Возрастная психология Предмет, задачи и методы исследования





Скачать 141.67 Kb.
НазваниеВозрастная психология Предмет, задачи и методы исследования
Дата публикации01.07.2013
Размер141.67 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Психология > Закон
Возрастная психология

Предмет, задачи и методы исследования

1. Предметом возрастной психологии является изучение

а) основных категорий психологии;

б) ведущие модальности человека;

в) законов, закономерностей, тенденций развития психики, поведения, личности;

г) принципов формирования личности в деятельности.

2. Биогенетический закон, сформулированный Э.Геккелем (1834-1919), гласит, что онтогенез живого существа есть краткое и быстрое повторение:

    1. эпигенеза;

    2. филогенеза;

    3. эмбриогенеза;

    4. гетерогенеза.

3. Формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида – это

а) филогенез психики;

б) онтогенез психики;

в) нормативное психическое развитие;

г) индивидуальное развитие.

4. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста … «Душа ребенка».

5. В задачи возрастной психологии не входит изучение…

а) закономерности перехода от одного периода психического развития к другому;

б) изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга;

в) движущих сил и источников психического развития человека;

г) закономерностей психического развития.

6. В начале ХХ века начинает активно использоваться в дифференциальной и возрастной психологии

а) метод анализа продуктов деятельности;

б) метод наблюдения;

в) метод интроспекции;

г) тестовый метод.

7. Возрастная психология основана на тех закономерностях, которые выделяет…

а) педагогическая психология;

б) психология животных;

в) общая психология;

г) социальная психология.

8. Методы, не имеющие ограничений в применении относительно возрастных особенностей испытуемых -

а) эксперимент и тест;

б) беседа и тест;

в) наблюдение и эксперимент;

г) тест и анкета.

9. Основным понятием возрастной психологии является

а) психическое развитие;

б) процесс;

в) возраст;

г) психика.

10. Геронтология – это наука о:

  1. старении, старости и долголетии человека;

  2. самосовершенствовании человека

  3. взрослении человека;

  4. развитии человека.


11. Наука о зрелости, вершинах человеческой деятельности называется:

  1. психологией развития;

  2. акмеологией;

  3. геронтологией;

  4. возрастной психологией.


Закономерности психического развития

1. К основной закономерности психологического развития относятся

а) интеллект;

б) возраст;

в) умение и навыки;

г) морфофизиологические особенности.

2. Движущими силами психического развития являются

а) интересы;

б) задатки и способности;

в) морфологические особенности;

г) противоречие мотивационно-потребностной сферы и уровня притязаний личности.

3. Динамика психического развития определяется

а) возрастными изменениями;

б) кризисными, стабильными и сензитивными периодами;

в) ходом созревания органических особенностей;

г) стадиями в развитии интеллекта.

4. Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. Это закон:

  1. метаморфозы;

  2. оптимального развития;

  3. развития высших психических функций;

г) неравномерности возрастного развития.

5. Сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют:

  1. революционными;

  2. эволюционными;

  3. консервативными;

  4. кризисными.

6. … не относится к факторам психического развития

а) среда;

б) интеллект;

в) активность;

г) наследственность.

7. К … типу развития относится развитие Земли, развитие общества и процесс психического развития ребенка

а) генетическому;

б) непреформированному;

в) преформированному;

г) смешанному.

8. К закону неравномерности психического развития не относится

а) процесс иерархизации мотивационной сферы личности;

б) явление акселерации;

в) наличие сензитивных периодов развития;

г) наличие стадий подъема, стабилизации и спада в развитии психических функций.

9. К факторам, влияющим на психическое развитие относятся

а) социальная ситуация развития, интериоризация, темперамент;

б) самоактуализация и степень принятия со стороны взрослых;

в) мыслительные операции, интеллект;

г) наследственность, среда, обучение и воспитание, собственная активность субъекта, реализуемая в деятельности.

10. Кризисом развития в психологии называется

а) завершение предыдущего периода развития и начало следующего;

б) эпоха построения личности;

в) период, характеризующийся наиболее благоприятными условиями для развития у человека определенных психических свойств;

г) специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью.
11. Основными формами развития являются

а) самосознание и направленность;

б) филогенез и онтогенез;

в) сознание и деятельность;

г) наследственность и среда.

12. Процесс усвоения социального опыта ребенком от рождения до зрелости основан на

а) воспитательном воздействии;

б) примере другого человека ;

в) совместной деятельности со взрослыми;

г) на общении со взрослым.
Теории и периодизации психического развития

1.. Одним из подходов к объяснению психического развития является:

а) теория конвергенции двух факторов;

б) биогенетическое направление;

в) социологизаторское направление;

г) все ответы верны.

2. Автором теории рекапитуляции является….

а) Дж. Локк;

б) Р. Заззо;

в) С. Холл;

г) В. Штерн.

3. Автором культурно-исторической теории является

а) Дж. Брунер;

б) Л.С. Выготский;

в) С.Л. Рубинштейн;

г) А.Валлон.

4. Основоположником бихевиоризма является

а) А. Маслоу;

б) К. Лоуренс;

в) Ж.Пиаже;

г) Дж. Уотсон.

5. В ХХ веке наиболее значимый вклад в развитие возрастной психологии внес

а) И.П. Павлов;

б) А.Н. Леонтьев;

в) К.Д. Ушинский;

г) Р. Заззо.

6. В ХХ веке … написал трактат «Теория культурно-исторического развития психики ребенка»

а) П.Я. Гальперин;

б) Л.С. Выготский;

в) Д.Б. Эльконин;

г) А.Н. Леонтьев.

7. … деятельность определяется основными изменениями в личности и новообразованиями в познавательной сфере ребенка на определенном возрастном этапе

а) игровая;

б) учебная;

в) социальная;

г) ведущая.

8. … определил, что в ведущей деятельности возникают элементы той деятельности, которая станет ведущей на следующем возрастном этапе

а) Б.Д. Эльконин;

б) Л.С. Выготский;

в) А.Н. Лентьев;

г) В.П. Слободчиков.

9. … теория утверждает, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало меняются под влиянием условий жизни

а) конвергенции двух факторов;

б) социогенетическая;

в) формирующая;

г) биогенетическая.

10. Автором теории конвергенции двух факторов является

а) Дж. Локк;

б) Р. Заззо;

в) С. Холл;

г) В. Штерн.

11. … теория утверждает, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий

а) биогенетическая;

б) гуманистическая;

в) конвергенции двух факторов;

г) социогенетическая.

12. В работе «Проблемы возраста в психологии» выделил различные характеристики возраста

а) Д.Б. Эльконин;

б) Ж. Пиаже;

в) Л.С. Выготский;

г) А.Н. Леонтьев.

13. В своей концепции психического развития ребенка Д.Б. Эльконин связывает между собой… основных вектора развития ребенка

а) три;

б) пять;

в) два;

г) четыре.

14. Воспроизводство процессов исторического развития общества в психическом развитии индивида определяется как

а) экстериоризация;

б) ресоциализация;

в) рекапитуляция;

г) интериоризация.

15. З. Фрейд считал источником психического развития

а) ид;

б) супер-эго;

в) либидо;

г) эго.

16. Латентная стадия психического развития по З.Фрейду

а) от 12 до 18 лет;

б) от 4 до 5 лет;

в) от 6 до 12 лет;

г) от 4 до 10 лет.

17. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенное влияние согласно к подходу развитию..

а) социогенетическому;

б) двухфакторному;

в) биогенетическому;

г) психогенетическому.

18. Общество по мнению Э.Эриксона

а) существенно не влияет на развитие личности;

б) не нуждается в развитие личности;

в) стремится к такому устройству, чтобы поощрять и стимулировать развитие личности;

г) затрудняет развитие личности.

19. Основные изменения школьного возраста (по Л.С. Выготскому) – осознание и овладение психическими процессами – обязаны своим происхождением

а) развитию;

б) обучению;

в) воспитанию;

г) научению.

20. Периодизация психического развития П.П. Блонского относится к … периодизациям

а) империческим;

б) психологическим;

в) педагогическим;

г) биологизаторским.

21. Понятие «зона ближайшего развития» ввел в психологию

а) Д.Б. Эльконин;

б) Л.С. Выготский;

в) В.В. Давыдов;

г) П.Я. Гальперин.

22. Процесс усвоения социального опыта ребенком от рождения до зрелости основан на

а) воспитательном воздействии;

б) примере другого человека;

в) совместной деятельности со взрослыми;

г) на общении со взрослым.

23. Психическое развитие, согласно концепции Э.Эриксона, предполагает прохождение … стадий

а) восьми;

б) шести;

в) четырех;

г) семи.

24. Психическая функция по Л.С. Выготскому называется … , если она стала достоянием ребенка и не связана с действиями взрослого

а) простой;

б) интерпсихической;

в) интрапсихической;

г) сложной.

25. Согласно концепции Ж.Пиаже фактором определяющим психическое развитие является

а) смена господствующих умственных структур;

б) овладение ребенком исторически сложившимися способами родовой человеческой деятельности;

в) сексуальный инстинкт;

г) постоянная самоактуализация.

26. Согласно психоаналитической концепции З.Фрейда главным фактором, определяющим психическое развитие, является

а) овладение ребенком исторически сложившимися способами родовой человеческой деятельности;

б) смена господствующих умственных структур;

в) сексуальный инстинкт;

г) постоянная самоактуализация.

27. Социальная ситуация развития представляет собой значимое для ребенка данного возраста

а) все ответы верны;

б) отношение с окружающей действительностью;

в) ближайшее социальное окружение;

г) образовательное пространство.

28. … в ХV11 веке ввел понятие социальный опыт и считал, что ребенок – это чистая восковая доска, на которой можно написать что угодно

а) Э.Дюркгейм;

б) А. Валлон;

в) Дж. Локк;

г) М.Мид.

29. Установите соответствие между основными психологическими теориями развития личности и их представителями

1. Теория культурно-исторического развития

а) Л.С. Выготский

2. Теория рекапитуляции

б) С. Холл

3. Психоаналитическая теория

в) З.Фрейд

4. Когнитивная теория

г) Ж.Пиаже

30. Установите соответствие между стадиями детского развития и их характеристиками согласно психоаналитическому подходу З.Фрейда

1. Оральная стадия

а) приходится на подростковый период и всю последующую жизнь. Формируются и реализуются зрелые гетеросексуальные отношения

2. Анальная стадия

б) приходится на раннее детство. Чувственные наслаждения связаны с процессами выделения

3. Фаллическая стадия

в) приходится на дошкольное детство. Источником удовольствия и наслаждения становятся гениталии ребенка

4. Генитальная стадия

г) приходится на младенчество. Центром чувственных стимуляций, наслаждения и интереса ребенка становится рот

31. Установите соответствие между возрастными периодами и названиями стадий интеллектуального развития, согласно теории Ж.Пиаже

1. от 0 до 2 лет

а) стадия конкретных операций

2. от 2 до 7 лет

б) стадия формальных операций

3. от 7 до 12 лет

в) дооперациональная стадия

4. после 12 лет

г) сенсомоторная стадия

32. Утверждение, соответствующее концепции развития высших психических функций человека по Л.С. Выготскому

а) «онтогенез есть краткое и быстрое воспроизведение, повторение филогенеза»;

б) «у любого человека, независимо от его природных особенностей, можно сформировать любые психологические свойства»;

в) «в основе психического развития ребенка – овладение исторически сложившимися способами человеческой деятельности»;

г) «главный фактор, определяющий психическое развитие – сексуальный инстинкт».

33. По Эльконину, ведущая деятельность развивает, помимо познавательной, сферу:

  1. мотивационно-потребностную;

  2. эмоциональную;

  3. мотивационную;

г) потребностную.

34. Согласно Л.С. Выготскому, состояние умственного развития может быть оценено с учетом, как минимум, двух моментов, указанных в одном из пунктов

а) уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;

б) индивидуальных показателей ребенка и популяционных показателей для детей того же пола и возраста;

в) показателей умственного развития и состояния памяти.
Особенности психического развития ребенка в разных возрастах

1. Ведущим видом деятельности в раннем возрасте является

а) игра;

б) предметно – манипулятивная деятельность;

в) общение со сверстниками;

г) учебная деятельность.

2. Возраст, сензитивный к развитию речи –

а) раннее детство;

б) период новорожденности;

в) младший школьный;

г) младенчество.

3. Контакт ребенка с матерью непосредственно после родов важен для формирования…

а) восприятия;

б) темперамента;

в) привязанности;

г) самооценки.

4. Причиной кризиса 3-х лет является

а) «трудный» характер ребенка;

б) переживаемое ребенком противоречие между возросшей самостоятельностью и старыми формами общения со взрослыми;

в) психопатология;

г) избалованность ребенка.

5. Социальная ситуация развития в раннем возрасте имеет вид

а) «ребенок – сверстники»;

б) «ребенок – учитель»;

в) «ребенок – взрослый»;

г) «ребенок – предмет – взрослый».

6. В чем проявляется эгоцентризм детей (указать 2 условия):

а) неумение встать на чужую точку зрения;

б) нерасчлененность детского мышления;

в) искусственность, созданость мира;

г) одушевленность.

7. Лепет представляет собой:

  1. стилистическую особенность языка;

  2. краткий ответ, возражения, замечания на слова собеседника;

  3. фонетически организованная речь, являющаяся средством выражения ее эмоциональной окраски.

  4. сочетание звуков неопределенно артикулируемых.

8. Любое действие, которое ребенок в младенчестве самостоятельно выполнять еще не может, но которому он может обучаться во взаимодействии со взрослым сопровождается:

  1. подражанием;

  2. идентификацией;

  3. импринтингом;

  4. компиляцией.

9. Ведущая деятельность дошкольника – это …

а) общение;

б) труд;

в) обучение;

г) игра.

10. Воссоздание ребенком деятельности, при которой из неё выделяется собственно её социальная, человеческая суть, её задачи и нормы отношений между людьми – это

а) все ответы верны;

б) рисование;

в) игра;

г) занятие танцами.

11. По Д.Б. Эльконину дошкольное детство является периодом с преимущественно

а) развитой мотивационно-потребностной сферой;

б) развитой познавательной сферой;

в) развитыми личностными особенностями ребенка;

г) развитыми операционально-техническими возможностями.

12. Что является основными новообразованиями дошкольного возраста:

а) произвольность;

б) стремление к «взрослости»;

в) речь и наглядно-действенное мышление;

г) потребность в общении, эмоциональные отношения;

д) потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;

е) комплекс оживления.

13. Графическая форма, в которой дети изображают предметы при рисовании, обусловлена

а) зрительными впечатлениями от предмета;

б) двигательно-осязательным опытом, полученным при взаимодействии с предметом;

в) все ответы верны;

г) имеющимися графическими образами.

14. Одним из компонентов психологической готовности ребенка к школе является … готовность

а) позиционная;

б) мотивационная;

в) школьная;

г) ситуационная.

15. Основным новообразованием кризиса 7 лет является …

а) потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности;

б) наглядно-действенное мышление;

в) рефлексия;

г) критичность.

16. Под влиянием учебной деятельности в познавательной сфере

а) память носит произвольный характер;

б) все ответы верны;

в) повышается словарный запас;

г) идет формирование теоретического мышления.

17. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте выступает

а) учебная деятельность;

б) отдых;

в) интимно-личностное общение со сверстниками;

г) деловое общение с учителем.

18. О наличие чувства взрослости подростка можно судить по

а) все ответы верны;

б) тому, как он хочет, чтобы к нему относились;

в) частным случаем игнорирования им требований взрослых;

г) ярко выраженному стремлению к самостоятельности.

19. Чаще всего первой ступенью чувства взрослости в подростковом возрасте является..

а) интеллектуальная взрослость;

б) принятие ответственности;

в) становление идеала взрослого человека;

г) внешняя взрослость.

20. Склонность к теоретизированию становится насущной психологической потребностью в

а) дошкольном возрасте;

б) младшем школьном возрасте;

в) подростковом возрасте;

г) юношеском возрасте.

21.Чувство взрослости у подростков (по Драгуновой Т.В.) выражается в

а) подражании внешним проявлениям взрослости;

б) все ответы верны;

в) направленности на качества взрослого и ориентация на него при выполнении различных видов деятельности;

г) интеллектуальной взрослости.

22. В подростковом возрасте актуальны: 1) развивающая работа умственного содержания; 2) формирование навыков эффективного общения; 3) развитие навыков совместной деятельности; 4) формирование уверенности в себе; 5) развитие потребности в самовоспитании:

  1. только 1 и 5;

  2. 2,3,4,5;

  3. 1,3,5;

  4. только 2.

23. Границы периода ранней юности - … лет

а) 15-20;

б) 14-15;

в) 14,15 – 17;

г) 11,12 – 14,15.

24. К новообразованиям ранней юности относят

а) профессиональное самоопределение;

б) психологическую готовность к самоопределению;

в) усвоение социальных ролей;

г) все ответы верны.

25. Основная роль юношеской дружбы в психическом развитии заключается в

а) обсуждении проблем;

б) принятии в группу сверстников;

в) эмоциональной поддержке;

г) развитии самосознания.

26.Становление личности в ранней юности в решающей мере обуславливается

а) психическим развитием;

б) социальными условиями;

в) физическим развитием;

г) эмоциональной сферой.

27. Конфликты между родителями и детьми в ранней юности чаще всего возникают из-за того, что

а) отсутствует взаимопонимание;

б) родители считают, что их дети не выросли;

в) никто не хочет встать на позицию противоположной стороны;

г) все ответы верны.

28. З.Фрейд большое значение в жизни взрослой личности придавал:

  1. профессиональному развитию

  2. бессознательным переживаниям детства;

  3. сознательным переживаниям детства

  4. интеллектуальному развитию.

29. По мнению Э.Эриксона, главная проблема, требующая своего разрешения, в период ранней взрослости – это

а) эгоидентичность – спутанность ролей

б) близость – изоляция

в) эгоинтеграция – спутанность ролей

г) продуктивность – застой.

30. Границы поздней зрелости (по Э.Эриксону)

а) 26-64 года;

б) 20-25 лет;

в) 65 лет – смерть;

г) 55 – 60 лет.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Возрастная психология Предмет, задачи и методы исследования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность:...
«Методы арт-терапии» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами. Изучение данного курса опирается на знания...
Возрастная психология Предмет, задачи и методы исследования icon«Роль женщины в современном мире»
Введение (аннотация, актуальность, проблема, цель и задачи, предмет и объект исследования, гипотеза и методы исследования)
Возрастная психология Предмет, задачи и методы исследования iconИли задание текущей аттестационной работы
...
Возрастная психология Предмет, задачи и методы исследования icon5. историография человеческого развития 32
Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи...
Возрастная психология Предмет, задачи и методы исследования iconИли задание текущей аттестационной работы
«Анатомия и возрастная физиология», «Общая психология», «Возрастная психология», «Специальная педагогика и психология», «Психолого-педагогическое...
Возрастная психология Предмет, задачи и методы исследования icon"Визитная карточка" проекта
«Методы арт-терапии» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами. Изучение данного курса опирается на знания...
Возрастная психология Предмет, задачи и методы исследования iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная...
Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная...
Возрастная психология Предмет, задачи и методы исследования iconЦели и задачи курса
Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине “Психология развития и возрастная психология ”
Возрастная психология Предмет, задачи и методы исследования iconРоссийской федерации
«Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная...
Возрастная психология Предмет, задачи и методы исследования iconРабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для...
Возрастная психология Предмет, задачи и методы исследования iconАндреева Г. М. Социальная психология
Социальная психология: предмет, разделы, задачи. Понятие группы, ее основные характеристики. Классификация социальных групп. Методики...
Возрастная психология Предмет, задачи и методы исследования iconУчебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс...
В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,...
Возрастная психология Предмет, задачи и методы исследования iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
Возрастная психология Предмет, задачи и методы исследования iconIii требования к результатам освоения дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение...
Возрастная психология Предмет, задачи и методы исследования iconТема Предмет, задачи и методы психологии
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности...
Возрастная психология Предмет, задачи и методы исследования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Предмет, задачи, методы исследования методики преподавания естествознания


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск