Негосударственное образовательное учреждение школа среднего (полного) общего и дополнительного образования «София»
г. Новосибирск
Рассмотрено: Согласовано: УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Председатель НМС Директор НОУ «София»
24 июня 2013 г. 26 июня 2013 г. ________Чекалина Е.А.
________________ __________________ 28 июня 2013 г.
(Пр.педсовета № 13
от 28.06.2013г.)
ПРОГРАММА
Коррекционно-развивающей работы
«Комплексное сопровождение детей с нарушениями
речи в процессе освоения ООП НОО»
Составитель:
Мурзина Елена Валерьевна
учитель-логопед
2013 год
Оглавление I.Пояснительная записка 3
II.Направления работы 6
1.Диагностическая работа 6
2.Коррекционно-развивающая работа 7
3.Консультативная и информационно-просветительская работа 19
III.Система оценки результатов освоения программы 21
IV.Условия реализации программы 22
V.Использованная литература 23
VI.Приложения 25
Приложение 1 Годовой план работы 25
Приложение 2 МРВД Корнев А.Н. 28
Приложение 3 Схема обследования младшего школьника (Прищепова И.В.) 34
Приложение 4 Протокол обследования письменных работ 45
Приложение 5 Аналитическая справка обследования устной и письменной речи 48
Приложение 6 Годовой отчёт 51
Приложение 7 Таблица логопатических ошибок в письменных работах 53
Приложение 8 Список обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи 63
Пояснительная записка Несмотря на подготовку детей в детских дошкольных учреждениях, на подготовительных курсах, существование единых образовательных систем мы замечаем, что количество учащихся, которые не могут освоить за отведённое время необходимый объём знаний, обозначенных образовательной программой, постоянно увеличивается. По данным различных исследователей их число колеблется от 15% до 40% детской популяции младшего школьного возраста. То есть, мы наблюдаем явление дезадаптации детей к новой социальной роли ученика. Уже на первом году обучения проявляются трудности в усвоении тех или иных учебных предметов. На первом месте стоят трудности в освоении навыков письма и чтения.
Поэтому вопросы профилактики, комплексного изучения и коррекции специфических нарушений и трудностей освоения навыков чтения и письма у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии.
Возникает необходимость логопедической работы, состоящей в оказании помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). В результате своевременной и действенной логокоррекционной работы предупреждаются или минимизируются трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).
Для коррекции и предупреждения вышеперечисленных состояний нами была создана "Программа комплексного сопровождения детей с нарушениями речи в процессе освоения ООП НОО", в основе которой лежит психолингвистический подход к изучению данной проблемы. При разработке были использованы методические рекомендации к планированию и организации работы или авторские наработки по данной проблеме Ахутиной Т.В., Корнева А.Н., Лалаевой Р.И., Прищеповой И.В., Логиновой Е.А., Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н., Елецкой О.В., Горбачевской Н.Ю., Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П.
Работа учителя-логопеда базируется на следующих нормативно-правовых документах:
Инструктивное письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией.
ФГОС: Начальное общее образование "Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа".
Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР от сентября 1979 г.;
Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений».
Должностная инструкция учителя-логопеда.
Целью программы является оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими основной образовательной программы, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Для решения данной цели поставлены задачи:
Своевременное выявление детей с нарушениями речевого развития, возрастной незрелостью психических функций и интеллектуальных умений.
Создание условий, способствующих освоению детьми с нарушениями речевого развития основной образовательной программы начального общего образования.
Осуществление коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями речевого развития.
Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ.
Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям), педагогическим работникам детей с нарушением речевого развития.
Развитие и коррекция высших психических функций, их межфункционального взаимодействия, формирование интеллектуальных умений в ходе изучения языкового материала.
Обучение детей способам и приёмам преодоления трудностей учебного, личностного и коммуникативного характера, возникающих в процессе деятельности.
Комплексное изучение вопросов нарушения устной и письменной речи (лингвистическое, психологическое, нейропсихологическое).
Содержание программы определяют принципы:
Соблюдения интересов ребёнка.
Системности. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития.
Вариативности.
Непрерывности
Принцип преимущественного воздействия на «слабое» звено или звенья системы, формирование их с учетом зоны ближайшего развития ребенка и нормативных возрастных эталонов.
В работе используются общепринятые методы традиционной и коррекционной педагогики - информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский, беседа, наблюдение, дискуссия, сравнение, возвращённого онтогенеза. Подходы - системно-деятельностный, индивидуально-типологический.
Логопедическая работа опирается на учение о компенсации нарушенных функций (П. К. Анохин, Л. С. Выготский, М. С. Певзнер и др.). Строится с учётом психологической структуры процесса овладения орфографией. Сформированные в ходе коррекционных занятий фонематические, морфологические и синтаксические обобщения усваиваются детьми сначала на практическом уровне, в дальнейшем — на уровне осознания (по А. А. Леонтьеву). Становление орфографических действий соответствует этапам формирования умственных действий, выделенных и теоретически обоснованных П. Я. Гальпериным, и А. А. Леонтьевым. При этом учитывается процесс интериоризации умственной деятельности (перевод в план внутренней речи, в речевое высказывание «про себя»), ее речевое оформление.
Работа учителя-логопеда проводится согласно годовому плану (приложение 1), который составляется в конце учебного года на следующий учебный год и представляется на утверждение директору школы. В данном документе отражается работа педагога в рамках образовательного учреждения, района или города по нескольким направлениям в течение всего учебного года, указываются примерные сроки проведения мероприятий и формы отчётности.
|