Курс лекций Часть I и II





НазваниеКурс лекций Часть I и II
страница1/39
Дата публикации17.10.2013
Размер5.44 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт

Иерей Олег Давыденков

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
Курс лекций

Часть I и II


ПСТБИ. М. 1997.
-1-

Предлагаемый курс лекций представляет собой расшифровку магнитной записи и предназначается, в первую очередь, студентам очного и заочного отделения Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. В дальнейшем предполагается издание исправленного и отредактированного текста.
-2-
ВВЕДЕНИЕ
-3-

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ




ВВЕДЕНИЕ В ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ


-17-

РАЗДЕЛ I.

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

КАК НАУКА
1. ПОНЯТИЕ О ДОГМАТИЧЕСКОМ БОГОСЛОВИИ

1.1. Предмет догматического богословия. Понятие о догматах

Православное догматическое богословие есть наука, в сис­тематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви.

Рассмотрим эволюцию самого понятия догмата. Само сло­во "догмат" происходит от греческого глагола δοκετν, который в инфинитиве звучит как "докейн" или "докин", в зависимости от транскрипции древнегреческих слов по Рейхлину, либо по Эразму Роттердамскому. Слово "докин" буквально означает "ду­мать", "считать", "полагать", может иметь также значение "ве­рить", а слово "догмат" происходит от перфекта глагола "δεδόγμη" ("дедогми"), что можно перевести на русский язык как "опре­делено", "решено", "положено", "установлено".

Сам термин "догмат" имеет дохристианскую историю, он использовался в античной греческой философии, где под поня­тием "догмат" понимались философские аксиомы, т. е. посту­латы, не требующие доказательств, на которых строится фило­софская система.

Естественно, что в разных философских школах были раз­ные догматы. Например, Платон в своем известном труде, ко­торый назывался "Государство", называет догматами правила и нормы, которые относятся к человеческим понятиям о спра­ведливости и о прекрасном. Сенека этим же термином обозна­чал основы нравственного закона, которому должен следовать каждый человек. И, наконец, поскольку этот термин содержит в себе некий оттенок обязательности, им обозначали постанов­ления высшей государственной власти.

В Новом Завете мы встречаем употребление слова "дог­мат" в двух смыслах. Во-первых, оно может пониматься как некоторое постановление; в частности, в Евангелии от Луки словом "догма" назван указ кесаря Августа Октавиана о прове-

19
дении переписи в восточных провинциях Римской империи (Лк. 2, 1), а в книге Деяний Постановления первого Иерусалимского Апостольского Собора названы τα δεδόγμη, т. е. множествен­ное число от τό δόγμα (Деян. 16, 4).

У апостола Павла в его посланиях к Колоссянам (Кол. 2, 14) и Ефесянам (Еф. 2, 15) слово "догмат" употребляется в значении христианского учения во всей полноте.

Именно такое понимание догматов было характерно для христианской Церкви II, III и начала IV веков. Именно в таком, Павловой смысле слова этот термин употреблялся священно-мучеником Игнатием Антиохийским, священномучеником Иустином Философом, Климентом Александрийским и Оригеном.

Изменение смысла этого термина происходит в IV веке, когда некоторые отцы, стремясь систематизировать христианское учение, начинают проводить различия между вероучительными и нравоучительными истинами. В результате термин "дог­мат" закрепляется за истинами вероучительными. В IV веке мы встречаем это различие у свт. Кирилла Иерусалимского, у свт. Григория Нисского и на рубеже IV-V вв. у свт. Иоанна Златоуста. Все они называли догматом только то в Открове­нии, что относится к области веры, а не нравственности.

В дальнейшем объем этого понятия был еще более редуци­рован, и в последующие века под догматами стали понимать исключительно те вероучительные истины, которые обсужда­лись на Вселенских Соборах и Вселенскими же Соборами ут­верждались.

1.2. Свойства догматов

1.2.1. Теологичность (вероучительность)

Итак, первое свойство догматов — это Теологичность ("ве­роучительность"). Это свойство догматов по содержанию.

Оно означает, что догмат содержит в себе учение о Боге и Его домостроительстве, т. е. главный предмет, о котором гово­рит нам догмат, — это Бог, а все остальные предметы, которые присутствуют в содержании догмата, т. е. человек или мир, на­ходят себе здесь место лишь постольку, поскольку они имеют отношение к Богу.

Именно этим догматы отличаются от других истин хрис­тианства, т. е. истин нравоучительных, литургических, канони­ческих и т. д. Догматы суть истины веры, которые стоят выше
2 0

человеческого опыта и превышают познавательные способнос­ти человеческого разума, поэтому дать им твердую опору и воз­вести их на степень несомненной достоверности может только Божественное Откровение.

1.2.2. Богооткровенность

Следующим свойством догматов является Богооткровен­ность, которая есть свойство догматов по способу их получе­ния, т. е. догмат не есть плод деятельности естественного чело­веческого разума, а результат Божественного Откровения.

Именно этим догматы в принципе отличаются от любых научных или философских истин. Потому что философские и научные истины основываются на предпосылках, являющихся продуктом работы познающего человеческого разума. Все дог­маты основаны на богооткровенных предпосылках, которые по­черпаются из Божественного Откровения. Именно этим догма­тическое богословие как наука отличается от философии, мета­физики и различных наук о природе и человеке.

Апостол Павел в Послании к Галатам (Гал. 1, 11-12) так и говорит: "Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благове-ствовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа".

Поэтому любые научные и философские истины в большей или меньшей степени являются относительными и по мере раз­вития человеческого знания могут либо вообще отвергаться, либо каким-то образом изменяться или восполняться. В отли­чие от них догматы, как основанные на Божественном Откро­вении, абсолютны и неизменны.

Поскольку свойством догмата является Богооткровенность, догматом может почитаться только такая вероучительная ис­тина, которая непосредственно преподана Иисусом Христом и была проповедана его апостолами. Так, мнение, высказанное каким-нибудь даже очень уважаемым отцом церкви, само по себе не может быть возведено на степень догмата веры.

1.2.3. Церковность

Число вероучительных истин весьма велико, в то же время вероучительных истин, которые мы называем догматами, не так уж и много. С чем это связано? Это связано с третьим свойством догматов, а именно с церковностью догматов. Мож-

21

но сказать, что церковность есть свойство догматов по способу их существования.

Оно означает, что только Вселенская Церковь на своих Со­борах может признать за той или иной христианской истиной веры догматический авторитет и значение.

В самом деле, вне Церкви не может быть догматов, потому что догматы основываются на предпосылках, заимствованных из Откровения, а Откровение дано не каким-то частным лицам в отдельности, а даровано Церкви. Именно Церковь посредством Предания, как способа сохранения и распростране­ния Откровения, содержит богооткровенную истину.

Поэтому апостол Павел называет Церковь "столпом и ут­верждением истины". И поэтому только Церковь, как храни­тельница "Предания, способна к правильному истолкованию Священного Писания, только она может безошибочно устанав­ливать за той или иной истиной Откровения значение неизменного правила веры, т. е. догмата.

Отсюда следует вывод, что вне Церкви догматы существо­вать не могут. Поэтому в протестантских сообществах, где пре­секлось апостольское преемство и нет богоустановленной цер­ковной иерархии, говорить о каких-либо догматах в строгом
смысле слова невозможно.

Хотя богооткровенная истина и заключена в Откровении и сама по себе божественна, без специального Церковного акта она не может взойти на степень неоспоримой для всех истины или догмата. Поэтому, если бы не было Церкви с богодарованными ей правами и средствами, необходимыми, чтобы сообщать истинам веры догматическую санкцию, не было бы и догма­тов.

1.2.4. Законообязательность (общеобязательность)

Это свойство характеризует отношение христианина к дог­матам и их содержанию. Законообязатедьность можно пони­мать в двух смыслах. Во-первых, как формальную законообязательность. Церковь в своем земном аспекте представляет собой некоторую организацию, некое человеческое сообщество, которое управляется в соответствии с определенными правила­ми и нормами, не признавая которых, нельзя являться членом Церкви.

Поэтому формальная законно необязательность догматов про-

22

является в том, что признание истинности догматов — это обя­занность всех членов Церкви. Например, когда человек вступа­ет в Церковь, т. е. принимает Крещение, он три раза произносит Символ веры, который, безусловно, является вероучительным документом догматического характера. Таким образом, при­знание истинности догматов есть элемент церковной дисципли­ны. Здесь просматривается некоторая аналогия между Церко­вью как человеческим сообществом и различными светскими обществами и организациями.

Апостол Павел (Тит. 3, 10-11) говорит: "Еретика, после пер­вого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой раз­вратился и грешит, будучи самоосужден".

Особое внимание следует обратить на слово "самоосужден", чуть ниже мы остановим свое внимание на этом слове.

В действительности Церковь всегда снисходительно отно­силась к человеческой немощи, Церковь долго терпит грехи человеческие, к слабостям человеческого eстествa нисходит, но тем не менее Церковь всегда предельно жестко относилась к тем, кто сознательно стремится исказить церковное учение.

В этом, несомненно, проявляется забота Церкви о своих чле­нах. Такая забота Церкви о своих членах была бы непонятной, «ели бы законообязательность догматов носила чисто формаль­ный характер. Но формальная законообязательность догматов обусловлена их сотериологической законообязательностыо, т. е. догматы имеют непосредственное отношение к человеческо­му спасению, они. необходимы для спасений, это как бы есть тот фундамент, на котором строится духовная жизнь христианин на.

Именно поэтому апостол Павел говорит, что еретик не «осужден», т.е. он не просто отлучен от Церкви решением, поста­новлением какого-то церковного органа, а "самоосужден". Че­ловек, извращающий догматы, так или иначе сам себя подво­дит под осуждение, т. е. отлучает в большей или меньшей сте­пени себя от Бога, потому что догматы есть Не что иное, как те нормы и правила, которые позволяют человеку религиозно верно организовать свою духовную жизнь.

Вот как пишет Владимир Лосский о сотериологической не­обходимости догматов:

"Вся сложная борьба за догматы, которую в течение столе­тии вела Церковь, представляется нам, если посмотреть на нее с чисто духовной точки зрения, прежде всего неустанной забо-

23

той Церкви в каждой исторической эпохе обеспечивать христианам возможность достижения полноты... соединения с Бо­гом" [1, 10].

Прп. Силуан Афонский говорил: "Догматическое сознание органически связано со всем ходом внутренней духовной жиз­ни. Измените в своем догматическом сознании что-либо, и не­изменно изменится в соответствующей мере и ваш духовный облик и вообще образ вашего духовного бытия" [2, 60].

После того как рассмотрены все четыре свойства догматов, определим, что такое догмат» Догмат — это теологическая, богооткровенная истина, определяемая: и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих пра­вило веры.
1.3. Догматы и богословские мнения
Следует отметить, что Церковь никогда не догматизировала только ради того, чтобы нечто догматизировать* по крайней мере Православная Церковь» У католиков проявляется противопо­ложная тенденция — догматизировать все,что только можно догматизировать. Для Православия всегда был характерен об­ратный подход — догматизировать только самое необходимое, самое существенное для нашего спасения.

Однако помимо догматов в Божественном Откровении со­держится много таинственного и не вполне ясного. Наличие этой области таинственного в Божественном Откровении обус­ловливает существование так называемых богословских мне­ний.

Богословское мнение — это суждения по вопросам веры, которые могут быть высказаны иди каким-то церковным орга­ном (например, Собором) или каким-то отдельным богословом, или группой богословов, т. е. суждения по вопросам веры, кото­рые не имеют общецерковногр признания. Однако не следует это понимать в том смысле, что в догма­тическом богословии возможен произвол,безответственная фантазия. Богословское мнение находится под строгим конт­ролем со стороны Церковного Предания пo отношению к богословским мнениям применяются сле­дующие критерии: критерий истинности богословских мнения, который означает согласие со Священным Преданием, и кри­терий допустимости богословского мнения, т. е. непротиворе­чие со Священным Преданием. В принципе догматическое богословие может терпеть любое богословское мнение, которое
24

не находится в противоречии со Священным Преданием.

Примеров богословских мнений можно привести много: это и вопрос о составе человеческой природы (дихотомисты и трихотомисты, т. е. те, кто считает, что человек, человеческая при­рода слагается из двух составляющих .тт. души и тела, и трихотомисты, которые считают дух самостоятельным началом, са­мостоятельной субстанцией в человеке, которая отлична от души, и не менее радикально, чем душа отлична от тела) и многие другие вопросы.

Можно сюда же отнести вопросы, связанные, например, с бес­плотностью ангелов и человеческих душ, т. е. являются ли ангелы чисто бесплотными существами или они обладают не­коей особой тонкой ангельской телесностью.

Так же и вопрос о происхождении человеческой души.; с одной стороны, креационистский подход, согласно; которому, каж­дая душа в определенней момент творится Богом из ничего: с другой, мнение о рождении, согласно которому, душа каждого человека, приходящего в мир, происходит неким таинствен­ным образом от душ его родителей и т. д.

В основном это таинственные, вопросы онтологии , которые вряд ли могут получать окончательное разрешение в веке семи которые не имеют существенного значения для человеческо­го спасения.

Следует отличать от богословских мнений некоторые веро-учительные истины, которые признаются всей полнотой Пра­вославной Церкви, но в строгом смысле не являются догмата­ми, поскольку никогда не обсуждались и не утверждались Все­
ленскими Соборами, однако имеют значение не меньше», чем догматы, которые на Соборах обсуждались. Не обсуждались они, как правило, по той простой причине, что относительно этих истин в Церкви никогда не было никаких серьёзных споров, собирать по поводу них Вселенский Собор было бы бессмыслен­но.

Какие это истины? Например, творение Богом мира "из ничего", тварность и бессмертие человеческой души, богоустановленность церковных таинств и т. д. Все это вероучительные истины, которые, несомненно, всей полнотой Церкви при­знаются, и их значение не ниже, нем значение догматов.

В богословской литературе вы можете встретить такие вы­ражения как, например, "догмат воскресения", "догмат искуп­ления", "догмат о Церкви". В принципе, это корректные и, до­пустимые выражения.

25

От частных богословских мнений, которые встречаются у тех или иных богословов, нужно отличать ложные богословс­кие мнения, которые могут встречаться не только у простых богословов, но и у святых отцов, поскольку само по себе наиме­нование того или иного учителя отцом Церкви еще не гаран­тирует того, что у этого человека по тому ли иному вопросу не могло быть ошибочных мнений.

Почему это возможно? Прп. Варсонофий Великий следую­щим образом пытается объяснить факт наличия даже у свя­тых мужей ошибочных мнений. Он пишет следующее:

"Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божий, ибо Апостол говорит (имеется в виду Апостол Павел: "... Отчасти знаем и отчасти пророче­ствуем" (1 Кор. 13, 9). Святые, получив утверждение свыше, изложили новое (свое) учение, но вместе с тем сохранили и то, что приняли от прежних учителей своих, т. е. учение непра­вое... Они (Святые) не помолились Богу, чтобы Он открыл им относительно первых их учителей: Духом ли святым внуше­но было то, что им преподавали, но, почитая их премудрыми и разумными, не исследовали их слов; и, таким образом, мнения учителей их перемешались с их собственным учением..." (Цит. по[3, 23J).

Действительно, часто ложные мнения, высказываемые тем или иным уважаемым отцом Церкви, являются не продук­том его собственной богословской работы, а некритическим заимствованием у какого-нибудь учителя прошлого.

Теперь рассмотрим некоторые определения и разберем некоторые основные понятия, которые нам понадобятся для изу­чения курса догматического богословия. .
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс лекций Часть I и II iconКурс лекций по психологии и педагогике Часть I учебное пособие
Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова 1
Курс лекций Часть I и II iconКурс лекций по психологии и педагогике Часть III учебное пособие
Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72
Курс лекций Часть I и II iconКурс лекций по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» для специальности 030503 Правоведение
Данный курс лекций рассчитан на 50 часов для базового уровня профессионального образования и един для всех форм обучения
Курс лекций Часть I и II iconХимия 9 класс. Задания с развернутым ответом ( часть 3, задание С2)
Курс лекций предназначен для студентов спо специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Курс лекций Часть I и II iconДисциплина "Логистика" входит в состав цикла специальных дисциплин....
Курс лекций ориентирован на современные экономические условия и складывающиеся рыночные отношения в Российской Федерации
Курс лекций Часть I и II iconКурс лекций по психологии и педагогике Часть II учебное пособие
Познавательные процессы и их место в субъективной картине мира. Ощущения психическая сущность и биологическая основа. Восприятие...
Курс лекций Часть I и II iconКурс лекций Производственная безопасность. Часть Содержание
Программа «Мы и окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на...
Курс лекций Часть I и II iconКурс лекций по «экологии» нгпи. 40 часов лекций + зачет и экзамен
Агаджанян Н. А., Никитюк Б. А., Полунин Н. Н. Экология человека и интегративная антропология. — М. — Астрахань, 1996. — 224 с
Курс лекций Часть I и II iconКурс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским...
Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный...
Курс лекций Часть I и II iconИнформация о публикации Зимненко Б. Л. Международное право и правовая...
Рабочая программа по бурятской литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,...
Курс лекций Часть I и II iconПрограмма и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства»
Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» для студентов факультета связи с общественностью заочного...
Курс лекций Часть I и II iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Митькова М. И. Право интеллектуальной собственности : курс лекций: Часть 1 / М. И. Митькова; науч рук. Ю. И. Стародубцев; Санкт-Петербург...
Курс лекций Часть I и II iconТитова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд
Целью курса лекций является освоение студен­тами исторического наследия и идейного богатства учёных различных эпох в области экономической...
Курс лекций Часть I и II iconТитова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд
Целью курса лекций является освоение студен­тами исторического наследия и идейного богатства учёных различных эпох в области экономической...
Курс лекций Часть I и II iconАннотация Курс «История и методология изучения культуры. Часть 1»
Культурология, и входит в базовую часть профессионального цикла М. 2 (теоретико-методологический модуль). Курс адресован студентам...
Курс лекций Часть I и II iconГорюшкин А. А., Хуторецкий А. Б. Математические модели и методы исследования...
Горюшкин А. А., Хуторецкий А. Б. Математические модели и методы исследования операций: курс лекций: Учеб пос. Новосиб национ иссл...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск