Программа курса повышения квалификации «Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата»





Скачать 179.06 Kb.
НазваниеПрограмма курса повышения квалификации «Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата»
Дата публикации29.07.2014
Размер179.06 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Спорт > Программа курса


Некоммерческая организация

«Ассоциация московских вузов»
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА,молодежи И ТУРИЗМА


НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Организация занятий лечебным плаванием с детьми,

имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата


Состав научно-образовательного коллектива:
Попов О.И., руководитель, д.п.н., профессор

Павлова Т.Н., к.п.н., доцент

Чистова Н.А., к.п.н., доцент

Москва 2011

Программа курса повышения квалификации «Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» разработана в соответствии с учебным планом для учителей физической культуры и инструкторов по плаванию. Она раскрывает содержание, структуру и объем учебной дисциплины, являясь нормативным документом для учебного процесса.

Представляется целесообразным дифференцировать содержание занятий по обучению плаванию с детьми разного возраста.

При работе с детьми младшего школьного возраста необходимо использовать широкий спектр поддерживающих и вспомогательных средств, делая акцент на приобретение прочных навыков освоения с водой, а также игровой метод, позволяющий наиболее эффективно обучать плаванию детей младшего возраста. Индивидуальный подход в обучении детей позволяет выявить двигательные предпочтения ребенка и определить способ, наиболее для него удобный. Большое количество освоенных простых движений и их сочетаний делает навык плавания более прочным и в дальнейшем обеспечивает более быстрое обучение технике спортивных способов и возможности использования средств плавания для профилактики различных нарушений опорно-двигательного аппарата.

В работе с детьми среднего и старшего школьного возраста наряду с обучением спортивным способам плавания целесообразно использовать упражнения лечебного плавания с целью коррекции нарушений осанки и укрепления опорно-двигательного аппарата, так как именно в этом возрасте значительно возрастает вероятность возникновения таких отклонений, как искривление позвоночника, сколиоз и плоскостопие.
I.Организационно-методический раздел

1. Целью курса «Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» является подготовка специалиста для работы в системе физического воспитания, лечебно-профилактических и реабилитационных учреждениях.
2. Задачами курса являются:

  • ознакомление с основами лечебного плавания как средства физического воспитания, коррекции имеющихся нарушений развития у детей, а также сохранения здоровья;

  • формирование профессионально-педагогических умений и навыков, позволяющих решать задачи физической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата при помощи средств плавания;

  • приобретение знаний по методике проведения занятий лечебным плаванием и составлению индивидуальных программ.


3. Место курса в профессиональной подготовке слушателя.

Прохождение курса обеспечивает подготовку слушателей к работе в качестве специалиста по лечебному плаванию с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Обучение слушателей теоретическим основам и практическим умениям и навыкам, согласно требованиям данной учебной программы, проводится в форме лекций, методических и практических занятий, а также самостоятельной (индивидуальной) работы.

Программа курса общим объемом 110 учебных часов по учебному плану рассчитана на один-два месяца обучения, в зависимости от поставленных задач и квалификации обучающихся.

В программе представлены основные компоненты содержания и структуры учебного курса, примерное распределение учебной нагрузки с учетом аудиторных занятий и самостоятельных форм работы. Учебный план предусматривает выделение на аудиторные формы занятий 110 часов, на самостоятельную работу – 50 часов.

Учебные занятия проводятся в форме лекций, методиче­ских и практических занятий, самостоятельной работы. Возможна дистанционная форма освоения учебного материала.

На лекционных занятиях слушатели получают необходимые сведе­ния об особенностях организации, теории и методике проведения занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата с учетом отклонений в состоянии здоровья.

На методических занятиях педагогом проверяется знание материала лекционного курса, оцениваются результаты практических занятий, самостоятельная работа слушателей, контролируется их текущая успеваемость. Слушатели выступают с докладами, сообще­ниями, часть занятия может отводиться для выполнения кон­трольных работ с целью проверки и оценки знаний по опре­деленной тематике. Разбираются вопросы по разделам программы в услови­ях, приближенных к практике работы.

Практические занятия проводятся в целях формирования и совершенствования у слушателей необходимых для самостоятельной работы профес­сионально-педагогических навыков и умений. Слушатели выполняют задания по составлению учебной доку­ментации, проводят уроки и учебно-тренировочные занятия.

В самостоятельную работу слушателей включено изуче­ние рекомендованной литературы, реферирование литератур­ных источников, составление планов-конспектов уроков, пла­нов учебно-тренировочных занятий, ведение дневника трени­ровок, проведение педагогических наблюдений, их регистра­ция, участие в методической деятельности. Виды и формы самостоятельной работы могут варьироваться с учетом условий обучения в вузе, индивидуальных потребностей слушателей и т. п.

Индивидуальная работа преподавателей со слушателями проводится в форме консультаций по содержанию учебного материала, дополнительных занятий, собеседований, состав­ления индивидуальных планов и заданий по содержанию обучения и контролю их выполнения.

Освоение программы курса обеспечивает подготовку слушателей к работе по обучению плаванию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья.
4. Требования к уровню освоения содержания курса.

Слушатели, посетившие лекционные, методические и практические занятия, осваивают содержание курса полностью.

Данный курс нацелен на получение тренером-инструктором теоретических знаний и практических умений и навыков работы по лечебному плаванию с детьми и подростками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие). Предполагается повышение уровня подготовленности специалистов к профессиональной деятельности преподавателя по лечебному плаванию в различных образовательных учреждениях.

В концепции раскрывается роль плавания в системе лечебной физической культуры по исправлению нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА). Показаны особенности упражнений спортивного плавания, как уникального средства коррекции нарушений ОДА и тренировки вегетативных систем организма.

Знания по использованию средств и методов плавания в качестве мощного средства оздоровления позволят специалистам применять в своей работе с данной категорией лиц большой спектр упражнений в воде, направленный на коррекцию имеющихся нарушений в состоянии здоровья и профилактику возможных отклонений развития у детей.

Проведение занятий лечебным плаванием с использованием большого количества практических упражнений на суше и в воде позволяет решать ряд задач: улучшение здоровья детей и подростков, повышение их эмоционального состояния и дальнейшей мотивации к занятиям плаванием.

Занятия направлены на формирование системы научных знаний о лечебном плавании как одного из методов комплексного лечения нарушений опорно-двигательного аппарата: понимание основ техники спортивных способов плавания, овладение понятиями о формах организации занятий в воде и методике обучения плаванию, ознакомление с упражнениями, направленными на коррекцию имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата.
II. Содержание курса.
В разделе 1 «Организация занятий по обучению плаванию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» даны сведения о содержании занятий по освоению с водой, технике облегченных и спортивных способов плавания, а также необходимости применения широкого спектра игр при обучении детей. Подробно рассмотрены педагогические принципы обучения и значение их грамотного применения в практической работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Разъяснено значение использования средств плавания для физического развития детей, профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
В разделе 2 «Концепция организации занятий лечебным плаванием для детей нарушениями осанки» рассматривается значение освоения основных навыков плавания для детей и подростков, имеющих нарушения осанки. Специалистам предлагается материал по использованию средств плавания для оздоровления данного контингента занимающихся. Практическую ценность представляет материал с рекомендациями по коррекции различных неблагоприятных изменений осанки. Рекомендованы допустимые тренировочные нагрузки на занятиях плаванием, правила контроля и самоконтроля со стороны занимающихся. Рассмотрены особенности организации методики занятий лечебным плаванием, их материально-технического оснащения, а также правила использования гидротерапии, как средства физической реабилитации человека при исправлении нарушений осанки. Приведены комплексы упражнений на суше и в воде, программы занятий по лечебному плаванию для исправления нарушений осанки школьников.
В разделе 3 «Концепция организации занятий лечебным плаванием при сколиозе у детей и подростков» рассматривается значение освоения основных навыков плавания для лиц, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз). Специалистам предлагается материал по использованию средств и методов плавания как составной части комплексного лечения сколиоза. Дано обоснование эффективности лечебного плавания для укрепления мышечной системы, развития грудной клетки, коррекции искривлений позвоночника.
В разделе 4 «Концепция организации занятий плаванием для детей с плоскостопием» рассматривается значение освоения основных навыков плавания для детей и подростков, имеющих плоскостопие. Специалистам предлагается материал по использованию лечебного плавания для коррекции плоскостопия. Рассмотрены комплексы упражнений в воде для укрепления стопы (мышц, сгибающих стопу и пальцы и мышц, поворачивающих стопу подошвой вовнутрь): в положении сидя на бортике, в положении стоя на дне бассейна, игровые упражнения для ног. Дано обоснование использования спортивных способов плавания для коррекции и профилактики плоскостопия.
Темы занятий и их краткое содержание.
Тема 1. Введение в предмет. Техника безопасности на занятиях в воде.

Лекции

Предмет и содержание курса, особенности организация занятий по плаванию. Меры по обеспечению безопасности при занятиях в бассейне с детьми. Профилактика травматизма.
Тема 2. Начальное освоение с водой.
Лекции

Упражнения для освоения с водой: передвижения, упражнения для ознакомления со свойствами воды, погружения в воду, открывание глаз в воде, всплывания и лежания на воде, выдохи в воду, скольжения, учебные прыжки в воду. Общеразвивающие и специальные упражнения на суше. Особенности проведения занятий в глубоком бассейне.

Ознакомление занимающихся с основными группами упражнений для освоения с водой, применяемых при начальном обучении. Описание упражнений, количества повторений, пауз отдыха, форм организации урока.
Практические занятия

Практическое освоение упражнений для освоения с водой: передвижения, упражнения для ознакомления со свойствами воды, погружения в воду, открывание глаз в воде, всплывания и лежания на воде, выдохи в воду, скольжения, учебные прыжки в воду.

Общеразвивающие и специальные упражнения на суше. Особенности проведения занятий в глубоком бассейне.

Составление конспектов занятий. Проведение слушателями частей урока и целого урока по обучению плаванию.
Тема 3. Обучение технике облегченных способов плавания.
Лекции

Упражнения с использованием ласт и различных поддерживающих средств (поплавки, нарукавники, круги, доски, шест, мяч). Изучение техники плавания с помощью ног в ластах (кроль на груди и на спине, дельфин) в сочетании с различными движениями руками (без выноса рук из воды, брассом, с укороченным гребком и др.).
Методические занятия

Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения учебных занятий слушателями группы. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению.
Практические занятия

Составление плана-конспекта урока по обучению технике облегченных способов плавания. Проведение уроков и их частей по обучению плаванию детей с различными нарушениями ОДА.
Тема 4. Обучение технике спортивных способов плавания.
Лекции

Упражнения для изучения техники движений ногами, руками и согласования с дыханием в способах кроль на спине, кроль на груди, брасс и дельфин.

Имитационные упражнения на суше, в воде с неподвижной опорой, в воде с подвижной опорой, в воде без опоры.

Упражнения для изучения техники поворотов.

Учебные прыжки в воду.
Методические занятия

Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения учебных занятий слушателями группы. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению.
Практические занятия

Составление планов-конспектов уроков по обучению технике спортивных способов плавания. Проведение слушателями уроков на суше и в воде по обучению различным способам плавания.
Тема 5. Методика обучения плаванию детей

с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Лекции

Последовательность освоения элементов техники плавания. Особенности проведения занятий в зависимости от возраста, уровня подготовленности, состояния здоровья, интересов и потребностей детей.
Методические занятия

Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения учебных уроков слушателями группы. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению.
Практические занятия

Составление планов-конспектов уроков по обучению технике спортивных способов плавания. Проведение слушателями уроков на суше и в воде по обучению различным способам плавания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Тема 6. Игры в воде
Лекции

Классификация обучающих игр в воде. Регламент проведения игр. Подведение итогов игры.

Применение игр в воде для решения задач обучения плаванию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Специфические особенности организации игр с данным контингентом.

Особенности воздействия применения игр, как средства обучения, на физическое и эмоциональное состояние детей с нарушениями ОДА.
Методические занятия

Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения учебных игр слушателями группы. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению.
Практические занятия

Составление планов-конспектов уроков. Проведение слушателями уроков в воде по обучению различным играм. Подведение итогов игры. Выявление победителей.

Тема 7. Лечебное плавание при нарушениях осанки и сколиозе.
Лекции

Ознакомление с основами лечебного плавания при различных нарушениях осанки и сколиозе. Основные средства физической реабилитации при данной патологии ОДА.

Комплексная методика восстановления осанки школьников. Программа занятий на основе применения плавания для школьников с нарушениями осанки и сколиозами.
Методические занятия

Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения уроков по плаванию с детьми, имеющими нарушения осанки и сколиозы. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению.
Практические занятия

Составление планов-конспектов уроков. Проведение уроков по адаптивному плаванию с детьми, имеющими нарушения осанки и сколиозы.

Тема 8. Лечебное плавание при плоскостопии.
Лекции

Ознакомление с основами лечебного плавания при плоскостопии. Основные средства физической реабилитации при плоскостопии. Программа занятий на основе применения упражнений в воде для школьников с плоскостопием.
Методические занятия

Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения уроков по плаванию с детьми, имеющими плоскостопие. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению.

Практические занятия

Составление планов-конспектов уроков. Проведение уроков по адаптивному плаванию с детьми, имеющими плоскостопие.
Тема 9. Начальная тренировка
Лекции

Ознакомление с методами начальной тренировки, применяемыми в плавании (дистанционный, переменный, соревновательный). Характеристика каждого метода и характера воздействия на организм занимающегося.

Просмотр видеозаписей тренировок в группах детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Особенности организации занятий и подбора средств тренировочных воздействий при работе с детьми, имеющими нарушения ОДА.
Методические занятия

Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения уроков по начальной спортивной тренировке с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению.
Практические занятия

Составление планов-конспектов уроков различной направленности. Проведение уроков по начальной спортивной тренировке с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
Тема 10. Рекреационное плавание.
Лекции

Игры и развлечения на воде. Эстафеты и игры с плаванием. Эстафеты и игры с прикладным плаванием. Простейшие прыжки в воду. Упражнения и игры из водного поло.
Методические занятия

Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения занятий рекреационным плаванием. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению.
Практические занятия

Составление планов-конспектов различных занятий рекреационным плаванием. Самостоятельная организация и проведение игр и развлечений на воде, эстафет и т.д.

Написание реферата

Ознакомление с научно-методической литературой по выбранной теме.

Анализ и обобщение теоретического материала. Оформление реферата.
Задания для самостоятельной работы

Изучение учебной, методической и научной литературы по программе стажировки и ее анализ.


III. Распределение часов по темам и видам работ




Наименование тем

Всего

часов

В том числе

лекц.

метод.

практич.

Самост.работа

1


2

3


4


5


6
7


8

9
10

Введение в предмет. Техника безопасности при занятиях в воде.
Начальное освоение с водой.
Обучение технике облегченных способов плавания.
Обучение технике спортивных способов плавания.
Методика обучения плаванию детей с нарушениями ОДА
Игры в воде.
Лечебное плавание при нарушениях осанки и сколиозе.
Лечебное плавание при плоскостопии.
Начальная тренировка.
Рекреационное плавание.



2

6

6


24


18


12

12

10

10
10


2

2

2


4


4


4

4

2

2
2


-

-

2


4


4


4

4

4

4
4


-

4

2


16


10


4

4


4

4
4


4

4

4


8


6


4

6

4

4
6

Итого

110

28

30

52

50


IV.Форма итогового контроля

Итоговый контроль осуществляется в форме теоретического отчета по пройденному материалу, написания дневника стажировки и защиты реферата по выбранной теме.
V.Учебно-методическое обеспечение курса
Рекомендуемая литература

  1. Афанасьев В. З. Игры в обучении плаванию. - М.: ГЦОЛИФК, 1983. - 12 с.

  2. Плавание: Учебник для вузов/ Под общ. ред. Н. Ж. Булгаковой.- М.: ФиС, 2001. - 400 с.

  3. Булгакова Н. Ж. Плавание. - М.: ФиС, 1999.

  4. Красикова И.С. Сколиоз. Профилактика и лечение.- Спб.:Издательство «Корона.Век», 2011.- 192 с.

  5. Красикова И.С. Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. – 4-е изд. - Спб.:Издательство «КОРОНА.Век», 2008.- 176 с.

  6. Красикова И.С. Осанка: Плоскостопие. Профилактика и лечение. –Спб.:Издательство «Корона.Век», 2011.- 176 с.

  7. Морозова Т.С. Плавание в физической реабилитации школьников с нарушениями осанки: учебное пособие / Т.С. Морозова, С.Н. Морозов. –М.: Физкультура и спорт, 2008. -52с.

  8. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений /Под ред. Н.Ж. Булгаковой.

  9. Обучение плаванию детей дошкольного возраста: методическое пособие для обучающихся по специальности 032101.65 «Физическая культура и спорт» / Т.Н.Павлова.- М.: Физическая культура, 2010. – 48 с.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса повышения квалификации «Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата- инструктор лфк савельев и. С
Программа курса повышения квалификации «Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» iconОдс. 08 Частные методики адаптивной физической культуры
Цель дисциплины: освоить студентами закономерности, основные принципы и особенности методики адаптивной физической культуры в работе...
Программа курса повышения квалификации «Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» iconПрограмма по дисциплине «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного...
Сд 9 (СД. 6, Сд. 10, Сд. Ф. 6) «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата»
Программа курса повышения квалификации «Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» iconИзменение функций опорно-двигательного аппарата под воздействием...
«Изменение функций опорно-двигательного аппарата под воздействием занятий физической культурой и спортом»
Программа курса повышения квалификации «Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» iconПроекта
Лишь у части больных имеются соматические жалобы, обусловленные осложнениями (повреждения опорно-двигательного аппарата в результате...
Программа курса повышения квалификации «Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» iconРеферат с элементами исследовательской деятельности по дисциплине:...
Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой....
Программа курса повышения квалификации «Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» iconРазработка урока обж в 11 классе по теме: «Первая медицинская помощь...
«Первая медицинская помощь при травмах опорно- двигательного аппарата и их профилактика»
Программа курса повышения квалификации «Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» iconРабочая программа по логоритмике Разработчики: Михалева С. М. учитель-логопед...
Как правило, около 80% старших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата, посещающих логопункт, имеют тяжелые нарушения...
Программа курса повышения квалификации «Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» iconРабочая программа дисциплины сд. Ф психология детей с нарушениями...
Рабочая программа дисциплины «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» составлена в соответствии с государственным...
Программа курса повышения квалификации «Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Р. 4 (Ф 37, сд 25, сд....
СД. Р. 4 (Ф 37, сд 25, сд. Р. 3, Сд 38) «Нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения»
Программа курса повышения квалификации «Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» iconТема: «Профилактика плоскостопия»
...
Программа курса повышения квалификации «Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие двигательных способностей
Программа курса повышения квалификации «Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» iconПеречень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Основные принципы реабилитации спортсменов при повреждениях и заболеваниях опорно – двигательного аппарата
Программа курса повышения квалификации «Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» iconО пользе горячего питания школьника
К тому же, согласно статистике, болезни желудка среди детей школьного возраста занимают второе место после заболеваний опорно–двигательного...
Программа курса повышения квалификации «Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» iconМетодические рекомендации по применению дидактических материалов...
...
Программа курса повышения квалификации «Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» iconМетодические рекомендации по применению дидактических материалов...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск