Решение педсовета от 14. 09. 2013г протокол №1 рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»





НазваниеРешение педсовета от 14. 09. 2013г протокол №1 рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»
страница1/3
Дата публикации01.10.2014
Размер0.63 Mb.
ТипРешение
100-bal.ru > Психология > Решение
  1   2   3


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детскиЙ сад комбинированного вида № 14

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующая МБДОУ №14

Таничева Л.В._____________

Решение педсовета от 14.09.2013г. протокол № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей

с тяжелыми нарушениями речи»

Программа предназначена для детей от 6 до 7 лет

Срок освоения программы 1 год


Составитель: Бунецкая Н.В.

учитель-логопед

Ковдор, 2013 г.
Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ГЛАВА I. Содержание коррекционно-развивающей программы

ГЛАВА II. Структура программы и основные направления коррекционно-развивающей работы

ГЛАВА III. План-программа коррекционно-развивающей работы

ГЛАВА IV Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса.

ГЛАВА V. Работа учителя - логопеда с родителями

Список средств обучения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ


Пояснительная записка

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРОГРАММЫ
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые рас­стройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется четырьмя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико - грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е., ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В.).

Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.

Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

У детей 5-7 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы. Они моторно неловки, у них ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Они поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания. При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения, но отмечается смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, быстрая утомляемость мышц и др. Это приводит во время речи к искажению звуков, их смешению и ухудшению в целом просодической стороны речи. У таких детей часто изолированно многие звуки произносятся правильно, но в потоке речи они искажаются, пропускаются, смешиваются или заменяются. Затруднен процесс автоматизации и введения звука в речь, с трудом формируется самоконтроль за собственной речью. Интонационно-выразительная окраска речи резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и иногда появляется назальный оттенок. Темп речи часто ускорен.

Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью.

Согласно теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на ранних этапах детского развития речь «подытоживает» результат, достигнутый действием; затем вступает в силу сопровождающая, направляющая действие функция речи. К концу дошкольного детства речь заменяет действие как способ решения задач. Это позволяет действию «свернуться», превратиться полностью в мыслительное действие, перенестись в план внутренней речи.

Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов.

Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.

В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности (В.К.Воробьева, Р.И.Мартынова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками (Ю.Ф.Гаркуша, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова и др.).

Данные факторы тормозят становление игровой деятельности ребенка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности.

Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Трудности в обучении и воспитании, проявляющиеся у таких детей, часто усугубляются сопутствующими невротическими проявлениями. У большинства детей отмечается осложненный вариант ОНР, при котором особенности психоречевой сферы обуславливаются задержкой созревание ЦНС или негрубым повреждением отдельных мозговых структур

При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, координации движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость.

Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, значительным образом сказывается на процессе становления ведущей деятельности ребенка. Речь, как отмечал в своих исследованиях А.Р.Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка; с ее помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально меняется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднен у детей с ОНР.

Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

Планирование данной рабочей программы составлено на основе :

  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой;

  • программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

  • «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)» Н.В.Нищевой, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей.

А также учитываются логокоррекционный опыт работы,

представленный в современных коррекционно-развивающих программах Министерства Образования РФ, научно-методических рекомендациях: Курдвановская Н.В., Кислова Т.Р. и др.

Кроме того, образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:

  • «Дошкольное образование России в документах и материалах». Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. Министерство образования РФ, Москва, 2001г.

  • Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140.

  • Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266 – 1 с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами.

  • Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998.

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Постановление правительства РФ №666 от 12.09.2008г.

  • Устав МДОУ

  • Письмо Министерство образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого - медико- педагогическом консилиуме».

Коррекционно- педагогический процесс в группе организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в груп­пе компенсирующей направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преем­ственность действий всех специалистов дошкольного обра­зовательного учреждения и родителей дошкольников.

Ком­плексность педагогического воздействия направлена на вы­равнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи :

Общие задачи:

I. Организационные.

  • Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.

  • Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение уровня усвоения программы.

  • Рациональное составление расписания занятий.

  • Разработка (наличие) планов фронтальных занятий.

  • Оснащение фронтальных занятий необходимым оборудованием и наглядными пособиями.

  • Планирование индивидуальной работы с каждым ребенком в соответствии с общим планом и с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

  • Подбор детей в подгруппы со сходными недостатками речи.

  • Своевременное формирование подгрупп по мере решения задач подгруппы и с учетом всего объема речевой работы с каждым из детей.

  • Совместная работа логопеда и воспитателя групп по определению речевого уровня развития группы, направления коррекционной работы.

  • Формирование у педагогического коллектива МДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.

  • Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).

II. Коррекционно-педагогические

  • Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

  • Коррекция речевых дефектов (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

  • Развитие фонематического восприятия.

  • Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.

  • Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи и умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.

  • Развития умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением.

  • Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения.

  • Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.

  • Развитие общей и мелкой моторики.

  • Развитие координации речи с движением.

  • Развитие культуры речевого общения.

  • Развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека.

  • Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.

Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

  • коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);

  • профилактического;

  • развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

Единство диагностики и коррекции.

Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

Приоритетность коррекции каузального типа.

В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную.

Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития.

Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.

Деятельностный принцип коррекции.

Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

Комплексность методов психологического воздействия.

Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).

Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.

Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться насколько последовательно реализуются дидактические принципы.

Развитие динамичности восприятия.

В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.

Продуктивность обработки информации.

Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.

Развитие и коррекция высших психических функций.

Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.

Обеспечение мотивации к учению.

Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.

Концентрический.

В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).

Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогиче­ского и медицинского профилей.

Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и преду­сматривает совместную работу учителя - логопеда, педагога - психолога, музыкаль­ного руководителя, руководителя физического воспитания, медицинского работника МДОУ, воспитателей, учителя ИЗО.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение педсовета от 14. 09. 2013г протокол №1 рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» iconИнтегрированная коррекционно-развивающая деятельность в подготовительной...
Волохов А. В., Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород,2009
Решение педсовета от 14. 09. 2013г протокол №1 рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» iconПоложение о работе в мбдоу группы компенсирующей направленности для...
Ф. И. О. учителя
Решение педсовета от 14. 09. 2013г протокол №1 рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» iconПерспективы развития транспортно-логистической системы Республики Беларусь
Тема: организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе. Применение инновационных методов работы в коррекционно...
Решение педсовета от 14. 09. 2013г протокол №1 рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» iconКонспект фронтальной коррекционно-развивающей деятельности для детей...
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Решение педсовета от 14. 09. 2013г протокол №1 рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Решение педсовета от 14. 09. 2013г протокол №1 рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» iconСогласован: утвержден: мбу «Управление ресурсами и приказом начальника развития инфраструктуры»
Тема: организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе. Применение инновационных методов работы в коррекционно...
Решение педсовета от 14. 09. 2013г протокол №1 рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» iconПланирование деятельности сетевого сообщества учителей логопедов Великого Новгорода на 2012 год
Тема: организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе. Применение инновационных методов работы в коррекционно...
Решение педсовета от 14. 09. 2013г протокол №1 рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» iconI. общие положения муниципальное бюджетное дошкольное образовательное...
Тема: организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе. Применение инновационных методов работы в коррекционно...
Решение педсовета от 14. 09. 2013г протокол №1 рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» iconПротокол №4 от 17 мая 2012г. №70 от 17 мая 2012г. Положение о группе...
Мбдоу), в составе которого имеется группа (группы) компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (далее – группа...
Решение педсовета от 14. 09. 2013г протокол №1 рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной...
Решение педсовета от 14. 09. 2013г протокол №1 рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» iconПрограмма коррекционно-развивающей работы «Комплексное сопровождение...
Негосударственное образовательное учреждение школа среднего (полного) общего и дополнительного образования «София»
Решение педсовета от 14. 09. 2013г протокол №1 рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Степанова Н. В., воспитатель подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с детьми с онр, мбдоу мо г. Краснодар...
Решение педсовета от 14. 09. 2013г протокол №1 рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» iconПрограмма коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений устной и письменной речи
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Решение педсовета от 14. 09. 2013г протокол №1 рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» iconРабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей подготовительной
...
Решение педсовета от 14. 09. 2013г протокол №1 рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» iconКонспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной...
План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе
Решение педсовета от 14. 09. 2013г протокол №1 рабочая программа «Программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Календарно – тематический план нод в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск