Институт открытого бизнес-образования





Скачать 329.86 Kb.
НазваниеИнститут открытого бизнес-образования
страница1/2
Дата публикации19.12.2014
Размер329.86 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ


Дегтева М.П.

Программа и методические рекомендации по выполнению курсовых и контрольных работ по дисциплине
"Психология делового общения"

Москва, 2006



Дегтева М.П. Программа, экзаменационные билеты, темы рефератов и тесты по дисциплине "Психология делового общения".

Институт открытого бизнес образования, М., 2005 г.

Содержание



1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе…....4

2. Программа курса………………………………………………. . 6

3. Экзаменационные билеты………………………………………13

4. Методические рекомендации к выполнению

контрольной работы. Требования к контрольной работе............. 19

5. Темы рефератов………………………………….. ……………. 21

6. Тесты……………………………………………………………. .13

7. Список литературы…………………………………………….. 27

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Программа и методические рекомендации по курсу "Психология делового общения" предназначены для студентов очного, очно-заочного и заочного отделений экономического факультета управления бизнесом Института открытого бизнес-образования.

Основной целью курса "Психология делового общения" заключается в формировании прочных теоретических знаний о сущности и структуре межличностного общения, о факторах и условиях его эффективности, а также формировании основных навыков ведения деловых переговоров, бесед, дискуссий и других форм делового общения.
Главная задача курса - дать студентам ясное представление о значении навыков эффективного делового общения для успешной деятельности менеджера, для организации коммуникаций в организации, для реализации потенциала личности в своей профессиональной деятельности.
Предметом курса является является деловое общение как социально- психологический феномен.

Программа обеспечивает понимание студентами роли психологии деловых отношений в формировании специалистов в области управления трудовыми коллективами, знакомство с социальными отношениями и процессами, основными методами решения проблем, возникающих в трудовых коллективах. Студенты должны находить рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений, изучить круг проблем человеческого общения в его межличностных и межгрупповых формах, узнать социально-психологические свойства и качества личности.
Курс «Психология делового общения» изучается студентами в процессе первого года обучения и содержит сведения, являющиеся необходимыми для последующего изучения предметов «Менеджмент», «Организационное поведение», «Принятие управленческих решений», «Управленческое консультирование».

"Психология деловых отношений" базируется на таких дисциплинах, как общая психология, социальная психология, психология личности, социология, конфликтология, культурология.
В результате изучения данного курса студенты должны будут знать:

  • историю зарождения и развития основных психологических учений – психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии и др.

  • историю развития психологии делового общения;

  • основные понятия дисциплины – понятие личности, общения, коммуникативных барьеров, конфликта ;

  • основные виды делового общения –

  • уровни делового общения;

  • методы эффективного проведения деловых переговоров, совещаний.

  • структуру конфликта и основные пути его разрешения;

  • национальные особенности организации делового общения в различных странах;


В результате изучения дисциплины управления персоналом студенты будут уметь:

  • умение анализировать социально-психологические свойства и качества личности;

  • прогнозировать поведение в сложных психологических ситуациях, знать законы эффективных деловых отношений;

  • уметь проводить беседы, совещания, переговоры, другие формы деловых контактов.

  • Преодолевать барьеры в деловом общении;

  • Организовывать переговоры по разрешению конфликтных ситуаций;

  • Организовывать и проводить деловые совещания

  • Организовывать дискуссию по принятию группового решения;

  • находить рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений.



Программа применима к различным уровням экономического образования, в том числе и последипломного, и к разным формам обучения, с внесением соответствующих корректив по учебным планам заданных специальностей.
Навыки и знания, полученные студентом в результате изучения курса «Психология делового общения» могут быть использованы для конкретного применения в производственной деятельности.

Для освоения курса «Психология делового общения» используются лекции, семинарские занятия; выполняются практические задания; тренинговые упражнения, проводится тестирование.


2. ПРОГРАММА КУРСА

Раздел I. Личность как субъект общения.
Тема 1. Человек в организации

Характеристика личности сотрудника организации: общие качества (ум, работоспособность, общительность и др.), специфические свойства (способность к тому или иному виду деятельности), подготовленность к определенному виду деятельности (совокупность знаний, умений и навыков), характер, темперамент, направленность (совокупность интересов, стремлений, идеалов, убеждений), мотивация.

Типология характеров. Экстраверсия и интроверсия как черты личности, их значение для общения. Характер и защитные механизмы.

Типы поведения человека в организации. Психологические параметры исполнительской деятельности.

Психологический профиль работника. Типичные психологические профили работника.

Типологическая оценка мыслительных и профессионально-деловых качеств личности. Способности к общению с людьми и предметно-познавательные способности. Природа человеческих способностей.

Природные (естественные) и приобретенные (социально-обусловленные) способности. Общие и специальные способности, теоретические и практические, предметные и межличностные. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей. Способности к успешной деятельности. Развитие способностей.

Тема 2. Эмоциональная сфера человека и ее роль в деловом общении

Виды и роль эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Отличие эмоций от ощущений и чувств. Классификация и виды эмоций, параметры, по которым оцениваются эмоциональные процессы и состояния.

Эмоции и личность. Связь эмоций и потребностей человека. Индивидуальное своеобразие эмоций и чувств. Экспрессия эмоций и чувств. Стрессфакторы и антистрессоры. Владение методами управления эмоциональной сферой - основа эффективности всех форм общения. Понятие о психологических теориях мотивации. Основные параметры, по которым оценивается мотивационная сфера человека: развитость, гибкость. Социальные факторы, влияющие на мотивацию трудовой деятельности. Оценка и значение уровня притязаний личности (мотивация профессионально-деловых достижений).
Тема 3. Значение и применение различных психодиагностических методов в определении различных личностных свойств человека

Изучение субъекта профессиональной деятельности. Важность определения индивидуально-психологических свойств человека, его состояние, потенциальные возможности. Общая стратегия обследования. Обоснование необходимости проведения комплексной психодиагностики с целью составления суммарного, целостного "психологического портрета" конкретного человека (или группы в целом).

Вербальные адаптированные опросники.

Индивидуальное психодиагностическое обследование с целью получения информации о типологии стилей делового поведения.

Составление индивидуальной психологической характеристики, прогноз развития деловой успешности человека.


Раздел II.
Тема 4. Общение и его функции.

Понятие общения. Виды общения (по содержанию, целям и средствам). Непосредственное и опосредованное общение. Деловое и личностное общение.

Понятие коммуникации как процесса взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Средства коммуникации.

Внутренняя структура общения - коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.

Важнейшие функции общения: интегративная, инструментальная, контактная, информативная, функция самовыражения, трансляционная, функция оказания влияния, эмотивная, статусопределяющая, подтверждающая существование субъекта общения.

Виды общения: вербальное и невербальное общение, прямое и косвенное, межперсональное и ролевое.

Уровни общения: макроуровень, мезоуровень, микроуровень.

Тема 5. Средства общения. Пространственно-временная организация общения
Словесные (вербальные) и несловесные (невербальные) средства общения, их роль и значение в деловом общении. Проявление личных особенностей и темперамента в овладении искусством вербального и невербального общения.

Невербальные средства общения - паралингвистика - интонация, паузы, темп речи.

Кинетика - совокупность мимики и жестов, движений и поз. Овладение искусством невербального общения.

Пространственно-временная организация общения, ее компоненты, значение для практики различных форм деловой коммуникации.

Тема 2. Виды общения
Диалогическое и монологическое общение.

Виды монологического общения.

Императивное общение - авторитарная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками. Сферы применения императивного общения, их функции.

Манипуляция - межличностное общение, предполагающее воздействие на партнера с целью достижения скрытых намерений.

Диалог как субъект - субъектное общение.

Обратная связь в межличностном общении. Прямая и косвенная обратная связь.

Типовые схемы формирования первого впечатления, типовые ошибки восприятия, влияние на процесс общения.

Понятие социального стереотипа как важнейшего аспекта процесса социальной перцепции - познания и понимания людьми друг друга в ходе общения.
Тема 3. Перцептивная сторона общения
Понятие социальной перцепции как восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов.

Эффекты межличностного восприятия – фактор новизны, стереотипизации, проекции,

ореола, эффект снисходительности, ожидания и др.

Каузальная атрибуция. Фундаментальная ошибка атрибуции (Л.Росс). Диспозиционная, ситуационная атрибуция. Условия возникновения фундаментальной ошибки атрибуции. Культура индивидуализма и культура коллективизма.

Самопрезентация. Средства самопрезентации.

Предрассудки и их психологические источники – тревожность, потребность в безопасности.

Аттракция как явление взаимного притяжения. Внешние факторы аттракции: аффилиация, фактор эмоционального состояния, фактор пространственной близости.

Внутренние факторы аттракции: физическая привлекательность, стиль общения, сходство, дополнительность, поддержка. Способы измерения межличностной аттракции. Социометрия, методика Дж. Морено.

Личностные качества, необходимые для того, чтобы хорошо разбираться в людях.
, эмпатия и рефлексия.

Тема 4. Общение как коммуникации

Основные элементы коммуникации: отправитель/кодировщик, сообщение, канал, получатель/декодировщик, восприятие, обратная связь.

Коммуникативные позиции: открытая, закрытая, отстраненная.

Обратная связь: оценочная, безоценочная.

Функции обратной связи – корректирующая, функция поддержки.

Психологические коммуникационные барьеры: социокультурные, мировоззренческие, профессиональные, личностно-психологические барьеры, смысловые, организационные, технические и др..

«Фильтр доверия» и процесс фасцинации.
Тема 5. Общение как взаимодействие

Общение как реализация потребности в социальном объединении. Кооперация и конкуренция как типы делового взаимодействия.

Понятие социальной ситуации. Структура социальной ситуации, ее элементы: набор и порядок действий, роль участников взаимодействия, правила и нормы.

Социальная роль как идеальная модель поведения в определенных обстоятельствах. Интерактивное взаимодействие человека с ролью. Гендерные роли и полоролевые стереотипы.

Ролевая структура группы. Формальная и неформальная структура.

Групповое давление и конформное поведение. Автономная личность.

Проблема межличностного взаимодействия в ситуации множественности социокультурных матриц. Проблема идентичности личности (тождественности самой себе).

Тема 6. Межличностные отношения в группе. Ролевая структура совместной деятельности

Межличностные отношения в группах и коллективах.

Динамика развития группы (групповая динамика): диффузная группа, слабоструктурированная, структурированная, сплоченная команда. Социальные и психологические механизмы формирования социально-психологического климата.

Лидерство и руководство в малых группах и коллективах. Стили лидерства.

Ролевая структура. Отношения лидерства, руководства и подчинения. Выбор необходимого стиля руководства. Методы анализа межличностных отношений и совершенствование социально-психологического климата в коллективе.

Понятие о социометрии. Социометрическая структура малой группы.

Межличностная совместимость - сложный психологический эффект сочетания, взаимодействия общающихся людей. Функционально-ролевая совместимость.

Раздел III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.
Тема 7. Деловое общение

Формы делового общения и их характеристики: деловая беседа, деловые переговоры, деловые собрания и совещания, презентации, пресс-конференции, неформальные деловые встречи (обеды, ужины, праздники и др.)

Деловые собрания и совещания как основная форма делового общения. Типы совещаний: ознакомительное, информационное, разъяснительное, проблемное, инструктивное, оперативное. Структура совещания. Методы принятия группового решения.

Деловые переговоры: официальные и неофициальные, организационные, политические, международные, коммерческие. Условия успеха в коммерческих переговорах.

Стратегии и техники переговоров.

Техники слушания – активное и пассивное слушание.

Деловое общение как сфера применения различных видов и форм общения. Их преимущества и недостатки. Правила организации конструктивного обсуждения. Деловой спор. Логические и психологические правила аргументации.

Понятие мозговой атаки (брейнсторминг). Характеристика процесса групповой дискуссии.
Деловое межличностное непосредственное общение как процесс продвижения в разрешении проблем путем сопоставления предметных позиций.

Тема 8. Конфликт. Виды, причины, способы разрешения

Конфликтная ситуация и конфликт. Предпосылки, источники и причины конфликтов. Классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный и межгрупповой. Деловой и эмоциональный конфликт. Форма и динамика конфликта. Значение неформальной ролевой структуры в конфликтной ситуации и в конфликте.

Психологические и нравственные последствия конфликтов.

Деструктивная и конструктивная роль конфликтов. Поведение руководителя в конфликтной ситуации.

Способы разрешения конфликта. Профилактика конфликта. Овладение искусством критики.

Деловая дискуссия, полемика, спор и их психологические особенности.

Тема 9. Организация взаимодействия в процессе делового общения. Стратегия и тактика делового общения

Различные уровни коммуникации (общения).

Стратегия делового общения - умение строить общение по типу: открытое - закрытое, "ролевое - личностное", "монологическое - диалогическое" и т.п.

Правила эффективного общения. Кодексы различных типов коммуникации. Правила согласования и правила самоотдачи.

Практика общения - реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе наличных ресурсов человека.

Тактический план деловой беседы.

Деловое совещание.
Тема 10. Психологические способы воздействия в процессе делового общения.

Деловые игры и их роль в тренинге оптимальной тактики и стратегии делового общения - тренинг делового общения

Использование деловых игр в практике коммуникативной подготовки специалистов и руководителей.

Цели ролевой игры: выбор в процессе проводимой игры наиболее оптимальной тактики и стратегии.

Тренинг различных технических приемов эффективного общения в группе; выявление коммуникативных проблем участников игры, требующих повышенного внимания и коррекции.

Углубление знаний участников тренинга о закономерностях протекания коммуникативных процессов в области делового общения. Детальный разбор проведенной деловой игры.

Психологические ошибки, снижающие эффективность делового общения и пути их преодоления

Межличностные отношения - трансакты.

Основные понятия и тренинг навыков трансактного анализа.

Преодоление коммуникативных барьеров.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Институт открытого бизнес-образования iconКыргызской Республики Об электронной базе данных инвестиционных бизнес-проектов
По поручению Премьер-министра кр бабанова О. Т. Национальный институт стратегических исследований кр создает электронную базу данных...
Институт открытого бизнес-образования iconМосковский Институт Открытого Образования Центр Образования Технологии Обучения
Психолого-педагогическая коррекция в условиях интегрированного (инклюзивного) образования
Институт открытого бизнес-образования iconПамятка для студентов направления 080200 «Менеджмент» по изучению...
Бизнес в России – исторический аспект. Бизнес и его психологические предпосылки. Бизнес как юридически законная деятельность. Бизнес...
Институт открытого бизнес-образования iconРабочая программа дисциплины дв1 «Бизнес-планирование»
...
Институт открытого бизнес-образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организаторы: Центр межнационального образования «Этносфера» и Московский институт открытого образования (факультет международного...
Институт открытого бизнес-образования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «бизнес-планирование»
Разработка основных разделов бизнес-плана: план маркетинга. Производственный план предприятия как раздел бизнес-плана. Организационный...
Институт открытого бизнес-образования iconКонспект урока жизни №8 Как начать свой бизнес. Цель
Систематизировать знания и обеспечить усвоение, повторение следующих понятий учащихся: бизнес, малый бизнес, предпринимательство,...
Институт открытого бизнес-образования iconКонспект урока жизни №8 Как начать свой бизнес. Цель
Систематизировать знания и обеспечить усвоение, повторение следующих понятий учащихся: бизнес, малый бизнес, предпринимательство,...
Институт открытого бизнес-образования iconПрограмма дисциплины Анализ поведения потребителя в коммерческих...
Авторы: Лобза Е. В., доцент кафедры «Инновации и бизнес в сфере ит» факультета Бизнес-информатики гу-вшэ
Институт открытого бизнес-образования iconИнститут Открытого Образования
Петровское барокко. Барокко и классицизм в русской архитектуре 2-й пол. XVIII века
Институт открытого бизнес-образования iconРабочая программа Учебной дисциплины Научно-исследовательский семинар...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Институт открытого бизнес-образования icon1 Список ппс и инженерного состава кафедры бизнес-аналитики на 2008/2009 учебный год
Кафедра бизнес-аналитики образована на факультете бизнес-информатики в 2002 году, является выпускающей кафедрой
Институт открытого бизнес-образования iconОсновные требования к подготовке и оформлению учебного бизнес-плана...
Систематизировать знания и обеспечить усвоение, повторение следующих понятий учащихся: бизнес, малый бизнес, предпринимательство,...
Институт открытого бизнес-образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Моделирование бизнес-процессов. Управление бизнес-процессами (bpm). Интегрированное проектирование информационных систем
Институт открытого бизнес-образования iconДепартамент образования города москвы северо-восточное окружное управление...
...
Институт открытого бизнес-образования iconТема Цель и задачи курса. Сущность бизнес-планирования
Предмет курса. Цель и задачи курса. Понятие и сущность бизнес-плана и бизнес-планирования. Необходимость планирования бизнеса. Особенности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск