Скачать 0.61 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.Р.4 (Ф 37, СД 25, СД.Р. 3, СД 38) «Нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения» 050715.00 «Логопедия», 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп.спец. Логопедия 050717.00 «Специальная дошкольная педагогика и психология», 050716.00 Специальная психология с доп. спец. Логопедия 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп.спец.Специальная психология 050716 Специальная психология ________________________________________________________________ Утверждено на заседании кафедры специальной психологии и логопедии Психолого-педагогического института (протокол № ____ от _______20 г.) Зав. кафедрой __________________ Раздел 1. Программа учебной дисциплины. 1.1. Автор программы: Кривошеева Наталья Ивановна, доцент кафедры специальной педагогика и психологии. 1.2. Рецензенты: Емашкина Валентина Николаевна, директор специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, п. Кильдинстрой; Полюсова Наталья Ивановна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии МГПУ 1.3. Пояснительная записка Учебная дисциплина «Нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения» разработана для студентов, обучающихся по специальности 031800 «Логопедия». 003200 «Специальная дошкольная педагогика и психология». Цель данной дисциплины – ознакомление студентов с методологией и практикой применения различных нетрадиционных методов в работе с детьми с нарушениями интеллекта. Задачи учебного курса вытекают из специфики самого учебного предмета и из конечной цели подготовки специалиста – всесторонне развитого педагога-психолога, учителя-логопеда, владеющего психологическими и педагогическими знаниями, умениями и навыками, готового реализовывать их в практической работе. Курс ««Нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта» ориентирован на решение следующих задач: - обеспечить студентов теоретической подготовкой по вопросам применения нетрадиционных методов в коррекционной педагогике; - познакомить студентов с современными нетрадиционными методами, используемыми в работе с умственно отсталыми детьми; - сформировать у студентов умения и навыки работы с нетрадиционными методами работы. К моменту изучения курса студентами усвоено содержание следующих дисциплин: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Специальная психология», «Общая психология», «Возрастная психология», «Специальная педагогика», «Психолого-педагогическая диагностика», «Основы генетики», «Патопсихология» и др. Данный курс закладывает теоретическую базу для закрепления знаний студентов по ряду специальных дисциплин: общей, возрастной, специальной психологии, специальной педагогике, психолого-педагогической диагностике. Содержание и структура курса отражают модель подготовки учителя-логопеда, специального дошкольного педагога-психолога и реализуют связи с дисциплинами общего и специального психологического цикла. Изучение дисциплины осуществляется на лекциях, семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы. В лекциях раскрываются методологические и теоретические основы нетрадиционных методов в работе с детьми с нарушениями интеллекта, рассматривается специфика использования методов психологической коррекции детей и подростков с различными интеллектуальными нарушениями. На семинарах систематизируются полученные теоретические знания, отрабатываются технологии коррекционной работы с детьми и подростками с нарушениями развития, в том числе и на базе специализированных учреждений для умственно отсталых детей. Внеаудиторная работа студентов предполагает самостоятельное изучение теоретического материала по разделам, подготовку реферативных сообщений по темам, выполнение различных заданий и тестовых материалов. В процессе обучения студенты овладевают теоретическими знаниями об основных нетрадиционных методах, используемых в коррекционной педагогике: теоретических основах артпедагогики и арттерапии, использовании методов арттерапии в работе с умственно отсталыми детьми, о компьютерных технологиях в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение интеллекта, В результате изучения курса «Нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения» студенты должны знать: -современные подходы к организации и методическому обеспечению коррекционного процесса; - основные нетрадиционные методы и технологии коррекционной помощи детям, имеющим нарушение интеллекта. -специфику применения нетрадиционных методов при нарушении интеллекта Студенты должны уметь: - выбирать нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми, имеющими нарушении интеллекта; - адаптировать методики и технологии к возрастным особенностям умственно отсталого ребенка; При составлении программы использовались материалы научно-методических разработок Е.А.Медведевой, И.Ю.Левченко, М.И. Чистяковой, И.В.Дубровиной и других. 1.4. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОСТ ВПО специальности (направления), включающие требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка) 050715.00 «Логопедия» 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп.спец. «Логопедия» 050716.00 «Специальная психология с доп. спец. «Логопедия» 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп. спец. «Специальная психология» 050717.00 «Специальная дошкольная педагогика и психология» 050716 «Специальная психология» 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
1.6. Содержание дисциплины. 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени: Вариант 1 – 050715.00 «Логопедия» Вариант 2 – 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп. спец. «Логопедия» Вариант 3 – 050716.00 «Специальная психология с доп. спец. «Логопедия» Вариант 4 – 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп. спец. «Специальная психология» Вариант 5 – 050717.00 «Специальная дошкольная педагогика и психология» Вариант 6 – 050716 «Специальная психология»
|
Учебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Специальность... Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | Учебно-методический комплекс дисциплины отечественная история Специальность... Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины региональные проблемы валеологии... Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | Учебно-методический комплекс дисциплины анатомия, физиология и патология... Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные... Учебно-методический комплекс дисциплины «Интеллектуальные информационные системы». М.: Изд. МиигаиК. Упп «Репрография», 2014 г.,... | Рабочая программа дисциплины сд. Ф. 18 Методы психологической коррекции... Цели освоения дисциплины теоретическая и практическая подготовка студентов к осуществлению психокоррекционной работы с детьми и взрослыми,... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Конечным результатом изучения этой дисциплины является разработка плана схемы коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Диагностика и коррекционно-развивающая работа со школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных... | Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной... Дети с пониженным зрением быстрее утомляются на уроке, чем их здоровые сверстники. У школьников младших классов с нарушением зрения... | ||
1. Предмет, цели, задачи, принципы, методы специальной педагогики... Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | Рекомендации по оптимизации обучения детей с ммд Общий принцип работы с детьми, имеющими легкие функциональные нарушения в работе мозга, заключается в том, что при обучении и организации... | ||
Программа курса повышения квалификации «Организация занятий лечебным... Она раскрывает содержание, структуру и объем учебной дисциплины, являясь нормативным документом для учебного процесса | Анализ работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию... Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности | ||
Форма самостоятельной работы Целями освоения дисциплины является формирование профессиональных компетенций по осуществлению профессиональной деятельности с лицами,... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Методы маркетинговых исследований» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... |