Выполнили: Горячих Людмила Вишняков Андрей





НазваниеВыполнили: Горячих Людмила Вишняков Андрей
Дата публикации10.04.2015
Размер75.1 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
Иркутский Государственный Университет

Сибирско-Американский факультет менеджмента


Доклад по социологии:
Школа человеческих отношений

Мотивация


Выполнили:

Горячих Людмила

Вишняков Андрей

Преподаватель:

Шиверских М.Р.

Иркутск’ 99

Школа человеческих отношений ( 1930 –1950)

Поведенческие науки (1950 – по настоящее время)

Школа научного управления и классическая школа появились на свет, когда психологи находились ещё в зачаточном состоянии. Многие в начале XX века серьёзно ставили под сомнение новую фрейдовскую теорию подсознательного. Более того, поскольку те, кто интересовался психологией, редко интересовались управлением, существовавшие тогда скудные знания о человеческом сознании были никак не связаны с проблемами трудовой деятельности. Следовательно, хотя авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами, как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой.

Движение за человеческие отношения. Двух ученых – Мери Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо – можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении. Именно мисс Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Проводя знаменитые эксперименты, Элтон Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, предполагает Маслоу, являются в основном не экономические силы, как считали сторонники и последователи школы научного управления, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.
Мотивация

Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.

Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет. В древние времена для этого служили хлыст и угрозы, для немногочисленных избранных – награды. С конца XVIII и по XX век было широко распространено убеждение, что люди всегда будут работать больше, если у них имеется возможность заработать больше. Считалось, таким образом, что мотивирование – это простой вопрос, сводящийся к предложению соответсвующих денежных вознаграждений в обмен на прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления.

Исследования в области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Руководители узнали, что мотивация, то есть создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. В настоящее время известно, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворить эти потребности через хорошую работу.
Содержательные теории мотивации
Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объёма и содержания работы. Одним из первых бихевиористов, из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и об их влиянии на мотивацию, был Абрахам Маслоу. Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий.

1 Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

2 Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.

3 Социальные потребности – это понятие, включающее чувство принадлежности к чему-либо или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4 Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5Потребности самовыражения – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Мотивация и иерархия потребностей. По теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, в которой показано, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной и сильной. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным, определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Но иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Например, люди обычно начинают искать своё место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности. То есть, другими словами, хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность человека при этом стимулируется не только ею. Более того, Маслоу отмечает:

«До сих пор мы говорили, что иерархические уровни потребностей имеют фиксированный порядок, но на самом деле эта иерархия не такая «жесткая», как мы полагали. Это правда, что для большинства людей, с которыми мы работали, их основные потребности располагались приблизительно в том порядке, как мы указали. Однако был и ряд исключений. Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь».

Использование теории Маслоу в управлении. Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации.

Критика теории Маслоу. Хотя, казалось бы, теория человеческих потребностей Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили её далеко не полностью. Конечно, в принципе, людей можно отнести к той или иной достаточно широкой категории, характеризующейся какой-либо потребностью высшего или низшего уровня, но четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей по Маслоу, по-видимому, просто не существует. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.

Основная критика теории Маслоу сводилась к тому, что ей не удалось учесть, индивидуальные отличия людей. Эдвард Лоулер, напротив, ввел иерархическую структуру индивидуальных потребностей-предпочтений, которую человек формирует на основании своего прошлого опыта. Так, исходя из своего прошлого опыта, один человек может, быть более всего заинтересован в самовыражении, в то время как поведение другого, вроде бы схожего с ним и также работающего, будет в первую очередь определяться потребностью в признании, социальными потребностями и потребностью в безопасности. Некоторые люди, например, были настолько потрясены Великой депрессией 30-х годов, что потом (хотя им и удалось разбогатеть) всю жизнь доминирующей у них оставалась потребность в безопасности.


Теория Макгрегора (теория человеческих отношений)

Менеджер- это человек, который управляет другими людьми, используя такие методы как организация, принятие решений, контроль и мотивация. При этом он постоянно сталкивается с дилеммой:

1 Почему одни работники подчиняются требованиям организации, а другие сознательно ограничивают свои усилия (например, одни никогда не пропустят и дня работы, а другие постоянно «болеют»);

2 Почему одни работают добросовестно, с полной отдачей, а другие только отсиживают рабочее время;

3 Почему люди прекращают эффективно работать и начинают вести себя совсем по-другому?

Таким образом, одна из основных целей менеджера состоит в том, чтобы мотивировать людей работать эффективно. Основную часть времени большинство людей работает охотно. Это по своей сути примечательный факт, и способность менеджера поддерживать это положение вещей могла бы быть заметно улучшена, если бы он знал побудительные мотивы. Почему люди ведут себя именно так как ведут?

Один из вариантов ответа – это просто спрятаться за предположение относительно чудаковатости, свойственной человеческому поведению – «нет ничего более странного, чем люди», однако, этого объяснения явно недостаточно. И существование этого пробела заставило обратиться к исследованию человеческой природы. Господствовавшая в то время теория представляла человека как ленивое и глупое существо, которому необходим надсмотрщик. В 60-е годы МакГрегор выступил с противоположных позиций, создав теорию, которая произвела бум в менеджменте. В соответствии с этой теорией, люди являлись творцами любящими работу, которые сами могли управлять своей деятельностью и могли сами себя контролировать в соответствии с поставленными целями. Они принимали на себя ответственность и обладали творческим потенциалом.


Вопросы:
1Что такое мотивация?
2В чем заключается иерархическая пирамида мотивации по Маслоу?
3В чем смысл тории мотивации по МакГрегору?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Выполнили: Горячих Людмила Вишняков Андрей iconТемы вашего учебного проекта
Круглова Людмила Деомидовна, Гончарова Людмила Николаевна, Панченко Татьяна Андреевна, Шевченко Людмила Александровна
Выполнили: Горячих Людмила Вишняков Андрей icon«исследователь природы 2011» выполнили: Перминова Алина,Шишкина Людмила...
Пи¸енер (Пизенеры), Анаткас (Анаткасы), Юнтапа (Яндоба), Чулка¸ (Челкасы), Якунька (Ягунькино), Т=в=ш (Тушкасы), +ěнкас (Синкасы),...
Выполнили: Горячих Людмила Вишняков Андрей iconРуководитель проекта Пичугина Людмила Ивановна Авторы проекта: Пичугина Людмила Ивановна
«Отличник народного просвещения», «Учитель года – 2005», лауреат Губернаторской премии в области науки и образования, победитель...
Выполнили: Горячих Людмила Вишняков Андрей iconОао «фнпц «Алтай», г. Бийск, Россия Администрация г. Бийсканаукограда РФ ипхэт со ран
Псахье (Россия), Christian Perut (Франция), Keiichi Hori (Япония), Людмила Огородова (Россия), Guy Jacob (Франция), Bernie Kosowski...
Выполнили: Горячих Людмила Вишняков Андрей icon1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (2 часа)
Вишняков Я. Д., Вагин В. И., Овчинников В. В., Стародубец А. Н. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных...
Выполнили: Горячих Людмила Вишняков Андрей iconРеферат с элементами исследовательской работы. Работу выполнили обучающиеся...
Работу выполнили обучающиеся детских объединений «Школа швейного мастерства», «Горенка», «Вышивка»
Выполнили: Горячих Людмила Вишняков Андрей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Преподаватели: Васина Елена Анатольевна, Мкртчян Людмила Алексеевна, Науменко Елена Сергеевна, Хлебникова Людмила Ильинична
Выполнили: Горячих Людмила Вишняков Андрей iconЗвоните, пишите отвечу Вам на все интересующие Вас вопросы. Андрей тел: 89262244366 или
Я – Андрей Соловьёв. Здесь, на этой страничке Вы можете скачать и услышать мои гитарные композиции. Если Вам нравится мой стиль игры,...
Выполнили: Горячих Людмила Вишняков Андрей iconАнализ преподавателя обж моу «Глубоковская средняя общеобразовательная...
Я, Дзюбло Андрей Андреевич, закончил в 1989 году бгпи, факультет физического воспитания и отделения начальной военной подготовки....
Выполнили: Горячих Людмила Вишняков Андрей iconВыполнили: Басов Александр Мошкин Петр
Введение стр. 3
Выполнили: Горячих Людмила Вишняков Андрей iconПриятного чтения! Андрей Анатольевич Ломачинский Академия Родная...
Ну что мужики, у всех налито? Давай за встречу всего курса двадцать лет не виделись Ух, хорошо пошла! Сейчас закусим и поговорим...
Выполнили: Горячих Людмила Вишняков Андрей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование знаний о причинах возникновения вулканов, горячих источников и гейзеров
Выполнили: Горячих Людмила Вишняков Андрей icon«утверждаю» Декан фавт ю. М. Вишняков 2011 г. Рабочая программа дисциплины...
В настоящих методических указаниях приведены рекомендации к выполнению контрольной работы по дисциплине «Инженерная и компьютерная...
Выполнили: Горячих Людмила Вишняков Андрей iconВопросы мдк. 02. 01. пм. 02
Правила подачи горячих закусок. Порядок. Температура подачи. Рекомендации вино-водочных изделий к горячим закускам
Выполнили: Горячих Людмила Вишняков Андрей iconГаббасов нуржан
Работу выполнили ученики 8 класса междугореой основной общеобразовательной школы
Выполнили: Горячих Людмила Вишняков Андрей iconАндрей Андреевич Громыко Памятное. Книга вторая Андрей Андреевич Громыко памятное книга вторая
Франция помнит Анну Ярославну. Петр I в Париже. Провинциальная «Бастилия» и Компьень. Слово, с которым француз неразлучен. Бонн Маркса...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск