Шабалихина Елена Геннадьевна учитель-логопед мбдоу №67 «Медвежонок», г. Северодвинск создание коррекционно-развивающей среды





Скачать 76.59 Kb.
НазваниеШабалихина Елена Геннадьевна учитель-логопед мбдоу №67 «Медвежонок», г. Северодвинск создание коррекционно-развивающей среды
Дата публикации03.05.2015
Размер76.59 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Шабалихина Елена Геннадьевна

учитель-логопед

МБДОУ № 67 «Медвежонок», г. Северодвинск
СОЗДАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье раскрываются условия организации коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.

Ключевые слова: дети с речевыми нарушениями, коррекционно-развивающая среда, игра.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа дошкольников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимыми тяжелыми поражениями центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ограниченными возможностями в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.

Для оказания помощи детям, имеющим различные нарушения речи и обучающимся в образовательном учреждении общего назначения организуется логопедическая помощь. Исходя из количества детей, нуждающихся в логопедической помощи, эта помощь может осуществляться посредством: введения в штат образовательного учреждения общего назначения должности учителя-логопеда и открытия логопедического кабинета или группы компенсирующей направленности.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако количество детей с речевыми нарушениями за последние несколько лет не уменьшается. В связи с этим и перед педагогами и специалистами ДОУ встает вопрос о создании оптимальных условий для полноценного речевого развития детей. Цель у всех единая: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития дошкольников.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

- создание развивающей предметно-пространственной среды;

-целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

-повышение профессионального мастерства педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

- изучение состояния устной речи детей;

- участие родителей в речевом воспитании детей.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающая среда. А если это ребенок с нарушениями речи, то корреккционно-развивающая среда – это та среда, в которой создаются условия для коррекции речи, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

Коррекционно-развивающая среда – это комплексный, системный, вариативный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.

В образовательном учреждении в состав коррекционно-развивающей среды входит и логопедический кабинет.

Основное назначение логопедического кабинета – это создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.

Это предполагает организацию предметной среды с корригирующими, развивающими и оздоравливающими компонентами.

Как заметила в свое время Е.И.Тихеева: «В пустых стенах ребенок не заговорит». Кабинет учителя-логопеда выполняет особую роль помещения, в котором ребенку предстоит учиться, чего он пока не умеет, поскольку хочет только играть. Играть всегда интереснее, чем просто повторять упражнения. Игра позволяет естественно, тонко и ненавязчиво устранять речевые недостатки, дает возможность многократно повторить трудные логопедические упражнения. В ней формируется, воспитывается, развивается речевая деятельность.

Игра – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста (Ф. Фребель, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев).

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета должна быть комфортной, эстетичной, подвижной, вызывать у детей стремление к самостоятельной деятельности.

В учебно-развивающую зону может входить создание на большом ковролине многоцелевой коррекционно-развивающей стенки, продолжением этой зоны является магнитная доска.

Коррекционно-развивающая стенка является бесценным помощником в кропотливой работе по исправлению речевых нарушений. Занимательный игровой материал превращает однообразную и монотонную работу по закреплению звука, грамматических упражнений в интересную игру.

Работа с пособиями на коррекционно-развивающей стенке носит комплексный характер: способствует быстрой автоматизации звука, развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке, формированию навыков звукового, слогового анализа слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики, зрительного внимания, активизация памяти, мышления. Все это является в свою очередь своевременной профилактикой дисграфии и дислексии.

Компактность и мобильность игрового материала на коррекционно-развивающей стенке облегчает подготовку к непосредственно образовательной деятельности, дает возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребенка, что в свою очередь, помогает актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизмы самокоррекции.

В комплектацию коррекционной-развивающей стенки входит:

- большой ковролин, который стационарно закрепляется на стене;

- съемный дидактический материал, обновляемый в зависимости от задач.

В основу наполняемости дидактического материала может быть положен звуковой принцип, в котором:

- плоскостные изображения предметов, животных, игрушек, сказочных героев, названия которых содержат или издают автоматизируемый звук;

- наборы картинок с автоматизируемым звуком.

В основу пополнения может быть положено и тематическое планирование по лексическим темам. Содержание дидактического материала определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии.

Для проведения заданий по развитию грамматических категорий, фонематических процессов можно использовать плоскостные предметные изображения названий игровых упражнений (волшебная палочка, фотоаппарат, гномик, числовая дорожка, поезд, звуковой домик, Звукоед, телефон).

Съемный дидактический материал размещается на ковролиновом покрытии с помощью липучек детьми или логопедом.

Этот прием помогает активизировать внимание ребенка и максимально поддерживать его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, вызывая положительные эмоции.

Игровая ситуация создает непринужденную обстановку, освобождает ребенка от скованности, побуждает его к общению.

Работу с коррекционно-развивающей стенкой можно проводить на разных этапах автоматизации звука, на разных видах и формах непосредственно образовательной деятельности. Дидактический материал должен быть оптимален по объему для проведения непосредственно образовательной деятельности. В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы игры и задания на стенке могут использоваться выборочно, комбинированно.

Возможные варианты игровых заданий

- «Повторялки», «Передай дальше». Назвать картинки. Уточнить значение слов.

- «Подружи слова». Назвать картинки, подходящие друг другу по смыслу.

- «Найди и назови». Назвать картинки по обобщающему понятию, по пространственной ориентировке.

- «Прятки». Звуковой и слоговой анализ, синтез слов: определить слово по первому и последнему звуку в слове; узнать деформированное слово из перепутанных слогов, узнать слово по первому слогу.

- «Жадина». Соотносить слова на картинках с местоимениями мой, моя, моё, мои.

- «Это - не это».Угадать загаданную, неназванную картинку.

- «Закончи предложение». Подобрать слово на данных картинках, подходящих по смыслу к предложению.

- «Ассоциации». Найти и назвать картинку к заданному слову.

- «Угадай». Подобрать и назвать подходящее слово-предмет на картинках к слову-действию или слову-признаку.

- «Телефон». Запомнить и воспроизвести в том же порядке несколько картинок.

- «Найди меня». Посмотреть на звуковую схему и найти слово на картинах.

- «Волшебники». Изменить слова по числам.

- «В гостях у гнома». Образовать уменьшительно-ласкательную форму слова.

- «Числовая дорожка». Согласовать числительные с существительными.

- «Поезд». Упражнять в слоговом анализе слов.

- «Фотограф». Запомнить и назвать картинки по памяти.

- «Домик звука». Определить места звука в слове.

- «Звукоед». Вставить в слово пропущенный звук.

Все упражнения легко, с радостью принимаются детьми. Ценность коррекционно-развивающей стенки заключается в том, что игровые упражнения можно использовать для автоматизации любых звуков, меняются только картинки и герои, которые приходят на занятие. Количество и принцип подбора картинок, игровых заданий зависит от возможностей ребенка, поставленных коррекционных целей. Представленный игровой материал удобен в использовании, так как не занимает много места, экономит пространство кабинета, не требует больших временных затрат на подготовку к непосредственно образовательной деятельности, позволяет пользоваться дидактическим материалом в любой момент, многофункциональное использование учебного материала.
Литература:

1. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» - программа и методические рекомендации. М.: «Мозаика – Синтез», 2005.

2. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. С-Пб: «КАРО», 2007.

3. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология.- 2010. - № 1

4. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. Учебно-методическое пособие. – М.:ЗАО «Элти – Кудиц», 2003.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Шабалихина Елена Геннадьевна учитель-логопед мбдоу №67 «Медвежонок», г. Северодвинск создание коррекционно-развивающей среды iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный видеоматериал демонстрирует опыт построения предметно-развивающей среды в группе в соответствии с федеральными государственными...
Шабалихина Елена Геннадьевна учитель-логопед мбдоу №67 «Медвежонок», г. Северодвинск создание коррекционно-развивающей среды iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Костылева И. С. «Создание благоприятной коррекционно – развивающей среды на уроках физической культуры»
Шабалихина Елена Геннадьевна учитель-логопед мбдоу №67 «Медвежонок», г. Северодвинск создание коррекционно-развивающей среды iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Создание коррекционно-развивающей среды для формирования социально-значимых навыков у детей младшего школьного возраста»
Шабалихина Елена Геннадьевна учитель-логопед мбдоу №67 «Медвежонок», г. Северодвинск создание коррекционно-развивающей среды iconОльга Геннадьевна Алехина учитель логопед Ольга Владимировна Гридина...
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Шабалихина Елена Геннадьевна учитель-логопед мбдоу №67 «Медвежонок», г. Северодвинск создание коррекционно-развивающей среды iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Овз предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей равные с обычными...
Шабалихина Елена Геннадьевна учитель-логопед мбдоу №67 «Медвежонок», г. Северодвинск создание коррекционно-развивающей среды iconВыступление на педагогическом совете «Создание эффективной развивающей...
Выступление на педагогическом совете «Создание эффективной развивающей среды в условиях перехода на фгос оо» Ребровой Л. С
Шабалихина Елена Геннадьевна учитель-логопед мбдоу №67 «Медвежонок», г. Северодвинск создание коррекционно-развивающей среды iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Странства… предназначена для практического использования в коррекционно-развивающей работе с незрячими детьми в условиях предметно-развивающей...
Шабалихина Елена Геннадьевна учитель-логопед мбдоу №67 «Медвежонок», г. Северодвинск создание коррекционно-развивающей среды iconПостроение развивающей среды в доу понятие и сущность развивающей среды
А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки
Шабалихина Елена Геннадьевна учитель-логопед мбдоу №67 «Медвежонок», г. Северодвинск создание коррекционно-развивающей среды icon«влияние движений пальцев рук на развитие речи ребенка» Лычагина...
Лычагина Ольга Владимировна, мбдоу №129 «Высотка», учитель-логопед, высшей категории, обладатель гранта мэра в номинации «Образование»,...
Шабалихина Елена Геннадьевна учитель-логопед мбдоу №67 «Медвежонок», г. Северодвинск создание коррекционно-развивающей среды iconУчебник «Русский язык»
Абрамова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Шабалихина Елена Геннадьевна учитель-логопед мбдоу №67 «Медвежонок», г. Северодвинск создание коррекционно-развивающей среды iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Атрохова Евгения Сергеевна, учитель-логопед мбдоу-д/с кв 2 категории «Колокольчик» сл. Б. Мартыновка
Шабалихина Елена Геннадьевна учитель-логопед мбдоу №67 «Медвежонок», г. Северодвинск создание коррекционно-развивающей среды iconПубличный отчет за 2012-2013 учебный год краевого государственного...
Создание комплексной коррекционно-развивающей системы с помощью новых педагогических направлений
Шабалихина Елена Геннадьевна учитель-логопед мбдоу №67 «Медвежонок», г. Северодвинск создание коррекционно-развивающей среды iconПубличный отчет за 2012-2013 учебный год краевого государственного...
Создание комплексной коррекционно-развивающей системы с помощью новых педагогических направлений
Шабалихина Елена Геннадьевна учитель-логопед мбдоу №67 «Медвежонок», г. Северодвинск создание коррекционно-развивающей среды iconСоздание развивающей среды для работы с одаренными детьми младшего...
Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Шабалихина Елена Геннадьевна учитель-логопед мбдоу №67 «Медвежонок», г. Северодвинск создание коррекционно-развивающей среды iconПерспективы развития транспортно-логистической системы Республики Беларусь
Тема: организация коррекционно – развивающей работы в логопедической группе. Применение инновационных методов работы в коррекционно...
Шабалихина Елена Геннадьевна учитель-логопед мбдоу №67 «Медвежонок», г. Северодвинск создание коррекционно-развивающей среды iconКонспект фронтальной коррекционно-развивающей деятельности для детей...
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск