Урок во всём его многообразии и во всех разновиднос





Скачать 189.69 Kb.
НазваниеУрок во всём его многообразии и во всех разновиднос
Дата публикации09.08.2014
Размер189.69 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Психология > Урок
3. Голубева Л. Современный урок: анализ и самоанализ/Л. Голубева//Сельская школа. –2009. –№4. – С.7-16.

Современный урок:

анализ и самоанализ

Урок во всём его многообразии и во всех разновидностях — сложное педагогическое явление. Каким должен быть современный урок? Как сочетать мастерство учителя и требования времени, традиционное и новое? В публикуемых материалах в основу современного анализа урока положен комплексный подход, в котором тесно взаимосвязаны педагогический, содержательный, методический аспекты, что, полагаем, будет полезно администраторам образовательных учреждений, руководителям методических объединений и особенно начинающим руководителям школ.

Хороший урок имеет своё лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя. На таком уроке учитель опирается на личностное своеобразие учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства, в уроке должна проявиться профессиональная компетентность учителя:

  • знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока,

  • умение планировать, проводить и анализировать урок.

Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. Реальная ценность урока — его результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приёмами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На Уроке ребята должны усвоить намеченный объём знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

Более детально наблюдение на уроке должно охватывать:

организационную сторону урока: своевременно ли приходит преподаватель в класс, подготовлены ли пособия, оборудование,

мел, доска, готовы ли ребята к уроку, каковы санитарное состояние класса, дежурство и общий порядок;

содержание урока: оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал урока в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведётся объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели; каково содержание ответов учеников, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, как оценивается работа учеников на уроке;

воспитывающую роль урока: использует ли учитель содержание материала в воспитательных целях, какова система требований учителя. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе; обращает ли учитель внимание на поведение школьников, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость;

методическую сторону урока:

а) руководитель обращает внимание на методы опроса, приёмы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;

б) тщательно изучает методы и приёмы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приёмами добивается преподаватель развития мышления учеников, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает учитель для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;

в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;

г) способы закрепления знаний, решения задач, выполнения самостоятельных работ;

д) техника задания на дом и проверка домашних заданий;

е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы;

особенности поведения преподавателя на уроке: роль педагога на уроке как организатора и дирижёра, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с учениками.

Таким образом, наблюдение на уроке носит всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение — лишь первый этап контроля, второй — разбор уроков, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы учителя.

Урок нельзя анализировать абстрактно, исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Прежде всего, не следует искать на каждом уроке применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все уроки были комбинированными, включали все «элементы», — это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.

Анализируя уроки, нужно учитывать, по крайней мере, такие конкретные обстоятельства:
особенности темы: могут быть уроки, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой;

возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольного участка. Анализируя урок, важно обратить внимание, всё ли использовал учитель, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования;

состав класса, уровень развития и способностей учеников (нередко мнение об уроке составляется на основе ответов школьников, контрольных работ, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются);

индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как нам кажется, такая схема:

сам педагог рассказывает о своём уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;

затем присутствующий анализирует положительные стороны урока;

после этого следует разбор негативных аспектов работы;

наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

после разбора педагог вновь высказывает своё мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.

Характеристика современного урока

Учебно-воспитательный процесс и урок соотносятся, как целое и часть. И на весь процесс, и на урок как его часть непосредственное влияние оказывают:

• образовательные стандарты и программы с их целями и предметным содержанием;

• современные педагогические подходы (концепции) с их системой целей, принципов, отбором и организацией материала, средствами обучения и контроля.

А образовательные стандарты, программы и педагогические подходы определяются государственным заказом в области образования, заказами различных социальных групп и всеми социокультурными, политическими и экономическими условиями в стране.

Образовательные стандарты и педагогические концепции реализуются в учебно-методических комплектах, учебниках и учебных пособиях по предметам, которые являются содержательной основой урока и ориентируют на определённую организацию материала и соответственно всего воспитательного процесса.

В уроке отражаются все особенности целого (учебно-воспитательного) процесса:

• принципы той концепции, по которой построен урок;

соотношение целей и задач, предусмотренное концепцией;

набор требований, которые данная концепция предъявляет к отбору и организации материала, к организации деятельности(взаимодействия) учителя и ученика, к процессу и результату этой деятельности, к методической и содержательной логике урока.

Но, кроме этого, у урока есть определённые педагогические черты, которые характерны для него как для организационной формы учебно-воспитательного процесса. Это:

общепедагогические характеристики современного урока:

концептуальные особенности урока, классификации современных подходов и отражение их в уроке;

общепедагогические особенности урока как организационной формы учебно-воспитательного процесса, его отличия от других форм учебных занятий в школе;

типологии уроков, описание структуры различных типов и видов урока (его этапах, частях);
методическая организация и оснащение урока, его методическая логика;

особенности отражения предметного содержания в уроке, его содержательная логика.

Система посещения уроков

Она может быть различной в зависимости от цели, которую ставит руководитель при посещении:

Посещение всех уроков, отведённых на изучение темы в классе, для знакомства с системой работы учителя, оценки оптимальности избранной структуры урока, оптимальности сочетания методов и приёмов обучения.

Посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня в разных классах с целью изучения соответствия методических приёмов обучения возрастным особенностям учащихся.

Посещение уроков разных учителей в течение дня в одном классе для оценки объёма получаемой учащимися информации на протяжении учебного дня, суммарного объёма домашних заданий, выполнения учащимися единых требований, интенсивности их труда на разных уроках, стиля и сравнительной методики работы.

Посещение уроков в течение рабочей недели в одном классе

для изучения систематической работы каждого школьника, его самостоятельности, активности и инициативы, качества выполнения домашнего задания.

• Посещение уроков у разных учителей с целью изучения отдельных проблем учебно-воспитательного процесса (эффективность организации самостоятельной работы, степень сформированности у учащихся специальных и общеучебных умений и навыков, формирование интереса к предмету и т.д.).

Классификации целей посещения уроков

По времени действия (долгосрочные, краткосрочные, постоянные и переменные). Это зависит от содержания основных и вспомогательных задач, стоящих перед школой, основных направлений методической работы, характеристики вопросов, обсуждаемых на педсоветах и производственных совещаниях. По широте охвата и глубине изучаемых аспектов:

масштабные целевые установки, характеризующиеся общедидактической направленностью (развитие познавательного интереса, формирование общих учебных умений и навыков и др.);

локальные целевые установки, характеризующиеся частнодидактической направленностью (результативность работы по развитию устной речи, организация на уроке творческой работы учащихся).

По содержанию, когда цели посещения ориентируются на конкретные вопросы учебных программ (работа учителя по развитию вычислительных навыков на уроках математики; работа с первоисточниками на уроках истории, эффективность работы учителя иностранного языка по закреплению языкового материала).

Общие требования к анализу урока

Научный подход к анализу урока, опора на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт. Глубина и всесторонность анализа, оценка урока с учётом взаимосвязи всех его компонентов и их дидактической обусловленности и логической взаимосвязи. Рассмотрение урока во взаимосвязи с предыдущими уроками изучаемой темы. Акцент при анализе на наиболее существенных сторонах урока, в решающей мере определяющих степень усвоения учебного материала, качество знаний, развитие интеллекта учащихся. Объективность оценок. Научная обоснованность оценок, характеристик и выводов, их конкретность, доказательность и убедительность. Учёт специфики данного учебного предмета. Предложения.

Виды и планирование посещений уроков

Посещение и анализ уроков как метод внутришкольного контроля. Виды посещения уроков: выборочное, тематическое, параллельное, целевое. Комплексное изучение преподавания в отдельном классе в течение полного учебного дня.

Планирование посещений уроков перспективное (на год и полугодие), текущее (на месяц и неделю); календарное и графическое.

Подготовка к посещению урока

Определение цели посещения урока. Знакомство с учебной программой, с фактическим материалом урока и методикой его проведения (по учебнику, методическим пособиям, инструктивным указаниям органов образования, институтов усовершенствования учителей). Знакомство с наличием учебно-наглядных пособий по предмету. Установление по классному журналу выполнения государственных программ, накопления оценок и текущей успеваемости учащихся, сроков и количества контрольных работ, предусмотренных программой по предмету, выполнения практической части программ (практических и лабораторных работ, экскурсий), объёма домашних заданий. Просмотр выводов, предложений и заданий (они даются учителю после посещения урока в ходе его анализа). Знакомство с ученическими работами. Решение вопроса о приглашении на урок других учителей школы, определение цели такого приглашения.

Схема наблюдений и техника записи хода урока. Схема наблюдений за уроком — условие рациональной организации работы проверяющего, обеспечивающая чёткую, последовательную фиксацию хода урока и последующий его анализ.

Подготовка проверяющего к анализу посещённого урока

Просмотр записей посещённых уроков у данного учителя, замечаний и предложений. Формулировка вопросов, адресуемых учителю, связанных с планом урока и его реализацией. Определение формы анализа урока и места подведения итогов (беседа, обсуждение на заседании предметной комиссии, на педагогическом совете). Поэтапная оценка хода урока и деятельности учителя и учеников. Заключение по итогам проверки качества знаний, умений и навыков учащихся. Вычленение достоинств урока, творческих находок учителя, заслуживающих изучения и внедрения в практику работы учителей школы. Недостатки урока и необходимая помощь учителю. Формулировка общей оценки, выводов и предложений учителю.

Анализ урока учителем

Основные требования к самоанализу: место разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме, обоснование образовательной и воспитательной целей урока и выполнение намеченного плана урока, характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала для данного урока, психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий и упражнений, выполненных учениками на уроке, оценка развития самостоятельного мышления учащихся на уроке. Мотивировка выбора методов урока, оценка соответствия методов целям и содержанию урока, выполнению поставленных образовательных и воспитательных задач, удовлетворённость или неудовлетворённость учителя уроком (его отдельными частями); меры, намечаемые учителем по устранению отмеченных недостатков, оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов. Самооценка как одно из условий творческого труда учителя.

Анализ урока проверяющим

Анализ целей уроки. Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока с учётом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса. Постановка и доведение целей урока до учащихся. Степень достижения целей урока.

Анализ структуры и организации урока. Соответствие структуры урока его целям. Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Целесообразность распределения времени урока между ними. Рациональность выбора форм обучения. Наличие плана урока и организация его выполнения учителем. Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и учащихся.

Анализ содержания урока. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока. Генерализация основных идей урока (темы, курса). Политехническая направленность урока, его связь с жизнью, трудовым воспитанием и профориентацией. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение учащихся к восприятию новых знаний. Выделение главной идеи нового материала. Формирование новых понятий. Актуализация опорных знаний.

Организация самостоятельной работы учащихся. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учёт уровня подготовленности учащихся класса. Инструктаж и помощь учителя. Степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приёмы, объём).

Анализ методики проведения урока. Определение обоснованности и правильности отбора методов, приёмов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса; соответствия методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Разнообразие приёмов и методов, применяемых учителем. Эмоциональность подачи материала. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения. Оценка методической вооружённости и педтехники учителя.

Анализ работы и поведения учащихся на уроке. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной учебной работы учеников, выработка рациональных приёмов их учебного труда. Оценка Целесообразности и эффективности применённых форм учебной работы. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Выполнение единых требований. Индивидуальная работа со слабыми и сильными учениками. Сочетание коллективной и индивидуальной работы. Дисциплинированность класса и приёмы поддержания дисциплины.

Культура общения учителя с учениками, соблюдение учителем норм педагогической этики и такта, оценка созданного учителем морально-психологического климата в детском коллективе.

Качество знаний, умений и навыков. Глубина, осознанность и прочность знаний. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. Степень овладения практическими навыками. Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки. Накопляемость, объективность выставленных оценок, их мотивировка, воспитывающий и стимулирующий характер.

Анализ домашнего задания. Цель, объём. Соотношение между объёмом работы, выполненной на уроке, и объёмом работы, заданной на дом. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность. Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

Оценка самоанализа, сделанного учителем в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим; заключение по самоанализу.

Общая оценка степени достижения учебной и воспитательной целей урока. Общая мотивированная оценка результатов урока: оптимальность обучающих действий учителя, качество знаний, умений и навыков учащихся, тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности. Аргументированная характеристика достоинств урока.

Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы.

Недостатки урока. Диагностика причин и тенденций в их развитии. Предложения по их устранению.

Научная обоснованность выводов и оценок, опора на достижения психолого-педагогической науки и передовой педагогический опыт. Конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.

Общие выводы и предложения

Рекомендации учителю по самообразованию на основании выводов и предложений.

Заключительное слово учителя

Стиль беседы с учителем. Доброжелательность, уважительность и тактичность разговора с учителем, опора на положительное. Учёт индивидуальных особенностей учителя: характер, тип нервной деятельности, стаж и степень педагогического мастерства, общий кругозор и педагогическая эрудиция.

Формы анализа и самоанализа урока

  • краткий (оценочный) анализ — это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;

  • структурный (поэтапный) анализ — выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;

  • системный анализ — рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, формирование знаний, умений и навыков учащихся, усвоение ими способов учения;

  • полный анализ — система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока;

  • структурно-временной анализ — оценка использования времени урока на каждом его этапе;

  • комбинированный анализ — оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

  • психологический анализ — изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);

  • дидактический анализ — анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приёмов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

  • аспектами анализ — детальное и всестороннее изучение и оценка под определённым углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Примеры аспектов урока:

  • реализация учителем триединой задачи урока,

  • использование развивающих методов на уроке,

  • изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся,

  • формирование общеучебных умений и навыков у школьников,

  • проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся,

  • организация проблемного обучения на уроке и т. п.;

  • комплексный анализ — это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего — системы уроков).

Аспекты анализов уроков:

  • исходя из функций, направлений учебного процесса (воспитательная, развивающая, практическая направленность урока, реализация принципов обучения; формирование общих учебных умений и навыков; организация самостоятельной работы учащихся, активизация познавательной деятельности; осуществление межпредметных связей и т.п.);

  • исходя из характера деятельности учителя и учащихся;

  • по компонентам процесса обучения (цели, задачи, содержание, формы, методы, условия успешной организации обучения);

  • по этапам урока (подготовка к восприятию, проверка знаний, умений и навыков, изучение нового материала, закрепление, домашнее задание, итоги урока и т. п.)

Цели анализа урока:

  • Контроль за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся.

  • Контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса.

  • Инструктирование педагога.

  • Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством.

  • Выяснение причин успеха и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе.

  • Выявление системы работы учителя.

Уровни проведения урока

Высший: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи, преодоление возможных затруднений в работе с учащимися.

Высокий: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачами урока.

Средний: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока.

Низкий: организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата.

Эти общие положения, поданные в системе, помогут руководителям школы выбирать то, что наиболее соответствует целям внутришкольного контроля, необходимости помочь тому или иному учителю и так далее.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок во всём его многообразии и во всех разновиднос iconУрок наблюдения по окружающему миру Тема: «Тела и вещества»
«Природа вокруг нас». Он позволяет сформировать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, материал урока способствует...
Урок во всём его многообразии и во всех разновиднос iconУрок иностранного языка призван формировать коммуникативную компетенцию...
Знакомство с историей возникновения кинематографа в России, с известными актерами, продюсерами и режиссерами
Урок во всём его многообразии и во всех разновиднос iconПрограмма ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое...
Цель курса — открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты,...
Урок во всём его многообразии и во всех разновиднос iconРабочая программа по предмету «Обществознание» учителя истории высшей квалификационной категории
Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических знаний,...
Урок во всём его многообразии и во всех разновиднос iconУрок проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия
Это понятно всем. Однако возникает много вопросов относительно того, а что же конкретно представляет из себя этот современный урок,...
Урок во всём его многообразии и во всех разновиднос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок как организационная единица обучения, как известно, длится 45 минут. Для того чтобы его построить и он соответствовал всем требованиям,...
Урок во всём его многообразии и во всех разновиднос iconМоусош с. Воскресеновка 2009 г. Учитель: Кипина О. Ю
Ведущий: Сейчас прозвучали всем вам известные слова приветствия на немецком языке. Мне бы хотелось, чтобы они звучали в этом зале...
Урок во всём его многообразии и во всех разновиднос iconУрок технологии в 8 классе Тема: «В мире красоты»
Это совершенно необычный урок- размышление о многообразии и красоте окружающего мира, о месте и роли человека в этом мире. Урок носит...
Урок во всём его многообразии и во всех разновиднос iconВсем моим глубоко уважаемым учителям и всем людям из разных стран,...
Эта книга посвящается всем моим глубоко уважаемым учителям и всем людям из разных стран, занимающимся Айкидо и разделяющим его духовные...
Урок во всём его многообразии и во всех разновиднос iconМитсуги Саотоме Принципы Айкидо
Эта книга посвящается всем моим глубоко уважаемым учителям и всем людям из разных стран, занимающимся Айкидо и разделяющим его духовные...
Урок во всём его многообразии и во всех разновиднос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эта книга посвящается всем моим глубоко уважаемым учителям и всем людям из разных стран, занимающимся Айкидо и разделяющим его духовные...
Урок во всём его многообразии и во всех разновиднос iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса
Естествознание, Биология 5 – 11 класс и включающей в себя сведения о многообразии животного мира, принципах классификации, строение...
Урок во всём его многообразии и во всех разновиднос iconУрок «Систематика наука о многообразии»
Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию
Урок во всём его многообразии и во всех разновиднос iconАндрей Болконский
Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое...
Урок во всём его многообразии и во всех разновиднос iconДополнительная общеразвивающая программа «Декоративная роспись» для...
Опора на национальное, народное искусство, родное и близкое, позволяет сделать молодое поколение наследниками своей культуры, передать...
Урок во всём его многообразии и во всех разновиднос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ведущий: Всем-всем добрый день! Всем-всем лучезарных улыбок и хорошего настроения! Потому что сегодня действительно добрый день –...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск