Скачать 493.55 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Утверждаю Начальник кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД ___________________ С.Н. Ершов «___» __________________ 2013 г. Конспект лекций Дисциплина: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ Специальности: 030900.62 – Юриспруденция для заочной формы обучения
Краснодар 2013 г. Тема 3. ПОНЯТИЕ ПОЛИЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ План лекции: Введение 1. Понятие, назначение и правовые основы деятельности полиции. 2. Основные направления деятельности полиции. Заключение Текст лекции (фрагменты) Прежде чем приступить к изложению материала лекции, обращаю Ваше внимание, что при самостоятельной подготовке по данной теме Вам надлежит изучить (повторить): - положения Федерального закона РФ от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»; - положения указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 № 250 «Вопросы организации органов внутренних дел»; - положения указа Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы министерства внутренних дел Российской Федерации»; - соответствующий раздел комментария к Федеральному закону «О полиции» (поглавный) под ред. Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей, В.В. Черников. – М.: Проспект, 2011; - соответствующий раздел постатейного комментария к Федеральному закону "О полиции", автор - Рыжаков А.П. - "Московская финансово-промышленная академия", 2011 г. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции», другие федеральные законы, Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы министерства внутренних дел Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 № 250 «Вопросы организации органов внутренних дел», другие нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Министерства внутренних дел. В ряду наиболее значимых международно–правовых принципов и норм, как элементов правовой основы деятельности полиции следует выделить Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеей ООН от 17 декабря 1979 г., Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятые Резолюцией 1989/61 Экономического Социального Совета ООН от 24 мая 1989 г., Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые резолюцией VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (27 августа – 7 сентября 1990 г.), Декларацию о полиции, утвержденную Резолюцией 690 Парламентской ассамблеей Совета Европы от 8 мая 1979 г., и др. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции. Термин "полиция" в Федеральном законе «О полиции» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, под полицией понимается система (совокупность) учреждений (специфических служб), объединенных одним и тем же назначением, задачами, принципами деятельности и правовым статусом сотрудников. Во-вторых, под полицией понимаются специфические структурные подразделения органов внутренних дел. Полицией именуется не подразделение органа внутренних дел (не РОВД, УВД и т.д.), а соответствующее подразделение (служба) органа внутренних дел. Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона "О полиции" состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом РФ. Подразделения (службы) полиции имеются в каждом органе внутренних дел вплоть до центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ. Начальники данных служб одновременно являются начальниками полиции. Обычно они же - заместители начальника органа внутренних дел. Закрепленные Федеральным законом «О полиции» назначение, функции, права и обязанности полиции в полной мере распространимы как на каждое отдельно взятое подразделение полиции (на полицию), так и на руководителей этих подразделений в органе внутренних дел, а равно подчиненных им сотрудников полиции Российской Федерации. Полиция имеется не только в нашей стране. Федеральный закон от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции» касается лишь полиции, которая является органом исполнительной власти Российской Федерации. Соответственно, ее полномочия в основном реализуются лишь на территории нашей страны. На территории других государств полиция Российской Федерации может действовать лишь в пределах полномочий, предоставленных ей (сотрудникам полиции) международными договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация. Исходя из наименования ст.1 Федерального закона, в ней сформулированы разновидности назначения полиции: - защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; - противодействие преступности; - охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности. Под противодействием преступности здесь подразумевается деятельность полиции в пределах их полномочий: а) по предупреждению преступлений, в том числе по выявлению и последующему устранению причин преступности (профилактика преступлений и преступности в целом); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию правонарушений (борьба с преступностью); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий совершения преступлений. В части 1 статьи 2 Закона «О полиции» выделяют 12 направлений деятельности полиции в два раза больше, чем количество задач, возлагавшихся ранее на милицию. Суть законодательных новелл заключается не в удвоении возлагаемых на полицию функций, а в учете содержательных и организационных аспектов полицейской деятельности, что нашло отражение в четком закреплении таких ее направлений, которые: во-первых, вытекают из социального назначения полиции (защита личности, общества, государства от противоправных посягательств); во-вторых, отражают суть и специфику полицейской деятельности (предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; розыск лиц; обеспечение правопорядка в общественных местах); в–третьих, раскрывают особенности правоприменительной, контрольно–надзорной и юрисдикционной составляющих полицейской деятельности (производства дознания по уголовным делам; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности); в–четвертых, закрепляют сложившиеся (охрана имущества и объектов, в том числе и на договорной основе; осуществление экспертно–криминалистической деятельности) или относительно новые (государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц) реалии деятельности полиции. Основными направлениями деятельности полиции, предусмотренными ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции», являются: - защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; - предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; - выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; - розыск лиц; - производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; - обеспечение правопорядка в общественных местах; - обеспечение безопасности дорожного движения; - контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; - контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; - охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; - государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; - осуществление экспертно-криминалистической деятельности. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Предупреждение преступлений и административных правонарушений является одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, одной из основных задач полиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками полиции, в пределах установленной им компетенции с целью: - выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, а также принятию мер по их устранению и нейтрализации; - выявление лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств; - предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений; - пресечение покушений на преступления (то есть пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления); - создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и административных правонарушений. Такое основное направление деятельности полиции, как предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, с одной стороны, подлежит расширительному толкованию, а с другой – должно быть ограничено подведомственностью правонарушений собственно полиции. Полиция выступает составной частью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Это не самостоятельный орган исполнительной власти, каким являются органы внутренних дел, а их главенствующая, основная, но всё-таки часть. Руководители органов внутренних дел несут всю полноту ответственности за надлежащее выполнение полицией возложенных на неё задач. Полиция призвана защищать права и свободы человека и гражданина, противодействовать преступности, охранять общественный порядок, собственность и обеспечивать общественную безопасность. Закрепив на конституционном уровне принципы построения демократического правового государства, Россия продолжила демократизацию правоохранительной деятельности. Эта позиция получила адекватное отражение в законодательстве, закрепляющем цели, основные направления и принципы деятельности полиции, её права и обязанности. Тема 11. РАССМОТРЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН План лекции: Введение 1. Прием и регистрация в органах внутренних дел сообщений о происшествиях. 2. Разрешение сообщений о происшествия в органах внутренних дел. Контроль за соблюдением порядка приема, регистрации, учета и разрешения заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях. Заключение Текст лекции (фрагменты) Прежде чем приступить к изложению материала лекции, обращаю Ваше внимание, что при самостоятельной подготовке по данной теме Вам надлежит изучить (повторить): - положения Федерального закона РФ от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»; - положения Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации; - положения Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; - положения Административного регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок. Порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации установлен Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно. Обращение гражданина – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает: - либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица; - свои фамилию, имя, отчество; -почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения; - суть предложения, заявления или жалобы; - ставит личную подпись и дату. Порядок приема, регистрации и разрешения сообщений о происшествиях в органах внутренних дел определяется Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденным Приказом МВД РФ № 140 от 01.03.2012 г.(далее – Административный регламент). В территориальных органах МВД России осуществляются: 1. Прием, регистрация и разрешение следующих заявлений: а) о преступлении: - заявление о преступлении, подписанное заявителем; - протокол принятия устного заявления о преступлении; - заявление о явке с повинной; - протокол явки с повинной; - постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; - рапорт сотрудника органов внутренних дел об обнаружении признаков преступления; - поручение прокурора (руководителя следственного органа) о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации; - заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; анонимное заявление, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта. б) об административном правонарушении: - заявление гражданина, должностного и иного лица, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения; - рапорт сотрудника органов внутренних дел, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения. в) о происшествии: - заявление гражданина, должностного и иного лица либо рапорт сотрудника органов внутренних дел, в соответствии с которым требуется проведение проверочных действий с целью установления наличия или отсутствия признаков преступления либо повода для возбуждения дела об административном правонарушении (о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях). 2. Прием, регистрация и разрешение следующих сообщений: а) о преступлении: - сообщение гражданина, должностного и иного лица, изложенное в устной форме, в котором содержится информация об обстоятельствах, указывающих на признаки совершенного или готовящегося преступления; - анонимное сообщение, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта. б) об административном правонарушении: - сообщение, изложенное в устной форме, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения. в) о происшествии: - изложенное в устной форме заявление гражданина, должностного и иного лица, которое требует проведения проверочных действий с целью установления наличия или отсутствия признаков преступления либо события административного правонарушения, а также сообщение о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на охраняемом подразделением вневедомственной охраны особо важном объекте, объекте повышенной опасности и жизнеобеспечения, объекте, подлежащем обязательной охране полицией. Заявления о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии могут поступать в дежурную часть территориального органа в письменном виде, по почте, по телеграфу, по информационным системам общего пользования, факсимильным или иным видом связи либо доставляются заявителем или его представителем лично, а сообщения о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии - в устной форме. Вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии принимаются любым уполномоченным сотрудником органов внутренних дел. Сотрудник, получивший заявление (сообщение) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии, сообщает в дежурную часть территориального органа (по телефону, электронной почте, а также посредством иных доступных видов связи) информацию по существу принятого (полученного) заявления (сообщения) для незамедлительной регистрации в КУСП. Сотрудник, получивший заявление (сообщение) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии, должен проинформировать должностных лиц дежурной части: - О дате и времени поступления заявления (сообщения). - О фамилии, имени и отчестве заявителя. - Об адресе места жительства (пребывания), номере телефона заявителя. - О форме фиксации заявления (сообщения) (письменное заявление, протокол явки с повинной и другие). - О содержании заявления (сообщения). Регистрация заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении и происшествии – это присвоение каждому принятому (полученному) заявлению (сообщению) очередного порядкового номера КУСП и фиксация в ней кратких сведений по существу заявления (сообщения). Регистрация в КУСП заявлений (сообщений) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии, в том числе поступивших в электронной форме, осуществляется в дежурных частях территориальных органов круглосуточно, независимо от территории оперативного обслуживания. При регистрации заявления о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии, поступившего в дежурную часть территориального органа, на лицевой стороне (на свободном от текста месте) документа, зарегистрированного в КУСП, в обязательном порядке проставляется штамп о регистрации. В оттиск штампа оперативный дежурный вносит регистрационный номер записи в КУСП, дату регистрации, наименование территориального органа МВД России, свои инициалы, фамилию и заверяет указанные сведения своей подписью. Если заявление о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии поступило в территориальный орган МВД России при личном обращении заявителя, то одновременно с их регистрацией в КУСП в дежурной части территориального органа оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю. |