Скачать 141.67 Kb.
|
Возрастная психология Предмет, задачи и методы исследования 1. Предметом возрастной психологии является изучение а) основных категорий психологии; б) ведущие модальности человека; в) законов, закономерностей, тенденций развития психики, поведения, личности; г) принципов формирования личности в деятельности. 2. Биогенетический закон, сформулированный Э.Геккелем (1834-1919), гласит, что онтогенез живого существа есть краткое и быстрое повторение:
3. Формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида – это а) филогенез психики; б) онтогенез психики; в) нормативное психическое развитие; г) индивидуальное развитие. 4. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста … «Душа ребенка». 5. В задачи возрастной психологии не входит изучение… а) закономерности перехода от одного периода психического развития к другому; б) изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга; в) движущих сил и источников психического развития человека; г) закономерностей психического развития. 6. В начале ХХ века начинает активно использоваться в дифференциальной и возрастной психологии а) метод анализа продуктов деятельности; б) метод наблюдения; в) метод интроспекции; г) тестовый метод. 7. Возрастная психология основана на тех закономерностях, которые выделяет… а) педагогическая психология; б) психология животных; в) общая психология; г) социальная психология. 8. Методы, не имеющие ограничений в применении относительно возрастных особенностей испытуемых - а) эксперимент и тест; б) беседа и тест; в) наблюдение и эксперимент; г) тест и анкета. 9. Основным понятием возрастной психологии является а) психическое развитие; б) процесс; в) возраст; г) психика. 10. Геронтология – это наука о:
11. Наука о зрелости, вершинах человеческой деятельности называется:
Закономерности психического развития 1. К основной закономерности психологического развития относятся а) интеллект; б) возраст; в) умение и навыки; г) морфофизиологические особенности. 2. Движущими силами психического развития являются а) интересы; б) задатки и способности; в) морфологические особенности; г) противоречие мотивационно-потребностной сферы и уровня притязаний личности. 3. Динамика психического развития определяется а) возрастными изменениями; б) кризисными, стабильными и сензитивными периодами; в) ходом созревания органических особенностей; г) стадиями в развитии интеллекта. 4. Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. Это закон:
г) неравномерности возрастного развития. 5. Сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют:
6. … не относится к факторам психического развития а) среда; б) интеллект; в) активность; г) наследственность. 7. К … типу развития относится развитие Земли, развитие общества и процесс психического развития ребенка а) генетическому; б) непреформированному; в) преформированному; г) смешанному. 8. К закону неравномерности психического развития не относится а) процесс иерархизации мотивационной сферы личности; б) явление акселерации; в) наличие сензитивных периодов развития; г) наличие стадий подъема, стабилизации и спада в развитии психических функций. 9. К факторам, влияющим на психическое развитие относятся а) социальная ситуация развития, интериоризация, темперамент; б) самоактуализация и степень принятия со стороны взрослых; в) мыслительные операции, интеллект; г) наследственность, среда, обучение и воспитание, собственная активность субъекта, реализуемая в деятельности. 10. Кризисом развития в психологии называется а) завершение предыдущего периода развития и начало следующего; б) эпоха построения личности; в) период, характеризующийся наиболее благоприятными условиями для развития у человека определенных психических свойств; г) специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью. 11. Основными формами развития являются а) самосознание и направленность; б) филогенез и онтогенез; в) сознание и деятельность; г) наследственность и среда. 12. Процесс усвоения социального опыта ребенком от рождения до зрелости основан на а) воспитательном воздействии; б) примере другого человека ; в) совместной деятельности со взрослыми; г) на общении со взрослым. Теории и периодизации психического развития 1.. Одним из подходов к объяснению психического развития является: а) теория конвергенции двух факторов; б) биогенетическое направление; в) социологизаторское направление; г) все ответы верны. 2. Автором теории рекапитуляции является…. а) Дж. Локк; б) Р. Заззо; в) С. Холл; г) В. Штерн. 3. Автором культурно-исторической теории является а) Дж. Брунер; б) Л.С. Выготский; в) С.Л. Рубинштейн; г) А.Валлон. 4. Основоположником бихевиоризма является а) А. Маслоу; б) К. Лоуренс; в) Ж.Пиаже; г) Дж. Уотсон. 5. В ХХ веке наиболее значимый вклад в развитие возрастной психологии внес а) И.П. Павлов; б) А.Н. Леонтьев; в) К.Д. Ушинский; г) Р. Заззо. 6. В ХХ веке … написал трактат «Теория культурно-исторического развития психики ребенка» а) П.Я. Гальперин; б) Л.С. Выготский; в) Д.Б. Эльконин; г) А.Н. Леонтьев. 7. … деятельность определяется основными изменениями в личности и новообразованиями в познавательной сфере ребенка на определенном возрастном этапе а) игровая; б) учебная; в) социальная; г) ведущая. 8. … определил, что в ведущей деятельности возникают элементы той деятельности, которая станет ведущей на следующем возрастном этапе а) Б.Д. Эльконин; б) Л.С. Выготский; в) А.Н. Лентьев; г) В.П. Слободчиков. 9. … теория утверждает, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало меняются под влиянием условий жизни а) конвергенции двух факторов; б) социогенетическая; в) формирующая; г) биогенетическая. 10. Автором теории конвергенции двух факторов является а) Дж. Локк; б) Р. Заззо; в) С. Холл; г) В. Штерн. 11. … теория утверждает, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий а) биогенетическая; б) гуманистическая; в) конвергенции двух факторов; г) социогенетическая. 12. В работе «Проблемы возраста в психологии» выделил различные характеристики возраста а) Д.Б. Эльконин; б) Ж. Пиаже; в) Л.С. Выготский; г) А.Н. Леонтьев. 13. В своей концепции психического развития ребенка Д.Б. Эльконин связывает между собой… основных вектора развития ребенка а) три; б) пять; в) два; г) четыре. 14. Воспроизводство процессов исторического развития общества в психическом развитии индивида определяется как а) экстериоризация; б) ресоциализация; в) рекапитуляция; г) интериоризация. 15. З. Фрейд считал источником психического развития а) ид; б) супер-эго; в) либидо; г) эго. 16. Латентная стадия психического развития по З.Фрейду а) от 12 до 18 лет; б) от 4 до 5 лет; в) от 6 до 12 лет; г) от 4 до 10 лет. 17. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенное влияние согласно к подходу развитию.. а) социогенетическому; б) двухфакторному; в) биогенетическому; г) психогенетическому. 18. Общество по мнению Э.Эриксона а) существенно не влияет на развитие личности; б) не нуждается в развитие личности; в) стремится к такому устройству, чтобы поощрять и стимулировать развитие личности; г) затрудняет развитие личности. 19. Основные изменения школьного возраста (по Л.С. Выготскому) – осознание и овладение психическими процессами – обязаны своим происхождением а) развитию; б) обучению; в) воспитанию; г) научению. 20. Периодизация психического развития П.П. Блонского относится к … периодизациям а) империческим; б) психологическим; в) педагогическим; г) биологизаторским. 21. Понятие «зона ближайшего развития» ввел в психологию а) Д.Б. Эльконин; б) Л.С. Выготский; в) В.В. Давыдов; г) П.Я. Гальперин. 22. Процесс усвоения социального опыта ребенком от рождения до зрелости основан на а) воспитательном воздействии; б) примере другого человека; в) совместной деятельности со взрослыми; г) на общении со взрослым. 23. Психическое развитие, согласно концепции Э.Эриксона, предполагает прохождение … стадий а) восьми; б) шести; в) четырех; г) семи. 24. Психическая функция по Л.С. Выготскому называется … , если она стала достоянием ребенка и не связана с действиями взрослого а) простой; б) интерпсихической; в) интрапсихической; г) сложной. 25. Согласно концепции Ж.Пиаже фактором определяющим психическое развитие является а) смена господствующих умственных структур; б) овладение ребенком исторически сложившимися способами родовой человеческой деятельности; в) сексуальный инстинкт; г) постоянная самоактуализация. 26. Согласно психоаналитической концепции З.Фрейда главным фактором, определяющим психическое развитие, является а) овладение ребенком исторически сложившимися способами родовой человеческой деятельности; б) смена господствующих умственных структур; в) сексуальный инстинкт; г) постоянная самоактуализация. 27. Социальная ситуация развития представляет собой значимое для ребенка данного возраста а) все ответы верны; б) отношение с окружающей действительностью; в) ближайшее социальное окружение; г) образовательное пространство. 28. … в ХV11 веке ввел понятие социальный опыт и считал, что ребенок – это чистая восковая доска, на которой можно написать что угодно а) Э.Дюркгейм; б) А. Валлон; в) Дж. Локк; г) М.Мид. 29. Установите соответствие между основными психологическими теориями развития личности и их представителями
30. Установите соответствие между стадиями детского развития и их характеристиками согласно психоаналитическому подходу З.Фрейда
31. Установите соответствие между возрастными периодами и названиями стадий интеллектуального развития, согласно теории Ж.Пиаже
32. Утверждение, соответствующее концепции развития высших психических функций человека по Л.С. Выготскому а) «онтогенез есть краткое и быстрое воспроизведение, повторение филогенеза»; б) «у любого человека, независимо от его природных особенностей, можно сформировать любые психологические свойства»; в) «в основе психического развития ребенка – овладение исторически сложившимися способами человеческой деятельности»; г) «главный фактор, определяющий психическое развитие – сексуальный инстинкт». 33. По Эльконину, ведущая деятельность развивает, помимо познавательной, сферу:
г) потребностную. 34. Согласно Л.С. Выготскому, состояние умственного развития может быть оценено с учетом, как минимум, двух моментов, указанных в одном из пунктов а) уровня актуального развития и зоны ближайшего развития; б) индивидуальных показателей ребенка и популяционных показателей для детей того же пола и возраста; в) показателей умственного развития и состояния памяти. Особенности психического развития ребенка в разных возрастах 1. Ведущим видом деятельности в раннем возрасте является а) игра; б) предметно – манипулятивная деятельность; в) общение со сверстниками; г) учебная деятельность. 2. Возраст, сензитивный к развитию речи – а) раннее детство; б) период новорожденности; в) младший школьный; г) младенчество. 3. Контакт ребенка с матерью непосредственно после родов важен для формирования… а) восприятия; б) темперамента; в) привязанности; г) самооценки. 4. Причиной кризиса 3-х лет является а) «трудный» характер ребенка; б) переживаемое ребенком противоречие между возросшей самостоятельностью и старыми формами общения со взрослыми; в) психопатология; г) избалованность ребенка. 5. Социальная ситуация развития в раннем возрасте имеет вид а) «ребенок – сверстники»; б) «ребенок – учитель»; в) «ребенок – взрослый»; г) «ребенок – предмет – взрослый». 6. В чем проявляется эгоцентризм детей (указать 2 условия): а) неумение встать на чужую точку зрения; б) нерасчлененность детского мышления; в) искусственность, созданость мира; г) одушевленность. 7. Лепет представляет собой:
8. Любое действие, которое ребенок в младенчестве самостоятельно выполнять еще не может, но которому он может обучаться во взаимодействии со взрослым сопровождается:
9. Ведущая деятельность дошкольника – это … а) общение; б) труд; в) обучение; г) игра. 10. Воссоздание ребенком деятельности, при которой из неё выделяется собственно её социальная, человеческая суть, её задачи и нормы отношений между людьми – это а) все ответы верны; б) рисование; в) игра; г) занятие танцами. 11. По Д.Б. Эльконину дошкольное детство является периодом с преимущественно а) развитой мотивационно-потребностной сферой; б) развитой познавательной сферой; в) развитыми личностными особенностями ребенка; г) развитыми операционально-техническими возможностями. 12. Что является основными новообразованиями дошкольного возраста: а) произвольность; б) стремление к «взрослости»; в) речь и наглядно-действенное мышление; г) потребность в общении, эмоциональные отношения; д) потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности; е) комплекс оживления. 13. Графическая форма, в которой дети изображают предметы при рисовании, обусловлена а) зрительными впечатлениями от предмета; б) двигательно-осязательным опытом, полученным при взаимодействии с предметом; в) все ответы верны; г) имеющимися графическими образами. 14. Одним из компонентов психологической готовности ребенка к школе является … готовность а) позиционная; б) мотивационная; в) школьная; г) ситуационная. 15. Основным новообразованием кризиса 7 лет является … а) потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности; б) наглядно-действенное мышление; в) рефлексия; г) критичность. 16. Под влиянием учебной деятельности в познавательной сфере а) память носит произвольный характер; б) все ответы верны; в) повышается словарный запас; г) идет формирование теоретического мышления. 17. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте выступает а) учебная деятельность; б) отдых; в) интимно-личностное общение со сверстниками; г) деловое общение с учителем. 18. О наличие чувства взрослости подростка можно судить по а) все ответы верны; б) тому, как он хочет, чтобы к нему относились; в) частным случаем игнорирования им требований взрослых; г) ярко выраженному стремлению к самостоятельности. 19. Чаще всего первой ступенью чувства взрослости в подростковом возрасте является.. а) интеллектуальная взрослость; б) принятие ответственности; в) становление идеала взрослого человека; г) внешняя взрослость. 20. Склонность к теоретизированию становится насущной психологической потребностью в а) дошкольном возрасте; б) младшем школьном возрасте; в) подростковом возрасте; г) юношеском возрасте. 21.Чувство взрослости у подростков (по Драгуновой Т.В.) выражается в а) подражании внешним проявлениям взрослости; б) все ответы верны; в) направленности на качества взрослого и ориентация на него при выполнении различных видов деятельности; г) интеллектуальной взрослости. 22. В подростковом возрасте актуальны: 1) развивающая работа умственного содержания; 2) формирование навыков эффективного общения; 3) развитие навыков совместной деятельности; 4) формирование уверенности в себе; 5) развитие потребности в самовоспитании:
23. Границы периода ранней юности - … лет а) 15-20; б) 14-15; в) 14,15 – 17; г) 11,12 – 14,15. 24. К новообразованиям ранней юности относят а) профессиональное самоопределение; б) психологическую готовность к самоопределению; в) усвоение социальных ролей; г) все ответы верны. 25. Основная роль юношеской дружбы в психическом развитии заключается в а) обсуждении проблем; б) принятии в группу сверстников; в) эмоциональной поддержке; г) развитии самосознания. 26.Становление личности в ранней юности в решающей мере обуславливается а) психическим развитием; б) социальными условиями; в) физическим развитием; г) эмоциональной сферой. 27. Конфликты между родителями и детьми в ранней юности чаще всего возникают из-за того, что а) отсутствует взаимопонимание; б) родители считают, что их дети не выросли; в) никто не хочет встать на позицию противоположной стороны; г) все ответы верны. 28. З.Фрейд большое значение в жизни взрослой личности придавал:
29. По мнению Э.Эриксона, главная проблема, требующая своего разрешения, в период ранней взрослости – это а) эгоидентичность – спутанность ролей б) близость – изоляция в) эгоинтеграция – спутанность ролей г) продуктивность – застой. 30. Границы поздней зрелости (по Э.Эриксону) а) 26-64 года; б) 20-25 лет; в) 65 лет – смерть; г) 55 – 60 лет. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы арт-терапии» Специальность:... «Методы арт-терапии» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами. Изучение данного курса опирается на знания... | «Роль женщины в современном мире» Введение (аннотация, актуальность, проблема, цель и задачи, предмет и объект исследования, гипотеза и методы исследования) | ||
Или задание текущей аттестационной работы ... | 5. историография человеческого развития 32 Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи... | ||
Или задание текущей аттестационной работы «Анатомия и возрастная физиология», «Общая психология», «Возрастная психология», «Специальная педагогика и психология», «Психолого-педагогическое... | "Визитная карточка" проекта «Методы арт-терапии» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами. Изучение данного курса опирается на знания... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная... Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная... | Цели и задачи курса Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине “Психология развития и возрастная психология ” | ||
Российской федерации «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная... | Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для... | ||
Андреева Г. М. Социальная психология Социальная психология: предмет, разделы, задачи. Понятие группы, ее основные характеристики. Классификация социальных групп. Методики... | Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс... В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,... | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... | Iii требования к результатам освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение... | ||
Тема Предмет, задачи и методы психологии Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Предмет, задачи, методы исследования методики преподавания естествознания |