Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/22
Дата публикации13.03.2014
Размер2.65 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ КОВДОРСКОГО РАЙОНА

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ


ПРИКАЗ




23.06.2011









252

г. Ковдор



Об утверждении методических рекомендаций,

направленных на формирование законопослушного

поведения несовершеннолетних



В соответствии с требованиями п.5 ст.14 Федерального Закона Российской Федерации № 120 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», с целью повышения эффективности работы образовательных учреждений, разработаны методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних.

На основании вышеизложенного п р и к а з ы в а ю:
1.Утвердить методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних.

2. Руководителям МОУ СОШ № 1, 4, МОУ ООШ №2, 3, МСКОУ СКОШ №12 (Горсткина Н.В., Аверина В.В., Ермачкова О.С., Пояркова Н.М., Лазарева Л.А.) обеспечить использование методических рекомендаций по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних в работе учреждений.

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.


Врио начальника отдела

О.Г. Ломова






Рассмотрено на заседании Утверждено приказом

методического совета МОУ МК отдела образования

от 23 июня 2011 года Администрации Ковдорского

председатель методического совета района от 23.06. 2011 №252

Р.Ф. Капустина_________________ Врио начальника ___________

О.Г. Ломова

СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Ковдор 2011

Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения, профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних


Настоящие рекомендации подготовлены на основе законодательства Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях упорядочения деятельности образовательных учреждений по решению проблем безнадзорности и правонарушений среди обучающихся.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.

Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев поставил задачу повышать степень профилактики правонарушений в стране, в том числе среди несовершеннолетних: «Один из центральных, ключевых вопросов - профилактика правонарушений. Основной упор здесь необходимо делать на предупреждение противоправных действий лиц так называемого повышенного риска».

Интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательного педагогического и воспитательно-профилактического и медицинского воздействия, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.

Необходимо знать причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности. Важным направлением в системе предупреждения преступности является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.

Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании. Большое влияние на поведение учащихся оказывает то, что они бедны житейским опытом, их эмоционально-волевая сфера ограничена, сказывается повышенная неуравновешенность, неадекватность самооценок, недостаточное умение контролировать свои поступки, склонность к подражанию, повышенная внушаемость. Их взгляды нередко складываются под стихийным влиянием микросреды. Следовательно, предупреждение правонарушений несовершеннолетних лежит в педагогизации различных сфер нравственного воздействия в процессе воспитания детей и подростков.

Нормативно-правовые основы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

· Конвенция о правах ребенка

· Конституция Российской Федерации

· Законы Российской Федерации:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996г. №12-ФЗ в редакции Федеральных законов

- «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6.10.1999г. №184-ФЗ с изменениями и дополнениями

- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ с изменениями и дополнениями

- «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ

- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации» от 7.07.2003г. № 111-ФЗ

- «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001г. №44-ФЗ

- «О внесении дополнений в статью 123 Семейного кодекса Российской Федерации» от 2.01.2000г. №32-ФЗ

- «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» от 27.06.1998г. №94-ФЗ

- «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. №159-ФЗ, с изменениями и дополнениями

- «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» от 25.06.1998г. №90-ФЗ с изменениями и дополнениями.

Номенклатура дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В общеобразовательном учреждении документально-информационная база, регламентирующая организацию и осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений, может включать:

1) Законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений.

2) Документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения и отражающие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся (устав и другие правоустанавливающие документы, локальные акты, в том числе положение о школьном совете профилактики, о школьном инспекторе по делам несовершеннолетних, должностные инструкции специалистов, приказы, положения).

3) Документы по реализации целевых программ (муниципальных и школьных), направленных на решение проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (тексты программ, приказы, планы их реализации, информация об их исполнении).

4) Информационно-аналитические материалы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (информации, справки, отчеты школы, доклады, выступления).

5) Статистическая информация по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (общее количество учащихся в школе, охват детей дополнительным образованием, информация органов внутренних дел о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних, в том числе учащихся школы, информация органов управления образованием, учреждений здравоохранения, социальной защиты о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, банки данных:

- несовершеннолетних, состоящих на учете в ОВД

-не обучающихся и систематически пропускающих учебные занятия по неуважительным причинам

-учащихся, находящихся на внутришкольном педагогическом учете

-многодетных семей

-семей, имеющих одного родителя

-детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

-опекаемых детей и детей из патронатных семей

-семей с низким материальным уровнем

6) Методическое обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений (методические рекомендации, сборники, статьи, материалы научно-практических конференций, семинаров, методические разработки, сценарии уроков, классных часов, внеклассных мероприятий).

7) Внутришкольный контроль по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (график контроля, объекты контроля, формы контроля, программы контроля, аналитические справки, приказы по итогам контроля).

8) Протоколы совещаний по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (протоколы совещаний при директоре, административных и производственных совещаний, педагогических советов, малых педагогических советов, заседаний родительского комитета, управляющего совета).

9) Выполнение предписаний надзорных органов (предписания и протесты прокуратуры, акты, справки выше стоящих органов управления образованием, рекомендации, планы мероприятий, приказы по устранению недостатков и исключению фактов нарушений законодательства).

10) Психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся, находящихся в социально опасном положении (протоколы заседаний ПМПК, консилиумов, диагностические материалы, дела на детей, нуждающихся в поддержке, их индивидуальные образовательные маршруты, рекомендации специалистов и др.).

11) Работа с родительской общественностью по предотвращению детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений (рекомендации, повестки и протоколы родительских собраний, родительский всеобуч).

12)Работа школьного совета профилактики (положение о совете, его состав, протоколы заседаний, решения, отчеты, информации).

13)Система учета не обучающихся детей, систематически пропускающих учебные занятия (список детей по каждому классу, информация по четвертям о пропусках уроков, отчеты классных руководителей, материалы по индивидуальной работе с каждым таким учеником, отчеты школы, дневник (журнал) учета посещения уроков детьми и др.).

У каждого классного руководителя должны быть сведения об учащихся класса, содержащие информацию социального характера, личностные особенности детей, информацию о родителях или лицах их замещающих.

В планы воспитательной работы должны быть включены мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для родителей.

Формы социального паспорта класса, индивидуальных карт учащихся и семей, протоколов и других документов могут быть разработаны в образовательном учреждении и приняты за единый образец для всей школы.

Функции образовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № ФЗ-120 (с дополнениями и изменениями).

В соответствии со ст. 14 данного закона в компетенции учреждений общего образования входят:

1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, при которой осуществляется:

- постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении;

- проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей;

- разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития;

- привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи;

- разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении;

- осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением учащихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу ученика.

2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.

Работа в этом направлении предусматривает:

- разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по его возвращению;

- направление информации о количестве несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия в муниципальный орган управления образованием на 1 число каждого месяца учебного года;

- совершенствование системы воспитания в образовательном учреждении на основе развития воспитательной системы, детского самоуправления, повышения воспитательного потенциала урока;

-обеспечение максимального охвата детей образовательными программами дополнительного образования;

- разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящейся в социально опасном положении;

- организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;

- проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения учащихся (в том числе «родительский всеобуч»).

3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей. Это:

- организация обходов микрорайона участка школы с целью выявления несовершеннолетних детей, подлежащих обучению и определения условий, в которых они проживают;

- организация работы общественного инспектора или социального педагога по защите прав детей, посещение им семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов обследования жилищных условий, подготовка документов для оформления ребенка в государственное учреждение или под опеку);

- организация работы социального педагога по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, выявление таких семей методами наблюдения, сообщений от соседей, учащихся, участкового инспектора, медицинского работника;

- организация рейдов в микрорайоне образовательного учреждения совместно с органами внутренних дел, инспекцией по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты и др.;

- создание банка данных на неблагополучные семьи и семьи группы риска;

- привлечение органов родительского соуправления, попечительских и управляющих советов к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию детей;

- принятие необходимых мер по лишению родительских прав и устройству ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- организация индивидуальных учебных занятий для ребенка, долгое время не посещавшего образовательное учреждение;

- создание банка данных в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении;

- обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении (использование интегрированных форм обучения, индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий, занятий во внеурочное время), организация бесплатного питания

4. Обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних предусматривает:

- развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении;

- разработка и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания;

- организация постоянного мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах;

- обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации в каникулярное время.

5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних через:

- организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);

- включение в учебный план образовательного учреждения предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;

- использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности.

- организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций областного и федерального уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания учащихся;

- привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- проведение опросов, анкетирования учащихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;

- создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной стенгазеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и поведения учащихся.

Рекомендуемая и возможная документация классного руководителя
по вопросам профилактики правонарушений
и безнадзорности несовершеннолетних

1. Список органов самоуправления класса и поручений учащихся.

2. Список занятости учащихся класса в свободное время (посещение кружков и секций).

3. Социальный паспорт класса.

4. План воспитательной работы на учебный год (утвержденный заместителем директора школы по воспитательной работе).

5. Состав родительского комитета.

6. Тематика родительских собраний на учебный год.

7. Списки учащихся, состоящих на внутришкольном учете и на учете в ГДН по форме: Ф.И.О. ученика, число, месяц, год рождения, домашний адрес, сведения о родителях, за что и когда поставлен на учет, занятость в кружках и секциях, наставник.

8. Тетрадь учета индивидуальной работы с подростками девиантного поведения, состоящими на внутришкольном учете, и неблагополучными семьями по форме: дата, форма работы, результат.

9. Карточки учета на подростков, состоящих на учете (вместо документов, обозначенных в п. 7 и п. 8).

Рекомендуемая и возможная документация заместителя директора по воспитательной
работе по вопросам профилактики правонарушений
и безнадзорности несовершеннолетних


1. Список органов самоуправления школы, планы работы детских организаций.

2. Расписание работы кружков и спортивного зала.

3. Статистические данные о занятости учащихся в свободное время: посещение кружков и секций (в разрезе каждого класса).

4. Социальный паспорт школы.

5. План воспитательной работы школы на учебный год (утвержденный на заседании августовского педагогического совета школы).

6. План работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних учащихся школы как приложение к плану воспитательной работы школы на учебный год с указанием профилактических операций, совместной работы с субъектами профилактики.

7. Списки учащихся, состоящих на внутришкольном учете и на учете в ГДН, по форме: Ф.И.О. ученика, число, месяц, год рождения, класс, домашний адрес, сведения о родителях, за что и когда поставлен на учет, занятость в кружках и секциях, шеф-наставник, результативность работы.

8. Журнал учета неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учете, на учете в ГДН и в районном банке данных (с указанием закрепленных субъектов профилактики), по форме: Ф.И.О. ученика, класс, сведения о родителях, причина постановки на учет, сколько детей в семье, формы работы.

9. Список опекаемых детей.

10. План работы и протоколы заседаний совета по профилактике или группы надзора за три года.

11. Состав совета по профилактике или группы надзора, утвержденный приказом директора школы.

12. План работы и протоколы заседаний методического объединения классных руководителей за три года.

13. Рассмотрение вопросов профилактики правонарушений и безнадзорности на заседаниях педагогического совета, совещаниях при директоре школы, заседаниях МО классных руководителей.

14. Оперативная информация из ГДН о постановке несовершеннолетних на учет и ежеквартальная информация об учащихся, совершивших правонарушения и преступления.

15. Обратная связь с ГДН (характеристики на учащихся, совершивших преступления, сведения о шефе-наставнике).

16. Нормативно-правовая база по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних: Конвенция ООН о правах ребенка 1995 г.; Конституция РФ, Закон «Об образовании»; Федеральный закон № 120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Постановление правительства РФ № 154 от 13.03.2002 г. «О дополнительных мерах по усилению профилактики безнадзорности»; Правила поведения учащихся, Должностные инструкции заместителя директора по воспитательной работе, психолога, социального педагога, классного руководителя, Положение о школьном совете по профилактике правонарушений или группе надзора, номенклатура дел по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности.
17. Рекомендации, анкеты, памятки в помощь классному руководителю по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, терроризма, работе с неблагополучными семьями.

18. Журнал занятости подростков, состоящих на учете в ОППН и внутришкольном учете, на каникулах и в летний период.

19. Тетрадь контроля за посещаемостью учащимися учебных занятий.

20. Планы проведения месячников и дней профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

21. План проведения родительского всеобуча, тематика общешкольных родительских собраний, работа со средствами массовой информации.
Межведомственное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы управления образованием являются составной частью системы профилактики и призваны организовывать взаимодействие с остальными участниками этой работы.

Муниципальные органы управления образованием взаимодействуют:

С органами исполнительной и представительной власти муниципального уровня:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск