Программа дисциплины Парапсихология и эзотерика: психологический анализ для направления 030300. 62 «Психология»





Скачать 224.28 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Парапсихология и эзотерика: психологический анализ для направления 030300. 62 «Психология»
Дата публикации24.07.2013
Размер224.28 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Психология > Программа дисциплины


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет психологии

Программа дисциплины

Парапсихология и эзотерика: психологический анализ

для направления 030300.62 «Психология»

подготовки бакалавра
Автор программы:

Серкин В.П., д. психол. н., профессор, (vserkin@hse.ru)

Одобрена на заседании кафедры организационной психологии «___»____________ 2013 г.

Зав. кафедрой __________________________________ В.А. Штроо
Рекомендована секцией УМС «Психологи» «___»____________ 2013 г.

Председатель __________________________________ В.А. Штроо
Утверждена УС факультета психологии «___»_____________2013 г.

Ученый секретарь ________________________Е.Б.Старовойтенко


Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300.68 – «Психология», обучающихся по программе бакалавриата.

Программа разработана в соответствии: с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» по направлению подготовки 030300.62 – Психология, уровень подготовки: бакалавр; рабочими учебными планами факультета психологии НИУ ВШЭ.

2. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Парапсихология и эзотерика: психологический анализ» являются:

  1. Подготовка студентов к квалифицированному самостоятельному использованию изучаемых понятий и методов в прикладной и теоретической деятельности.

  2. Научить будущих психологов профессионалов критически относится к деятельности профессионалов и многочисленных псевдопрофессионалов парапсихологической и эзотерической практики, ориентироваться в их деятельности и уметь анализировать ее с использованием современных научных знаний.

  3. Дискуссия по вопросам возможностей изучения и использования парапсихологических и эзотерических знаний.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


Программа «Парапсихология и эзотерика: психологический анализ» составлена на основе Образовательного стандарта Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» по направлению подготовки 030300.62 – Психология, уровень подготовки: бакалавр.

В результате освоения дисциплины студент должен:

  1. Изучить классификации и критические оценки различных парапсихологических и эзотерических школ и направлений, формы ученичества и посвящения, их реальные и декларируемые возможности, направления критики и обсуждения

  2. Знать особенности психологии людей, подвергшихся воздействию, специфику эзотерического ученичества, особенности психологического консультирования.

  3. Особенности организации научных исследований в разных странах в области эзотерики и парапсихологии, знание об основных результатах исследований.

  4. Изучить научные основы наиболее распространенных явлений, фактов и практических рекомендаций, выдаваемых за парапсихологические и эзотерические.

  5. Научиться критически анализировать антинаучные концепции, мифы, суеверия и страхи.

Компетенции, осваиваемые студентом, в процессе работы над курсом «Парапсихология и эзотерика: психологический анализ»:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен применять профессиональные знания и умения на практике

СК-Б1

Знания о различных парапсихологических и эзотерических практиках, умение анализировать их. Предварительно оценить уровень знаний и практики эзотерика, выявить воздействие и противостоять ему.



Лекции, обсуждение документов и видеоматериалов, доклады, групповое обсуждение, упражнения, выполнение заданий, библиотечная работа и работа с электронными ресурсами библиотеки НИУ ВШЭ.

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач.

СК-Б6

Умение самостоятельно проводить теоретический поиск, выделять главное, критически относиться к осваиваемому материалу. квалифицированно вести дискуссию по эзотерическим направлениям.

Лекции, практические занятия, доклады, групповое обсуждение, библиотечная работа и работа с электронными ресурсами.

Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения

СК-Б9

Знание об особенностях поведения и деятельности человека, обратившегося к помощи специалиста или к изучению парапсихологических и эзотерических практик.

Лекции, практические занятия, доклады, групповое обсуждение, библиотечная работа и работа с электронными ресурсами, реферат.

Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности.

СЛК-1

СЛК-Б1

Знание положений этического кодекса психолога, правовые знания об оказании психологической помощи.

«Не оттолкнуть» человека, показать и понимание, и критический уровень знаний для беседы и консультирования.


Лекции, практические занятия, доклады, групповое обсуждение, библиотечная работа и работа с электронными ресурсами, реферат.

Способен социально-ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности.

СЛК-7

СЛК-Б7

Знания о психологических основах и специфике деятельности специалистов и псевдоспециалистов парапсихологических и эзотерических практик. Умение критически отнестись к таким практикам, отстаивать и доказывать свою точку зрения.


Лекции, обсуждение документов и видеоматериалов, доклады, групповое обсуждение, упражнения, выполнение заданий, библиотечная работа и работа с электронными ресурсами.

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору направления 030300.62 – «Психология», обучающихся по программам бакалавриата (4 курс, 3-4 модуль).

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: основные психологические курсы (общая психология; возрастная психология; педагогическая психология; психология труда, инженерная психология и эргономика; медицинская психология; социальная психология; психология управления; психодиагностика; экспериментальная психология; психологическое консультирование).

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: пройти обучение по специальностям психологии не менее 3,5 лет.

5. Тематический план учебной дисциплины


Парапсихология и эзотерика: психологический анализ. РУП, бакалавриат, 4 курс, 3 модуль, всего часов – 108, ауд. – 32 (лекц. - 32), д/з – 1, зачет (2 единицы).



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практич.

1.

Проблема оптации.




2







6

2.

Естественно-научные и «эзотерические» знания.




4




2

14

3.

Основные направления эзотерики




6




4

24

4.

Шаманизм.




2




2

10

5.

Парапсихологические явления и практики.




6




4

22







108

20




12

76

6. Формы контроля знаний студентов (эссе)


Тип контроля

Текущий контроль

Форма контроля

год

Параметры **

1

2

3

4

Домашнее задание 1







+




Сдать эссе до 15 марта, без титульного листа, на 1-й странице сверху фамилия и инициалы студента, основной текст – 6 -7 машинописных страниц (табличные рефераты – 3-4 страницы), Times New Roman 14, полтора интервала, поля слева – 3 см, остальные по 2. Ссылки и оформление литературы как в курсовой. Обзор не менее 5 источников.

Итоговый

Зачет










+

Знание материала (суть, основные теории, подходы, методы), умение выделить существенное, умение логически и аргументировано излагать материал.
    1. Критерии оценки знаний, навыков


Критерии оценки работы на семинарах: знание материала, умение сообщать материал, умение дополнять ответы, умение задавать существенные вопросы и формулировать проблему, умение готовить и презентовать доклады, посещаемость.

Критерии оценки домашних заданий: знание заданного материала, умение изложить материал, обсуждать его, критически относиться.

Критерии оценки письменного домашнего задания 1: умение найти в отечественной и зарубежной литературе и выделить наиболее важные работы по теме, наиболее полные и современные работы по теме; умение структурировать изложение темы, уровень владения понятиями.

Критерии оценки ответа на зачете: знание пройденного материала, умение выделить существенное, умение логически и аргументировано излагать материал.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Критерии оценки письменного домашнего задания 1

(умение найти в отечественной и зарубежной литературе и выделить наиболее важные работы по теме, наиболее полные и современные работы по теме, умение структурировать изложение темы, уровень владения понятиями)

Оценка

Критерии

«Отлично»: 10


Данная оценка может быть выставлена только при условии соответствия эссе всем предъявляемым требованиям и высшей оценки по всем критериям.

«Отлично»: 9, 8


Данные оценки могут быть выставлены только при условии соответствия эссе всем предъявляемым требованиям и высокой оценки по всем критериям.

«Хорошо»: 7, 6


«7» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 3 из 4 предъявляемым критериям и 1 критерий может быть выполнен частично.

«6» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия аналитического обзора 5 из 6 предъявляемым критериям.

«Удовлетворительно»: 5, 4


«5» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия аналитического обзора 2 из 4 предъявляемым критериям и 2 критерия могут быть выполнены частично.

«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1

Работа не соответствует большинству предъявляемых критериев


«Работа не принимается»: 0


Работа является плагиатом. Авторский вклад менее 80% (см. Регламент использования системы «Антиплагиат» для сбора и проверки письменных учебных работ в Государственном университете – Высшей школе экономики (утвержден ученым советом Государственного университета – Высшей школы экономики (протокол от 20.03.2009 г. № 56))).

В случае если домашнее задание 1 не было сдано в установленный срок, за него снижается оценка по следующей схеме:

1 день – снижение оценки на 1 балл;

2 дня – снижение оценки на 2 балла;

3 дня – снижение оценки на 3 балла;

4 дня – снижение оценки на 4 балла;

5 дней – снижение оценки на 5 баллов;

6 дней – снижение оценки на 6 баллов;

7 дней – снижение оценки на 7 баллов.

Критерии оценки ответа на зачете

(знание пройденного материала, умение выделить существенное, умение логически и аргументировано излагать материал)

Оценка

Критерии

«Отлично»: 10


Данная оценка может быть выставлена только при условии соответствия ответа всем предъявляемым требованиям и высшей оценки по всем критериям.

«Отлично»: 9, 8


Данные оценки могут быть выставлены только при условии соответствия ответа всем предъявляемым требованиям и высокой оценке по всем критериям.

«Хорошо»: 7, 6


«7» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия ответа 3 предъявляемым критериям и 1 критерий может быть выполнен частично.

«6» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия ответа 3 предъявляемым критериям.

«Удовлетворительно»: 5, 4


«5» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия зачетной работы 2 предъявляемым критериям и 2 критерия могут быть выполнены частично.

«4» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия зачетной работы 2 предъявляемым критериям.

«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1

Ответ не соответствует большинству предъявляемых критериев


«Ответ не принимается»: 0

Зачет не сдан.

7. Содержание дисциплины


Тема 1

Проблема оптации

(лекции – 2 часа, с/р – 6 часов)

Проблема ученика. Проблема учителя. «Бегство» от реальности. Проблема школы. Проблема передачи знаний: традиционное обучение, партиципативное обучение, деятельностный принцип обучения.

Основная литература по теме 1

  1. Фрезер Джеймс Джордж. Золотая ветвь. – М.: Политиздат, 1983. – 703 с.

  2. Гурджиев Г. Встречи с замечательными людьми. – М.: Летавр, 1994. – 288 с.

  3. Штайнер Р. Практическая эзотерика. – Ереван: Лонгин, 2012. – 128 с.

Дополнительная литература по теме 1

  1. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Смоленск: редакционно-издательский центр «Ток», 1993. Т. 1.

  2. Андреев А. Мир Тропы. – СПб.: Тропа Троянова, 1998. – 254 с.

  3. Гурджиев Г. Беседы Вельзевула со своим внуком. - Мн.: Харвест, 1999. - 1024 с.

  4. Кастанеда К. Путь знания. В 10-ти т. – Киев: «София», 1992 – 1997.

  5. Кон И.С. В поисках себя. – М.: Политиздат, 1994. – 335 с.

  6. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.

Тема 2.

Естественно-научные и эзотерические знания

(лекции – 4 час., практ. – 2 час., с/р – 14 час.)

Общее и различное. Планетарные концепции. Физические знания. Физиологические знания. Энергоинформационные структуры (ИЭС). Энергетическое тело. Сверхспособности. Классический детерминизм и телеологизм. Теософская проблема.

Основная литература по теме 2

  1. Асмолов А.Г. Культурно<историческая психология и конструирование миров. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.

  2. Лефевр В.А. Космический субъект. - М.: Ин-кварто, 1996. - 184 с.

  3. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М.: Просвещение, 1991. – 291 с.

  4. Штайнер Р. Практическая эзотерика. – Ереван: Лонгин, 2012. – 128 с.

  5. Серкин В.П. Влияние религиозных и эзотерических учений на развитие психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т.4. № 4. С. 75 – 79. (есть на странице преподавателя, публикации за 2007 год).

Дополнительная литература по теме 2

  1. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990.

  2. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993.

Тема 3

Основные направления эзотерики

(лекции – 6 часов, практ. – 4 часа, с/р – 24 час.)

Религии. Йоги. Магии. Четвертый путь

Основная литература по теме 3

  1. Андреев Д.Л. Собр. соч. в 3 т. Т. 2. Роза Мира. М.: Редакция журнала «Урания», 1997.

  2. Гурджиев Г. Вестник грядущего добра. – СПб.: Изд-во Чернышева, 1993. – 256 с.

  3. Мень Александр. История религии. В 6-ти т.т. – М.: 1991-1992.

  4. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. - СПб., 2005. - 352 с.

  5. Шабельников В.К. История психологии. Психология души. – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. (Приложения, с.с. 347 – 394).

  6. Фрезер Джеймс Джордж. Золотая ветвь. – М.: Политиздат, 1983. – 703 с.

Дополнительная литература по теме 3

    1. Аврелий Августин. О граде Божием. М.: АСТ, 2000.

    2. Серкин В.П. Влияние религиозных и эзотерических учений на развитие психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т.4. № 4. С. 75 – 79. (есть на странице преподавателя, публикации за 2007 год).

Тема 4

Шаманизм

(лекции – 2 часа, практ. – 2 часа, с/р – 10 час.)

Культурно-исторические предпосылки. Роль и функции шамана. Шаманская болезнь. Образ мира, космогонии. Практики шаманизма.

Основная литература по теме 4

  1. Басилов В.Н. Избранники духов. М.: Политиздат, 1984. – 208 с.

  2. Mircea Eliade. Shamanism. Archaic Techniques of Ecstasy. Princeton University Press, 1972. – 610 p.

  3. Серкин В.П. Парадигмы шаманского учения // // Экономическая психология. Актуальные теоретические и практические проблемы: материалы 13-й международной научно-практической конференции. – Иркутск: Репроцентр А1, 2012. – С. 134 – 137. (есть на странице преподавателя, публикации за 2012 год).

Дополнительная литература по теме 4

  1. Диксон Олард. Шаманские учения. – Ульяновск: ОАО «Областная типография «Печатный двор», 2009. – 496 с.

  2. Кастанеда К. Путь знания. В 10-ти т. – Киев: «София», 1992 – 1997.

  3. Козлов В.В., Карамышев А.А. Онтология шаманизма. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2012. – 336 с.

  4. Серкин В.П. Свобода Шамана. – М.: Астрель, 2013. – 384 с.

  5. Спивак А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы нижнего Амура). М.: Наука, 1991. – 280 с.

  6. Harner Michael J. The Way of the Shaman. – New York: Harper Collins Publishes, 1990. – 171 p.

Тема 5

Парапсихологические явления и практики.

(лекции – 6 часов, практ. – 4 часа, с/р – 24 час.)

Экстрасенсорная диагностика и лечение, ясновидение, заговоры и наговоры, телепатия, предсказания, левитация, телепортация, телекинез. Инструментарий

Основная литература по теме 5

  1. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М.: Политиздат, 1989. – 319 с.

  2. Кузнецова А.С., Леонова А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека. – М.: Смысл, 2009. – 311 с.

Дополнительная литература по теме 5

    1. Перепелицын М.Л. Философский камень. - М.: Советский композитор, 1990. – 205 с.

    2. Тао Бао. Записки о поисках духов. – СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994. – 576 с.

    3. Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека. Космология возможной эволюции человека. – СПб.: АО «Комплект», 1995. – 160 с.

    4. Фома Аквинский. Сумма теологии I - II. Вопрос 18. О благе и зле применительно к человеческим действиям вообще // Вопросы философии. 1997. № 9.

    5. Энциклопедия оккультизма. В 2-х т. Под ред. Додельцева Р.Ф. – М.: «AVERS», 1992.

8. Образовательные технологии


Лекции, видеоматериалы, презентации материала, опрос на семинарах, обсуждение, дискуссии по актуальным проблемам, групповые разделенные дискуссии по классическим и актуальным проблемам, методы организации групповой мыслительной деятельности для попыток решения проблем, создание временных рабочих групп для подготовки сообщений, просмотр фрагментов фильмов.

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля


Темы для письменного домашнего задания

  1. Студент может выбрать для темы эссе любой вопрос из вопросов к зачету.

  2. Студент может выбрать для темы эссе описание любой эзотерической школы (воззрений, взглядов, практик, ритуалов и т.п.).

  3. Студент может выбрать для темы эссе описание любой эзотерической или парапсихологической практики (согласовать тему с преподавателем).
    1. Примерный перечень вопросов к зачету


  1. Проблема оптанта. Показатели готовности к ученичеству, проблема ученика.

  2. Проблема учителя. Проблема передачи эзотерического опыта.

  3. Проблема школы. Принципы обучения.

  4. Общее и различное в религиозных концепциях.

  5. Общее и различное в парапсихологических практиках.

  6. Нервный импульс, биотоки, ЭЭГ. Понятие о биоэнергетическом излучении, биополе.

  7. Материя, энергия, нейтрино, нейтринные звезды.

  8. Понятие о космической энергии. Понятие о Пси – поле.

  9. Понятие об энергетическом теле, его структуры.

  10. Нервная система и система каналов (меридианов) энергетического тела. Основные чакры и их функции.

  11. Общее понятие об иглоукалывании и других "пунктурах".

  12. Понятие об экстрасенсорике.

  13. Эволюционные изменения мозга. Комплекс рептилий, лимбическая система, неокортекс, специализация полушарий.

  14. Основные ритмы окружающего мира.

  15. Архетипы коллективного бессознательного.

  16. Неосознаваемое (5 областей).

  17. Диапазон сознания, расширение сознания.

  18. Гипотетические существа других диапазонов.

  19. Сон, сновидения.

  20. Медитация, противопоказания.

  21. Гипноз, раппорт.

  22. Транс.

  23. Концентрация. Паранормальные процессы и воздействия.

  24. Состояния сознания (общее описание).

  25. Язык неосознаваемого.

  26. Внешние вспомогательные средства, их функции.

  27. Психофармакологические вещества: возбуждающие, депрессанты.

  28. Психофармакологические вещества: наркотики, галлюциногены, психоделики.

  29. Внутренние вспомогательные средства.

  30. Магия.

  31. Понятие о карме.

  32. Йога.

  33. Шаманизм.

  34. Каббала.

  35. Политеизм, монотеизм.

  36. Понятие о работах Ст. Грофа. Перинатальные матрицы.

  37. Представления о посмертной жизни.

  38. Магия как обыденная практика.

  39. Ритуальные танцы как деловые игры прошлого.

  40. Шаманизм.

  41. Основные парапсихологические явления.

10. Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность, уровень ответов, уровень вопросов, уровень докладов, участие в дискуссиях, домашние задания. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: уровень подготовленности студента к семинару, полнота освещения темы в докладах. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.

Критерии оценки ответа на зачете: знание пройденного материала, умение выделить существенное, умение логически и аргументировано излагать материал.

Критерии оценки ответа на экзамене: знание материала (суть, основные теории, подходы, методы, критика), умение выделить существенное, умение логически и аргументировано излагать материал.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = 0,4Од.з.1 + 0,6 Оауд.

Способ округления накопленной оценки текущего контроля – арифметический.

Результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Оитоговая = 0,4·Озачет + 0,6·Отекущий

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена - арифметический.

Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу, если за любой из этих видов работы была выставлена оценка.

В случае если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения) допускает сдача форм контроля не позднее чем через две недели с момента окончания действия справки, если другие сроки не установлены деканатом. В случае, если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0».

Условия пересдач:

на пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу

Вторая пересдача проводится в присутствие комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу

В исключительных случаях комиссия может принять решение об отказе от учета накопленной студентом оценки. В данном случае комиссией используются следующие критерии оценки ответа студента: полнота ответа на вопрос, самостоятельность при ответе на вопрос, точность в ответе на поставленные вопросы.

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

Внимание: оценка за итоговый контроль – блокирующая. При неудовлетворительной итоговой оценке она равно результирующей.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1. Основная литература


  1. Аврелий Августин. О граде Божием. М.: АСТ, 2000.

  2. Андреев Д.Л. Собр. соч. в 3 т. Т. 2. Роза Мира. М.: Редакция журнала «Урания», 1997.

  3. Асмолов А.Г. Культурно<историческая психология и конструирование миров. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.

  4. Басилов В.Н. Избранники духов. М.: Политиздат, 1984. – 208 с.

  5. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Смоленск: редакционно-издательский центр «Ток», 1993. Т. 1.

  6. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х т. – М.: Мир, 1992. – Т.1.

  7. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М.: Политиздат, 1989. – 319 с.

  8. Гримак Л.П. Общение с собой. – М.: Политиздат, 1991. – 320 с.

  9. Гурджиев Г. Вестник грядущего добра. – СПб.: Изд-во Чернышева, 1993. – 256 с.

  10. Гурджиев Г. Встречи с замечательными людьми. – М.: Летавр, 1994. – 288 с.

  11. Кузнецова А.С., Леонова А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека. – М.: Смысл, 2009. – 311 с.

  12. Мень Александр. История религии. В 6-ти т.т. – М.: 1991-1992.

  13. Лефевр В.А. Космический субъект. - М.: Ин-кварто, 1996. - 184 с.

  14. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М.: Просвещение, 1991. – 291 с.

  15. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.

  16. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. - СПб., 2005. - 352 с.

  17. Серкин В.П. Влияние религиозных и эзотерических учений на развитие психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т.4. № 4. С. 75 – 79. (есть на странице преподавателя, публикации за 2007 год).

  18. Серкин В.П. Парадигмы шаманского учения // // Экономическая психология. Актуальные теоретические и практические проблемы: материалы 13-й международной научно-практической конференции. – Иркутск: Репроцентр А1, 2012. – С. 134 – 137. (есть на странице преподавателя, публикации за 2012 год).

  19. Фрезер Джеймс Джордж. Золотая ветвь. – М.: Политиздат, 1983. – 703 с.

  20. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990.

  21. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993.

  22. Шабельников В.К. История психологии. Психология души. – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. (Приложения, с.с. 347 – 394).

  23. Штайнер Р. Практическая эзотерика. – Ереван: Лонгин, 2012. – 128 с.

  24. Mircea Eliade. Shamanism. Archaic Techniques of Ecstasy. Princeton University Press, 1972. – 610 p.

11.2. Дополнительная литература

  1. Андреев А. Мир Тропы. – СПб.: Тропа Троянова, 1998. – 254 с.

  2. Гурджиев Г. Беседы Вельзевула со своим внуком. - Мн.: Харвест, 1999. - 1024 с.

  3. Диксон Олард. Шаманские учения. – Ульяновск: ОАО «Областная типография «Печатный двор», 2009. – 496 с.

  4. Кастанеда К. Путь знания. В 10-ти т. – Киев: «София», 1992 – 1997.

  5. Козлов В.В., Карамышев А.А. Онтология шаманизма. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2012. – 336 с.

  6. Кон И.С. В поисках себя. – М.: Политиздат, 1994. – 335 с.

  7. Лазарев С.Н. Диагностика кармы. – Алматы: Онер, 1996. – 831 с.

  8. Масонство. В 2-х т. Под ред. Мельгунова С.П., Сидорова Н.П. – М.: СП «ИКПА», 1991.

  9. Перепелицын М.Л. Философский камень. - М.: Советский композитор, 1990. – 205 с.

  10. Серкин В.П. Свобода Шамана. – М.: Астрель, 2013. – 384 с.

  11. Спивак А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы нижнего Амура). М.: Наука, 1991. – 280 с.

    1. Тао Бао. Записки о поисках духов. – СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994. – 576 с.

    2. Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека. Космология возможной эволюции человека. – СПб.: АО «Комплект», 1995. – 160 с.

    3. Фома Аквинский. Сумма теологии I - II. Вопрос 18. О благе и зле применительно к человеческим действиям вообще // Вопросы философии. 1997. № 9.

    4. Энциклопедия оккультизма. В 2-х т. Под ред. Додельцева Р.Ф. – М.: «AVERS», 1992.

    5. Harner Michael J. The Way of the Shaman. – New York: Harper Collins Publishes, 1990. – 171 p.

11.4. Справочники, словари, энциклопедии


1. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, Санкт - Петербург: Фонд "Ленинградская галерея", 1993. 1630с. (или более поздние издания).

2. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с. (или более поздние издания).

11.5. Дистанционная поддержка дисциплины


Вы можете получить письменную консультацию преподавателя по интересующим Вас вопросам и освоению разделов программы, задав вопрос по электронной почте. Корпоративный адрес преподавателя: vserkin@hse.ru

Студентам рекомендуется осваивать систему LMS.

Дополнительно можно просмотреть телефильмы «История страха» и «Паническая атака» (сериал) - скачиваются в сети по названию.

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения занятий ТСО используется обычный набор: проектор, видеоаппаратура, компьютерный класс по мере необходимости.

Студентам рекомендуется осваивать систему LMS.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Парапсихология и эзотерика: психологический анализ для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Экзистенциальный анализ воли  для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины Парапсихология и эзотерика: психологический анализ для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Экстремальная психология и психология катастроф...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68...
Программа дисциплины Парапсихология и эзотерика: психологический анализ для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Психология развития и возрастная психологии...

Программа дисциплины Парапсихология и эзотерика: психологический анализ для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Теория и методология современной психологии...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68...
Программа дисциплины Парапсихология и эзотерика: психологический анализ для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Экономическая психология для направления 030300....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины Парапсихология и эзотерика: психологический анализ для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Методы и техники экзистенциальной психотерапии...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины Парапсихология и эзотерика: психологический анализ для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины «Основы психологического консультирования» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины Парапсихология и эзотерика: психологический анализ для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины «Основы гуманистической психотерапии»  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины Парапсихология и эзотерика: психологический анализ для направления 030300. 62 «Психология» iconРабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Алексеева Л. В. Психология индивидуальных различий. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300....
Программа дисциплины Парапсихология и эзотерика: психологический анализ для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины История психологии для направления 030300. 68 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовительного отделения...
Программа дисциплины Парапсихология и эзотерика: психологический анализ для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины Парапсихология и эзотерика: психологический анализ для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины «Мастерство психологического консультирования»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины Парапсихология и эзотерика: психологический анализ для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Обучение и развитие персонала для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 68 «Психология»...
Программа дисциплины Парапсихология и эзотерика: психологический анализ для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Консультирование и коучинг персонала Факультет...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300....
Программа дисциплины Парапсихология и эзотерика: психологический анализ для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины «Онтопсихология и онтотерапия» для направления...
«Онтопсихология и онтотерапия» для направления 030300. 68 «Психология» подготовки магистра
Программа дисциплины Парапсихология и эзотерика: психологический анализ для направления 030300. 62 «Психология» iconПрограмма дисциплины Организационная психология для направления 030300. 62 «Психология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск