Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, обучающихся по направлению подготовки





Скачать 416.56 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов, обучающихся по направлению подготовки
страница1/4
Дата публикации19.03.2015
Размер416.56 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»

Основы психоанализа

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, обучающихся по направлению подготовки 030300.62 Психология
Квалификация выпускника

бакалавр

Код квалификации 62

Москва – 2013

Методические рекомендации

по самостоятельной работе студентов

утверждены и рекомендованы

Экспертно-методическим советом РГУФКСМиТ

Протокол №_____от «____» ____________2012г.

Составители:

Романина Елена Васильевна – кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии РГУФКСМиТ;

Наконечная Людмила Евгеньевна – преподаватель кафедры психологии ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ».


Рецензент: Москвина Нина Викторовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»


Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов дисциплины «Основы психоанализа» профессионального цикла вариативной части составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению подготовки 030300.62 Психология

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
Самостоятельная работа студента по изучению учебной дисциплины является важным условием освоения учебного материала и формирования профессиональных знаний и навыков. В процессе самостоятельной работы студент развивает свои аналитические способности, навыки самоорганизации, вырабатывает привычку систематического чтения. При этом своевременная самостоятельная работа студента позволяет минимизировать затраты, в том числе и временные, по изучению учебного материала и добиваться прочного его усвоения.

Самостоятельная работа студента по изучению теоретического материала представляет собой достаточно сложный и напряженный труд. Вузовская практика позволяет выделить следующие формы самостоятельной работы студента:

  • формирование представления об основных понятиях и категориях, на которых базируется специальное знание;

  • изучение научной и учебной литературы при подготовке к рубежному и итоговому контролю знаний (зачетам и экзаменам);

  • сбор информации и выполнение учебно-исследовательских, письменных, контрольных работ, подготовка к устному опросу с использованием традиционных и современных источников (библиотечные фонды, глобальные информационные сети) на основе собственного опыта и достигнутой на лекционных и лабораторно-практических занятиях компетентности;

  • подготовка тезисов доклада на занятии или сообщения для участия в теоретических конференциях по актуальным социально-политическим проблемам.


Исходными учебно-методическими документами в организации самостоятельной работы студента являются рабочая программа по учебной дисциплине, разработанная на кафедре в соответствии с государственным образовательным стандартом, методические рекомендации и методические пособия кафедры по изучаемой дисциплине, перечень учебных вопросов, научная и учебная литература, ключевые понятия и основные вопросы (проблемы), на которые необходимо обратить внимание в процессе самоподготовки.

Преподаватель на лабораторном занятии знакомит студентов с тем, как методы индивидуальной и групповой психодиагностики и психологического консультирования могут быть использованы в психологической работе, с методами анализа, интерпретации, задает вопросы для самостоятельного размышления (вопросы могут носить воспитательный характер и служить формированию мировоззрения студентов). По результатам тестирования студентами самостоятельно выполняются учебно-исследовательские работы, включающие сбор данных психодиагностики, анализ, обработку результатов, интерпретацию, подготовку доклада, выступление на лабораторно-практическом занятии с последующим обсуждением результатов. Другие задания для самостоятельной работы проверяются в ходе устного опроса или в форме письменной или контрольной работ (реферата).
Учебно-исследовательская работа.

Одну тему (любую из тем лабораторного практикума) на двоих-троих студенты могут взять в качестве учебно-исследовательской работы. Работа оформляется следующим образом:

  1. Титульный лист

  2. Оглавление

  3. Литературный обзор (2-3 стр.). Дать научное определение терминов, используемых для раскрытия темы, коротко обзор исследований в избранном виде спорта

  4. Описание метода исследований (название, цель работы, необходимый материал, бланки ответов, ход работы

  5. Полученные данные, математическая обработка

  6. Выводы, рекомендации

  7. Список использованной литературы

По теме учебно-исследовательской работы делается доклад на 2-3 мин перед группой. К докладу готовят сопровождение – плакат или мультимедийные материалы.

Студенты, выполняющие УИР, консультируют студентов, пропустивших данное лабораторно-практическое занятие, помогают им освоить практические методики под контролем преподавателя. В зависимости от качества освоения преподаватель начисляет баллы за отработку занятий студентам, пропустившим занятие и студентам, проводившим консультацию.
Устный опрос.

Тема сообщения указывается преподавателем и соответствует плану лабораторно-практических или семинарских занятий.

Сообщение предполагает устное выступление студента в пределах 15 минут. По результатам выступления формируется дискуссия: присутствующие задают вопросы (не менее 3 вопросов). В конце выступления возможен краткий опрос основных положений: докладчик или преподаватель задают вопросы аудитории.

При составлении сообщения студент должен использовать не менее трех источников (учебник и специализированная литература по теме).

Знакомство с первоисточниками, изложение и анализ оригинала оценивается дополнительными баллами.
Письменная работа (реферат).

Требуемый размер текста – от 15 до 20 машинописных страниц, кегль 12 или 14.

В составе текста должны быть следующие части: титульная страница, «Содержание», «Введение», основная часть, «Заключение» и «Список литературы». Во вводной части формулируются цель реферата и актуальность рассматриваемой темы. В заключительной части формулируются собственные выводы из рассмотренного материала.

В списке литературы должны быть правильно и подробно оформлены выходные данные текстов, использованных при подготовке; приводятся в алфавитном порядке.

В описании каждого текста указываются: автор, название, место издания, издательство, год издания; для периодических изданий и серий приводятся их номера; если текст составляет часть издания, то указываются соответствующие страницы.

Цитаты в тексте (а также любые материалы, которые буквально пересказаны) приводятся обязательно с точной ссылкой на источник из списка литературы; цитируемые слова выделяются кавычками. Желательно, чтобы объем цитат не превышал пятой части от каждой страницы.

Ссылка с указанием источника делается в виде постраничных сносок (внизу страницы), либо в квадратных скобках (в основном тексте) – по предпочтению преподавателя, утвердившего тему реферата.
Контрольная работа

Контрольная работа должна иметь следующую структуру:

1. титульный лист;

2. содержание;

3. введение;

4. основная часть;

5. заключение;

6. список использованной литературы.

Титульный лист должен содержать следующую информацию: название вуза, название дисциплины, название темы, Ф.И.О. исполнителя, название специальности, номер факультета, номер группы, номер студенческого билета, год. Содержание представляет собой перечисление основных рассматриваемых вопросов с указанием страниц. Содержание реферата отражает план изложения информации. Во введении формулируется задача исследования и очерчивается круг вопросов, с помощью которых предполагается раскрыть содержание темы.

В основной части раскрывается суть изучаемой проблемы посредством последовательного рассмотрения отдельных вопросов. Основная часть должна быть разбита на параграфы (главы) в соответствии с поставленными вопросами. Цитаты заключаются в кавычки. После них обязательно делаются сноски с указанием цитируемой работы, места и года издания, страницы. Сноски обычно помещаются внизу страниц под чертой, отделяющей их от основного текста.

Заключение содержит основные выводы, историческую, научную, личную оценку описываемого явления или изучаемой проблемы.

Список использованной литературы должен содержать не менее трех наименований. При выполнении контрольной работы предпочтительно использовать рекомендованную литературу. Приветствуется использование материалов периодической печати (например, журнал «Вопросы психологии» и др.).
ИСТОРИЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Тема 1. Предыстория психоанализа

Понятие глубинной психологии. Методика и техника проявлений элементов глубинной психологии в ритуалах примитивных народов, магических практиках древности и мистериях античных посвящений. Мифология бессознательного в творчестве Платона. Концептуальные предпосылки психоанализа. Психологическая школа В.Вундта. Психофизиологическая школа Э.Брюкке. Философские идеи А.Шопегауэра и Ф.Ницше. Достижения французских психоневрологов (Ж.М.Шарко) и гипнологов (И.Бернгейм, А.Льебо). Концепция "мыслей тела" Т.Мейнерта. Этнокультурные и культурно-исторические предпосылки возникновения психоанализа. Понятие цивилизационного кризиса и роль глубинной психологии в эпоху слома цивилизационной модели.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ.

Тема 2.1. Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Рождение психоаналитика: семейные истоки. Структура материнского и отцовского комплексов З.Фрейда. Этнокультурная среда: проблема значимости еврейской культуры и иудаистской религии в формировании психоанализа как личностной установки. Годы гимназического и университетского обучения. Идейные влияния и амбициозные мечты. Годы работы в лаборатории Э.Брюкке и в клиническом отделении Т.Мейнерта. Формирование терапевтической стратегии. Начало частной лечебной практики. Стажировки в Париже и Нанси. Сотрудничество с И.Брейером: катартический метод.

Начало самоанализа. "Проект научной психологии" Связь с В.Флиссом. "Толкование сновидений". Формулировка и развитие теории вытеснения. Становление психоаналитического движения. Сотрудничество и разрыв с Адлером, Штекелем и Юнгом. Формулировка основ методики и техники психоаналитической терапии. Слоевая модель психического аппарата. Начало прикладных исследований. Послевоенный психоанализ. Проблема инстинкта смерти. Создание основ аналитической Эго-психологии и динамической модели психического аппарата. Психоаналитическая теория культуры. Болезнь, эмиграция и смерть.
Тема 2.2. Психоаналитическое понимание личности

Взгляды Фрейда на структуру личности. “Я”. “Оно”. “Сверх-Я”. Природа и основные характеристики “Оно”. Сосуществование противоположных импульсивных желаний. Время, пространство, законы логического мышления в “Оно”. Сознательное и бессознательное в “Я”. Отношение “Я” к сознанию. “Я” как часть “Оно” и представитель внешнего мира в психике. “Я” как посредник между “Оно” и внешним миром.n Происхождение “Сверх-Я”. Филогенетические истоки. “Сверх-Я” как воплощение родительского авторитета. Функция “Сверх-Я” как Я-идеала. Предписание норм поведения. Совесть, бессознательное чувство вины, страх. Взаимоотношение между “Я”, “Оно” и “Сверх-Я”. Зависимости “Я”. Компромиссы с внешним миром. Стремление обуздать влечения “Оно”. Подчинение “Я” категорическому императиву “Сверх-Я”. Несчастное сознание. Терапевтическая цель психоанализа с точки зрения структурной дифференциации личности.

Изречения

Фрейд З.: «Пользуясь популярными выражениями, можно сказать, что Я в душевной жизни представляет здравый смысл и благоразумие, а Оно – неукротимые страсти».

«Мы приближаемся к пониманию Оно при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений».

«Чем особенно отличается Я от Оно, так это стремлением к синтезу своих содержаний, к обобщению и унификации своих психических процессов, которое совершенно отсутствует у Оно».

“В то время, как “Я”, в основном, является представителем внешнего мира, реальности, — “Сверх-Я” противостоит ему как поверенный внутреннего мира, “Оно”.

Сверх-Я погружается в Оно, как наследник Эдипова комплекса, оно имеет с ним интимные связи»

“Оно совершенно аморально, Я старается быть моральным, Сверх-Я может стать гиперморальным и тогда стать жестоким, каким может только быть Оно”.

“Отношение Я к Оно можно сравнить с отношением наездника к своей лошади. Лошадь дает энергию для движения, наездник обладает преимуществом определять цель и направление движения сильного животного. Но между Я и Оно слишком часто имеет место не идеальное взаимоотношение, когда наездник вынужден направлять скакуна туда, куда тому вздумается”.

«Сверх-Я предъявляет самые строгие моральные требования к отданному в его распоряжение беспомощному Я, оно вообще представляет собой требования морали, и мы сразу понимаем, что наше моральное чувство вины есть выражение напряжения между Я и Сверх-Я».

«Мы должны упомянуть еще одну важную функцию , которой мы наделяем это Сверх-Я. Оно является также носителем Я-идеала, с которым Я соизмеряет себя, к которому оно стремится, чье требование совершенствования оно старается выполнить».

“Если Я вынуждено признать свою слабость, возникает страх, реальный страх перед внешним миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх перед силой страстей в Оно”.

«Импульсивные желания, которые никогда не переступают через Оно, а также впечатления, которые благодаря вытеснению опустились в Оно, виртуально бессмертны, спустя десятилетия они ведут себя так, словно возникли заново. Признать в них прошлое, суметь обесценить их и лишить заряда энергии можно только в том случае, если путем аналитической работы они станут осознанными, и на этом в немалой степени основывается терапевтическое действие психоаналитического лечения».

“Психоанализ является тем орудием, которое должно дать Я возможность постепенно овладеть Оно”.

“Там, где было Оно, должно стать Я”.

Контрольные вопросы

1. Какова психоаналитическая структура личности?

2. В чем заключаются основные характеристики “Оно”, “Я” и “Сверх-Я”?

3. Каковы взаимоотношения между “Оно”, “Я” и “Сверх-Я”?

4. Почему “Я” является несчастным?

5. Что представляет собой психоанализ с точки зрения структурных

составляющих личности?

Литература

Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. — М., 1977. — С. 43—46.

Фрейд З. Я и Оно // З.Фрейд. Либидо. – М., 1996. – С.235-264;

Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности.- Минск, 1997. – С.455-478; З.

Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. – Тбилиси, 1991. – С.351-392.

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1995. — С. 334—349.
Тема 2.3. Эрос и Танатос

Интересы самосохранения и требования либидо. Любовь и ненависть. Инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (танатос). Агрессия вовне и деструкция. Внутренне направленная агрессивность и саморазрушение. Насилие и право. Убийство и порабощение. Насильственное принуждение и эмоциональные связи. Инстинкт деструктивности и совесть. Сознание вины и потребность в наказании. Агрессия совести. Страх перед авторитетом и страх перед “Сверх-Я”. Жизнь как взаимо- и противодействие Эроса и Танатоса. Борьба между Эросом и Танатосом как извечный конфликт. Смысл культурного развития. Роковой для человечества вопрос о предвидении исхода борьбы между Эросом и Танатосом.

Изречения

Фрейд З.: “Наше понимание с самого начала было дуалистическим, и оно теперь острее, чем прежде, с тех пор как мы эти противоположности

обозначаем не как первичные позывы “Я” и сексуальные первичные позывы, а как первичные позывы жизни и первичные позывы смерти”.

“…агрессивное стремление является у человека изначальной, самостоятельной и инстинктивной предрасположенностью”.

“Инстинкт смерти становится инстинктом деструктивности, когда он направлен вовне, на объекты — с помощью специальных органов. Живое существо, так сказать, сохраняет свою собственную жизнь, разрушая чужую”.

“Агрессия интроецируется, переносится внутрь, иначе говоря, возвращается туда, где она, собственно, возникла, и направляется против собственного “Я”. Там она перехватывается той частью “Я”, которая противостоит остальным частям как “Сверх-Я”, и теперь в виде совести использует против “Я” ту же готовность к агрессии, которую “Я” охотно довлетворило бы на других, чуждых ему индивидах”.

“…речь идет не о том, чтобы полностью устранить человеческую склонность к агрессии; можно попытаться так изменить ее направление, чтобы она не обязательно находила свое выражение в виде войны”.

“К счастью, агрессивные влечения никогда не существуют сами по себе, но всегда сопряжены с эротическими. Эти последние в условиях созданной человеком культуры могут многое смягчить и предотвратить”.

“Теперь смысл культурного развития проясняется. Оно должно продемонстрировать на примере человечества борьбу между Эросом и Смертью, инстинктом жизни и инстинктом деструктивности. Эта борьба — сущность и содержание жизни вообще, а потому культурное развитие можно было бы просто обозначить как борьбу рода за выживание”.

“Роковым для рода человеческого мне кажется вопрос: удастся ли — и в какой мере — обуздать на пути культуры влечение к агрессии и самоуничтожению, ведущее к разрушению человеческого существования. Наше время представляет в связи с этим особый интерес. Ныне люди настолько далеко зашли в своем господстве над силами природы, что с их помощью легко могут истребить друг друга вплоть до последнего человека. Они знают это, отсюда немалая доля их теперешнего беспокойства, их несчастья, их тревоги. Остается надеяться, что другая из “небесных властей” — вечный Эрос — приложит свои силы, дабы отстоять свои права в борьбе с равно бессмертным противником. Но кто знает, на чьей стороне будет победа, кому доступно предвидение исхода борьбы?”

Контрольные вопросы

1. Что такое инстинкт жизни и инстинкт смерти с точки зрения Фрейда?

2. Каково соотношение между инстинктом смерти и инстинктом агрессивности?

3. В чем состоит агрессия совести?

4. Возможно ли устранение склонности человека к агрессии?

5. Является ли извечной борьба между Эросом и Танатосом?

Литература

Додельцев Р.Д. Концепция культуры З. Фрейда. — М., 1989.

Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992. — С. 103—134, 258—

269.

Фрейд З. “Я” и “Оно”. Труды разных лет. Книга 1. — Тбилиси, 1991. —С. 173—

192.

Фрейд З. Неизбежна ли война? Письмо Альберту Эйнштейну // З.Фрейд. По ту

сторону принципа удовольствия. – М., 1992. – С.325-337.

Фрейд З. Размышления о войне и смерти // Архетип. – 1995.- № 2. – С.17 – 24.

Фромм Э. Душа человека. — М., 1992. — С. 16—29.
НЕОПСИХОАНАЛИЗ

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, обучающихся по направлению подготовки iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, обучающихся по направлению подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение...
Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, обучающихся по направлению подготовки iconМетодические указания к самостоятельной работе Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, обучающихся по направлению подготовки iconМетодические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе...
Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, обучающихся по направлению подготовки iconМетодические указания по самостоятельной работе
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, обучающихся по направлению подготовки iconМетодические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 034300. 62 «Физическая культура», профилю...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, обучающихся по направлению подготовки iconМетодические указания по самостоятельной работе
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, обучающихся по направлению подготовки iconМетодические указания по самостоятельной работе красноярск 2011 Разработчик: А. В. Бухаров
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, обучающихся по направлению подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные вопросы синтаксического анализа для студентов, обучающихся по...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, обучающихся по направлению подготовки iconМетодические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: В. А. Кратасюк
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, обучающихся по направлению подготовки iconМетодические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной...
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы предназначены для студентов по направлению подготовки 072500...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, обучающихся по направлению подготовки iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов дисциплина сд. Страховой маркетинг
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Экономика»
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, обучающихся по направлению подготовки iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании научно-методической секции Экономического факультета
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, обучающихся по направлению подготовки iconМетодические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: Свидерская И. В
...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, обучающихся по направлению подготовки iconМетодические указания по самостоятельной работе красноярск 2013 удк...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400....
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, обучающихся по направлению подготовки iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск