Скачать 5.44 Mb.
|
Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт Иерей Олег Давыденков ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Курс лекций Часть I и II ПСТБИ. М. 1997. -1- Предлагаемый курс лекций представляет собой расшифровку магнитной записи и предназначается, в первую очередь, студентам очного и заочного отделения Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. В дальнейшем предполагается издание исправленного и отредактированного текста. -2- ВВЕДЕНИЕ -3- ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ВВЕДЕНИЕ В ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ -17- РАЗДЕЛ I. ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ КАК НАУКА 1. ПОНЯТИЕ О ДОГМАТИЧЕСКОМ БОГОСЛОВИИ 1.1. Предмет догматического богословия. Понятие о догматах Православное догматическое богословие есть наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви. Рассмотрим эволюцию самого понятия догмата. Само слово "догмат" происходит от греческого глагола δοκετν, который в инфинитиве звучит как "докейн" или "докин", в зависимости от транскрипции древнегреческих слов по Рейхлину, либо по Эразму Роттердамскому. Слово "докин" буквально означает "думать", "считать", "полагать", может иметь также значение "верить", а слово "догмат" происходит от перфекта глагола "δεδόγμη" ("дедогми"), что можно перевести на русский язык как "определено", "решено", "положено", "установлено". Сам термин "догмат" имеет дохристианскую историю, он использовался в античной греческой философии, где под понятием "догмат" понимались философские аксиомы, т. е. постулаты, не требующие доказательств, на которых строится философская система. Естественно, что в разных философских школах были разные догматы. Например, Платон в своем известном труде, который назывался "Государство", называет догматами правила и нормы, которые относятся к человеческим понятиям о справедливости и о прекрасном. Сенека этим же термином обозначал основы нравственного закона, которому должен следовать каждый человек. И, наконец, поскольку этот термин содержит в себе некий оттенок обязательности, им обозначали постановления высшей государственной власти. В Новом Завете мы встречаем употребление слова "догмат" в двух смыслах. Во-первых, оно может пониматься как некоторое постановление; в частности, в Евангелии от Луки словом "догма" назван указ кесаря Августа Октавиана о прове- 19 дении переписи в восточных провинциях Римской империи (Лк. 2, 1), а в книге Деяний Постановления первого Иерусалимского Апостольского Собора названы τα δεδόγμη, т. е. множественное число от τό δόγμα (Деян. 16, 4). У апостола Павла в его посланиях к Колоссянам (Кол. 2, 14) и Ефесянам (Еф. 2, 15) слово "догмат" употребляется в значении христианского учения во всей полноте. Именно такое понимание догматов было характерно для христианской Церкви II, III и начала IV веков. Именно в таком, Павловой смысле слова этот термин употреблялся священно-мучеником Игнатием Антиохийским, священномучеником Иустином Философом, Климентом Александрийским и Оригеном. Изменение смысла этого термина происходит в IV веке, когда некоторые отцы, стремясь систематизировать христианское учение, начинают проводить различия между вероучительными и нравоучительными истинами. В результате термин "догмат" закрепляется за истинами вероучительными. В IV веке мы встречаем это различие у свт. Кирилла Иерусалимского, у свт. Григория Нисского и на рубеже IV-V вв. у свт. Иоанна Златоуста. Все они называли догматом только то в Откровении, что относится к области веры, а не нравственности. В дальнейшем объем этого понятия был еще более редуцирован, и в последующие века под догматами стали понимать исключительно те вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских Соборах и Вселенскими же Соборами утверждались. 1.2. Свойства догматов 1.2.1. Теологичность (вероучительность) Итак, первое свойство догматов — это Теологичность ("вероучительность"). Это свойство догматов по содержанию. Оно означает, что догмат содержит в себе учение о Боге и Его домостроительстве, т. е. главный предмет, о котором говорит нам догмат, — это Бог, а все остальные предметы, которые присутствуют в содержании догмата, т. е. человек или мир, находят себе здесь место лишь постольку, поскольку они имеют отношение к Богу. Именно этим догматы отличаются от других истин христианства, т. е. истин нравоучительных, литургических, канонических и т. д. Догматы суть истины веры, которые стоят выше 2 0 человеческого опыта и превышают познавательные способности человеческого разума, поэтому дать им твердую опору и возвести их на степень несомненной достоверности может только Божественное Откровение. 1.2.2. Богооткровенность Следующим свойством догматов является Богооткровенность, которая есть свойство догматов по способу их получения, т. е. догмат не есть плод деятельности естественного человеческого разума, а результат Божественного Откровения. Именно этим догматы в принципе отличаются от любых научных или философских истин. Потому что философские и научные истины основываются на предпосылках, являющихся продуктом работы познающего человеческого разума. Все догматы основаны на богооткровенных предпосылках, которые почерпаются из Божественного Откровения. Именно этим догматическое богословие как наука отличается от философии, метафизики и различных наук о природе и человеке. Апостол Павел в Послании к Галатам (Гал. 1, 11-12) так и говорит: "Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благове-ствовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа". Поэтому любые научные и философские истины в большей или меньшей степени являются относительными и по мере развития человеческого знания могут либо вообще отвергаться, либо каким-то образом изменяться или восполняться. В отличие от них догматы, как основанные на Божественном Откровении, абсолютны и неизменны. Поскольку свойством догмата является Богооткровенность, догматом может почитаться только такая вероучительная истина, которая непосредственно преподана Иисусом Христом и была проповедана его апостолами. Так, мнение, высказанное каким-нибудь даже очень уважаемым отцом церкви, само по себе не может быть возведено на степень догмата веры. 1.2.3. Церковность Число вероучительных истин весьма велико, в то же время вероучительных истин, которые мы называем догматами, не так уж и много. С чем это связано? Это связано с третьим свойством догматов, а именно с церковностью догматов. Мож- 21 но сказать, что церковность есть свойство догматов по способу их существования. Оно означает, что только Вселенская Церковь на своих Соборах может признать за той или иной христианской истиной веры догматический авторитет и значение. В самом деле, вне Церкви не может быть догматов, потому что догматы основываются на предпосылках, заимствованных из Откровения, а Откровение дано не каким-то частным лицам в отдельности, а даровано Церкви. Именно Церковь посредством Предания, как способа сохранения и распространения Откровения, содержит богооткровенную истину. Поэтому апостол Павел называет Церковь "столпом и утверждением истины". И поэтому только Церковь, как хранительница "Предания, способна к правильному истолкованию Священного Писания, только она может безошибочно устанавливать за той или иной истиной Откровения значение неизменного правила веры, т. е. догмата. Отсюда следует вывод, что вне Церкви догматы существовать не могут. Поэтому в протестантских сообществах, где пресеклось апостольское преемство и нет богоустановленной церковной иерархии, говорить о каких-либо догматах в строгом смысле слова невозможно. Хотя богооткровенная истина и заключена в Откровении и сама по себе божественна, без специального Церковного акта она не может взойти на степень неоспоримой для всех истины или догмата. Поэтому, если бы не было Церкви с богодарованными ей правами и средствами, необходимыми, чтобы сообщать истинам веры догматическую санкцию, не было бы и догматов. 1.2.4. Законообязательность (общеобязательность) Это свойство характеризует отношение христианина к догматам и их содержанию. Законообязатедьность можно понимать в двух смыслах. Во-первых, как формальную законообязательность. Церковь в своем земном аспекте представляет собой некоторую организацию, некое человеческое сообщество, которое управляется в соответствии с определенными правилами и нормами, не признавая которых, нельзя являться членом Церкви. Поэтому формальная законно необязательность догматов про- 22 является в том, что признание истинности догматов — это обязанность всех членов Церкви. Например, когда человек вступает в Церковь, т. е. принимает Крещение, он три раза произносит Символ веры, который, безусловно, является вероучительным документом догматического характера. Таким образом, признание истинности догматов есть элемент церковной дисциплины. Здесь просматривается некоторая аналогия между Церковью как человеческим сообществом и различными светскими обществами и организациями. Апостол Павел (Тит. 3, 10-11) говорит: "Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден". Особое внимание следует обратить на слово "самоосужден", чуть ниже мы остановим свое внимание на этом слове. В действительности Церковь всегда снисходительно относилась к человеческой немощи, Церковь долго терпит грехи человеческие, к слабостям человеческого eстествa нисходит, но тем не менее Церковь всегда предельно жестко относилась к тем, кто сознательно стремится исказить церковное учение. В этом, несомненно, проявляется забота Церкви о своих членах. Такая забота Церкви о своих членах была бы непонятной, «ели бы законообязательность догматов носила чисто формальный характер. Но формальная законообязательность догматов обусловлена их сотериологической законообязательностыо, т. е. догматы имеют непосредственное отношение к человеческому спасению, они. необходимы для спасений, это как бы есть тот фундамент, на котором строится духовная жизнь христианин на. Именно поэтому апостол Павел говорит, что еретик не «осужден», т.е. он не просто отлучен от Церкви решением, постановлением какого-то церковного органа, а "самоосужден". Человек, извращающий догматы, так или иначе сам себя подводит под осуждение, т. е. отлучает в большей или меньшей степени себя от Бога, потому что догматы есть Не что иное, как те нормы и правила, которые позволяют человеку религиозно верно организовать свою духовную жизнь. Вот как пишет Владимир Лосский о сотериологической необходимости догматов: "Вся сложная борьба за догматы, которую в течение столетии вела Церковь, представляется нам, если посмотреть на нее с чисто духовной точки зрения, прежде всего неустанной забо- 23 той Церкви в каждой исторической эпохе обеспечивать христианам возможность достижения полноты... соединения с Богом" [1, 10]. Прп. Силуан Афонский говорил: "Догматическое сознание органически связано со всем ходом внутренней духовной жизни. Измените в своем догматическом сознании что-либо, и неизменно изменится в соответствующей мере и ваш духовный облик и вообще образ вашего духовного бытия" [2, 60]. После того как рассмотрены все четыре свойства догматов, определим, что такое догмат» Догмат — это теологическая, богооткровенная истина, определяемая: и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры. 1.3. Догматы и богословские мнения Следует отметить, что Церковь никогда не догматизировала только ради того, чтобы нечто догматизировать* по крайней мере Православная Церковь» У католиков проявляется противоположная тенденция — догматизировать все,что только можно догматизировать. Для Православия всегда был характерен обратный подход — догматизировать только самое необходимое, самое существенное для нашего спасения. Однако помимо догматов в Божественном Откровении содержится много таинственного и не вполне ясного. Наличие этой области таинственного в Божественном Откровении обусловливает существование так называемых богословских мнений. Богословское мнение — это суждения по вопросам веры, которые могут быть высказаны иди каким-то церковным органом (например, Собором) или каким-то отдельным богословом, или группой богословов, т. е. суждения по вопросам веры, которые не имеют общецерковногр признания. Однако не следует это понимать в том смысле, что в догматическом богословии возможен произвол,безответственная фантазия. Богословское мнение находится под строгим контролем со стороны Церковного Предания пo отношению к богословским мнениям применяются следующие критерии: критерий истинности богословских мнения, который означает согласие со Священным Преданием, и критерий допустимости богословского мнения, т. е. непротиворечие со Священным Преданием. В принципе догматическое богословие может терпеть любое богословское мнение, которое 24 не находится в противоречии со Священным Преданием. Примеров богословских мнений можно привести много: это и вопрос о составе человеческой природы (дихотомисты и трихотомисты, т. е. те, кто считает, что человек, человеческая природа слагается из двух составляющих .тт. души и тела, и трихотомисты, которые считают дух самостоятельным началом, самостоятельной субстанцией в человеке, которая отлична от души, и не менее радикально, чем душа отлична от тела) и многие другие вопросы. Можно сюда же отнести вопросы, связанные, например, с бесплотностью ангелов и человеческих душ, т. е. являются ли ангелы чисто бесплотными существами или они обладают некоей особой тонкой ангельской телесностью. Так же и вопрос о происхождении человеческой души.; с одной стороны, креационистский подход, согласно; которому, каждая душа в определенней момент творится Богом из ничего: с другой, мнение о рождении, согласно которому, душа каждого человека, приходящего в мир, происходит неким таинственным образом от душ его родителей и т. д. В основном это таинственные, вопросы онтологии , которые вряд ли могут получать окончательное разрешение в веке семи которые не имеют существенного значения для человеческого спасения. Следует отличать от богословских мнений некоторые веро-учительные истины, которые признаются всей полнотой Православной Церкви, но в строгом смысле не являются догматами, поскольку никогда не обсуждались и не утверждались Все ленскими Соборами, однако имеют значение не меньше», чем догматы, которые на Соборах обсуждались. Не обсуждались они, как правило, по той простой причине, что относительно этих истин в Церкви никогда не было никаких серьёзных споров, собирать по поводу них Вселенский Собор было бы бессмысленно. Какие это истины? Например, творение Богом мира "из ничего", тварность и бессмертие человеческой души, богоустановленность церковных таинств и т. д. Все это вероучительные истины, которые, несомненно, всей полнотой Церкви признаются, и их значение не ниже, нем значение догматов. В богословской литературе вы можете встретить такие выражения как, например, "догмат воскресения", "догмат искупления", "догмат о Церкви". В принципе, это корректные и, допустимые выражения. 25 От частных богословских мнений, которые встречаются у тех или иных богословов, нужно отличать ложные богословские мнения, которые могут встречаться не только у простых богословов, но и у святых отцов, поскольку само по себе наименование того или иного учителя отцом Церкви еще не гарантирует того, что у этого человека по тому ли иному вопросу не могло быть ошибочных мнений. Почему это возможно? Прп. Варсонофий Великий следующим образом пытается объяснить факт наличия даже у святых мужей ошибочных мнений. Он пишет следующее: "Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божий, ибо Апостол говорит (имеется в виду Апостол Павел: "... Отчасти знаем и отчасти пророчествуем" (1 Кор. 13, 9). Святые, получив утверждение свыше, изложили новое (свое) учение, но вместе с тем сохранили и то, что приняли от прежних учителей своих, т. е. учение неправое... Они (Святые) не помолились Богу, чтобы Он открыл им относительно первых их учителей: Духом ли святым внушено было то, что им преподавали, но, почитая их премудрыми и разумными, не исследовали их слов; и, таким образом, мнения учителей их перемешались с их собственным учением..." (Цит. по[3, 23J). Действительно, часто ложные мнения, высказываемые тем или иным уважаемым отцом Церкви, являются не продуктом его собственной богословской работы, а некритическим заимствованием у какого-нибудь учителя прошлого. Теперь рассмотрим некоторые определения и разберем некоторые основные понятия, которые нам понадобятся для изучения курса догматического богословия. . |
Курс лекций по психологии и педагогике Часть I учебное пособие Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова 1 | Курс лекций по психологии и педагогике Часть III учебное пособие Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72 | ||
Курс лекций по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» для специальности 030503 Правоведение Данный курс лекций рассчитан на 50 часов для базового уровня профессионального образования и един для всех форм обучения | Химия 9 класс. Задания с развернутым ответом ( часть 3, задание С2) Курс лекций предназначен для студентов спо специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта | ||
Дисциплина "Логистика" входит в состав цикла специальных дисциплин.... Курс лекций ориентирован на современные экономические условия и складывающиеся рыночные отношения в Российской Федерации | Курс лекций по психологии и педагогике Часть II учебное пособие Познавательные процессы и их место в субъективной картине мира. Ощущения психическая сущность и биологическая основа. Восприятие... | ||
Курс лекций Производственная безопасность. Часть Содержание Программа «Мы и окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на... | Курс лекций по «экологии» нгпи. 40 часов лекций + зачет и экзамен Агаджанян Н. А., Никитюк Б. А., Полунин Н. Н. Экология человека и интегративная антропология. — М. — Астрахань, 1996. — 224 с | ||
Курс лекций по истории и философии науки утверждено Редакционно-издательским... Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный... | Информация о публикации Зимненко Б. Л. Международное право и правовая... Рабочая программа по бурятской литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,... | ||
Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» Программа и курс лекций по дисциплине «История мировой литературы и искусства» для студентов факультета связи с общественностью заочного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Митькова М. И. Право интеллектуальной собственности : курс лекций: Часть 1 / М. И. Митькова; науч рук. Ю. И. Стародубцев; Санкт-Петербург... | ||
Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд Целью курса лекций является освоение студентами исторического наследия и идейного богатства учёных различных эпох в области экономической... | Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. М.: Гуманит изд Целью курса лекций является освоение студентами исторического наследия и идейного богатства учёных различных эпох в области экономической... | ||
Аннотация Курс «История и методология изучения культуры. Часть 1» Культурология, и входит в базовую часть профессионального цикла М. 2 (теоретико-методологический модуль). Курс адресован студентам... | Горюшкин А. А., Хуторецкий А. Б. Математические модели и методы исследования... Горюшкин А. А., Хуторецкий А. Б. Математические модели и методы исследования операций: курс лекций: Учеб пос. Новосиб национ иссл... |