© 2004 г. Ю. И. Александров*, Д. Г. Шевченко**





Скачать 246.62 Kb.
Название© 2004 г. Ю. И. Александров*, Д. Г. Шевченко**
страница1/2
Дата публикации10.01.2015
Размер246.62 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2004, том 25, № 6, с. 93-100


ПАМЯТНЫЕ

ДАТЫ

НАУЧНАЯ ШКОЛА "СИСТЕМНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ"*

© 2004 г. Ю. И. Александров*, Д. Г. Шевченко**

*Доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией нейрофизиологических основ психики

им. В.Б. Швыркова ИП РАН, Москва

**Кандидат медицинских наук, ст. научный сотрудник той же лаборатории

Посвящается 105-летию П.К. Анохина и 65-летию В.Б. Швыркова

Теория функциональных систем академика П.К. Анохина явилась основой системного подхода в изучении целенаправленного поведения человека и животных, своеобразным "концептуальным мостом" между "психическим" и "физиологическим". Научная школа П.К. Анохина развивается по нескольким направлениям. Одно из них представлено коллективом лаборатории нейрофизиологи­ческих основ психики им. В.Б. Швыркова Института психологии РАН, созданной в 1972 г. П.К. Ано­хиным и его учеником В.Б. Швырковым для разработки фундаментальных проблем психофизиоло­гии. Применение теории функциональных систем к решению проблем психофизиологии определи­ло развитие нового направления в психологии - системной психофизиологии, задачей которой является изучение закономерностей формирования и реализации систем, составляющих индивиду­альный опыт, их таксономии, динамики межсистемных отношений в поведении.

Ключевые слова: функциональная система, системная психофизиология, индивидуальный опыт, по­ведение

Значение феномена научной школы для раз­вития науки очевидно, поэтому он является объ­ектом многочисленных исследований. Как писал М.Г. Ярошевский: "Без школ оборвалась бы мо­гучая историческая традиция - передача от одно­го поколения к другому искусства исследования, норм и ценностей научного сообщества" [23, с. 7]. Мы анализируем в этой статье формирование научной школы системная психофизиология, основанной блестящим ученым - профессором В.Б. Швырковым. Основателем научной школы, одной из ветвей которой явилась системная пси­хофизиология, был академик П.К. Анохин, со­здавший теорию функциональных систем.

30 лет тому назад, в 1974 г., не стало Петра Кузьмича Анохина; 10 лет назад, в 1994 году, ушел из жизни Вячеслав Борисович Швырков. Но школы, основанные ими, живут, вопреки мне­нию, что существование научной школы может прекратиться со смертью ее главы [17].

Историки науки считают, что термин "науч­ная школа" означает единство обучения твор­честву и процесса исследования, а также пози­цию, которой придерживается одна группа уче­ных в отличие от остальных. Сам П.К. Анохин так определил понятие научной школы: "Лабора-

*Поддержано фондом РГНФ (№ гранта 02-06-00011) и Сове­том по грантам Президента Российской Федерации - веду­щим научным школам Российской Федерации (проект №НШ-1989.2003.6).

тория, научно-исследовательский коллектив переходят в ранг школы тогда, когда у них есть оригинальная концепция, совершенно новое на­правление в науке (выделено нами - Ю.А. иД.Ш.). Недавно я прочел один сборник, который вроде бы претендует быть трибуной новой научной школы. И был удивлен: статьи написаны с очень разных точек зрения, и единственное, что их объ­единяет, - это хорошо отработанная новая мето­дика. Понятно, нельзя сказать, что авторы при­надлежат к одной школе. Метод, как и инстру­мент, - это еще не все. Левенгук изобрел микроскоп, а им пользуются и биологи, и хими­ки, и криминалисты. Научная школа - это шко­ла Павлова, Сеченова, Резерфорда, Менделее­ва, Дарвина и др. Это традиция мышления, осо­бая научная атмосфера." [8, с. 47—48].

По мнению В.Ф. Петренко, проводившего ана­лиз научных психологических школ на примере школы А.Н. Леонтьева, научной школой может быть назван круг лиц, некоторое "размытое мно­жество" исследователей, объединенных общнос­тью стиля мышления, видения проблем и харак­тера их постановки и решения, восходящих к "картине мира" лидера - основателя этой школы, а принадлежность к школе "определяется той своеобразной эстафетой ментальности, кото­рую несут ученики и последователи в познании новых областей психологии, которыми учитель мог непосредственно и не заниматься''' (выделе­но нами-Ю.А. и Д.Ш.) [14, с. 12].

93

94

АЛЕКСАНДРОВ, ШЕВЧЕНКО


ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ И СИСТЕМНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

Теория функциональных систем явилась фун­даментальным вкладом П.К. Анохина в науку и основой системного подхода в изучении целена­правленного поведения человека и животных. Она сформировала своеобразный "концептуаль­ный мост" между "психическим" и "физиологиче­ским". Научная школа П.К. Анохина развивается по нескольким ветвям. Одна из них представлена коллективом лаборатории нейрофизиологичес­ких основ психики Института психологии РАН, созданной П.К. Анохиным в 1972 г. и возглавлен­ной одним из наиболее ярких его учеников -В.Б. Швырковым для разработки фундаменталь­ных проблем психофизиологии.

Многолетние исследования В.Б. Швыркова и уже его учеников привели к формированию но­вой дисциплины и нового направления в психоло­гии: системной психофизиологии, задачей кото­рой является изучение закономерностей форми­рования и реализации систем, составляющих индивидуальный опыт, их таксономии, динамики межсистемных отношений в поведении и деятель­ности. Одним из наиболее важных этапных ре­зультатов на этом пути явилось решение психофи­зиологической проблемы. Суть данного решения состоит в том, что "психическое" и "физиологиче­ское" являются различными аспектами описания единых общемозговых системных процессов.

Принципиальное значение имеет также уста­новление факта системной специализации нейро­нов. Эта специализация устанавливается в про­цессе индивидуального развития не в отношении сенсорных, моторных, когнитивных, эмоцио­нальных и пр. функций, а в отношении элементов индивидуального опыта - функциональных сис­тем. Использование идеи системной специализа­ции открывает совершенно новые возможности экспериментального исследования индивидуаль­ного опыта человека и животных.

Верно оценить масштаб совершенного Вяче­славом Борисовичем Швырковым - значит по­нять, что он осуществил истинный переворот в науке, создав не только новую дисциплину, но, по существу, новое мировоззрение, систему пред­ставлений, не сводимых целиком к какой-либо из существующих отдельных областей науки.

При анализе возникновения научной школы П.К. Анохина нам кажется уместным привести слова М.Г. Ярошевского, анализировавшего фор­мирование научных школ в связи с логикой раз­вития науки: "Можно составить обширный пере­чень выдающихся ученых, с именами которых связаны глубокие категориальные сдвиги в на­уке, но вокруг них не сложилось школ. Лишь тог­да, когда индивидуальная программа становится основой деятельности коллектива, возникают те

школы, творческая энергия которых служит мо­гучим двигателем научного прогресса" [23, с. 27]. Петр Кузьмич умел заражать энтузиазмом науч­ного поиска и студентов, делающих первые шаги в науке, и подготовленных ученых. Сформировав­шаяся вокруг него в 1930-1935 гг. группа единомы­шленников (Н.И. Шумилина, Т.Т. Алексеева, Л.С. Балакин, И.И. Лаптев и др.) явилась основой науч­ной школы П.К. Анохина, существующей и по сей день. Двери лабораторий и кафедр, руководимых П.К. Анохиным, были широко открыты для ста­жеров из всех стран - уже с 1950-х (!) г.1 у него ра­ботают исследователи из Бразилии, Чехослова­кии, Китая, Польши, Монголии, Сальвадора, Египта, США, Югославии, ГДР.

П.К.Анохин придавал огромное значение на­учной школе в воспитании молодежи - "школа очень ускоряет становление ученого. Школа поз­воляет начинающему ученому не думать о многих технологических мелочах. На примере оригиналь­ной мысли молодой человек видит, как частному факту находится место в строгом здании системы. Творческий опыт поколений подобен лоцману, ко­торый помогает провести корабль любознатель­ности через рифы и подводные камни к новым идеям, к новым обобщениям". [3, с. 48].

Блестящие лекции и доклады, личное обаяние, огромная эрудиция и страстная увлеченность на­учным поиском привлекали к Петру Кузьмичу не только физиологов, но и биологов, психологов, физиков и математиков. Под его руководством было защищено 27 докторских и более 150 канди­датских диссертаций. Отличительными чертами коллектива сотрудников, работающих с П.К. Ано­хиным, были доброжелательность, товарищест­во, взаимопомощь, увлеченность своей работой. Отсюда - устойчивость коллектива, долговре-менность сложившихся групп (кафедры, лабора­тории). Так, основной костяк образованной в 1972 г. лаборатории под руководством талантли­вого ученика П.К. Анохина - В.Б. Швыркова, в которую вошли ученики Анохина и, будучи еще студентами, ученики Швыркова, сохранился и в настоящее время.

В истории науки почти всегда созданию новой научной школы предшествовало открытие ново­го яркого феномена, не укладывающегося в объ­яснительные рамки предыдущей концепции [14]. Непосредственным толчком к возникновению идеи о функциональной системе П.К. Анохин считал эксперименты по изучению механизмов компенсации после пересадок мышц и нервов, проводившиеся под его руководством на кафедре физиологии горьковского медицинского институ­та в начале 30-х гг. прошлого века. В статье

1 В эти годы существования "железного занавеса" визиты ученых из-за рубежа для работы в наших лабораториях были довольно редки. – Ю.А. и Д.Ш.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 25 № 6 2004

НАУЧНАЯ ШКОЛА "СИСТЕМНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ" 95

"Идеи и факты в разработке теории функцио­нальных систем" [7], обнаруженной в его архивах, он подробно излагает ситуацию, которая привела к отказу от обычных рефлекторных представле­ний и подходов к объяснению поведенческих ак­тов. "Наши эксперименты преследовали только одну вполне определенную цель - посмотреть, ка­кими усилиями и какими механизмами организм выходит из трудного положения, которое мы со­здавали животному с помощью эксперименталь­ных пересадок мышц и нервов на необычные для них места... Однажды, в какой-то степени внезап­но, появилась мысль, что перестройка функции после таких перекрестных анастомозов нервных стволов происходит не в отдельных нервных цен­трах, относящихся к анастомозированным нерв­ным стволам, а в каком-то более обширном функциональном образовании. Эта мысль осо­бенно стала реальной после пересадки экстензор-ной мышцы ноги на место прикрепления флексо­ра. Благодаря такой пересадке мышца, бывшая до этого экстензором, должна была при сокраще­нии работать как флексор без изменения иннер­вации." [7, с. 61]. В результате целой цепи специ­альных экспериментов стало ясно, что "видимая в общем поведении перестройка нервных центров не является следствием перестройки самих этих нервных центров", а "процесс перестройки коор­динации локомоторного акта произошел в мас­штабе целой нервной системы", т.е. "каждая нервная клетка любого нервного центра не при­надлежит, так сказать, сама себе: она выполняет свою функцию только в результате компенсации обширной системы взаимоотношений..." [там же, с. 63-64]. Дальнейшие размышления над по­лученным экспериментальным материалом при­вели Анохина к мысли о том, что для достижения полезного результата в организме динамически складывается широкая система из разнородных образований, все части которой взаимоСОдейст-вуют для получения определенного результата -полезного приспособительного эффекта в соот­ношении организма и среды. Следовательно, в качестве детерминанты поведения в теории функциональных систем рассматривается не про­шлое по отношению к ним событие - стимул, а будущее - результат.

Анохин, чей путь из лаборатории В.М. Бехте­рева в лабораторию И.П.Павлова определялся целью использовать именно физиологические методы в своих исследованиях, в то же время при­нимал деятельное участие в создании Института психологии АН СССР (теперь - РАН) и был назван "гигантом советской психологии" ("Psychology To­day", 1971, March). И эта оценка - не преувеличение и не ошибка в классификации наук. Теория функци­ональных систем оказала существеннейшее влия­ние не только на психофизиологию, став методо­логической базой системной психофизиологии,

но также и на другие области психологии: ней­ропсихологию, психологию индивидуальных раз­личий, профессиональной деятельности и способ­ностей, восприятия и развития, на стратегию ком­плексного исследования человека.

Развитие идей теории функциональных систем в системной психофизиологии

Лаборатория нейрофизиологических основ психики им. В.Б. Швыркова была создана в 1972 г. для разработки фундаментальных проблем пси­хофизиологии. Выполнение этой задачи привело к развитию системы представлений, выступаю­щей, по существу, в качестве нового направления в психологии - системной психофизиологии. Следо­вательно, научная школа "системная психофизио­логия" явилась развитием идей школы П.К. Ано­хина в специфической области исследований - в психологии.

Это развитие, продолжающееся с начала семи­десятых годов прошлого века, оказалось не толь­ко экстенсивным. Оно не сводилось и не сводится лишь к применению имеющихся в классическом варианте теории функциональных систем идей к решению задач в новой области знания. В систем­ной психофизиологии сформулирована ориги­нальная методология, важнейшей частью кото­рой является системное решение психофизиоло­гической проблемы.

Суть данного решения состоит в том, что "пси­хическое" и "физиологическое" являются различ­ными аспектами описания единых общемозговых системных процессов. При этом психическое и фи­зиологическое сопоставляются не напрямую, как в традиционной психофизиологии (что ведет к ре­дукционизму и помещению психических функций в отдельные мозговые структуры), а через упомя­нутые системные процессы, организующие эле­ментарные механизмы в "общеорганизменную" функциональную систему.

Кроме того, развитие теории функциональ­ных систем в системной психофизиологии при­вело к пересмотру некоторых существенных по­ложений этой теории. Так, теория функцио­нальных систем включала понятия и "результат", и "пусковой стимул". Это сочетание отражало эк­лектичность классического варианта теории. Ка­жущаяся необходимость использования понятия "пусковой стимул" (чем-то ведь должен "запус­каться" поведенческий акт, даже если его органи­зация определяется будущим - результатом, на который этот акт направлен!) отпала при рассмо­трении поведенческого акта не изолировано, а как компонента поведенческого континуума, по­следовательности поведенческих актов, соверша­емых индивидом на протяжении его жизни. При этом оказывается, что следующий акт в конти-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 25 № 6 2004

96 АЛЕКСАНДРОВ, ШЕВЧЕНКО

нууме реализуется после достижения и оценки результата предыдущего акта. Места для сти­мула, в том числе и пускового, в континууме нет.

В концепции интегративной деятельности ней­рона, предложенной П.К. Анохиным, вместо тра­диционного рассмотрения нейрона как проводни­ка и сумматора возбуждений, генерация потенци­алов действия нейроном рассматривалась как активный внутринейронный процесс, обеспечи­вающий достижение результата системы. Однако и в упомянутой новой концепции активность ней­рона оказывалась реакцией на стимул: на импуль-сацию пресинаптических нейронов. Эта "активно-стно-реактивностная" эклектика была преодолена В.Б. Швырковым формулировкой представления о том, что нейрон нуждается в метаболитах, по­ступающих к нему от других клеток, и его актив­ность, как и поведение организма, является не реакцией, а "действием", направленным в буду­щее и устраняющим несоответствия между "потребностями" и микросредой нейрона.

Таким образом, поскольку системная психо­физиология отвергает парадигму реактивности, основывая свои положения на представлении о направленной в будущее активности не только ин­дивида, но и отдельного нейрона, постольку она обеспечивает для психологии, оперирующей поня­тиями "активность" и "целенаправленность", воз­можность избавиться от эклектичности, появля­ющейся вследствие использования материала нейронаук.

Классическая концепция системогенеза, со­зданная П.К. Анохиным и его учениками (Е.Л. Голубева, К.В. Шулейкина, Ф.А. Ата-Мура-дова и др.) описывает процессы созревания на са­мых ранних этапах онтогенеза не как "органоге­нез", т.е. последовательное формирование орга­нов, которые реализуют специфические функции, а как формирование "общеорганизменных" целост­ных функциональных систем, требующих вовлече­ния множества разных элементов из самых разных органов и тканей. Развитие классической концеп­ции системогенеза (С.Н. Хаютин, В.Б. Швырков, В.В. Раевский, Т.Н. Голубева, К.В. Судаков, К.В. Анохин и др.) привело к формулировке но­вого представления о том, что системогенез на­блюдается не только в раннем онтогенезе, но и у взрослых, так как формирование нового пове­денческого акта есть формирование новой сис­темы.

Системная психофизиология: задача, спектр исследований и их результаты

Основная задача системной психофизиологии, решаемая в коллективе, состоит в изучении зако­номерностей системогенеза - процесса образова­ния систем, являющихся элементами индивиду-

ального опыта, актуализации этих систем, их так­сономии, динамики межсистемных отношений в поведении и деятельности [4, 18].

Несмотря на широчайшее разнообразие мето­дов, применяемых в лаборатории для решения конкретных задач, и использование в экспери­ментах как испытуемых, так и животных разных видов, отдельные задачи являются взаимозависи­мыми и взаимодополняющими и образуют цело­стную исследовательскую программу, в основе которой - единая методологическая база систем­ной психофизиологии.

Это единство позволяет избежать эклектично­сти при интеграции данных, получаемых в ре­зультате исследований самого разного уровня: от изучения клеточных и субклеточных механизмов формирования новых системных специализаций нейронов и межсистемных отношений в норме и патологии до исследования системной организа­ции операторской деятельности, закономернос­тей формирования и реализации системной структуры индивидуального опыта в деятельнос­ти, предполагающей субъект-субъектные отно­шения у детей и взрослых, психофизиологичес­ких основ сознания и эмоций [3,4,8-12,24,25,28-30, 34, 36].

Исследования, проведенные за последние чет­верть века в рамках системной психофизиологии, позволили получать оригинальные результаты, важные для психологии, психофизиологии, ней­ронаук и всего комплекса связанных с ними дис­циплин.

Кроме уже упомянутых к важнейшим элемен­там, составляющим фактическую базу сформу­лированной в рамках системной психофизиоло­гии системно-эволюционной теории, относится обнаружение следующего факта: нейроны раз­личной морфологической принадлежности пове­денчески специализированы, т.е. принадлежат к системам, складывающимся при формировании целостных поведенческих актов на разных стади­ях индивидуального развития. Фиксация нового элемента индивидуального опыта (системы) в процессе научения осуществляется как специали­зация ранее "молчавших" клеток относительно вновь формируемых систем. Эти системы не сме­няют предсуществующие, но "наслаиваются" на них и сосуществуют с ними. Изучение системных специализаций и динамики активности нейронов рассматривается нами как объективный метод исследования состояния и динамики субъективно­го мира.

Принципиальное значение для анализа дина­мики индивидуального опыта у человека имеет обнаруженное соответствие компонентов, свя­занных с событиями потенциалов мозга, разря­дам нейронов различной системной специализа­ции и динамике системных процессов в поведен-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 25 № 6 2004

НАУЧНАЯ ШКОЛА "СИСТЕМНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ" 97

ческом континууме. Это соответствие позволяет использовать данные, полученные в эксперимен­тах на животных, в изучении системной структуры индивидуального опыта у человека. Установлено, что традиционная классификация потенциалов мозга как сенсорных, моторных, когнитивных и т.д. неправомерна, так как различные их виды яв­ляются лишь фрагментами или вариантами усред­ненного потенциала, соответствующего реализа­ции и смене актов поведенческого континуума.

При изучении реорганизации структуры и ди­намики индивидуального опыта в условиях пато­логии обнаружено, что наиболее чувствительны­ми к острому введению алкоголя оказываются нейроны животных и человека, специализиро­ванные относительно новых, сформированных на наиболее поздних стадиях индивидуального раз­вития элементов индивидуального опыта. Те же нейроны оказываются основной мишенью по­вреждающего действия и при хроническом введе­нии алкоголя. Таким образом, выявлено психо­физиологическое основание известного закона Рибо-Джексона, согласно которому те функцио­нальные и морфологические образования, кото­рые формируются позднее в индивидуальном раз­витии, оказываются в наибольшей степени чувст­вительными к деструктивным воздействиям.

Проведенные в последние несколько лет экспе­рименты также позволили получить результаты, имеющие большое значение для развития систем­ной психофизиологии. В мировой психологичес­кой науке ведутся многочисленные исследования, нацеленные на создание валидных и надежных методов диагностики свойств личности и индиви­дуальности, а также на совершенствование имею­щихся методов. Однако надежные объективные критерии отбора тестовых заданий, включаемых в психодиагностические процедуры, отсутствуют. Выработка таких критериев предполагает анализ факторов, детерминирующих выбор ответа на отдельные тестовые задания. В наших исследова­ниях проводилось определение роли элементов индивидуального опыта разного "возраста" в про­дуцировании ответов на тестовые задания путем анализа влияния алкоголя на выполнение испы­туемыми тестовых заданий и посредством изуче­ния соотношения генотипических и средовых факторов в детерминации ответов на отдельные тестовые задания. Обнаружено изменение матри­цы ответов для некоторых тестовых заданий, в которых максимально актуализирован сравни­тельно более новый опыт. Выделены типы тесто­вых заданий, отличающихся разным направлени­ем возрастных изменений соотношения генетиче­ского и средового компонентов в детерминации ответов на эти задания. Обоснован вывод о том, что соотношение элементов опыта, сформиро­ванных на более поздних и более ранних этапах индивидуального развития, актуализируемых при

продуцировании ответов на тестовые задания психодиагностических опросников, изменяется с возрастом (см. в [28]).

Обнаружено, что у индивидов, хронически по­требляющих алкоголь, число активных нейро­нов, специализированных в отношении сравни­тельно более новых систем, после острого введе­ния алкоголя не уменьшается, как у здоровых индивидов, а увеличивается. Это увеличение объ­ясняет известный феномен "нормализующего" влияния приема алкоголя на поведение алкоголи­ков. Формирование зависимости от алкоголя мо­жет быть сопоставлено с научением и, как мы вы­явили, сопряжено с появлением новых клеточных специализаций, специфически связанных с пове­дением добывания алкоголя. Таким образом, на­ми предложено решение актуальнейшей пробле­мы сходства модификаций мозговых механизмов при научении и при хроническом воздействии ал­коголя и наркотиков: в обоих случаях наблюдает­ся системогенез. Кроме того, поскольку сформи­рованные специализации нейронов постоянны, становится ясно, почему у больных алкоголизмом часты рецидивы даже после многих месяцев и лет трезвой жизни.

Предложено психофизиологическое описание динамики системной организации операторской деятельности в процессе ее становления. Обнару­жено соответствие характеристик связанных с со­бытиями потенциалов мозга "возрасту" и числу актуализированных элементов индивидуального опыта, характеру их взаимоотношения.

Дано и количественное описание формирова­ния системной структуры индивидуального опы­та испытуемых в стратегической игре двух парт­неров. Показано, что реализации нового акта иг­ры в наблюдаемом поведении предшествуют значительные изменения состава компонентов структуры опыта, представляющих не только ак­ты игры, но и игровые стратегии. Выявлено соот­ветствие между степенью связности и дифферен-цированности структуры индивидуального опыта в конкретной предметной области и представлен-ностью в отчете испытуемых особенностей целе-полагания. Формирование стратегий происходит как за счет включения "единичных" компонентов структуры опыта, представляющих акты игры, так и за счет объединения уже существующих стратегий, причем формирование новых страте­гий за счет усложнения состава уже существую­щих наблюдается у взрослых испытуемых (стар­ше 18 лет) достоверно чаще, чем у детей и подро­стков.

Выявлено, что структура опыта индивидов, принадлежащих к разным видам, фиксирует исто­рию его формирования, и что формирование но­вого индивидуального опыта, выражающееся в приобретении нейронами новых поведенческих

7 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 25 № 6 2004

98 АЛЕКСАНДРОВ, ШЕВЧЕНКО

специализаций, сопровождается и обусловливает­ся изменениями в реализации генетической про­граммы нейронов, в частности экспрессией непо­средственного гена c-fos. Число Fos-положитель-ных нейронов существенно превышает число нейронов, специализирующихся относительно но­вого элемента индивидуального опыта. Таким об­разом, экспрессия гена c-fos создает предпосылки для создания заведомой избыточности, необходи­мой для селекции в новую функциональную систе­му таких нейронов, которые максимально обеспе­чат адаптивное соотношение организма и среды.

Теоретические и экспериментальные результа­ты, получаемые в коллективе, способствуют созда­нию целостной, свободной от эклектики системы представлений, объединяющей в рамках единой те­ории понимание активности отдельного нейрона и макроструктуры деятельности, соотношения функ­ционирования и развития, структуры и функции, психики и мозга, индивида и среды, сознания и эмо­ций, нормы и патологии, онто- и филогенеза.

Системная психофизиология

и сопредельные науки: от "стимульного" к "целевому" детерминизму

Содержание целого ряда теоретических и экс­периментальных статей, появившихся за это вре­мя в научной периодике, в том числе в междуна­родных журналах с высоким импакт-фактором, позволяет сделать следующие утверждения:

  • Очевидно наличие новой фазы движения
    нейронауки и психологии от "стимульного" к "це­
    левому" и "холистическому" детерминизму. Это
    движение еще не является мейнстримом, но оно на­
    бирает силу и получает поддержку авторитетных
    авторов ("официализируется") [31-33,35,37-38].

  • Настоящий этап развития, как это бывает
    при переходе от одной системы теоретических
    представлений к другой, характеризуется выра­
    женной эклектичностью. Методологическая база
    подавляющего большинства работ представляет
    собой механическое объединение указанных вы­
    ше видов детерминизма.

  • Системная психофизиология, в основном
    преодолев эклектичность, существенно опереди­
    ла нейронауку и традиционную психофизиоло­
    гию на этом пути. Концептуальные переходы, ко­
    торые уже совершили или совершают нейронау-
    ка и психофизиология, во многом повторяют
    путь, пройденный системной психофизиологией.
    По-видимому, упомянутое опережение, заданное
    еще теорией функциональных систем, обусловле­
    но не только выдающимся талантом П.К. Анохи­
    на и В.Б. Швыркова, но и благоприятной интел­
    лектуальной средой, в которой они развивались:
    "бунт против картезианства - основы и символа
    западного мышления - состоялся именно в Рос­
    сии" (цит по [22, с. 303-304]).

Учитывая пройденный системной психофизио­логией путь, можно предположить, что современ­ная нейронаука и психология движутся от карте­зианского прошлого, через эклектичное настоя­щее к системному будущему (подробнее см. в [3]).

Признание системной психофизиологии

Системная психофизиология включена в Госу­дарственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (2000, с. 17), в официальную федеральную программу психоло­гического образования (2001 г.) и рядом глав представлена в учебниках"Основы психофизио­логии" [13] и "Психофизиология" [15], рекомен­дованных Министерством общего и профессио­нального образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,, обуча­ющихся по специальностям "Психология" и "Клиническая психология"

Коллектив лаборатории нейрофизиологичес­ких основ психики им. В.Б. Швыркова неизменно признавался ведущей научной школой (в 1997, 2000 и 2003 гг. по разделу наук о человеке и обще­стве). Системная психофизиология как новое перспективное направление представлена и на международном уровне (см., например, 26]).

Лаборатория им. В.Б.Швыркова проводила и проводит совместную исследовательскую работу с коллегами из других исследовательских учреж­дений России, а также учеными Германии, Поль­ши, Финляндии, Франции, США. Как правило, проблемы этих исследований формулируются с позиций системной психофизиологии.

Преемственность поколений в научной школе. Уже в то время, когда В.Б. Швырков под руковод­ством П.К. Анохина учился в аспирантуре, вокруг него сформировался коллектив единомышленни­ков, ставший базой созданной им по инициативе и при участии Анохина лаборатории нейрофизио­логических основ психики. Основной "костяк" ла­боратории сохранился и в настоящее время, хотя ее состав обновился и расширился за счет моло­дых ученых. Один из его учеников - Ю.И. Алек­сандров, начавший научную работу под руковод­ством П.К. Анохина и В.Б. Швыркова будучи сту­дентом 2 курса, после смерти В.Б. Швыркова возглавил лабораторию, поставив задачу: про­должить дело Учителей - разработку системной психофизиологии.

Ю.И. Александров развил оригинальный исто­рический подход к исследованию системной орга­низации поведения и сформулировал представле­ния о "проекции" видового и индивидуального опыта на центральные и периферические струк­туры нервной системы человека и животных, сформулировал единую концепцию сознания и эмоций, которые рассматриваются как характе­ристики разных, одновременно актуализируемых уровней системной организации поведения, пред-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 25 № 6 2004

НАУЧНАЯ ШКОЛА "СИСТЕМНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ" 99

ставляющих собой трансформированные этапы развития и соответствующих различным уровням системной дифференциации.

Традиции научной школы сохраняются моло­дыми учеными. Молодежь приходит в лаборато­рию обычно после прослушивания лекций, кото­рые читают в разных вузах сотрудники лаборато­рии, и сразу вовлекается в экспериментальную работу, во многих случаях с самого начала разра­батывая свою собственную тему исследования. Для молодежи еженедельно проводятся научные семинары с участием квалифицированных специ­алистов лаборатории под руководством Ю.И. Александрова. Во время семинаров студенты, ас­пиранты и молодые научные сотрудники имеют возможность выступить с докладами и обсудить прочитанную научную литературу, собственные экспериментальные данные. Принципиальная особенность семинаров состоит в том, что обсуж­дение обязательно включает определение специ­фики позиций научной школы по каждому данно­му вопросу в сравнении существующими в лите­ратуре.

Исследуя социальную психологию науки, А.В. Юревич считает, что время "созревания" мо­лодого ученого очень зависит от руководителя: "Полноценная предметно-социальная адаптация начинающего исследователя, его приспособление как к предметным условиям научной деятельнос­ти, так и к ее социальному контексту требует 5-7 лет. Но при хорошем руководстве может про­текать быстрее, а при плохом - медленнее". [22, с. 169]. В научной школе П.К. Анохина и, позже, в научной школе "системная психофизиология", где сама атмосфера научной деятельности спо­собствовала и способствует реализации творчес­ких возможностей молодого ученого, талантли­вый ученик уже через 4-5 лет может руководить работой начинающего исследователя. Если по­пробовать проследить поколения ученых, воспи­танных в упомянутых школах, то в связке "учи­тель-ученик" их можно насчитать от 3-4 до 5-6, в зависимости от способности ученого становиться учителем. Если же не рассматривать конкретные связки "учитель-ученик", то получается, что за 70 лет развития научной школы от теории функцио­нальных систем к системной психофизиологии (с начала тридцатых гг. XX в. до настоящего момен­та) выросло 8-10 поколений ученых.

Сейчас, в эпоху накопления огромного коли­чества новых научных данных, особую остроту приобретает проблема выбора пути исследова­ния, правильность которого влияет на эффектив­ность исследовательского труда. Как говорил П.К. Анохин: "Исследователь может сказать но­вое слово в науке, только обобщив весь современ­ный материал. А для этого необходима организо­ванная эрудиция. Невозможно и не нужно все чи­тать и все знать. Истинная идея, как магнит,

способна из груды разнородных фактов притяги­вать к себе только "железные" [1, с. 37)]. Поэто­му "именно школы ... становятся очагами наибо­лее интенсивной концентрации творческой энер­гии, наиболее активного воздействия на научный прогресс" [23, с. 9)].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аджубей А. Академик Анохин о мозге и киберне­
    тике // Советский Союз. 1972. № 11. С. 36-38.

  2. Александров Ю.И., Брушлинский А.В., Суда­
    ков К.В., Умрюхин Е.А. Системные аспекты пси­
    хической деятельности. М., 1999.

  3. Александров Ю.И., Крылов А.К. Системная мето­
    дология в психологии: от нейрона до сознания //
    Идея системности в современной психологии. М.:
    ИПРАН, 2004.

  4. Александров И.О., Максимова Н.Е., Горкин А.Г.,
    Шевченко Д.Г и др. Комплексное исследование
    структуры индивидуального знания // Психол.
    журн. 1999. № 1. С. 49-69.

  5. Анохин П.К. Очерки по физиологии функцио­
    нальных систем. М: Медицина, 1975.

  6. Анохин П.К. Идеи и факты в разработке теории
    функциональных систем (из архива) // Петр Кузьмич
    Анохин / Под ред. К.В. Судакова. М., 1983. С. 50-71.

  7. Анохин П.К. Верю таланту. В сб.: Наука сегодня /
    Под ред. СР. Микулинского, М.: Молодая гвардия,
    1969 // Петр Кузьмич Анохин / Под ред. К.В. Суда­
    кова, М., 1983. С. 44-49.

  8. Ашумова И.В., Камышова О.Н. Активность мозга
    при наблюдении за поведением у обученных и нео­
    бученных этому поведению индивидов // Студенты
    в научном поиске: Тезисы докладов 1 Всероссий­
    ской студенческой научно-практической конфе­
    ренции. Наб. Челны, 2004. С. 18-21.

  9. Безденежных Б.Н. РЗОО как показатель системных
    процессов // Современная психология: состояние и
    перспективы исследований. М.: ИП РАН, 2002.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

© 2004 г. Ю. И. Александров*, Д. Г. Шевченко** iconУрок города в 9 «В» классе 19. 11. 2004 года классный руководитель...
Цель: воспитание патриотизма, уважения подвига русского народа, проявленного в годы во войны
© 2004 г. Ю. И. Александров*, Д. Г. Шевченко** iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основании...
Л. Л. Шевченко «Православная культура. Концепция и программа учебного предмета» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций...
© 2004 г. Ю. И. Александров*, Д. Г. Шевченко** iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основании...
Л. Л. Шевченко «Православная культура. Концепция и программа учебного предмета» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций...
© 2004 г. Ю. И. Александров*, Д. Г. Шевченко** iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основании...
Л. Л. Шевченко «Православная культура. Концепция и программа учебного предмета» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций...
© 2004 г. Ю. И. Александров*, Д. Г. Шевченко** iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основании...
Л. Л. Шевченко «Православная культура. Концепция и программа учебного предмета» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций...
© 2004 г. Ю. И. Александров*, Д. Г. Шевченко** iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV). Подготовительный класс/....
© 2004 г. Ю. И. Александров*, Д. Г. Шевченко** iconРабочая программа по Всеобщей истории (базовый уровень) 8 класс
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.) на основе Годер Г. И., Вигасин А....
© 2004 г. Ю. И. Александров*, Д. Г. Шевченко** iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специальные (коррекционные) образовательные программы (VII вида) Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее...
© 2004 г. Ю. И. Александров*, Д. Г. Шевченко** iconВладимир, Муром, Гусь-Хрус­тальный, Юрьев-Польский, Александров,...
...
© 2004 г. Ю. И. Александров*, Д. Г. Шевченко** iconПрограмма разработана на основе региональной программы Е. Н. Ерёменко,...
Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыгиной, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубановедение». Краснодар, 2011 г
© 2004 г. Ю. И. Александров*, Д. Г. Шевченко** iconПояснительная записка Учебная программа по русскому языку разработана...
Т. Е. Хохловой; авторской программы Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпиной, рекомендованной мо и науки РФ для классов коррекционно-развивающего...
© 2004 г. Ю. И. Александров*, Д. Г. Шевченко** iconЕ. В. Охотский А. А. Александров
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и магистрантов Международного института управления мгимо (У) мид россии
© 2004 г. Ю. И. Александров*, Д. Г. Шевченко** iconРабочая программа по истории 8 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 с. Александров Гай Александрово-Гайского...
© 2004 г. Ю. И. Александров*, Д. Г. Шевченко** iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Теремок» с. Александров- гай Александрово- гайского муниципального района Саратовской области
© 2004 г. Ю. И. Александров*, Д. Г. Шевченко** iconУтверждаю проректор по учебной работе проф. А. Ю. Александров 2010 г. Рабочая программа
Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 19
© 2004 г. Ю. И. Александров*, Д. Г. Шевченко** iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 села Александров Гай Саратовской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск