Конспект логопедического занятия
1 класс
( фонетическое нарушение речи)
Дифференциация звуков [Р –Л – Р` – Л`] .
Согласные звуки [Р –Л – Р` – Л`] .
А.А.Милн «Вини-Пух и все-все-все…».
Прогулка по лесу
Цели:
Образовательная:
учить различать звуки [Р –Л – Р` – Л`] , автоматизировать эти звуки в связной речи;
совершенствовать речевую моторику, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематические анализ и синтез.
Коррекционно-развивающие:
развивать зрительно-пространственные представления;
развивать слуховое внимание, память;
развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
развивать мимику детей;
развивать коммуникативную сторону речи.
Воспитательные:
воспитывать интерес к занятиям;
формировать положительную учебную мотивацию;
воспитывать чувство взаимопомощи, творческой активности.
Оборудование:
предметные картинки серии «Грибы», «Ягоды»;
ручки, фломастеры;
наборное полотно;
картинки для раскрашивания;
доска.
План занятия:
1. Организационный момент
Приветствие
Сообщение темы занятия
2. Основная часть
Упражнения на развитие мелкой моторики
Графический диктант
Пение песенки
Выделение звуков из слова
Упражнение на развитие мимической мускулатуры
Работа в тетради
Определение количества звуков в слове
Динамическая пауза
Называние слов, отличающихся от предыдущих одним звуком.
Игра «Доскажи словечко»
Изменение места слова в стихотворной фразе с целью создания грамотной стихотворной фразы
Закрепление произношения звуков в связном тексте.
3. Итог
Смысловая рефлексии
Эмоциональная рефлексия
Ход занятия
Этапы
| Содержание
|
Организационный момент
Основная часть
Упражнения на развитие мелкой моторики
Выделение звуков из слова
Упражнение на развитие мимической мускулатуры
Определение количества звуков в слове
Называние слов, отличающихся от предыдущих одним звуком.
Изменение места слова в стихотворной фразе с целью создания грамотной стихотворной фразы
Закрепление произношения звуков в связном тексте.
Итог
|
- Здравствуйте, дети! Садитесь.
Уточнение пространственно-временных представлений.
- Какое число?
- Какой месяц?
- Какое время года?
- Какой день недели? На сегодняшнем занятии мы с вами отправимся на прогулку в лес, во время которой будем повторять звуки [Р –Л – Р` – Л`] и будем учиться их различать.
А помогут наши друзья – веселый медвежонок Винни-Пух, поросенок Пятачок и другие герои сказки А.Милна «Вини-Пух и все-все-все».
В лес пойдем по тропинке. Первым пойдет тот, кто вспомнит считалку, скороговорку или стихотворение со звуками [Р –Л – Р` – Л`] . Кто следующий? Развитие ручной моторики.
-Поздороваемся с лесом и его обитателями.
Упражнение «Пальчики здороваются»
Сначала здороваются пальцы правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно (Кончик большого пальца поочередно соединяется с кончиками указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Упражнение выполняется по словесной инструкции). Развитие зрительно-пространственных представлений.
-Переверните листы, рассмотрите препятствия на нашем пути.
- Что нарисовано? (ГРИБ, ЕЛЬ, РОМАШКА, ЗАБОР, НОРА, ВАЛУН, ГОРА)
- Проложим тропинку между этими препятствиями. Движение начинаем от красной точки. Две клетки вправо, одна клетки вниз, три клетки вправо, две вниз, одна влево, три вниз, пять вправо, четыре вверх. Анализ работ. Показ удачных.
Развитие речевой моторики.
- Идем по тропинке песенку поем «ла – ла – ла – ла – ла – ла».
- Встречается нам Винни-Пух, радуется и радостно ворчит «Ра – Ра – Ра – Ра –Ра».
- Поднимается медвежонок в гору, тяжело ему идти. Он медленно поет песенку «Ру – Ру – Ру – Ру –Ру».
- И нам тяжело. Мы поем «лу – лу – лу – лу –лу».
- Спускается медведь с горы, быстро бежит «Ры – Ры – Ры – Ры –Ры».
- И мы тоже быстро бежим «лы – лы – лы – лы –лы».
- Мишка осторожно обходит яму «Ро – Ро – Ро – Ро –Ро».
- И мы обходим яму осторожно «ло – ло – ло – ло –ло».
Развитие фонематического анализа.
- Вышли на полянку, а там ягоды разные растут: черника, брусника, морошка, клубника, черная смородина, красная смородина, земляника, малина, голубика, крушина, волчье лыко и вороний глаз.
Винни-Пуху понравились ягоды, в названии которых есть звуки [Р – Р`] .
- Какие это ягоды?(ЧЕРНИКА, БРУСНИКА, МОРОШКА, ЧЕРНАЯ СМОРОДИНА, КРАСНАЯ СМОРОДИНА, КРУШИНА, ВОРОНИЙ ГЛАЗ)
- А нам понравились ягоды, в названии которых есть звуки [Л – Л`]. Какие это ягоды?(КЛУБНИКА, ЗЕМЛЯНИКА, МАЛИНА, ГОЛУБИКА, ВОЛЧЬЕ ЛЫКО, ВОРОНИЙ ГЛАЗ) Развитие мимической мускулатуры.
- Разные по вкусу ягоды. Покажем мимикой.
- Сладкие (улыбаются) , кислые (морщат нос). А что будет, если съесть волчье лыко, вороний глаз? (делают грустное лицо).
- Возьмите карандаши и схематически нарисуйте в кружках разные лица, которые показывают наши лица, когда мы ели ягоды.
Закрепление навыков фонематического анализа.
- Медвежонок остался доедать ягоды. А мы вышли на полянку. Там Пятачок. Он собирает грибы. Смотрите, Пятачок сорвал гриб с красной шляпкой и белыми крапинками. Что это за гриб? (МУХОМОР).
-Почему его нельзя есть? (ОН ЯДОВИТЫЙ)
- Поможем набрать Пятачку съедобных грибов.
- Какие это грибы?(БЕЛЫЙ, СЫРОЕЖКА, ЛИСИЧКА, МАСЛЕНОК, СМОРЧОК, ГРУЗДЬ, ВОЛНУШКА)
- Сколько звуков в этих словах? (5,9,7,8,7,5,8)
-На каком месте слышим звуки [Р –Л – Р` – Л`] ?(3,3,1,4,4,2,3)
- Заполните вертикальной штриховкой на картинке съедобные грибы.
- Какой гриб растет под березой?(ПОДБЕРЕЗОВИК)
- Под осиной?(ПОДОСИНОВИК)
- Под елью? (БОРОВИК)
- Под ольхой? (ЛИСИЧКА, МАСЛЕНОК) Развитие внимания и общей моторики.
- Речь сопровождается движениями.
Я тянусь за сыроежкой скромной,
Взгляд мой к ней как будто весь прилип.
А между тем стоит в тени укромной
Крупный, круглый белый гриб.
На горе растут дубы,
Под горой растут грибы.
Белый стар – брать не стал.
Моховик взял – и мал.
Развитие фонематического восприятия.
- Пятачок понес грибы домой, а мы пошли к озеру. Шли, шли и поняли, что заблудились. Тут появился Кролик. Он согласился отвести нас к озеру. Он напомнил, что мы учимся правильно произносить слова со звуками , и попросил называть слова, которые отличаются одним звуком. (БАЛ – БАР, МОЛ – МОР, ДАР – ДАЛ, ЖАР – ЖАЛ, ВАР – ВАЛ, МИР – МИЛ, УКОЛ – УКОР, КОСТЕР – КОСТЕЛ, СТАР – СТАЛ, ИГЛА – ИГРА, БУЛКИ – БУРКИ, ПОЛКА – ПОРКА, СЕЛА – СЕРА, ТЕЛКА – ТЕРКА) Развитие слухового внимания.
-Тут появился Тигра. Помогите мне правильно закончить стихи.
Дедушку зовут Лука,
У него болит РУКА
На столе с картошкой плошка
За столом голодный ПРОШКА
Рисовал художник ламу
И картину вставил в РАМУ
Вечно плачет этот Лева,
Говорят ему: «Ты РЕВА
В блеске солнечных лучей
По земле бежит РУЧЕЙ
Развитие смыслового восприятия текста.
-Послушайте мои стихи, если я что-то перепутаю, то поправьте меня. – сказали Кенга и крошка Ру, которые неожиданно к нам присоединились.
Поднимается в воздух надутый БАРОН.
На балу появляется важный БАЛЛОН.
Украшают царей золотые КОЛОННЫ.
А дома украшают из камня КОРОНЫ.
Баба деду пекла из муки КОРОБОК.
Из древесной коры сделал дед КОЛОБОК.
Развитие коммуникативной стороны речи.
- Вот и озеро. А тут уже Пятачок с медвежонком сидят. Давайте расскажем им стихотворение о рыбаках. РЫБОЛОВ. РЫБОЛОВ, РЫБОЛОВ,
РАССКАЖИ ПРО СВОЙ УЛОВ.
КАРП УШЕЛ, И ВСЯ ПЛОТВА
МИМО ЛОДКИ ПРОПЛЫЛА,
А КАРАСЬ С КРЮЧКА СОРВАЛСЯ!
БЕЗ УЛОВА НЕ ОСТАЛСЯ…
НО ЗАТО ПОПАЛАСЬ ГРЕЛКА,
РУЛЬ, СТРЕЛА, РУЛОН, ТАРЕЛКА,
ПРЯЛКА, ЗЕРКАЛО, СВЕРЛО,
МАРМЕЛАД, ЖУРНАЛ, КРЫЛО.
ГДЕ НАЙТИ ТАКОЙ УЛОВ?
ГДЕ? В ВОЛШЕБНОМ МИРЕ СЛОВ!
Развитие слуховой памяти.
- Давайте выучим стихотворение наизусть. - Пора возвращаться домой. Поблагодарим героев сказки за помощь.
- Вспомните с какими звуками работали на занятии? - Какое задание вам запомнилось?
- Кто из героев сказки вам наиболее симпатичен?
- Дома нарисуйте полюбившихся героев сказки.
| |