Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Рюмшина Л.И.
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Психология манипуляций»
Ростов-на-Дону 2007
Учебно-методический комплекс разработан доктором психологических наук, профессором кафедры социальной психологии Рюмшиной Любовью Ивановной
Рецензент к. психол. наук Е.М. Агнаева
Компьютерный набор и верстка ст. лаборанта Н.В. Лакосиной
Печатается в соответствии с решением методической комиссии кафедры социальной психологии ЮФУ, протокол № 5 от 15 июня 2007.
Спецкурс “Психология манипуляции” представляет собой самостоятельный курс, рекомендуемый для студентов ДО и ОЗО отделения психологии.
Основная цель: дать представление о психологии манипуляции, ее предмете, основных понятиях и теориях, истории и современном состоянии (в т.ч. числе и в отечественной психологии), прикладном и практическом приложении.
Задачи спецкурса:
Показать специфику манипуляций, отличие от близких понятий (лжи, полуправды, сплетен и т.д.), обратить внимание на внешние и внутренние причины их применения.
Познакомить с современным состоянием психологии манипуляций.
Ознакомить с классификацией манипулятивных приемов, особенностями их организации.
Обучить основным приемам противодействия манипулятивным воздействиям.
Спецкурс формирует ряд компетенций. Они выражаются как способность и готовность к:
пониманию специфики манипуляций, как особого вида психологических воздействий,
осмыслению внешних и внутренних причин применения манипуляций,
пониманию современного состояния психологии манипуляции, как новой области психологического знания,
осмыслению классификаций манипулятивных приемов, областей жизнедеятельности человека, где они могут встречаться,
осознанию морального и психологического вреда, наносимого манипуляциями,
использованию основных приемов противодействия манипулятивным воздействиям в жизни.
Спецкурс “Психология манипуляции" строится с опорой на следующие курсы: философия, психология личности, социальная психология, психология общения. Список контрольных вопросов по всему курсу, прилагающийся к программе, позволяет студентам выделить наиболее важные моменты изучаемого материала и оценить степень своей подготовленности к сдаче зачета.
1 Содержание спецкурса Раздел 1. Манипуляция как социально-психологический феномен
Тема 1. Понятие о манипуляциях
Развитие представлений о манипуляциях, их роли в жизни общества и отдельного человека (Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Гоббс и др.). Макиавеллизм и представление Н. Макиавелли о негативной природе человека, как основе манипуляций; оправдание нравственного принципа «Цель оправдывает средства».
Негативное отношение к макиавеллизму русских экзистенциалистов (Н. Бердяев, П. Флоренский, С. Франк и др.). Диалог и манипуляция. Манипуляции как безнравственное общение и насильственная коммуникация.
Выделение признаков и определение манипуляции. Контроль и скрытность намерений одного из партнеров, воздействие на подсознание другого, использование других в собственных целях.
Внешние (риск и неопределенной общественной ситуации, рыночные отношения, социокультурные предпосылки) и внутренние (недоверие себе и другим, преобладание рациональной деятельности над эмоциями, стремление к подтверждению своей значимости, экономия усилий) причины манипуляций (Э. Шостром, Ф. Перлз, Э. Фромм и др.). Тема 2. Представление о манипуляциях в зарубежной и отечественной науке
Манипулятивность психологии середины 20 столетия. Отношение к манипуляциям в психоанализе (К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм и др.) и бихевиоризме (Хоманс, Бандура и др.). Продолжение идей экзистенциализма в трудах ученых гуманистической психологии (Г.Олпорт, А.Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй, В. Франкл и др.).
Отношение к манипуляциям советской психологии. Онтология бытия человека С.Л. Рубинштейна, экзистенциальные идеи М. Бахтина. Отношение к другому как к ценности (М.И. Бобнева, А.А. Бодалев, К.А. Абульханова-Славская и др.). Представление о манипуляциях в постсоветской психологии (Е.Л. Доценко, В.В. Знаков, С.Л. Браченко, Г.В.Грачев, И.К.Мельник, Л.И. Рюмшина и др.). Манипуляция как воздействие и деятельность. Манипулирование людьми как социально-психоогическая проблема. Необходимость учета составляющих феномена: манипулирующего, собственно манипуляции и объекта манипуляции. Тема 3. Специфика манипуляции
Механизмы манипулирования. Сложная структура манипуляции. Наличие в ней явного и скрытого смысла. Условия и приемы манипулирования. Создания внутреннего дискомформта у человека, как главное условие манипулирования. Отличие манипуляций от близких к ней понятиям (лжи, неправды, полуправды, сплетен, слухов).
Классификация приемов и условий манипулирования.
Семинарское занятие 1. Представление о манипуляциях в зарубежной психологии
1.Оправдание манипуляций в бихевиоризме.
2.Представление о манипуляциях в психоанализе
3.Отказ от манипуляций в гуманистической психологии. Литература
Бандура, А. Принципы социального научения [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 55-61.
Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн. – Л.: Лениздат, 1992. – С. 8-15.
Карнеги, Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей [Текст] / Д. Карнеги. – Киев: Наукова думка, 1990. – С.10-16.
Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Маслоу. – М., 1997. – С.18-21.
Мэй, Р. Любовь и воля [Текст] / Р. Мэй. – М., 1997. – С. 7-12
Роджерс, Н. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / Н. Роджерс. – М., 1994. – С.9-14, 16-20.
Скиннер, Б.Ф. Технология поведения [Текст] / Б.Ф. Скиннер // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд-во политической литературы, 1996. – С. 29-45.
Шостром, Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор [Текст] / Э. Шостром. – Минск, 1992. – С.5-12.
Семинарское занятие 2. Представление о манипуляциях в отечественной психологии
1.Манипуляция как воздействие и деятельность
2.Манипуляция и макиавеллизм.
3.Ценностно-смысловые детерминанты манипулирования Литература
Братченко, С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: методическое пособие для школьных психологов [Текст] / С.Л. Братченко. – Псков. 1997.
Грачев, Г.В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия [Текст] / Г.В. Грачев, И.К. Мельник. – М., 2002. – С.5-11, 53-55.
Доценко, Е.Л Психология манипуляции [Текст] / Е.Л. Доценко. – М., 1996. – С.42-48,58-62.
Знаков, В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении [Текст] / В.В. Знаков // Вопросы психологии. – 2002. – №6.
Знаков, В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования [Текст] / В.В. Знаков // Психологический журнал. – 2000. – Т.21. – №5. – С. 16-22.
Ковалев, Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия [Текст] / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 1987. – № 3. – С. 41-49.
Рюмшина, Л.И. Психология манипулирования людьми [Текст] / Л.И. Рюмшина. – Ростов-на-Дону. 2003. – С.6-21.
Сидоренко, Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию [Текст] / Е.В. Сидоренко // Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. – СПб.: Питер, 2000. – С.148-170.
Социальная психология личности в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 1999. – С.274-279.
Практическое занятие 1. Понятие о манипуляциях
Студентам предлагается подобрать пословицы, афоризмы, высказывания великих людей, иллюстрирующие представление о манипуляциях в различных культурах (например, “на всякого мудреца довольно простоты”, “Самое верное средство остаться бедным – быть честным человеком” (Наполеон 1), “Если ты пользуешься доверием, не обманывай даже злодея” (Хун Цзычэн ), “Без совести и при большом уме не проживешь” (М.Горький). Литература к разделу 1
Бандура, А. Принципы социального научения [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 55-61.
Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн. – Л.: Лениздат, 1992. – 400 с.
Бодалев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.
Братченко, С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: методическое пособие для школьных психологов [Текст] / С.Л. Братченко. – Псков. 1997. – 68 с.
Грачев, Г.В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия [Текст] / Г.В. Грачев, И.К. Мельник. – М., 2002.
Доценко, Е.Л Психология манипуляции [Текст] / Е.Л. Доценко. – М., 1996. – 344 с.
Ермаков, Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия [Текст] / Ю.А. Ермаков. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1995. – 208 с.
Знаков, В.В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания [Текст] / В.В. Знаков // Вопросы психологии. – 1993. – № 2. – С.9-16.
Знаков, В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении [Текст] / В.В. Знаков // Вопросы психологии. – 2002. – №6.
Знаков, В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования [Текст] / В.В. Знаков // Психологический журнал. – 2000. – Т.21. – №5. – С. 16-22.
Знаков, В.В. Макиавеллизм и феномен вранья [Текст] / В.В. Знаков // Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. – СПб.: Питер, 2000. – С.394-412.
Кара Мурза. C. Манипуляция сознанием [Текст] / С. Кара Мурза. – М., 2000. – 688 с.
Карнеги, Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей [Текст] / Д. Карнеги. – Киев: Наукова думка, 1990. – 224 с.
Ковалев, Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия [Текст] / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 1987. – № 3. – С. 41-49.
Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Маслоу. – М., 1997. – 430 с.
Мэй, Р. Любовь и воля [Текст] / Р. Мэй. – М., 1997. – 376 с.
Роджерс, Н. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / Н. Роджерс. – М., 1994. – 480 с.
Рюмшина, Л.И. Социокультурные предпосылки манипулирования [Текст] / Л.И. Рюмшина // Психологический вестник РГУ. – Ростов-на-Дону. – 1999. – Вып.4. – Ч.1-2. – С.115-119.
Рюмшина, Л.И. Психология манипулирования людьми [Текст] / Л.И. Рюмшина. – Ростов-на-Дону. 2003. – 144 с.
Рюмшина, Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе [Текст] / Л.И. Рюмшина. – М., 2004. – 240 с.
Свинцов, В.И. Полуправда [Текст] / В.И. Свинцов // Вопросы философии. – 1990. – № 6. – С. 53-61.
Сидоренко, Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию [Текст] / Е.В. Сидоренко // Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. – СПб.: Питер, 2000. – С.148-170.
Скиннер, Б.Ф. Технология поведения [Текст] / Б.Ф. Скиннер // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд-во политической литературы, 1996. – С. 29-45.
Скиннер Б.Ф. Технология поведения // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд-во политической литературы, 1996. – С. 29-45.
Социальная психология личности в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 1999. – С.274-279.
Шостром, Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор [Текст] / Э. Шостром. – Минск, 1992. – 128 с.
Раздел 2. Манипуляции в непосредственном и опосредованном общении.
Тема 4. Манипуляции общественным сознанием
Социокультурные предпосылки и общественные условия распространения манипуляций.
Роль СМИ в манипуляциях общественным сознание. Манипулятивные приемы в рекламе. История развития рекламы. Информационная функция рекламы. Использование манипуляций в печатной и радиорекламе. Роль телевидения в распространении манипуляций. Манипуляции в политической и социальной рекламе. Проблема эффективности манипуляций общественным сознанием.
Тема 5. Субъекты манипулятивного взаимодействия
Личность манипулятора. Пол и возраст как факторы манипулирования Макиавеллистический тип личности (Кристи и Гейс). Представление о личности манипулятора в гуманистической психологии (Э. Шостром, Ф. Перлз). Роль ценностно-смысловой сферы в выборе манипулятивного взаимодействия, ее противоречивость как внутриличностная основа манипулирования. Манипулятивная коммуникативная направленность.
Внешние и внутренние причины, делающие человека объектом манипуляций. Личностный портрет лиц, ставших объектом манипуляций: внушаемость, негативная Я-концепция ( самоценность, неуверенность и недоверие себе). Тема 6. Манипуляции в межличностной сфере
Манипулятор как субъект общения. Особенности восприятия и понимания других лицами с манипулятивной коммуникативной направленностью. Влияние манипулятивных склонностей личности на процесс взаимопонимания. Переживания личности и неудовлетворенность отношениями субъектов, ставших объектом манипуляций. Семинарское занятие 3. Личность и общение
Роль общения в развитии личности.
Причины и средства манипулирования.
Личность манипулятора и манипулируемого.
Литература
Доценко, Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия [Текст] / Е.Л. Доценко // Психологический журнал. – Т.14. – № 4. – 1993.
Знаков, В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования [Текст] / В.В. Знаков // Психологический журнал. – 2000. – Т.21. – №5. – С. 16-22.
Рюмшина, Л.И. О роли диалогического общения в развитии личности как субъекта общения [Текст] / Л.И. Рюмшина // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. – Ростов-на-Дону, 1990.
Рюмшина, Л.И. Психология манипулирования людьми [Текст] / Л.И. Рюмшина. – Ростов-на-Дону. 2003. – С. 68-95.
Рюмшина, Л.И. Ценностно-смысловой подход к общению [Текст] / Л.И. Рюмшина. – Ростов-на-Дону, 2004. – С.105-109.
Сидоренко, Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию [Текст] / Е.В. Сидоренко // Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. – СПб.: Питер, 2000. – С.148-170.
Шостром, Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор [Текст] / Э. Шостром. – Минск, 1992. – С. 5-14, 22-32.
Практическое занятие 2. Личность манипулятора
Студенты в группах по четыре-пять человек составляют портрет «манипулятора». Затем проводится обсуждение и сопоставление этих портретов. Итогом работы является составление обобщенного образа «манипулятора» (пол, возраст, личностные характеристики и т.д.), который сравнивается с существующими в литературе портретами «манипуляторов» (Э.Шостром, Ф. Перлз, Кристи и Гейс, В.В. Знаков, Л.И. Рюмшина).
В продолжении этой темы студентам предлагается выбрать человека из числа российских политиков, общественных деятелей настоящего или прошлого, который мог бы быть охарактеризован как манипулятор. Наличие у него манипулятивных склонностей доказывается на основании биографических данных, его высказываний, конкретных поступков. Литература к разделу 2
Абульханова-Славская, К.А. Личностный аспект проблемы общения [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Проблема общения в психологии / отв. ред. Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1981. – С.218-241. Братченко, С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: методическое пособие для школьных психологов [Текст] / С.Л. Братченко. – Псков. 1997. – 68 с.
Вейнингер, О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и эротики [Текст] / О. Вейнингер. – М.: Форум, 1991. – 192 с.
Гримак, Л.П. Гипноз и телевидение (истоки нашей страсти к телевидению) [Текст] / Л.П. Гримак // Прикладная психология. – 1999. – № 1. – С. 74-81.
Грошев, И.В. Гендерные образы рекламы [Текст] / И.В. Грошев // Вопросы психологии. – 2000. – №6. – С. 38-49.
Доценко, Е.Л Психология манипуляции [Текст] / Е.Л. Доценко. – М., 1996. – 344 с.
Знаков, В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении [Текст] / В.В. Знаков // Вопросы психологии. – 2002. – №6.
Знаков, В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования [Текст] / В.В. Знаков // Психологический журнал. – 2000. – Т.21. – №5. – С. 16-22.
Информационная и психологическая безопасность в СМИ [Текст]. – М., 2002. – Т.1. – 335 с.
Кара Мурза, C. Манипуляция сознанием [Текст] / С. Кара Мурза. – М., 2000. – 688 с.
Лебедев, А.Н. Экспериментальная психология в российской рекламе [Текст] / А.Н. Лебедев, А.К. Боковиков / РАН Институт психологии. – М.: Академия, 1995. – 134 с.
Марголина, Е.Л. Манипуляция как психологический феномен [Текст] / Е.Л. Марголина, Л.И. Рюмшина // Прикладная психология. – 1999. – № 4. – С. 65-74.
Матвеева, Л.В., Психология телевизионной коммуникации [Текст] / Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В. Мочалова. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. – 362 с.
Рюмшина, Л.И. Психология манипулирования людьми [Текст] / Л.И. Рюмшина. – Ростов-на-Дону. 2003. – 144 с.
Рюмшина, Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе [Текст] / Л.И. Рюмшина. – М. 2004. – 240 с.
Социальная психология личности в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 1999. – С.274-288.
Уэллс, У, Реклама: принципы и практика [Текст] / У. Уэллс, Дж. Бернет, С. Мориарти. Изд-ие 2, исправленное. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1999. – 736 с.
Шостром, Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор [Текст] / Э. Шостром. – Минск, 1992. – – 128 с.
Щербатых, Ю. Искусство обмана [Текст] / Ю. Щербатых. – СПб.: Азбука-Терра, 1997. – 368 с
Раздел 3. Противодействие манипуляциям
Тема 7. Способы и средства противодействия манипуляциям
Проблема информационно-психологической безопасности населения. Законодательное запрещение манипулятивных приемов в рекламе.
Способы противодействия манипуляциям общественным сознанием и манипуляциям в межличностной сфере: сходство и отличие. Личностное развитие как основа противодействия манипулятивным воздействиям. Развитие доверия к себе и другим. Позитивная Я-концепция личности. Тема 8. Приемы и методы саморазвития
Внутриличностный дискомфорт как условие манипулирования личностью. Понимание самого себя как необходимая основа противодействия манипуляциям. Осознание личностных достоинств и недостатков, личностных особенностей, на которые могут воздействовать другие и манипулировать человеком. Возможности гуманистически ориентированной психотерапии в оказании помощи манипулирующему и манипулируемому. Практическое занятие 3. Способы противодействия манипуляциям
Студентам предлагается описать наиболее типичные жизненные ситуации, провоцируемые манипуляции. Некоторые из них (например, покупка вещей в магазине или на рынке) разыгрываются в группе. В процессе их обсуждения обращается внимание на то, почему человек избрал именно этот способ взаимодействия, какие средства использовал «манипулятор» и как противодействовал им «объект» манипуляций.
Дальнейшая работа проводится в парах, где студенты вспоминают и рассказывают друг другу конкретные случаи из собственной жизни, в которых они оказались объектом манипуляций. При этом особое внимание обращается на переживания этой ситуации, желание или отказ в дальнейшем сотрудничестве с «манипулятором». Если ситуации оказалась неразрешенной, студентам предлагается в группе проиграть ситуацию, выбрав более адекватные способы противодействия манипуляциям. Литература к разделу 3 Братченко, С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: методическое пособие для школьных психологов [Текст] / С.Л. Братченко. – Псков. 1997. – 68 с.
Доценко, Е.Л Психология манипуляции [Текст] / Е.Л. Доценко. – М., 1996. – 344 с
Информационная и психологическая безопасность в СМИ [Текст]. – М., 2002. – Т.1. – 335 с.
Кара Мурза, C. Манипуляция сознанием [Текст] / С. Кара Мурза. – М., 2000. – 688 с.
Мартин, Д. Манипулирование встречами. Как добиться чего Вы хотите, когда Вы этого хотите [Текст] / Д.Мартин. – Минск: «Амалфея», 1997. – 192 с.
Мольц, М. Я – это Я, или как стать счастливым [Текст] / М. Мольц. – С.-Петербург. 1992. – 192 с.
Рейнуотер, Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом [Текст] / Дж. Рейнуотер. – М.: «Прогресс», 1992. – 240 с.
Рюмшина, Л.И. Психология манипулирования людьми [Текст] / Л.И. Рюмшина. – Ростов-на-Дону. 2003. – 144 с.
Рюмшина, Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе [Текст] / Л.И. Рюмшина. – М. 2004. – 240 с.
Шостром, Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор [Текст] / Э. Шостром. – Минск, 1992. – 128 с.
2 Темы для самостоятельной работы студентов
Методы исследования манипуляций
Вопросы
Какие существуют методы изучения манипуляций?
Чем отличается методическое оснащение изучения манипуляций в зарубежной и отечественной психологии?
Литература
Братченко, С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: методическое пособие для школьных психологов [Текст] / С.Л. Братченко. – Псков. 1997. – 68 с.
Доценко, Е.Л Психология манипуляции [Текст] / Е.Л. Доценко. – М., 1996. – С.231-243.
Знаков, В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении [Текст] / В.В. Знаков // Вопросы психологии. – 2002. – №6.
Знаков, В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования [Текст] / В.В. Знаков // Психологический журнал. – 2000. – Т.21. – №5. – С. 16-22.
Социальная психология личности в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 1999. – С.285-287.
2. Анализ манипуляций в произведениях художественной литературе
Вопросы
Каково отношение к манипуляциям классиков отечественной литературы?
Каким предстает манипулятор в произведениях русских писателей?
В чем отличие и сходство представлений о манипуляциях в зарубежной и отечественной литературе?
Литература
Грачев, Г.В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия [Текст] / Г.В. Грачев, И.К. Мельник. – М., 2002. – С.44-53.
Доценко, Е.Л Психология манипуляции [Текст] / Е.Л. Доценко. – М., 1996. –С.252-261.
Рюмшина, Л.И. Психология манипулирования людьми [Текст] / Л.И. Рюмшина. – Ростов-на-Дону. 2003. – С.75-84.
Рюмшина, Л.И. Формы общения: ценностно-смысловой анализ. [Текст] диссерт. на соискание докт. психол.наук: 19.00.05 / Рюмшина Любовь Ивановна. – Ростов-на-Дону. 2006. – Глава 5, параграф 4.
Рюмшина, Л.И. Социокультурные предпосылки манипулирования [Текст] / Л.И. Рюмшина // Психологический вестник РГУ. – Ростов-на-Дону, 1999. – Вып.4. Ч.1-2. – С.115-119.
3. Онтологический подход к манипуляции
Вопросы
Какова роль манипуляций в бытие личности и общества?
Каковы бытийные причины и последствия появления манипуляций?
Возможно ли бытие личности без манипуляций?
Литература
Доценко, Е.Л Психология манипуляции [Текст] / Е.Л. Доценко. – М., 1996. – С.68-77.
Леонтьев, Д.А. Психология смысла [Текст] / Д.А. Леонтьев. – М. 1999. – С.107-113.
Рюмшина, Л.И. Формы общения: ценностно-смысловой анализ. [Текст] диссерт. на соискание докт. психол.наук: 19.00.05 / Рюмшина Любовь Ивановна. – Ростов-на-Дону. 2006. – Глава 2.
Шостром, Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор [Текст] / Э. Шостром. – Минск, 1992. – С.15-21.
4. Диалог, игра, манипуляция
Вопросы
Почему манипуляция – антипод диалога?
В чем отличие и сходство игры и манипуляции.
Каковы условия, механизмы и средства взаимопереходов между игрой и манипуляцией?
Литература
Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн. – Л.: Лениздат, 1992. – С. 8-15.
Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А. Маслоу. – М., 1997. – С.18-21.
Роджерс, Н. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / Н. Роджерс. – М., 1994. – С.9-14, 16-20.
Рюмшина, Л.И. Формы общения: ценностно-смысловой анализ. [Текст] диссерт. на соискание докт. психол.наук: 19.00.05 / Рюмшина Любовь Ивановна. – Ростов-на-Дону. 2006. – Глава 3.
Социальная психология личности в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 1999. – С.276-279.
5. Методы и приемы самопознания Вопросы
Какова роль самопознания в развитии личности и ее отношений с другими?
Какие существуют классификации методов и приемов работы над собой?
Литература
Доценко, Е.Л Психология манипуляции [Текст] / Е.Л. Доценко. – М., 1996. – С.265-285.
Мольц, М. Я – это Я, или как стать счастливым [Текст] / М. Мольц. – С.-Петербург. 1992. – 192 с.
Рейнуотер, Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом [Текст] / Дж. Рейнуотер. – М.: «Прогресс», 1992. – 240 с.
Рюмшина, Л.И. Игры и манипуляции в межличностном общении [Текст] / Л.И. Рюмшина. – Ростов-на-Дону, 1997. – С.36-45.
Рюмшина, Л.И. Развитие ценностного отношения учителей к толерантному педагогическому общению [Текст] / Л.И. Рюмшина. – Ростов-на-Дону. 2002. – 29 с.
Контрольные вопросы к зачету
Понятие о манипуляции
История формирования представлений о манипулировании людьми
Социокультурные предпосылки манипулирования
Представление о манипулировании людьми в зарубежной психологии
Представление о манипуляциях в гуманистической психологии
Представление о манипулировании людьми в отечественной психологии
Причины манипулирования
Механизмы манипуляции
Манипулирование как воздействие и как деятельность
Структура манипуляции
Отличие манипуляций от лжи, полуправды, сплетен и слухов
Способы и приемы манипулирования людьми
Условия манипулирования
Манипуляции общественным сознанием
Роль СМИ в манипулировании общественным сознанием
Манипулятивные приемы в рекламе
Манипулятивные приемы в политической и социальной рекламе
Специфика манипулятивных приемов в телерекламе
Проблема информационно-психологической безопасности населения
Законодательное запрещение манипулятивных приемов в рекламе
Эффективность манипулятивных приемов в рекламе
Характеристика манипуляций в межличностной сфере
Личность манипулятора
Манипулятор как субъект общения
Манипулятивная направленность личности в общении
Пол и возраст как факторы манипулирования
Личностные характеристика объекта манипуляций
Влияние манипулятивных тенденций личности на взаимопонимание
Противодействие манипуляциям
Методы изучения манипулятивных склонностей личности
3 Распределение часов курса по темам и видам работ
№№ п/п
| Наименование тем и разделов
| Всего (часов)
| Аудиторные занятия (час.)
| Самостоятельная работа
| в том числе
| лекции
| семинары/ практич. занятия
|
| Раздел 1. Манипуляция как социально-психологический феномен
|
|
|
|
| 1
| Понятие о манипуляциях.
|
| 4
| 2
|
| 2
| Представление о манипуляциях в зарубежной и отечественной науке.
|
|
6
|
4
|
| 3
| Структура манипуляций.
|
| 4
|
|
| 4
| Личность и общение
|
|
| 2
|
| 5
| Личность манипулятора
|
|
| 4
|
|
| Раздел II. Манипуляции в непосредственном и опосредованном общении
|
|
|
|
| 6
| Манипуляции общественным сознанием
|
|
6
|
|
| 7
| Субъекты манипулятивного взаимодействия
|
| 4
|
|
| 8
| Манипуляции в межличностной сфере.
|
| 6
|
|
|
| Раздел Ш. Противодействие манипуляциям
|
|
|
|
|
| Способы и средства противодействия манипуляциям
|
| 3
|
|
| 7
| Приемы и методы саморазвития.
|
| 3
|
|
| 8
| Способы противодействия манипуляциям
|
|
| 6
|
| 9
| Методы исследования манипуляций.
|
|
|
| 10
| 10
| Анализ манипуляций в произведениях художественной литературе.
|
|
|
| 12
| 11
| Онтологический подход к манипуляциям.
|
|
|
| 12
| 12
| Диалог, игра, манипуляция.
|
|
|
| 10
| 13
| Методы и приемы самопознания
|
|
|
| 10
| ИТОГО:
| 36
| 18
| 54
|
4 Форма итогового контроля
Итоговой формой отчетности является экзамен.
|