Скачать 153.44 Kb.
|
Регистрационная карточка участника
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ-ФЕСТИВАЛЬ ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ «EXCELSIOR – 2009» Секция Медицина и Здоровье Изучение близнецовых пар, обучающихся в Яльчикской средней общеобразовательной школе Майкова Елена МОУ «Яльчикская средняя общеобразовательная школа» Яльчикского района Чувашской Республики 11 класс Научный руководитель: Морозова Елена Зиноновна, учитель биологии МОУ «Яльчикская СОШ» г. Чебоксары, 2009 - 2 - Содержание Введение…………………………………………………………………………………….3 1. Актуальность выбранной темы, цели и задачи проекта………………………………4 2. Методы и материалы…………………………………………………………………….5 3. Время ведения исследований. Полученные результаты…………………………….6-8 3.1. 1 часть исследования: сравнение антропометрических данных близнецов 3.2. 2 часть исследования: сравнение развития близнецов в психологическом плане 4. Обсуждение результатов………………………………………………………………...9 5. Выводы и рекомендации……………………………………………………………….10 6. Список литературы……………………………………………………………………..11 - 3 - Введение Во все времена появление близнецов было загадкой. Где-то это считалось Божьим подарком, в некоторых странах – умыслом злых духов. Во многих культурах тема близнецов отразилась в мифологии. В древнеперсидской религии были известны близнецы Ахурамазда, бог добра и света, и Ахриман, бог зла и тьмы. В древнеиндийском культе богов почитались братья-близнецы Ашивна. Им молились, как заступникам за бедных, детей, любящих, беременных. Самыми известными близнецами являются Ромул и Рем, которые были вскормлены волчицей и воспитаны пастухами. Согласно мифу, в 753 году до нашей эры ими был основан город на том самом месте, где они были найдены. Ромул, стремясь к единовластию, убил своего брата Рема и стал первым царем Рима. Близнецы были увековечены в городском гербе Рима. У инков, живших на территории современного Перу, близнецы мужского пола почитались как сыновья бога Молнии. Их считали избранными, носили по улицам с хвалебными песнопениями, они пользовались многими привилегиями. Но вот достоверными знаниями о близнецах стали располагать сравнительно недавно. Английский ученый Френсис Гальтон(1822-1911) опубликовал в 1876 году в Лондоне статью о близнецах, в которой поднял важные вопросы, связанные с развитием человека. Именно после появлением этой статьи началось изучение близнецов. И в настоящее время близнецовый метод является одним из методов изучения генетики человека. Сегодня в мире насчитывается от 70 до 80 миллионов пар близнецов. На каждые 100 родов в мире приходится рождение одной близнецовой пары. И эта тенденция с каждым годом растет. За последние 50 лет процент рождения близнецов вырос почти в 2,5 раза. Это связано и с современной медициной, которая успешно использует метод ЭКО. Рожденные близнецы бывают монозиготными, развивающимися из одной яйцеклетки, и очень схожие внешне, вследствие одинаковой наследственности. Второй тип близнецов – дизиготные, развивающиеся из разных яйцеклеток, оплодотворенных разными сперматозоидами. Внешнее сходство при этом не совсем обязательно. Во многих странах изучению близнецов уделяется большое внимание. Известные ученые США, Англии, Италии, Бельгии, Швеции, Дании, Японии, Канады используют близнецовый метод. Для организации и координации генетических исследований, применяющих данный метод, в этих странах созданы специальные регистры близнецов. На основе этих регистров создаются базы данных, содержащих полные сведения об особенностях многоплодной беременности и родов, перинатального и неотального периодов, последующего развития, заболеваний. - 4 - В настоящее время при ухудшающейся экологической обстановке очень важна проблема рождения здоровых малышей как в физическом, так и в психическом планах. Двойная ответственность возникает, если к появлению на свет готовятся двое, а то и трое детей. По статистике, только один ребенок из 100 рождается абсолютно здоровым. Актуальность проблемы: рождение и последующее развитие близнецов налагает на родителей огромную ответственность, как во время беременности, так и во время периода развития близнецов. Так как развивается сразу двое или несколько малышей, необходимо при плохой экологии выбрать максимально безвредные условия для их нормального развития в материнской утробе. Но не менее важно воспитание близнецов: дети должны развиваться на одном уровне, и родители таких детей должны иметь «в арсенале» тонкое чутье и мудрую душу. Цель проекта: изучение близнецовых пар, учащихся Яльчикской средней общеобразовательной школы Задачи проекта:
- 5 - Методы и материалы Наше исследование будет проводиться при использовании близнецового метода. Близнецовый метод – стратегия исследования, предложенная Френсисом Гальтоном в 1875 году. Характеризуется сравнением психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Данный метод, основанный на предпосылке, что средовое влияние, оказываемое на близнецов, имеет примерное равенство, предназначенное для выявления влияния генотипа и среды на изучаемое психологическое качество. При контролировании данного свойства генотипом сходство монозиготных близнецов должно быть большим, чем сходство дизиготных близнецов. Подметоды близнецового метода:
В данной работе по исследованию близнецов будет использоваться подметод сравнения монозиготных близнецов между собой (внутрипарное) и, так как в исследовании будут участвовать и монозиготные, и дизиготные близнецы, подметод сравнения однояйцовых близнецов с двуяйцовыми. - 6 - Время ведения исследований. Полученные результаты В Яльчикском районе Чувашской Республики в период с 1993 по 2008 годы родилось 28 пар близнецов. Самое большое количество отмечается в 1993 году – 7 пар. Причем в 1996, 2001, 2005, 2006, 2007 годах не было случаев рождения близнецовых пар (Приложение 1).
В исследовании принимали участие 1 монозиготная пара и 3 дизиготные пары близнецов, учащиеся 4 – 9 классов Яльчикской средней общеобразовательной школы Яльчикского района Чувашской Республики. Дизиготные близнецы были одного пола. Первая часть исследования Сравнение антропометрических данных исследуемых близнецов Была выдвинута гипотеза – не только дизиготные, но и монозиготные близнецы могут могут антропометрически неодинаково развиваться. В каждом месяце работы среди близнецов проводились антропометрические исследования по следующим параметрам: рост, вес, обхват груди, обхват головы, размер обуви. При изучении результатов выяснилось следующее:
(Приложение 2) Для дальнейшего исследования проводилось анкетирование родителей близнецов. Вопросы были следующими:
Дальнейшая часть исследований в первой части выполнена с помощью ответов родителей близнецовых пар на вопросы из анкеты. - 7 - Анализ сходств и различий интересов близнецовых пар Было выдвинуто предположение, что не только монозиготные, но и дизиготные близнецы могут иметь сходства в поведенческих признаках. При изучении результатов анкетирования родителей близнецов выяснилось следующее: родители монозиготных близнецов отметили, что отношения между членами пары доверительные, близнецы поддерживают друг друга, имеют общие интересы, не завидуют друг другу. Родители первой дизиготной пары подчеркнули, что интересы их детей совпадают. От ответов родителей двух других дизиготных близнецовых пар выяснилось, что интересы у детей разные, но они поддерживают друг друга. (Приложение 3) Сравнение особенностей воспитания близнецов в семьях Говорят что близнецы, как дизиготные, так и монозиготные, приносят счастье в дом. Но вместе с тем на плечи родителей близнецов возлагается двойная ответственность. Они должны будут правильно воспитать сразу двоих детей. И от родительской мудрости, находчивости зависит, какой внутренний мир будут иметь их дети и какую дорогу жизни они выберут. У родителей в ходе воспитания своих детей вырабатываются определенные навыки. Мы предположили, что и у родителей исследуемых монозиготных, и дизиготных близнецов есть свои методы воспитания детей. Из анкетирования выяснилось: родители монозиготных близнецов воспитывают своих детей в строгости, хотят привить им чувства благочестия и другие человеческие ценности. Родители первой пары дизиготных близнецов отметили, что близнецов они стараются воспитывать одинаковыми методами и способы воспитания вырабатываются с развитием близнецов. От родителей двух других пар дизиготных близнецов мы узнали, что в воспитании детей не используются особенные приемы. Изучение общественного мнения о близнецах Чтобы изучить общественное мнение о близнецах, мы сделали опросы: в классах, где учатся близнецы; учителей Яльчикской средней общеобразовательной школы. Результаты были таковы:
(Приложение 4) - 8 – Вторая часть исследования Сравнение близнецовых пар в психологическом плане Я решила сравнить близнецовые пары с помощью нескольких психологических тестов. Первый – «Тест на выявление структуры темперамента с помощью опросника В. М. Русалова» - я предложила 2 близнецовым парам, учащимся 9 класса. (Приложение5) Результаты были таковы:
Второй – «Школьный тест умственного развития» - выполняли также близнецовые пары, учащиеся 9 класса. (Приложение 6) Результаты теста:
правильно, чем другой.
правильно, чем другой. Последний – «Тест на оценку внимания (по методике Мюнстенберга) » - я провела среди всех исследуемых близнецов. (Приложение 7) Результаты теста: У всех близнецовых пар результаты были одинаковыми: один близнец нашел больше слов, чем другой. - 9 - Обсуждение результатов Исследования прошли успешно, без каких-либо затруднений. Результаты были очень интересными, необычными. При изучении антропометрических данных близнецов мы предположили, что не только дизиготные, но и монозиготные близнецы могут иметь различия в антропометрических данных. Наше предположение подтвердилось после изучения близнецовых пар. Монозиготные близнецы действительно имели различия, хоть и незначительные. Но выяснилось и другое: одна из пар дизиготных близнецов имела больше сходств, чем различий. При сравнении интересов близнецов была выдвинута гипотеза о том, что не только монозиготные, но и дизиготные близнецы могут иметь сходства в поведенческих признаках. Эта гипотеза подтвердилась в большей мере, так как только у одной пары дизиготных близнецов были совершенно разные интересы. Изучение методов воспитания позволило узнать о том, что близнецов воспитывать намного труднее, чем одного ребенка. При сравнении успеваемости близнецов в психическом плане мы использовали несколько психологических тестов и сделали такие выводы: в близнецовых парах развитие одного близнеца опережает развитие другого. Изучение общественного мнения о близнецах показало, что близнецы в большинстве случаев вызывают удивление и любопытство. - 10 - Выводы. Рекомендации Близнецы – это уникальное явление природы, приковывающее внимание людей уже многие века. Они не только привлекательны сами по себе, их изучение является важным и перспективным. На основе исследования рождений близнецов можно узнать, как влияет экология на рождение двух, а то и трех детей. Хочется отметить, что исследования близнецов очень актуальны, но связаны с большими организационными трудностями, с чем мы и столкнулась при выполнении этого проекта (найти близнецов, привлечь к исследованиям, и желательно в течение нескольких лет изучать этих близнецов). Мы убеждены, что близнецовый метод необходимо широко использовать для исследований проблем развития личности. К сожалению, в нашей стране не создано психологического сопровождения, развития и обучения близнецов, как во многих странах. Это значительно облегчило бы исследование близнецовых пар. Исследования в области изучения близнецовых пар мы обязательно продолжим и дальше. - 11 - Список литературы 1. Сайт: http://www.mytwins.ru/ 2. Сайт: http://twins.popular.ru/ 3. Канаев И. И., Близнецы. Москва, Ленинград.1959 год. 4. Рефераты из Интернета на тему «Близнецовый метод». 5. Эфроимсон В. П. Введение в медицинскую генетику, 2 издание, М., 1968. |
История Яльчикской средней общеобразовательной школы Яльчикского района Чувашской Республики Яльчикской средней общеобразовательной школы Яльчикского района Чувашской Республики | О выполнении федеральных требований в части охраны здоровья обучающихся... Мбоу – Жудерской средней общеобразовательной школе Хотынецкого района Орловской области | ||
По итогам 1 полугодия 2013/2014 учебного года в государственном бюджетном... По итогам 1 полугодия 2013/2014 учебного года в государственном бюджетном образовательном учреждении города Москвы средней общеобразовательной... | О промежуточной аттестации обучающихся в О промежуточной аттестации обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе... | ||
Анализ проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников... Положение об итоговой аттестации обучающихся разработано в соответствии с Законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан... | План внутришкольного контроля за учебно-воспитательным процессом. Сроки ... | ||
Рабочая программа Рождественской средней общеобразовательной школы Программа предназначена для изучения основ естествознания в 5 классе общеобразовательной школы и является пропедевтическим курсом... | Основная общеобразовательная программа среднего (полного) общего... Федеральный компонент государственного стандарта по предметам учебного плана в средней школе | ||
Основная общеобразовательная программа среднего (полного) общего... Федеральный компонент государственного стандарта по предметам учебного плана в средней школе | Аннотации к рабочим программам учебных дисциплин в средней и старшей школе Дисциплина «Русский язык» включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины... | ||
Положение положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной... Комитета по скалолазанию, тренерского совета и спортсменов-скалолазов, членов сборной команды Украины | Приказ №131/3-а план внутришкольного контроля за учебно-воспитательным... Изучение уровня преподавания русского языка, математики в 5-х классах и степени адаптации обучающихся к средней школе (выполнение... | ||
Публичный доклад директора Муниципального общеобразовательного учреждения... О муниципальном общеобразовательном учреждении муниципальной общеобразовательной школе №30 города Костромы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В 2010 – 2011 году в школе разработана программа «Воспитания и социализации обучающихся муниципального образовательного учреждения... | ||
Положение о портфолио учащегося государственного бюджетного образовательного... Российской Федерации с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Москвы средней общеобразовательной школе №1007 (далее Учреждение), регулирует отношения, возникающие между школой – Исполнителем,... |