Комплексное сопровождение ребенка с особенностями психо-физического развития на этапе начальной щколы в образовательном учреждении общего типа





Скачать 200.66 Kb.
НазваниеКомплексное сопровождение ребенка с особенностями психо-физического развития на этапе начальной щколы в образовательном учреждении общего типа
Дата публикации05.07.2014
Размер200.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Комплексное сопровождение ребенка с особенностями психо–физического развития на этапе начальной щколы в образовательном учреждении общего типа

Акимова Л. С., учитель–логопед; Ляпина Е.С., учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 им. А.С. Пушкина, Нижегородская область, город Арзамас

Сегодня успешное функционирование общеобразовательной школы и любого образовательного учреждения становиться немыслимым без квалифицированной коррекционно–развивающей работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых научнообоснованных организационных и методических формах деятельности.

1. В первых числах сентября специалистами коррекционно–развивающего блока проводится входная диагностика учащихся первых классов. По ее результатам составляется анализ первичного комплексного психолого–педагогического исследования (предлагается примерная схема анализа учителем–логопедом, педагогом–психологом, педагогом–дефектологом) (см. анализ результатов первичного психолого–педагогического исследования учащихся 1–х классов).

2. Далее следует организационно–методическая работа по преемственности с учителями начальных классов и ДОУ (см. план работы школы).

3. Учителями начальных классов проводятся открытые уроки по преемственности, где учитель получает рекомендации от педагогов и специалистов ДОУ и коррекционных специалистов школы по нормализации учебной деятельности (см. протокол посещения уроков и данные рекомендации).

4. Учитель школы ведет дневник наблюдений за учащимися 1–х классов группы риска (см. страницу из дневника учителя на одного учащегося)

5. Работа учителей ведется по следующей схеме (см. Организация специальной коррекционно–развивающей деятельности).

6. Четыре раза в год проводится школьная ПМПК по проблемам определения специального маршрута (см. протокол ПМПК)

7. Учащиеся, имеющие проблемы в обучении, по решению школьной ПМПК отправляются на городскую медико–педагогическую комиссию, которая подтверждает и оформляет образовательный маршрут учащихся в СКК VII вида.

8. На каждого ученика СКК VII вида коррекционными специалистами составляется сопроводительный лист по взаимодействию учителя и коррекционных специалистов (см. сопроводительный лист на учащихся СКК VII вида).

9. Специалистами школы проводится углубленное обследование учащихся и составляется комплексная сводная карта сформированности психо-физического развития и состояния учебной деятельности, которая позволяет сделать объективные выводы и наметить оптимальные пути коррекционно–развивающей помощи (см. карту комплексного исследования и графики состояния уровня психо–физического развития).

10. На протяжении всех лет обучения учителем проводиться динамическое исследование результатов учебной деятельности по главным предметам на основании контрольных работ, по технике чтения, на каждого ученика и на весь класс в целом (см. динамику развития по предметам на класс и на каждого ученика).

11. Проводится динамическое углубленное исследование приобретенных умений и навыков по основным темам (см. сводную карту приобретения знаний и умений).

Коррекционно–развивающая деятельность проводится по системе Шевченко С.Г. В школе имеется нормативно–правовая документация, программно–методическое обеспечение по обучению учащихся в СКК VII вида. В штате школы имеются: учитель–логопед, педагог–психолог, педагог–дефектолог.
Анализ результатов первичного комплексного психолого–педагогического исследования учащихся 1–х классов коррекционными специалистами.

В соответствии с годовым планом МОУ СОШ №2 в период с 1 по 20 сентября 2004 года специалистами Ф.И.О проводилось комплексное психолого–педагогическое исследование учащихся 1–х классов. Всего было обследовано 78 человек.

1 «А» общеобраз. кл. – 25 чел.

1 «Б» общеобраз. кл. – 24 чел.

1 «В» общеобраз. кл. – 29 чел.

Исследование учащихся проводилось в виде:

– индивидуальных собеседований;

– наблюдений за детьми в процессе игровой и учебной деятельности.

В ходе исследования рассматривались следующие параметры психофизического развития:

– речь;

– познавательная сфера;

– эмоционально-волевая сфера;

– произвольная сфера.

По результатам исследований учащихся 1–х классов были сделаны следующие выводы:

– о состоянии психофизического развития детей;

– об уровне обучаемости и школьной зрелости учащихся;

– о принадлежности детей к той или иной «группе риска»;

– о перспективах их дальнейшего обучения и необходимости проведения коррекционных мероприятий в каждом отдельном случае.

Результаты комплексного психолого–педагогического исследования представляют следующую картину:

Таблица №1. Уровень школьной зрелости учащихся 1–х классов (сентябрь 2004 г.)

Класс

Кол–во учащихся

Уровень школьной зрелости

Ф.И.О. учителя

норма

ближе к норме

ниже нормы

1 «А»

25

36%

28%

36%

Ляпина Е.С.

1 «Б»

24

25%

46%

29%

Пинигина Н. В.

1 «В»

29

41%

38%

21%

Ваганова Е. В.

Итог

78

35%

37%

28%




Лишь 35% учащихся 1–х классов имеют нормальный уровень школьной зрелости, т.е. по состоянию своих психофизических функций они способны адекватно воспринимать и перерабатывать учебный материал программы 4–х летнего обучения. Успеваемость данной категории детей при последующем обучении должна быть достаточно высокой (4–5 баллов), т.е. именно эти ученики способны достичь отличных образовательных результатов.

Учащиеся следующей группы составляют 37 % от общего количества первоклассников, они имеют уровень школьной зрелости ближе к нормальному. В то же время отдельные функции или сферы личности данных учащихся развиты недостаточно. Успеваемость этой категории детей должна быть средней (3–4 балла).

Последняя, наименее многочисленная, группа детей составляет 28%. Уровень их школьной зрелости ниже нормы и , соответственно, мы прогнозируем низкую успеваемость этих учащихся. Столь высокий количественный показатель проблемных детей обусловлен рядом объективных причин:

– социальным фактором

– фактором здоровья

Следует заметить, что именно к этой группе относится большинство детей составляющих «группы риска» по тем или иным факторам (см. таблицу №2)

Таблица №2. «Группы риска» среди учащихся 1–х классов (сентябрь 2003 г.)

Класс

Кол–во учащихся

«Группы риска»

речь

познавательная сфера

эмоционально–волевая сфера

Времен–ные ЗПР

Прост.-врем. предст.

1 «А»

25

80%

4%

28%

8%

20%

1 «Б»

24

75%

20,8%

45,8%

4%

12,5%

1 «В»

29

72%

10%

17%

10%

17%

Итог

78

75,6%

11,5%

29,5%

7,6%

44,8%

«Группу риска» по речевому недоразвитию составляет 75,6% от общего количества учащихся 1–х классов.

Следует отметить также, что по сравнению с прошлым годом эта группа увеличилась на 28,6 %; столь значительное ухудшение показателя свидетельствует о резком падении качества развития речи выпускников детским дошкольных учреждений.

Следующую «группу риска» (11,5%) составляют дети, у которых к началу школьного обучения остались недоразвитыми познавательные процессы (внимание, память, логическое мышление). Слабое развитие процессов анализа, синтеза, группировки и классификации впоследствии будет негативно влиять на обучение математике.

«Группу риска» по недоразвитию эмоционально–волевой сферы составляют 29,5 % учащихся. Проблемы детей данной группы будут проявляться в нестабильности результатов обучения и развития, а также в нарушении поведения.

16,6 % учащихся будут иметь трудности в ориентации в пространстве тетради и учебника, впоследствии это может проявиться в явлениях дисграфии дислексии.

Особо следует выделить последнюю группу детей (7,7 %) – её составляют учащиеся с временными ЗПР. Данный контингент в дальнейшем претендует на обучениях в классах КРО.

Динамика развития учащихся будет отслеживаться в течение учебного года и в соответствии с результатами будут вносится корректировки в учебно–воспитательный и коррекционно–развивающий процессы.
Справка по результатам психологического наблюдения учащихся 1 «А» класса

Классный руководитель Ф.И.О.

Проведено педагогом–психологом Ф.И.О. в январе 2009 г. по запросу классного руководителя Ф.И.О.

Обследовано 24 человека.

Цель: психологическая характеристика класса: уровень развития познавательной сферы, личностного развития.

Обследование произведено по следующим параметрам и методам:

внимание – корректурная проба

память зрительная

логическое мышление

мелкая моторика руки – графический диктант Эльконина Д.Б.

мотивация к УД – Лусканова Н.Г.

уровень школьной тревожности – рисуночный тест «Школа зверей».

Статус в детском коллективе – социометрия. Результаты наблюдения в таблице:

Уровень развития

Внимание

Память зрительная

Мышление

Мотивация

Тревожность школьников

Статус в детском коллективе

BN/выше среднего




21%

12%

Позн.-33%

12%

Лид.- 16%

N/средний

46%

42%

33%

Внеш.-59%

80%

Мин.конт.- 29%

N/близко к среднему

17%




21%

Низ.-8%




Прин.- 43%

N ниже среднего

37%

37%

34%




8%

Из.-12%

Исходя из полученных данных делаем вывод: по своему составу неоднородный – есть учащиеся с хорошими познавательными возможностями (45%), но большая часть ребят имеют недостаточный уровень развития для продуктивного усвоения учебных знаний, умений и навыков. У 37% учащихся наблюдается дефицит внимания, т.е. они требуют со стороны педагога постоянной стимуляции и мотивирования , использование разнообразных форм и методов ведения урока для активизации их познавательной деятельности. Учитывая то что в классе есть учащиеся как гиперактивные (12%), так и заторможенные (16%) педагог должен использовать в работе дифференцированный подход к каждому ребенку, использовать активирующие и релаксирующие приемы, динамические паузы.

В плане наличия школьной тревожности положение можно считать благополучным лишь 12% (3 чел.) имеют повышенный уровень. Но ¼ имеют слабо сформированные волевые качества, что влияет на продуктивность учебной деятельности. Недостаточный уровень имеет и мотивация к УД: лишь у 33% имеют высокие познавательные мотивы, а 59% необходимо внешнее воздействие для обучения. По своему микроклимату класс довольно дружный, имеются истинные лидеры, изолированными являются дети с особенностями социального и личностного развития, но конфликты по отношению к изолированным учащимся не наблюдается.

В целом для педагогической деятельности класс является не простым (сложным) т.к. необходимо разделение внимания педагога на категории детей:

– с хорошими возможностями – на дальнейшее развитие;

– со «слабыми» учащимися – на удовлетворительное усвоение программы;

– с гиперактивными – на снижение уровня возбуждения, профилактика конфликтных ситуаций;

– с заторможенными и слабомотивированными детьми – на активизацию познавательно деятельности.
Протокол посещения урока (занятия) по адаптации детей к школе по параметрам ДОУ и начальной школы.

Цель: выявить количественные изменения и качественные в «группе риска» учащихся. Дать учителю рекомендации по работе с детьми «группы риска».

Дата: 26.11.2008 г. (математика – 2 урок)

Класс: 1 «А» Учитель: Ф.И.О.

В.Л. группа риска – эмоционально–волевая сфера, речь

П.Д. группа риска – речь, утомляемость, эмоционально–волевая сфера

К.З. группа риска – речь, эмоционально–волевая сфера

М. В. – норма

К.Л. – заторможена, не активна

Г.Я. группа риска – поведение, речь

Ж.О. группа риска – заторможенность, игровая мотивация

Б. Ж. – норма

М. Г. – норма

К.Н. – норма

К. Е. – норма

Н. Р. – норма

Общие наблюдения: активность класса высокая, темп выполнения заданий ближе к среднему (по сравнению с началом учебного года значительно увеличен), общая поведенческая картина стабилизируется, повышена утомляемость класса (особенности возраста) – к концу урока темп значительно снижается, мотивация падает: хороший эмоциональный настрой, ориентация на учителя.

Выводы: группа риска по речевым нарушениям составляет 50% учащихся (10 из 21) что на 31% меньше, чем на начало учебного года (17 из 21).

Группу риска по особенностям эмоционально–волевой и поведенческой сфере составляют 14 человек – 66,5%.

Рекомендации: учителю совместно с работниками МОУ организовать посещение учащимися «группы риска» по речи занятий логопеда, родителям учащихся с нарушением эмоционально–волевой сферы консультации у школьного психолога, учителю класса таких учащихся организацию индивидуальной коррекционно–развивающей среды.

Организация специальной коррекционно–развивающей деятельности.


ЦЕЛЬ: Профилактика и коррекция общих нарушений развития (в том числе речевых нарушений и трудностей учебной деятельности.






ЗАДАЧА №1 проведение логопедического и дефектологического обследования







Классы развивающего обучения

Классы возрастной нормы

Классы коррекционно–развивающего обучения






ЗАДАЧА №2 Организация коррекционно–развивающих занятий (групповые, подгрупповые, индивидуальные, фронтальные)

Группа учащихся с ФН

Группа учащихся с ФФН

Группа учащихся с НПЧ об ФФН


Классы развивающего обучения





Группа учащихся с ОНР

Группа учащихся с НЧП об ОНР

Дети имеющие сложные речевые дефекты

Группа учащихся с НВ ОНР

Группа учащихся с НЧП об НВ ОНР



Группа учащихся имеющих трудности в обучении вследствие особенностей эмоционально–волевой сферы

Группа учащихся, имеющих трудности в обучении вследствие особых соматических состояний




Учащиеся, имеющие трудности в обучении вследствие особенностей протекания психических процессов


ЗАДАЧА №3 Оформление документации




Списки групп и расписание занятий

Годовые и ежемесячные планы работы

Журналы коррекционных занятий и консультаций





Сводные карты развития с результатами диагностических исследований






ЗАДАЧА №4 Методико–консультативная работа




Взаимодействие с педагогами и другими специалистами

Участие в работе городского МО школьного ПМПК

Работа по перемствен–ности

Взаимодействие с родителями (консультации, выступления на собраниях)







ЗАДАЧА №5 Подведение итогов и анализ работы. Перспективное планирование.


Протокол заседания ППК от 18.03.2009 г.

Тема: Определение образовательного маршрута учащегося 1 «А» класса.

Присутствовали:

1. Зам. директора по УВР

2. Психолог

3. Учитель–логопед

4. Педагог–дефектолог

5. Соц. педагог

6. Учитель 1 «А» класса

7. Мама ученика 1 «А» класса

Слушали:

1. Ф.И.О. с педагогической характеристикой Р.А.

а) особенности учебной деятельности;

б) особенности поведения в коллективе.

2. Ф.И.О. с психологическим представлением на ученика;

3. Ф.И.О. с логопедическим представлением на Р.А.;

4. Ф.И.О. подвела итог выступлений и обосновала необходимость направления Р.А. на городскую ПМПК.

Постановили:

1. С согласия родителей, направить ученика 1 «А» класса Р.А. на городскую ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута;

2. Подготовить документацию, необходимую для ПМПК
Секретарь Ф.И.О.
Сопроводительный лист (выписка из протокола заседания ПМПК от 21 октября 2008 года)

Ф.И.О.

Индивидуально–типологические особенности развития

Заключение

Утвержденный образовательный маршрут, рекомендации

А.И.

23.05.2002 г.

Психологическая характеристика:

– внимание рассеянное, неустойчивое, переключение страдает;

– контактен, двигательно расторможен;

– мыслительные процессы снижены.

Логопедическая характеристика:

– парасигматизм (за счет стертой формы дизартрии)

– фонематическое восприятие резко снижено на всех уровнях

– нарушение синтаксического строя речи, связанные высказывания оформлены слабо.

Педагогическая характеристика:

- каллиграфический навык недостаточно сформирован из–за недоразвития мелкой и общей моторики;

– пишет с большим количеством ошибок, правила применять не умеет;

– инструкцию учителя воспринимает после неоднократного повторения.

ЗПР конституционного генеза, НЧП об. ОНР, стертая форма дизартрии, фонематическая и аграммати ческая дислексии

Повторное обучение во 2б общеобразовательном классе.

Рекомендуется продолжить занятия у логопеда – коррекция лексико–грамматического строя, связной речи.

Учителю: занятия по индивидуальной программе, создание личностно–развивающей среды, устранение пробелов в обучении.

Страница из дневника учителя на одного из учащихся «группы риска»

Рекомендации логопеда

Рекомендации дефектолога

Рекомендации психолога

Дифференциация гласных и согласных звуков, выработка четкой артикуляции, развитие фонематического слуха с опорой на кинетические ощущения.

Восполнение пробелов дошкольного обучения. Специализировать образовательные процессы. Развивать самоконтроль. Индивидуальный подход.

Боится ошибиться, сомневается в правильности своих действии в учебной деятельности, самооценка занижена – положительные подкрепления – похвала, образец для других учащихся.

Сентябрь: уделяю особое внимание в играх на выделение звуков «Кто как говорит?». Активизирую речевой аппарат речевыми гимнастиками, стихами, скороговорками. Провожу индивидуальные беседы по развитию самоконтроля. Использую работу с индивидуальными карточками, кассами – чтобы он не боялся ошибиться.

Динамика результатов учебной деятельности на основании контрольных работ (предлагается примерная по математике на всех учеников и на каждого в отдельности)


Динамическое исследование умений и навыков по основным предметам

(прилагается примерная по русскому языку)

Ф.И.О.

учащегося

Правописание безударных гласных, проверяемых ударением

Жи–ши

Знаки в конце предложения

Парные согласные в конце слов

Разделительный мягкий знак

Словарные слова

Деформированный текст

Состав слова

Однокоренные слова

Главные члены предложения

Мягкий знак – показатель мягкости

Звонкие и глухие согласные в середине слова

А.Д.





































Комплексная сводная карта сформированности учебной деятельности

Класс

Ф.И. учащегося

Особенности устной, письменной речи (речевая карта)

Математические

Состояние фонематических процессов

Ошибки отграничения речевых единиц

Ошибки на уровне звука

Ошибки на уровне слова

Ошибки на орфограммы

Состояние словаря

Техника чтения

Арифметические операции и последовательность действий

Закономерности натурального ряда

предложения

слов

замены

пропуски

вставки

перестановки

упрощ. стр–ва слов

персеверации

обоз–я мягкости согласных

аграмматизмы

согласования

управления

употребления предлогов




процессы

Состояние когнитивно-перцептивной сферы

пространственно-временная ориентация

Общая производительная моторика и тонкие дифференцированные движения кистей рук

Личностные особенности

Замечания и выводы

Разрядные отношения внутри числа

Решение простых задач

Решение уравнений

Решение сложных задач (в 2 и более действий)

Знание геометрических фигур

Особ-ти мыслит операций

Особ-ти психич. процессов

обобщение

классификация

логическая последовательность

тип мышления

восприятие

внимание

память

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Комплексное сопровождение ребенка с особенностями психо-физического развития на этапе начальной щколы в образовательном учреждении общего типа iconПояснительная записка преподавание ритмики в специальном (коррекционном)...
Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VI вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции...
Комплексное сопровождение ребенка с особенностями психо-физического развития на этапе начальной щколы в образовательном учреждении общего типа icon«Влияние музыкотерапии на психо-эмоциональное состояние детей»
Теоретическое обоснование необходимости и значимости применения музыкотерапии в образовательном учреждении
Комплексное сопровождение ребенка с особенностями психо-физического развития на этапе начальной щколы в образовательном учреждении общего типа iconПрограмма создания воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении...
Программа диагностики уровня развития социальной компетентности учащихся начальной школы
Комплексное сопровождение ребенка с особенностями психо-физического развития на этапе начальной щколы в образовательном учреждении общего типа iconМетодические рекомендации для специалистов, организующих социально-педагогическое...
Охватывает всё время пребывания ребёнка в учреждении, а виды работы и формы зависят от возраста ребёнка
Комплексное сопровождение ребенка с особенностями психо-физического развития на этапе начальной щколы в образовательном учреждении общего типа iconН. П. Рыбниковой от директора маоу «Гимназия «Новоскул»
Тема «Переход на новые образовательные стандарты в образовательном учреждении: методическое сопровождение, управление переходом»
Комплексное сопровождение ребенка с особенностями психо-физического развития на этапе начальной щколы в образовательном учреждении общего типа iconВыполнение заданий к модулю 3 Здоровьесберегающее сопровождение процесса...
Подумайте и напишите внутришкольные факторы, негативно влияют на здоровье ребенка в образовательном процессе
Комплексное сопровождение ребенка с особенностями психо-физического развития на этапе начальной щколы в образовательном учреждении общего типа iconПрограмма коррекционно-развивающей работы «Комплексное сопровождение...
Негосударственное образовательное учреждение школа среднего (полного) общего и дополнительного образования «София»
Комплексное сопровождение ребенка с особенностями психо-физического развития на этапе начальной щколы в образовательном учреждении общего типа iconОтчет о работе творческой группы
Тема: «Реализация системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения комплексного учебного курса «Основы религиозных...
Комплексное сопровождение ребенка с особенностями психо-физического развития на этапе начальной щколы в образовательном учреждении общего типа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих...
Комплексное сопровождение ребенка с особенностями психо-физического развития на этапе начальной щколы в образовательном учреждении общего типа iconОб утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного
Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Комплексное сопровождение ребенка с особенностями психо-физического развития на этапе начальной щколы в образовательном учреждении общего типа iconПояснительная записка Изучение химии на профильном уровне среднего...
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе...
Комплексное сопровождение ребенка с особенностями психо-физического развития на этапе начальной щколы в образовательном учреждении общего типа iconРекомендации для ответственных в образовательном учреждении за реализацию проекта
Для обеспечения учебного процесса на дому со школьником с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении необходимо...
Комплексное сопровождение ребенка с особенностями психо-физического развития на этапе начальной щколы в образовательном учреждении общего типа iconМкоу «Парфеньевская сош», выполнила Козырева Е. А., учитель биологии...
Подумайте и напишите внутришкольные факторы, негативно влияют на здоровье ребенка в образовательном процессе?
Комплексное сопровождение ребенка с особенностями психо-физического развития на этапе начальной щколы в образовательном учреждении общего типа iconПрограмма по химии составлена на основе: Федерального компонента...
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе...
Комплексное сопровождение ребенка с особенностями психо-физического развития на этапе начальной щколы в образовательном учреждении общего типа iconНазвание раздела. Тема урока
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе...
Комплексное сопровождение ребенка с особенностями психо-физического развития на этапе начальной щколы в образовательном учреждении общего типа iconТема урока: «Оксиды углерода»
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск