Скачать 226.54 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ» Курс _3_, семестр _6_, форма обучения очная Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология». Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии «_11_» мая 2012 года Протокол № _10_ Зав. кафедрой, профессор ______________Н.А. Сирота Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета «28» мая 2012 года Протокол № 25 Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ____________Э.В. Луцевич Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии «07» июня 2012 года Протокол № 7 Председатель ученого совета, профессор ______________________Н.А. Сирота Введение.Психология аномального развития является одним из самых актуальных и интенсивно развивающихся направлений современной психологии. Это подтверждается появлением, особенно за последние 5-7 лет, большого количества публикаций психологов и смежных специалистов (врачей, педагогов), посвящённых теоретическим и практическим вопросам, в той или иной степени связанным с проблематикой психологии аномального развития.
Цель: Способствовать созданию у студента целостного и устойчивого представления о проблемах и специфике аномального психического развития ребёнка. Задачи: Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
КомпетентностьУмение диагностировать нарушения психического дизонтогенеза КоммуникативностьУмение профессионально вступать в общение с детьми и их родителями
а) Студент должен знать и уметь использовать:
б) Студент должен иметь навыки:
в) Студент должен иметь представление о:
г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины: Общая психология, Основы клинической психологии, Нейро- и патопсихология, Возрастная психология, Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии. Общая и частная психопатология детского возраста. Психодиагностика.
4.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Аномальное психофизиологическое развитие как объект изучения в психологии и смежных областях науки и практики. Понятие «психический дизонтогенез» в соотношении с другими понятиями. Норма, аномалии и патология в физическом и психическом развитии ребёнка. Критерии нормы развития. Предмет, цель и задачи психологии аномального развития Вклад отечественных и зарубежных учёных и практиков в становление психологии аномального развития. Раздел 2. Факторы и закономерности психического дизонтогенеза: психолого-педагогический и медико-психологический аспекты. Классификация дефектов. Определение основных понятий: коррекция, компенсация, депривация, травма и т.д. Характеристика основных факторов, способствующих возникновению первичных дефектов у детей. Основные закономерности психического развития (дизонтогенеза) у детей и их значение для педагогической и медицинской практики. Раздел 3. Типология, феноменология и диагностика ихического дизонтогенеза. Характеристика основных вариантов психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому): нарушение темпа психического развития, дефицит сенсорики и моторики; нарушения развития вследствие органического поражения ЦНС; дисгармоническое развитие психики (асинхрония). Дальнейшее развитие типологии психического дизонтогенеза В.В.Лебединского, отражённая в типологии М.М.Семаго и Н.Я.Семаго. Клинические варианты основных типов психического дизонтогенеза, их феноменология, основные диагностические критерии и дифференцирующие признаки. Феноменология нарушений базовых составляющих психического развития детей при различных клинических вариантах основных типов дизонтогенеза. Общие принципы диагностики и коррекции основных типов психического дизонтогенеза. Раздел 4. Частные проблемы психологии аномального развития. Основные положения и понятия психопатологии детского возраста в контексте проблемы психического дизонтогенеза. Психосоматические нарушения и расстройства в детском возрасте. Психогенные реакции в детском возрасте. Депрессии в подростковом возрасте. Дизонтогенетические нарушения в клинике психических и соматических расстройств у детей. 4.3Тематический план лекций. 3курс, 6 семестр 1. Понятие «психический дизонтогенез» и его соотношение с понятиями «аномалии развития», «дефект развития», «ограниченные возможности». Аномальный ребенок как объект изучения в специальной психологии, дефектологии, медицине, физиологии. Основные теоретические подходы к проблеме «норма-аномалия». Эволюция понятия «норма»: норма как зона функционального оптимума, норма как характеристика субъекта. Соотношение понятия «норма» и «здоровье». Психологический аспект проблемы: общепсихологические и возвратно-психологические аспекты. Норма и аномалии в физическом и психическом развитии ребенка. Кризисы и аномалии развития. Патологические и непатологические аномалии развития. Критерии нормы психического развития. Структура и характеристики базовых составляющих психического развития ребёнка (Н.Я.Семаго, М.М.Семаго). Предмет, цель и задачи психологии аномального развития. Связь с другими разделами и отраслями психологии (возрастная психология, педагогическая психология, клиническая психология, детская нейро- и патопсихология, специальная психология). Психология аномального развития и дефектология. Психология аномального развития и коррекционная педагогика. Вклад Л.С. Выготского и других отечественных психологов в разработку проблем дефектологии, психология аномального развития и специальной психологии. Значение психология аномального развития в решении общепсихологических проблем нарушения психического развития. Психология аномального развития в клинике психических и соматических расстройств у детей. Вклад отечественных и зарубежных психиатров и педиатров в разработку проблем психологии и психопатологии аномального развития. 2. . Классификация дефектов в специальной психологии и смежных областях знания: первичный и вторичный дефекты; дефекты по специфике формирования ( повреждения, недоразвитие, асинхрония); дефекты по уровню функциональной локализации (тотальный и парциальный). Понятие «коррекция» и «компенсация». Компенсация как замещение и как перестройка функций. Компенсаторные и гиперкомпенсаторные механизмы развивающейся личности. Понятия «депривация» и «травма». Депривация как процесс и как состояние. Виды деприваций у детей. Отличия депривации от травмы. Виды травматических воздействий в детском возрасте. Характеристика основных факторов, способствующих возникновению первичных дефектов у детей: наследственные (хромосомные аберрации, генные мутации); врожденные (пренатальные, интранатальные, ранние постнатальные); социальные (психотравма, депривация); поздние постнатальные (после 2 – 3-х лет жизни). Показатели основных закономерностей формирования психического дизонтогенеза у детей: функциональная локализация нарушения («фактор места»); временной (хронологический) показатель («фактор времени»); специфика связи первичного и вторичного дефекта; специфика межфункционального взаимодействия в онтогенезе. Основные признаки (симптомы) психического дизонтогенеза. Возрастное нервно-психическое реагирование и его уровни (по В.В.Ковалёву). Роль гетерохронии и асинхронии в нормальном и патологическом системогенезе. Типы асинхронии. Эмоциональная регуляция в детском возрасте и ее нарушения, уровневая модель эмоциональной регуляции. Роль нарушений темперамента. Поведение привязанности, взаимосвязь привязанности с другими сферами развития, нарушения привязанности. Значение анализа специфики связи первичных и вторичных дефектов, а также их клинико-психологической структуры для организации психолого- педагогической коррекции и обучения детей. Соотношение симптомов дизонтогенеза, симптомов психических расстройств и возрастного нервно-психического реагирования (возрастные симптомы) в условиях развития и проявления патологии. 3. . Характеристика основных вариантов психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому): нарушение темпа психического развития, дефицит сенсорики и моторики; нарушения развития вследствие органического поражения ЦНС; дисгармоническое развитие психики (асинхрония). Тип психического дизонтогенеза как основа психологической классификации детей с аномалиями развития (аномальных детей). Соотношение классификаций аномальных детей, принятых в педагогике (дефектологии), специальной психологии, детской патопсихологии и детской психиатрии. Рабочая классификация аномальных детей, принятая в дефектологии и коррекционной педагогике (классификация В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова). Дальнейшее развитие типологии психического дизонтогенеза В.В.Лебединского: типология, предложенная М.М.Семаго и Н.Я.Семаго, основанная на выделении одного из четырёх психологических синдромов нарушения базовых составляющих психического развития ребёнка. Феноменология недостаточного развития. Соотношение понятий "умственная отсталость", "психическое недоразвитие", «недостаточное развитие», "олигофрения", «деменция», «ЗПР». Клинические варианты недостаточного развития, их феноменология, основные диагностические критерии и дифференцирующие признаки: тотальное недоразвитие, задержанное развитие, парциальная несформированность ВПФ. Олигофрения – медицинский аналог одного из клинических вариантов недостаточного развития. Тотальность и иерархичность психических нарушений при олигофрении (Т.Е. Сухарева).Проблема дифференциальной диагностики олигофрении и органической деменции у детей. Содержание понятия "задержка психического развития", его принципиальное отличие от тотального недоразвития и парциальной недостаточности ВПФ. Основные формы и варианты ЗПР (Л.С. Певзнер, Т.А. Власова; К.С. Лебединская; М.М.Семаго, Н.Я.Семаго). Клинико-психологическая структура вариантов ЗПР. Парциальность дефекта при ЗПР. Проблема психологической диагностики ЗПР. ЗПР и проблема школьной неуспеваемости. Принципы психолого-педагогической коррекции. Парциальная несформированность ВПФ как клинический вариант недостаточного развития, его принципиальное отличие от ЗПР и тотального недоразвития. Критерии дифференциальной диагностики. Особое значение нейропсихологической диагностики для данного варианта дизонтогенеза. Общие принципы диагностики и коррекции. Феноменология асинхронного развития. Клинические варианты асинхронного развития, их феноменология, основные диагностические критерии и дифференцирующие признаки: дисгармоническое развитие, искажённое развитие. Признаки раннего детского аутизма (Л. Каннер), Детский аутизм как проявление искажённого психического развития. Характеристика факторов возникновения аутизма у детей. Аутизм как показатель развития психических расстройств (шизофрения). Дисгармоническое развитие как специфическая асинхрония аффективно-личностной сферы. Дисгармоническое развитие и проблема формирования поведенческих расстройств. Особенности когнитивной, мотивационно-волевой и личностной сфер при дисгармоническом развитии. Принципы психолого-педагогической коррекции. Феноменология дефицитарного развития. Клинические варианты дефицитарного развития, их феноменолония, основные диагностические критерии и дифференцирующие признаки: раннедефицитарное и позднедефицитарное развтие. Нарушение анализаторных систем (первичные моторика и сенсорика) как основной этиологический признак дефицитарности развития. Нарушения моторики у детей при разных типах психического дизонтогенеза. Неразрывная связь развития двигательной и психической сферы у детей. Понятие "двигательный анализатор" (Н.А, Берпштейн, П.К. Анохин, А.Р. Лурия). Характеристика основных форм нарушения развития двигательной сферы у детей. Особенности когнитивной. мотивационно-волевой и личностной сфер у детей с нарушениями слуха, зрения и моторики. Развитие сложных вторичных нарушений (дефектов) у таких детей. Компенсаторные и гиперкомпенсаторные механизмы. Общие принципы диагностики и коррекции. Феноменология повреждённого развития. Диффузно-повреждёный и локально-повреждённый типы развития. Диффузно-повреждённыё тип развития и его значение для этиопатогенеза и клиники органической деменции у детей. 4. Основные положения и понятия психопатологии детского возраста в контексте проблемы психического дизонтогенеза. Классификация психических расстройств детского и подросткового возраста. Феноменология некоторых психопатологических синдромов, характерных для детского и подросткового возраста Психогенные реакции в детском возрасте. Феноменология психосоматические нарушения и расстройства в контексте проблемы психического дизонтогенеза у детей. Депрессии в подростковом возрасте. Роль неблагоприятных условий воспитания и окружения в формировании психопатической личности, патохарактерологическое развития личности. Дизонтогенетические нарушения в клинике психических и соматических расстройств у детей. Психическое недоразвитие на примере олигофрении. Поврежденное психическое развитие на примере органической деменции, эпилептическая деменция у детей. Искаженное психическое развитие на примере раннего детского аутизма, особенности развития при ранней детской шизофрении. Дисгармоническое психическое развитие: проблемы формирования психопатии в детском и подростковом возрасте возрасте. Задержанное психическое развитие в условиях соматических и невротических расстройств у детей. 4.4. Тематический план практических занятий . 3 курс, 6 семестр 1.Основные теоретические подходы к проблеме «норма-аномалия». Эволюция понятия «норма»: норма как зона функционального оптимума, норма как характеристика субъекта. Норма и аномалии в физическом и психическом развитии ребенка. Кризисы и аномалии развития. Патологические и непатологические аномалии развития. Критерии нормы психического развития. Структура и характеристики базовых составляющих психического развития ребёнка (Н.Я.Семаго, М.М.Семаго). Вклад Л.С. Выготского и других отечественных психологов в разработку проблем дефектологии, психология аномального развития и специальной психологии. Психология аномального развития в клинике психических и соматических расстройств у детей. Вклад отечественных и зарубежных психиатров и педиатров в разработку проблем психологии и психопатологии аномального развития. 2.Классификация дефектов в специальной психологии и смежных областях знания: первичный и вторичный дефекты; дефекты по специфике формирования ( повреждения, недоразвитие, асинхрония); дефекты по уровню функциональной локализации (тотальный и парциальный). Характеристика основных факторов, способствующих возникновению первичных дефектов у детей. Показатели основных закономерностей формирования психического дизонтогенеза у детей: функциональная локализация нарушения («фактор места»); временной (хронологический) показатель («фактор времени»); специфика связи первичного и вторичного дефекта; специфика межфункционального взаимодействия в онтогенезе. Основные признаки (симптомы) психического дизонтогенеза. Возрастное нервно-психическое реагирование и его уровни (по В.В.Ковалёву). Роль гетерохронии и асинхронии в нормальном и патологическом системогенезе. Типы асинхронии. Поведение привязанности, взаимосвязь привязанности с другими сферами развития, нарушения привязанности. 3.Клинические варианты недостаточного развития, их феноменология, основные диагностические критерии и дифференцирующие признаки: тотальное недоразвитие, задержанное развитие, парциальная несформированность ВПФ. Олигофрения – медицинский аналог одного из клинических вариантов недостаточного развития Тотальность и иерархичность психических нарушений при олигофрении (Т.Е. Сухарева). Характеристика особенностей когнитивной, двигательной, мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер у детей с тотальным недоразвитием. Основные формы и варианты ЗПР (Л.С. Певзнер, Т.А. Власова; К.С. Лебединская; М.М.Семаго, Н.Я.Семаго). Клинико-психологическая структура вариантов ЗПР. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Характеристика особенностей когнитивной, двигательной, эмоционально-волевой и личностной сфер у детей с разными вариантами ЗПР. Парциальность дефекта при ЗПР. Проблема психологической диагностики ЗПР. ЗПР и проблема школьной неуспеваемости. Принципы психолого-педагогической коррекции. Проблема дифференциальной диагностики клинических вариантов недостаточного развития. Характеристика особенностей когнитивной, двигательной, мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер у детей с парциальной несформированностью ВПФ. Значение нейропсихологическаой диагностики для данного варианта дизонтогенеза. Общие принципы диагностики и коррекции. Особенности развития когнитивной, двигательной, мотивационно-волевой и личностной сфер у детей с признаками аутизма. Психолого-педагогическая характеристика аутичных детей (четыре группы детей). Общие принципы диагностики и коррекции аутичных детей. Дисгармоническое развитие и проблема формирования поведенческих расстройств. Нарушения моторики у детей при разных типах психического дизонтогенеза. Характеристика основных форм нарушения развития двигательной сферы у детей. Особенности когнитивной. мотивационно-волевой и личностной сфер у детей с нарушениями слуха, зрения и моторики. Развитие сложных вторичных нарушений (дефектов) у таких детей. Компенсаторные и гиперкомпенсаторные механизмы. Общие принципы диагностики и коррекции. 4. .Классификация психических расстройств детского и подросткового возраста. Феноменология некоторых психопатологических синдромов, характерных для детского и подросткового возраста. Дизонтогенетические нарушения в клинике психических и соматических расстройств у детей. Особенности психического развития при ранней детской шизофрении. Дисгармоническое психическое развитие: проблемы формирования психопатии в детском и подростковом возрасте возрасте. Задержанное психическое развитие в условиях соматических и невротических расстройств у детей. 4.5. Самостоятельная работа студентов
Не предусмотрен.
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 7.1Рекомендуемая литература а) Основная литература:
б) Дополнительная литература:
7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.
В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Практическое занятие состоит из следующих этапов:
На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом. Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям и контрольным работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий. Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере, раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы. Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, рефератов, таблиц, схем и др. В процессе изучения дисциплины проводится 1 экзамен (в конце 6 семестра). Тематика дисциплины включена в итоговую государственную аттестацию. Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология аномального развития» составлена доцентом кафедры клинической психологии факультета клинической психологии МГМСУ, кандидатом психологических наук И.П.Крохиным. |
«психология аномального развития» | Рабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т / Под редакцией В. В. Лебединского и Ы. К. Бардышевской. Т. I. М: ЧеРо:... | Рабочая учебная программа дисциплины «психология труда, инженерная психология, эргономика» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная... Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная... | Iii требования к результатам освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение... | ||
Учебно-методический комплекс психология детей с задержкой психического развития Учебная дисциплина «Психология детей с задержкой психического развития» входит в состав профессионального цикла основной образовательной... | Темы контрольных работ по курсу Юридическая психология: рабочая учебная программа дисциплины по основной образовательной программе высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) опд. Ф. 01. Возрастная... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | 5. историография человеческого развития 32 Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи... | ||
Российской федерации «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная... | Рабочая учебная программа дисциплины «психология зависимости» Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «психология личности» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая учебная программа дисциплины «психология отклоняющегося поведения» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «общая психология (введение)» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины сд 2 (сд 4, сд. Ф. 2) «Психология... «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп спец. Специальная психология |