ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра «Технологии внешнеторговых сделок»
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
____________ А.А. Вологдин « » ________________ 2012 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Код и направление подготовки
080200.62 «Менеджмент» профиль - «Международный менеджмент» Квалификация (степень) выпускника – бакалавр Форма обучения и курс - очная форма обучения, 3 курс
Обсуждена и рекомендована
к утверждению на заседании кафедры
протокол № 9 от «15» июня 2012 г. Москва 2012
Разработчик программы: старший преподаватель кафедры «Технологии внешнеторговых сделок» Балакирева С.М. Рецензент: д.в.н. профессор кафедры «Менеджмента и маркетинга» Медведев В.П.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель освоения дисциплины
| 4
| 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
| 4
| 3. Структура и содержание дисциплины
| 4
| 4. Содержание дисциплины
| 5
| 5. Образовательные технологии
| 9
| 6. Компетентностно-ориентированные оценочные средства
| 10
| 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
| 14
| 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
| 18
| 1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- формирование у студентов системы теоретических знаний и практических навыков по современным формам и методам воздействия на поведение личности, группы для повышения эффективности работы внешнеторговой организации, а также необходимых для индивидуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
«Организационное поведение» является учебной дисциплиной профессионального цикла образовательной программы бакалавриата.
Для успешного овладения знаниями, навыками и умениями при изучении «Организационное поведение» студенты должны иметь представления о структуре социального взаимодействия, об основных аспектах управления поведением сотрудников внешнеторговых организаций, уметь вести постоянный самоанализ своих поступков и действий, который позволит выявить в них слабые и сильные стороны, уметь вырабатывать в себе такие черты характера, которые необходимы в будущей деятельности менеджера внешнеторговой организации.
Учебная дисциплина «Организационное поведение» взаимосвязана с другими учебными дисциплинами основной образовательной программы бакалавриата, такими как: «Психология», «Менеджмент», «Теория организаций», «Управление персоналом», Техника и организация внешнеторговых операций», которые можно назвать «стратегией познания и оценки» роли «человеческого фактора» в практике внешнеторгового менеджмента.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
основные концепции для моделирования организационного поведения
причины поступков и действий индивидов и групп в определенных условиях
уметь:
применять категориальный аппарат и основные закономерности организационного поведения в профессиональной деятельности
владеть:
теоретическими знаниями и практическими навыками по современным формам и методам воздействия на поведение личности, группы для повышения эффективности работы внешнеторговой организации
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Всего часов
| Виды учебной работы
(в академических часах)
| Л
| С / ПЗ
| СР
| 1
| Предмет и задачи дисциплины «Организационное поведение»
| 4
| 2
| -
| 2
| 2
| Личность менеджера (сотрудника) ВЭО и факторы, определяющие ее поведение
| 8
| 2
| 2
| 4
| 3
| Формирование, структура и развитие группы и коллектива ВЭО. Поведение личности в группе (коллективе)
| 8
| 2
| 2
| 4
| 4
| Межличностные отношения менеджеров (сотрудников) фирмы, отдела и их влияние на организационное поведение
| 12
| 4
| 2
| 6
| 5
| Принятие управленческих решений менеджером ВЭО и их влияние на поведение сотрудников
| 10
| 4
| 2
| 4
| 6
| Социально-психологические конфликты в организации и способы их урегулирования
| 14
| 4
| 2
| 8
| 7
| Организационная культура и ее влияние на поведение сотрудников внешнеэкономической организации
| 12
| 4
| 2
| 6
| 8
| Поведенческие проблемы при внедрении инноваций в условиях конкуренции
| 4
| 2
| -
| 2
| 9
| Команда менеджера как условие эффективного управления организационным поведением
| 8
| 2
| 2
| 4
| 10
| Имидж внешнеторговой организации и ее менеджеров
| 10
| 2
| 2
| 6
|
| Всего
| 90
| 28
| 16
| 46
|
Текущий контроль – 2 контрольных работы Итоговый контроль - экзамен 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Темы и их аннотации Тема 1. Предмет и задачи дисциплины «Организационное поведение»
Сущность организационного поведения. Место проблем организационного поведения в системе внешнеторгового менеджмента. Личностный, групповой и организационный уровни изучения проблем организационного поведения.
Теоретические основы для построения моделей поведения человека: школа психоанализа З.Фрейда; школа бихевиоризма Дж.Уотсона и теория оперантного обусловливания Б.Скиннера; школа когнитивизма; школа социального научения. Возможности использования указанных теоретических концепций в практической деятельности менеджера внешнеторговой организации.
Методологические особенности организационного поведения как научной дисциплины: синтетичность, системность, практическая направленность.
Тема 2. Личность менеджера /сотрудника/ ВЭО.
Факторы, определяющие её поведение
Проблема управления поведением отдельных сотрудников во внешнеэкономической организации. Социальные, профессиональные и демографические особенности сотрудников ВЭО и их влияние на поведение личности.
Особенности темперамента, черт характера, направленности личности, ее способностей, детерминирующие поведение человека.
Социально-психологические особенности поведения менеджеров /сотрудников/ внешнеэкономической организации в формальных и неформальных условиях профессиональной деятельности. Влияние на взаимоотношения закономерных факторов ситуации: неопределённости отклика; неадекватности отображения партнёрами /сотрудниками/ друг друга; неадекватности самооценки; расщепления /несовпадения/ смысла и значения информации; стремления к самосохранению; компенсационных потребностей.
Место и роль выделенных закономерных факторов ситуации в практике повседневного поведения менеджеров /сотрудников/ внешнеэкономической организации.
Тема 3. Формирование, структура и развитие групп и коллектива внешнеэкономической организации. Поведение личности в группе /коллективе/
Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп /условная и реальная, первичная и вторичная, формальная и неформальная, референтная и «группа членства»/.
Основные характеристики групп во внешнеэкономической организации. Типичные ролевые функции членов групп. Позиции отдельных членов группы. Экспектации.
Групповые нормы, их классы и значение в организационном поведении. Социальный контроль и санкции.
Менеджмент создания и психологического оформления групп. Модели развития групп, используемые в практике профессиональной деятельности менеджера внешнеэкономической организации /стратометрическая концепция А.В.Петровского; двухфакторная модель Б.Такмена; параметрический подход Л.И.Уманского/.
Феномен группового давления и его влияние на поведение личности в группе. Учёт теоретических аспектов развития групп и групповой динамики при комплектовании и организации работы сотрудников внешнеэкономических организаций в условиях внешнеторговой деятельности. Тема 4. Межличностные отношения менеджеров /сотрудников/ фирмы, отдела и их влияние на организационное поведение
«Отношения» как социально-психологическая категория. Специфика экономических, социальных, правовых, нравственных и эстетических отношений сотрудников /партнёров/ в процессе совместной деятельности.
Природа межличностных отношений. Влияние межличностных отношений на поведение человека.
Восприятие человека человеком как условие формирования впечатления о нём, как фактор построения собственного поведения. Схемы формирования первого впечатления о человеке. Ошибки в восприятии другого человека. Характерные типы реакций позитивной направленности: симпатия, межличностная привлекательность, совместимость. Характерные типы реакций негативной направленности: амбиции, зависть, злорадство, агрессия, самодовольство и др.
Проблемы межличностных отношений в диаде «менеджер-сотрудник». Тема 5. Принятие управленческих решений менеджером ВЭО и их влияние на поведение сотрудников
Роль управленческого решения в организационном поведении. Типология управленческих решений и требования к ним. Типовой состав подготовки и реализации управленческих решений. Психологическая характеристика управленческого решения.
Организационные технологии подготовки и реализации решений: управление по результатам, управление на базе интересов и потребностей, управление в исключительных случаях и др.
Психология стилевых различий в выработке управленческих решений. Модели поведения менеджера в процессе принятия управленческого решения.
Психология формулирования устных распоряжений. Личностные качества и особенности авторитета менеджера, влияющие на принятие решения.
Оперативная оценка хода и промежуточных итогов выполнения решения. Типичные ошибки менеджера при подведении итогов выполнения решения. Тема 6. Социально-психологические конфликты в организации
и способы их урегулирования
Психологическая сущность конфликта. Классификация конфликтов. Динамика развития конфликта.
Понятие межличностного конфликта: сущность, три признака конфликта и их взаимосвязь.
Причины межличностных конфликтов в организации: объективные и субъективные.
Стратегия поведения менеджера в условиях межличностного конфликта. Выбор и методы реализации стратегии: игнорирования, приспособления, соперничества, сотрудничества, компромисса.
Прямые методы разрешения конфликта между сотрудниками организации.
Косвенные методы разрешения конфликта между подчиненными (метод «выхода чувств», метод «эмоционального возмещения», метод «авторитетного третьего»).
Последовательность (алгоритм) действий менеджера при анализе межличностного конфликта или конфликтной ситуации, в которой он является одним из действующих лиц. Тема 7. Организационная культура и её влияние на поведение
сотрудников внешнеэкономической организации
Сущность понятия «организационная культура». Соотношение понятий «организационная культура» и «организационный климат». Связь организационной культуры и результативности деятельности внешнеэкономической организации.
Место и роль миссии, ценностей в формировании корпоративной культуры. Примеры миссии, базовых ценностей, кодекса поведения отечественных и зарубежных фирм.
Основные свойства и структура организационной культуры. Влияние организационной культуры фирмы, отдела на взаимоотношения сотрудников. Организационная культура в повседневной практике деятельности менеджеров и рядовых исполнителей. Формальные и неформальные проявления организационной культуры.
Субкультуры во внешнеэкономических организациях. Культура структурных подразделений ВЭО. Формирование и поддержание организационной культуры.
Организационная приверженность: сущность, роль, структура и источники.
Анализ особенностей организационных культур отечественных и зарубежных фирм. Тема 8. Поведенческие проблемы при инновациях /нововведениях/ в условиях конкуренции
Сущность и источники инноваций /нововведений/ в условиях работы внешнеторговой организации на рынках конкурирующего бизнеса.
Характеристика причин и предпосылок возможных нововведений: острой конкуренции на рынках товаров и услуг; угрозы банкротства; потребности в освоении новых товарных рынков. Типичный характер организационных нововведений в этих условиях: развитие предприятия; перепрофилирование; сокращение штатов; создание новых организационных структур, ориентированных на новые технологии и формы внешней торговли.
Возможность и необходимость инноваций /нововведений/ как необходимая составляющая деятельности менеджеров.
Типичные отношения к нововведениям. Позиции новаторов, энтузиастов, рационалистов, нейтралов, консерваторов, ретроградов, скептиков. Особенности работы менеджеров по преодолению сопротивления нововведениям и созданию оптимистической перспективы. Тема 9. Команда менеджера как условие эффективного управления организационным поведением
Место и роль команды менеджера в деятельности внешнеторговой организации. Понятие «эффективности» команды. Основные характеристики эффективной команды. Основные этапы «жизни» команды.
Ролевые функции членов команды: целевые и поддерживающие /М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури/.
Психологические условия формирования команды. Подбор членов команды. Роль менеджера как лидера команды.
Факторы, влияющие на работу команды менеджера /численность, состав, профессионализм. Характер групповых норм, уровень сплочённости, степень конфликтности/.
|