МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
________________________________________________________________
Кафедра конституционного и административного права
Предмет: Таможенное право
Специальность: 030501.65 – юриспруденция
Лекция
ТЕМА 1. Предмет и задачи таможенного права.
Лекция обсуждена и одобрена
на заседании кафедры
Протокол № __
“__” ________ 2012 г.
| Лекцию подготовил: начальник кафедры подполковник полиции В.В. Грицай
| Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 2 часа
Место проведения:
Основное содержание темы: Предмет и задачи таможенного права.
Основные термины и понятия: Таможенное право; Предмет и метод таможенного права; Источники таможенного права; Таможенная норма; Таможенные правоотношения; Субъекты таможенного права; Таможенные органы России; Структура таможенных органов;
Цели занятия: изучить предмет и метод таможенного права; рассмотреть источники таможенного права; изучить субъекты таможенного права; рассмотреть структуру таможенных органов РФ.
План лекции
Понятие «таможенное право». Предмет и метод таможенного права.
Система и принципы таможенного права
Источники таможенного права
Таможенные правоотношения. Понятие и виды, субъекты таможенных правоотношений
Основная литература
Халипов С.В. Таможенное право: учеб. — 4-е изд. — М.: Высшее образование, 2009.
Нормативные правовые акты
Конституция РФ от 12 декабря 2003 г.
Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ.
Федеральный закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164.
Федеральный закон РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ.
Дополнительная литература
Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: учеб. — 2-е изд. — М.: Проспект, 2009.
Богомолова А.А. Таможенное право: конспект лекций. —М.: Высшее образование, 2009.
Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Таможенное право: учеб. для вузов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2004.
Таможенное право / В.Н. Галузо, Н.Д. Эриашвили, И.Ш. Килясханова, А.П. Кизлык, И.Ш. Килясханов и др.; под ред. И.Ш. Килясханова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
Таможенное право: учеб. / Отв. ред. О.Ю. Бакаева. — М.: Норма, 2008.
Таможенное право: учеб. / Х.А. Андриашин, В.Г. Свинухов, В.В. Балакин. — М.: Магистр, 2008.
Тимошенко И.В. Таможенное право России: учеб. для вузов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Понятие «таможенное право». Предмет и метод таможенного права.
Таможенное право представляет собой сравнительно новую отрасль отечественной системы права. Она оформилась как самостоятельная отрасль в начале 90-х гг. XX в. До этого времени в советском праве таможенные отношения регулировались в основном нормами административного права. Таможенное право может быть определено как система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.
Таможенное право регулирует общественные отношения в сфере таможенного дела. Таможенное дело является важнейшей сферой жизнедеятельности и предметом особого правового регулирования. В соответствии с п. 2 ст. 1 действующего в нашей стране Таможенного кодекса таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов, ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенное право — самостоятельная отрасль российского права и стоит в одном ряду с традиционно выделяемыми и изучаемыми материальными и процессуальными отраслями.
У таможенного права как нормативно-правового образования:
существует свой самостоятельный предмет правового регулирования, представляющий собой специфический обособленный комплекс общественных отношений, связанных с перевозкой через государственную границу определенных материальных ценностей;
есть собственный комплексный метод правового регулирования — система приемов и способов, применяемых для регулирования предмета и определяемых его спецификой;
есть свой круг субъектов регулирования — таможенные органы и их должностные лица, с одной стороны, и занятые во внешнеэкономической деятельности физические и юридические лица — с другой;
есть свой комплекс объектов регулирования — перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства;
имеется собственная система источников права, в основе которой лежит комплексный нормативный правовой акт — Таможенный кодекс РФ и которая включает в себя сложную, но единую систему законов и подзаконных актов.
Предмет и метод таможенного права
Отрасль права представляет собой систему правовых норм, определяемую собственными предметом и методом правового регулирования. Поэтому для полной и детальной характеристики любой отрасли права необходимо определить ее предмет и метод. Эти два элемента позволяют идентифицировать нормативно-правовое образование как самостоятельную отрасль права и отделить ее от других отраслей.
В основу разграничения отраслей права юридическая наука традиционно кладет предмет правового регулирования, т.е. специфический круг общественных отношений, регулируемый нормами этой отрасли. Предмет правового регулирования, его специфика, позволяющая выделить отрасль, определяет и особенности метода регулирования отрасли права. Предмет правового регулирования — ведущий критерий для идентификации отрасли права.
Предметом таможенного права являются общественные отношения в сфере таможенного дела. Это довольно сложный комплекс отношений, имеющий собственную структуру и продолжающий динамично развиваться.
Отношения, входящие в предмет регулирования таможенного права, можно классифицировать следующим образом:
1) отношения, связанные с организацией таможенного дела в стране (основы таможенной политики, структура таможенных органов, их правовой статус, компетенция и правовое положение их должностных лиц);
2) отношения, связанные с перемещением через таможенную границу государства товаров и транспортных средств (их оформление, взимание таможенных платежей, таможенный контроль);
3) отношения, характеризующие таможенные режимы (их статус, порядок определения, механизмы реализации);
4) отношения, связанные со специальными таможенными процедурами;
5) отношения, связанные совершением правонарушений в таможенной сфере (виды таких правонарушений, борьба с ними, уголовная и административная ответственность в таможенном деле, производство по делам о нарушении таможенного законодательства);
6) отношения, связанные с участием России в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела (цели, принципы, формы такого сотрудничества, основные его направления).
Таможенное право регулирует отношения, затрагивающие интересы общества в целом и государства. Перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств — важнейших элементов экономического оборота — напрямую связано с обеспечением государственной экономической (и не только экономической) безопасности, эти отношения во многом определяют жизнь и развитие общества. Поэтому можно сделать вывод, что предмет правового регулирования этой отрасли права носит публично-правовой характер.
В предмете правового регулирования таможенного права доминирующую роль играют отношения, связанные с властно-распорядительной деятельностью таможенных и некоторых иных органов государственной власти (действующих в сфере таможенного дела), их подразделений и должностных лиц. Определение их правового статуса, компетенции, порядка работы является главной задачей таможенного права.
Метод таможенного права представляет собой совокупность приемов, способов и средств осуществления таможенной политики, реализации норм таможенного законодательства. В рамках таможенного регулирования применяются два метода правового воздействия.
Императивный метод — это метод властных предписаний. Лицо при осуществлении внешнеэкономической деятельности вступает в определенные отношения с государственными органами, уполномоченными в области таможенного дела. Данные таможенные правоотношения регулируются строго установленными правилами поведения.
Диспозитивный метод — это метод дозволений. Данный метод правового регулирования таможенных правоотношений имеет место лишь тогда, когда поведение участников регламентируется гражданско-правовыми нормами (чаще всего при заключении гражданско-правовых договоров, например, при регулировании договора перевозки).
Система и принципы таможенного права
Система таможенного права достаточно сложна, поскольку само таможенное право является комплексной отраслью права. В этой отрасли можно выделить три составные части: общую, особенную и специальную.
Общая часть таможенного права включает следующие институты:
1) понятие, особенности, методы и систему таможенного права;
2) его институты;
3) правовой статус таможенных органов и их должностных лиц;
4) ответственность в таможенном праве.
Особенная часть таможенного права содержит такие институты, как:
1) таможенное оформление;
2) таможенные тарифы;
3) таможенные процедуры;
4) таможенные платежи;
5) таможенный контроль.
Специальная часть таможенного права включает в себя:
1) международное таможенное право;
2) сотрудничество РФ с государствами-участниками СНГ по таможенным вопросам;
3) международные соглашения и двусторонние договоры по таможенным вопросам.
Правовое воздействие каждой отрасли права во многом определяется ее принципами — основополагающими началами, главными идеями, которые являются основой, фундаментом нормативно-правовых предписаний. Принципы отрасли права являются выражением целей правового регулирования в соответствующей сфере общественных отношений и определяются характером этих отношений, их значением в жизни общества.
Можно выделить следующие основополагающие принципы таможенного права.
Законность. Этот принцип означает, что все участники таможенных правоотношений должны действовать в соответствии с законом. Это означает, что действия как государственных органов и должностных лиц, так и частных юридических и физических лиц должны отвечать требованиям Конституции РФ, международным договорам России, а также ее законодательству (включающему в себя как законы, так и подзаконные нормативно-правовые акты различного уровня). Никакие цели, никакая необходимость не могут оправдывать нарушение закона.
Демократизм. Этот принцип имеет многообразные формы. Во-первых, он предполагает, что таможенное право служит народу и государству, физическим и юридическим лицам страны. В преамбуле Таможенного кодекса — основного источника таможенного права — содержится положение о защите прав граждан и хозяйствующих субъектов в сфере таможенного права. Множество иных принципиальных положений таможенного права закрепляет приоритет интересов членов общества в таможенном регулировании.
Кроме того, демократизм таможенного права, например, проявляется в возможности защиты субъектами таможенных правоотношений своих прав. Таможенное законодательство предполагает следующие правомочия лица, привлекаемого к ответственности за нарушение нормативных предписаний в области таможенного права:
знать, за какое правонарушение он привлекается к ответственности;
знакомиться с материалами дела;
давать объяснения по делу;
представлять доказательства;
обжаловать решение государственного органа о применении мер ответственности.
Также демократизм таможенного права выражается в наличии возможности у граждан и хозяйствующих субъектов в сфере таможенных правоотношений воздействовать на деятельность государственных органов: обжаловать их действия и бездействие, решения, требовать совершения определенных действий и т.д. Принципы законности и демократизма присущи любой отрасли современного российского права. Помимо них правовое регулирование в таможенной сфере определяется комплексом специфических принципов.
Соотношение таможенного права с другими отраслями права в российской правовой системе
Являясь комплексной отраслью системы права РФ, таможенное право по своему содержанию непосредственно связано со всеми отраслями права.
Конституционное право, имеющее основополагающий характер для всех остальных отраслей права, играет такую же роль и по отношению к таможенному праву. Некоторые нормы конституционного права, не теряя своего основного значения, одновременно входят в состав таможенного права. Это, например, ч. 1 ст. 74 Конституции о недопущении установления на территории России таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, п. «ж» ст. 71 об отнесении к ведению РФ таможенного регулирования.
Принципиальное значение для формирования и функционирования таможенного права имеет и норма российского конституционного права, содержащаяся в ч. 1 ст. 15 Конституции: «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ». В целом конституционное право предопределяет принципы, основополагающие начала для таможенного права, как и для других правовых отраслей. Таможенное право должно развиваться в соответствии с нормами и положениями конституционного права.
Преобладающая часть отношений, урегулированных его нормами, относится к сфере административного и административно-процессуального права. К этой сфере должны быть отнесены также организационно-управленческие отношения в сфере таможенного дела. К материальному (административному) праву относятся общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств, таможенным оформлением, таможенным контролем, организацией взимания таможенных платежей, ведением таможенной статистики, нарушением таможенных правил, ответственностью и видами взысканий за них. Правовые нормы, регулирующие производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение, относятся к административно-процессуальному праву (как составной части административного права).
Таможенное право непосредственно связано с финансовым правом. Финансовое право регулирует отношения в сфере финансовой деятельности государства — отношения, возникающие в процессе аккумуляции и распределения денежных средств, составляющих национальный доход России. Таможенное право определяет виды таможенных платежей, порядок их исчисления и уплаты. Таможенное право взаимодействует с финансовым правом в вопросах определения компетенции таможенных органов в осуществлении:
контроля при перемещении через таможенную границу РФ объектов валютного контроля: валюты РФ, ценных бумаг РФ, валюты и валютных ценностей — иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, драгоценных металлов и камней и т.д.;
документального контроля за валютными операциями и учета таких операций, ведения банка данных по валютным расчетам при экспортно-импортных операциях, перемещения иностранной наличной валюты как юридическими, так и физическими лицами.
Таможенное и гражданское право соприкасаются в вопросах регламентации прав и обязанностей по договорам хранения и перевозки, заключаемым в связи с использованием услуг таможенного перевозчика, хранением товара на таможенном складе и складе временного хранения и в других случаях. Гражданское процессуальное право применяется в деятельности таможенных органов во всех случаях судебного рассмотрения споров в таможенной сфере, например:
взыскание по суду штрафов и денежных сумм за нарушения таможенных правил;
исполнение постановлений о наложении взысканий через судебного исполнителя;
в случае подачи в суд жалобы на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц и др.
Таможенное право тесно связано с уголовным правом, уголовно-процессуальным правом, законодательством в сфере оперативно-розыскной деятельности. Все указанные отрасли права регламентируют общественные отношения в связи с совершением таможенных преступлений: контрабанды, незаконного экспорта технологий, невозвращения на территорию РФ предметов художественного достояния, уклонения от уплаты таможенных платежей. С уголовно-процессуальным правом таможенное право имеет тесную связь по вопросам правоохранительной деятельности таможенных органов. Последние осуществляют дознание и оперативно-розыскную деятельность по делам, отнесенным к их компетенции.
Таможенное право связано с международным правом в вопросах режима государственной границы РФ, нейтральных и прибрежных вод; приграничной территории, континентального шельфа, дипломатического иммунитета, режима наибольшего благоприятствования, международного сотрудничества государств, статуса международных и региональных организаций, представительств иностранных государств при них и т.д.
Таможенное право связано с трудовым правом по вопросам организации службы и работы в таможенных органах России. В данной области применима аксиома: то, что не урегулировали специальные законы, регламентирует общее законодательство.
Таможенное право также тесно связано с некоторыми другими отраслями права, в частности, с правом интеллектуальной собственности, правом в сфере экспортного контроля, экологическим правом.
|