Министерство внутренних дел
Российской Федерации
Краснодарский университет
А.В. Гирин
А.Н. Горбунов
ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ Курс лекций
Краснодар
КрУ МВД России
2013
ББК 88.4
| Одобрено
| О-60
| редакционно-издательским советом
|
| Краснодарского университета
|
| МВД России
|
Рецензенты:
А.Г. Белый, кандидат юридических наук, доцент (Краснодарский университет МВД России);
Д.В. Котов, кандидат юридических наук, доцент (Волгоградская академия МВД России);
А.И. Кучмин, начальник отдела полиции (Западный округ, МВД России по г.Краснодару). Гирин А.В.
О-60
| Оперативно-разыскная психология: курс лекций/А.В. Гирин, А.Н. Горбунов. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2013. – 317 с.
|
Курс лекций составлен приминительно к дисциплине «Оперативно-разыскная психология», структурно повторяет учебный курс, дает возможность более детально ознакомиться с основными вопросами учебной дисциплины. В сборнике помимо лекционного материала отдельно выносятся вопросы на самостоятельную подготовку, а также тематика устных выступлений.
Основные задачи курса лекций: овладение системой основных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности сотруднику правоохранительных органов; воспитание потребности в самосовершенствовании и профессиональном развитии личности.
Для преподавателей, курсантов, слушателей и студентов образовательных учреждений МВД России психологических и юридических специальностей, а также всех интересующихся «Оперативно-разыскной психологией».
ББК 88.4
О-60
© А.В. Гирин, А.Н. Горбунов, составление, 2013
©Краснодарский университет МВД России, 2013
В В Е Д Е Н И Е
Мировая практика борьбы с преступностью дает великое множество примеров эффективного взаимодействия оперативных и следственных работников со специалистами в области психологии, продуктивного использования юристами рекомендуемых ими методов. Выявленные психологами особенности внутреннего мира лиц, совершающих преступления, закономерностей, определяющих своеобразие их криминального, пред – и посткриминального поведения, психологические типологии и классификации, концепции и идеи успешно реализуются в оперативнорозыскной и следственной практике при построении версий, разработке поисковых портретов скрывшихся с места происшествия преступников, определении направлений и сфер их розыска, тактики допроса, обыска и решении иных поисковопознавательных, организационнотактических и методических задач.
Учебная дисциплина «Оперативно-разыскная психология» гармонично переплетается в системе подготовки будущих оперативных работников с другими дисциплинами рабочего учебного плана, такими как «Психология личности преступника», «Юридическая психология» и «Психолого-педагогические основы диагностики и профилактики девиантного поведения» и др.
Таким образом, цель изучения дисциплины - подготовка будущих оперативных сотрудников ОВД к успешной реализации задач оперативно-разыскной деятельности.
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ «ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»: ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ПОНЯТИЯ МЕТОДЫ (основные направления приминения психологии в ОРД). Вопрос1. История становления, предмет и сущность оперативно - разыскной психологии.
Вопрос2. Основные понятия, задачи и пути развития оперативно - разыскной психологии.
Вопрос3. Методы оперативно - разыскной психологии. Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
Понятие и особенности методологии и методики познания в юридической психологии, виды методов познания.
Методы психологической диагностики, применяемые в юридической практике.
Психолог в роли эксперта, консультанта.
Темы рефератов:
Предмет и значение оперативно-розыскной психологии.
Методы психологического воздействия на личность.
Цели и задачи оперативно-розыскной психологии.
Принципы и пути развития оперативно-розыскной психологии.
Методы исследования оперативно-розыскной психологии.
Практическое задание:
Используя словарь психологических и юридических терминов раскройте понятия: оперативно-разыскная деятельность, оперативно-разыскная психология, юридическая психология, беседа, биографический метод. Введение. Для того, что бы понять любое поведение, преступное в том числе, необходимы знания психологии личности, психологических механизмов и мотивов, социально-психологических явлений и процессов. А такие знания ни в коем случае не могут быть получены только путем изучения научных работ и уголовных дел, при игнорировании «живого» преступника со всеми его страстями и нуждами, с его сложным и неповторимым жизненным путем, подчас трагической судьбой, спецификой индивидуального облика.
Знание психических закономерностей, применение в процессе оперативно-розыскной деятельности определенных психологических методов облегчает труд сотрудника, помогает ему регулировать и строить взаимоотношения с заинтересованными людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практической оперативно-розыскной и следственной деятельности.
Все больше осознается, что психология — не отвлеченная наука, посвященная решению тонких и сложных теоретических вопросов, а важное и необходимое звено в образовании всякого культурного специалиста. Практически нет вида деятельности человека, где вмешательство психологической науки не привело бы к его облегчению и упорядочению.
Без знания психических закономерностей нельзя руководить людьми. Поэтому среди наук, оказывающих помощь правоохранительной деятельности в стране, немаловажное место занимает и психологическая наука. Она вскрывает закономерности, знание которых необходимо каждому, кто призван воздействовать на людей, направлять их усилия, воспитывать их и т. д.
Вопрос 1. История становления и предмет оперативно - разыскной психологии.
Психология ОРД - это наука, изучающая психические явления, связанные с совершением правонарушений и с проведением мероприятий по раскрытию преступлений, а также пути преодоления этих явлений в психике человека с целью предупреждения деликтов.
В развитии представлений о психологии в оперативно- разыскной деятельности можно выделить ряд этапов. Для первого характерно активное освоение основных положений психологии и их применение при решении практических задач. Как и на любом первоначальном этапе накопления знаний, в этот период достижения психологической науки механически переносились в сферу оперативно - разыскной деятельности перерабатывались с учетом ее специфики, использовались для подготовки рекомендаций и привлечения к негласному сотрудничеству, агентурной разработке, в профессиональном отборе сотрудников оперативных аппаратов, создании и развитии доверительных отношений с объектами оперативно- разыскной деятельности.
На втором этапе начались эмпирические исследования, прежде всего агентурного аппарата, а также таких элементов агентурной работы, как организационно-тактические и психологические аспекты руководства специальным аппаратом, ввода в разработку, общение агента с разрабатываемым, изучение личностных качеств агентуры.
Третий этап характеризуется созданием психологической теории оперативно- разыскной деятельности. Ее основой стали проведенные в последние годы с помощью специальных методик исследования психологических характеристик агентуры, закономерностей общения в оперативной работе, психологических особенностей отдельных методов оперативно - разыскной деятельности.
Есть все основания рассматривать оперативно - разыскную психологию как отраслевую модификацию юридической психологии, имеющую свой предмет исследования и решающую свои специфические задачи.
Каждая область прикладной психологии реализует систему и положения общей психологии применительно к различным видам человеческой деятельности. Соответственно этому предметом оперативно-разыскной психологии являются психологические закономерности и механизмы осуществления оперативно - разыскной деятельности. Выявление этих закономерностей и механизмов связано в первую очередь с ответом на вопрос- имеются ли какие-либо психологические особенности оперативно-разыскной деятельности, отличные от иных видов юридической деятельности, например деятельность следователя, судьи и т.п.
Существуют специфические психологические особенности, характерные только для оперативно - разыскной деятельности. К ним относятся:
-особенности внешних условий осуществления оперативно - разыскной деятельности, активное противодействие преступного элемента и его окружения;
-особенности механизма осуществления оперативно - разыскной деятельности, многие элементы которого носят негласный характер;
-особенности реализации субъектами оперативно - разыскной деятельности (оперативными уполномоченными и негласными сотрудниками)своих профессиональных функций, в частности, необходимости зашифровки действительной социальной роли, социальной позиции личности в системе общественных и межличностных отношений.
Рассмотрим эти особенности подробнее.
Типичным для оперативно - разыскной деятельности является противоборство с преступной средой, причем это противоборство значительно отличается от того, с чем приходится сталкиваться следователю, прокурору,судье и др.
Субъекты оперативно - разысной деятельности, наоборот,как правило, общаются с преступной средой на свободе, в реальных жизненных условиях, ситуациях, полных риска для их жизни и здоровья. Примером ,подчеркивающим остроту подобных контактов, является внедрение оперативных сотрудников в среду разрабатываемых.
Противоборство с преступной средой для субъектов оперативно-разыскной деятельности нередко протекает в обстановке не только психологической, но и физической борьбы, требующей применения соответствующих приемов оружия.
Второй элемент психологической структуры оперативно - разыскной деятельности- познание. И здесь немало специфических психологических особенностей. К ним относится:
-во-первых, многоцелевой характер познавательных процессов, направленных, как правило, на решение ряда взаимосвязанных задач;
-во- вторых, необходимость совершения мыслительных действий в условиях острого дефицита времени;
-в-третьих, наличие двух групп условий решения познавательных задач относительно статистичных (обстановка проишествия, материальные объекты, пространственные характеристики местности, сохранившие или отразившие следы и состония, существенные для раскрытия преступления) и динамичных(показания свидетелей, потерпевших,специального аппарата);
-в четвертых, наличие обьетивных и субьективных причин, препятствующих процессу познания;
-в-пятых, необходимость постоянного сочетания реконструктивных и прогностических элементов процесса познания, причем в различных ситуациях и классах зада эти элементы по важности меняются местами.
Уникален по своим особенностям и третий элемент психологической структуры оперативно - разыскной деятельности- общение.
В психологии общение понимается как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В едином процессе общения выделяют три элемента, обеспечивающих его успешность: коммуникативность (передач информации), интерактивность (взаимодействие) и перцептивность (взаимовосприятие). В оперативно - разыскной деятельности эти три элемента или стороны общения, как и его побудительный мотив, представлены как бы наоборот: обычно отсутствует потребность в совместной деятельности (за исключением общения оперативного работника с агентурой и товарищами по работе);перцепция затруднена необходимостью конспирации цели общения, истиннй социальной роли субьектов оперативно- разыскной деятельности, а интеракция, как правило, должна осуществляться активно и наступательно для психологического подавления объекта и психологического навязывания ему нужного для субъекта оперативно- разыскной деятельности направления общения и его содержания.
Еще один специфический момент психологии общения в оперативно-разыскной деятельности, связанный с особенностями взаимодействия. В ходе осуществления оперативно - разыскной деятельности и сотрудник, и агент должны подавлять в себе неприязнь к собеседнику или разрабатываемому.
Наличие специфической психологической структуры оперативно разыскной деятельности свидетельствует о том, что имеются и специфические психологические закономерности ее осуществлении. Исходя из общепсихологической концепции деятельности, рассматривающей ее как сложную диалектическую связь субъекта и объекта, в процессе которой происходит не только преобразование объекта, но и формирование и развитие субъекта, можно выделить две большие группы закономерностей оперативно - разыскной деятельности:
-закономерности влияния психики субъектов оперативно - разыскной деятельности на успешность этой деятельности;
-закономерности влияния оперативно - разыскной деятельности на психику ее субъектов.
Общепсихологический уровень закономерностей оперативно-розыскной деятельности при всей его важности затрагивает лишь одну сторону социального бытия человека- отношения типа «субъект-субъект», причем в качестве объекта выступает предметная деятельность - оперативно-розыскная деятельность. Однако не важную сторону социального бытия человека составляют его отношения в системе «субъект-субъект», раскрывающей деятельность не только как чисто психологический феномен, но и как акт взаимодействия людей в процессе предметной деятельности. Именно люди, независимо от своей социальной роли, иерархии в отношениях «командования-подчиненности», являются субъектами деятельности и лишь в определенных ситуациях выступают либо в роли субъекта, либо в роли объекта. В случаях же равенства социальных ролей (два равных по должности сотрудника и т. д.) может иметь место множественный характер субъектов (и, соответственно, объектов для вышестоящего) совместной деятельности. Именно по этому закономерности оперативно - разыскной деятельности должны рассматриваться не только на общепсихологическом, но и на социально-психологическом уровне.
Эти закономерности также могут быть объединены в две большие группы:
- закономерности общения субъектов оперативно - разыскной деятельности с другими ее участниками;
- закономерности общения сотрудников оперативных аппаратов между собой и представителями других служб.
Исследованием закономерностей оперативно - разыскной деятельности, проявляющихся на общепсихологическом уровне, не занимается ни одна прикладная психологическая наука или ее отраслевая модификация. Именно поэтому оперативно-розыскная психология не выполнит стоящих перед ней задач, если не сумеет дать практическим работникам конкретных рекомендаций, вытекающих из психологических закономерностей оперативно - разыскной деятельности и направленных на повышение ее эффективности.
Задачами оперативно - разыскной психологии являются все проблемы практической деятельности оперативных сотрудников и специального аппарата в процессе предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, которые не могут быть решены без знания проявляющихся здесь психологических закономерностей.
Обозначим наиболее важные задачи. Так, из содержания закономерностей, связанных с влиянием психики субъектов оперативно-разыскной деятельности на успешность этой деятельности, вытекает необходимость разработки, в том числе и на эмпирическом уровне, перечня тех психологических и психофизиологических характеристик субъектов оперативно - разыскной деятельности, наличие которых способствует успешности этой работы или ограничивает эти возможности, или делает невозможным использование данного человека в качестве субъекта оперативно- разыскной деятельности.
Поиск характеристик должен вестись в двух направлениях:
- применительно к сотрудникам оперативных подразделений;
- применительно к негласным сотрудникам ОВД.
В литературе для служебного пользования имеются данные о психологических характеристиках агентуры, позволяющих зачислить их в разряд «лучших», «хороших» и «плохих», а также рекомендации по формированию у «плохих» агентов качеств, позволяющих им стать если не «лучшими», то, во всяком случае, «хорошими». Сложнее обстоит дело с разработкой психограмм сотрудников оперативных аппаратов, что связано со сложностью самой психологической структуры их деятельности, отсутствием единой методологической базы выделения тех или иных групп свойств в число значимых и подлежащих оценке.
Исходя из выше сказанного, можно дать научное понятие:
Оперативно-розыскная психология (ОРП) – это отрасль юридической психологии, изучающая закономерности оперативно -разыскной деятельности, механизмы развития и проявления психических явлений, характеризующихся с точки зрения борьбы с преступностью специфические особенности субъектов и объектов оперативно- разыскной деятельности и основанные на знании этих закономерностей и явлений приемы и методы совершенствования оперативно- разыскной деятельности».
|