Скачать 0.5 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Булгунняхтахская средняя общеобразовательная школа им. С.П.Ефремова» Принято на заседании Согласованно Утверждено кафедры социально- зам. директора по УМР: директор школы: гуманитарного цикла Михайлова Т.В. Михайлов А.П. протокол №____ __________________ __________________ от «____»__________20 г. «____»__________20 г. «____»___________20 г. Рабочая программа по обществознанию Составлена учителем истории, обществознания Павловой А.А.высшая квалификационная категория Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основании:
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение предмета Обществознание складывается следующим образом: 6 класс - 34 часа из федерального компонента; 7 класс - 34 часа из федерального компонента; 8 класс- 34 часа из федерального компонента; 9 класс- 34 часа из федерального компонента; 10 класс- 68 часов из федерального компонента; 11 класс- 68 часов из федерального компонента. С переходом на агропрофилированное обучение включены следующие подтемы: 6 класс - Что такое предпринимательство и бизнес. Трудовая деятельность подростков в сельской местности. 7 класс - Профессии для жизни в сельской местности. 8 класс – Сельско-хозяйственные предприятия. Спрос и предложения на продукцию с/х. Предпринимательство в селе. Социальная структура села. 9 класс- Труд с точки зрения закона. Право и имущественные отношения в сельской местности. 10 класс 11 класс Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Программа: Кравченко А.И. Программа курса «Обществознание». 6-11 классы. М.: Русское слово, 2008 Примерная программа основного общего образования по обществознанию 5-11 классы Учебно-методический комплекс для обучаещегося: 1.Кравченко А.И. Обществознание. 6-11 класс. М.: Русское слово, 2008 2. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко. «Обществознание 6-11 класс» 3. Кравченко А.И Задачник по обществознанию 6-9 классы: Русское слово, 2009. Методическая литература: Кравченко А.И. Поурочное планирование по обществознанию для 6-11 классов. Дополнительная литература: 1. Обществознание: сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. М.: Просвещение, 2007. 2. Кишенкова О.В. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Обществознание. Основная школа – М.: «Интеллект - центр», 2006. 3.Певцова Е.А. Обществознание 8-9 классы: Книга для учителя М.: Русское слово, 2009. 4.Кравченко А.И. Тесты по обществознанию для 6-9 классы. Русское слово, 2008. Формы промежуточной, итоговой аттестации: тестирование, эссе, контрольные работы, обобщающий урок. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен Знать/понимать
Уметь
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
6 класс (1 час в неделю - всего 34 часа) Курс знакомит с понятием «общество», историческим развитием общества, современным обществом, развитием сфер общества, с ролью права и морали, о месте ребенка в обществе. Состоит из 6 разделов, включающих главы «Общество и человек», «Экономическая сфера общества», «Социальная сфера общества», «Политика и право», «Духовная сфера общества», «Ребенок в обществе». ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание курса 1. Общество и человек. (6 часов). 1.1 Что такое общество. Понятие общества. Сферы жизни общества.
2.Экономическая сфера общества.(6 часов) 2.1.Что такое экономика. Роль экономики в обществе. Что такое производство? Что необходимо для организации производства? 2.2. Рынок. Что такое рынок? Деньги в экономике. Банки в экономике. 2.3. Что такое предпринимательство и бизнес? Предпринимательство и предприниматели. Что необходимо, чтоы бизнес был успешным? 2.4. Домашнее хозяйство. Семья и домашнее хозяйство. Семейный бюджет. 2.5. Экономическая деятельность подростков. Труд детей в разные исторические эпохи. Молодежная экономика в современном обществе. 2.6. Труд с точки зрения закона. Право на труд. Трудовой договор. Право на отдых и социальное обеспечение. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. 3.Социальная сфера общества. (3часа) 3.1. Социальная структура общества. Социальные группы. Социальное неравество. 3.2 Семья. Что такое семья? Роль семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Государство и семья. 3.3. Правила и нормы поведения в обществе.Что такое социальные нормы? Обычаи и традиции. Нравы и законы. 4. Политика и право. (5 часов). 4.1. Государство и граждане. Что такое государство? Что такое гражданство? Государственные символы и черты. 4.2. Право на службе у человека. Что такое право? Юридическая ответственность. 4.3. Конституция – основной закон страны. Что такое конституция? Конституция Российской Федерации. Государственнаое устройство России. 4.4. Право и правопорядок. Что такое правопорядок? Органы охраны правопорядка. 4.5. Как защититься от несправедливости. Суд и правосудие. Способы защиты от несправедливости. 5. Духовная сфера общества. (3 часа) 5.1. Наука и образование. Что такое наука? Образование, его значение в жизни людей.Право на образование. 5.2. Мораль. Что такое мораль? Нравственные ценности. 5.3. Идеал и ценности. Что такое идеал? Что такое ценности? 6. Ребенок в обществе. (4 часа). 6.1. Ребенок в семье. Что такое детство? Отношение к детям в разные исторические эпохи.Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды. 6.2. Взаимоотношения детей и родителей. Родители дети. Взамоотношения детей и родителей. 6.3. Ребенок в школе. История школьного обучения. Современная школа. 6.4. Друзья и ровесники. Что такое дружба? Отношения дружбы. 7 класс. (Один час в неделю. Всего 34 часа). Курс знакомит с определением подросткового возраста, излагаются основы поведения, основные проблемы, с которыми встречаются подростки. Состоит из глав: «Личность подростка», «Подросток в социальной среде», «Подросток и закон», «Образ жизни подростков», «Подросток и его жилая среда». ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание курса. 1. Личность подростка (9часов). 1.1. Переходный период. Кого считать подростком? Особенности подросткового возраста. 1.2. Задачи и трудности подросткового периода. Задачи подросткового возраста. Подготовка к выполнению жизненных задач. Проблемы подросткового возраста. 1.3. Быть взрослым. Период взросления. Воспитание подростка. 1.4. Физические изменения у подростков. Период бурного и неравномерного роста и развития. Внешняя привлекательность. Неравномерность развития подростков. 1.5. Психологический портрет личности: темперамент и характер. Личность. Темперамент. Характер. 1.6. Психологический портрет личности: интеллект, эмоции, чувства. Способности и интеллект. Чувства и эмоции. 1.7. Самооценка подростка. Кто и что влияет на самооценку пдростка. Самовоспитание. 1.8. Выдающаяся личность. Одаренные дети. Результат воспитания. Способность ставить себе цели. 1.9. Лидер и его качества. Лидер. Основные элементы лидерства. Искусство общения. Умение слушать. 2. Подросток в социальной среде (6часов). 2.1. Социальная среда подростка. Что такое социальная среда? Как влияют на подростка? Последствия поступков. 2.2. Подросток в группе. Какие группы составляют общество? Законы группы. Воздействие группы. 2.3. Межличностные отношения. Взаимопонимание в межличностных отношениях. Условия оказания помощи. 2.4. «Мы» и «они». Непосредственное окружение человека. Две противоположности. «Свои» и «Чужие».Толерантность. 2.5. Мир знакомых и незнакомых людей. Знакмые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми незнакомыми людьми». «Я» и «Другие».«Чужие» и «Чужаки». Защита «соих». 2.6. Социальный портрет молодежи. Молодежь- большая социальная группа. Проблемы молодежи в современном обществе. Ценности современной молодежи. 3. Подросток и закон (4часа).. 3.1. Юридические границы подросткового периода. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Малолетние. Несовершеннолетние. Уголовная ответственность.Под защитой права. 3.2. Подросток как гражданин. Гражданин и гражданство. Гражданские (личные) права и свободы. Политческие права. Обязанности граждан Российской Федерации. 3.3. Подросток и его права. Гражданские (личные) права ребенка.Социально-экономичекие и культурные права ребенка. Конвенция о правах ребенка. 3.4. Опасный путь преступной жизни. Что такое преступление? Виды наказаний несовершеннолетних. Как вести себя несовершеннолетнему при задержании сотрудниками полиции. 4.Образ жизни подростка.(6 часов). 4.1. Подросток в обществе риска. Современное общество – общество риска для подростка. Источники риска в жизни современных подростков. Шумовой фон, опаснсть на дорогах, последствия телепросмотров. 4.2. Проблема одиночества. Одиночество. Подростковая депрессия. Советы для решения проблемы подростковой депрессии. 4.3. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Молодежная одежда. Молодежная музыка. Роллеры. 4.4. Образ жизни. Что такое образ жизни? Образ жизни у разных народов. Образ жизни древних римлян. Образ жизни бушменов Образ жизни русских купцов.Английский стиль жизни.Американский образ жизни. 4.5. Досуг и отдых. Досуг.Формы досуга у разных народов.Свбодное время россиян.Культурный досуг. Библиотеки. Музеи. 4.6. Спорт. Из истории спорта.Современный спорт.Олимпийские игры. Спорт в Средневековье. Олимпийцы-якутяне. 5. Подросток и его жилая среда (4часа). 5.1-2 Город и село. Эволюция города. Восточный и греческий города. Римский форум.Средневековый город. Современные города. Город и урбанизация. Качество городской жизни. Плюсы и минусы городской жизни. Город и село.Город: отчуждение людей и влияние быстрых перемен.Город Якутск. Село Булгунняхтах. 5.3-4. Мой дом, моё жилище. В каком пространстве мы обитаем. Общественная территория. Домашняя территория. Личное пространство.Дом, в котором мы живем. Эволюция жилища. Современное жилище.Наши соседи. Район проживания. 8 класс (1 час в неделю Всего 34 часа). Курс включает основы социологии, экономики, социальной психологии, права, а так же рассматриваются основные явления развития общества. Состоит из глав: «Общество и человек », «Экономическая сфера», «Социальная сфера». ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание курса 1. Общество и человек. (8часов) 1.1. Что такое общество. Понятие общества. Страна. Государство. Признаки общества. Сферы общества. Экономическая сфера. Политическая сфера. Духовная сфера. Социальная сфера. 1.2. Человек, природа, общество.Человек в природе. Глобальные проблемы человечества. Экологические программы. Защита окружающей среды. 1.3. Типология общества. Письменность как признак типа общества. Простые и сложные типы. Способ производства. Формационная типология. Типология по А.Тоффлеру и Д.Беллу. 1.4. Социальный прогресс и развития общества.Закон ускорения истории. Закон неравномерности развития. Прогресс. Регресс. Неолитическая революция. Промышленная революция. Реформы. 1.5. Личность и социальная среда. Человеческая личность. Личность. Индивид. Индивидуальность. 1.6. Потребности человека. Иерархия потребностей. Физиологические потребности. Престижные потребности. Социальные потребности. Духовные потребности. Потребности в безопасности. 1.7. Социализация и воспитание. Роль .Культурные нормы. Воспитание родителей,детей.Формы воспитания. 1.8. Общение. Социальная среда. Виды общения. Формы общения.Служебное. Повседневное. Убеждающее. Ритуальное. Межкультурное. 2. Экономическая сфера.(8 часов). 2.1. Что такое экономика. Экономика. Экономические потребности и способы их удовлетворения. Двигатель экономики. Ресурсы. Структура экономики. Производство. Распределение. Потребление. Предприятие. Отрасль. 2.2. Товар и деньги. Свойства товара. Функции денег. Инфляция. Стоимость. Прибыль. 2.3. Спрос и предложение. Величина спроса. Закон спрса. Величина предложения. Маркетинг. Искуство компромисса. Цена. 2.4. Рынок, цена, конкуренция. Экономический обмен. Функции цены. Выравнивание цен. Равновесная цена. Конкренция. Олигополия. Моноплия. Дефицит товара. 2.5. Предпринимательство. Предприниматель. Прибыль. Менеджер. Формы предпринимательства. Профессиональный риск. Малый бизнес. 2.6. Роль государства в экономике. Экономические системы. Традиционная, командная, рыночная системы. Способы воздействия. Налоги. Налогообложение. Социальная политика. 2.7. Бюджет государства и семьи. Государственный бюджет. Основные фазы составления бюджета.Доходы. Расходы. Спобы решения проблем дефицита гос. бюджета. Социальные программы. 2.8. Труд. Производительный и непроизводительный труд. Заработная плата. Безработица. Досуг. 3. Социальная сфера (8 часов). 3.1. Социальная структура. Социальная стратификация. Страта. Статус. Социальная группа. Имидж. Социальная роль. 3.2. Социальная стратификация.Социальные слои. Дифференциация. Классы. Образ жизни. 3.3. Богатые. Неравенство. Уровень жизни. Роскошь. «Новые русские». 3.4. Бедные. Порог бедности. Прожиточный минимум. Абсолютная бедность. Относительная бедность. Нищета. 3.5. Этнос: нации и народности. Большие группы. Семья. Признаки этноса. Миграция. Племя. Народность. Нация. 3.6. Межнациональные отношения. Разновидности межнациональных отношений. Этноцентризм.Этнические конфликты. 3.7. Конфликты в обществе. Субъекты и предметы конфликта. Формы и масштабы. Разряды. Способы протекания. Способы разрешения конфликтов. 3.8. Семья. Фундаментальный институт общества. Жизненный цикл семьи. Нуклеарная семья Многопоколенная семья. Мотивы развода. Причины разводов. 9 класс (1 час в неделю. Всего 34 часа.) Курс содержит основы права, политологии, политической системы общества: формах правления, политических режимах, функциях государства, политических партиях, голосовании и референдуме, гражданском обществе, правовом государстве, а так же основах культурологии. Включает главы: «Политическая сфера», «Человек и его права», «Духовная сфера». ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|