Скачать 376.7 Kb.
|
Пояснительная записка Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Обществознание» для полной средней школы автора А. И. Кравченко, 2006. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Обществознание» А. И. Кравченко, Е. А. Певцова, 2004 – 2006, Изд-во «Русское слово», а также дополнительных пособий: для учителя -Певцова Е. А. Обществознание. 10-11 кл.: Книга для учителя. М., 2004, Кравченко А. И. Задачник по обществознанию для 10-11 кл.: Учебное пособие. М., 2004. Для учащихся - Конституция РФ, Кравченко А. И. Хрестоматия по обществознанию. М., 2006. Полное среднее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью среднего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения обществознанию: формирование критического мышления учащихся, приучение к самостоятельной аналитической деятельности, развитие креативного мышления, умения аргументированно рассуждать, иметь представления об обществе, природе и личности на более высоком познавательном уровне, с учетом различных точек зрения. На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Компетентностный подход определяет следующую особенность предъявления содер жания образования: методическое построение курса «Обществознание» является комплексным, предполагающим использование культурологических, философских, антропологических, социологических, политологических, юридических знаний. Преподавание предполагает изучение пройденных в основной школе вопросов (человек и личность, знание и познание, мировоззрение, взаимосвязь человека и общества, права и обязанности и т.п.) на более высоком теоретическом познавательном уровне, учитывая разные подходы, современные точки зрения, что предусматривает высказывание собственного отношения, анализ, классификацию социальной информации. Планирование ориентировано на практическую применимость знаний: темы и вопросы программы выбраны с учетом жизненных ситуаций учащихся, что побуждает их мыслить и выбирать правильные решения, особенно это прослеживается при переходе от теоретических представлений об обществе в плоскость реальных ситуаций при изучении политико-правовой сферы, изучении вопросов семьи и брака, социального контроля и проблем социализации человека.Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной компетенции учащихся. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать место человека в системе общественных отношений, закономерности развития общества, основные пути и способы социального и гуманитарного познания открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к общечеловеческим ценностям, проблемам мировой цивилизации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбо ру, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, сознательно взаимодействовать с социальными институтами, вырабатывать собственную гражданскую позицию, давать оценку общественным изменениям, оценивать социальное поведение людей, осуществлять конструктивное взаимодействие с людьми разных убеждений, культурных ценностей и социального положения. Настоящий календарно-тематический план учитывает возрастную ступень и особенности учащихся 11 класса, в связи с чем включает вопросы по профессиональной ориентации, самообразованию и самоопределению. Согласно учебному плану Общесвознание в11 классе обучение составляет в объеме 68 часов; В соответствии с этим реализуется: типовая программа Кравченко А. И. Обществознание, 2004. На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по обществознанию. система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже. Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарногообразования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государ ственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают спе цифику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятель ности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса «Обществознание». Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений обобществе и человекебудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления информации, получаемой на уроке, в межличностном общении и массовой коммуникации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са мостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нет радиционных форм уроков, в том числе методики деловых игр, социологических опросов, уроков-практикумов, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.п. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ источника, создавать письменные высказывания, составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энцик лопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуника тивной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные сред ства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учеб ную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотно шения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школь ника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать своимировоззренческие взгляды, гражданскую позициюи на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронный учебник «Обществознание»10-11кл., электронное учебное пособие «Основы правовых знаний», мульти-медиа пособие «Экономика». Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса (продвинутый уровень) должны знать/понимать:
должны уметь:
владеть информационно-коммуникативной, рефлексивной компетенциями; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч)
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Главной целью информатизации образовательного пространства является улучшение качества образования через активное использование информационных... | Конспект урока по технологии по теме "Горшочек каши" (6-й класс) Главной целью современного школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Главной целью информатизации образовательного пространства является улучшение качества образования через активное использование информационных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Главной целью информатизации образовательного пространства является улучшение качества образования через активное использование информационных... | ||
Нобелевская премия миф или реальность? Эти вопросы являются главной целью моей работы | Основная образовательная программа основного общего образования муниципального... Сегодня происходит изменение парадигмы образования от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося.... | ||
Главной целью лицейского образования Гоу впо «ргу» 16 июня 2006 г. (протокол №10) и на заседании Северо-Кавказского регионального отделения Научно-методического совета... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Главной целью современного образования является формирование личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества,... | ||
Образовательная программа мбоу «Лесхозская сош» Сегодня происходит изменение парадигмы образования от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося.... | Пояснительная записка Формирование личности, готовой к активной,... Жном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической... | ||
Урок по разделу. Виды этого урока были разные: экзамен по билетам,... Главной целью современного школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В условиях формирования демократического государства и гражданского общества в России всемерно возрастает роль правового образования.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Самой главной целью библиотеки является привлечение внимания учащихся к книге и чтению | Среднего профессионального образования «естествознание» предназначена для изучения естествознания в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную... | ||
Рабочая программа по учебному курсу «География 10-11.» для 10 11... Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической... | Методические разработки серии уроков к умк «гармония» Главной целью методических разработок является показ вариантов проведения уроков окружающего мира по данным темам с возможным использованием... |