Скачать 423.75 Kb.
|
НОУ ВПО "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ направление подготовки – 030300 «Психология» Квалификации выпускника — бакалавр Санкт-Петербург 2012 Математические методы в психологии: рабочая программа / авт.-сост. В. Н. Раскин. – СПб.: ИВЭСЭП, 2012. – 23 с. Утверждена на заседании кафедры социальной и консультативной психологии, протокол № 2 от 24 сентября 2012 г. Утверждена и рекомендована к печати Научно-Методическим Советом, протокол № 2 от 24 октября 2012 г. Автор-составитель Кандидат психологических наук, доцент Раскин В. Н. Рецензент кандидат психологических наук, профессор Коваленко М. И.
Обучение по данной рабочей программе учебной дисциплины является составной частью основной образовательной программы (ООП) по направлению 030300 – Психология с присвоением квалификации (степени) – бакалавр психологии. Данная рабочая программа учебной дисциплины реализуется на основе требований компетентностно-ориентированного учебного плана и ориентирована на приобретение студентами ряда базовых культурных, личностно-ориентированных культурных и профессиональных компетенций в той мере, в таком ракурсе и объеме, который задается характером проблематики, теоретико-методологическими основаниями и практико-прикладными аспектами современной теории и практики социальной работы. Компетенции, на которых сфокусирована данная рабочая программа учебной дисциплины могут наполняться также комплексом знаний, умений, навыков, предоставляемых другими дисциплинами, реализуемыми в рамках ООП подготовки бакалавра психологии. Исходя из этого в данной программе сформулированны следующие цели и задачи (миссия программы): Цель курса - дать студентам систему теоретических и практических знаний, позволяющих обрабатывать и анализировать результаты психологических исследований. Задачи курса:
Дисциплина «Математические методы в психологии» является дисциплиной базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавра по направлению 030300 «Психология». Студент, обучающийся по дисциплине «Математические методы в психологии», должен иметь знания, умения, навыки и компетенции, соответствующие полному среднему образованию. Одновременно с изучением данной дисциплины он должен иметь или получать знания, умения, навыки по дисциплинам: «Математика» с основами математической статистики. Поэтому изучение этого предмета целесообразно на 2-м или 3-м курсах. Очень важны межпредметные связи также с дисциплинами, существенно дополняющими теоретико-методологические и инструментально-прикладные параметры, заявленных в данной программе компетенций: «Экспериментальная психология» и «Психодиагностика».
Успешное прохождение дисциплины способствует выработке следующих общекультурных и профессиональных компетенций: Общекультурная компетенция: - ОК-3 — владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений; - ОК-5 — применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач; - ОК-11 — овладение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией; - ОК-12 — профессионально профилированное использование современных информационных технологий и системы «Интернет». Профессиональная компетенция: - ПК-2 — отбор и применение психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций; - ПК-9 — применение знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики; - ПК-10 — понимание и постановка профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности; - ПК-11 — участие в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии. В случае успешного освоения дисциплины студенты должны иметь представление:
знать:
уметь:
иметь навыки расчета:
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Описательная статистика Тема 1.1. Введение Особенности описаний объектов, явлений в психологии. Отличие психологических описаний от описаний объектов в естественных науках. Основные теоретические модели психологии и их характеристика: качественный уровень описания, субъективность, фрагментарность. Случайность психологических явлений. Основные понятия теории вероятностей. Теория вероятностей как аппарат математического описания случайных явлений. Понятие события, детерминированные и случайные события. Частота, частость, вероятность события. Классификация случайных событий: простые и сложные, совместные и несовместные, зависимые и независимые события. Вероятность суммы и произведения событий. Полная система событий, формула полной вероятности. Формула Байеса. Примеры психологических задач на определение вероятностей событий. Тема 1.2. Основные понятия математической статистики Способы представления распределений. Случайная величина, генеральная совокупность, выборка, распределение. Табличное, графическое, аналитическое представление распределений. Таблица приведенных данных, интервал квантования, алгоритм построения гистограммы и кумуляты. Тема 1.3. Числовые характеристики одномерных распределений Меры положения – мода, медиана, математическое ожидание; меры разброса – дисперсия, стандартное отклонение, коэффициент вариации; мера скошенности – коэффициент асимметрии. Их свойства и способы вычисления. Тема 1.4. Числовые меры парной взаимосвязи случайных величин Корреляционный анализ: диаграмма рассеивания, ковариация, коэффициент линейной корреляции Пирсона; его вычисление и свойства; корреляционная матрица, корреляционная плеяда. Двумерный регрессионный анализ. Понятие о линейной и нелинейной регрессии. Алгоритм построения простой линейной регрессии. Факторная и остаточная дисперсии, коэффициент детерминации. Тема 1.5. Типы данных, четыре уровни измерений Понятие измерения, уровни измерений. Шкала наименований: коэффициент φ парной (четырехклеточной) сопряженности Пирсона. Шкала порядка: шкала рангов, коэффициент ρ ранговой корреляции Спирмена, рангово-бисериальный коэффициент корреляции rrb. Шкала интервалов, метрическая шкала: точечно-бисериальный коэффициент корреляции rpb. Раздел 2. Индуктивная статистика Тема 2.1. Основные распределения, используемые при проверке гипотез в психологических исследованиях Нормальное распределение. Биноминальное распределение, схема испытаний Бернулли. Аппроксимирующая формула Муавра. Z-преобразование, единичное нормальное распределение, его свойства. Таблица стандартизованного единичного нормального распределения. Понятие квантилей распределения. χ2, t и F-распределения, их конструирование. Графики χ2, t и F-распределений, их свойства. Понятие степени свободы. Таблицы χ2, t и F-распределений и их практическое применение. Тема 2.2. Проверка статистических гипотез. Алгоритмы проверки наиболее часто используемых гипотез Статистики и параметры. Алгоритм проверки статистических гипотез, нулевая и альтернативная гипотезы, доверительная вероятность, ошибки первого и второго рода. Частные случаи проверки гипотез, наиболее часто используемых в психологии: достоверность различий средних значений и дисперсий двух выборок, значимость различных мер взаимосвязи случайных величин: Раздел 3. Непараметрическая статистика Тема 3.1. Непараметрические критерии проверки статистических гипотез. Основные понятия Параметрические и непараметрические критерии: сравнительная характеристика, возможности и ограничения. Связанные и несвязанные выборки. Тема 3.2. Непараметрические критерии для связанных выборок Критерий знаков G: характеристика, ограничения, алгоритм вычисления, проверка значимости. Критерий Т Вилкоксона: характеристика, ограничения, алгоритм вычисления, про- верка значимости. Тема 3.3. Непараметрические критерии для несвязанных выборок Критерий U Манна-Уитни: характеристика, ограничения, алгоритм вычисления, проверка значимости. Критерий Q Розенбаума: характеристика, ограничения, алгоритм вычисления, про- верка значимости. Тема 3.4. Многофункциональные критерии. Угловой -критерий Фишера Общая характеристика многофункциональных критериев. Эффект, виды эффектов. Угловой -критерий Фишера: назначение, ограничения, геометрическая интерпретация, алгоритм вычисления, проверка значимости. Раздел 4. Многомерные методы описания данных Тема 4.1. Многомерные методы описания данных Классификация многомерных методов по их назначению.
Тема 4.2. Анализ данных на компьютере Математико-статистическая обработка результатов исследования с использованием компьютерных пакетов Statistica, SPSS, Statgrafic. Возможности и ограничения конкретных компьютерных методов обработки данных. Стандарты обработки данных. Нормативы представления результатов анализа данных в научной психологии. Математическое моделирование и средства построения моделей: классификации, латентных структур, семантических пространств и т. п. Модели индивидуального и группового поведения. Моделирование когнитивных процессов и структур. Проблема искусственного интеллекта. Нетрадиционные методы моделирования. 5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Практические занятия
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 7.1. Основная литература
7.2. Дополнительная литература
7. 3. Вспомогательная литература
|
Курса «Математические методы в психологии» Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Математические методы в психологии» | Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисципли... Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Математические методы в психологии» включает в себя различные... | ||
Рабочая программа математические методы в психологии направление подготовки «психология» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Дисциплины «математические методы в инженерных задачах» Кафедра математики Направление Математические методы в инженерных задачах – это прикладная математическая дисциплина, в которой изучаются, способствующая развитию... | ||
Рабочая программа математические методы в психологии Филиал ноу впо санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права | Рабочая программа дисциплины специальность 08. 00. 13 «Математические... Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 13«Математические и инструментальные методы экономики». – М.: Финансовый университет,... | ||
Математические методы и модели Габрин К. Э., Математические методы и модели: Семестровое задание и методические рекомендации к решению задач. – Челябинск: Издательство... | Рабочая программа дисциплины «математические методы в экономике» направление Основная цель дисциплины обучить студентов алгоритмам использования математических методов и моделей применительно к экономической... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Математические методы в исторических исследованиях» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 030600. 62 «История», изучающих... | Тема Содержание работы Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь... | ||
Фгбоу впо «сгэу» от 09. 11. 2012г. № Решение ученого совета Самарского... «Математическое моделирование», «Математические модели в финансовых операциях», «Методы оптимизации», «Экономико-математические методы... | Программа дисциплины «математические методы в инженерных расчетах» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 222900. 62 «Электроника... | ||
Объект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой | Васильев е. П. Экономико математические методы и модели часть I Лукинова С. Г., Шатохина Л. В., Васильев Е. П. Экономико-математические методы и модели Часть I. Учебно-методический комплекс. –... | ||
План чтения лекции по учебной дисциплине «Математические методы» Раздел №2 Учебные и воспитательные цели: изучить основные виды задач линейного программирования, их математические модели | Тема: «Математические расчеты семейного бюджета» Математическая экономика – теоретическая и прикладная наука, предметом которой являются математические модели экономических объектов... |