Скачать 56.42 Kb.
|
Уроки 25-26 УСТАРЕВШИЕ СЛОВА НОВЫЕ СЛОВА (НЕОЛОГИЗМЫ) 1. Беседа.
В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно. Н.В.Гоголь
Анатолий Федорович Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости. Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со страстною ненавистью. Его страсть восхищала меня. И все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край. Он, например, требовал, чтобы слово обязательно значило только любезно, услужливо. Но это значение слова уже умерло. Теперь в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать непременно. Это-то и возмущало академика Кони.
2. Об архаизмах и историзмах. 1) На стр. 37 учебника прочитайте о том, как слова становятся устаревшими. - Как называются слова, называющие предметы, изображенные на стр. 36, - историзмы или архаизмы? Почему?
- Сейчас я вам буду читать сказку. Как известно, сказки складывались народом с древних времен, поэтому содержат большое количество устаревших слов. Найдите и запишите в тетрадь устаревшие слова из сказки. Вот идет Иван по широкой улице и диву дается: одеты люди, как в его родной стороне - мужики в армяках, кушаками подпоясаны, бабы - в кокошниках расписных. Вдруг видит он - два мужика разговаривают, решил к ним подойти, спросить. Подошел и разговор слышит, один другому говорит:
- Купил я лошадь у барышника, - хвастается первый. А второй говорит: - И я жену свою обрадую. Лент, гребенок у коробейника ей купил. Слушал Иван, слушал, да так ничего и не понял, а спрашивать побоялся - вдруг засмеют. (Ученики зачитывают записанные слова.)
3. Работа с термином.
4. Упражнение 87.
Глубокопродавец, Продайте мне, пожалуйста, Глубокоогурец!
Глубокопокупатель, Мы продаем диваны, Серванты и кровати. Быть может, вы ошиблись, Глубокогражданин, И забрались глубоко Не в этот магазин? - Глубокоуважаемый Глубокопродавец, Ведь я же иностранец, Поймите, наконец, У нас, у иностранцев, Так завелось отцами, Диваны и серванты Зовутся огурцами. - Глубокоуважаемый, Диванец-чемоданец, Наверное, вы очень Глубокий иностранец, Поскольку среди наших Обычных молодцов Я не встречал ни разу Подобных огурцов. - Глубокоуважаемый Глубокопродавант, Я препираться с вами Здесь не намеревант, Я подобрал вот этот Пружинный огурец, И вы его на крышу Поставьте, наконец. - Глубокоуважаемый, Да что же я, балбес? Да чтобы я на крышу С диванчиком полез?! И хоть себя я чувствую Отменным молодцом, Да я свалюсь оттуда, И вместе с огурцом. - Глубокоуважаемый, Я вам хочу сказать... Не надо вам с диваном На крышу залезать. А шутки с продавцами Шутить я не привык, У нас обычно крышей Зовется грузовик. - Глубокоуважаемый Глубокоиностран, Прошу вас, забирайте Скорее ваш диван. И чтобы я вас видел У нас в последний раз... Не то возьму я гирю И гирей тресну вас. Он был весьма расстроен, А иностранец рад! У них обычно гирею Зовется шоколад. 5. Орфографическая работа.
6. Самостоятельная работа с карточками. Учитель раздает индивидуальные карточки. Задача учеников -найти окказионализмы и дать их значение, опираясь на контекст. Мама, я такая распутица! И показала веревочку, которую удалось ей распутать. ***
*** Сережа двух с половиной лет впервые увидел костер, прыщущий яркими искрами, захлопал в ладоши и крикнул: - Огонь и огонята! Огонь и огонята! *** - Какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато. *** Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала: - Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки! *** - Мне аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния. *** Трехлетняя Ната: - Спой мне, мама, баюльную песню. 7. Итог урока.
Домашнее задание: - Послушайте стихотворение Н. Кончаловской. Показал садовод Нам такой огород, Где на грядках, заселенных густо, Огурбузы росли, Помидоры росли, Редисвекла, чеслук и репуста. Сельдерошек поспел, И моркофель дозрел, Стал уже осыпаться спаржовник, А таких баклачков Да мохнатых стручков Испугался бы каждый садовник. - Придумайте какой-нибудь необычный предмет, животное, изобразите его на бумаге и дайте ему название. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Закрепить умение учащихся находить в тексте диалектные, устаревшие, заимствованные слова, неологизмы и т д | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Устаревшие слова (архаизмы) – это наша история. Сегодня на нашем занятии мы узнаем какие слова были в обиходе людей много лет назад.... | ||
«Устаревшие слова» Образовательная: наблюдать за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления... | Урок с использованием икт в 5 классе. Тема урока: «Слова старики, или устаревшие слова» Урок сопровождается мультимедийной презентацией. Контроль за усвоением материала проводится при помощи компьютерной программы «Семейный... | ||
Конспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко... Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем | Тема урока: Устаревшие слова Маршрутные листы (techcar doc), рабочие листы (techcar doc или techcar doc) — на каждого ученика | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить учащихся с понятием "устаревшие слова (архаизмы)", учить подбирать к ним синонимы, однокоренные слова | Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Учитель: Ребята, тема... Учитель: Ребята, тема сегодняшнего урока «Обобщение по теме «Имя прилагательное». ( Слайд №1) | ||
Тема: Московский Кремль Вспомните, что вы знаете о Москве ( На слайде слова Москва, столица Россия.) Составьте предложение со словами и запишите его | Урока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» Цель урока: обеспечить формирование умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова | ||
Тема сегодняшнего урока: «Колорит в пейзаже» План-конспект урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления | Урок русского языка, 6 класс. Тема урока: «употребление наклонений» Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем изучать наклонения глаголов. Тема сегодняшнего урока «Употребление наклонений» | ||
Урок путешествие по сказочному городу Мягкого знака ! Тема сегодняшнего... Тема сегодняшнего урока: повторение правила русского языка –написание разделительного мягкого знака | Урок русского языка во 2 классе по теме: «Мягкий знак показатель мягкости согласных» Прочитайте слова на доске и запишите их в 2 столбика: в 1-ый столбик слова, в которых есть мягкие согласные, во 2-ой столбик – слова,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Определите тему урока, выполнив задание: прочитайте слова на доске, запишите комментируя орфограммы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Поиграйте со словом урок. Какие возникают слова, близкие по звучанию? По смыслу? Запишите эти слова |