Скачать 404.65 Kb.
|
КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ МЕТОДИКА МУЗЕЙНОЙ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Кострома 2006 Отдел гражданско-патриотического воспитания ГУ КО ЦПВМ «Методика музейной работы» - Кострома, 2006, - 44 с.
Введение Достопримечательностью любого города, школы или учреждения, является музей. Основной смысл организации музея состоит в том, что в музее обучение и воспитание, пропаганда знаний по истории страны и отдельных регионов ведется на основе подлинных памятников материальной и духовной культуры. Именно подлинность музейной информации придает полученным здесь знаниям особую убедительность и достоверность. Организация музея требует тщательной подготовки. Данное методическое пособие призвано дать часть основной теоретической информации о назначении музея, структуре его работы, а также рекомендации по его организации и функционированию. Для начала Вашему вниманию предлагается нормативно-правовая база музейной деятельности. Выдержка из Федерального закона о музейном фонде РФ и музеях в РФ от 24 апреля 1996 года Глава 4. Негосударственная часть Музейного фонда Российской Федерации Статья 19. Состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и не относящиеся к его государственной части, составляют негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации. Глава 5. Музеи в Российской Федерации Статья 26. Создание музеев в Российской Федерации Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера. Статья 27. Цели создания музеев в Российской Федерации Целями создания музеев в Российской Федерации являются:
ности. Создание музеев в Российской Федерации для иных целей не допускается. Статья 30. Порядок учреждения негосударственных музеев в Российской Федерации Закрепление музейных предметов и музейных коллекций за негосударственными музеями производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления. Уставы (положения) негосударственных музеев утверждаются их учредителями и регистрируются в уста-новленном порядке. Недвижимое имущество, закрепленное за негосударс-твенными музеями на праве оперативного управления, может быть изъято собственником только в случае исполь-зования этого имущества не по назначению либо в случае ликвидации музея. 1 Определение и терминология Прежде чем приступать к организации музея, необходимо выяснить: что такое музей, что стало причиной его появления, какие функции он выполняет? «Музей» (в переводе с греческого museion) – это храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей – институт социальной памяти, хранилище национального богатства и принадлежащего обществу исто-рико–культурного и природного наследия. Происхождение и развитие музеев связано с общественными потребностями в собирании, сохранении и изучении объектов природы, памятников материальной и духовной культуры. Являясь социальным институтом, музей выполняет следующие социальные функции:
Музеи бывают разного профиля, в связи с этим соотношение выполняемых ими функций будет различным. В целом в музееведении существует несколько классификаций видов музеев, мы предлагаем следующую: классификация музеев по признаку их связи с той или иной отраслью науки, техники, искусства. Можно выделить следующие группы музеев: 1 Экспозиция краеведческого музея созданного на базе общественного объединения «Наследие», село Контеево Буйский муниципальный район Костромской области. ) Исторические музеи – все музеи, базирующиеся на системе исторических наук: широкого исторического п Экспозиция краеведческого музея созданного на базе общественного объединения «Наследие», село Контеево Буйский муниципальный район Костромской области. рофиля, археологические, этнографические, нумизма-тические, историко-экономические. Музеи исторического профиля, реализуя образовательно-воспитательную функцию, способны внести существенный вклад в формирование исторического патриотического мировоззрения у современ-ной молодежи. 2) Художественные музеи – все музеи, характеризую-щиеся принадлежностью к истории искусств и искусствоведению (картинные галереи, музеи скульптуры, музеи киноискусства). 3) Естественно – исторические музеи – музеи, опирающиеся в своей деятельности на естественные науки. К этому профилю отно-сятся ботанические, биологические, зоологи-ческие, экологические музеи. 4) Технические музеи – музеи, связанные с техни-ческими науками, производством (музей авиации, горного дела, связи). 5) Литературные музеи – все музеи, посвященные развитию литературы, жизни и творчеству писателей. 6) Комплексные музеи – это музеи сочетающие в себе два или несколько профилей, что отражается на составе фон-дов и содержании деятельности: историко – художественный, историко – архитектурный музеи. Наиболее распространен-ный комплексный профиль – краеведческий музей, включаю-щий в себя исторический, естественно – научный и художест-венный отделы. В свою очередь каждый из общих профилей делится на подгруппы. Исторические музеи можно разделить на обще-исторические, этнографические, музеи – заповедники, музеи боевой славы и т. д. Выбирая профиль музея необходимо руководствовать-ся такими факторами, как:
Не менее важным становится определение некоторых специфических терминов, определяющих типы и виды предметов и вещей, хранящихся в помещениях музея и виды деятельности учреждения: Вещевые источники - тип музейных предметов. Представляют собой рукотворные предметы утилитарного назначения. Виды вещественных источников подразделяются по материалу изготовления (металл, дерево, стекло, ткани и т.д.) и функциональному назначению (нумизматика, оружие, мебель и т.д.). Изобразительные источники - тип музейных предме-тов, информация которых зафиксирована в предметах и видах изобразительного искусства, киноискусства, фотодокументах, графических документах. Коллекция музейная - часть предметов основного фон-да, представляющая собой группу музейных предметов, сформированную по одному или нескольким признакам (по типам источников, происхождению, функциональному назна-чению и т.д.). Культурно-образовательная деятельность - является важным компонентом музейной коммуникации и одним из ведущих направлений музейной работы, в котором реали-зуется образовательно-воспитательная функция музея. Осуществляется в непосредственном контакте с музейной аудиторией в музее и вне музея. Теоретическую основу культурно-образовательной деятельности составляет музей-ная педагогика. Музейный предмет - предмет, имеющий установ-ленную ценность (научную, историческую, художественную) и музейное значение, изъятый из среды бытования, научно и технически обработанный и включенный в состав музейного собрания. Макет - объемное воспроизведение объекта, который, как правило, не может быть поме-щен в музейную экспозицию по той или иной причине (является действую-щим объектом, крупногабаритным объектом, утрачен и т.п.). Макет выполняется в определенном масштабе и воспроизводит подлинник с некоторой долей условности. Для военно-исторических музеев особенно характерны макеты сражений. Музейная экспозиция — это показ, демонстрация музейных предметов, выставленных в определенной последовательности с целью раскрыть избранную тему музея. Возможны различные принципы построения экспозиции музея. Широкое распространение получил историко-хронологический принцип. Он предполагает такую структуру экспозиции, при которой каждый раздел ее последовательно показывает развитие того или иного явления. Второй принцип построения экспозиции - тематический. Этот принцип предполагает раскрытие тематики музейного комплекса по определенному построению отдельных тем экспозиционного материала. Для того, чтобы музейный комплекс не выглядел «кустарно», не стесняйтесь приглашать работников государственных музеев для консультаций по интересующим Вас вопросам. Раритет - предмет, ценность которого определяется в первую очередь его редкостью. В современном музееведении термин "раритет" употребляется главным образом для обозначения предметов, существующих только в нескольких экземплярах (например, первопечатные книги). В отличие от типового предмета или существующего в единственном числе - уникума. Реликвия - особо чтимый мемориальный предмет, связанный, как правило, с событиями или персонами, сыграв-шими особо важную роль в истории народа, государства, ре-лигии. Хранящиеся в российских музеях реликвии являются памятниками истории и ратной славы России, предметами, связанными как с именами великих полководцев, так и личностями простых, часто безвестных воинов и людей, если эти предметы олицетворяют собой героизм, особое мужество и стойкость духа русского народа или какие то значимые события. Научно-вспомогательные материалы - используются для раскрытия информационного потенциала музейных предметов, их изучения и интерпретации: это карты, схемы, чертежи, диаграммы, таблицы и т.п. Новый тип научно-вспомогательных материалов - материалы на электронных носителях. В составе музейного собрания образуют фонд научно-вспомогательных материалов, в который включаются также воспроизведения музейных предметов. Научно-исследовательская деятельность - одно из основных направлений музейной деятельности, важнейшая составляющая музейной работы. Результаты научных исследований музея определяют уровень его научно-фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности. Письменные источники - тип музейных предметов, информация которых зафиксирована посредством письмен-ных знаков. Письменные источники подразделяются по со-держанию, происхождению, способу воспроизведения, а так-же по типам и видам. В музее классифицируются по формаль-ному признаку: рукописи, книги, бланки, газеты и т.д. Собрание музейное - совокупность музейных предме-тов основного фонда, а также материалов научно-вспомога-тельного, библиотечного, архивного фондов, научно сформи-рованная и обработанная. Фонды музея - часть музейного собрания, представ-ляющая собой совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов. Экспонат - предмет, выставленный для обозрения. К экспонатам относятся помещенные на экспозицию музейные предметы, воспроизведения, научно-вспомогательные мате-риалы. Уникум - единственный в своем роде предмет, своеобразный и непов-торимый, отличающий-ся особой художест-венной, научной, исто-рической ценностью. Разновидность унику-ма составляет особо ценимые мемориальные предметы и реликвии. Уникумом может именоваться предмет, отра-жающий типичное явление, но сохранившийся в единствен-ном числе (или один из немногих сохранившихся). Имеет смысл подробнее остановиться на некоторых основных понятиях и терминах. Музейные фонды Фонды музея представляют собой собрание различ-ных предметов, соответствующих профилю и тематике музея. Хорошо подобранные фонды позволяют не только создавать содержательные, насыщенные, яркие экспозиции, но и постоянно обновлять их и развивать, организовывать выставки. Современные музейные материалы подразделяются на 2 основные группы: - основной фонд; - научно-вспомогательный фонд. В основной фонд входят вещевые источники (самые разнообразные предметы, вещи). Они группируются по своему назначению. Значительную их часть составляют памятники истории, орудия труда, производственный инвентарь, образцы сырья и готовой
продукции, предметы быта и др. К вещевым источникам относятся предметы быта, в том числе домашняя утварь, одежда, обувь, головные уборы, украшения, мебель. Особую группу составляют оружие и военное снаряжение, флаги, знамена, вымпелы. К вещевым памятникам относятся монеты, бумажные денежные купюры, медали, значки. Также к основному фонду относятся письменные источники (письма, дневники, записки, научные и литературные труды, разнооб-разные документы, рукописи, книги, брошюры, журналы, газеты), если они представляют собой первоисточники ин-формации по тематике музея. К основному фонду также отно-сятся изобразительные источники (фотографии, фото нега-тивы, подлинные картографические материалы, чертежи, пла-ны, плакаты) подобранные в соответствии с тематикой музей-ного комплекса. Отдельную группу составляют звуковые (фоно) и киноисточники. Это предметы, на которых с помощью техни-ческих средств зафиксирована звуковая или видео информация. Разнообразен по своему составу и вспомогательный фонд школьного музея. Это точные воспроизведения подлин-ников и их научная реконструкция (фото и ксерокопии пись-менных и печатных материалов, копии художественных про-изведений, макеты, модели, муляжи, слепки), карты, табли-цы, схемы, тематические рисунки и т.д. Учетная документация Основным документом учета и охраны материалов является инвентарная книга, в которой записываются материалы основного фонда. Запись в инвентарную книгу должна производиться одновременно с поступлением пред-мета в музей. Инвентарная книга должна иметь следующие графы:
Вторая книга заполняется для учета научно-вспомо-гательного фонда. Пример учетного списка экспонатов фондов музея. Стальной шлем обр. 1935 го- да, «халхинголка» (назван по месту первого боевого приме-нения во время боев с японс-кой армией в августе 1939 г). Музей Костромского област-ного Центра патриотического воспитания молодежи. Помимо этого, если музей ведет активную переписку, необходимо фиксировать и этот вид деятельности. Здесь интересен опыт уже упоминавшегося музея села Палкино Антроповского муниципального района: «Музей ведет регулярную переписку с более, чем 200 адресатами, которая регистрируется в журнале исходящей корреспон-денции "Почта музея". Так, около 19 лет продолжались поис-ки, генерал-полковника внешней разведки - Сахаровского Александра Михайловича - земляка, который 15 лет возглав-лял внешнюю разведку нашей страны. За проявленный героизм, умелое руководство А.М.Сахаровский был награж-ден тремя орденами Ленина, Боевого Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны и многими зарубеж-ными наградами. Переписка с родственниками, старожила-ми из бывшей деревни Ожигино Антроповского района, где родился наш земляк, позволила получить обширные до-кументы, фотоматериалы, книги, рассказывающие о зна-менитом руководителе внешней разведки». (Третьяков Ю. Н. «Музей воспитывает патриотов» / Состояние и развитие детского движения «Победа» в Костромской области: Областной Слет детского движения «Победа». Кострома, 29 сентября 2004 г. Материалы для обсуждения / Сост. и ред.: М.О. Антонова, В.П. Андрейченко, А.Н. Селезнев.— Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул» (И.В. Васильев), 2004. – с. 25). Каждый музей должен иметь учетную документацию не только на музейные предметы, но и на экскурсии, массовые мероприятия, посещения музея. Кроме этого в музее заводится книга отзывов и предложений (запись производится только на одной стороне листа). Необходимо завести документацию для фиксирования не только поступления предметов (акт приема Приложение №1), но и передачу экспонатов другим организациям и лицам, как на постоянное хранение, так и для временного экспони-рования (акт выдачи Приложение №2). Это позволит струк-турировать и систематизировать работу, а так же значительно облегчит деятельность всего музейного коллектива. 2. Формы работы В целях реализации просветительской, образова-тельной и воспитательной функции музея целесообразно использовать следующие формы работы: Музейные уроки и индивидуальные письменные задания (анализ и критическая оценка письменных источников, зарисовка и критический разбор экспо-зиционного комплекса и др.). Кружки и клубы (как пример, работа клуба «Штан-дарт» на базе Креневского комплексно-краеведческого музея, Буйский муниципальный район Костромской области). Музейные олимпиады и конкурсы (конкурсы юных историков и музееведов, проанализировать внешний вид и интерьер памятника архитектуры и др.). Передвижные формы работы (передвижные музеи и выставки, фотовыставки) Н Редколлегия журнала «Патриот», учащиеся 8-11 классов. аучно-вспомогательные кабинеты при музеях (кабинет должен быть оснащен дубликатами музейных предметов, образцами письменных источников и др.). Как пример, использование вспомогательного и основного фонда музея Костромского областного Центра патриотического воспитания молодежи при подготовке участников поисковых экспедиций Костромского областного поискового объеди-нения «Щит». Лекции и темати-ческие вечера (вечера с подлинником, вечер одного экспоната, вечера памяти. Прило-жение №3). Сбор материала и оформление выставок по различным темам. Выпуск стенных газет, журналов и других периодически выходящих изданий (например, журнал «Патриот» музея боевой славы и истории с. Палкино Антроповского муниципального района Костромс-кой области или Альманах Креневского комплексно-краевед-ческого музея МЦ «Штандарт» Буйский муниципальный район). Участие в региональных и межрегиональных конкурсах (областная историко-краеведческая акция «Ищу героя» и др.). Экскурсия Вместе с этим традиционной и самой расспрос-траненной формой воспитательной работы музея являются экскурсии. На ней мы и остановимся более подробно. Экскурсия – это коллективный осмотр музея или вне музейного объекта, проводимый по намеченной теме и спе-циальному маршруту под руководством специалиста-экскур-совода в образовательных и воспитательных целях. Экскур-сии различаются по характеру тематики, по целевому назна-чению, но все они строятся на единой методической основе, а именно на основе экскурсионного метода. Существенной чертой экскурсионного метода является непосредственное общение экскурсовода с группой, пришед-шей для осмотра музея. В связи с этим большое внимание уделяется культуре речи экскурсовода: хорошей дикции, грамматической правильности, а также выразительности и артистичности. Также в основе данного метода лежит зрительное восприятие, непосредственное наблюдение объекта. Экскурсии, проводимые музеем, разнообразны. От вида экскурсии зависит ее содержание и приемы работы. Можно выделить следующие виды экскурсии:
Экскурсия должна быть тщательно подготовлена. Прежде всего, нужно определить тему и составить план. Тематика экскурсии формируется с учетом ряда факторов.
Особое внимание стоит уделить подготовке экскурсий для людей с ограниченными возможностями, инвалидов и учащихся специальных учебных заведений. Проведение экскурсии очень ответственный этап. Существует множество приемов, чтобы разнообразить ее проведение. 1. Демонстрация, то есть сочетание рассказа экскурсовода с показом экспонатов.
Организация и проведение экскурсии Музейные экскурсии достаточно разнообразны и разли-чаются по месту проведения и объектам показа, по характеру тематики, по целевой направленности, по составу экскур-сантов. Экскурсии могут проводиться в помещении музея, а также за его пределами. Практикуются также комплексные экскурсии, которые объединяют единой темой: показ музейной экспозиции и памятников, находящихся в естественных условиях. По характеру тематики выделяют обзорные экскурсии и экскурсии на отдельные темы. Обзорные экскурсии предназ-начены для посетителей, впервые пришедших в музей и желающих получить общее представление о его истории и коллекциях. Сведения, сообщаемые им во время обзорной экскурсии, носят информационный характер и кратко знако-мят с историей и содержанием музейного комплекса, основ-ными разделами экспозиции и отдельными, наиболее значи-мыми экспонатами. Экскурсии на отдельные темы в музейной практике чаще всего называют тематическими, что в действительности некорректно, поскольку всякая экскурсия имеет тему. Этот тип экскурсии, в отличие от обзорной, наиболее детально раскры-вает одну тему или проблему. Иногда проводятся циклы экскурсий, связанные с определенной проблематикой и предназ-наченные для постоянной группы посетителей. По целевой направленности различают культурно-обозревательные (общеобразовательные) и учебные экскурсии, непосредственно связанные с программами различных учебных заведений. К числу последних относят и методические экскурсии для музейных работников, которые знакомят с принципами построения экспозиции, особенностями хранения фондов, проведения экскурсий. В последнее время появилась еще одна разновидность экскурсий. Это так называемые видео экскурсии или тема-тические экскурсии с использованием видеоматериалов, а так же Интернет-экскурсии (виртуальные). Если Вы располагаете доступом в сеть Internet, то не выходя из дома можете посетить лондонский Тауэр или Ватикан, а может даже Версаль. По составу экскурсантов выделяют экскурсии для детской или взрослой аудитории, для туристов или для местных жителей, для групп однородных или разнородных по составу (например, для родителей с детьми). В формировании привлекательного имиджа музея огромная роль принадлежит экскурсоводу. Вот мнение об идеальном экскурсоводе одного из зарубежных музейных специалистов, экс-президента Международного комитета ИКОМ по образованию и культуре К. Брюнингсхаус-Кнубель. «Идеальный музейный педагог отвечает следующим требованиям: во-первых, он обладает знаниями о различных разделах коллекции, в отличие от хранителя, который обычно работает лишь с определенной частью собрания. Во-вторых, он должен быть учителем, способным донести свои знания до слушателей, должен следить за новейшими научными исследованиями и уметь доходчиво, ярко, талантливо рассказать об их результатах нескончаемому потоку не похожих друг на друга посетителей. Наконец, он должен быть социологом и специалистом по маркетингу, чтобы на основе знаний об особенностях социальных слоев общества и отдельных групп разрабатывать соответствующие программы. И, конечно же, все эти таланты должны допол-няться личным обаянием или магнетизмом (нечто вроде хозяйки, продавца и матери в одном лице), чтобы у посети-телей складывалось впечатление, что они находятся в хоро-ших руках». (Брюнингсхаус-Кнубель К. Музейный педагог: защитник интересов посетителей \\ Международный журнал «Muzeum»/1994. №2. с. 14.) Итак, важнейший критерий профессионализма экскурсовода - это свободное владение темой. Любая допущенная им ошибка или неточность способны вызвать недоверие группы и сомнение в компетентности ее руководителя. Однако в экскурсии важна не только содержательная часть, но и форма подачи материала. В тех случаях, когда она строится не на основе диалога, а на принципах обучающей дидактики, человек, как правило, теряет к ней интерес. Экскурсия должна быть адресной и проводиться на основе дифференцированного подхода к группе. Способность устанавливать контакт с аудиторией и умение корректировать свой рассказ и действия в зависимости от ее реакции являются очень важными показателями мастерства экскурсовода. Подготовка экскурсии - сложный процесс, который требует от ее автора не только профессиональных знаний в той области, тематика которой будет представлена в экскур-сии, но и владения экскурсионной методикой. Работа начина-ется с формулировки темы экскурсии, определения ее целей и задач; затем составляется библиография и собирается матери-ал по теме, прорабатываются источники и литература, дела-ются необходимые выписки. Далее тщательно изучается экспозиция, отбираются объекты показа (основные и дополнительные), разраба-тываются структура и маршрут экскурсии, изучаются сведения о предмете, содержащиеся в фондовой докумен-тации, продумываются оптимальные приемы показа экспона-тов и логические переходы от одного объекта к другому. Проделанная автором экскурсии работа фиксируется в наиболее удобной для него форме, обычно в виде индиви-дуального текста экскурсии. Кроме того, составляется развернутый план экскурсии, в котором в сжатом виде излагаются цель экскурсии, краткое содержание тем и подтем, конкретизируется содержание вступительной и заключительной бесед, приводится структура экскурсии, ее маршрут, состав демонстрируемых экспонатов и про-должительность их показа. После апробации этого плана на практике, т. е. проведения на его основе нескольких экскурсий и учета их положительных сторон и недос-татков, составляется итоговый документ - методическая разработка экскурсии. Она строится по той же схеме, что и развернутый план, но в отличие от него содержит под-робный перечень используемых методических приемов. Каждая экскурсия состоит из трех частей: вступи-тельной беседы, основной части и заключительной беседы. Представившись группе, экскурсовод выясняет для себя состав аудитории, сообщает краткие сведения о музее, о теме экскур-сии и порядке ее проведения. Во вступительной беседе важен не объем сообщаемой информации, а умение экскурсо-вода расположить к себе людей. Этому способствует его привет-ливость, доброжелательность, непринужденность во взаимо-отношениях с аудиторией, готовность учитывать ее интересы и пожелания. В заключительной беседе, которая традиционно состоит из ответов на вопросы, экскурсоводу следует кратко обобщить содержательную сторону экскурсии, сконцентрировав внимание экскурсантов на главном, поинтересоваться их впечатлениями от только что увиденного и услышанного, постараться закрепить в них положительные эмоции, с которыми человек и должен покидать музей. Свою предрасположенность к общению экскурсовод может показать, например, с помощью приема диалога. Эта беседа в форме вопросов - ответов имеет свои нюансы в зависимости от состава группы. Для детской группы вопросы обычно бывают прямыми, то есть предполагающими ответ. С взрослой аудиторией прямой диалог тоже возможен, но главным образом тогда, когда одновременно используется прием заданий. Например, участникам предлагается выбрать в зале наиболее интересный экспонат и обосновать свой выбор. Но чаще всего вопросы, адресованные взрослой аудито-рии, носят косвенный характер; они не предполагают, ответа и предназначаются для поддержания тона доверии-тельной беседы. Обычно они формулируются примерно так: «Вы, конечно, знаете...?», «Вы, вероятно, помните, что ...?», «Возможно, что вы уже догадались...?». В музее приоритетно зрительное восприятие, поэто-му экскурсия не должна превращаться в лекцию, а экскурсоводу следует уметь правильно соотносить показ и рассказ. Опытный экскур-совод никогда не повернется спиной к экспонату; он встанет вполоборота и при первом упоминании обяза-тельно не только укажет на экспонат, но и сам на него посмотрит, поскольку это движение обязательно пов-торят экскурсанты. Жест вообще играет очень важную роль в экскурсионном рассказе. Он ориентирует на объект показа и сопровождается словесным указанием «справа», «слева», «прямо», «сверху» и т. п. Однако излишняя жестикуляция создает ощущение напря-женности, суетливости и осложняет восприятие темы. В ходе рассказа необходимо делать паузы, во время которых внима-ние посетителя сосредотачивается на предмете, и тогда че-ловек становится не слушателем, а зрителем. Вот какие рекомендации можно дать начинающему экскурсоводу:
Последовав всем приведенным советам, надеемся, Вам удастся подготовить и провести экскурсию, которая станет не просто прослушанным рассказом, а интересным «погружением» в историю. Дерзайте! Использованная литература и материалы
М.Ю. Юхневич. М., 1989.
Рекомендуемая литература
Приложение №1 Утверждаю Руководитель музея ___________ "__" __________ 200_года (печать музея) АКТ № __ ПРИЕМА ПРЕДМЕТОВ НА ПОСТОЯННОЕ (ВРЕМЕННОЕ) ХРАНЕНИЕ "__" __________ 200_г. Настоящий акт составлен представителем музея ______________________ ________________________________________________________________ (Ф.И.О., должность) с одной стороны, и лицом (представителем учреждения) ________________________________________________________________ _________________________________________________, с другой, в том, (Ф.И.О., должность) что первый принял, а второй сдал в постоянное (временное) ______________________________________________________хранение ______________________________________________________________ (полное наименование музея) следующие предметы:
Всего по акту принято ________________________________________________ предметов. (цифрами и прописью) Акт составлен в ___ экземплярах и вручен подписавшим его лицам. Принял: ___________________Сдал: __________________ Присутствовали: ___________________________________ Приложение №2 Утверждаю Руководитель музея ___________ "__" __________ 200_года. (печать музея) АКТ № __ ВЫДАЧИ ПРЕДМЕТОВ НА ПОСТОЯННОЕ (ВРЕМЕННОЕ) ХРАНЕНИЕ "__" __________ 200_г. Настоящий акт составлен главным хранителем (зав. фондами) ________________________________________________________________ (Ф.И.О.) хранителем фонда ________________________________________________________________ (наименование отдела, должность, Ф.И.О.) и представителем ________________________________________________________________ (наименование учреждения, Ф.И.О., должность лица, принявшего материал) действующим на основе доверенности № ___ от "__" _______ 200 _ г. и по гарантийному письму от "__" _________ 200__ г. за № ___ с разрешения ____________________________________________ и распоряжения руководителя музея ________________________ в том, что первые выдали, а второй принял в постоянное (временное до _____________) пользование следующие предметы для _______________ _______________________________________________________________
Всего по акту выдано ___________________ предметов. (цифрами и прописью) |