занимаемой должности: педагог продемонстрировал владение основным содержанием предмета и владение базовыми педагогическими компетенциями. От 0 до 0,49 балла – несоответствие занимаемой должности: учитель не продемонстрировал знания учебного предмета, недостаточно владеет базовыми педагогическими компетенциями. Итоговые оценки в отношении каждого из этапов урока являются вспомогательными и служат для подготовки качественного экспертного заключения по аттестуемому педагогу, выявления сильных и слабых сторон его деятельности с целью последующей разработки индивидуальных программ повышения квалификации. РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ Решение педагогических ситуаций потребует от педагога проявления педагогической компетентности: знаний, умений, личностных качеств. Педагогу предлагается решить три ситуации. На выполнение предложенных заданий предоставляется 1,5 часа (как правило, требуется не более 60 минут). Выбор ситуаций для квалификационного испытания проводится случайным образом из имеющегося банка ситуаций. Аттестующийся педагог выбирает три ситуации из подготовленного для квалификационного испытания набора ситуаций (не менее 30), называя три номера из перечня, который ему заранее неизвестен. По каждой из ситуаций педагог может получить от «0» до «3» баллов. Инструкция для аттестуемого педагога: «В рамках проведения квалификационного испытания с целью установления соответствия занимаемой должности Вам предлагается решить три педагогических ситуации. Внимательно прочитайте описание каждой ситуации и предложите Ваш вариант действий для их конструктивного разрешения. На выполнение задания Вам дается 1.5 часа. При оценке результатов будет учитываться конструктивность и обоснованность предложенного Вами способа разрешения сложившейся ситуации: умение оперативно сориентироваться в ситуации и причинах ее возникновения; умение выбрать обоснованный ориентир для выстраивания собственного поведения, умение поставить и реализовать педагогические цели и задачи в различных, даже неожиданных ситуациях; умение учитывать особенности обучающихся; умение выработать и реализовать способ педагогического воздействия для разрешения сложившейся ситуации; умение предвидеть результаты воздействия. За предложенный Вами вариант по каждой из ситуаций Вы можете получить от «0» до «3» баллов: 0 баллов – вариант ответа отсутствует или предложенный вариант является антипедагогическим. Предлагается такой вариант решения, при котором проявляющиеся трудности и проблемы обучающихся (нарушение дисциплины, асоциальность, противодействие, конфликтность и т.д.) усилятся. Предложенный вариант может свидетельствовать о попустительстве и равнодушии к происходящему. В ответе может проявиться негативное отношение к другим участникам образовательного процесса, неудовлетворенность собственным социальным положением и др. 1 балл – приведен вариант разрешения ситуации нейтрального типа, это возможный, но не конструктивный вариант реагирования. Ситуация не станет хуже, но и не улучшится. Воспитательный и обучающий эффект будут минимальными. Ответ не имеет обоснования или приведенное обоснование является не существенным. Решение направлено на то, чтобы «здесь и теперь» ситуация выглядела безпроблемной, а его негативное влияние на поведение и личностные характеристики обучающегося в будущем практически не учитывается. 2 балла – предложенный вариант реагирования направлен на достижение положительного воспитательного и (или) обучающего эффекта. В предлагаемом решении демонстрируется понимающее отношение к обучающимся, учитываются условия проблемной ситуации. Однако предложенное описание не содержит достаточного обоснования, направленность педагога на положительный эффект не подкреплена знаниями об особенностях возраста обучающихся, ведущих потребностях и мотивах, возможных причинах проблемного поведения, последствиях выбранного способа воздействия и др. 3 балла – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование. Предложенный вариант будет способствовать достижению определенных (указанных учителем) педагогических целей, формированию позитивных новообразований в форме знаний, умений или качеств личности обучающегося. Обоснование включает анализ педагогической ситуации, изложение возможных причин ее возникновения, постановку педагогических целей и задач; учет особенностей обучающихся; описание возможных ответных реакций обучающихся и других участников инцидента, предвидение результатов воздействия. Примеры заданий 1. Обучающийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одноклассников, говорит: «Я не хочу выполнять задание вместе с ним». Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, скажите и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы. 2. Представьте себе, что Вы классный руководитель. Ваши ученики ушли с последнего урока в кино и таким образом сорвали занятие. На следующий день Вы приходите в класс и спрашиваете, кто был инициатором идеи, в ответ – молчание. Как Вы отреагируете (как поступите, сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы. Примеры обработки результатов письменного квалификационного испытания в форме решения педагогических ситуаций При оценке вариантов ответа по каждой из предложенных педагогических ситуаций учитывается конструктивность реагирования и обоснованность предлагаемого варианта по системе от «0» до «3-х» баллов . Возможные варианты ответов в приведенных примерах и их оценка. 1. Обучающийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одноклассников (одногруппников), говорит: «Я не хочу выполнять задание вместе с ним». Что Вы будет делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы. 0 баллов выставляется в следующих случаях: вариант ответа отсутствует или предложены варианты типа: «Ну и что?», «Никуда не денешься, все равно придется», «Это глупо с твоей стороны», «Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой» и т.п. 0 баллов получат также ответы, не имеющие отношения к сути решаемой ситуации, например: «У меня такого не бывает», «Это сильно общее описание, оно не позволяет дать конкретный ответ…» и т.п. 1 балл – приведен возможный, но не самый конструктивный вариант реагирования без обоснования. Типа: «Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания!». 2 балла – предложенный вариант реагирования и его обоснование требуют усовершенствования. Типа: «Я постараюсь объяснить свое решение: «Вместе вы сможете хорошо справиться с предложенным заданием». 3 балла – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его обоснование. Типа: «Я постараюсь выяснить, почему обучающийся не хочет работать вместе с одноклассником (одногруппником) и по возможности устранить причину негативного отношения. Я также объясню обучающемуся, почему я считаю важной совместную работу над выполнением задания в предложенной паре. При вескости выясненных причин возможна замена состава мини-групп для совместного выполнения заданий. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем». 2. Представьте себе, что вы классный руководитель. Ваши ученики ушли с последнего урока в кино и таким образом сорвали занятие. На следующий день Вы приходите в класс и спрашиваете, кто был инициатором идеи, в ответ – молчание. Что Вы будет делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы. 0 баллов – вариант ответа отсутствует или предложены варианты типа: «Никуда не денетесь, все равно придется сказать, только уже у директора», «Молчите, молчите, посмотрим, как заговорите на экзаменах», «Всем по поведению двойки за четверть» и т.п. 0 баллов получат также ответы, не имеющие отношения к сути решаемой ситуации, например: «У меня такого не бывает», «Мои ученики, вряд ли, убегут в кино», «Сейчас в кино никто не ходит, все из Интернета скачивают» и т.п. 1 балл – приведен возможный, но не самый конструктивный вариант реагирования без обоснования. Типа: «Как хотите, тогда в каникулы на экскурсию не едем», «Все равно вам всем придется отработать этот урок», «Если виновный не будет назван, вы все будете отвечать за проступок» и т.п. 2 балла – предложенный вариант реагирования и его обоснование требуют усовершенствования. Типа: «Инициатора выявлять не буду, скажу, что в общем - то и неважно, кто подал идею, поинтересуюсь интересным ли был фильм и обязательно ли было уходить с урока» и т.п. 3 балла – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование. Типа: «Я постараюсь выяснить, почему возникла такая ситуация, скажу, что рада тому, что класс у нас дружный, но подверженность всех «стадному чувству» меня огорчает, любой поступок имеет последствия, их надо прогнозировать и принимать решения исходя из предполагаемых последствий», «Скажу, что дело уже сделано и, конечно, можно много возмущаться и искать зачинщиков, но теперь скорее надо думать, как исправлять ситуацию». Это позволит избежать ненужного сопротивления и противостояния. «Подчеркну, что любое несоблюдение правил и норм приводит к трудностям, что таким необдуманным шагом они испортили свои отношения с учителями и что об этом тоже надо думать». Обязательно предложу выработать совместное решение по разрешению сложившейся ситуации. Это будет способствовать дальнейшему сплочению коллектива и развитию навыков разрешения (в том числе совместного) сложных социальных ситуаций. Обсуждение можно провести в форме мозгового штурма. В качестве одного из способов предложу выбрать делегатов, которые пойдут договариваться к учителю об отработке сорванного урока. Поддержу другие способы разрешения ситуации, предложенные детьми, так как в этом случае повышаются шансы на их реализацию. Подготовка экспертного заключения За выполнение трех заданий педагог может получить от 0 до 9 баллов. Для получения положительного заключения о соответствии занимаемой должности достаточно набрать 4 балла. Подсчет общего количества баллов осуществляется методом сложения количества баллов, полученных за решение каждой из трех ситуаций по формуле: ПС = А + В + С Где ПС – показатель соответствия занимаемой должности, А – оценка за решение первой ситуации, В – оценка за решение второй ситуации, С – оценка за решение третьей ситуации. Комиссия принимает одно из следующих решений:
|
Формы квалификационных испытаний при аттестации с целью подтверждения... Под общей редакцией зав кафедрой истории, социологии и права д социол н., проф. Деревянченко А. А | Тестирование как одна из форм контроля знаний обучающихся при подготовке к итоговой аттестации Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | ||
Н. Т. Смагулова использование критериально-ориентированных заданий при составлении тестов Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | Приложение 2 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | ||
ЭнатIэхэмк Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | Методические рекомендации по подготовке педагогических кадров к аттестации в новой форме Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | ||
Аттестационно-педагогические измерительные материалы Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | Использование тест-контроля на уроках в начальной школе Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | ||
По дисциплине «Коммерческое право» Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | Рассмотрен и рекомендован к утверждению Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | ||
Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 23 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 19 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | ||
Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 19 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 13 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | ||
Инструкция по использованию комплексного информационного теста (для испытуемого) 17 Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... | Цо №345, г. Москва Примеры анализа и оценки сложности тестовых заданий Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности... |