Скачать 451.29 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Кафедра «Технологии внешнеторговых сделок» Факультет внешнеторгового менеджмента «Утверждаю» Проректор по учебной работе ____________ А.А. Вологдин « » ________________ 2012 г. Рабочая программа учебной дисциплины ПСИХОЛОГИЯ Код и направление подготовки 080200.62 «Менеджмент» Профиль – Международный менеджмент Квалификация (степень) выпускника – бакалавр Форма обучения и курс - очная форма обучения, 1 курс Обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры протокол № от «_____» декабря 2011 г. Москва 2012 Разработчик программы: к.пс.н В.П.Савёлов доцент кафедры «Технологии внешнеторговых сделок» Рецензент: к.пс.н, к.ю.н. доцент Л.Б.Забелова, доцент кафедры «Частное право» СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ - формирование у студентов системы психологических знаний, навыков и умений, необходимых для индивидуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА «Психология» является учебной дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла (вариативная часть) основной образовательной программы бакалавриата. Для успешного овладения знаниями, навыками и умениями при изучении «Психологии» студенты должны иметь представления о физиологии человека и структуре социального взаимодействия, обладать навыками абстрактно-образного мышления, уметь анализировать гуманитарные и социальные феномены. Учебная дисциплина «Психология» взаимосвязана с другими учебными дисциплинами основной образовательной программы бакалавриата, такими как: «Философия», которая формирует методологическую основу изучения и понимания психологических явлений и феноменов; «Организационное поведение»; «Управление человеческими ресурсами»; «Лидерство»; «Деловые коммуникации» - изучению которых она предшествует в качестве теоретической основы для познания и понимания закономерностей поведения, общения и деятельности индивидов, включенных в профессиональные группы. 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций: общекультурных –
оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);
информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
профессиональных –
В результате изучения дисциплины студент должен: знать:
уметь:
владеть:
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет 3(три) зачетных единицы (108 часов).
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Темы и их аннотации Тема 1. Психология как феномен науки и практики Введение в учебную дисциплину «Психология». Организационные требования к обучаемым и методические рекомендации по осуществлению различных видов учебной работы. Структура балльно-рейтинговой системы оценки знаний, навыков и умений студентов. Психология - наука о психике. Психика - отражательная деятельность мозга, регулирующая поступки и поведение человека. Составные части психологии: психика индивида, психология коллектива и психическая деятельность. Полипарадигмальность психологического знания. Основные научные направления в психологии. Структура современной психологической науки. Методы научного познания в психологии. Роль и место психологии в профессиональной деятельности менеджера. Психологические особенности управленческой деятельности. Психологические закономерности управленческой деятельности. Самопознание как основа развития профессионально важных качеств личности менеджера. Изучение и оценка потенциала личности партнёра и психологической структуры коллектива внешнеторговой организации. Психологические проблемы межличностного и межгруппового взаимодействия в профессиональной деятельности менеджера. Тема 2. Проблема личности в современной психологии Множественность психологических определений личности. Характеристика общих подходов к личности в отечественной и западной психологии. Психоаналитический подход по З.Фрейду. Трансактный анализ Э.Берна о личности. Онтопсихология А. Менегетти о личности. Логотерапия В. Франкла о личности. Структурный подход по К.К.Платонову. Информационно-мотивационный подход по П.В.Симонову. Деятельностный подход по А.Н.Леонтьеву. Личность и комплексное изучение человека по Б. Г.Ананьеву. Базовые характеристики личности в ее связи с природой, социумом, культурой, жизнью. Определение личности в контексте жизнедеятельности. Самосознание и «я» личности. Личность как субъект жизни. Структурный подход к личности. Динамические образующие личности. Уровни изучения личности. Система условий личностного развития индивида. Соотношение структурного и динамического подхода к личности. Константность и изменения личности. Факторы изменчивости личности. Жизненные условия развития устойчивых личностных свойств. Тема 3. Психические свойства личности Направленность личности - жизненная целеустремлённость, определяемая мировоззренческими позициями, целями, материальными и духовными потребностями. Мотивы профессиональной деятельности менеджера. Характер личности. Показатели характера: отношение к социальным ценностям; отношение к делу; отношение к вещам; отношение к окружающим; отношение к себе. Типы нервной деятельности и виды темперамента. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов - показатели доминирующего вида темперамента. Психологическая характеристика темпераментов (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Рациональное использование особенностей темперамента в профессии менеджера. Способности личности. Виды способностей: общие и частные; элементарные и сложные. Профессиональные способности менеджеров внешнеторговых организаций. Методы развития профессиональных способностей в период обучения и в процессе практической деятельности. Тема 4. Психические познавательные процессы Познание как феномен сознания человека. Психологическая сущность познавательных функций. Перцептивные процессы. Ощущение, восприятие, представление, внимание. Физиологический механизм ощущений. Свойства и виды восприятия. Сущность и виды представлений. Механизмы и закономерности формирования представлений. Внимание: сущность, виды, свойства. Основные закономерности функционирования внимания. Мнемонические процессы. Память как ключевой мнемонический процесс. Виды памяти. Причины, влияющие на продуктивность памяти. Основные этапы смыслового запоминания информации. Мыслительные процессы. Мышление и его формы. Виды мышления. Типичные мыслительные акты в повседневной деятельности менеджера. Речь. Функции и виды речи. Роль речи в познании и деятельности менеджера. Тема 5. Психические состояния личности Особенности эмоционального фона повседневной деятельности менеджера. Влияние эмоциональных процессов на регуляцию деятельности. Эмоции и их функции: оценка, побуждение, регуляция, экспрессия. Чувства как устойчивые эмоциональные отношения менеджера к окружающим людям и явлениям, оказывающим влияние на служебную деятельность. Нравственные (этические), интеллектуальные, эстетические и праксические чувства. Понятие воли. Структура волевого акта. Волевые качества личности менеджера внешнеторговой организации. Психические состояния. Типичные психические состояния в практике деятельности менеджера. Состояние стресса. Основы теории стресса. Виды стресса. Основные стрессоры в деятельности менеджера. Методы регулирования состояния напряжённости. Тема 6. Психические образования личности Психические образования. Знания, умения, навыки, профессиональные привычки и качества. Профессиональный опыт как суммарный показатель прочности психических образований. Модели интеллекта по К. Спирмену, Л. Терстоуну, Дж. Гифорду, Р. Кеттелу. Интеллектуальные стили (исполнительский, законодательный, оценочный) и типы интеллектуальной одаренности. Интеллект умственный и интеллект эмоциональный. Их роль и соотношение в профессиональной деятельности менеджера. Средства и методы измерения интеллекта. Тема 7. Социально-психологические явления в профессиональной группе Понятие социальной группы в отечественной психологии. Виды малых групп во внешнеторговых фирмах. Уровни развития социальных групп. Основные социально-психологические феномены и особенности их протекания в профессиональных группах. Коллективное (внутригрупповое) мнение: сущность, этапы его становления. Роль коллективного мнения в регулировании поведения сотрудников и принятия решений. Внутриколлективные традиции. Типичные нормы и правила коллективной жизни. Закономерные предпосылки формирования обычаев, нравов и групповых привычек. Коллективные настроения и чувства. Виды коллективного настроения и его влияние на поведение и деятельность сотрудников внешнеторговой организации. Руководство и лидерство как социально-психологические феномены: сущность и соотношение. Стили руководства. Виды лидерства. Авторитет личности как социально-психологическое явление. Виды авторитета. Признаки авторитета: сила убеждений; справедливость целей и поступков и др. Тема 8. Психологические аспекты взаимоотношений в профессиональной группе Межличностные отношения: сущность и природа. Психология восприятия человека человеком. Проявление межличностных отношений в группе (коллективе), их влияние на поведение сотрудников фирмы. Взаимоотношения - мотивированное общение людей. Мотивы официальных (формальных) отношений - усвоенные требования нормативных документов. Мотивы неофициальных (неформальных) отношений - личные и взаимные интересы, симпатии и антипатии. Модель восприятия человека человеком как условие формирования впечатления о нём, как фактор построения собственного поведения. Схемы формирования первого впечатления о человеке. Ошибки в восприятии другого человека. Характерные типы реакций позитивной направленности: симпатия, межличностная привлекательность, совместимость. Характерные типы реакций негативной направленности: амбиции, зависть, злорадство, агрессия, самодовольство и др. Психологическая травля (моббинг) персонала как негативное явление в профессиональных группах. Факторы, оказывающие существенное влияние на характер взаимоотношений сотрудников зарубежных представительств. Социально-психологический климат как интегральный показатель системы отношений в профессиональной группе. Тема 9. Социально-психологические конфликты в организации Понятие межличностного конфликта: сущность, основные признаки конфликта и их взаимосвязь. Модель конфликта по А.Анцупову. Классификация конфликтов. Причины межличностных конфликтов в организации: объективные и субъективные. Функции конфликтов. Динамика развития конфликта. Структура межличностного конфликта. Стратегии и тактики поведения в конфликте. Факторы, влияющие на выбор и реализацию стратегий: ухода, уступки, соперничества, сотрудничества, компромисса. Различные формы и способы завершения конфликта. Прямые и косвенные методы разрешения конфликта между сотрудниками организации. Последовательность (алгоритм) действий менеджера при анализе межличностного конфликта или конфликтной ситуации, в которой он является одним из действующих лиц. Возможности по управлению межличностным конфликтом в качестве третьей стороны. Внутриличностный конфликт: понятие, причины и виды. Способы психологической защиты во внутриличностном конфликте. Факторы конструктивного разрешения внутриличностного конфликта. Способы профилактики внутриличностных конфликтов. Тема 10. Психологические особенности делового общения Роль и функции общения в деятельности менеджера внешнеэкономической организации. Психологическая структура процесса общения (коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны). Формы делового общения. Психологические условия успешного делового общения. Аттракция, закон края, психологический контакт с партнерами как предпосылки к эффективному деловому общению. Вербальные знаки внимания, удовлетворяющие потребности партнеров по общению (комплимент, прием «личная жизнь», внушение значимости личности, похвала, критика). Условия успешности использования положительных, нейтральных и отрицательных знаков внимания. Роль и психологические особенности невербальных средств связи в процессе общения менеджера с подчиненными, коллегами, руководителями и торговыми партнерами. Основные формы невербальной связи в общении (паралингвистическая, экстралингвистическая, кинестическая, такесическая, проксемическая). Прочтение и учет знаков невербальной связи сотрудников для оценки межличностных отношений в группе (коллективе). Особенности прочтения невербальных сигналов в процессе общения с сотрудниками, клиентами и иностранными торговыми партнерами. 5.2. Планы семинарских / практических занятий См. отдельное учебно-методическое пособие. 5.3. Программа самостоятельной работы студентов
6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
7. КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА Средства оценивания: 7.1. Диагностирующий контроль Проводится на первом занятии путем письменного опроса студентов по вопросам, ответы на которые требуют базовых знаний в области физиологии человека и структуры социального взаимодействия людей, навыков абстрактно-образного мышления, умения анализировать гуманитарные и социальные феномены. 7.2. Текущий контроль
Вопросы для подготовки к контрольной работе:
Контрольная работа оценивается по следующим критериям:
|
Рабочая программа дисциплины юридическая психология направление подготовки:... В рамках учебной дисциплины «Юридическая психология» осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности:... | Рабочая программа дисциплины Юридическая психология Степень выпускника... Рабочая программа предназначена для изучения студентами учебной дисциплины «Юридическая психология», обучающимися по направлению... | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... | Рабочая программа учебной дисциплины психология общения Код 52 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины психология общения Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при подготовке специалистов по сервису, контролёров технического состояния... | Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) опд. Ф. 01. Возрастная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика для специальности Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут... | Методические указания по изучению дисциплины Целью учебной дисциплины... ... | ||
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины. 39 Список... Рабочая программа курса «Общая психология (Ч2)» составлена на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных... | Программа учебной дисциплины «Профессиональная психология личности» «Профессиональная психология личности» вузовского компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным... | ||
Рабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины... Дисциплина «Психология» относится к «Дисциплинам по выбору» гуманитарного, социального и экономического цикла ( В. Дв. 3). Для освоения... | Рабочая программа учебной дисциплины Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут... | ||
Рабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения... Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая... | Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для... | ||
Рабочая программа включает в себя следующие разделы: цели освоения... Рабочая программа предназначена для студентов (бакалавров), обучающихся по направлению «Психология», профиль подготовки «Практическая... | Рабочая программа учебной дисциплины оп. 02. Психология по специальности... Лечебное дело и примерной программы учебной дисциплины, разработанной гаоу спо «Казанский медицинский колледж», автор Полведернова... |