Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики





Скачать 237.57 Kb.
НазваниеДля решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики
Дата публикации03.10.2014
Размер237.57 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > Психология > Рассказ
Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.

Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При этом важно показать детям образ "хорошего ученика " и "плохого ученика", строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.

При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления. В сюжет игры можно вести роль Незнайки – ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила.

В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое "хочу" слову "надо", желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка – все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания. Если семейное воспитание построено неправильно (либо отсутствует вовсе), положительных результатов силами одного лишь дошкольного учреждения достигнуть не удается.

Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.

Также выделяются различные виды деятельности, оказывающиеся наиболее эффективными для развития ребенка. Для ребенка-дошкольника такой деятельностью является игра. Это игра, в которой ребенок совместно с группой сверстников разыгрывает различные жизненные ситуации, принимая на себя определенную роль и вступая в соответствующие этой роли отношения со своими партнерами. Это могут быть ситуации из семейной жизни – игра в "дочки-матери", или из профессиональной сферы-игры в "доктора", "учителя", "строителя". Появление сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка свидетельствует о том, что в центр его внимания попадает система отношений людей между собой, Для того, чтобы познать эти сложные взаимоотношения, ребенок моделирует их в игре со сверстниками и многократно проигрывает.

Психологи считают ее той деятельностью, которая обеспечивает наибольший развивающий эффект в дошкольном возрасте.

Ведущее место в этом процессе занимает ролевая игра. Именно в ней, моделируя реальные взаимоотношения людей, ребенок познает смыслы человеческой деятельности, начинает ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих взаимоотношений, ребенок осознает свое место в ней, сопоставляет себя со взрослым. Это порождает стремление изменить свою позицию, стать взрослым и реально осуществлять социально значимые функции. Выражением этой потребности к концу дошкольного возраста становится желание поступить в школу и начать осуществлять серьезную, общественно оцениваемую деятельность.

В то же время ролевая игра стимулирует развитие познавательной потребности ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни ребенок открывает все новые и новые грани окружающей его действительности. Игра в "магазин", к примеру, побуждает ребенка более детально разобраться в системе элементарных экономических отношений. Т. о. ролевая игра дает новый импульс для развития у ребенка стремления к познанию окружающего мира.

В игре гораздо успешнее чем в ситуации специального обучения происходит развитие восприятия, внимания, памяти, мышления ребенка. В ситуации игры ребенок становится как бы более умелым. Зафиксировано увеличение объема запоминаемой информации и длительность ее удержания в памяти, если это не просто информация, а "донесение", которое малыш должен передать, играя "разведчика". Особенно велика роль игры в развитии детского мышления. В этот период развивается способность ребенка к обобщению, умение выделить сущность явлений, отделять главное от второстепенного, устанавливать причинно – следственные связи.! снова мы видим как игровая ситуация, в которой на первый план выступает воспроизведение человеческих взаимоотношений, ставит ребенка в условия, когда он должен выделить в них основное и не фиксироваться на второстепенном. К примеру девочке, заботящейся о "своем ребенке", становится не так важно с какой подробностью воспроизведены детали кормления. Главным становится сам факт, что ребенка покормили, а для этого можно оставить несколько самых основных игровых действий. Выделяя главнее, девочка уходит от лишне детализации. Ее действия сокращаются, схематизируются – то есть обобщаются. Это и есть основная линия развития детского мышления.

Настоящий скачок в своем развитии делает в дошкольном возрасте воображение ребенка. Малыш, в отличие от взрослого человека, оказывается не способным к предвосхищению ситуации. Он не может предвидеть как будут развиваться события, что получится в результате того или иного действия. Ребенку, чтобы увидеть последствия поступка, необходимо его совершить. Интересно, что рассказы взрослого о том как могут развиваться события в том или ином случае не меняют положение дел. Возможности маленького ребенка ограничены уровнем развития его воображения, то есть умения видеть не реальную, а воображаемую ситуацию. Например, он еще не может хорошо представить себе куда попадет брошенный им камень. Для этого ему надо бросить камень и посмотреть. Способность предвидеть как будут разворачиваться события развивается у ребенка в дошкольном возрасте. И опять в процессе этого развития ведущее место занимает ролевая игра. Во-первых, игра требует действовать в воображаемой ситуации.

Ребенок учится воспроизводить событие, свидетелем которого он был когда-то, отношения людей, манеру их поведения. Моделируя ту или иную ситуацию, ребенок как – бы отрывается от реальности, начинает видеть другой смысл в окружающих его предметах, демонстрирует иное отношение к окружающим людям. Необходимость выхода игрового действия за рамки реальной ситуации требует от ребенка развития воображения.

Кроме того, важнейшим условием для возникновения способности предвосхищать развитие ситуации является коллективный характер ролевой игры. Для успешного разыгрывания сюжета партнеры по игре должны совершить распределение ролей и наметить основную линию происходящих событий. Часто можно видеть как договариваются дошкольники о том как будет разворачиваться игра: -"Давай ты будешь шофером. У тебя кончится бензин и я приеду тебя выручать". Дети создают образ будущего действия и потом разыгрывают его. Это служит развитию воображения, чем объясняется стремительность его развития в дошкольном возрасте.Игра создает реальные условия для развития практически всех психических качеств, необходимых для успешного перехода к школьному обучению.

Можно выделять так же и отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.

Что понимается под физической готовностью?

Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированности новой социальной позиции (“внутренняя позиция школьника”); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность в отличие от нравственной и физической.

В зависимости от выбора той или иной концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению практический психолог выбирает основные ее критерии и подбирает соответствующие методики для их диагностики.

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели: 1) нормальное физическое развитие и координация движений;

2) желание учиться;

3) управление своим поведением;

4) владение приемами умственной деятельности;

5) проявление самостоятельности;

6) отношение к товарищам и взрослым;

7) отношение к труду;

8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.

Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.

В условиях  детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно для подготовки руки к письму, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.

В подготовительной группе перед детьми ставятся собственно графические задачи, сначала простые (обведение элемента буквы по точкам), затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). При этом важно обращать внимание ребенка на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым взрослый стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:

– массаж кистей рук;
– пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
– лепка из глины;
– выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);
– выполнение "закручивающих" движений (закручивание гаек в конструкторе);
– специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

Второй критерий включает наличие мотивов учения, мы говорили ранее, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.

Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.

Главной отличительной особенностью нового для ребенка вида деятельности является формирование произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами. Недостаточное развитие этого качества затрудняет процесс усвоения знаний и формирования учебной деятельности. Эти дети неорганизованны, невнимательны и неусидчивы; плохо понимают объяснения воспитателя, допускают ошибки при самостоятельной работе и не замечают их; нередко нарушают правила поведения; не успевают за темпом работы.

Причины недостаточного развития произвольности поведения и дейтельности у детей этго возраста могут быть разные. Это – недостаточное развитие социальных мотивов и мотива долженствования, функциональные нарушения в работе центральной нервной системы и головного мозга, несформированность психологических (операционных) механизмов произвольной регуляции деятельности и отдельных действий. Поэтому формирование произвольности деятельности включает: развитие мотивов учения; обеспечение условий для нормального развития и функционирования нервной системы ребенка и укрепление его здоровья; формирование психологических механизмов произвольности через организацию детской деятельности и использование специальных игр и упражнений.

В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.

Пятый критерий – проявление самостоятельности – можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.

Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.

В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.

Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

Готовность к школьному обучению – одна из важнейших проблем детской психологии и педагогики. В свете этой проблемы возросли требования к подготовке педагогов. На мой взгляд, до сих пор в практике профессионалов приоритет отдается обучению по традиции, из-за слабой профессиональней; подготовки, в силу инертности мышления, утилитарности обывательского подхода к формированию личности ребенка и подготовки его к школе. Педагог должен знать и уметь выбрать из множества ту программу, с помощью которой будет достигать поставленной перед собой цели.

В своей работе по подготовке детей к школе, начинала с развития мелкой моторики, по моему мнению это одно из важных направлений.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Задача педагогов и детских психологов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Данная исследовательская работа ведется нами на протяжении ряда лет. Работа состоит из нескольких этапов.

Первым этапом был проведен констатирующий эксперимент, который заключался в следующем: для того, чтобы определить объем знаний детей на сентябрь месяц – была использована модифицированная тестовая методика для детей подготовительной к школе группы на показатель готовности ребенка к – обучению в школе.

Выяснив и определив объем знаний. умений и навыков приступали ко второму этапу работы – формирующему эксперименту и поиску эффективных форм подготовки детей к обучению в школе. Мною была использована программа по развитию мелкой мускулатуры, а как известно, чем больше развиты руки, тем больше развита речь и т.д./мышление, память, воображение, логика. Например: темы занятий, если в начале это обвод только геометрических Фигур, то уже к ноябрю месяцу дети не только штрихуют образцы, но и сами придумывают сюжеты/это говорит о развитии воображения, мышления, восприятия. Дети с удовольствием этим видом деятельности занимаются, т.к. она носит игровой характер. Уже после 2-х месяцев проведенной работы по штриховке, у детей повысился интерес к рисованию, лепке, аппликации. Штриховка помогла и в таком направлении, как лепке, т.к. пластилин несколько отличается от глины. Также и если обратить внимание на речь, то она стала спокойней, связней, расширился словарный запас, обогатилась речь.

В конце года был проведен контрольный эксперимент по той же тестовой методике. По разделу "развитие мелкой моторики" показали достаточно высокий уровень развития, из чего можно сделать вывод, что была использована эффективная методика и рука ребенка подготовлена к письму, т.е. следующему этапу.
Программа по штриховке.
Данная программа предусматривает, за время отведенное на занятия штриховкой / 36 уроков/.сформировать у детей 6 лет следующие графические навыки:

а/ правильно сидеть за столом, держать и располагать письменные принадлежности / карандаш, ручку, альбом, тетрадь /.пользоваться трафаретами и лекалами, правильно и четко выполнять задания;

б/ безотрывно вести прямую линию, соизмерять длину линий;

в/ штриховать только в заданном направлении, соблюдать параллельность и правильный наклон линий штриховки, соблюдать одинаковое расстояние между штрихами, не заходить за контуры рисунков;

г/ правильность начертания волнистых и закругленных

линий;

д/ начертание наиболее простых по форме элементов

букв;

е/ выработка плавных, быстрых и ритмических движений кисти руки при штриховке;

ж/ развивать конкретно-действенное мышление в начертании штриховки, то есть штриховать осмысленно /усвоить вид и направление данной штриховки/;

з/ введение письма отдельных букв с помощью вкладыша, написание цифр 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0;

и/ развитие образного мышления.

Обучение письму – это в первую очередь выработка графического навыка. Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, в результате формирования умений.

Особенности графического навыка в том, что это, с одной стороны, двигательный навык, т.е. такое действие, которое опирается на первый взгляд лишь на мускульные усилия. С другой же стороны, в процессе письма осуществляется перевод осмысленных единиц речи в графические знаки. Это придает письму характер сознательной деятельности. Эта сторона письма и составляет главное в навыке письма.

Но вернемся к двигательной стороне письменного навыка. В формировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы:

  1. штриховка (обводка трафаретов, заштриховка фигур и другие упражнения, направление на выработку умения соблюдать строку, правильно располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и закруглять ее, соизмерять длину линии и т.п.);

  2. письмо элементов букв: линии короткой и длинной, загибов, петель, овалов, полуовалов и прочих элементов;

В данной программе рассмотрен только первый этап в формировании графического навыка – штриховка. Этот этап определяет успех всего обучения.

Штриховка – это развитие мускульной памяти. Штриховка имеет определенную цель: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между штрихами.

Особое внимание на всех уроках надо обращать на ПРАВИЛА ШТРИХОВКИ, их четкое выполнение детьми, закреплять навыки правильной работы:

а) не выходить за контуры фигуры;

б) штриховать МОЖНО сверху вниз, снизу вверх, слева направо,
НЕЛЬЗЯ делать параллельные штрихи справа налево.
Во время занятий преподаватель контролирует направление и параллельность линий в тетрадях у детей, правильную посадку ребенка, как он держит карандаш, тетрадь. Все усилия преподавателя на занятиях направлены на то, чтобы помочь ребенку в тренировке и развитии мелкой мускулатуры руки.

В процессе штриховки дети слишком много усилий тратят на то, что выполняют, они устают, и это отрицательно сказывается на результатах их работы, поэтому на занятиях необходимо устраивать паузы ( музыкальные, физкультминутки, упражнения для глаз и пальцев рук).

В пятилетней группе дети занимаются штриховкой в течение всего учебного года. На занятиях они штрихуют до знакомства с первой буквой (написанием), цифрой и после знакомства.

Штриховка – это не только укрепление руки, на этих занятиях решается и другая задача – развитие речи, обогащение и активизация словарного запаса, развивается пространственное воображение, творческое мышление, дети учатся анализировать способ расположения частей, составляя фигуру-силуэт. Пользуясь трафаретом с геометрическими фигурами, дети не только хорошо запоминают названия этих фигур, но и их отличительные признаки, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры.

Конечная цель штриховки – выработка плавных, быстрых, ритмических движений кисти руки, подготовить ее к работе для письма.
Новые виды штриховки надо вводить последовательно:

а) начинают штриховать параллельными отрезками;

б) затем, когда у детей закрепится навык параллельной штриховки, они начинают учиться штриховать волнистыми и круговыми линиями;

Волнистые линии, как и прямые, ведутся только слева направо, сверху вниз, снизу вверх. Круговые линии – по часовой стрелке и против.
в) после того, как дети усвоят и этот вид штриховки, они начинают штриховать полуовалами, петлями, наиболее простыми по форме элементами букв.

К концу второго полугодия, если дети успешно справляются со всеми выше сказанными заданиями, можно ввести письмо элементов букв с помощью вкладыша.

Что нужно для штриховки каждому ребенку.


  1. Две тетради для рисования, одна для выполнения работы в группе, другая для дома.

2.Тетрадь в крупную клетку.

3.Простые и цветные карандаши, шариковые ручки с цветными пастами, фломастеры.

4.Трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов.

5.Набор лекал.

6.Книжки-раскраски.
Также предлагаем вашему вниманию подбор игрового материала:

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук:
1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 – 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.
3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант – ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
5. Игры с рисованием.
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму – то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель – для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
6. Игры с предметами домашнего обихода.
Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как дети научится выполнять задание без вашей помощи, предложите им придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще – так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".
Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".
Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса.
Общий принцип этих упражнений – сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением.
1. "Лодочка". Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.
2. Исходное положение – лежа на спине, ноги вместе, руки по швам. Голова приподнимается над полом так, чтобы ребенок видел пальцы ног. Поза удерживается максимально долго.
3. И.п. – лежа на животе, руки за головой, локти разведены в стороны. Приподнимается верхняя часть туловища, ноги лежат на полу.
4. "Снеговик". Исходное положение – стоя. Детям предлагается представить, что они – только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант "растаять", начиная с ног.
5. "Дерево". Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, "дерево тянется к солнышку". Oт сильного порыва ветра "дерево" должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной.
6. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребенок лежит расслабившись с закрытыми глазами. Ведущий может провести сеанс релаксации.
7. "Кощей бессмертный". Исходное положение – сидя на полу на коленях и на пятках (после освоения упражнения сидя можно переходить к и.п. стоя). Руки разведены в стороны. Руки сгибаются в локтях и свободно повисают, в то время как плечи и локти находятся на одной прямой параллельно полу. Если ребенку сложно выполнять это упражнение, на первом этапе можно помочь ему зафиксировать нужное положение с помощью гимнастической палки. Далее ведущий в произвольном порядке подталкивает расслабленную часть одной и другой руки, добиваясь их свободного раскачивания.
8. "Марионетки". Дети представляют, что они куклы-марионетки, которых подвешивают за разные части тела. Та часть тела, за которую подвешена кукла, напряжена и не двигается. Все остальное расслаблено и болтается. Куклу начинают дергать за веревочку в различном темпе.
9. "Кулачки". Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются.
10. "Яйцо". Для этого упражнения нужна достаточно большая прочная простыня, которая расстилается на полу. Ребенок садится на корточки, голову прячет в колени и обхватывает колени руками. Ведущий собирает простыню так, чтобы ребенок оказался в "яйце" и крепко держит края простыни над головой "цыпленка", начиная при этом раскачивать "яйцо" из стороны в сторону. Раскачивание продолжается 3-5 минут до полного расслабления. Затем "цыпленок" должен "вылупиться из скорлупы", активно работая головой, локтями и пытаясь распрямить все тело. Ведущий при этом в течение 1-2 минут удерживает ребенка в "яйце".
Упражнения для развития крупной моторики, формирования одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.
1. "Бревнышко". Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.
2. "Колобок". Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.
3. "Письмо в воздухе". И.п. – лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе "прописывают" буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма – при пропуске букв, их заменах, "зеркальном" написании и других ошибках. При этом вначале педагог может вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.

Этот прием также помогает снять у ребенка страх перед школьной доской или тетрадью.

4. Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии – вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.
5. И.п. – сидя на коленях и на пятках. Руки лежат на коленях. Одна рука сжимается в кулак, большой палец наружу. Разжимается. Сжимается в кулак, большой палец внутрь. Разжимается. Другая рука при этом неподвижна. Меняем руки. То же двумя руками вместе. Затем смещаются фазы движения (одна рука сжимается, другая одновременно разжимается). При хорошем усвоении этого упражнения можно добавить сюда движения языка и глаз в различных сочетаниях.

И т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Данная статья позволяет рассмотреть в практическом и теоретическом ракурсе проблему подготовки детей к обучению в школе.

Данные исследования позволяют понять проблему подготовки детей к школе, как очень широкое явление, включающее в себя психологическую, общую и специальную готовность в их взаимосвязи и взаимодействии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики iconКонспект занятия-развлечения на прогулке "Как будили березу"
Предварительная работа: заучивание стихов и песен, закличек, народных игр, чтение рассказов, просмотр видеофильмов, беседы, зарисовки,...
Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предварительная работа: рассматривание с детьми иллюстраций о весне, чтение художественной литературы, разучивание стихов и песен...
Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики iconАнализ работы библиотеки в гбоунпопу №17 за 2012-2013 учебный год
Для решения основных задач, стоящих перед библиотекой, использовались различные формы и методы привлечения учащихся к книге, работе...
Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики iconИспользование инновационных технологий в преподавании учетных и экономических дисциплин
Способствует решению основной задачи овладению студентами общих и профессиональных компетенций бухгалтера. Для решения этих задач...
Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики iconОтчет об использовании инновационных педагогических технологий в...
Тудентами общих и профессиональных компетенций бухгалтера. Для решения этих задач преподаватели комиссии экономических дисциплин...
Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики iconРазличные формы и методы контроля знаний учащихся Различные формы...
Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля...
Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики iconПедагогического опыта
А для этого использую самые разнообразные формы и методы работы, что обеспечивает успешное путешествие по материкам предметов, которые...
Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная – формировать понятие о регулярном и итерационном циклах; рассмотреть различные способы решения задач на накопление...
Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики iconТема реферата
Применение теорем Чевы и Менелая для решения планиметрических задач. Сравнительный анализ в эффективности применения этих теорем...
Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики iconМетоды работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный и др Формы работы
Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество»
Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовительная работа: знакомство с различными профессиями, чтение стихов и художественной литературы, беседы о том, кем дети хотят...
Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики iconБ. 3 Методы решения научно-технических задач в строительстве
Магистерская программа «Методы решения научно-технических задач в строительстве» предусматривает следующие виды деятельности: инновационную,...
Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики iconКонкурс капитанов
При решении задач команда может использовать любую литературу, но не имеет права общаться по поводу решения этих задач ни с кем,...
Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики iconКалендарно-тематическое планирование по элективному курсу «методы решения физических задач»
Вступительный экзамен по физике в вуз проводится в письменной форме и состоит в решении достаточно большого количества задач различной...
Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики iconЗадачи фундаментального координатно-временного обеспечения. Методы...
Список тем рефератов для самостоятельной работы по курсу «Фундаментальное и прикладное координатно-временное обеспечение задач геодезии...
Для решения этих задач использую различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики iconЕ. Я. Задерко, сош №365, г. Санкт-Петербург Внеклассная работа по физике
У этих учеников обычно повышается успеваемость, появляется интерес к предмету – им становится интересно. Формы внеклассной работы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск