Протокол №5 от 15 июня 2007. Спецкурс "Психология манипуляции" представляет собой самостоятельный курс, рекомендуемый для студентов до и озо отделения психологии





Скачать 260.67 Kb.
НазваниеПротокол №5 от 15 июня 2007. Спецкурс "Психология манипуляции" представляет собой самостоятельный курс, рекомендуемый для студентов до и озо отделения психологии
страница1/2
Дата публикации09.07.2013
Размер260.67 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2


Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Рюмшина Л.И.

Учебно-методический комплекс

к спецкурсу «Психология манипуляций»





Ростов-на-Дону
2007

Учебно-методический комплекс разработан доктором психологических наук, профессором кафедры социальной психологии Рюмшиной Любовью Ивановной



Рецензент к. психол. наук Е.М. Агнаева



Компьютерный набор и верстка ст. лаборанта Н.В. Лакосиной

Печатается в соответствии с решением методической комиссии кафедры социальной психологии ЮФУ, протокол № 5 от 15 июня 2007.



Спецкурс “Психология манипуляции” представляет собой самостоятельный курс, рекомендуемый для студентов ДО и ОЗО отделения психологии.

Основная цель: дать представление о психологии манипуляции, ее предмете, основных понятиях и теориях, истории и современном состоянии (в т.ч. числе и в отечественной психологии), прикладном и практическом приложении.

Задачи спецкурса:

  1. Показать специфику манипуляций, отличие от близких понятий (лжи, полуправды, сплетен и т.д.), обратить внимание на внешние и внутренние причины их применения.

  2. Познакомить с современным состоянием психологии манипуляций.

  3. Ознакомить с классификацией манипулятивных приемов, особенностями их организации.

  4. Обучить основным приемам противодействия манипулятивным воздействиям.

Спецкурс формирует ряд компетенций. Они выражаются как способность и готовность к:

    • пониманию специфики манипуляций, как особого вида психологических воздействий,

    • осмыслению внешних и внутренних причин применения манипуляций,

    • пониманию современного состояния психологии манипуляции, как новой области психологического знания,

    • осмыслению классификаций манипулятивных приемов, областей жизнедеятельности человека, где они могут встречаться,

    • осознанию морального и психологического вреда, наносимого манипуляциями,

    • использованию основных приемов противодействия манипулятивным воздействиям в жизни.

Спецкурс “Психология манипуляции" строится с опорой на следующие курсы: философия, психология личности, социальная психология, психология общения. Список контрольных вопросов по всему курсу, прилагающийся к программе, позволяет студентам выделить наиболее важные моменты изучаемого материала и оценить степень своей подготовленности к сдаче зачета.



1 Содержание спецкурса
Раздел 1. Манипуляция как социально-психологический феномен

Тема 1. Понятие о манипуляциях

Развитие представлений о манипуляциях, их роли в жизни общества и отдельного человека (Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Гоббс и др.). Макиавеллизм и представление Н. Макиавелли о негативной природе человека, как основе манипуляций; оправдание нравственного принципа «Цель оправдывает средства».

Негативное отношение к макиавеллизму русских экзистенциалистов (Н. Бердяев, П. Флоренский, С. Франк и др.). Диалог и манипуляция. Манипуляции как безнравственное общение и насильственная коммуникация.

Выделение признаков и определение манипуляции. Контроль и скрытность намерений одного из партнеров, воздействие на подсознание другого, использование других в собственных целях.

Внешние (риск и неопределенной общественной ситуации, рыночные отношения, социокультурные предпосылки) и внутренние (недоверие себе и другим, преобладание рациональной деятельности над эмоциями, стремление к подтверждению своей значимости, экономия усилий) причины манипуляций (Э. Шостром, Ф. Перлз, Э. Фромм и др.).
Тема 2. Представление о манипуляциях в зарубежной и отечественной науке

Манипулятивность психологии середины 20 столетия. Отношение к манипуляциям в психоанализе (К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм и др.) и бихевиоризме (Хоманс, Бандура и др.). Продолжение идей экзистенциализма в трудах ученых гуманистической психологии (Г.Олпорт, А.Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй, В. Франкл и др.).

Отношение к манипуляциям советской психологии. Онтология бытия человека С.Л. Рубинштейна, экзистенциальные идеи М. Бахтина. Отношение к другому как к ценности (М.И. Бобнева, А.А. Бодалев, К.А. Абульханова-Славская и др.). Представление о манипуляциях в постсоветской психологии (Е.Л. Доценко, В.В. Знаков, С.Л. Браченко, Г.В.Грачев, И.К.Мельник, Л.И. Рюмшина и др.). Манипуляция как воздействие и деятельность. Манипулирование людьми как социально-психоогическая проблема. Необходимость учета составляющих феномена: манипулирующего, собственно манипуляции и объекта манипуляции.
Тема 3. Специфика манипуляции

Механизмы манипулирования. Сложная структура манипуляции. Наличие в ней явного и скрытого смысла. Условия и приемы манипулирования. Создания внутреннего дискомформта у человека, как главное условие манипулирования. Отличие манипуляций от близких к ней понятиям (лжи, неправды, полуправды, сплетен, слухов).

Классификация приемов и условий манипулирования.

Семинарское занятие 1. Представление о манипуляциях в зарубежной психологии

1.Оправдание манипуляций в бихевиоризме.

2.Представление о манипуляциях в психоанализе

3.Отказ от манипуляций в гуманистической психологии.
Литература

  1. Бандура, А. Принципы социального научения [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 55-61.

  2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн. – Л.: Лениздат, 1992. – С. 8-15.

  3. Карнеги, Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей [Текст] / Д. Карнеги. – Киев: Наукова думка, 1990. – С.10-16.

  4. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Маслоу. – М., 1997. – С.18-21.

  5. Мэй, Р. Любовь и воля [Текст] / Р. Мэй. – М., 1997. – С. 7-12

  6. Роджерс, Н. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / Н. Роджерс. – М., 1994. – С.9-14, 16-20.

  7. Скиннер, Б.Ф. Технология поведения [Текст] / Б.Ф. Скиннер // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд-во политической литературы, 1996. – С. 29-45.

  8. Шостром, Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор [Текст] / Э. Шостром. – Минск, 1992. – С.5-12.


Семинарское занятие 2. Представление о манипуляциях в отечественной психологии

1.Манипуляция как воздействие и деятельность

2.Манипуляция и макиавеллизм.

3.Ценностно-смысловые детерминанты манипулирования
Литература

  1. Братченко, С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: методическое пособие для школьных психологов [Текст] / С.Л. Братченко. – Псков. 1997.

  2. Грачев, Г.В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия [Текст] / Г.В. Грачев, И.К. Мельник. – М., 2002. – С.5-11, 53-55.

  3. Доценко, Е.Л Психология манипуляции [Текст] / Е.Л. Доценко. – М., 1996. – С.42-48,58-62.

  4. Знаков, В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении [Текст] / В.В. Знаков // Вопросы психологии. – 2002. – №6.

  5. Знаков, В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования [Текст] / В.В. Знаков // Психологический журнал. – 2000. – Т.21. – №5. – С. 16-22.

  6. Ковалев, Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия [Текст] / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 1987. – № 3. – С. 41-49.

  7. Рюмшина, Л.И. Психология манипулирования людьми [Текст] / Л.И. Рюмшина. – Ростов-на-Дону. 2003. – С.6-21.

  8. Сидоренко, Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию [Текст] / Е.В. Сидоренко // Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. – СПб.: Питер, 2000. – С.148-170.

  9. Социальная психология личности в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 1999. – С.274-279.


Практическое занятие 1. Понятие о манипуляциях

Студентам предлагается подобрать пословицы, афоризмы, высказывания великих людей, иллюстрирующие представление о манипуляциях в различных культурах (например, “на всякого мудреца довольно простоты”, “Самое верное средство остаться бедным – быть честным человеком” (Наполеон 1), “Если ты пользуешься доверием, не обманывай даже злодея” (Хун Цзычэн ), “Без совести и при большом уме не проживешь” (М.Горький).
Литература к разделу 1

  1. Бандура, А. Принципы социального научения [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 55-61.

  2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн. – Л.: Лениздат, 1992. – 400 с.

  3. Бодалев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.

  4. Братченко, С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: методическое пособие для школьных психологов [Текст] / С.Л. Братченко. – Псков. 1997. – 68 с.

  5. Грачев, Г.В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия [Текст] / Г.В. Грачев, И.К. Мельник. – М., 2002.

  6. Доценко, Е.Л Психология манипуляции [Текст] / Е.Л. Доценко. – М., 1996. – 344 с.

  7. Ермаков, Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия [Текст] / Ю.А. Ермаков. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1995. – 208 с.

  8. Знаков, В.В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания [Текст] / В.В. Знаков // Вопросы психологии. – 1993. – № 2. – С.9-16.

  9. Знаков, В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении [Текст] / В.В. Знаков // Вопросы психологии. – 2002. – №6.

  10. Знаков, В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования [Текст] / В.В. Знаков // Психологический журнал. – 2000. – Т.21. – №5. – С. 16-22.

  11. Знаков, В.В. Макиавеллизм и феномен вранья [Текст] / В.В. Знаков // Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. – СПб.: Питер, 2000. – С.394-412.

  12. Кара Мурза. C. Манипуляция сознанием [Текст] / С. Кара Мурза. – М., 2000. – 688 с.

  13. Карнеги, Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей [Текст] / Д. Карнеги. – Киев: Наукова думка, 1990. – 224 с.

  14. Ковалев, Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия [Текст] / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 1987. – № 3. – С. 41-49.

  15. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Маслоу. – М., 1997. – 430 с.

  16. Мэй, Р. Любовь и воля [Текст] / Р. Мэй. – М., 1997. – 376 с.

  17. Роджерс, Н. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / Н. Роджерс. – М., 1994. – 480 с.

  18. Рюмшина, Л.И. Социокультурные предпосылки манипулирования [Текст] / Л.И. Рюмшина // Психологический вестник РГУ. – Ростов-на-Дону. – 1999. – Вып.4. – Ч.1-2. – С.115-119.

  19. Рюмшина, Л.И. Психология манипулирования людьми [Текст] / Л.И. Рюмшина. – Ростов-на-Дону. 2003. – 144 с.

  20. Рюмшина, Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе [Текст] / Л.И. Рюмшина. – М., 2004. – 240 с.

  21. Свинцов, В.И. Полуправда [Текст] / В.И. Свинцов // Вопросы философии. – 1990. – № 6. – С. 53-61.

  22. Сидоренко, Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию [Текст] / Е.В. Сидоренко // Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. – СПб.: Питер, 2000. – С.148-170.

  23. Скиннер, Б.Ф. Технология поведения [Текст] / Б.Ф. Скиннер // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд-во политической литературы, 1996. – С. 29-45.

  24. Скиннер Б.Ф. Технология поведения // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд-во политической литературы, 1996. – С. 29-45.

  25. Социальная психология личности в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 1999. – С.274-279.

  26. Шостром, Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор [Текст] / Э. Шостром. – Минск, 1992. – 128 с.


Раздел 2. Манипуляции в непосредственном и опосредованном общении.

Тема 4. Манипуляции общественным сознанием

Социокультурные предпосылки и общественные условия распространения манипуляций.

Роль СМИ в манипуляциях общественным сознание. Манипулятивные приемы в рекламе. История развития рекламы. Информационная функция рекламы. Использование манипуляций в печатной и радиорекламе. Роль телевидения в распространении манипуляций. Манипуляции в политической и социальной рекламе. Проблема эффективности манипуляций общественным сознанием.

Тема 5. Субъекты манипулятивного взаимодействия

Личность манипулятора. Пол и возраст как факторы манипулирования Макиавеллистический тип личности (Кристи и Гейс). Представление о личности манипулятора в гуманистической психологии (Э. Шостром, Ф. Перлз). Роль ценностно-смысловой сферы в выборе манипулятивного взаимодействия, ее противоречивость как внутриличностная основа манипулирования. Манипулятивная коммуникативная направленность.

Внешние и внутренние причины, делающие человека объектом манипуляций. Личностный портрет лиц, ставших объектом манипуляций: внушаемость, негативная Я-концепция ( самоценность, неуверенность и недоверие себе).
Тема 6. Манипуляции в межличностной сфере

Манипулятор как субъект общения. Особенности восприятия и понимания других лицами с манипулятивной коммуникативной направленностью. Влияние манипулятивных склонностей личности на процесс взаимопонимания. Переживания личности и неудовлетворенность отношениями субъектов, ставших объектом манипуляций.
Семинарское занятие 3. Личность и общение

  1. Роль общения в развитии личности.

  2. Причины и средства манипулирования.

  3. Личность манипулятора и манипулируемого.

Литература

  1. Доценко, Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия [Текст] / Е.Л. Доценко // Психологический журнал. – Т.14. – № 4. – 1993.

  2. Знаков, В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования [Текст] / В.В. Знаков // Психологический журнал. – 2000. – Т.21. – №5. – С. 16-22.

  3. Рюмшина, Л.И. О роли диалогического общения в развитии личности как субъекта общения [Текст] / Л.И. Рюмшина // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. – Ростов-на-Дону, 1990.

  4. Рюмшина, Л.И. Психология манипулирования людьми [Текст] / Л.И. Рюмшина. – Ростов-на-Дону. 2003. – С. 68-95.

  5. Рюмшина, Л.И. Ценностно-смысловой подход к общению [Текст] / Л.И. Рюмшина. – Ростов-на-Дону, 2004. – С.105-109.

  6. Сидоренко, Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию [Текст] / Е.В. Сидоренко // Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. – СПб.: Питер, 2000. – С.148-170.

  7. Шостром, Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор [Текст] / Э. Шостром. – Минск, 1992. – С. 5-14, 22-32.


Практическое занятие 2. Личность манипулятора

Студенты в группах по четыре-пять человек составляют портрет «манипулятора». Затем проводится обсуждение и сопоставление этих портретов. Итогом работы является составление обобщенного образа «манипулятора» (пол, возраст, личностные характеристики и т.д.), который сравнивается с существующими в литературе портретами «манипуляторов» (Э.Шостром, Ф. Перлз, Кристи и Гейс, В.В. Знаков, Л.И. Рюмшина).

В продолжении этой темы студентам предлагается выбрать человека из числа российских политиков, общественных деятелей настоящего или прошлого, который мог бы быть охарактеризован как манипулятор. Наличие у него манипулятивных склонностей доказывается на основании биографических данных, его высказываний, конкретных поступков.
Литература к разделу 2
  1. Абульханова-Славская, К.А. Личностный аспект проблемы общения [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Проблема общения в психологии / отв. ред. Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1981. С.218-241.


  2. Братченко, С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: методическое пособие для школьных психологов [Текст] / С.Л. Братченко. – Псков. 1997. – 68 с.

  3. Вейнингер, О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и эротики [Текст] / О. Вейнингер. – М.: Форум, 1991. – 192 с.

  4. Гримак, Л.П. Гипноз и телевидение (истоки нашей страсти к телевидению) [Текст] / Л.П. Гримак // Прикладная психология. – 1999. – № 1. – С. 74-81.

  5. Грошев, И.В. Гендерные образы рекламы [Текст] / И.В. Грошев // Вопросы психологии. – 2000. – №6. – С. 38-49.

  6. Доценко, Е.Л Психология манипуляции [Текст] / Е.Л. Доценко. – М., 1996. – 344 с.

  7. Знаков, В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении [Текст] / В.В. Знаков // Вопросы психологии. – 2002. – №6.

  8. Знаков, В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования [Текст] / В.В. Знаков // Психологический журнал. – 2000. – Т.21. – №5. – С. 16-22.

  9. Информационная и психологическая безопасность в СМИ [Текст]. – М., 2002. – Т.1. – 335 с.

  10. Кара Мурза, C. Манипуляция сознанием [Текст] / С. Кара Мурза. – М., 2000. – 688 с.

  11. Лебедев, А.Н. Экспериментальная психология в российской рекламе [Текст] / А.Н. Лебедев, А.К. Боковиков / РАН Институт психологии. – М.: Академия, 1995. – 134 с.

  12. Марголина, Е.Л. Манипуляция как психологический феномен [Текст] / Е.Л. Марголина, Л.И. Рюмшина // Прикладная психология. – 1999. – № 4. – С. 65-74.

  13. Матвеева, Л.В., Психология телевизионной коммуникации [Текст] / Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В. Мочалова. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. – 362 с.

  14. Рюмшина, Л.И. Психология манипулирования людьми [Текст] / Л.И. Рюмшина. – Ростов-на-Дону. 2003. – 144 с.

  15. Рюмшина, Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе [Текст] / Л.И. Рюмшина. – М. 2004. – 240 с.

  16. Социальная психология личности в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 1999. – С.274-288.

  17. Уэллс, У, Реклама: принципы и практика [Текст] / У. Уэллс, Дж. Бернет, С. Мориарти. Изд-ие 2, исправленное. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1999. – 736 с.

  18. Шостром, Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор [Текст] / Э. Шостром. – Минск, 1992. – – 128 с.

  19. Щербатых, Ю. Искусство обмана [Текст] / Ю. Щербатых. – СПб.: Азбука-Терра, 1997. – 368 с


Раздел 3. Противодействие манипуляциям

Тема 7. Способы и средства противодействия манипуляциям

Проблема информационно-психологической безопасности населения. Законодательное запрещение манипулятивных приемов в рекламе.

Способы противодействия манипуляциям общественным сознанием и манипуляциям в межличностной сфере: сходство и отличие. Личностное развитие как основа противодействия манипулятивным воздействиям. Развитие доверия к себе и другим. Позитивная Я-концепция личности.
Тема 8. Приемы и методы саморазвития

Внутриличностный дискомфорт как условие манипулирования личностью. Понимание самого себя как необходимая основа противодействия манипуляциям. Осознание личностных достоинств и недостатков, личностных особенностей, на которые могут воздействовать другие и манипулировать человеком. Возможности гуманистически ориентированной психотерапии в оказании помощи манипулирующему и манипулируемому.
Практическое занятие 3. Способы противодействия манипуляциям

Студентам предлагается описать наиболее типичные жизненные ситуации, провоцируемые манипуляции. Некоторые из них (например, покупка вещей в магазине или на рынке) разыгрываются в группе. В процессе их обсуждения обращается внимание на то, почему человек избрал именно этот способ взаимодействия, какие средства использовал «манипулятор» и как противодействовал им «объект» манипуляций.

Дальнейшая работа проводится в парах, где студенты вспоминают и рассказывают друг другу конкретные случаи из собственной жизни, в которых они оказались объектом манипуляций. При этом особое внимание обращается на переживания этой ситуации, желание или отказ в дальнейшем сотрудничестве с «манипулятором». Если ситуации оказалась неразрешенной, студентам предлагается в группе проиграть ситуацию, выбрав более адекватные способы противодействия манипуляциям.

Литература к разделу 3


  1. Братченко, С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: методическое пособие для школьных психологов [Текст] / С.Л. Братченко. – Псков. 1997. – 68 с.

  2. Доценко, Е.Л Психология манипуляции [Текст] / Е.Л. Доценко. – М., 1996. – 344 с

  3. Информационная и психологическая безопасность в СМИ [Текст]. – М., 2002. – Т.1. – 335 с.

  4. Кара Мурза, C. Манипуляция сознанием [Текст] / С. Кара Мурза. – М., 2000. – 688 с.

  5. Мартин, Д. Манипулирование встречами. Как добиться чего Вы хотите, когда Вы этого хотите [Текст] / Д.Мартин. – Минск: «Амалфея», 1997. – 192 с.

  6. Мольц, М. Я – это Я, или как стать счастливым [Текст] / М. Мольц. – С.-Петербург. 1992. – 192 с.

  7. Рейнуотер, Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом [Текст] / Дж. Рейнуотер. – М.: «Прогресс», 1992. – 240 с.

  8. Рюмшина, Л.И. Психология манипулирования людьми [Текст] / Л.И. Рюмшина. – Ростов-на-Дону. 2003. – 144 с.

  9. Рюмшина, Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе [Текст] / Л.И. Рюмшина. – М. 2004. – 240 с.

  10. Шостром, Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор [Текст] / Э. Шостром. – Минск, 1992. – 128 с.


2 Темы для самостоятельной работы студентов


  1. Методы исследования манипуляций

Вопросы

  1. Какие существуют методы изучения манипуляций?

  2. Чем отличается методическое оснащение изучения манипуляций в зарубежной и отечественной психологии?

Литература

  1. Братченко, С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: методическое пособие для школьных психологов [Текст] / С.Л. Братченко. – Псков. 1997. – 68 с.

  2. Доценко, Е.Л Психология манипуляции [Текст] / Е.Л. Доценко. – М., 1996. – С.231-243.

  3. Знаков, В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении [Текст] / В.В. Знаков // Вопросы психологии. – 2002. – №6.

  4. Знаков, В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования [Текст] / В.В. Знаков // Психологический журнал. – 2000. – Т.21. – №5. – С. 16-22.

  5. Социальная психология личности в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 1999. – С.285-287.


2. Анализ манипуляций в произведениях художественной литературе

Вопросы

  1. Каково отношение к манипуляциям классиков отечественной литературы?

  2. Каким предстает манипулятор в произведениях русских писателей?

  3. В чем отличие и сходство представлений о манипуляциях в зарубежной и отечественной литературе?

Литература

  1. Грачев, Г.В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия [Текст] / Г.В. Грачев, И.К. Мельник. – М., 2002. – С.44-53.

  2. Доценко, Е.Л Психология манипуляции [Текст] / Е.Л. Доценко. – М., 1996. –С.252-261.

  3. Рюмшина, Л.И. Психология манипулирования людьми [Текст] / Л.И. Рюмшина. – Ростов-на-Дону. 2003. – С.75-84.

  4. Рюмшина, Л.И. Формы общения: ценностно-смысловой анализ. [Текст] диссерт. на соискание докт. психол.наук: 19.00.05 / Рюмшина Любовь Ивановна. – Ростов-на-Дону. 2006. – Глава 5, параграф 4.

  5. Рюмшина, Л.И. Социокультурные предпосылки манипулирования [Текст] / Л.И. Рюмшина // Психологический вестник РГУ. – Ростов-на-Дону, 1999. – Вып.4. Ч.1-2. – С.115-119.


3. Онтологический подход к манипуляции

Вопросы

  1. Какова роль манипуляций в бытие личности и общества?

  2. Каковы бытийные причины и последствия появления манипуляций?

  3. Возможно ли бытие личности без манипуляций?

Литература

  1. Доценко, Е.Л Психология манипуляции [Текст] / Е.Л. Доценко. – М., 1996. – С.68-77.

  2. Леонтьев, Д.А. Психология смысла [Текст] / Д.А. Леонтьев. – М. 1999. – С.107-113.

  3. Рюмшина, Л.И. Формы общения: ценностно-смысловой анализ. [Текст] диссерт. на соискание докт. психол.наук: 19.00.05 / Рюмшина Любовь Ивановна. – Ростов-на-Дону. 2006. – Глава 2.

  4. Шостром, Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор [Текст] / Э. Шостром. – Минск, 1992. – С.15-21.


4. Диалог, игра, манипуляция

Вопросы

  1. Почему манипуляция – антипод диалога?

  2. В чем отличие и сходство игры и манипуляции.

  3. Каковы условия, механизмы и средства взаимопереходов между игрой и манипуляцией?

Литература

  1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн. – Л.: Лениздат, 1992. – С. 8-15.

  2. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Маслоу. – М., 1997. – С.18-21.

  3. Роджерс, Н. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / Н. Роджерс. – М., 1994. – С.9-14, 16-20.

  4. Рюмшина, Л.И. Формы общения: ценностно-смысловой анализ. [Текст] диссерт. на соискание докт. психол.наук: 19.00.05 / Рюмшина Любовь Ивановна. – Ростов-на-Дону. 2006. – Глава 3.

  5. Социальная психология личности в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 1999. – С.276-279.



5. Методы и приемы самопознания


Вопросы

  1. Какова роль самопознания в развитии личности и ее отношений с другими?

  2. Какие существуют классификации методов и приемов работы над собой?

Литература

  1. Доценко, Е.Л Психология манипуляции [Текст] / Е.Л. Доценко. – М., 1996. – С.265-285.

  2. Мольц, М. Я – это Я, или как стать счастливым [Текст] / М. Мольц. – С.-Петербург. 1992. – 192 с.

  3. Рейнуотер, Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом [Текст] / Дж. Рейнуотер. – М.: «Прогресс», 1992. – 240 с.

  4. Рюмшина, Л.И. Игры и манипуляции в межличностном общении [Текст] / Л.И. Рюмшина. – Ростов-на-Дону, 1997. – С.36-45.

  5. Рюмшина, Л.И. Развитие ценностного отношения учителей к толерантному педагогическому общению [Текст] / Л.И. Рюмшина. – Ростов-на-Дону. 2002. – 29 с.


Контрольные вопросы к зачету

  1. Понятие о манипуляции

  2. История формирования представлений о манипулировании людьми

  3. Социокультурные предпосылки манипулирования

  4. Представление о манипулировании людьми в зарубежной психологии

  5. Представление о манипуляциях в гуманистической психологии

  6. Представление о манипулировании людьми в отечественной психологии

  7. Причины манипулирования

  8. Механизмы манипуляции

  9. Манипулирование как воздействие и как деятельность

  10. Структура манипуляции

  11. Отличие манипуляций от лжи, полуправды, сплетен и слухов

  12. Способы и приемы манипулирования людьми

  13. Условия манипулирования

  14. Манипуляции общественным сознанием

  15. Роль СМИ в манипулировании общественным сознанием

  16. Манипулятивные приемы в рекламе

  17. Манипулятивные приемы в политической и социальной рекламе

  18. Специфика манипулятивных приемов в телерекламе

  19. Проблема информационно-психологической безопасности населения

  20. Законодательное запрещение манипулятивных приемов в рекламе

  21. Эффективность манипулятивных приемов в рекламе

  22. Характеристика манипуляций в межличностной сфере

  23. Личность манипулятора

  24. Манипулятор как субъект общения

  25. Манипулятивная направленность личности в общении

  26. Пол и возраст как факторы манипулирования

  27. Личностные характеристика объекта манипуляций

  28. Влияние манипулятивных тенденций личности на взаимопонимание

  29. Противодействие манипуляциям

  30. Методы изучения манипулятивных склонностей личности


3 Распределение часов курса по темам и видам работ


№№ п/п

Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия (час.)

Самостоятельная работа

в том числе

лекции

семинары/ практич. занятия




Раздел 1. Манипуляция как социально-психологический феномен













1

Понятие о манипуляциях.




4

2




2

Представление о манипуляциях в зарубежной и отечественной науке.





6


4




3

Структура манипуляций.




4







4

Личность и общение







2




5

Личность манипулятора







4







Раздел II. Манипуляции в непосредственном и опосредованном общении













6

Манипуляции общественным сознанием





6





7

Субъекты манипулятивного взаимодействия




4







8

Манипуляции в межличностной сфере.





6










Раздел Ш. Противодействие манипуляциям
















Способы и средства противодействия манипуляциям





3







7

Приемы и методы саморазвития.






3







8

Способы противодействия манипуляциям










6




9

Методы исследования манипуляций.











10

10

Анализ манипуляций в произведениях художественной литературе.










12

11

Онтологический подход к манипуляциям.











12

12

Диалог, игра, манипуляция.











10

13

Методы и приемы самопознания











10

ИТОГО:

36

18

54



4 Форма итогового контроля

Итоговой формой отчетности является экзамен.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Протокол №5 от 15 июня 2007. Спецкурс \"Психология манипуляции\" представляет собой самостоятельный курс, рекомендуемый для студентов до и озо отделения психологии iconПрограмма дисциплины История психологии для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовительного отделения...
Протокол №5 от 15 июня 2007. Спецкурс \"Психология манипуляции\" представляет собой самостоятельный курс, рекомендуемый для студентов до и озо отделения психологии iconПрограмма дисциплины «Английский язык» для студентов бакалавриата
Гоу впо «ргу» 16 июня 2006 г. (протокол №10) и на заседании Северо-Кавказского регионального отделения Научно-методического совета...
Протокол №5 от 15 июня 2007. Спецкурс \"Психология манипуляции\" представляет собой самостоятельный курс, рекомендуемый для студентов до и озо отделения психологии iconПедагогическая антропология (психология)
Данное учебное пособие представляет собой попытку приложить психологическую науку к практике овладения иностранным языком. На конкретном...
Протокол №5 от 15 июня 2007. Спецкурс \"Психология манипуляции\" представляет собой самостоятельный курс, рекомендуемый для студентов до и озо отделения психологии iconУчебное пособие представляет собой системный курс социальной психологии,...
Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Под ред. В. А. Сластенина. 2000г
Протокол №5 от 15 июня 2007. Спецкурс \"Психология манипуляции\" представляет собой самостоятельный курс, рекомендуемый для студентов до и озо отделения психологии iconУчебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс...
В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,...
Протокол №5 от 15 июня 2007. Спецкурс \"Психология манипуляции\" представляет собой самостоятельный курс, рекомендуемый для студентов до и озо отделения психологии iconПояснительная записка Спецкурс «Педагогическая деонтология»
Спецкурс «Педагогическая деонтология» представляет собой дисциплину, в которой представлена систематизация знаний, касающихся
Протокол №5 от 15 июня 2007. Спецкурс \"Психология манипуляции\" представляет собой самостоятельный курс, рекомендуемый для студентов до и озо отделения психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «История психологии» для...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Протокол №5 от 15 июня 2007. Спецкурс \"Психология манипуляции\" представляет собой самостоятельный курс, рекомендуемый для студентов до и озо отделения психологии iconРабочая учебная программа по дисциплине «Общая психология» для студентов...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Протокол №5 от 15 июня 2007. Спецкурс \"Психология манипуляции\" представляет собой самостоятельный курс, рекомендуемый для студентов до и озо отделения психологии iconПрограмма курса История психологии для студентов озо факультета коррекционной...
Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Протокол №5 от 15 июня 2007. Спецкурс \"Психология манипуляции\" представляет собой самостоятельный курс, рекомендуемый для студентов до и озо отделения психологии iconПрограмма курса для специальности 020400 Психология
Курс “Зоо- и сравнительная психология” является общепрофессиональной дисциплиной и предназначен для студентов 1 курса Института психологии...
Протокол №5 от 15 июня 2007. Спецкурс \"Психология манипуляции\" представляет собой самостоятельный курс, рекомендуемый для студентов до и озо отделения психологии iconМетодические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии...
Методические указания адресованы студентам отделения Клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета,...
Протокол №5 от 15 июня 2007. Спецкурс \"Психология манипуляции\" представляет собой самостоятельный курс, рекомендуемый для студентов до и озо отделения психологии iconМетодические указания к лекционному и семинарскому курсу общей психологии...
Опд государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению «Психология»,...
Протокол №5 от 15 июня 2007. Спецкурс \"Психология манипуляции\" представляет собой самостоятельный курс, рекомендуемый для студентов до и озо отделения психологии iconПрограмма по теории и методике обучения иностранным языкам (ИЯ) предназначена...
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры западноевропейских языков и переводоведения от...
Протокол №5 от 15 июня 2007. Спецкурс \"Психология манипуляции\" представляет собой самостоятельный курс, рекомендуемый для студентов до и озо отделения психологии iconКонспект урока английского языка на тему: " Sport History "
Гоу впо «ргу» 16 июня 2006 г. (протокол №10) и на заседании Северо-Кавказского регионального отделения Научно-методического совета...
Протокол №5 от 15 июня 2007. Спецкурс \"Психология манипуляции\" представляет собой самостоятельный курс, рекомендуемый для студентов до и озо отделения психологии iconГлавной целью лицейского образования
Гоу впо «ргу» 16 июня 2006 г. (протокол №10) и на заседании Северо-Кавказского регионального отделения Научно-методического совета...
Протокол №5 от 15 июня 2007. Спецкурс \"Психология манипуляции\" представляет собой самостоятельный курс, рекомендуемый для студентов до и озо отделения психологии iconРеферат по проектной деятельности по теме «есть такая профессия»
Современная психология представляет собой многоотраслевую науку. Отрасли психологии являются относительно самостоятельными развивающимися...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск