Скачать 251.72 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ И ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ СД.Р.4 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели освоения дисциплины: привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать психологически опасные и вредные факторы среды для человека, определять способы психологической защиты от них, ликвидировать негативные последствия, оказывать психологическую помощь. Задачи дисциплины:
В результате изучения дисциплины студенты (слушатели) должны: знать:
уметь:
владеть:
Программой предусмотрены лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов. На лекциях студенты знакомятся с основными положениями теории. На практических занятиях отрабатываются знания теоретических вопросов. Отдельные вопросы выносятся на самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Темы для самостоятельного изучения * Количество часов соответствует номеру варианта специальности.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Тема: «Основные стратегии и техники поведения человека в трудных жизненных ситуациях». ПЛАН 1. Основные формы психологической защиты (идентификация, проекция, рационализация, вытеснение). 2. Совладание. 3. Переживание. 4. Техники поведения в трудных жизненных ситуациях. Вопросы и задания для коллективного обсуждения 1. Какие внутренние факторы оказывают влияние на выбор стратегий и приемов, при помощи которых человек проживает трудную ситуацию? 2. Как особенности образа мира человека влияют на выбор стратегий и техник поведения человека в трудной жизненной ситуации? Литература основная:
Литература дополнительная:
Тема: «Феноменология чрезвычайной ситуации: динамика психических состояний и поведения человека». ПЛАН 1. Фрустрационная агрессия. 2. Роль субъективных факторов в развитии травматического стресса. 3. Переживание и поведение человека в чрезвычайных ситуациях и его образ мира. Вопросы для коллективного обсуждения 1. Раскройте роль субъективных факторов в направленности и интенсивности развития травматического стресса? 2. Каковы внутренние условия, способствующие сохранению личности и проявлению осознанной волевой активности в экстремальной ситуации? Литература основная:
Литература дополнительная:
Тема «Скорая помощь «в чрезвычайной ситуации»ПЛАН 1. Экстренная психологическая помощь. 2. Помощь родственникам пострадавших. 3.Рекомендации для сотрудников спасательных служб. Вопросы для коллективного обсуждения Какие формы и методы экстренной психологической помощи, наиболее эффективны в работе с родственниками пострадавших? Литература основная:
Литература дополнительная:
Вопросы к зачету по курсу
Примерная тематика рефератов
Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий). А. Абулия – отсутствие стремлений, побуждений к любой деятельности, утрата желаний, полная безучастность, патологическое безволие, прекращение общения. Автокоммуникация — естественное условие психологической активности человека, постоянное общение с самим собой, приводящее при определенных обстоятельствах к внутриличностному конфликту. Аггравация – сознательное преувеличение больным, пострадавшим тяжести симптомов имеющегося заболевания (болезненных нарушений). Агнозия – нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств (А. различают зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную и др.). Агрессивность – стремления к насильственным действиям в межличностных отношениях, могущее проявится как ситуативный кратковременный процесс или состояние или свойство личности или даже черта характера, возникшее как результат дефектного воспитания или симптом психического заболевания. Агрессия — поведение, характеризующееся угрозой или применением насилия, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, уничтожение другого человека, материальной или духовной ценности. Адаптационный синдром — сочетание симптомов стрессового состояния человека, побуждение организма к защитно-приспособительной саморегуляции. Адаптация – приспособление к изменившимся внешним условиям, совокупность защитных реакций организма, возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия. Различают А. физиологическую, социально-психологическую, профессиональную и т.д. Активность личности – вид психической активности, интенсивность которой направлена на определенную деятельность, наиболее отчетливо проявляющаяся в ее характере. Акцентуации характера – крайние варианты нормы характера, граничащие с психопатиями, при которых отдельные черты чрезмерно усилены, в силу чего обнаруживается избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Аменция – форма помрачения сознания с преобладанием растерянности, бессвязности мышления, речи и движений. Амнезия – нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания, отсутствие воспоминаний о событиях и переживаниях определенного периода. Амнезия психогенная (аффектогенная) – это амнезия, носящая функциональный характер, при которой забываются события, неприятные для человека. Амнезия фиксационная – потеря способности запоминать текущие события, дни недели, числа и т.д. Асоциальное поведение – поведение, противоречащее нормам, принятым обществом, при недостаточном развитии у личности либо нравственных, либо правоправных способностей и проявляющееся в поступках и действиях. Астения – состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, эмоциональной неустойчивостью, колебаниями настроения, раздражительной слабостью, повышенной чувствительностью, слезливостью, вегетативными нарушениями, расстройствами сна и утратой способности к продолжительному умственному или физическому напряжению. Аутохтонно (в психологии) - возникновение психологических нарушений без видимых причин. Афазия – нарушение речи, характеризующееся полной или частичной утратой способности понимать чужую речь или пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей, обусловленной поражением части коры головного мозга при отсутствии расстройств слуха и артикуляционного аппарата. Аффект – кратковременная, но довольно сильная, положительная или отрицательная эмоция в ответ на сильный раздражитель, связанный с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств, сопровождаемая резко выраженными двигательными проявлениями и соматоневрологическими изменениями, возникшая в ответ на воздействие внутренних или внешних факторов. Б. Барьер психологический — внутреннее препятствие, непроизвольное сопротивление человека какому-то воздействию, активизации мысли, желания, мотива, вызванное их характером, неприемлемым для данного индивида. Беспечность — непонимание или игнорирование жизненных или профессиональных угроз и опасностей. Бывает двух видов: первичная — продукт непонимания угроз; вторичная — пренебрежение угрозами и опасностями, привыкание к ним, возникающее часто у опытных людей. Беспомощность – состояние, при котором человек лишен возможности самостоятельно и активно создавать для себя условия, обеспечивающие жизнесуществование и предохраняющие его жизнь и здоровье от опасных внешних воздействий. Бессвязность мышления (инкогеренция) – утрата способности к образованию ассоциативных связей, соединению восприятия, представлений, понятий, отражению действительности в ее связях и отношениях; потеря способности к элементарным обобщениям, анализу и синтезу. Бессознательное – совокупность психических процессов и состояний вне сознания субъекта. Бесстрашие — способность подавлять в себе страх и безусловно подчинять поведение необходимости, целесообразности, разуму, моральным нормам, приказу. Разновидности — смелость, храбрость, отвага. Боль – атрибут психики как врожденное переживание страданий и желание избавиться от него, возникающая как защитная реакция организма на воздействия, приносящее вред организму. Брадипсихия – замедление всех психических процессов. Бред – совокупность ложных идей, суждений, не соответствующих действительности, полностью овладевающих сознанием и не коррегируемых при разубеждении и разъяснении (выделяют бред: преследования, величия, самообвинения, ревности, сутяжный, ипохондрический, ущерба, изобретательства и др.) В. Взаимоотношения — позиционно-психологические взаимосвязи (контакты) между людьми. По источнику возникновения и проявлению различаются: статусные взаимоотношения (позиционно-ролевые, диспозиционные); поведенческие (зависящие от психологии людей, вступивших во взаимоотношения). Виктимология – научное направление в криминологии, изучающая личность потерпевшего, его связи и взаимоотношения с преступником, особенности поведения жертвы в генезисе самого преступления. Витальный — имеющий отношение к жизни, существованию. Вменяемость – возможность лица в силу присущих ему определенных психических качеств (признаков) нести ответственность за совершенное им уголовно наказуемое деяние. В. является предпосылкой виновности в совершении преступления. Внушаемость – свойство личности, проявляющееся в повышенной восприимчивости, податливости к психическому воздействию со стороны другого лица (группы лиц). Внушение (суггестия) - целенаправленный процесс психического воздействия на человека, воспринимаемое им пассивно, без размышления и критической оценки, с целью создать у него определенное состояние или побуждение к определенным действиям. В. может быть словесным, зрительным, гипнотическим, прямым и т.д. Возбуждение – выраженное усиление психической и двигательной активности, возникающее в связи с внутренними или внешними мотивами и нередко несоразмерно стимулам их вызвавшим. Воля – это одно из специфических свойств психики человека, проявляющееся в сознательных действиях, направленных на достижение цели, осуществление которых связано с преодолением определенных трудностей. Восприятие – психический процесс, отражающий в сознании человека объективный мир, связанный с пониманием целостности отраженного феномена, т.е. реальной действительности, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств (слух, зрение, обоняние, ощущение и т.д.) в виде субъективных образов. Временное психическое расстройство (один из медицинских критериев невменяемости) – преходящее, непродолжительное по времени, острое психотическое расстройство (патологическое опьянение, патологическое просоночное состояние, патологический аффект), заканчивающееся выздоровлением. Г. Габитус – внешний вид человека (особенности телосложения, осанка, цвет кожи, выражение лица и т.д.). Г. может быть, в т.ч. и апоплексический, астенический. Г. необходимо констатировать для оценки психического состояния испытуемого. Галлюцинация (видение) – психическое расстройство, возникающее вследствие обманов органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания и т.д.) в виде ложного (мнимого) восприятия, непроизвольно возникающего нереального объекта в виде ощущений, видений, голосов, звуков, запахов и т.д., и приобретающего характер объективности. Выделяют Г.- слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные, вкусовые и др. Гебоид криминальный – лицо, у которого преобладают низшие влечения (склонность к воровству, сексуальным эксцессам, злоупотреблению алкоголем и наркотическими средствами, бродяжничеству), что сочетается с социальной дезадаптацией и паразитическим образом жизни, отчетливым эмоциональным огрублением, холодностью, равнодушием, неприязненным отношением к окружающим, бессмысленной оппозицией и негативизмом. Г.к. чаще встречается среди больных шизофренией и психопатиями в пубертатном и юношеском возрасте. Гипербулия (повышение волевой активности) – усиление побуждений, повышенная активность, инициативность, подвижность, порывистость, говорливость и т.д. Гиперестезия (повышенная чувствительность) – повышенная восприимчивость к обычным внешним раздражителям, нейтральным в нормальном состоянии. Г.- легкая психическая ранимость с повышенной впечатлительностью. Гиперкинез – чрезмерные, непроизвольные движения, вызванные эмоциями. Г. может также быть вызван заболеванием ЦНС, тогда он стойкий и сильный. Гиперкомпенсация – излишняя (сверх необходимой) защитная компенсация имеющейся или мнимой физической или психической неполноценности. Гипертимия (повышенное радостное настроение) – маниакальный аффект с усилением влечений и неутомимой деятельности, ускорением мышления и речи, веселостью, чувством превосходного здоровья, выносливости и силы, над всем господствует оптимизм. Гипестезия (пониженная чувствительность) – понижение восприимчивости к внешним раздражителям. Гипнолепсия – периодически наступающие кратковременные приступы сонливости. Гипобулия (снижение воли) - понижение волевой активности в виде бедности побуждений, вялости, бездеятельности; для Г. характерны скудная, лишенная выразительности речь, ослабленное внимание, обедненное мышление, снижение двигательной активности, ограничение общения. Гипотомия (пониженное угнетенное настроение) – депрессивный аффект, «меланхолическое настроение», печаль, уныние, тоска, с неопределенным чувством грозящего несчастья и физическими тягостными ощущениями и т.д. Гнев – состояние бурного аффекта, которое быстро наступает и быстро проходит. Г. сопровождается двигательным возбуждением с агрессивно-разрушительными тенденциями и нередко с вегетативными нарушениями. Горе – астеническая эмоция, вызванная трагическими причинами. Д. Девиантное поведение – проблемное поведение в виде отдельных поступков или система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Девиация (социальная) — поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, необходимости лечения человека, исправления или наказания нарушителя. Дегенерация психическая (перерождение) – общее название отклонений психики от нормального состояния, обусловленных неблагоприятными наследственными и внешними факторами. Деградация – чаще деградация личности, при которой утрачивается трудоспособность и ранее занимаемого социального положения в обществе. Д. может быть социальной, соматической, психической. Д. – это утрата личностью присущих ей ранее свойств с обеднением всех ее способностей (чувств, суждений, активности и т.д.). Дезадаптация – нарушение процесса приспособления организма человека, обусловленное в основном психологическими проблемами к условиям и требованиям окружающей среды. Дезинтеграция – разобщение отдельных психических процессов с нарушением целостности психической деятельности. Дезориентировка – неспособность человека ориентироваться в окружающей обстановке, во времени, в собственной личности. Декомпенсация – недостаточность или срыв механизмов восстановления функциональных нарушений и структурных дефектов организма. Д. - отрицательная динамика психологического состояния человека или психического состояния больного. Деликт – проступок, правонарушение. Делинквентное поведение – отклоняющееся, проблемное поведение у несовершеннолетних, не подлежащее по тем или иным причинам уголовному преследованию, но противоречащих общественно правовым или нравственным нормам (аморальное поведение, стяжательство, распущенность, драки, мелкие кражи, пьянство, наркомания, токсикомания и т.д.). Делинквентность (прегрешение) – синдром патохарактерологической реакции у несовершеннолетних (подростков), заключающийся в совершение ими мелких аморальных проступков и правонарушений, не достигающих степени уголовно наказуемого деяния. Д. чаще констатируют при психопатиях и акцентуациях неустойчивой личности, дефектах воспитания, злоупотреблении алкогольными напитками, наркотическими и токсикоманическими средствами или их суррогатами, беспорядочном образе жизни и т.д. Деперсонализация (отчуждение от самого себя, искаженное восприятие самого себя) – расстройство самосознания личности, сопровождающееся отчуждением некоторых или всех психических процессов. Депрессия – состояние, характеризующееся подавленным, угнетенным или тоскливым настроением и снижением психической активности, сочетающимися с двигательной заторможенностью и разнообразными соматическими нарушениями (потерей аппетита, похуданием, запорами, изменением ритма сердечной деятельности и т.п.). Депривация (утрата) – лишение или ограничение возможности удовлетворения каких-либо потребностей организма. Д. может быть двигательная (у осужденных, заключенных в одиночные или маломестные камеры), социальная (утрата привычных и значимых связей, привязанностей в связи с уходом на пенсию, вдовство и т.д.) и др. Дереализация – расстройство психической деятельности, выражающееся в тягостном чувстве искаженности, нереальности, чуждости окружающего мира в целом или его отдельных предметов, явлений. Е. Единство личности, сознания и деятельности – принцип психологии, согласно которому личность как носитель сознания вместе с ним и проявляется и формируется в деятельность Ж. Жертва преступления – это человек, перенесший моральный, физический и моральный вред от противоправного деяния, независимо от того, признан ли он в установленном порядке (законом) потерпевшим или нет. Ж.п. – более широкое понятие, чем потерпевший. Ж.п. – понятие виктимологическое. Жизненная позиция личности – наиболее выраженные и основные компоненты направленности человека, определяющие наиболее стойкие мотивы его деятельности. З. Застревание – нарушение мышления, проявляющееся в крайней тугоподвижности и бедности ассоциаций. Заторможенность – замедленность темпа мышления, речи, движения, сочетающиеся с их обеднением и однообразием, забывчивостью и не возможностью сосредоточения на какой-либо деятельности. Защита психологическая — саморегуляционный психологический механизм преднамеренного и подсознательного ограждения сознания человека от травмирующей его информации. И. Идеализация — нереальная, мысленно воссозданная ситуация, дающая возможность создавать идеализированные, несуществующие объекты, оказывающиеся, однако, полезными для теоретического исследования. Идентификация — процесс психологического отождествления индивидом (или группой) себя с другим человеком или группой, общностью, социальной ролью, сопровождающийся чувством причастности к ним, тождественности с ними, «внутреннего срастания», единства и обособленности в особую социальную целостность. Импринтинг – психическое явление, приобретаемое в памяти после рождения и дальнейшего развития детей и подростков в виде заимствования тех или иных важных черт (качеств) из поведения родителей, воспитателей или сверстников. Импульсивность – форма поведения, обусловленная складом характера или ситуацией или психическим заболеванием. И. – форма реагирования в виде неожиданных и энергичных ответных действий под влиянием сильного раздражителя лично значимой для индивида. Истерия – состояние, возникающее под влиянием психотравмирующих факторов (чаще у лиц с повышенными внушаемостью и самовнушаемостью), которое характеризуется чаще всего полиморфными психическими, соматическими и вегетативными нарушениями. Для истерии характерна несдержанность и определенная театральность: крики, плач, энергичная жестикуляция и даже мнимые обмороки, бросание предметами, царапание лица, выдирание волос, демонстрация решимости пойти на любую крайность. К. Катаклизм – резкий перелом, разрушительный переворот, катастрофа. Катарсис — эмоциональное потрясение, необходимое для выхода из трудного внутреннего состояния, обеспечивающее выход из него, внешнюю разрядку и приводящее к освобождению от мучительных мыслей и переживаний, к возникновению чувства облегчения. В психологии рассматривается как один из способов саморегуляции, в психиатрии — лечения неврозов, в педагогике — методов воспитания («метод взрыва»). Кверулянство – расстройство поведения, выражающееся в сутяжничестве или борьбе против мелких обид, но не достигающее бредового уровня. Компенсация психологическая – возмещение недостаточно развитых свойств личности и нужных способностей к определенной деятельности как им самим, так и другими людьми. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза – экспертиза, назначаемая в тех случаях, когда речь идет об установлении способности у испытуемых (подследственных, обвиняемых, подсудимых, свидетелей, потерпевших и др. лиц), обнаруживающих изменения психической деятельности: Комплексная судебно–психиатрическая экспертиза с участием психолога – разновидность комплексных судебных экспертиз, назначаемых для решения вопросов, которые не могут быть решены либо в рамках одной лишь судебно-психиатрической экспертизы, либо в рамках иной однородной экспертизы без участия психолога. Предмет комплексной экспертизы, проводимой представителями разных отраслей знания обязательно должен быть смежным (пограничным) для них (напр., судебно-медицинская и судебно-психологическая экспертиза). |
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Морская культура | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... ... | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Программа поможет создать личностно-ценностное отношение к собственному здоровью | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Целями освоения дисциплины являются дать основные сведения о грамматическом строе современного шведского языка | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Предмет «Социология физической культуры и спорта» представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Сильно коррелированные низкоразмерные электронные системы. Теория ферми-жидкости Ландау. Латинжеровская жидкость | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе... Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой... | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... «Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных... | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... |