Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общеобразовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
В МБОУ СОШ №62 нет условий для интегрированного обучения следующих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья
Категории детей с ограниченными возможностями здоровья
| Какие условия отсутствуют
| дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
| Отсутствие материально-технической базы (оборудования, приспособлений, учебников и учебных пособий специального назначения, соответствующих типологии отклоняющегося развития и обеспечивающих адекватную образовательную среду).
Отсутствие кадрового обеспечения: проведение коррекционно-педагогического процесса педагогами-дефектологами (тифлопедагогами, сурдопедагогами, олигофренопедагогами, логопедами) и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами.
Отсутствие соответствующей нормативной базы (лицензии учреждения на реализацию соответствующих коррекционных услуг).
| с нарушениями слуха: глухие
| с нарушениями зрения: слепые
| с задержкой психического развития
| | с нарушениями аутистического спектра
| При наличии детей с ограниченными возможностями здоровья указанных выше типов на микроучастке школы администрация советует семьям обратиться в специализированные школы. В рамках имеющихся полномочий может быть определено надомное обучение.
Поэтому данная программа обеспечивает реализацию деятельности МБОУ СОШ №62 по:
Преодолению затруднений учащихся в учебной деятельности;
овладению навыками адаптации учащихся к социуму;
психолого-медико-педагогическое сопровождению школьников, имеющих проблемы в обучении;
развитию творческого потенциала учащихся (одаренных детей);
Цель программы
Программа коррекционной работы в соответствии с ФГОС НОО направлена на профилактику школьной неуспешности, школьной и социальной дезадаптации в освоении ООП НОО, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Задачи программы:
- своевременное выявление детей с трудностями адаптации;
- определение особых образовательных потребностей детей;
- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей;
- разработка и реализация учебных планов и индивидуальных образовательных маршрутов для категории детей, испытывающих трудности в обучении и адаптации к школьным условиям;
- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей.
ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ АДАПТАЦИИ
УЧАЩИХСЯ К СОЦИУМУ
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации. Задача, стоящая перед педагогическим коллективом ОУ, – создание максимально благоприятных условий для адаптации первоклассников к школе.
Адаптация, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям, – сложный и зачастую продолжительный процесс. На создание благоприятных условий в адаптации дошкольников к школьному обучению направлена работа Школы дошкольника.
Основной целью Школы дошкольника является создание среды, которая способствует общему развитию детей и позволяет им подняться до уровня «школьной зрелости». Занятия в Школе дошкольника похожи на уроки, но их продолжительность составляет от 20 до 30 минут. Начало занятий в 17.30. Занятия ведутся на основе модифицированной программы и тематического планирования по предметам. Программа разработана учителями начальных классов и утверждена ШМО учителей начальных классов. При её составлении использовались программы по подготовке детей к школе в ДОУ, учитывались требования к дошкольникам, поступающим в первый класс школы. В рамках занятий Школы дошкольника используются упражнения, не дублирующие программу первого класса, а лишь подготавливающие почву для более успешного её усвоения в будущем.
Работа школы для подготовки будущих первоклассников организована ежегодно, с октября по март по 3 занятия. Занятия в Школе проводят учителя начальных классов, набирающие 1-е классы. К работе в Школе дошкольника согласно расписанию привлекаются учитель физической культуры, учитель технологии, ИЗО. По необходимости привлекается психолог и зам директора по УВР.
Все занятия в Школе дошкольника проводятся в игровой форме, так как ведущей деятельностью в данном возрастном периоде является именно игровая деятельность. Регулярно используются нетрадиционные формы проведения занятий: уроки-путешествия, ролевые игры, инсценировки.
Работа на занятиях организована как фронтально, так и в групповой форме. Используются наглядные средства обучения: демонстрационный, раздаточный и дидактический материалы. Наглядность очень важна в данном возрастном периоде, так как восприятие у детей в этот период наглядно-образное.
Активно используются информационные технологии. Занятия по математике, проектированию проводятся с использованием интерактивной доски, мультимедийного проектора, что способствует формированию у дошкольников интереса к изучаемым предметам, к школьным занятиям.
В рамках работы Школы для подготовки будущих первоклассников для родителей дошкольников, поступающих в первый класс, организована работа Школы для родителей («Маминой школы»).
Цель организации «Маминой школы» - проведение медико-психолого-педагогического всеобуча родителей с целью создания условий успешного обучения, развития и воспитания первоклассников.
Реализация данной цели достигается через решение следующих задач:
установление неформального положительного контакта, закладывание основ планомерного взаимодействия между школой и семьёй на пути решения задач комплексной реабилитации школьников их оптимальной социально-психологической адаптации;
глубокое изучение семьи, семейных отношений, индивидуальных психо-физических особенностей будущих первоклассников для планирования комплексных коррекционных мероприятий с начала учебного года;
повышение психолого-педагогической валеологической культуры родителей.
«Мамина школа» - цикл занятий, включающий в себя лекции и беседы на актуальные вопросы обучения в школе, воспитания и развития учащихся, сохранения их здоровья. Особое внимание уделяется урокам обучения грамоте и математики.
Программа занятий для родителей будущих первоклассников в рамках работы «Маминой школы» рассчитана на 1 учебный год. В год проводится 5 занятий, с ноября по апрель. Продолжительность 1 занятия от 40 до 60 минут. Посещение занятий свободное, контингент родителей может меняться. Примерная тематика занятий
№
занятия
| Содержание работы
| 1
| Знакомство с родителями будущих первоклассников.
| Визитная карточка школы.
| Обсуждение плана работы «Маминой школы».
| Анкетирование родителей по теме «Готовность ребёнка к школе».
| Готовность детей к школе.
| Советы родителям будущих первоклассников.
| 2
| Правовая «консультация». Что необходимо знать родителям будущих первоклассников.
| Речевая готовность будущего первоклассника.
| Обучение грамоте. Как научить ребёнка читать.
| Обучение грамоте. Гигиенические требования к выполнению письменных работ.
| Анкетирование родителей «Какой я вижу школу».
| Индивидуальные консультации педагога-психолога
| 3
| Математика. Как помочь ребёнку в изучении предмета.
| Как организовать помощь ребёнку дома.
| Индивидуальные консультации педагога-психолога
| 4
| Нравственное воспитание ребёнка (круглый стол).
| Роль взаимодействия семьи и школы в успешном развитии, воспитании и обучении ребёнка.
| Профилактика заболеваний школьника. Режим дня школьника.
| 5
| Секреты успешной адаптации ребёнка к обучению в школе.
| Скоро в школу (летние задания).
| Анализ работы «Маминой школы».
| Индивидуальные консультации педагога-психолога, учителя-логопеда
|
Особое внимание уделяется следующим особенностям проведения занятий:
комфортный, неформальный характер психологической атмосферы на занятиях;
создания благоприятных социально–психологических условий для свободного межличностного общения.
При организации занятий для родителей будущих первоклассников используются следующие методы и формы:
анкетирование;
круглый стол;
лекция;
беседа;
практические занятия;
ролевые игры.
Для организации и проведения занятий необходимы следующие технические средства обучения:
мультимедиапроектор;
проекционный экран;
компьютер.
Тематика учебных занятий может варьироваться в зависимости от конкретной ситуации и пожеланий родителей. Программа помощи в адаптации к обучению дошкольников
в первом классе школы
С целью успешной адаптации первоклассников в ОУ реализуется программа помощи в адаптации к обучению дошкольников в первом классе школы «Введение в школьную жизнь» Г.А. Цукерман, К.Н.Поливановой. В реализации программы задействованы учителя первых классов, учителя-предметники, работающие в 1 классах, психолог, медицинская служба школы, родители, администрация.
Цель программы: организовать учебно-воспитательный процесс в 1-х классах с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период.
Планируемый результат: создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации первоклассников. Раздел I. Целенаправленная педагогическая деятельность по адаптации учащихся
1-х классов.
Организационная работа
№ п/п
| Содержание работы
| Сроки
| Ответственные
| 1
| Анализ достаточности учебно-методического обеспечения.
| Август–сентябрь
| Библиотекарь
| 2
| Организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для разнообразной деятельности детей.
| В течение года
| Администрация, учителя
| 3
| Введение новых форм организации нерегламентированной деятельности учащихся (динамические паузы, целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры).
| В течение года
| Учителя
| 4
| Организация «Школы дошкольника».
| Октябрь-март
| Администрация, учителя
|
Работа с педагогическим коллективом
№ п/п
| Содержание работы
| Сроки
| Ответственные
| 1
| Педагогический лекторий
|
|
| 1.1.
| Ознакомление с нормативно-правовыми документами.
| Август
| Администрация
| 1.2.
| Собеседование с учителями по особенностям календарно-тематического планирования в 1 классах.
| Сентябрь
| Руководитель МО учителей начальных классов
| 1.3.
| Особенности организации деятельности учащихся 1 классов.
| Октябрь
| Руководитель МО учителей начальных классов
| 2
| Семинар по итогам адаптации учащихся 1-х классов.
| Ноябрь
| Педагог-психолог
| 3
| Создание системы единого медико-психолого-педагогического контроля за динамикой развития детей с целью решения проблемы адаптации в 1 классе.
| В течение года
| Администрация, педагог-психолог, учитель- медицинский работник, социальный педагог
| 4
| Взаимопосещения уроков, занятий:
|
|
| 4.1.
| Посещение уроков в 1 классах воспитателями ДОУ, другими учителями.
| В течение года
| Руководитель МО учителей начальных классов, учителя
| 4.2.
| Посещение занятий в ДОУ учителями начальных классов.
| В течение года
| Руководитель МО учителей начальных классов, учителя
| 5
| Семинар по организации преемственных связей школы и ДОУ
| По плану ДОУ
| Администрация, руководитель МО учителей начальных классов
|
Работа с учащимися
№ п/п
| Содержание работы
| Сроки
| Ответственные
| 1
| Помощь учащимся по ориентированию в расположении кабинетов, столовой, раздевалок.
| Сентябрь
| Учителя
| 2
| Изучение медицинских карт учащихся, выявление уровня здоровья первоклассников.
| Август-сентябрь
| Медицинский работник
| 3
| Праздник «Посвящение в первоклассники».
| Октябрь
| Учителя 1-х классов, организатор
| 4
| Встречи в неформальной обстановке (экскурсии и т.д.)
| В течение года
| Классные руководители
| 5
| Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся через индивидуальные беседы с учащимися, родителями.
| Сентябрь-октябрь
| Учителя 1-х классов
| 6
| Проведение на уроках минуток отдыха и расслабления, игровых моментов, проведение динамической паузы.
| В течение года
| Учителя 1-х классов
| 7
| Экскурсия по школе для детей подготовительных групп ДОУ.
| Ноябрь
| Зам директора по УВР
| 8
| Адаптационные занятия «Введение в школьную жизнь»
| Сентябрь
| Педагог-психолог, учителя 1-х классов
| 9
| Индивидуальные занятия по коррекции познавательной, эмоционально-волевой и речевой сфер учащихся.
| В течение года
| Педагог-психолог
|
Работа с родителями
№ п/п
| Содержание работы
| Сроки
| Ответственные
| 1
| Общешкольные родительские собрания.
|
|
| 1.1
| Особенности обучения в 1 классе.
| Май
| Администрация
| 1.2
| Организация образовательного процесса в ОУ
| Сентябрь
| Администрация
| 2
| Консультации для родителей.
| В течение года
| Администрация, педагог-психолог, медицинский работник, социальный педагог, учителя
| 3
| Консультации по вопросам адаптации первоклассников для родителей.
| Сентябрь-ноябрь
| Администрация, педагог-психолог, медицинский работник, социальный педагог, учителя
| 4
| День открытых дверей для родителей будущих первоклассников.
| Март
| Администрация,учителя
|
|