"Визитная карточка" проекта
Автор проекта | Фамилия, имя, отчество автора
| Симонова Татьяна Алексеевна
| Регион, в котором находится социально- педагогический колледж
| Карелия
| Город, в котором находится школа
| Петрозаводск
| Номер и/или название школы
| ПСПК, Петрозаводский социально-педагогический колледж
| Если Ваш учебный проект будет выбран для размещения в базе данных работ по программе Intel "Обучение для будущего" или в качестве примера в пособиях программы, хотите ли Вы, чтобы Ваше имя было указано как имя автора?
| Да
|
|
Какова тема Вашего учебного проекта?
| Проект создан для студентов социально-педагогического колледжа г.Петрозаводска по предметц "Использование методов арт-терапии в социально-педагогической деятельности с детьми - инвалидами".
Проект рассматривает темы учебной дисциплины:
Арт – терапия – поиск и познание своего «Я».
Инновационные методы арт-терапии как средство развития творческих способностей детей – инвалидов.
Арт – терапия как средство взаимной интеграции участников в общество.
4.Использование методов и приемов арт – терапии в социально – педагогической реабилитации детей - инвалидов
| Методические цели проекта |
Раскрытие сущности арт-терапевтического процесса как средства:
- педагогической новации;
- раскрытия творческих способностей детей и подростков;
- социо – культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями;
- ознакомления с новаторскими идеями и авторскими методиками арттерапии (И.Н.Копытин, Т.Д.Зинкевич-Евстигнееева, И.В.Вачков) и раскрытия у обучающегося нового социально-педагогического мышления и системы соответствующих практических умений в использовании методов арттерапии
| Какие компетентности формирует Ваш проект?
| В сфере самостоятельной деятельности.
Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
В сфере гражданско-общественной деятельности.
В сфере социально-трудовой деятельности.
В бытовой сфере.
В сфере культурно-досуговой деятельности.
| Какие методические задачи Вы ставите в своем проекте?
| Раскрыть значение арт - терапии как особого средства социально-педагогической деятельности в воспитательно-образовательном процессе.
Охарактеризовать педагогические подходы к организации арт-терапевтического процесса как педагогической новации.
Создать условия для овладения глубокими представлениями о сущности арт-терапевтического процесса, его комплексности и целостности.
4. Создать условия для овладения практическими умениями использования методов и приемов арт-терапии в социально-педагогической деятельности с детьми и подростками (инвалидами).
| Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы Вы ставите перед учащимися?
| «Если Душа родилась крылатой?» М.И.Цветаева (основополагающий вопрос)
Проблемные вопросы:
Творчество ребенка - инвалида – это путь к самопознанию?
Каковы пути подготовки ребенка – инвалида к будущей независимой жизни?
Право на творчество – право на жизнь?
| Вопросы учебной темы (проблемные):
| Где рождается творческое начало для ребенка - инвалида?
Зачем ребенку - инвалиду творить?
Творческое пространство для ребенка - инвалида – это его жизненное кредо?
| Каким может быть творческое название Вашего учебного проекта?
| «ПРАВО НА ТВОРЧЕСТВО – ПУТЬ К НЕЗАВИСИМОЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ»
|
Какие самостоятельные исследования студентов возможны в Вашем учебном проекте?
| Инновационный метод арт-терапии как средство раскрытия творческих способностей детей- инвалидов (публикация)
Музыка – язык Души человека (реферативное исследование)
Сказкотерапия – метод раскрытия внутреннего мира ребенка – инвалида (презентация)
Театральная терапия как средство развития коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями (презентация)
Театральная терапия как комплексный метод воздействия искусства на Душу ребенка - инвалида.
Изотерапия как средство познания окружающего мира (публикация)
| Каким пунктам тематического учебного плана предмета соответствует проект?
| Пути и направления арт-терапии.
Процесс творчества – лечебные механизмы.
Арт-терапия – метод психотерапии, основанный на лечебном влиянии творческой деятельности.
Арт – терапия как педагогическая инновация.
Сказкотерапия как воспитательная система.
Музыкальная терапия как один из методов арт-терапии.
Игратерапия как форма саморазвития личности ребенка.
Театральная терапия как синтез всех искусств.
Арт-терапия как метод исследования потребностей и возможностей творческого роста детей с ограниченными возможностями.
Арт-терапия как педагогическая инновация в социально-педагогической деятельности.
| Предметные области
(Отметьте предметы, в рамках которых проводится учебный проект)
| Социальная педагогика
| Сказкотерапия (факультатив)
| Детская литература
| Социальная психология
| Логопедия
| Информационные технологии
| Технология работы социального педагога
| Методика преподавания изобразительной деятельности
| Музыка
| Специальная педагогика
| Изотерапия (факультатив)
| Информатика
| основы реабилитационной работы
| Физическая реабилитация (кинезиотерапия)
|
| Игровая реабилитация
| Арттерапия
|
| Трудовая реабилитация
| Изобразительное искусство, МХК
| Музыкальная терапия
| Изобразительное искусство
| Возраст учащихся (Выберите ту возрастную категорию, на которую рассчитаны цели учебного проекта)
| начальная школа
| старшая школа
| разновозрастная: студенты и дети –инвалиды (от 9 до 18 лет)
| средняя школа
| Оформление результатов проекта
| Журнал
| Веб-сайт
| Видеоклип
| Презентация
| Информационный бюллетень, листовка
| Другое:
| Напишите краткую аннотацию проекта
| Проект «Право на творчество – путь к независимой жизни детей – инвалидов» включает в себя ряд учебных тем по предмету «Использование методов и приемов арт – терапии в социально – педагогической деятельности с детьми – инвалидами» и дает право студентам для глубокого осознания социальной проблемы инвалидности в обществе через:
Позитивное восприятие детей – инвалидов как равных членов общества
Осознание инновационных методов арт-терапии как формы творческой реабилитации детей – инвалидов;
Понимание нового значения понятия: « Творчество – это новый путь подготовки детей – инвалидов к будущей независимой жизни в обществе».
Данный проект дает возможность студентам осознать методы арт – терапии как педагогической инновации и подойти к интересным арт – терапевтическим технологиям через глубокое изучение сущностного содержания:
Изотерапия как познание окружающего мира и себя в этом мире;
Музыкальная терапия как раскрытие внутреннего мира своего «Я»;
Сказкотерапия как процесс познания своего «Я» в социуме;
Театральная терапия как комплексный процесс творческого взаимодействия через все виды искусства.
С одной стороны, студенты через познавательный ракурс проекта раскрывают инновационный опыт арт – терапии как необходимого метода творческой реабилитации детей – инвалидов.
С другой стороны, они глубоко вникают в проблему социального отторжения больных детей и включаются в поиск путей позитивного принятия людей с ограниченными возможностями как равных членов общества, определения их гражданской значимости и права на независимую полноценную жизнь.
Проект «Право на творчество – путь к независимой жизни детей – инвалидов» предоставляет студентам возможность творческого выбора в решении поставленной в обществе проблемы через:
дальнейшее более глубокое изучение методик арт – терапии,
включение в общественное мнение по принятию позитивного отношения к детям – инвалидам,
апробацию некоторых приемов арт- терапии на педагогической практике.
Исследовательская деятельность студентов по заданным проблемным вопросам, поставленным в проекте, даст возможность глубоко осознать социальную проблему инвалидности в обществе и увидеть пути ее разрешения.
Результатами исследования студентов будут являться апробированные темы методик арт-терапии через:
собственное осознание своего творческого «Я» в процессе практических заданий по арт – терапии: (презентация студентки «Сказкотерапия как воспитательная система»)
Сказкотерапия – Философская сказка «Мой образ «Я»
Сказкотерапия по теории Парацельса «Волшебные образы окружающего мира»
2. апробация методик арт – терапии в практических занятиях через теоретико-практическое исследование: занятия по использованию комплексных методик (приложение – копилка арт-терапиевтических занятий со студентами)
3.практическую сотворческую деятельность педагога, студентов и детей:
Разработка комплексных конспектов занятий по арт-терапии с детьми в Центр «Благодать»;
Изучение методов театральной терапии (презентация «Театральная терапия как средство развития коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями»);
Изучение методов изобразительной терапия (публикация «Использование методов изотерапии как средства творческого взаимодействия педагога и детей с ограниченными возможностями)»
Изучение методов сказкотерапии (презентация «Сказкотерапия как воспитательная система»);
e. Изучение комплексного подхода в использовании методов арт-терапии в творческом и личностном росте детей с ограниченными возможностями (публикация « Творчество – это познание себя в окружающем мире)
| исследовательская совместная деятельность педагога и студентов по изучению проблемы и путей разрешения «Независимой будущей жизни детей – инвалидов»:
Декларация независимой жизни инвалидов (публикация философии о независимой жизни – автор: Норман Кюнн американский активист в защиту прав инвалидов);
Взгляд студентов на возможности независимой жизни инвалидов (публикация студентки ПСПК Евгении Зекиной в журнале «Я – Чело – Век»);
Изучение позитивного отношения членов общества к детям – инвалидам (Исследование результатов акций);
Пути творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями средствами арт – терапии (публикации студентов – см. презентация проекта «Право на творчество – путь к независимой жизни инвалидов»);
Театральная терапия как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в микросоциуме (дипломная работа и презентация Ирины Бомбиной – студентки ПСПК);
Театральная игротерапия как средство развития коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями (публикация студентки ПСПК Ксении Красильниковой в журнале «Я – Чело – Век»);
Возможности равноправного творческого развития детей с ограниченными возможностями в обществе через исследовательскую работу по проведению акций «Изменение мнения членов общества по отношению к детям с ограниченными возможностями» (совместная работа студентов – см. презентация проекта «Право на творчество – путь к независимой жизни инвалидов»).
Резюме: Проект «Право на творчество – путь к независимой жизни детей – инвалидов» является инновационным, с одной стороны, рассматриваются арт – терапевтические методики как новация в творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями, с другой стороны, впервые значимо раскрываются вопросы нового взгляда на философию независимой жизни инвалидов.
Арт – терапия как педагогическая новация рассматривается в проекте необходимым социально-педагогическим условием подготовки членов общества к принятию детей – инвалидов: педагоги и студенты являются успешными двигателями общественно – значимой сотворческой деятельности во благо построения толерантных отношений среди детей, педагогов и студентов – волонтеров.
Успешность освоения методик арт – терапии студентами, педагогами общественного благотворительного учреждения «Центр социально – педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями – Благодать» (как педагогической творческой площадки) рассматривается через поэтапную совместную сотворческую исследовательскую работу:
Теоретико – познавательная:
Изучение общественного положения детей – инвалидов,
Поиски путей взаимной толерантности;
Поиск каждого участника своего творческого «Я» в арт – терапевтическом пространствеи и осознание собственной значимости социального становления : педагог – студент – ребенок;
Творческое «Я» каждого участника – это жизненно – важная ценность педагогической инновации.
Практико- ориентирующая:
Создание сотворческой группы педагогов – новаторов, студентов – волонтеров и детей с ограниченными возможностями для творческого взаимодействия в арт – терапевтическом процессе;
Апробация арт-терапевтических методик в личностном становлении ребенка – инвалида;
Осознание значимости творческого пространства и взаимодействия в нем педагогов, студентов и детей для успешного новаторского решения социальных проблем принятия детей с ограниченными возможностями как равных в обществе.
| Исследовательская:
Каждый участник проекта поставлен в роль исследователя через арт - терапевтический процесс:
- Образ моего «Я»,
- Образ «Я» и мой внутренний мир;
- образ «Я» и природа;
- Образ «Я» и микросоциум;
- Образ «Я» и общество.
Такое сопереживания в творчестве позволит каждому участнику занять свое исконное месте, определить первоначально именно свое собственное отношение к проблеме, а затем поставить перед собой вопрос активной позиции к друг другу, т.е. субъект – субъектные отношения, построенных на взаимной толерантности.
Исследовательская сотворческая работа педагогов и студентов позволяет раскрыть через арт-терапевтический процесс:
- творческий потенциал каждого ребенка,
- определить особенности и ценность каждой из методик в отдельности и совокупность использования комплексного арт-терапевтического подхода,
- успешно осваивать свой педагогический потенциал через новации и поиски решения проблемы социального становления ребенка с ограниченными возможностями.
| Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)?
| Проект разработан по авторской программе учебной дисциплины «Использование методов и приемов в социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами» (автор – преподаватель социально-педагогического колледжа г. Петрозаводска Симонова Т.А.) по специализации: социальный педагог – реабилитолог.
Проект «Право на творчество – путь к независимой жизни инвалидов» использует тематику авторской программы, затрагивает насущный социальный вопрос равноправия детей – инвалидов в обществе, что дает право каждому студенту подойти через теоретическое изучение инновационных методик арт-терапии к практическому освоению данных методик и апробации творческого сотрудничества с каждым больным ребенком.
Для реализации проекта требуется 20 часов теоретического цикла и 30 часов практического цикла (освоение методов арт-терапии в работе с детьми-инвалидами)
|
Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта
| Техническое оснащение (отметьте нужные пункты)
| Веб-камера
| CD-проигрыватель
| Видеокамера
| Компьютер(ы)
| Принтер
| Видеомагнитофон
| Цифровая камера
| Сканер
| Проекционная система
| DVD-проигрыватель
| Телевизор
| Другое:
| Доступ к Интернету
| Видео-, конференц-оборудование
| Программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
| СУБД/электронные таблицы
| Программы обработки изображений
| Издательские программы
| Веб-браузер
| Программы электронной почты
| Программы работы с мультимедиа
| Мультимедийные энциклопедии
| Программы разработки веб-сайтов
| Текстовые процессоры
| Другое:
| Материалы на печатной основе Учебники, методические пособия, справочники и другая учебно-методическая литература:
Анисимов Н.М. Современные представления об изобразительной и инновационной деятельности. Школьные технологии.- 3.-1998.;
Арттерапия и артпедагогика в специальном образовании учебник для специальных средних и высших педагогических учебных заведений - М.-2001.;
Вачков И.В. Сказкотерапия (развитие самосознания через психологическую сказку).-Ось -89.-2001.;
Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов - Филантроп.-1995.;
Выготский Л.С. Психология искусства.-М.2000.;
Зинкевич-Евстигнееева Т.Д. Путь к волшебству. Пособие для педагогов и родителей.- С.Пб.-1998.;
Инвалиды: Язык и этикет. Перспектива.1999.;
К независимой жизни. Перспектива. М.1999.;
Каменский Я.А. Великая дидактика Педагогическое наследие.- М.- 1997.;
Конвенция ООН О правах ребенка (ст.27,29,31.) -1998.;
Копытин Н.И. Основы атр-терапии – серия «мир медицины».- С-Пб.- 1998.;
Лебедева Л.Д. Арттерапия в педагогике Педагогика – 9. 2000.;
Малер А.Р. Социальное восптьанте т обучение детей с отклонениями в развитии.- М.- 2000.;
Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми.-М.2001.;
Мелибруда Е.Я. Я – Ты – Мы. Психологические возможности улучшения общения. – М. 1986.;
Музыкальное восприятие в музыкальном мире. Под редакцией Д.Б.Кабалевского. – М.. – 1973.;
Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания. – М.- 1993.;
Сборник упражнений для театральных занятий в начальной школе. – М. 1986.;
Стандартные правила «Обеспечение равных возможностей для инвалидов» ООН. – 1994.;
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина Избранные педагогические сочинения.- М. – 19980.;
Театра, где играют дети Под редакцией А.Б.Никитиной – М.- 2001.;
Толстой Л.Н. Что такое искусство? Педагогические сочинения. – М. – 1983.;
Ушинский К.Д.Эстетическое чувство как восприятие истины в образной форме. Собрание сочинений, - Т.10. – М. – 1950.
Художественное творчество Программа специальной школы для детей с нарушениями интеллекута. – С.-Пб. – 1994.;
Шацкий С.Т. Бодрая жизнь Избранные педагогические сочинения. – Т. 1.- М. – 1980.;
Шопенгауэр А. Мир как воля и представления, Т 1. – М. – 1982.;
Шипицына Л.М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. – С.-Пб. – 1995.
Перечень текстовых документов по проекту «Право на творчество – путь к независимой жизни инвалидов» находятся в папке evaluation tools
| Другие принадлежности Принадлежности, которые нужно заказать или подготовить для использования в учебном проекте:
Оформление презентации проекта;
Оформление картотеки лекций по авторской программе «Использование методов арт-терапии в социально-педагогической деятельности с детьми – инвалидами»;
разработка дидактических карточек и конспектов занятий – заданий для студентов через компьютерные технологии;
Создание видеофильмов по театральной терапии как результат практической деятельности педагога и студентов;
Создание виртуальной выставки художественных работ детей с ограниченными возможностями как результат практической деятельности педагога и студентов по изотерапии;
Издание авторской книги сказок детей «Сказочные долины» как результат творческой деятельности педагога и студентов через занятия по комплексной сказкотерапии (виртуальная книга и на печатном носителе);
Издание журнала «Я – Чело – Век» - социальное пространство детей с органиченными возможностями, родителей, педагогов и студентов – волонтеров: результат вхождения в философию независимой жизни ( работа проводится с 1999 года, ежегодный журнал)
Создание презентации «Школа личностного роста детей – инвалидов в условиях общественного благотворительного учреждения «Центр – Благодать» ( для раскрытия возможностей студентов в будущей социально-значимой волонтерской и педагогической деятельности совместно с педагогами в использовании методик арт-терапии);
9. Создание фильмов о творческом развитии и социальном личностном становлении детей – инвалидов в общественном благотворительном учреждении «Центр – Благодать» для проведения акций «Изменение мнения членов общества по отношению к детям – инвалидам».
| Интернет, ресурсы
Алтайский край. Уникальная методика арт-терапии в работе с детьми—инвалиджами http://www.yaj.ru/asi/shower.php?news_nom=731
Арт-терапия в работе с подростками по снятию комплексов http://www.7ya.ru/pub/psy_scool/therapy.asp
Санкт—Петербург. Общественная ассоциация родителей детей—инвалидов. Использование методов арт-терапии в творческой реабилитации детей http://www.perspektiva-inva.ru/organisations-russian-gaoordi.shtm
4.Алтайский край. Общественный фонд Алем-Комек. Использование методов изотерапии в работе с детьми http://www.kazakh.ru/alem_komek/
5. Метафоричность арт-терапии из книги «Марионетки в психотерапии http://psyexlab.ru/arttherapy.php
6. Музейная арт-терапия. Проект музея Радищева г.Саратов http://news.sarbc.ru/main/news/23/09/2002/26097.html
| Другое: Кого нужно пригласить и что нужно организовать для успешного проведения учебного проекта в учебном процессе (гости, экскурсии и т. д.).
Для успешного осуществления проекта задействованы социо-культурные и образовательные учреждения Республики Карелия:
Музыкальная хоровая школа г. Петрозаводска для совместного участия в спектакле с детьми – инвалидами на международном фестивале театральных творческих коллективов «Золотые ключики»;
Музыкальное училище имени Раутио Республики Карелия : духовой и камерные оркестры для проведения творческих музыкальных вечеров с участием детей – инвалидов;
Училище культуры Республики Карелия для совместных театральных вечеров и праздников с активным участием студентов – волонтеров;
Студенты – волонтеры социально-педагогического колледжа для проведения акций « Изменение мнения членов общества по отношению к детям – инвалидам» (в течение 5 лет с 1999 года);
Экскурсии в выставочный зал, художественный музей г. Петрозаводска (эстетическое развитие детей с ограниченными возможностями через практическую педагогическую деятельность студентов);
Экскурсии и творческие походы студентов – волонтеров и детей – инвалидов Центра «Благодать» в театры для творческого роста и подготовки детей к самостоятельному участию в постановке спектакля;
Организация передвижных выставок творческих работ детей с органиченными возможностями как результат апробации методик изотерапии в совместной деятельности педагогов Центра «Благодать» и студентов- волонтеров (апрель – май 2004);
| Как будет оцениваться деятельность учащихся?
| Контроль за усвоением теоретического материала предмета будет осуществляться через творческие и исследовательские работы: рефераты, написание философских и волшебных сказок, создание презентаций по методикам арт-терапии. Каждый студент будет проходить стадию апробации методик арт-терапии через сотворческие комплексные занятия по арт-терапии в подгруппах: студент – студент, студент- педагог – ребенок. Контроль будет осуществляться через создание творческих работ по предмету: презентации, исследовательская работа и ее публикации, апробация творческих возможностей студентов в проведении комплексных занятий с детьми и их творческий анализ. Самооценка, оценка группы и оценка педагога.
В проекте разработаны критерии оценивания презентации, публикаций. Контроль творческой группы будет проводиться посредством игры – релаксации, наблюдений, анализа творческих работ, исследовательских заданий и сотворческих мероприятий с детьми.
|
|
Ключевые слова
| Ключевые слова включают в себя наиболее важные термины и понятия, названия тем и разделов, отражающие содержание учебного проекта.
Арт-терапия, музыкальная терапия, изобразительная терапия, театральная терапия, сказкотерапия, инновационные педагогические методы, творческая реабилитация детей-инвалидов, концепция творческого «Я» ребенка, философия независимой жизни инвалида.
|
Intel® Обучение для будущего при поддержке Microsoft
©2003 Intel Corporation.
|