Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Р. 4





Скачать 251.72 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Р. 4
Дата публикации18.10.2014
Размер251.72 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ И ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
СД.Р.4 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ


050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели освоения дисциплины: привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать психологически опасные и вредные факторы среды для человека, определять способы психологической защиты от них, ликвидировать негативные последствия, оказывать психологическую помощь.

Задачи дисциплины:

  • усвоение теоретических знаний о психологических особенностях поведения человека в различных ЧС;

  • воспитание безопасного и психологически устойчивого поведения человека при различных ЧС;

  • научить студентов первой помощи пострадавшим в ЧС

В результате изучения дисциплины студенты (слушатели) должны:

знать:

  • психологические особенности поведения человека в опасных и ЧС;

  • безопасное поведение при чрезвычайных ситуациях;

  • психологические особенности поведения подростков;

  • способы оказания первой психологической помощи пострадавшим.

уметь:

  • оказать психологическую помощь при различных формах психологических травм;

  • проводить профилактику по предупреждению психологических травм у подростков.

владеть:

  • навыками оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

Программой предусмотрены лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов. На лекциях студенты знакомятся с основными положениями теории. На практических занятиях отрабатываются знания теоретических вопросов. Отдельные вопросы выносятся на самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом.
Объем дисциплины и виды учебной работы.


№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часы на СРС











050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

5

10

60

40




20

20




20

зачет






Темы для самостоятельного изучения
* Количество часов соответствует номеру варианта специальности.




п\п

Наименование

раздела

Тема

Кол-во

часов

Форма

самост. раб.

Форма контроля

1

Психологические аспекты изучения экстремальных ситуаций и критических ситуаций.

Разработка понятий «Экстремальная ситуация», «Критическая ситуация», «Чрезвычайная ситуация»

4

Изучение литературы, написание

конспектов,

рефератов.

Подготовка докладов.

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита рефератов

2

Факторы психотравмирующего воздействия чрезвычайных ситуаций.

Психогенные расстройства при стихийных бедствиях и массовых катастрофах

4

Изучение литературы, написание

конспектов,

рефератов.

Подготовка докладов.

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита

рефератов

3

Индивидуально-психологические факторы, определяющие особенности реагирования на ЭС.

Индивидуально-психологические факторы, определяющие особенности реагирования на ЭС.

4

Изучение литературы, написание

конспектов,

рефератов.

Подготовка докладов.

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита

рефератов

4

Виктимология – наука о поведении жертвы

Виктимология – наука о поведении жертвы

4

Изучение литературы, написание

конспектов,

рефератов.

Подготовка докладов.

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита

рефератов

5

Психология поведения жертвы

Психология поведения жертвы

4

Изучение литературы, написание

конспектов,

рефератов.

Подготовка докладов.

Коллективное обсуждение на практическом занятии, защита

рефератов











20








Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Тема: «Основные стратегии и техники поведения человека в трудных жизненных ситуациях».

ПЛАН

1. Основные формы психологической защиты (идентификация, проекция, рационализация, вытеснение).

2. Совладание.

3. Переживание.

4. Техники поведения в трудных жизненных ситуациях.

Вопросы и задания для коллективного обсуждения

1. Какие внутренние факторы оказывают влияние на выбор стратегий и приемов, при помощи которых человек проживает трудную ситуацию?

2. Как особенности образа мира человека влияют на выбор стратегий и техник поведения человека в трудной жизненной ситуации?

Литература основная:

  1. Малкина-Пых, И. Г. Виктимология. Психология поведения жертвы [Текст]/ Малкина-Пых И. Г. - М. : Эксмо, 2010. - 862, [1] с. - (Новейший справочник психолога).

  2. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие [Текст]/Под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2009. – 256с.

  3. Психологическая безопасность: учеб. пособие [Текст] /Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Т.В.Маликова, О.В.Шатрова. – М.: Дрофа, 2008. – 284с.

Литература дополнительная:

  1. Антипов, В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям [Текст]/ В.В.Антипов. – М.: Владос, 2004. – 174с.

  2. Баева, И. А. Психология безопасности : теоретическая основа практической помощи человеку в экстремальной ситуации / Баева И. А. // Журнал практического психолога. - 2008. - № 4. - С. 8-26.

  3. Зинченко, Ю. П. Психология безопасности как социально-системное явление [Текст]/ Зинченко Ю. П. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 4-11.

  4. Кремень, М. А. Проблема экстремальности и безопасность личности [Текст]/ Кремень М. А., Герасимчик А. П.// Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 39-42.

  5. Малкина-Пых, И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях [Текст]/И.Г.Малкина - Пых. –М.: Эксмо, 2010. – 928с.

  6. Назаретян, А.П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, политические и рекламные кампании [Текст]/А.П.Назаретян. - М.: «Академия», 2005. - 160с.

  7. Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях [Текст]/Н.Г.Осухова. - М.: «Академия», 2005. - 288с.

  8. Сухов, А. Н. Социальная психология безопасности: Учеб.пособие для студ.вузов [Текст]/ Сухов А. Н. - М. : Академия, 2002. - 256 с. - (Высшее образование).

  9. Шойгу, Ю. С. Прогнозирование и управление социально-психологическими рисками во время чрезвычайной ситуации [Текст]/Шойгу Ю. С., Пыжьянова Л. Г. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 76-83.



Тема: «Феноменология чрезвычайной ситуации: динамика психических состояний и поведения человека».

ПЛАН

1. Фрустрационная агрессия.

2. Роль субъективных факторов в развитии травматического стресса.

3. Переживание и поведение человека в чрезвычайных ситуациях и его образ мира.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Раскройте роль субъективных факторов в направленности и интенсивности развития травматического стресса?

2. Каковы внутренние условия, способствующие сохранению личности и проявлению осознанной волевой активности в экстремальной ситуации?

Литература основная:

  1. Малкина-Пых, И. Г. Виктимология. Психология поведения жертвы [Текст]/ Малкина-Пых И. Г. - М. : Эксмо, 2010. - 862, [1] с. - (Новейший справочник психолога).

  2. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие [Текст]/Под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2009. – 256с.

  3. Психологическая безопасность: учеб. пособие [Текст] /Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Т.В.Маликова, О.В.Шатрова. – М.: Дрофа, 2008. – 284с.

Литература дополнительная:

  1. Антипов, В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям [Текст]/ В.В.Антипов. – М.: Владос, 2004. – 174с.

  2. Баева, И. А. Психология безопасности : теоретическая основа практической помощи человеку в экстремальной ситуации / Баева И. А. // Журнал практического психолога. - 2008. - № 4. - С. 8-26.

  3. Зинченко, Ю. П. Психология безопасности как социально-системное явление [Текст]/ Зинченко Ю. П. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 4-11.

  4. Кремень, М. А. Проблема экстремальности и безопасность личности [Текст]/ Кремень М. А., Герасимчик А. П.// Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 39-42.

  5. Малкина-Пых, И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях [Текст]/И.Г.Малкина - Пых. –М.: Эксмо, 2010. – 928с.

  6. Назаретян, А.П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, политические и рекламные кампании [Текст]/А.П.Назаретян. - М.: «Академия», 2005. - 160с.

  7. Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях [Текст]/Н.Г.Осухова. - М.: «Академия», 2005. - 288с.

  8. Сухов, А. Н. Социальная психология безопасности: Учеб.пособие для студ.вузов [Текст]/ Сухов А. Н. - М. : Академия, 2002. - 256 с. - (Высшее образование).

  9. Шойгу, Ю. С. Прогнозирование и управление социально-психологическими рисками во время чрезвычайной ситуации [Текст]/Шойгу Ю. С., Пыжьянова Л. Г. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 76-83.



Тема «Скорая помощь «в чрезвычайной ситуации»


ПЛАН

1. Экстренная психологическая помощь.

2. Помощь родственникам пострадавших.

3.Рекомендации для сотрудников спасательных служб.

Вопросы для коллективного обсуждения

Какие формы и методы экстренной психологической помощи, наиболее эффективны в работе с родственниками пострадавших?

Литература основная:

  1. Малкина-Пых, И. Г. Виктимология. Психология поведения жертвы [Текст]/ Малкина-Пых И. Г. - М. : Эксмо, 2010. - 862, [1] с. - (Новейший справочник психолога).

  2. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие [Текст]/Под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2009. – 256с.

  3. Психологическая безопасность: учеб. пособие [Текст] /Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Т.В.Маликова, О.В.Шатрова. – М.: Дрофа, 2008. – 284с.

Литература дополнительная:

  1. Антипов, В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям [Текст]/ В.В.Антипов. – М.: Владос, 2004. – 174с.

  2. Баева, И. А. Психология безопасности : теоретическая основа практической помощи человеку в экстремальной ситуации / Баева И. А. // Журнал практического психолога. - 2008. - № 4. - С. 8-26.

  3. Зинченко, Ю. П. Психология безопасности как социально-системное явление [Текст]/ Зинченко Ю. П. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 4-11.

  4. Кремень, М. А. Проблема экстремальности и безопасность личности [Текст]/ Кремень М. А., Герасимчик А. П.// Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 39-42.

  5. Малкина-Пых, И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях [Текст]/И.Г.Малкина - Пых. –М.: Эксмо, 2010. – 928с.

  6. Назаретян, А.П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, политические и рекламные кампании [Текст]/А.П.Назаретян. - М.: «Академия», 2005. - 160с.

  7. Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях [Текст]/Н.Г.Осухова. - М.: «Академия», 2005. - 288с.

  8. Сухов, А. Н. Социальная психология безопасности: Учеб.пособие для студ.вузов [Текст]/ Сухов А. Н. - М. : Академия, 2002. - 256 с. - (Высшее образование).

  9. Шойгу, Ю. С. Прогнозирование и управление социально-психологическими рисками во время чрезвычайной ситуации [Текст]/Шойгу Ю. С., Пыжьянова Л. Г. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 76-83.


Вопросы к зачету по курсу

  1. Классификации экстремальных ситуаций.

  2. Понятие риска и факторы, определяющие восприятие степени риска.

  3. Влияние экстремальной ситуации на познавательные процессы.

  4. Влияние экстремальной ситуации на эмоциональную сферу.

  5. Поведенческие и моторные реакции на экстремальную ситуацию.

  6. Стресс как реакция на экстремальную ситуацию.

  7. Типы переживаний в кризисных ситуациях (Ф.Е.Василюк).

  8. Динамика поведенческих реакций в экстремальных ситуациях.

  9. Психологическая характеристика страха.

  10. Индивидуально-психологические факторы адекватной адаптации в экстремальных ситуациях.

  11. Стратегии совладающего поведения.

  12. Суицид как реакция на кризис.

  13. Социально-психологические факторы преодоления экстремальных ситуаций.

  14. Социально-психологические характеристики поведения толпы в экстремальной ситуации.

  15. Понятие паники. Виды паники.

  16. Факторы экстремальности, виктимность, виктимология.

  17. Терроризм как способ социально-политического воздействия. Психология заложника.

  18. Основные симптомы посттравматического стрессового расстройства.

  19. Критерии диагностики посттравматического стрессового расстройства.

  20. Особенности проявления ПТСР у детей.

  21. Направления психологического обеспечения жизнедеятельности в связи с экстремальными условиями.

  22. Методы психокоррекционной работы с ПТСР.

  23. Психологическая саморегуляция в стрессовых ситуациях.

  24. Проблема «эмоционального выгорания» у специалистов, работающих с кризисными ситуациями и возможности её решения.


Примерная тематика рефератов


  • Индивидуально-психологические характеристики лиц, занимающихся экстремальной профессиональной и досуговой деятельностью.

  • Методы саморегуляции психических состояний в напряжённых условиях.

  • Особенности реагирования и поведения в экстремальных ситуациях.

  • Посттравматическое стрессовое расстройство как реакция на чрезвычайную ситуацию.

  • Причины выбора экстремальных видов профессиональной и досуговой деятельности.

  • Психологическая характеристика адаптации к экстремальным условиям жизнедеятельности.

  • Психологическая характеристика риска.

  • Психологическая характеристика стресса.

  • Психологическое сопровождение экстремальной профессиональной и досуговой деятельности.

  • Разные типы совладающего поведения в экстремальных ситуациях.

  • Стрессоустойчивость личности.

  • Типологические особенности реагирования на экстремальные ситуации.

  • Формы психического реагирования на стрессогенные жизненные события.


Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий).

А.
Абулия – отсутствие стремлений, побуждений к любой деятельности, утрата желаний, полная безучастность, патологическое безволие, прекращение общения.
Автокоммуникация — естественное условие психологической активности человека, постоянное общение с самим собой, приводящее при определенных обстоятельствах к внутриличностному конфликту.
Аггравация – сознательное преувеличение больным, пострадавшим тяжести симптомов имеющегося заболевания (болезненных нарушений).
Агнозия – нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств (А. различают зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную и др.).
Агрессивность – стремления к насильственным действиям в межличностных отношениях, могущее проявится как ситуативный кратковременный процесс или состояние или свойство личности или даже черта характера, возникшее как результат дефектного воспитания или симптом психического заболевания.
Агрессия — поведение, характеризующееся угрозой или применением насилия, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, уничтожение другого человека, материальной или духовной ценности.
Адаптационный синдром — сочетание симптомов стрессового состояния человека, побуждение организма к защитно-приспособительной саморегуляции.
Адаптация – приспособление к изменившимся внешним условиям, совокупность защитных реакций организма, возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия. Различают А. физиологическую, социально-психологическую, профессиональную и т.д.

Активность личности – вид психической активности, интенсивность которой направлена на определенную деятельность, наиболее отчетливо проявляющаяся в ее характере.
Акцентуации характера – крайние варианты нормы характера, граничащие с психопатиями, при которых отдельные черты чрезмерно усилены, в силу чего обнаруживается избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Аменция – форма помрачения сознания с преобладанием растерянности, бессвязности мышления, речи и движений.
Амнезия – нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания, отсутствие воспоминаний о событиях и переживаниях определенного периода.
Амнезия психогенная (аффектогенная) – это амнезия, носящая функциональный характер, при которой забываются события, неприятные для человека.
Амнезия фиксационная – потеря способности запоминать текущие события, дни недели, числа и т.д.
Асоциальное поведение – поведение, противоречащее нормам, принятым обществом, при недостаточном развитии у личности либо нравственных, либо правоправных способностей и проявляющееся в поступках и действиях.
Астения – состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, эмоциональной неустойчивостью, колебаниями настроения, раздражительной слабостью, повышенной чувствительностью, слезливостью, вегетативными нарушениями, расстройствами сна и утратой способности к продолжительному умственному или физическому напряжению.
Аутохтонно (в психологии) - возникновение психологических нарушений без видимых причин.
Афазия – нарушение речи, характеризующееся полной или частичной утратой способности понимать чужую речь или пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей, обусловленной поражением части коры головного мозга при отсутствии расстройств слуха и артикуляционного аппарата.
Аффект – кратковременная, но довольно сильная, положительная или отрицательная эмоция в ответ на сильный раздражитель, связанный с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств, сопровождаемая резко выраженными двигательными проявлениями и соматоневрологическими изменениями, возникшая в ответ на воздействие внутренних или внешних факторов.
Б.
Барьер психологический — внутреннее препятствие, непроизвольное сопротивление человека какому-то воздействию, активизации мысли, желания, мотива, вызванное их характером, неприемлемым для данного индивида.
Беспечность — непонимание или игнорирование жизненных или профессиональных угроз и опасностей. Бывает двух видов: первичная — продукт непонимания угроз; вторичная — пренебрежение угрозами и опасностями, привыкание к ним, возникающее часто у опытных людей.
Беспомощность – состояние, при котором человек лишен возможности самостоятельно и активно создавать для себя условия, обеспечивающие жизнесуществование и предохраняющие его жизнь и здоровье от опасных внешних воздействий.
Бессвязность мышления (инкогеренция) – утрата способности к образованию ассоциативных связей, соединению восприятия, представлений, понятий, отражению действительности в ее связях и отношениях; потеря способности к элементарным обобщениям, анализу и синтезу.
Бессознательное – совокупность психических процессов и состояний вне сознания субъекта.
Бесстрашие — способность подавлять в себе страх и безусловно подчинять поведение необходимости, целесообразности, разуму, моральным нормам, приказу. Разновидности — смелость, храбрость, отвага.
Боль – атрибут психики как врожденное переживание страданий и желание избавиться от него, возникающая как защитная реакция организма на воздействия, приносящее вред организму.

Брадипсихия – замедление всех психических процессов.
Бред – совокупность ложных идей, суждений, не соответствующих действительности, полностью овладевающих сознанием и не коррегируемых при разубеждении и разъяснении (выделяют бред: преследования, величия, самообвинения, ревности, сутяжный, ипохондрический, ущерба, изобретательства и др.)
В.
Взаимоотношения — позиционно-психологические взаимосвязи (контакты) между людьми. По источнику возникновения и проявлению различаются: статусные взаимоотношения (позиционно-ролевые, диспозиционные); поведенческие (зависящие от психологии людей, вступивших во взаимоотношения).

Виктимология – научное направление в криминологии, изучающая личность потерпевшего, его связи и взаимоотношения с преступником, особенности поведения жертвы в генезисе самого преступления.

Витальный — имеющий отношение к жизни, существованию.
Вменяемость – возможность лица в силу присущих ему определенных психических качеств (признаков) нести ответственность за совершенное им уголовно наказуемое деяние. В. является предпосылкой виновности в совершении преступления.
Внушаемость – свойство личности, проявляющееся в повышенной восприимчивости, податливости к психическому воздействию со стороны другого лица (группы лиц).
Внушение (суггестия) - целенаправленный процесс психического воздействия на человека, воспринимаемое им пассивно, без размышления и критической оценки, с целью создать у него определенное состояние или побуждение к определенным действиям. В. может быть словесным, зрительным, гипнотическим, прямым и т.д.
Возбуждение – выраженное усиление психической и двигательной активности, возникающее в связи с внутренними или внешними мотивами и нередко несоразмерно стимулам их вызвавшим.
Воля – это одно из специфических свойств психики человека, проявляющееся в сознательных действиях, направленных на достижение цели, осуществление которых связано с преодолением определенных трудностей.
Восприятие – психический процесс, отражающий в сознании человека объективный мир, связанный с пониманием целостности отраженного феномена, т.е. реальной действительности, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств (слух, зрение, обоняние, ощущение и т.д.) в виде субъективных образов.
Временное психическое расстройство (один из медицинских критериев невменяемости) – преходящее, непродолжительное по времени, острое психотическое расстройство (патологическое опьянение, патологическое просоночное состояние, патологический аффект), заканчивающееся выздоровлением.
Г.
Габитус – внешний вид человека (особенности телосложения, осанка, цвет кожи, выражение лица и т.д.). Г. может быть, в т.ч. и апоплексический, астенический. Г. необходимо констатировать для оценки психического состояния испытуемого.
Галлюцинация (видение) – психическое расстройство, возникающее вследствие обманов органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания и т.д.) в виде ложного (мнимого) восприятия, непроизвольно возникающего нереального объекта в виде ощущений, видений, голосов, звуков, запахов и т.д., и приобретающего характер объективности. Выделяют Г.- слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные, вкусовые и др.
Гебоид криминальный – лицо, у которого преобладают низшие влечения (склонность к воровству, сексуальным эксцессам, злоупотреблению алкоголем и наркотическими средствами, бродяжничеству), что сочетается с социальной дезадаптацией и паразитическим образом жизни, отчетливым эмоциональным огрублением, холодностью, равнодушием, неприязненным отношением к окружающим, бессмысленной оппозицией и негативизмом. Г.к. чаще встречается среди больных шизофренией и психопатиями в пубертатном и юношеском возрасте.
Гипербулия (повышение волевой активности) – усиление побуждений, повышенная активность, инициативность, подвижность, порывистость, говорливость и т.д.
Гиперестезия (повышенная чувствительность) – повышенная восприимчивость к обычным внешним раздражителям, нейтральным в нормальном состоянии. Г.- легкая психическая ранимость с повышенной впечатлительностью.
Гиперкинез – чрезмерные, непроизвольные движения, вызванные эмоциями. Г. может также быть вызван заболеванием ЦНС, тогда он стойкий и сильный.
Гиперкомпенсация – излишняя (сверх необходимой) защитная компенсация имеющейся или мнимой физической или психической неполноценности.
Гипертимия (повышенное радостное настроение) – маниакальный аффект с усилением влечений и неутомимой деятельности, ускорением мышления и речи, веселостью, чувством превосходного здоровья, выносливости и силы, над всем господствует оптимизм.
Гипестезия (пониженная чувствительность) – понижение восприимчивости к внешним раздражителям.
Гипнолепсия – периодически наступающие кратковременные приступы сонливости.
Гипобулия (снижение воли) - понижение волевой активности в виде бедности побуждений, вялости, бездеятельности; для Г. характерны скудная, лишенная выразительности речь, ослабленное внимание, обедненное мышление, снижение двигательной активности, ограничение общения.

Гипотомия (пониженное угнетенное настроение) – депрессивный аффект, «меланхолическое настроение», печаль, уныние, тоска, с неопределенным чувством грозящего несчастья и физическими тягостными ощущениями и т.д.
Гнев – состояние бурного аффекта, которое быстро наступает и быстро проходит. Г. сопровождается двигательным возбуждением с агрессивно-разрушительными тенденциями и нередко с вегетативными нарушениями.
Горе – астеническая эмоция, вызванная трагическими причинами.
Д.
Девиантное поведение – проблемное поведение в виде отдельных поступков или система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
Девиация (социальная) — поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, необходимости лечения человека, исправления или наказания нарушителя.
Дегенерация психическая (перерождение) – общее название отклонений психики от нормального состояния, обусловленных неблагоприятными наследственными и внешними факторами.
Деградация – чаще деградация личности, при которой утрачивается трудоспособность и ранее занимаемого социального положения в обществе. Д. может быть социальной, соматической, психической. Д. – это утрата личностью присущих ей ранее свойств с обеднением всех ее способностей (чувств, суждений, активности и т.д.).
Дезадаптация – нарушение процесса приспособления организма человека, обусловленное в основном психологическими проблемами к условиям и требованиям окружающей среды.
Дезинтеграция – разобщение отдельных психических процессов с нарушением целостности психической деятельности.
Дезориентировка – неспособность человека ориентироваться в окружающей обстановке, во времени, в собственной личности.
Декомпенсация – недостаточность или срыв механизмов восстановления функциональных нарушений и структурных дефектов организма. Д. - отрицательная динамика психологического состояния человека или психического состояния больного.
Деликт – проступок, правонарушение.
Делинквентное поведение – отклоняющееся, проблемное поведение у несовершеннолетних, не подлежащее по тем или иным причинам уголовному преследованию, но противоречащих общественно правовым или нравственным нормам (аморальное поведение, стяжательство, распущенность, драки, мелкие кражи, пьянство, наркомания, токсикомания и т.д.).
Делинквентность (прегрешение) – синдром патохарактерологической реакции у несовершеннолетних (подростков), заключающийся в совершение ими мелких аморальных проступков и правонарушений, не достигающих степени уголовно наказуемого деяния. Д. чаще констатируют при психопатиях и акцентуациях неустойчивой личности, дефектах воспитания, злоупотреблении алкогольными напитками, наркотическими и токсикоманическими средствами или их суррогатами, беспорядочном образе жизни и т.д.
Деперсонализация (отчуждение от самого себя, искаженное восприятие самого себя) – расстройство самосознания личности, сопровождающееся отчуждением некоторых или всех психических процессов.
Депрессия – состояние, характеризующееся подавленным, угнетенным или тоскливым настроением и снижением психической активности, сочетающимися с двигательной заторможенностью и разнообразными соматическими нарушениями (потерей аппетита, похуданием, запорами, изменением ритма сердечной деятельности и т.п.).
Депривация (утрата) – лишение или ограничение возможности удовлетворения каких-либо потребностей организма. Д. может быть двигательная (у осужденных, заключенных в одиночные или маломестные камеры), социальная (утрата привычных и значимых связей, привязанностей в связи с уходом на пенсию, вдовство и т.д.) и др.
Дереализация – расстройство психической деятельности, выражающееся в тягостном чувстве искаженности, нереальности, чуждости окружающего мира в целом или его отдельных предметов, явлений.
Е.
Единство личности, сознания и деятельности – принцип психологии, согласно которому личность как носитель сознания вместе с ним и проявляется и формируется в деятельность
Ж.
Жертва преступления – это человек, перенесший моральный, физический и моральный вред от противоправного деяния, независимо от того, признан ли он в установленном порядке (законом) потерпевшим или нет. Ж.п. – более широкое понятие, чем потерпевший. Ж.п. – понятие виктимологическое.
Жизненная позиция личности – наиболее выраженные и основные компоненты направленности человека, определяющие наиболее стойкие мотивы его деятельности.
З.
Застревание – нарушение мышления, проявляющееся в крайней тугоподвижности и бедности ассоциаций.
Заторможенность – замедленность темпа мышления, речи, движения, сочетающиеся с их обеднением и однообразием, забывчивостью и не возможностью сосредоточения на какой-либо деятельности.
Защита психологическая — саморегуляционный психологический механизм преднамеренного и подсознательного ограждения сознания человека от травмирующей его информации.

И.
Идеализация — нереальная, мысленно воссозданная ситуация, дающая возможность создавать идеализированные, несуществующие объекты, оказывающиеся, однако, полезными для теоретического исследования.
Идентификация — процесс психологического отождествления индивидом (или группой) себя с другим человеком или группой, общностью, социальной ролью, сопровождающийся чувством причастности к ним, тождественности с ними, «внутреннего срастания», единства и обособленности в особую социальную целостность.
Импринтинг – психическое явление, приобретаемое в памяти после рождения и дальнейшего развития детей и подростков в виде заимствования тех или иных важных черт (качеств) из поведения родителей, воспитателей или сверстников.
Импульсивность – форма поведения, обусловленная складом характера или ситуацией или психическим заболеванием. И. – форма реагирования в виде неожиданных и энергичных ответных действий под влиянием сильного раздражителя лично значимой для индивида.
Истерия – состояние, возникающее под влиянием психотравмирующих факторов (чаще у лиц с повышенными внушаемостью и самовнушаемостью), которое характеризуется чаще всего полиморфными психическими, соматическими и вегетативными нарушениями. Для истерии характерна несдержанность и определенная театральность: крики, плач, энергичная жестикуляция и даже мнимые обмороки, бросание предметами, царапание лица, выдирание волос, демонстрация решимости пойти на любую крайность.
К.
Катаклизм – резкий перелом, разрушительный переворот, катастрофа.
Катарсис — эмоциональное потрясение, необходимое для выхода из трудного внутреннего состояния, обеспечивающее выход из него, внешнюю разрядку и приводящее к освобождению от мучительных мыслей и переживаний, к возникновению чувства облегчения. В психологии рассматривается как один из способов саморегуляции, в психиатрии — лечения неврозов, в педагогике — методов воспитания («метод взрыва»).
Кверулянство – расстройство поведения, выражающееся в сутяжничестве или борьбе против мелких обид, но не достигающее бредового уровня.
Компенсация психологическая – возмещение недостаточно развитых свойств личности и нужных способностей к определенной деятельности как им самим, так и другими людьми.
Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза – экспертиза, назначаемая в тех случаях, когда речь идет об установлении способности у испытуемых (подследственных, обвиняемых, подсудимых, свидетелей, потерпевших и др. лиц), обнаруживающих изменения психической деятельности:
Комплексная судебно–психиатрическая экспертиза с участием психолога – разновидность комплексных судебных экспертиз, назначаемых для решения вопросов, которые не могут быть решены либо в рамках одной лишь судебно-психиатрической экспертизы, либо в рамках иной однородной экспертизы без участия психолога. Предмет комплексной экспертизы, проводимой представителями разных отраслей знания обязательно должен быть смежным (пограничным) для них (напр., судебно-медицинская и судебно-психологическая экспертиза).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Р. 4 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Р. 4 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Р. 4 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Морская культура
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Р. 4 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Р. 4 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Р. 4 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Р. 4 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Программа поможет создать личностно-ценностное отношение к собственному здоровью
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Р. 4 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Целями освоения дисциплины являются дать основные сведения о грамматическом строе современного шведского языка
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Р. 4 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Р. 4 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Р. 4 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Предмет «Социология физической культуры и спорта» представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Р. 4 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Сильно коррелированные низкоразмерные электронные системы. Теория ферми-жидкости Ландау. Латинжеровская жидкость
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Р. 4 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Р. 4 iconМетодические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе...
Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Р. 4 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
«Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины сд. Р. 4 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск