Скачать 298.82 Kb.
|
Пояснительная записка Статус документа Данный учебно-тематический план по немецкому языку разработан для обучения учащихся немецкому языку в 10 классе на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: 1) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г.№373 (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г.№17785); от 26.11.2009 г.№1241 (Зарегистрирован Минюстом России 04.02. 2011 г. №19707) №19707); от 22.09.2011 г.№2357 (Зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011 г.№22540) 2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г.№1897 (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011.г.№19644) 3) Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 г. №2885 (Зарегистрирован Минюстом России 21.02.2012 г.№19776) 4) Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011г. №23290) 6) Учебный план ГБОУ СОШ 1399 на 2013-2014 учебный год Учебно-тематическое планирование ориентировано на использование учебника Бим И.Л., „Deutsch 10“, 2009 год, а также рабочей тетради и аудиодиска к учебнику Бим И.Л., „Deutsch 10“, и дополнительных пособий: для учителя - «Книга для учителя» И.Л.Бим 2009г., для учащихся – сайта: passwort-deutsch.de/lernen/ Структура документа Учебно-тематическое планирование включает в себя следующие разделы: · Пояснительная записка; · Учебно - тематическое планирование; · Требования к уровню подготовки обучающихся; · Перечень учебно - методического обеспечения; · Контрольно - измерительные материалы; · Список литературы. УТП рассчитано на 68 часов, на изучение иностранного языка в 10 классе отводится 2 часа в неделю. Данный объем учебной нагрузки соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004. Общая характеристика учебного предмета «Иностранный язык» Иностранный язык входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции обучающихся, совершенствования их филологической подготовки. Всё это повышает статус предмета « Иностранный язык» как общеобразовательной дисциплины. Основное назначение предмета «Иностранный язык» состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Иностранный язык (в частности, немецкий) как учебный предмет характеризуется: 1. Межпредметностью (содержанием речи на немецком языке могут быть сведения из различных областей знания (литературы, географии, истории и т.д.); 2. Многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, а с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности); 3. Полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях жизни). Являясь существенным элементом культуры народа - носителя данного языка и средством передачи её другим, немецкий язык способствует формированию у обучающихся целостной картины мира. Владение немецким языком повышает уровень гуманитарного образования обучающихся, способствует формированию личности и её социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Немецкий язык расширяет лингвистический кругозор обучающихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию обучающихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых предметов, способствующих формированию основ филологического образования обучающихся. Цели и задачи обучения немецкому языку в 10 классе · развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно - познавательной: - речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); - языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения для 9 класса; освоение знаний о языковых явлениях немецкого языка, разных способах выражения мысли в родном и немецком языках; - социокультурная компетенция - приобщение обучающихся к культуре, традициям и реалиям страны (стран) изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям 9 - классников, формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения; - компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; - учебно - познавательная компетенция - дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление со способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в т.ч. с использованием ИКТ. · развитие и воспитание у обучающихся понимания важности изучения немецкого языка и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры. В качестве целевой доминанты в 10 классе выступает овладение чтением как формой опосредованного общения. По отношению к устной речи достаточным признаётся овладение так называемым «туристским» языком, т.е. элементарным умением объясняться в стандартных ситуациях общения. Особенность данного года обучения в том, что он переходный к выпуску школы. Поэтому одна из важнейших задач - достижение «конечного» уровня владения немецким языком. К завершению обучения в 10 классе планируется достижение обучающимися общеевропейского допорогового уровня подготовки по немецкому языку (уровень А – 2). Т.е. как минимум, обучающийся должен достичь элементарной коммуникативной компетенции в говорении, аудировании и письме и продвинутой коммуникативной компетенции в чтении. Этот уровень дает возможность продолжать обучение на старшей ступени обучения или специальных учебных заведениях. В силу специфики обучения немецкому языку уроки носят комбинированный характер, т.е. на одном уроке могут развиваться все виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо). Формы текущего, промежуточного и итогового контроля: тесты (грамматические, лексико - грамматические, тесты по чтению и аудированию), письменные контрольные работы, устный опрос, контроль знания лексики, а также (исходя из возможностей класса) проектная деятельность. В УТП к каждой теме запланированы резервные уроки (на усмотрение учителя). Также в УТП внесены уроки контроля Основное содержание тем. Предметное содержание речи
Учащиеся должны уметь общаться со своими зарубежными сверстниками и взрослыми в наиболее распространенных ситуациях указанных ниже сфер общения в рамках следующей тематики. А. Социально - бытовая сфера (у нас в стране и в немецкоязычных странах Я и мои друзья. Кто, где, как провёл летние каникулы. Кто что читал. Место чтения в жизни молодёжи. Проблемы в семье. Конфликты. Б. Учебно - трудовая сфера общения (у нас в стране и в немецкоязычных странах) Конфликты в школе. Будущее начинается уже сегодня. Как обстоит дело с выбором профессии? В. Социально - культурная сфера общения (у нас в стране и в немецкоязычных странах) Современная молодежь. Какие у неё проблемы? СМИ. Современная поэзия. Страны и люди. Изучение в старшей школе иностранного языка в целом и немецкого в частности на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
ЦЕЛИ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В соответствии с вышеуказанным цели обучения в 10 классе могут быть дифференцированы на: а) обеспечение создания предпосылок для достижения в конце обучения на старшей ступени (11 класс) базового уровня подготовки по немецкому языку; б) обеспечение создания предпосылок для достижения в 11 классе профильного уровня подготовки. И в том и в другом случае это предполагает дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции школьников в единстве ее составляющих: языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета. Цели обучения по видам речевой деятельности: ГОВОРЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ Школьникам предоставляется возможность совершенствовать приобретенные ранее умения, а именно: — вести все основные виды диалога и комбинировать их на основе расширенной тематики в различных ситуациях официального и неофициального общения, а также в ситуациях профессионально ориентированного общения; — вести полилог (в том числе в форме дискуссии) с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране / странах изучаемого языка. Для ведения диалогов / полилогов важно развитие следующих умений: • участвовать в беседе, запрашивать и обмениваться информацией, высказывать и аргументировать свою точку зрения, выражать согласие / несогласие с мнением партнера, обосновывая сказанное; • расспрашивать собеседника, уточняя интересующую информацию, брать на себя инициативу в разговоре; • вносить пояснения / дополнения, выражать эмоции различного характера. МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ Создаются условия, чтобы совершенствовать приобретенные ранее умения, а также развивать умения публичных выступлений, таких, как: сообщение, доклад, представление результатов проектно-исследовательской работы, ориентированной на выбранный профиль. Для этого предусматривается развитие следующих умений: — подробно / кратко излагать прочитанное / прослушанное / увиденное; — давать характеристику литературных персонажей и исторических деятелей, описывать события, излагать факты, сведения о своей стране и стране / странах изучаемого языка; — высказывать и аргументировать свою точку зрения; делать выводы; оценивать факты / события современной жизни. АУДИРОВАНИЕ Предусматривается дальнейшее развитие слушания и понимания (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседника, а также содержания аутентичных аудиотекстов различных жанров: — понимание основного содержания текстов в рамках знакомой тематики, в том числе профильной или в области личных интересов; — выборочное понимание значимой / интересующей информации из иноязычных аудиотекстов; — относительно полное понимание речи носителей изучаемого языка в ситуациях повседневного общения и наиболее типичных ситуациях профессионального общения. Для этого предусматривается развитие следующих умений: • определять тему / проблему; • выделять факты / примеры / аргументы в соответствии с поставленным вопросом / проблемой; • обобщать содержащуюся в тексте информацию, определять свое отношение к ней. ЧТЕНИЕ Школьникам предоставляется возможность совершенствовать умения чтения и понимания (с различной степенью точности и полноты) аутентичных текстов различных стилей: публицистических, художественных, прагматических, научно-популярных, в том числе связанных с тематикой выбранного профиля, с использованием различных видов чтения: — ознакомительное чтение с целью понимания основного содержания сообщений, интервью, несложных публицистических и научно-познавательных текстов, отрывков из произведений художественной литературы; — изучающее чтение с целью полного понимания информации прагматических текстов, публикаций научно-популярного характера, отрывков из произведений художественной литературы; — просмотровое / поисковое чтение с целью извлечения необходимой / искомой информации, например, из газетных обзоров теле- и радиопередач. Для этого предусматривается развитие следующих умений: • выделять необходимые факты / сведения, отделять основную информацию от второстепенной, определять временную и причинно-следственную взаимосвязь событий, прогнозировать развитие излагаемых фактов, обобщать описываемые факты / явления; • определять замысел автора, оценивать важность / новизну информации, понимать смысл текста и его проблематику, используя элементы анализа текста; • отбирать значимую информацию в тексте / в ряде текстов для решения задач проектно-исследовательской деятельности. ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ Предусматривается совершенствование умений писать личное и деловое письмо, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка (автобиография / резюме, анкета, формуляр), излагать содержание прочитанного / прослушанного иноязычного текста, составлять тезисы, рефераты прочитанного / прослушанного, использовать письменную речь в ходе проектно-исследовательской работы. Для этого важно развитие следующих умений: • описывать события / факты / явления; • сообщать / запрашивать информацию, выражать собственное мнение / суждение, кратко передавать содержание несложного текста; • фиксировать необходимую информацию из прочитанного / прослушанного текста; составлять тезисы или развернутый план выступления; • сообщать информацию, полученную из разных источников, в том числе в русле выбранного профиля ПЕРЕВОД Перевод рассматривается как важное профессионально ориентированное умение и предусматривает развитие умений письменного перевода текстов, связанных с тематикой профиля, с иностранного на русский язык. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ Создаются условия для расширения объема лингвострановедческих и страноведческих знаний за счет новой тематики и проблематики речевого общения с учетом специфики выбранного профиля: углубление знаний о странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, деятелях культуры, месте этих стран в мировом сообществе, мировой культуре, о взаимоотношениях с нашей страной; расширение объема лингвистических и культуроведческих знаний, навыков и умений, связанных с адекватным использованием языковых средств и правил речевого и неречевого поведения в соответствии с нормами, принятыми в странах изучаемого языка. КОМПЕНСАТОРНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ Создаются условия для дальнейшего совершенствования умений выходить из положения при дефиците языковых средств, а именно: — умения использовать переспрос, просьбу повторить сказанное, а также перифраз в процессе непосредственного устно-речевого общения (словарные замены с помощью синонимов, описания понятия, грамматического переструктурирования предложения и т. п.); — умения пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании, прогнозировать содержание текста по заголовку, началу текста; — использовать текстовые опоры (подзаголовки, сноски, комментарии), а также такие смысловые опоры, как союзы, выразительные средства языка и др.; — игнорировать лексические и грамматические трудности при установке на понимание основного содержания текста в процессе опосредованного общения. УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ Предусматривается дальнейшее развитие специальных учебных умений, обеспечивающих освоение немецкого языка и культуры народов немецкоязычных стран: — поиск и выделение в тексте новых лексических средств; соотнесение средств выражения и коммуникативной задачи; — анализ языковых трудностей текста с целью более полного понимания смысловой информации; — систематизация языковых средств по формальному или семантическому признаку; — заполнение обобщающих таблиц для систематизации языкового и страноведческого материала; — интерпретация лингвистических и культуроведческих фактов; — умение пользоваться словарями различных типов. Требования к уровню подготовки: Речевая компетенция в 10 классе Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. В качестве видов контроля выделяются:
Текущий контроль проводится на каждом занятии. Объектами контроля могут быть как виды речевой деятельности, так и лексические и грамматические навыки школьников. Промежуточный внутришкольный контроль проводится в конце цепочки уроков, четверти и ориентирован на те же объекты. Он может носить тестовый характер. Итоговый контроль осуществляется школой в конце каждого учебного года. Проверке подвергаются умения во всех видах речевой деятельности. Государственный контроль проводится централизовано в конце базового курса обучения и строится на основе государственного стандарта по иностранным языкам. Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы (основной) Учебно-тематическое планирование составлено на основании школьных учебников по немецкому языку:
Учебно-тематическое планирование охватывает лексический, грамматический и фонетический материал, необходимый абитуриенту для поступления на немецкое отделение факультета иностранных языков, а также включает список тем и вопросов для экзамена, критерии тестовой оценки. Дополнительные источники: Чтение, Говорение, Аудирование, Письмо:
Video
Справочная литература:
Методическая литература:
Перечень образовательных сайтов, используемых в работе:
Примерная тематика рефератов и проектов:
Региональный компонент |