Скачать 0.97 Mb.
|
Печатается по решению научно-методического совета ГОУ «Иркутский педагогический колледж № 2», совета лаборатории проблем высшей школы при ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет» УДК 371.9 ББК 74.3 К 66 Рецензент: Л.А. Иванова, канд. пед. наук, профессор ИГПУ Автор-составитель А.Г. Харитонова К 66 Коррекционная и специальная педагогика: Конспекты лекций: Метод, рекомендации / А.Г. Харитонова. - Изд-е 2-е, испр. и дополн. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006. - 66 с. Книга адресована студентам педагогического колледжа, изучающим дисциплину «Коррекционная и специальная педагогика». В нее включены основное содержание лекционного курса, семинарские и практические занятия. УДК 371.9 ББК 74.3 О Харитонова А.Г., 2006 © Главное управление общего и профессионального образования администрации Иркутской области, 2006 © ГОУ «Иркутский педагогический колледж № 2», 2006. ©ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет», 2006. Содержание Пояснительная записка * Тема 1. Общие теоретические основы коррекционной педагогики *> Семинарское занятие: Понятие, предмет, задачи коррекционной педагоги ки и история ее становления 7 Тема 2. Адаптация и адаптивность, компенсация и коррекция как ос новные категории коррекционной педагогики 8 Практическое занятие: Понятие адаптации и адаптивности, компенсации и коррекции и их роль в школьной успешности jq Тема 3. Общие теоретические основы школьной дезадаптации " Практическое занятие: Школьная дезадаптация, ее уровни, факторы 13 Тема 4. Диагностика школьной дезадаптации !3 Практическое занятие: Диагностика школьной дезадаптации 16 Тема 5. Общие теоретические основы коррекционно-развивающего образовательного обучения „ 17 Практическая работа: Понятие, принципы, содержание, формы организа ции коррекционно-развивающего образовательного процесса \ g Тема 6. Необходимость интегрированного взаимодействия учителя и воспитателя со специалистами - дефектологами 20 Практическая работа: Особенности интегрированного взаимодействия учителя и воспитателя со специалистами - дефектологами в коррекцион ной работе 21 Тема 7. Проблемное поле специальной педагогики 22 Семинарское занятие: Становление специального образования и основ спе циально педагогических знаний 26 Тема 8. Основы дидактики специальной педагогики 27 Семинарское занятие: Основы дидактики специальной педагогики 31 Тема 9. Общие теоретические основы коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии 32 Семинарское занятие: Методы, средства, условия коррекционно- воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения в разви- 35 тии Тема 10. Специфика деятельности социального педагога, работающе го в специальных учреждениях 37 Практическое занятие: Профессиограмма для социального педагога, ра ботающего с детьми, имеющими нарушения в развитии 40 Тема 11. Современные педагогические системы воспитания и соци альной реабилитации детей с ограниченными возможностями 41 Практическое занятие: Условия, показания к интеграции детей, имеющих нарушения в развитии, в массовые учреждения. Вариативные модели ког нитивной интеграции 43 Тема 12. Особенности становления личности и социализации человека с ограниченными возможностями 44 Практическое занятие: Становление личности и социализация человека с ограниченными возможностями 46 Тема 13. Особенности коррекционно-воспитательной работы с умст венно отсталыми детьми и подростками 47 Практическая работа: Особенности коррекционно-воспитательной ра боты с умственно отсталыми детьми и подростками 49 Тема 14. Особенности коррекционно-воспитательной работы с деть ми и подростками, имеющими задержку психического развития 50 Практическая работа: Особенности коррекционно-воспитательной ра боты с детьми и подростками, имеющими задержку психического разви тия ) со Тема 15. Особенности коррекционно-воспитательной работы с деть ми и подростками с РДА 53 Практическая работа: Особенности коррекционно-воспитательной ра боты с детьми и подростками с РДА 55 Тема 16. Особенности коррекционно-воспитательной работы с деть ми и подростками, страдающими ДЦП 56 Практическая работа: Особенности коррекционно-воспитательной ра боты с детьми и подростками, страдающими ДЦП 58 Практическое занятие по теме: Организация коррекционной помощи де тям с нарушениями речи 59 Тема 17. Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, имеющими нарушения зрения или слуха 59 Практическая работа: Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, имеющими нарушения зрения или слуха 63 Тема 18. Особенности сотрудничества с семьей, воспитывающей ре бенка с нарушениями в развитии 64 Пояснительная записка Данное пособие составлено для студентов педагогического колледжа. Оно построено с опорой на следующие дидактические единицы: предмет коррекционной педагогики; единство биологических и социальных факторов; состояние риска; дети группы риска; школьная дезадаптация, ее диагностика; компенсация; коррекция; адаптация; принципы, содержание, формы, методы коррекционно-развивающего образовательного процесса; оказание специализированной помощи; взаимодействие учителя, воспитателя со специалистами - дефектологами; объект, предмет, задачи специальной педагогики; становление личности и социализация человека с ограниченными возможностями; современные педагогические системы воспитания и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями; специфика деятельности социального педагога, работающего в учреждениях для детей с ограниченными возможностями. Цель данного пособия: обеспечение необходимой теоретической подготовки студентов по вопросам дошкольной и школьной специальной и коррекционной педагогики, связанным с особенностями построения теории и практики обучения, воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями в развитии и системным подходом к организации коррекцион-но-педагогического воздействия, содержанием, формами коррекционно-развивающего образовательного процесса; формирование представлений студентов об организации помощи детям с отклонениями в развитии в системах здравоохранения, соцобеспечения и образования, месте и роли педагога в специальном учреждении. Структура предлагаемого пособия наряду с пояснительной запиской содержит: лекционные материалы по темам курса, собственное содержание каждой лекции, списки необходимой литературы для изучения по предложенной тематике, вопросы семинарских занятий, методические рекомендации к выполнению практических заданий и материалы проверочных заданий. На наш взгляд, данные материалы помогут студентам овладеть основным содержанием курса «Коррекционная и специальная педагогика» и будут ориентиром в подготовке к семинарским и практическим занятиям. Тема 1. Общие теоретические основы коррекционной педагогики Система образования наряду с другими социальными институтами сегодня активно включается в решение глобальной проблемы современности- проблемы экологии детства. Все возрастающая общественная тревога за судьбы детей риска, осознание необходимости усиления роли школы и педагогов в охране их здоровья, обеспечении полноценного образования имеют своим следствием формирования нового направления в школьной практике - коррекцион-но-развивающего образования. В связи с этим возник социальный заказ на подготовку специалистов, способных в своей профессиональной деятельности решать проблемы, вызывающие трудности в развитии детей. Коррекционная педагогика как раз и призвана решать эти цели. Коррекционная педагогика - область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации, трудностей в обучении и освоении социально-возрастных навыков и ролей (Г.Ф. Кумарина). С конца 19 века в разных странах появляется все возрастающее количество работ посвященных проблемам детского развития. В этих исследованиях обсуждаются особенности нарушенного развития, причины, его вызывающие, а также идет речь о новой социально-педагогической ситуации, которая складывается для детей, имеющих такие проблемы, в условиях обязательного обучения. Значительный вклад в развитие коррекционной педагогики внесли такие отечественные исследователи, как В.П. Кащенко, Г.В. Мурашев, Л.С. Выготский, П.П. Блонский и др. Среди решаемых проблем образования важное место занимает создание и внедрение в педагогическую практику работающей системы профилактики социально-психологической и, прежде всего, школьной дезадаптации несовершеннолетних. Основная цель коррекционной педагогики: выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, исправление функциональных нарушений психической деятельности, поведения, личности. Объект коррекционной педагогики - личность ребенка, имеющего функциональные отклонения в психофизическом развитии, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию. Предмет - процесс обучения и воспитания детей с недостатками в развитии. Задачи коррекционной педагогики
6 3. Разрабатывает технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии.
Принципы коррекционной педагогики
Семинарское занятие: Понятие, предмет, задачи коррекционной педагогики и история ее становления Вопросы для обсуждения
Задания студентам:
6) составить перечень знаний необходимых педагогу для предупреждения нарушений в развитии ребенка (по материалам Г.Ф. Кумариной, с. 12-16). Литература
Программированный опрос
Тема 2. Адаптация и адаптивность, компенсация и коррекция как основные категории коррекционной педагогики Под адаптацией в биологии понимают приспособление строения и функций организмов к условиям существования. В физиологии и медицине этот термин обозначает процесс привыкания. В социально педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды. Считается, что адаптационный характер реакции организма приобретают тогда, когда они отвечают трем условиям: 1) внешние воздействия являются для человека необходимыми, новыми и создают несоответствие внешней среды свойствам организма и личности на данный момент; 2) ответная перестройка организма и личности происходит в результате более или менее длительного и многократного воздействия, оставляющего след в тех системах (физиологических или личностных), которые играют главную роль в осуществлении реакций на данное воздействие; 3) возникшая в организме и личности перестройка биологически целесообразна (СМ. Громбах, 1978). Адаптивность - способность к приспособлению. У разных людей различна. Зависит от особенностей строения и функционирования ЦНС, от физического, психического и нравственного здоровья человека. За уровнем адаптационных возможностей человека, его адаптивностью всегда стоит сложное взаимодействие биологических и социальных (внутренних и внешних) факторов, влияющих на его развитие. Адаптивность у разных людей различна. Она отражает уровень как врожденных, так и приобретенных качеств индивида. В настоящее время ученые связывают возможности адаптивности и уровень адаптации:
Факторы, влияющие на уровень и возможности к адаптации: • 1) генетические особенности человека (обмен веществ, различие биохимических реакций, разные типы реагирования,); 2) физическое здоровье человека; 3) его психический статус; 4) качества и черты личности, заложенные средой воспитания; 5) условия социальной среды, в которой находится человек. Равновесие между внутренними (биологическими) и внешними (социальными) условиями обеспечивает нормальный ход развития человека и его адаптацию. Показатели низкого уровня адаптационных возможностей ребенка к школе:
w точное развитие моторики рук, несформированность пространственных ориентации, нарушение координации в системе рука-глаз, низкий уровень развития фонематического слуха и т.д.) Социальные предпосылки детской и подростковой дезадаптации:
-рост алкоголизма, наркомании; - низкая культура семейного воспитания и кризис современной семьи; - незащищенность отдельных групп населения (безработные, эмиг ранты, беженцы, лица, подвергшиеся воздействиям катастроф, войн и т.д.);
Дезадаптация - срыв адаптационных возможностей. Задача педагога организовать условия профилактики адаптационных нарушений у детей в образовательном пространстве. Если же дезадаптация возникла, необходимо организовывать условия коррекции через компенсацию недостатков в развитии. Успешность компенсации будет зависеть: - от генетического потенциала;
- от конкретных требований, составляющих социально- психологический норматив социальной ситуации, в которой находится че ловек. Условия предупреждения и преодоления функциональных нарушений:
Литература
10
Практическое занятие: Понятие адаптации и адаптивности, компенсации и коррекции и их роль в школьной успешности Вопросы для обсуждения
Задания студентам:
Литература
|
Контрольная работа по учебной дисциплине Основы коррекционной педагогики... ... | Тематическое планирование уроков чтения в 8 классе по государственной... Данный учебный предмет входит в образовательную область коррекционной педагогики | ||
Кафедра социальной психологии и коррекционной педагогики Настоящая рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры социальной психологии и коррекционной педагогики филиала... | № Цель и задачи коррекционной педагогики Раскройте понятия «коррекционная педагогика» и её значение на современном этапе развития общества | ||
Планы проведения семинарских и практических занятий семинарское занятие... Раскройте содержание операционального алгоритма психотехнологии рекламной стратегии по позициям | Методические рекомендации для студентов Банк контрольных заданий и вопросов Тематика рефератов Рабочая программа составлена кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры коррекционной педагогики института специальной педагогики... | ||
Государственное специальное (коррекционное) для обучающихся воспитанников... Особенности профориентационной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате | Кафедра дошкольной и коррекционной педагогики Анализ психолого-педагогических исследований проблемы формирования умения сравнивать у дошкольников | ||
Программа коррекционной работы в начальной школе обоснование коррекционной... Обоснование коррекционной направленности учебной и воспитательной работы в гбоу скоши VI вида №31 | Рабочая программа составлена: к п. н., доцентом кафедры коррекционной педагогики Жуковиным И. Ю Протокол согласования рабочей программы «Специальная педагогика» с другими дисциплинами специальности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщающее подгрупповое занятие на III этапе коррекционной логопедической работы | Рабочая программа составлена: к п. н., доцентом кафедры коррекционной педагогики Жуковиным И. Ю Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия | ||
Психолого-педагогічна діагностика готовності дитини 6 – 7 років до шкільного навчання Данный методический материал разработан в лаборатории коррекционной педагогики нии г. Москвы под руководством Г. Ф. Кумариной | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Умкд обсужден на заседании кафедры коррекционной педагогики исп кгпу им. В. П. Астафьева 2012 г | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Конечным результатом изучения этой дисциплины является разработка плана схемы коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа составлена ст преподавателем кафедры психологии развития и коррекционной педагогики |