Тема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите





Скачать 56.42 Kb.
НазваниеТема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите
Дата публикации20.09.2014
Размер56.42 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Уроки 25-26
УСТАРЕВШИЕ СЛОВА

НОВЫЕ СЛОВА (НЕОЛОГИЗМЫ)
1. Беседа.

  • Тема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите.

  • Прочитайте эпиграф к уроку.

В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно.

Н.В.Гоголь

  • В чем заключается главная мысль этих слов Н.В.Гоголя?

  • Прослушайте отрывок из рассказа К.И.Чуковского «Старое и новое» о том, как на смену старым словам и значениям приходят новые.

Анатолий Федорович Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости.

Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со страстною ненавистью.

Его страсть восхищала меня. И все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край.

Он, например, требовал, чтобы слово обязательно значило только любезно, услужливо.

Но это значение слова уже умерло. Теперь в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать непременно. Это-то и возмущало академика Кони.

  • Представьте себе, - говорил он, хватаясь за сердце, - иду я сегодня по Спасской и слышу: «Он обязательно набьет тебе морду!» Как вам это нравится? Человек сообщает другому, что кто-то любезно поколотит его!

  • Но ведь слово обязательно уже не значит любезно, - пробовал я возразить, но Анатолий Федорович стоял на своем.

  • Нужно ли нам помнить устаревшие слова? Зачем?


2. Об архаизмах и историзмах.

1) На стр. 37 учебника прочитайте о том, как слова становятся устаревшими.

- Как называются слова, называющие предметы, изображенные на стр. 36, - историзмы или архаизмы? Почему?

  1. Упражнение 84.

  2. Работа с текстом.

- Сейчас я вам буду читать сказку. Как известно, сказки складывались народом с древних времен, поэтому содержат большое количество устаревших слов. Найдите и запишите в тетрадь устаревшие слова из сказки.

Вот идет Иван по широкой улице и диву дается: одеты люди, как в его родной стороне - мужики в армяках, кушаками подпоясаны, бабы - в кокошниках расписных. Вдруг видит он - два мужика разговаривают, решил к ним подойти, спросить. Подошел и разговор слышит, один другому говорит:

  • Ярмарка нынче хорошая! Товару много!

  • Да, - соглашается второй.

- Купил я лошадь у барышника, - хвастается первый.
А второй говорит:

- И я жену свою обрадую. Лент, гребенок у коробейника ей купил.

Слушал Иван, слушал, да так ничего и не понял, а спрашивать побоялся - вдруг засмеют.

(Ученики зачитывают записанные слова.)

  • Что это за слова - историзмы или архаизмы?

  • Что они обозначают?

3. Работа с термином.

  • Рассмотрите формулу: новый + слово = новое слово

  • Теперь расположите карточки в соответствии с этой формулой.




нео




логос




неологизм




  • Что означает термин «неологизм»?

  • На стр. 39 учебника прочитайте о причине появления новых слов.


4. Упражнение 87.

  • Иногда новые слова придумываются авторами для создания определенного характера, юмористических ситуаций и т. д. Но это не совсем неологизмы, потому что они не становятся общеупотребительными, а живут лишь в том тексте, где впервые были употреблены. В науке их называют окказионализмами. В переводе occasionalis означает «по случаю» или «случайный».

  • Найдите и запишите слова, употребляемые по случаю, в стихотворении Э.Успенского «Про дивано-инострано-чемодано-огурец».




  • Глубокоуважаемый

Глубокопродавец,

Продайте мне, пожалуйста,

Глубокоогурец!

  • Глубокоуважаемый

Глубокопокупатель,

Мы продаем диваны,

Серванты и кровати.

Быть может, вы ошиблись,

Глубокогражданин,

И забрались глубоко

Не в этот магазин?

- Глубокоуважаемый
Глубокопродавец,
Ведь я же иностранец,
Поймите, наконец,

У нас, у иностранцев,

Так завелось отцами,

Диваны и серванты

Зовутся огурцами.

- Глубокоуважаемый,
Диванец-чемоданец,
Наверное, вы очень
Глубокий иностранец,
Поскольку среди наших
Обычных молодцов

Я не встречал ни разу

Подобных огурцов.

- Глубокоуважаемый
Глубокопродавант,

Я препираться с вами

Здесь не намеревант,

Я подобрал вот этот

Пружинный огурец,

И вы его на крышу

Поставьте, наконец.

- Глубокоуважаемый,

Да что же я, балбес?

Да чтобы я на крышу

С диванчиком полез?!

И хоть себя я чувствую

Отменным молодцом,

Да я свалюсь оттуда,

И вместе с огурцом.

- Глубокоуважаемый,

Я вам хочу сказать...

Не надо вам с диваном

На крышу залезать.

А шутки с продавцами

Шутить я не привык,

У нас обычно крышей

Зовется грузовик.

- Глубокоуважаемый

Глубокоиностран,

Прошу вас, забирайте

Скорее ваш диван.

И чтобы я вас видел

У нас в последний раз...

Не то возьму я гирю

И гирей тресну вас.

Он был весьма расстроен,

А иностранец рад!

У них обычно гирею

Зовется шоколад.


5. Орфографическая работа.

  1. Орфографический анализ слова «глубокоуважаемый».

  2. Орфографический анализ окказионализмов, начинающихся с корня «глубоко».

6. Самостоятельная работа с карточками.

Учитель раздает индивидуальные карточки. Задача учеников -найти окказионализмы и дать их значение, опираясь на контекст.

Мама, я такая распутица!

И показала веревочку, которую удалось ей распутать.

***

  • Вы и шишку польете?

  • Да.

  • Чтобы выросли шишенята?

***

Сережа двух с половиной лет впервые увидел костер, прыщущий яркими искрами, захлопал в ладоши и крикнул: - Огонь и огонята! Огонь и огонята!

***

- Какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато.

***

Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала:

- Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!

***

- Мне аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния.

***

Трехлетняя Ната:

- Спой мне, мама, баюльную песню.
7. Итог урока.

  • Для чего в речи иногда употребляются устаревшие слова?

  • Для чего нужны неологизмы?

  • Можем ли мы остановить процесс образования новых слов?


Домашнее задание:

- Послушайте стихотворение Н. Кончаловской.

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо,

Огурбузы росли,

Помидоры росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел,

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник,

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

- Придумайте какой-нибудь необычный предмет, животное, изобразите его на бумаге и дайте ему название.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Закрепить умение учащихся находить в тексте диалектные, устаревшие, заимствованные слова, неологизмы и т д
Тема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Устаревшие слова (архаизмы) – это наша история. Сегодня на нашем занятии мы узнаем какие слова были в обиходе людей много лет назад....
Тема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите icon«Устаревшие слова»
Образовательная: наблюдать за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления...
Тема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите iconУрок с использованием икт в 5 классе. Тема урока: «Слова старики, или устаревшие слова»
Урок сопровождается мультимедийной презентацией. Контроль за усвоением материала проводится при помощи компьютерной программы «Семейный...
Тема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите iconКонспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко...
Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем
Тема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите iconТема урока: Устаревшие слова
Маршрутные листы (techcar doc), рабочие листы (techcar doc или techcar doc) — на каждого ученика
Тема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить учащихся с понятием "устаревшие слова (архаизмы)", учить подбирать к ним синонимы, однокоренные слова
Тема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите iconКонспект урока по русскому языку в 6 классе. Учитель: Ребята, тема...
Учитель: Ребята, тема сегодняшнего урока «Обобщение по теме «Имя прилагательное». ( Слайд №1)
Тема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите iconТема: Московский Кремль
Вспомните, что вы знаете о Москве ( На слайде слова Москва, столица Россия.) Составьте предложение со словами и запишите его
Тема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите iconУрока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова»
Цель урока: обеспечить формирование умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова
Тема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите iconТема сегодняшнего урока: «Колорит в пейзаже»
План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления
Тема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите iconУрок русского языка, 6 класс. Тема урока: «употребление наклонений»
Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем изучать наклонения глаголов. Тема сегодняшнего урока «Употребление наклонений»
Тема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите iconУрок путешествие по сказочному городу Мягкого знака ! Тема сегодняшнего...
Тема сегодняшнего урока: повторение правила русского языка –написание разделительного мягкого знака
Тема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите iconУрок русского языка во 2 классе по теме: «Мягкий знак показатель мягкости согласных»
Прочитайте слова на доске и запишите их в 2 столбика: в 1-ый столбик слова, в которых есть мягкие согласные, во 2-ой столбик – слова,...
Тема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Определите тему урока, выполнив задание: прочитайте слова на доске, запишите комментируя орфограммы
Тема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы». Запишите iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поиграйте со словом урок. Какие возникают слова, близкие по зву­чанию? По смыслу? Запишите эти слова


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск