Скачать 179.06 Kb.
|
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА,молодежи И ТУРИЗМА НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата Состав научно-образовательного коллектива: Попов О.И., руководитель, д.п.н., профессор Павлова Т.Н., к.п.н., доцент Чистова Н.А., к.п.н., доцент Москва 2011 Программа курса повышения квалификации «Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» разработана в соответствии с учебным планом для учителей физической культуры и инструкторов по плаванию. Она раскрывает содержание, структуру и объем учебной дисциплины, являясь нормативным документом для учебного процесса. Представляется целесообразным дифференцировать содержание занятий по обучению плаванию с детьми разного возраста. При работе с детьми младшего школьного возраста необходимо использовать широкий спектр поддерживающих и вспомогательных средств, делая акцент на приобретение прочных навыков освоения с водой, а также игровой метод, позволяющий наиболее эффективно обучать плаванию детей младшего возраста. Индивидуальный подход в обучении детей позволяет выявить двигательные предпочтения ребенка и определить способ, наиболее для него удобный. Большое количество освоенных простых движений и их сочетаний делает навык плавания более прочным и в дальнейшем обеспечивает более быстрое обучение технике спортивных способов и возможности использования средств плавания для профилактики различных нарушений опорно-двигательного аппарата. В работе с детьми среднего и старшего школьного возраста наряду с обучением спортивным способам плавания целесообразно использовать упражнения лечебного плавания с целью коррекции нарушений осанки и укрепления опорно-двигательного аппарата, так как именно в этом возрасте значительно возрастает вероятность возникновения таких отклонений, как искривление позвоночника, сколиоз и плоскостопие. I.Организационно-методический раздел 1. Целью курса «Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» является подготовка специалиста для работы в системе физического воспитания, лечебно-профилактических и реабилитационных учреждениях. 2. Задачами курса являются:
3. Место курса в профессиональной подготовке слушателя. Прохождение курса обеспечивает подготовку слушателей к работе в качестве специалиста по лечебному плаванию с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Обучение слушателей теоретическим основам и практическим умениям и навыкам, согласно требованиям данной учебной программы, проводится в форме лекций, методических и практических занятий, а также самостоятельной (индивидуальной) работы. Программа курса общим объемом 110 учебных часов по учебному плану рассчитана на один-два месяца обучения, в зависимости от поставленных задач и квалификации обучающихся. В программе представлены основные компоненты содержания и структуры учебного курса, примерное распределение учебной нагрузки с учетом аудиторных занятий и самостоятельных форм работы. Учебный план предусматривает выделение на аудиторные формы занятий 110 часов, на самостоятельную работу – 50 часов. Учебные занятия проводятся в форме лекций, методических и практических занятий, самостоятельной работы. Возможна дистанционная форма освоения учебного материала. На лекционных занятиях слушатели получают необходимые сведения об особенностях организации, теории и методике проведения занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата с учетом отклонений в состоянии здоровья. На методических занятиях педагогом проверяется знание материала лекционного курса, оцениваются результаты практических занятий, самостоятельная работа слушателей, контролируется их текущая успеваемость. Слушатели выступают с докладами, сообщениями, часть занятия может отводиться для выполнения контрольных работ с целью проверки и оценки знаний по определенной тематике. Разбираются вопросы по разделам программы в условиях, приближенных к практике работы. Практические занятия проводятся в целях формирования и совершенствования у слушателей необходимых для самостоятельной работы профессионально-педагогических навыков и умений. Слушатели выполняют задания по составлению учебной документации, проводят уроки и учебно-тренировочные занятия. В самостоятельную работу слушателей включено изучение рекомендованной литературы, реферирование литературных источников, составление планов-конспектов уроков, планов учебно-тренировочных занятий, ведение дневника тренировок, проведение педагогических наблюдений, их регистрация, участие в методической деятельности. Виды и формы самостоятельной работы могут варьироваться с учетом условий обучения в вузе, индивидуальных потребностей слушателей и т. п. Индивидуальная работа преподавателей со слушателями проводится в форме консультаций по содержанию учебного материала, дополнительных занятий, собеседований, составления индивидуальных планов и заданий по содержанию обучения и контролю их выполнения. Освоение программы курса обеспечивает подготовку слушателей к работе по обучению плаванию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья. 4. Требования к уровню освоения содержания курса. Слушатели, посетившие лекционные, методические и практические занятия, осваивают содержание курса полностью. Данный курс нацелен на получение тренером-инструктором теоретических знаний и практических умений и навыков работы по лечебному плаванию с детьми и подростками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие). Предполагается повышение уровня подготовленности специалистов к профессиональной деятельности преподавателя по лечебному плаванию в различных образовательных учреждениях. В концепции раскрывается роль плавания в системе лечебной физической культуры по исправлению нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА). Показаны особенности упражнений спортивного плавания, как уникального средства коррекции нарушений ОДА и тренировки вегетативных систем организма. Знания по использованию средств и методов плавания в качестве мощного средства оздоровления позволят специалистам применять в своей работе с данной категорией лиц большой спектр упражнений в воде, направленный на коррекцию имеющихся нарушений в состоянии здоровья и профилактику возможных отклонений развития у детей. Проведение занятий лечебным плаванием с использованием большого количества практических упражнений на суше и в воде позволяет решать ряд задач: улучшение здоровья детей и подростков, повышение их эмоционального состояния и дальнейшей мотивации к занятиям плаванием. Занятия направлены на формирование системы научных знаний о лечебном плавании как одного из методов комплексного лечения нарушений опорно-двигательного аппарата: понимание основ техники спортивных способов плавания, овладение понятиями о формах организации занятий в воде и методике обучения плаванию, ознакомление с упражнениями, направленными на коррекцию имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата. II. Содержание курса. В разделе 1 «Организация занятий по обучению плаванию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» даны сведения о содержании занятий по освоению с водой, технике облегченных и спортивных способов плавания, а также необходимости применения широкого спектра игр при обучении детей. Подробно рассмотрены педагогические принципы обучения и значение их грамотного применения в практической работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Разъяснено значение использования средств плавания для физического развития детей, профилактики нарушений осанки и плоскостопия. В разделе 2 «Концепция организации занятий лечебным плаванием для детей нарушениями осанки» рассматривается значение освоения основных навыков плавания для детей и подростков, имеющих нарушения осанки. Специалистам предлагается материал по использованию средств плавания для оздоровления данного контингента занимающихся. Практическую ценность представляет материал с рекомендациями по коррекции различных неблагоприятных изменений осанки. Рекомендованы допустимые тренировочные нагрузки на занятиях плаванием, правила контроля и самоконтроля со стороны занимающихся. Рассмотрены особенности организации методики занятий лечебным плаванием, их материально-технического оснащения, а также правила использования гидротерапии, как средства физической реабилитации человека при исправлении нарушений осанки. Приведены комплексы упражнений на суше и в воде, программы занятий по лечебному плаванию для исправления нарушений осанки школьников. В разделе 3 «Концепция организации занятий лечебным плаванием при сколиозе у детей и подростков» рассматривается значение освоения основных навыков плавания для лиц, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз). Специалистам предлагается материал по использованию средств и методов плавания как составной части комплексного лечения сколиоза. Дано обоснование эффективности лечебного плавания для укрепления мышечной системы, развития грудной клетки, коррекции искривлений позвоночника. В разделе 4 «Концепция организации занятий плаванием для детей с плоскостопием» рассматривается значение освоения основных навыков плавания для детей и подростков, имеющих плоскостопие. Специалистам предлагается материал по использованию лечебного плавания для коррекции плоскостопия. Рассмотрены комплексы упражнений в воде для укрепления стопы (мышц, сгибающих стопу и пальцы и мышц, поворачивающих стопу подошвой вовнутрь): в положении сидя на бортике, в положении стоя на дне бассейна, игровые упражнения для ног. Дано обоснование использования спортивных способов плавания для коррекции и профилактики плоскостопия. Темы занятий и их краткое содержание. Тема 1. Введение в предмет. Техника безопасности на занятиях в воде. Лекции Предмет и содержание курса, особенности организация занятий по плаванию. Меры по обеспечению безопасности при занятиях в бассейне с детьми. Профилактика травматизма. Тема 2. Начальное освоение с водой. Лекции Упражнения для освоения с водой: передвижения, упражнения для ознакомления со свойствами воды, погружения в воду, открывание глаз в воде, всплывания и лежания на воде, выдохи в воду, скольжения, учебные прыжки в воду. Общеразвивающие и специальные упражнения на суше. Особенности проведения занятий в глубоком бассейне. Ознакомление занимающихся с основными группами упражнений для освоения с водой, применяемых при начальном обучении. Описание упражнений, количества повторений, пауз отдыха, форм организации урока. Практические занятия Практическое освоение упражнений для освоения с водой: передвижения, упражнения для ознакомления со свойствами воды, погружения в воду, открывание глаз в воде, всплывания и лежания на воде, выдохи в воду, скольжения, учебные прыжки в воду. Общеразвивающие и специальные упражнения на суше. Особенности проведения занятий в глубоком бассейне. Составление конспектов занятий. Проведение слушателями частей урока и целого урока по обучению плаванию. Тема 3. Обучение технике облегченных способов плавания. Лекции Упражнения с использованием ласт и различных поддерживающих средств (поплавки, нарукавники, круги, доски, шест, мяч). Изучение техники плавания с помощью ног в ластах (кроль на груди и на спине, дельфин) в сочетании с различными движениями руками (без выноса рук из воды, брассом, с укороченным гребком и др.). Методические занятия Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения учебных занятий слушателями группы. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению. Практические занятия Составление плана-конспекта урока по обучению технике облегченных способов плавания. Проведение уроков и их частей по обучению плаванию детей с различными нарушениями ОДА. Тема 4. Обучение технике спортивных способов плавания. Лекции Упражнения для изучения техники движений ногами, руками и согласования с дыханием в способах кроль на спине, кроль на груди, брасс и дельфин. Имитационные упражнения на суше, в воде с неподвижной опорой, в воде с подвижной опорой, в воде без опоры. Упражнения для изучения техники поворотов. Учебные прыжки в воду. Методические занятия Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения учебных занятий слушателями группы. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению. Практические занятия Составление планов-конспектов уроков по обучению технике спортивных способов плавания. Проведение слушателями уроков на суше и в воде по обучению различным способам плавания. Тема 5. Методика обучения плаванию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Лекции Последовательность освоения элементов техники плавания. Особенности проведения занятий в зависимости от возраста, уровня подготовленности, состояния здоровья, интересов и потребностей детей. Методические занятия Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения учебных уроков слушателями группы. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению. Практические занятия Составление планов-конспектов уроков по обучению технике спортивных способов плавания. Проведение слушателями уроков на суше и в воде по обучению различным способам плавания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Тема 6. Игры в воде Лекции Классификация обучающих игр в воде. Регламент проведения игр. Подведение итогов игры. Применение игр в воде для решения задач обучения плаванию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Специфические особенности организации игр с данным контингентом. Особенности воздействия применения игр, как средства обучения, на физическое и эмоциональное состояние детей с нарушениями ОДА. Методические занятия Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения учебных игр слушателями группы. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению. Практические занятия Составление планов-конспектов уроков. Проведение слушателями уроков в воде по обучению различным играм. Подведение итогов игры. Выявление победителей. Тема 7. Лечебное плавание при нарушениях осанки и сколиозе. Лекции Ознакомление с основами лечебного плавания при различных нарушениях осанки и сколиозе. Основные средства физической реабилитации при данной патологии ОДА. Комплексная методика восстановления осанки школьников. Программа занятий на основе применения плавания для школьников с нарушениями осанки и сколиозами. Методические занятия Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения уроков по плаванию с детьми, имеющими нарушения осанки и сколиозы. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению. Практические занятия Составление планов-конспектов уроков. Проведение уроков по адаптивному плаванию с детьми, имеющими нарушения осанки и сколиозы. Тема 8. Лечебное плавание при плоскостопии. Лекции Ознакомление с основами лечебного плавания при плоскостопии. Основные средства физической реабилитации при плоскостопии. Программа занятий на основе применения упражнений в воде для школьников с плоскостопием. Методические занятия Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения уроков по плаванию с детьми, имеющими плоскостопие. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению. Практические занятия Составление планов-конспектов уроков. Проведение уроков по адаптивному плаванию с детьми, имеющими плоскостопие. Тема 9. Начальная тренировка Лекции Ознакомление с методами начальной тренировки, применяемыми в плавании (дистанционный, переменный, соревновательный). Характеристика каждого метода и характера воздействия на организм занимающегося. Просмотр видеозаписей тренировок в группах детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Особенности организации занятий и подбора средств тренировочных воздействий при работе с детьми, имеющими нарушения ОДА. Методические занятия Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения уроков по начальной спортивной тренировке с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению. Практические занятия Составление планов-конспектов уроков различной направленности. Проведение уроков по начальной спортивной тренировке с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Тема 10. Рекреационное плавание. Лекции Игры и развлечения на воде. Эстафеты и игры с плаванием. Эстафеты и игры с прикладным плаванием. Простейшие прыжки в воду. Упражнения и игры из водного поло. Методические занятия Проверка знания теоретического материала по изучаемому разделу. Анализ проведения занятий рекреационным плаванием. Выявление ошибок и рекомендации по их исправлению. Практические занятия Составление планов-конспектов различных занятий рекреационным плаванием. Самостоятельная организация и проведение игр и развлечений на воде, эстафет и т.д. Написание реферата Ознакомление с научно-методической литературой по выбранной теме. Анализ и обобщение теоретического материала. Оформление реферата. Задания для самостоятельной работы Изучение учебной, методической и научной литературы по программе стажировки и ее анализ. III. Распределение часов по темам и видам работ
IV.Форма итогового контроля Итоговый контроль осуществляется в форме теоретического отчета по пройденному материалу, написания дневника стажировки и защиты реферата по выбранной теме. V.Учебно-методическое обеспечение курса Рекомендуемая литература
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата- инструктор лфк савельев и. С | Одс. 08 Частные методики адаптивной физической культуры Цель дисциплины: освоить студентами закономерности, основные принципы и особенности методики адаптивной физической культуры в работе... | ||
Программа по дисциплине «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного... Сд 9 (СД. 6, Сд. 10, Сд. Ф. 6) «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» | Изменение функций опорно-двигательного аппарата под воздействием... «Изменение функций опорно-двигательного аппарата под воздействием занятий физической культурой и спортом» | ||
Проекта Лишь у части больных имеются соматические жалобы, обусловленные осложнениями (повреждения опорно-двигательного аппарата в результате... | Реферат с элементами исследовательской деятельности по дисциплине:... Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой.... | ||
Разработка урока обж в 11 классе по теме: «Первая медицинская помощь... «Первая медицинская помощь при травмах опорно- двигательного аппарата и их профилактика» | Рабочая программа по логоритмике Разработчики: Михалева С. М. учитель-логопед... Как правило, около 80% старших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата, посещающих логопункт, имеют тяжелые нарушения... | ||
Рабочая программа дисциплины сд. Ф психология детей с нарушениями... Рабочая программа дисциплины «Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» составлена в соответствии с государственным... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Р. 4 (Ф 37, сд 25, сд.... СД. Р. 4 (Ф 37, сд 25, сд. Р. 3, Сд 38) «Нетрадиционные методы работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения» | ||
Тема: «Профилактика плоскостопия» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие двигательных способностей | ||
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы Основные принципы реабилитации спортсменов при повреждениях и заболеваниях опорно – двигательного аппарата | О пользе горячего питания школьника К тому же, согласно статистике, болезни желудка среди детей школьного возраста занимают второе место после заболеваний опорно–двигательного... | ||
Методические рекомендации по применению дидактических материалов... ... | Методические рекомендации по применению дидактических материалов... ... |