Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 27»
УТВЕРЖДАЮ ПРИНЯТО
Директор ГКС(К)ОУ на заседании
«Специальная (коррекционная) педагогического совета
общеобразовательная Протокол № 1
школа-интернат №27» от 27 августа 2013 г.
Вяткина Л.Г.
Пр. № 38/2 от 2 сентября 2013 года
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ГКС(К)ОУ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 27»
на 2013 – 2014 учебный год
Пятигорск
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………….3 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального и основного общего образования………….…………………………………………………………...16 Учебный план начального и основного общего образования…………….......32 Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровнях начального и основного общего образования............................................................................................................46 Программы отдельных учебных предметов, курсов…………………………..57 Программа воспитательной работы……………………………………….…..287
Программа коррекционной работы…………………………………………...311 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования…………………………………………………………….……….345 Приложения к образовательной программе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Название школы государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №27» Юридический адрес г. Пятигорск, ул. Школьная, 47
Фактический адрес г. Пятигорск, ул. Школьная, 47
Учредители Министерство образования Ставропольского края
г. Ставрополь, ул. Ломоносова, 3, т. 37-23-60
Организационно-правовая форма государственное учреждение Свидетельство о государственной аккредитации № 1971 от 26 июня 2012 года, серия 26 А 01 № 0000013 Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 2729 от 20 февраля 2012 года, серия РО № 039871
по следующим образовательным программам:
- образовательная программа начального общего образования, учитывающая особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся I – II вида;
- образовательная программа основного общего образования, учитывающая особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся I – II вида.
Контингент обучающихся
| Начальная школа
| Основная школа
| Средняя школа
| Всего по ОУ
| Общее количество обучающихся
| 51
| 66
| -
| 117
| Общее количество классов/средняя наполняемость классов, в том числе:
| 8/6,4
| 11/6
| -
| 19/6,2
| общеобразовательных (базового уровня)
| 8
| 11
| -
| 19
| гимназических
| -
| -
| -
| -
| лицейских
| -
| -
| -
| -
| с углубленным изучением отдельных предметов компенсирующего обучения
| -
| -
| -
| -
| Количество групп продленного дня/средняя наполняемость ГПД
| 8/6,4
| 11/6
| -
| 19/6,2
| Режим работы образовательного учреждения
| Начальная школа
| Основная школа
| Средняя школа
| Продолжительность учебной недели (дней)
| 5
| 5
| -
| Продолжительность уроков (мин)
| 45
| 45
| -
| Продолжительность перерывов (мин)
| 10 - 20
| 10 - 20
|
| Периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся
| четверть
| четверть
|
|
Количество классов, учащихся: в начальной школе 8 классов, из них 1 класс со сложной структурой дефекта, в основной школе – 11 классов, из них 4 класса со сложной структурой дефекта.
Характеристика контингента учащихся: в СКОШИ №27 обучаются дети с ОВЗ: инвалиды детства по слуху (слабослышащие, глухие, дети после кохлеарной имплантации), дети со сложной структурой дефекта; наполняемость классов 4 – 8 человек. · Подготовительных классов – 2,
· 1-х классов – 1,
· 2-х классов – 3,
· 3-х классов – 0,
· 4-х классов – 2,
· 5-х классов – 2,
· 6-х классов – 3,
· 7-х классов – 1,
· 8-х классов – 3,
· 9-х классов – 1,
· 10-х классов – 1.
· Режим работы школы: СКОШИ №27 работает в режиме 5-дневной учебной недели. · Характеристика и состав педагогического коллектива.
Показатели
| Кол-во
| % к общему кол-ву учителей / воспитателей
| Всего учителей / воспитателей:
| 77
|
| Учителя / воспитатели, имеющие образование:
|
|
| Среднее специальное, всего:
| 14
| 37
| в т.ч. педагогическое
| 14
| 37
| в т.ч. специальное
| 1
| 3
| Высшее, всего:
| 63
| 82
| в т.ч. педагогическое
| 60
| 80
| в т.ч. специальное
| 27
| 35
| Учителя / воспитатели, имеющие стаж:
|
|
| до 5 лет
| 7
| 9
| от 5 до 10 лет
| 14
| 18
| от 10 до 20 лет
| 7
| 9
| свыше 20 лет
| 49
| 64
| Учителя / воспитатели, имеющие квалификационные категории:
|
|
| высшую
| 31
| 40
| первую
| 12
| 16
| вторую
| 9
| 11
| не имеют категории
| 25
| 33
| Учителя / воспитатели, имеющие ученые звания:
|
|
| кандидат наук
| -
|
| доктор наук
| -
|
| Учителя / воспитатели, имеющие награды, почетные звания:
|
|
| Заслуженный учитель РФ
| -
|
| Почетный работник общего образования
| 14
| 18
| Учителя/воспитатели, прошедшие курсы повышения квалификации, переподготовку по спец. программам
| 34
| 44
| Количество педагогов, образование которых соответствует профилю преподаваемых предметов
| 57
| 74
| Средний возраст педагогов
| 53 года
| Количество педагогов, имеющих высшее образование по профилю преподаваемого предмета
| 47
| 61
| Количество педагогов, подготовивших победителей и призеров международных, всероссийских, краевых олимпиад и других конкурсных мероприятий
| 47
| 61
|
Специфика кадров ГКС(К)ОУ СКОШИ № 27 определяется высоким уровнем профессионализма, инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности и в развитии творческого потенциала детей. Все педагоги владеют современными образовательными технологиями.
· Характеристика учебных классов.
Учебные классы школы оснащены необходимым оборудованием (мебель, аудио-, видеотехника, библиотека художественной и методической литературы), наглядными, раздаточными, дидактическими материалами, пособиями и другими интерактивными средствами, раздаточными материалами конструкторов и дидактических материалов.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования (далее - Образовательная программа) ГКС(К)ОУ СКОШИ № 27 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования (далее – Стандарта), на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с учётом возможностей, предоставляемых учебно-методической литературой для СКОШИ II вида и общеобразовательных школ.
В соответствии с требованиями ФГОС образовательная программа СКОШИ №27 содержит следующие разделы:
· пояснительная записка;
· планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального и основного общего образования на основе ФГОС и учебных программ;
· учебный план общего образования;
· программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального и основного общего образования на основе ФГОС и с учетом реализуемых педагогических технологий;
· программы отдельных учебных предметов, курсов;
· программа воспитательной работы;
· программа коррекционной работы;
· система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования.
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального и основного общего образования, обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие СКОШИ №27 в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании», а именно:
· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
· воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
· единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
· общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки слабослышащих обучающихся и воспитанников;
· обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
· формирование у слабослышащего обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
· формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
· содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Целью реализации образовательной программы СКОШИ №27 является:
1. Создание условий для развития и воспитания личности неслышащего школьника с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования.
2. Достижение планируемых результатов с учетом требований ФГОС и на основе учебных программ по предметам на основе используемых УМК.
3. Коррекционно – развивающее обучение и разностороннее воспитание глухих и слабослышащих учащихся на основе словесной речи; их социальная адаптация.
4. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся с ОВЗ, обеспечение их эмоционального благополучия.
5. Овладение основами грамотности в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом).
6. Формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационно-коммуникационной, эстетико-технологической, учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия.
7. Развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка.
Задачи реализации образовательной программы СКОШИ №27:
· достижение личностных результатов глухих и слабослышащих учащихся:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению и познанию;
- осмысление и принятие основных базовых ценностей.
· достижение метапредметных результатов обучающихся:
- освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
· достижение предметных результатов:
- освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.
Учителя школы создают условия для успешного продвижения глухого и слабослышащего ребёнка в рамках образовательного процесса, обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы, формируют учебную деятельность школьников, организовывают постановку учебных целей, создавая условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждают и поддерживают детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; организуют усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществляют функции контроля и оценки, постепенно передавая их ученикам); создают условия для продуктивной творческой деятельности ребенка, поддерживают детские инициативы и помогают в их осуществлении; обеспечивают презентацию и социальную оценку результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, и т. п.; создают пространство для социальных практик школьников и приобщают их к общественно значимым делам;
учителя по РСВ и ФП формируют произносительные навыки учащихся и работают над развитием слухового восприятия;
психолог осуществляет оценку состояния ребёнка, динамики его развития и образования; организует специализированную помощь в виде коррекционно-развивающей и немедицинской психотерапевтической работы; консультирует родителей и педагогов; организует экспертную, просветительско-профилактическую и методическую работу; планирует и ведёт свою документацию, оказывает помощь педагогу в выявлении условий, необходимых для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;
Основные задачи психологического сопровождения ребёнка специальным психологом состоят в следующем:
определение наиболее адекватных путей и средств развивающе-коррекционной работы с ребёнком;
прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития;
реализация собственно психологической развивающе-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.
классные руководители осуществляют индивидуальное или групповое педагогическое сопровождение образовательного процесса;
воспитатели отвечают за организацию условий, при которых ребенок может освоить внеучебное пространство, как пространство взаимоотношений и взаимодействия между людьми;
библиотекарь обеспечивает интеллектуальный и физический доступ к информации, участвует в процессе воспитания культурного и гражданского самосознания, содействует формированию информационной компетентности уч-ся путем обучения поиску, анализу, оценке и обработке информации;
администрация обеспечивает условия для эффективной работы специалистов, осуществляет контроль и текущую организационную работу. Школа - интернат №27 предоставляет следующие образовательные услуги:
· начальное общее образование, учитывающее особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, социальную адаптацию и интеграцию в общество (основная общеобразовательная программа начального общего образования);
· основное общее образование, учитывающее особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, социальную адаптацию и интеграцию в общество (основная общеобразовательная программа среднего общего образования);
· комплексную помощь детям с нарушениями слуха в освоении основной образовательной программы начального и основного общего образования, учитывая особые образовательные потребности глухих и слабослышащих учащихся;
· индивидуально ориентированную коррекционную работу во всём образовательном процессе обучения с учётом особенностей развития структуры дефекта и индивидуальных возможностей слабослышащих детей.
ОП ГКС(К)ОУ СКОШИ № 27 является программой действий всех субъектов образовательного процесса начального и основного общего уровней образования по достижению качественных результатов современного образования.
Деятельность ГКС(К)ОУ СКОШИ № 27 направлена на раскрытие способностей каждого глухого и слабослышащего ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Обучение построено так, чтобы выпускники школы могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Учащиеся школы, отталкиваясь от своих интересов и возможностей, активно участвуют в исследовательских проектах, творческих занятиях, олимпиадах краевого, городского и международного уровней.
ГКС(К)ОУ СКОШИ № 27 - это школа для глухих и слабослышащих детей. Здесь обеспечивается успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, учитываются возрастные особенности школьников. Учителя образовательного учреждения открыты ко всему новому, понимают детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знают свой предмет, помогая ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя, - ключевая особенность ГКС(К)ОУ СКОШИ № 27.
ГКС(К)ОУ СКОШИ № 27 - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, организациями социальной сферы.
В рамках внедрения новых Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения образовательная программа школы ставит целью общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. А точнее:
· Помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической).
· Сформировать у школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; развивать универсальные учебные действия как собственно психологическую составляющую фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
· Обеспечить переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая надпредметные компетентности в соответствии с новым поколением стандартов.
· Развить творческие способности слабослышащих школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальность каждого ребенка.
· Сформировать духовно-нравственную основу развития личности в поликультурной среде на основе толерантного подхода, создать пространство для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Формировать понятие ценностей семьи и общества, сориентировать в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развивать этические чувства как регуляторы морального поведения.
· Использовать ресурсы дополнительного образования как способа расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности.
· Создать педагогические условия, обеспечивающие успешное образование, широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику.
· Через формирование здоровьесберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников, обеспечить сохранение их психосоматического и физического здоровья. Развить творческую среду для выявления и развития особо одаренных детей.
ОП ГКС(К)ОУ СКОШИ № 27 реализуется, опираясь на систему дидактических принципов деятельностного метода обучения, а именно:
а) принцип деятельности, заключающийся в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;
б) принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, предметного и надпредметного содержаний и методик их усвоения;
в) принцип целостного представления о мире, предполагающий формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, социокультурном мире и мире деятельности, о себе самом, о роли различных наук и знаний);
г) принцип минимакса, заключающийся в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний, умений, способностей);
д) принцип психологической комфортности, предполагающий снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
е) принцип вариативности, предполагающий формирование у учащихся способностей к принятию решений в ситуациях выбора в условиях решения задач и проблем; воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества;
ж) принцип творчества, означающий максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности учащихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
з) принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
Кроме этого системно-деятельностный подход предполагает: гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
В рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов ГКС(К)ОУ СКОШИ № 27 предъявляет и новые требования к современному педагогу, который:
· в общеобразовательной подготовке:
а) знает основы современных концепций природы и общества;
б) имеет навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями;
· в профессиональной подготовке:
а) обладает ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как профессиональная коммуникация, умение решать профессиональные проблемы, информационная компетентность;
б) знает:
– возрастную, педагогическую и коррекционную психологию, основы психологии девиантного поведения, историю педагогики и сурдопедагогику, дефектологию, современное состояние и тенденции развития систем образования в России и за рубежом, основные направления региональной образовательной политики;
– способы оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка;
– методы оценки степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей средой;
– показатели формирования гражданской зрелости человека;
– принципы организации образовательной среды, в том числе воспитательной и информационно-образовательной;
– сущность современных педагогических технологий и методик, таких, как развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио, а также педагогических технологий и методик, признанных приоритетными для системы образования субъекта Российской Федерации на среднесрочную перспективу (5 – 7 лет);
– правовые нормы отношений участников образовательного процесса;
в) умеет:
– оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития обучающегося и предлагать научно обоснованные методы повышения их эффективности; учитывать индивидуальные особенности обучающихся в образовательном процессе;
– выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям, в том числе обеспечивающим интенсивность и индивидуализацию образовательного процесса;
– применять дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы обучающихся в информационно-образовательной среде;
– организовывать взаимодействие с детьми, совместную и индивидуальную деятельность детей;
– реализовывать в своей деятельности функции управления, такие, как разработка модулей образовательных программ, в том числе реализуемых во внеурочной деятельности, а также формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
– использовать данные профессионального мониторинга (психологического, социального, медицинского) для планирования и реализации педагогической деятельности;
– использовать современные способы оценочной деятельности, корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры, формировать оценочную самостоятельность обучающихся;
– использовать для обеспечения образовательного процесса современные ресурсы на различных видах носителей информации;
– осуществлять профессиональную рефлексию;
– вести документацию;
г) владеет:
– конкретными методиками психолого-педагогической диагностики;
– средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;
– современными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения;
– методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации;
· в предметной подготовке:
а) знает:
– содержание отраслей научного знания, которые положены в основу преподаваемых предметов, и области их применения в различных сферах человеческой деятельности;
– частные методики, позволяющие реализовать содержание начального и основного общего образования;
– состав и особенности учебно-методических комплексов и дидактических материалов, в том числе на электронных носителях;
б) умеет:
– использовать частные методики;
– анализировать программы, учебно-методические комплексы и отдельные дидактические материалы;
– разрабатывать программы внеурочной деятельности;
– разрабатывать дидактические материалы.
ОП ГКС(К)ОУ СКОШИ № 27 предполагает обеспечение высокого качества предметных знаний и умений в условиях повышенного уровня образования, в том числе, за счёт коррекционно-развивающих технологий, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание социально значимых личностных качеств при сохранении здоровья учащихся, а также активное формирование способностей к рефлексивной самоорганизации, что позволит учащимся становиться самостоятельными субъектами своей учебной деятельности и успешно ориентироваться и самоопределяться в жизни.
Многие родители выбирают обучение в ГКС(К)ОУ СКОШИ № 27 из соображений лучшего образования и воспитания слабослышащего ребенка, хорошего и устойчивого авторитета школы выделяют успехи начального и основного образования и психологический климат, царящий в школе, дисциплину, стабильность педагогических кадров, порядок.
|